Роб ван Хаувелинген
Книга Откровения: исполненная надежды
Введение
Последняя книга библейского канона одновременно и захватывающая, и загадочная. Она открывает столько же, сколько и скрывает. Существует ли ключ, с помощью которого мы сможем истолковать книгу Откровения? В этой статье я собираюсь, во-первых, исследовать название книги как текстуальный ключ, предлагая искупительно-исторический подход как наиболее подходящий для книги Откровения, и во-вторых, попытаться понять посредством данного подхода ключевой мотив будущего отмщения за христианских мучеников, согласно Откр. 20.
Многие интересные вступительные вопросы, такие как авторство, характер и точное время написания книги Откровения, не будут рассмотрены, так как в данной статье основное внимание уделяется нескольким темам, исследование которых принесет пользу библейскому богословию. В нашем случае достаточно сказать, что автор, который получил откровение, находясь в ссылке на острове Патмос «… за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр.1:9)[1], дважды называет себя Иоанном – в начале и в конце своей книги (1:9; 22:8); что Откровение – это пророческо-апокалиптическая книга; что обстановка в семи церквях Малой Азии, которые были первоначальными адресатами, отражает общий контекст второй половины первого столетия от Р.Х.
1. Почему, как и когда?
«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел» (Откр.1:1,2). Это и есть название последней книги канона Святого Писания. Как это название может ответить на вопрос: «Почему, как и когда было дано откровение Иоанну на острове Патмос?».
1.1 Предполагаемая цепь передачи откровения
Распространенный подход к пониманию названия книги Откровения, используемый во многих комментариях, называется цепью откровения. Согласно данному подходу, знание божественного откровения передавалось в следующем порядке: Бог > Иисус Христос > Его ангел > Его служитель Иоанн > Его служители. Вот что пишет Смоли в своем комментарии: «Сам автор является важным звеном цепи откровения, передающим Божье Слово Церкви через Христа и Его ангела»[2]. Однако, в греческом языке с грамматической точки зрения два основных глагола в первом предложении тесно взаимосвязаны; подлежащим для этих глаголов выступает существительное «Бог» (εδοχεν... θεος... και εσημανεν). Нет никаких признаков изменения подлежащего в предложении, как утверждается в распространенном подходе. Данное грамматическое обстоятельство соответствует теоцентричному подходу всей книги. Общепринятое истолкование требует изменения подлежащего в середине предложения. В таком случае, ангел воспринимается как служитель Иисуса Христа[3]. В параллельном тексте в конце книги Откровения мы читаем следующее: «Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Откр.22:6)[4]. Такие выражения как: «Его служитель Иоанн» и «Его служители» следует понимать во взаимосвязи с Богом, так как на протяжении всей книги Откровения мы читаем о «служителях Бога» (7: 3; 19: 2,5; 22: 3,6; ср. συνδουλοι, 6: 11). Вполне очевидно, что «Его служители» не являются служителями Иоанна. Как Иоанн, так его читатели служат в вере и послушании только Богу. Местоимение «Он» (1:1б) указывает на Самого Бога. Таким образом, Бог через Своего ангела даровал откровение Иоанну. Лиетаэрт Пеерболте, правильно указывая на слово «Бог» как подлежащее, отождествляет «ангела» в этой предполагаемой цепи откровения с Иисусом Христом. Бог, посредством Своего божественного посланника Иисуса Христа, позволил увидеть некоторые сокрытые вещи духовной реальности[5]. В таком случае, данная цепь откровения лишается, по крайней мере, одного звена. Однако, в этой конструкции слово «ангел» означает «посланник», «вестник», хотя в Откровении упоминаний об ангелах больше, чем в любой другой книге Святого Писания. Вероятней всего, речь идет о настоящем ангеле Бога, а не об Иисусе Христе. Ведь во всем Откровении ангелы называются сослужителями Иоанна (Откр. 19:10; 22:9), которых прославленный Христос превосходит во всем. В данном случае, мы, вероятно, имеем дело с ангелом-истолкователем (angelus interpres), подобным тем ангелам, которые играли посредническую роль в видениях Иезекииля, Даниила и Захарии. То есть это ангел, который служил проводником во всех видениях. Таким образом, концепция цепи откровения, как нам кажется, не способна объяснить нам название книги Откровения. Вместо «цепи откровения» лучше представить Бога как великого Инициатора в двух отношениях: во-первых, в отношении источника и назначения данного откровения, во-вторых, в отношении его передачи и провозглашения. Первый аспект относится к вопросу «почему», второй аспект – к вопросу «как». Схематическое изображение, представленное внизу, поможет нам понять, что мы имеем в виду. Основная мысль заключается в том, что именно Бог решил показать, чему надлежит быть вскоре. Левая колонка показывает, что Бог передает Свое откровение Иисусу Христу, намереваясь показать Божьим служителям, что произойдет вскоре. Правая колонка показывает, что Божий замысел был осуществлен посланным Иоанну ангелом-истолкователем, одним из Божьих слуг, дабы показать ему, чему надлежит быть вскоре.
ОТКРОВЕНИЕ, КОТОРОЕ ДАЛ БОГ |
ДАЛ |
ПОСЛАВ |
ЕМУ (ИИСУСУ ХРИСТУ) |
СВОЕГО АНГЕЛА |
ПОКАЗАТЬ |
ПОКАЗАТЬ |
СВОИМ СЛУЖИТЕЛЯМ |
СВОЕМУ СЛУГЕ ИОАННУ |
ЧЕМУ НАДЛЕЖИТ БЫТЬ ВСКОРЕ |
1.2 «Вскоре»: четыре варианта
Термин «вскоре» (εν ταχει 1:1) отражает срочность книги Откровения. Наступил решающий момент. Все должны безотлагательно прислушаться к словам этой книги, так как время близко (ο γαρ καιρος εγγυσ 1, 3; 22:10)! Слово «вскоре» заставляет задуматься о способе истолкования книги Откровения. В общем, существуют четыре различных подхода[6]:
1. Претеристский (относящийся к прошлому) взгляд: Откровение относится исключительно ко времени жизни Иоанна. Книга пророчески описывает контекст христианской церкви первого столетия от Р.Х. Представители этого взгляда настаивают на том, что видения Иоанна описывают события, правителей и силы зла, которые существовали в период жизни апостола.
2. Исторический взгляд. Книга Откровения относится ко всей христианской эпохе. Книга описывает время существования христианской церкви, начиная с вознесения Христа и заканчивая Вторым Пришествием Христа. Этот взгляд был широко распространен среди реформаторов шестнадцатого столетия, позволяя им отождествлять папство с апокалиптическим зверем. Тем не менее, среди ортодоксальных христиан еще есть сторонники этого взгляда, которые пытаются отождествлять апокалиптические образы с реалиями собственного времени.
3. Футуристский взгляд. Начиная с четвертой главы, Откровение описывает исключительно будущие события. Книга описывает события, которые все еще должны произойти, и которые осуществятся в последние дни человеческой истории.
4. Идеалистический взгляд. Откровение с помощью символов описывает борьбу добра и зла. Книга не имеет прямого отношения к историческим событиям прошлого или будущего. Символизм Откровения следует понимать в общем смысле.
Хотя в наше время наиболее широко распространен первый взгляд, тем не менее, обетования книги Откровения далеко не ограничиваются первым столетием от Р.Х. За горизонтом нашего времени мы видим появление совершенно нового мира, в котором Новый Иерусалим на новой земле станет осуществлением древнего идеала эсхатологического «града Божьего». Проблема второго взгляда, который основан на августинианской концепции «миллениума» (Откр. 20) как периода между вознесением Христа и Его Вторым Пришествием, заключается в том, что в таком случае представляется крайне трудным связать содержание книги с историческими событиями. Августин жил в первом тысячелетии, однако, у каждого исторического периода есть присущие только ему особенности. Третий взгляд, популярный среди самых разных направлений диспенсационализма[7], игнорирует пророческую значимость Откровения для каждой эпохи. Более того, этот взгляд практически полностью сосредотачивается на западной культуре и истории. Четвертый взгляд не принимает во внимание историчность семи церквей Малой Азии, о чем знали первые читатели книги Откровения. В целом, можно сказать, что согласно этому взгляду книга Откровения не имеет непреходящей значимости для всех времен. Говоря кратко, ни один из упомянутых взглядов не осознает всей важности этой необычной книги.
1.3 Искупительно-исторический подход
Повеление «напиши», данное в Откр. 1, служит ключом к пониманию всей книги: «Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего» (Откр.1:19; повеление «напиши» еще дано в Откр. 1:11)[8]. Выражение «что ты видел» охватывает содержание всей книги Откровения и проявляется в двух аспектах – «что есть» и «что будет после сего». Структура книги делится на две основных части. Иоанн описывает как настоящее, так и будущее. «Что есть» нельзя отделить от того, «что будет после сего». Описаны оба аспекта одной и той же реальности[9]. Если мы будем принимать во внимание пророческо-апокалиптический характер Откровения, проливающий свет как на настоящее, так и на будущее, тогда мы сможем соединить вместе элементы истины, которые представлены во всех вышеупомянутых взглядах. В таком случае, мы будем использовать толковательный подход под названием «искупительно-исторический подход»[10]. Исходя из исторического контекста первого столетия, в котором находились христиане Малой Азии, Иоанну было дано видение о том, как церковь Иисуса Христа будет возрастать и развиваться, как она будет вовлечена в глобальный конфликт между добром и злом, конфликт, который достигнет апогея в конце времен. Таким образом, книга Иоанна стала проводником, который, как ангел-истолкователь видений, проводит читателей христиан всех поколений через разнообразнейшие события этого мира в Царство Бога. На своем пути они видят вдохновляющие образы победы Агнца. Христиане, особенно во времена преследований и притеснений, должны сосредотачивать свое внимание и упование на Господе. С первой и до последней главы книга Откровения говорит, что Сам Христос свидетельствует об этом (Откр. 1:2; 22:20). В конце книги Откровения записаны слова Самого Христа: «Ей, гряду скоро!», на что Иоанн отвечает с верою: «Аминь!». Эти слова обращены к каждому читателю или слушателю, чей ответ выражает христианское упование: «Ей, гряди Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).
2. Тысяча лет
Применяя наработки из первого раздела относительно вопросов «почему, как и когда» книги Откровения, и используя искупительно-исторический подход, во втором разделе мы сосредоточимся на исследовании двадцатой главы. Из всех видений Иоанна на острове Патмос видение Откр. 20 – наиболее трудное для понимания. Какое христианское ожидание выражено в данном тексте? Следует отметить, что Откр. 20 представляет собой основной текст милленаризма (также известного как «хилиазм» – учение о Тысячелетнем Царстве Божьем). Большая часть реформатских экзегетов придерживаются истолкования Августина. Согласно Августину, миллениум начался с воскресения и вознесения Иисуса Христа, продолжается в настоящее время и закончится с пришествием Господа.
2.1 Мученики в Откровении
Я постараюсь рассмотреть Откр. 20 с другой точки зрения, с точки зрения самой книги Откровения. Через всю книгу Откровения красной нитью проходит весть – Сам Бог выступает за невинных мучеников[11]. Мученики – это люди, которые предпочли умереть страшной смертью, но не отказались от своих религиозных убеждений. Всемогущий Бог принимает их сторону и в конце открыто совершит возмездие. В начале книги Откровения Иоанн говорит о собственных страданиях и терпении (Откр. 1:9)[12]. Тем самым он отождествляет себя с верующими, разделяя с ними уверенность в том, что Бог восторжествует над силами зла и этого мира и установит Свое Царство на земле. Один из мучеников, упомянутых в книге Откровения, – неизвестный Антипа, который был казнен или убит в Пергаме. В Откр. 2:13 о нем говорится: «Мой верный свидетель» (буквально, «Мой верный, Мой свидетель, ο μαρτυς μου ο πιστος μου). Хотя использование слова «свидетель» в книге Откровения, по всей видимости, не подразумевает мученичество, тем не менее, в данном случае термин μαρτυσ указывает на насильственную смерть. В тексте не объясняются обстоятельства убийства Антипы. Кроме того, не совсем ясно, кто ответственен за его смерть. Антипа – единственный христианин, который назван в Откровении по имени, кроме самого Иоанна. Иоанн слышит голос замученных свидетелей («души закланных»), вопиющих о правосудии, об отмщении за пролитую кровь. Посмертное существование этих христиан указывает на то, что Бог на их стороне, однако божественное возмездие за их мученическую смерть еще не совершено. Глас с небес уверяет их, что Бог восстановит правосудие в будущем (Откр. 6:9-11, ср. Откр. 16:5-6). Женщина Вавилон представляет собой общество, которое готово, если возникнет необходимость, пойти по трупам. Она упоена «… кровью пророков и святых и всех убитых на земле» (Откр.18:24, ср. также Откр. 17:6). Но Бог совершит возмездие за кровь Своих служителей. Он раз и навсегда совершит правосудие за обезглавленных или подвергшихся насильственной смерти «за свидетельство Иисуса и Слово Божие» (Откр. 20: 4; ср. Откр. 19: 2). Они будут публично отмщены! С этой точки зрения, Откровение можно рассматривать как книгу о христианских мучениках, которая полна утешения и ободрения. Баукхам пишет: «Отрицательный аспект последнего суда (19:11-21), на котором будет осужден зверь, требует в качестве положительного противовеса вынесение приговора в пользу мучеников, которые должны быть отмщены и награждены»[13]. В то время, когда Иоанн записывал видения, была пролита кровь относительно небольшого числа мучеников, по крайне мере, в мировом масштабе. Тем не менее, в данном отношении книга Откровения обладает пророческой сущностью. Поэтому, на протяжении всей истории она остается крайне актуальной[14].
2.2 Правление мучеников и отмщение
Следует отметить, что Откр. 20, на самом деле, не говорит о Царстве как таковом. Эта глава сосредотачивается на тысячелетнем царствовании мучеников вместе с Мессией. Обладающие привилегией совместного правления, согласно стихам 4 и 5, это мученики, обезглавленные за веру[15]. Иоанн видит их возвращение к жизни (подобно тому как Сам Христос умер и воскрес, 2: 8б). Им было сказано, «… чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:11)[16]. Хилиазм отождествляет миллениум с ветхозаветными пророчествами о царстве мира, с пророчествами, которые на самом деле намного лучше согласуются с описанием небесного Иерусалима в главах 21 и 22. Обратите внимание, что в главе 20 нет совершенно никаких упоминаний об Израиле[17]. Тысяча лет, как символическое выражение, указывает на относительно длительный период времени. Этот период разительно отличается от десяти дней притеснений, о которых мы читаем в послании к Смирнской церкви (Откр. 2: 10б). К сожалению, в этом видении не дана подробная хронология. Поэтому у нас нет никакой возможности создать некий календарь событий. Мы можем лишь сказать, что миллениум, по всей видимости, представляет собой длительный период времени на небесах, в течение которого воскресшие мученики будут царствовать с Иисусом Христом. Только после этого периода произойдет общее воскресение в день последнего суда. Это эсхатологическое воскресение мучеников, когда их души облекутся в тела, указывает, что Бог на их стороне, что они будут отмщены (Откр. 20:4 και κριμα εδοθη αυτοισ)[18]. В стихах 5 и 6 говорится о «первом воскресении», своеобразном предварительном воскресении, которое предшествует общему воскресению всех мертвых в судный день. В то же время, оно знаменует приближение суда, когда воскресшие мученики будут провозглашены святыми. Далее, Иоанн видит «остальных мертвых», тех, кто умер естественной смертью, погребенных на дне морском или в земле. «…книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни», и все были судимы Богом (Откр. 20:11-15). За последним судом следует страшная «вторая смерть», адское пламя. Однако для мучеников опасности нет (Откр. 20:6). Над теми, кто подобно им победил, вторая смерть не будет иметь власти. Однако боязливые неверующие будут уничтожены (Откр. 2: 11б; 21: 8)[19].
2.3 Навеки вместе с Мессией
Все верные христиане могут надеяться на вечное Царство вместе с Мессией (Откр. 5:
10б; 22: 5б; ср. также Дан. 7: 21-22). Однако только мученики могут править вместе с Христом в течение тысячи лет, когда сатана будет связан. Публичное оправдание мучеников делает их предвестниками всех праведников. Эти свидетели, пролившие свою кровь, первыми насладятся плодами победы Иисуса Христа[20]. Упомянутое тысячелетнее заточение сатаны также представляет собой предварительное осуждение. После краткого периода свободы сатана будет брошен в озеро огненное. Таким образом, его обольщение будет прекращено окончательно и бесповоротно (Откр. 20: 10). После того как смерть и гадес будут также брошены в озеро огненное («вторая смерть»), наступит полнота осуществления Божьего обетования. После этих событий Иоанн видит новую землю и новое небо. В Откр. 21-22 Иоанн описывает детали Нового Иерусалима, города мира и центра нового света. Этот город – олицетворяет ожидание христианина будущего как для мучеников, так и для каждого верного верующего. Находясь вдали от нечестивых и рядом с Всемогущим Господом Богом и Агнцем на престоле, все праведные будут благоденствовать. Мессианское Царство мира будет вечным!
Заключение
Книга Откровения представляет собой руководство, роль которого схожа с ролью ангела-истолкователя видений. Это руководство помогает читателям христианам всех поколений пройти чрез разнообразнейшие события этого мира в Царство Бога.
Их упование, основанное на победе Агнца, сосредотачивается на славном возвращении Иисуса Христа и последнем дне этого мира. Христианские мученики, в свою очередь, царствуют вместе с Христом в течение тысячи лет, когда сатана связан. Публичное оправдание мучеников делает их предвестниками всех праведников. Искупительно-исторический подход, представленный в данной статье и основанный на реальной обстановке, в которой находилась ранняя Церковь, остается актуальным на протяжении всех веков, вплоть до возвращения Христа, и указывает на триумф всех христианских мучеников и предсказывает победу добра над злом, благодаря Божьему Агнцу. При таком подходе загадочная книга Откровения становится книгой, исполненной ожидания!
ОБОБЩЕНИЕ
Цель этой статьи – размышление над вопросами «почему, как и когда», которые относятся к последней книге библейского канона. Первая часть статьи рассматривает название книги, согласно которому именно Бог является Инициатором откровения, данного Иоанну на острове Патмос, и предполагает искупительно-исторический подход как наиболее подходящий подход к этой загадочной книге Откровения. Во второй части, в качестве примера данного подхода, «миллениум» (Откр. 20) истолковывается как тысяча лет прославленного состояния христианских мучеников. В заключение статьи делается вывод, что книга Откровения, с точки зрения искупительно-исторического подхода, является книгой, исполненной ожидания как для мучеников, так и для всех верных христиан.
[1] Возможно также, что греческий предлог δια в винительном падеже может указывать не на причину, а на цель пребывания Иоанна на острове Патмос. В таком случае, он должен был отправиться на остров, чтобы получить откровение или провозгласить евангельскую весть. Тем не менее, выражение «за свидетельство Иисуса Христа и Слово Божие» упоминается дважды в контексте мученичества (Откр. 6: 9; 20: 4). Нет ничего необычного в том, что римские власти ссылали неугодных на остров ('relegacio ad insulam'). Более того, сосланный на Патмос Иоанн, отождествлялся (согласно широко распространенному взгляду) с пребыванием пророка Иезекииля в вавилонском пленении (Ian K. Boxall, "Exile, Prophet, Visionary. Ezekiel's Influence on the Book of Revelation." In The Book of Ezekiel and Its Influence, eds. Henk Jan de Jonge and Johannes Tromp [Aldershot: Ashg'.lte, 2007], 147-164). Поэтому, традиционное истолкование изгнания кажется более предпочтительным.
[2] Stephen S. Smalley, The Revelation to John. A Commentary on the Greek Text of the Apocalypse
(Downers Grove: InterVarsity Press, 2005), 30.
[3] David Aune, Revelation 1-5 (Word Biblical Commentary; Dallas: Word, 1997), 15: «Подлежащее у этого глагола… неоднозначное; или слово «Бог», или слово «Иисус Христос», хотя последнее логически более вероятное, так как откровение было передано Богом Иисусу Христу. Поэтому, наверное именно Христос передает далее откровение».
[4] Конечно, это не значит, что Иисус не мог послать ангела (Откр. 22: 16). Обычно Сам Иисус говорит об «ангелах Божьих» или «ангелах небесных». Занн утверждает, что без предварительных объяснений ни один читатель не сможет понять, что означает выражение «ангел Иисуса» (Theodor Zahn, Die Offinbarung des Johannes. Erste Halfte Kap. 1-5 mit ausfiihrlicher Einleitung [Kommentar zum Neuen Testament; Leipzig: A. Deichettsche Verlangsbuchhandlung, 1924], 146).
[5] Bert Jan Iietart Peerbolte, "Het boek Openbaring als visionaire brief," Schrifl 201 (2002): 96-98. Он обосновывает свое предположение на Откр. 22: 8-9, где Иоанн говорит, что он пал ниц, дабы поклониться ангелу, который ему показывал видения. Однако ангел не позволяет Иоанну воздать ему почести как Богу, утверждая, что он лишь его сослужитель, равный ему.
[6] Я придерживаюсь классического деления, представленного Мерилом С. Тенни (Merrill C. Tenney), Interpreting Revelation (Grand Rapids: Eerdmans,1957; reprinted 1980). Краткое изложение истории истолкования книги Откровения дано в работе Герхардта Майера (Gerhard Maier), Die Oiftnbanmg des Johannes. Knpitel 1-11 (HistorischTheologischeAuslegung; Brunnen: Brockhaus, 2009), 59-76. Хотя Дэвид А. Сильва представляет свой интересный риторический подход в качестве «пятого интерпретирующего ключа, тем не менее, этот подход является одним из орудий для понимания книги Откровения (Seeing Things John's Way. The Rhetoric of the Book of Revelation (Louisville: Westminster John Knox Press, 2009).
[7] Разработано и отстаивается В. Оуэнилом (W.J Ouweneel), De Openbaring van Je;rdS Christus. Bijbelstudies over het bock Openbaring (Vaassen: Medema, 1988),38-49. По его мнению, семь посланий в Откр. 2 и 3 представляют собой семь следующих друг за другом периодов в истории церкви (Ефес – апостольский период, Смирна – время мучеников, Пергам – период государственной церкви, Фиатира – период Средневековья, и Рим как мировая церковь, Сардис – время Реформации, Филадельфия – великое пробуждение XIX столетия, Лаодикия – отступничество основных церквей в начале XX столетия).
[8] Обзор различных взглядов на Откр. 1: 19 как ключа для понимания книги Откровения представлен в, G.K. Beale, The Book of Revelation (The New International Greek Testament Commentary; Grand Rapids: Eerdmalls, 1999), 152-170.
[9] Истолкование Откр. 1:19 также представлено в, H.R. van de Kamp, Openbaring. Prqfetie vanqf Patmos (Commentaar op het Nieuwe Testament; Kampen: Kok, 2000), 84-86;]. de Vuyst, De Openbaring van Jobannes (Kampen: Kok, 1987), 27-28).
[10] Ярборо вновь отмечает непреходящую значимость этого подхода: Robert W. Yarbrough, 'The Salvation
Historical Fallacy? Reassessing the History of New Testament Theology (Leiden: Deo Publishing, 2004).
[11] Данный обзор представлен в Jan WiIlem van Henten, "The Concept of Martyrdom in Revelation." In Die
Johannesapokafypre: Kontexte und Konzepte / The Revelation if John: Contexts and Concepts, eds. J6rg Prey
e.a. (Tubingen: Mohr Siebeck, 2011) [forthcoming].
[12] См. снова подстрочную ссылку 1.
[13] Richard Bauckham, The Theology of the Book ofRevelation (Cambridge: University Press, 1993), 106-108 [107]. Баукхам верно отметил, что богословская задача миллениума заключается в том, чтобы показать триумф мучеников. Однако он считает, что миллениум относится к образной схеме Иоанна, созданной лишь для того, чтобы показать суть суда.
[14] Факт преследования христиан во времена правления Домициана отрицается многими толкователями. Однако, согласно недавним исследованиям, христианам, как из иудеев, так и из язычников (особенно если они были состоятельными людьми), в отдельных случаях могли угрожать либо конфискацией имущества, либо даже смертью. См.: Beale, The Book of Revelation, 4-27; Marius Heemstra, How Rome's Administration of the Fiscus Judaicus Accelerated the Parting of the Ways (diss. Groningen 2009), chapter 5 [Revelation and the fiscus judaicus].
[15] Глагол πελεχιζειν в четвертом стихе, новозаветное слово hapax, подразумевает казнь через отсечение головы топором, одну из форм смертной казни, которую регулярно практиковали в Римской империи.
[16] По причине двойного και и постоянно встречающегося артикля в греческом языке, вполне вероятно, что две различных группы рассматриваются: συνδουλοι. как христиане, обычно, αδελφοι, как определенные мученики в будущем («их братья и сестры, которые будут убиты»).
[17] Надежда на земное мессианское царство присутствует также и в иудейской апокалиптической литературе, например, в четвертой книге Ездры и второй книге Варуха. Однако, книга Откровения уникальна в том, что она обращает особенное внимание на воскресение мучеников. См.: Thomas Johann Bauer, Das tausendjahrige Messiasrcich der Johannesoffenbamng. Eifle literarkritische Studie zu OJfb 19,11-21,8 (Berlin: De Gruyter, 2007).
[18] Ср. Дан. 7: 22 в Септуагинте: και την κρισιν εδοκε τοις αγιοις του υφστου.
[19] Ван де Камп в своем комментарии (Openbaring, 434-435) также отрицает милленаристский подход, хотя по другим причинам: все верующие продолжают жить после смерти. Однако смерть и воскресение следует понимать в физическом смысле.
[20] Похожие истолкования представлены: L. van Hartingsveld, Openbaring. Een praktische bilbeiverklaring
(Tekst & Toelichting; Karnpen: Kok, 1984), 101-102 and 122; Robert H. Mounce, The Book of Revelation
(The International Commentary on the New Testament; Grand Rapids: Eerdmans, 1977),
351-360; N.T. Wright, The Resurrection of the Son of God (Minneapolis: Fortress Press, 2003), 472-476:
«Понятно, что автор рассматривает «первое воскресение» в контексте телесного воскресения, в контексте праведных в воплощенном небесном мире» (474).
Этот материал еще не обсуждался.