Роб ван Хаувелинген
Глава 20 Книги Откровение: Тысяча лет царствования мучеников
Из всех видений Иоанна на острове Патмос видение, записанное в главе 20 книги Откровение, является наиболее трудным для понимания. Именно эта глава Откровения представляет собой основной текст милленаризма (также известного как «хилиазм» – учение о тысячелетнем царстве мира).
Большая часть реформатских экзегетов придерживается истолкования Августина. По его мнению, миллениум начался с воскресения и вознесения Иисуса Христа, продолжается в настоящее время и закончится с пришествием Господа.
Мученики в Откровении
В этой статье я постараюсь рассмотреть главу 20 книги Откровение с другой точки зрения – с точки зрения самой этой книги. Ведь через всю книгу Откровение красной нитью проходит следующая мысль – Сам Бог выступает за Своих невинных мучеников. Всемогущий Бог принимает их сторону и в конце открыто совершит возмездие за их страдания. Одним из них является неизвестный Антипа, который был казнен или убит в Пергаме. О нем говорится: «Мой верный свидетель» (Откр. 2:13) (буквально: «Мой верный, Мой свидетель» – «ho martus mou, ho pistos mou»). Иоанн слышит, как замученные свидетели («души убиенных») вопиют о правосудии, об отмщении за их пролитую кровь. И глас с небес уверяет их, что Божественное правосудие свершится (Откр. 6:9–11, сравните: Откр. 16:5–6). Женщина, носящая имя Вавилон, олицетворяет собой общество, которое готово, если возникнет такая необходимость, шагать по трупам. Она упоена «...кровью пророков и святых и всех убитых на земле» (Откр. 17:6, 18:24).
Но Бог отомстит за кровь Своих служителей. Раз и навсегда Он совершит правосудие за обезглавленных или подвергшихся другой насильственной смерти «за свидетельство Иисуса и за слово Божие» (Откр. 19: 2, 20:4). Они будут открыто, перед всеми отмщены!
С такой точки зрения Откровение можно рассматривать как книгу о христианах-мучениках, полную утешения и ободрения. Когда Иоанн записывал свои видения, была пролита кровь пока еще относительно небольшого числа мучеников, по крайней мере в мировом масштабе. Тем не менее в данном отношении книга Откровение обладает пророческой сущностью. На протяжении всей истории она остается крайне актуальной.
Правление мучеников
На самом деле глава 20 книги Откровение не говорит о царстве как таковом. В ней сосредотачивается внимание на тысячелетнем царствовании мучеников вместе с Мессией. Обладающие привилегией совместного правления, как о том говорится в стихах 4 и 5, – это мученики, обезглавленные за веру. В своем видении Иоанн наблюдает их возвращение к жизни (подобно тому как Сам Христос умер и вновь ожил, воскрес, Откр. 2:8). Им было сказано, «...чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:11).
Учение хилиазма отождествляет «миллениум» с ветхозаветными пророчествами о царстве мира, пророчествами, которые на самом деле намного лучше согласуются с описанием Нового Иерусалима в главах 21 и 22. Ведь в главе 20 вообще нет никаких упоминаний об Израиле. Символическое выражение «тысяча лет» указывает на относительно длительный период времени. И этот период разительно отличается от десяти дней притеснений, о которых мы читаем в послании Смирнской церкви (Откр. 2:10). К сожалению, в этом видении не представлена подробная хронология, поэтому у нас нет возможности создать некий календарь событий.
Оправдание мучеников
Эсхатологическое воскресение мучеников, когда их души облекутся в тела, по всей видимости, подразумевает их царствование (Откр. 20:4; сравните: Дан. 7:22 в Септуагинте). В стихах 5 и 6 главы 20 книги Откровение говорится о «первом воскресении», своеобразном предварительном воскресении, которое предшествует общему воскресению всех мертвых в судный день. В то же время оно знаменует собой некий предварительный суд, на котором воскресшие мученики провозглашаются святыми. Далее Иоанн видит «остальных мертвых», тех, кто умер естественной смертью, погребенных на дне морском или в земле. Тогда были открыты книги – также и книга жизни! – и все были судимы Богом (Откр. 20:11–15). За этим окончательным судом следует страшная «вторая смерть», адское пламя. Однако для мучеников опасности нет (Откр. 20:6)! Над теми, кто подобно им, победил, вторая смерть не будет иметь власти. Однако боязливые, неверующие будут уничтожены (Откр. 2:11, 21:8).
Вместе с Мессией
Все верные христиане могут надеяться на вечное царствование вместе с Мессией (Откр. 5:10, 22:5; сравните также: Дан. 7:21–22).; однако только мученики смогут править вместе с Христом уже в течение тысячи лет, когда сатана будет связан. Открытое, публичное оправдание мучеников ставит их в авангарде всех праведников. Эти свидетели, пролившие свою кровь, первыми насладятся плодами победы Иисуса Христа.
Упомянутое тысячелетнее заточение сатаны также представляет собой предварительное осуждение. После краткого периода свободы сатана будет ввержен в озеро огненное, и таким образом его деятельность обольщения будет окончательно прекращена (Откр. 20:10). После того как смерть и Гадес также будут ввержены в озеро огненное («вторая смерть»), наступит наконец полнота осуществления Божьего обетования. Ведь после этих событий Иоанн видит «новое небо и новую землю».
В главах 21 и 22 книги Откровение Иоанн описывает особенности нового Иерусалима, города мира, стоящего в центре нового света.
И этот город является олицетворением нашего христианского ожидания будущего – и для мучеников, и для каждого верного верующего. Находясь вдали от нечестивых и рядом с Всемогущим Господом Богом и Агнцем на престоле, все праведные будут благоденствовать. И Мессианское царство мира будет вечным!
Эта статья была переведена Аартом Плагом (октябрь 2010 года) при поддержке автора.
• Все библейские ссылки в оригинале статьи на английском языке взяты из перевода Библии New International Version of the Bible (NIV), 1984 (все библейские ссылки в переводе статьи на русском языке взяты из Русского синодального перевода Библии).
Примечания автора:
1. 16 июня 2006 года в Свободном университете Амстердама был проведен симпозиум по эсхатологии. На этом мероприятии доктор Хэнк Баккер обратил внимание на тему мученичества в контексте эсхатологического ожидания в раннем христианстве. Впоследствии он был приглашен в Богословский университет Кампена (15 марта 2010 года) прочитать лекцию, в которой подробно рассматривалась бы данная тема в контексте книги Откровение. Я благодарен доктору Хэнку Баккеру за его идеи.
2. По введению к книге Откровение рекомендую: P. H. R. van Houwelingen, Revelation: how, why and when? Журнал Lux Mundi 29.3 (2010), стр. 60–62.
3. Тема ожидания земного мессианского царства прослеживается также в иудейской апокалиптической литературе, например, в 4-й книге Ездры и 2-й книге Варуха. Однако уникальность книги Откровение в том, что она уделяет особое внимание теме воскресения мучеников.
4. Похожие истолкования представлены в следующих работах: L. Van Hartingsveld, Openbaring. Een praktische bijbeiverklaring (Tekst & Toelichting. Kampen: Kok, 1984), стр. 101–102 и 122; Robert H. Mounce, The Book of Revelation (The International Commentary on the New Testament; Grand Rapids: Eerdmans, 1977), стр. 351–360; N. T. Wright, The Resurrection of the Son of God (Minneapolis: Fortress Press, 2003), стр. 472–476. Йохем Даума (Jochem Douma) выражает подобные мысли в работе Christenen voor Israеl? Verantwoording van een politieke keus (Barneveld: De Vuurbaak, 2008), стр. 116–121.
5. Х. Р. Ванн де Камп (H. R. van de Kamp, Openbaring. Profetie vanaf Patmos; CNT, Kampen: Kok, 2003) также отрицает милленаристский взгляд, хоть и с другой точки зрения: все верующие живут после смерти. Однако смерть и воскресение в данном случае следует рассматривать как телесные смерть и воскресение.
Этот материал еще не обсуждался.