Евгений Каширский
О христианском учении
Раздел 1. О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ
1. ЧТО ЕСТЬ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ?
Священное Писание (Библия) есть начертанное Слово Божие и содержит знание о Боге и Его воле. Библия непротиворечива и целостна, достаточна для знания о спасении человека. Слово Божие вечно и неизменно, как вечен и неизменен Бог, как вечна и неизменна Его воля. Не верить Библии означает не верить Богу.
“Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2Тим.3:16);
“На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах” (Пс.118:89).
2. ПОЧЕМУ ТОЛЬКО БИБЛИЯ СОДЕРЖИТ ПОЛНОЕ И ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ О БОГЕ ?
Богу было угодно дать людям только то знание о Себе и Своей воле, которое изложено в Священном Писании. Человеческие рассуждения и писания о Боге не могут служить авторитетным источником знаний, поскольку не являются богодухновенными.
“Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению” (Еф.1:9);
“Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше” (1Ин.5:9);
“Разве от вас вышло Слово Божие ?” (1Кор.14:36).
3. КАК ДОСТИЧЬ ПОНИМАНИЯ БИБЛИИ ?
Для понимания Библии недостаточно прочтения ее и запоминания отдельных стихов. Необходимо ее систематическое изучение, что включает в себя постоянное изучение содержания Библии в целом, постижение смысла и духа ее положений, изучение отдельных мест, исследование их контекста, согласование отдельных высказываний со всем текстом, понимание конкретного значения употребленных слов. Полное понимание Библии приводит к пониманию воли Божией.
“познавайте, что есть воля Божия.” (Еф.5:17);
“не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его” (Кол.1:9);
“Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; Твердая же пища свойственна совершенным” (Евр.5:13-14);
“оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству” (Евр.6:1);
“они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания” (Деян.17:11);
“разумеешь ли, что читаешь?” (Деян.8:30).
4. КАКОЙ СУЩЕСТВУЕТ ПРИНЦИП СОГЛАСОВАНИЯ СТИХОВ ?
Если какие-либо стихи в Писании вызывают впечатление противоречащих друг другу, их необходимо согласовать через иные стихи, сопоставить с теми высказываниями, которые говорят о том же предмете более ясно. Все должно быть согласовано по принципу: частный случай подчиняется общему правилу, меньшее входит в большее.
“Так же и в другом месте Писание говорит: “воззрят на Того, Которого пронзили”.” (Ин.19:37);
“читающий да разумеет” (Мф.24:15);
“мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, Так-как вы отчасти и уразумели уже” (2Кор.1:13-14);
“он [Ап. Павел] говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.” (2Пет.3:16);
“да даст тебе Господь разумение во всем.” (2Тим.2:7).
5. ПОЧЕМУ ХРИСТИАНАМ НУЖЕН ВЕТХИЙ ЗАВЕТ ?
Ветхий и Новый Заветы являются единым и неразрывно целостным Словом Божиим и содержат откровения воли Божией по отношению к Его творению. Ветхий Завет дает понимание необходимости спасения человека, содержит пророчества о грядущем Мессии (Христе), показывает действие Законов Божиих.
“слово Бога нашего пребудет вечно.” (Ис.40:8);
“надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.” (Лк.24:44);
“законом познается грех” (Рим.3:20);
“Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость.” (Пр.28:9).
6. ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ УЧЕНИЯ ?
В целях обретения знаний, которые дает Библия, прежде всего в отношении воли Божией, необходимо их изложить в виде систематического учения. Учение формулирует законы и принципы, определяет тенденции и делает выводы. Конечной целью учения является полное подчинение человека воле Божией.
“Держись образца здравого учения” (2Тим.1:13);
“Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно” (1Тим.4:16);
“Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей” (1Кор.2:6,7).
7. МОЖЕТ ЛИ УЧЕНИЕ ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ О БОГЕ ?
Бог дает только то знание о Себе и Своей воле, которое Он справедливо считает полезным и достаточным для спасения человека. Поэтому в отношении всего закрытого Богом учение ограничивается установлением принадлежности отдельных явлений или законов к Тайнам Божиим. Необъяснимость закона не отменяет возможности его включения в систему построений и выводов.
“Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам” (Втор.29:29);
“величие Его неисследимо” (Пс.144:3);
“разум Его неизмерим” (Пс.146:5);
“Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо.” (Иов.36:26).
8. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТИННОСТЬ УЧЕНИЯ ?
Истинность учения определяется его полным согласованием с Библией. Согласование означает соответствие каждого положения учения смыслу и духу Слова Божия. Непротиворечивость Слова Божия и однозначность его смысла исключают существование различных истинных учений.
“братия (мои), что только истинно, [...] о том помышляйте.”
(Фил.4:8);
“Все испытывайте, хорошего держитесь.” (1Фес.5:21);
“не искажая слова Божия, а открывая истину” (2Кор.4:2).
9. КАКОВЫ ПРИЗНАКИ ЛОЖНЫХ УЧЕНИЙ ?
Приведем три основных признака ложных учений: А) Учение не полностью следует истине Священного Писания, считая позволительным нарушать отдельные установления Божии. Объяснение приверженцев учения: эти установления устарели и не соответствуют современному обществу. Б) Учение не представляет собой целостной системы, страдает противоречиями и отсутствием строгих доказательств. Существуют две разновидности: 1) характеризуется буквальным восприятием текста Священного Писания, 2) упор делается на толковании библейских иносказаний. Обе разновидности учения показывают неверное понимание Библии. Распространены в среде недостаточно образованных людей. В) Учение совмещает с Библией иные источники, например, исторические прецеденты или какие-либо поучения авторитетов, признанных в среде сторонников учения. Мы не рассматриваем здесь учения, явно отвергающие Слово Божие, ибо они находятся вне христианства.
А) “будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху” (2Тим.4:3);
“храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания” (1Тим.6:20);
“Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения” (Еф.4:14);
Б) “некоторые уклонились в пустословие, Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.” (1Тим.1:6,7);
В) “Смотрите, (братия,) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу” (Кол.2:8);
“вас снова нужно учить первым началам слова Божия” (Евр.5:12).
10. КАК СЛЕДОВАТЬ УЧЕНИЮ ?
Учение должно войти в жизнь человека. Для этого его необходимо тщательно освоить самому и помочь в этом другим, обучая незнающих, наставляя заблуждающихся и отстаивая истину в споре с ее противниками. Учение, способствуя пониманию воли Божией, показывает, как исполнять ее надлежащим образом. Следование учению означает подчинение человека в каждом дне своей жизни воле Божией.
“Ты же говори то, что сообразно с здравым учением” (Тит.2:1);
“мы не сильны против истины, но сильны за истину.” (2Кор.13:8);
“У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? людям ли угождать стараюсь?” (Гал.1:10);
“Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины” (Пс.59:6);
“кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь.” (Мф.12:50).
11. ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЗНАТЬ О БОГЕ ?
Человеку не дано полностью постичь сущность Бога. Человек может знать о Боге только то, что открыто ему в Священном Писании: Бог есть дух, невидимый, вечный, совершенный, неизменный, всемогущий, всеведущий, вездесущий; святой, справедливый и праведный. Бог есть любовь. В единстве Божием пребывают три Лица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
“Бог есть дух” (Ин.4:24);
“Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков.” (1Тим.1:17);
“Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами.” (2Кор.13:13);
“Бог наш есть огонь поядающий.” (Евр.12:29);
“Я - Господь каратель.” (Иез.7:9);
“Бог есть любовь” (1Ин.4:8,16).
12. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СОВЕРШЕНСТВО БОГА ?
Это означает безошибочность Его знания, совершенство всех деяний и помыслов Бога. Совершенство Бога абсолютно.
“совершен Отец ваш Небесный.” (Мф.5:48);
“Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.” (Иак.1:17);
“Дело Его - слава и красота” (Пс.110:3).
13. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ БОГА ?
Вездесущность Бога означает присутствие Его Святого Духа в каждом месте созданного Им мира, как на небесах, так и на земле.
“Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты.” (Пс.138:7-8).
14. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВСЕМОГУЩЕСТВО БОГА ?
Всемогущество Бога означает не только Его величайшую силу и безграничную возможность деяний, но также и то, что Бог является единственным властителем мира. Определенное Богом обязательно будет исполнено, никто не в состоянии помешать Ему или нарушить Его план.
“Я Бог всемогущий” (Быт.17:1);
“Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество” (1Пар.29:12);
“Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - кто отвратит ее?” (Ис.14:27);
“у Бога не останется бессильным никакое слово.” (Лк.1:37).
15. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВСЕВЕДЕНИЕ БОГА ?
Это означает, что еще до сотворения мира Богу было известно все, что произойдет на небесах и на земле. Каждая мысль человека, каждое его слово и каждый поступок заранее известны Богу и не представляют для Него неожиданности.
“Бог [...] знает все.” (1Ин.3:20);
“И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его” (Евр.4:13);
“Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.” (Пс.138:4);
“О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!” (Рим.11:33).
16. ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ЗНАНИЕ О НЕИЗМЕННОСТИ БОГА ?
Знание о неизменности Бога дает человеку уверенность в том, что все Божии установления и обетования будут исполнены. Бог не изменяет и не отменяет изволений Своей воли.
“Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться.” (Числ.23:19);
“Я - Господь, Я не изменяюсь” (Мал.3:6);
“из уст Моих исходит правда, слово неизменное” (Ис.45:23);
“слово Бога нашего пребудет вечно” (Ис.40:8).
17. КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ БОГА ?
Справедливость Бога проявляется в Его судах над творением. Бог есть Судия всей вселенной, Его суждения неизменны. Все, что совершает творение, получает справедливое вознаграждение или наказание. Человек может быть в высшей степени уверен, что Бог не поступит с ним несправедливо.
“Судия всей земли поступит ли неправосудно?” (Быт.18:25);
“Суды Господни - истина, все праведны.” (Пс.18:10);
“воздаст каждому по делам его” (Mф.16:27).
18. ПОЧЕМУ БОГ СОЗДАЛ МИР ?
Бог создал мир ради прославления имени Своего, Своей любви, мудрости и силы. Бог ни в чем не нуждается от Своих творений.
“Все сделал Господь ради Себя” (Пр.16:4);
“Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.” (Пс.18:2);
“дело рук Моих, к прославлению Моему.” (Ис.60:21).
19. КАК ПОНИМАТЬ ВЫРАЖЕНИЕ: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ?
Это означает, что Бог является источником любви. Всякое творение способно любить лишь в той мере, в какой дано ему Богом.
“Бог любви и мира” (2Кор.13:11);
“Смотрите, какую любовь дал нам Отец” (1Ин.3:1);
“любовь от Бога” (1Ин.4:7);
“А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью” (1Фес.3:12).
20. ПРАВИЛЬНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО МЕЖДУ БОГОМ И ДИАВОЛОМ ПРОИСХОДИТ ПОСТОЯННАЯ БОРЬБА ЗА ДУШУ ЧЕЛОВЕКА ?
Нет, это не так. Диавол полностью подчинен Богу и исполняет Его волю. Диаволу дано искушать человека лишь в той мере, в какой попускает ему Бог.
“сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу” (Лк.22:31);
“Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему” (Мк.1:27);
“И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним” (Мк.3:11);
“Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”.” (Иуд.9).
Раздел III. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОВИДЕНИЕ БОЖИИ
21. ЧТО ТАКОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ?
Предопределение означает установление Богом еще до создания мира порядка будущих событий. Согласно этому порядку все происходит с закономерной неизбежностью и неизменностью. Все пророчества основаны на предузнании этого порядка событий.
“Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю.” (Ис.46:10);
“Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю.” (Ис.46:11);
“Я сказал, Я определил, и не раскаюсь в том и не отступлю от того.” (Иер.4:28);
“Отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится.” (Ис.34:16);
“что предопределено, то исполнится.” (Дан.11:36);
“По предвечному определению” (Еф.3:11).
22. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ?
Жизнь каждого человека предопределена Богом: место и время его рождения, раса, пол, рост, умственные способности, характер и темперамент. Бог дает способности, определяет образ мыслей, влияет на поступки, что в конечном итоге составляет данную человеку судьбу.
“в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.” (Пс.138:16);
“Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.” (Пр.16:9);
“Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.” (Пр.19:21);
“судьба человека - от Господа.” (Пр.29:26);
“Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум” (Пр.2:6);
“Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.” (Фил.2:13);
“Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?” (Лк.12:25).
23. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛЯ НАРОДА ?
Судьба каждого народа предопределена Богом: место и время его проживания на земле, численность, общий нравственный и культурный уровень.
“И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, - отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему. От малого произойдет тысяча, и от самого слабого - сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время.” (Ис.60:21,22);
“четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою.” (Дан.8:22);
“Кто определил это Тиру, который раздавал венцы, которого купцы были князья, торговцы - знаменитости земли? Господь Саваоф определил это” (Ис.23:8,9);
“Ибо по истине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, Чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой” (Деян.4:27,28);
“они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии.” (Деян.16:6; см. далее).
24. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ?
Бог определил судьбу всего человечества, поэтому все в истории совершается согласно замыслу Божию. Главнейшее предопределенное событие будущего – Второе Пришествие Иисуса Христа и Его Суд над народами.
“От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию” (Деян.17:26);
“Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы.” (Ис.14:26);
“Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа” (Деян.17:31);
“Oн спасет людей Своих от грехов их.” (Мф.1:21).
25. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ В ДУХОВНОМ МИРЕ ?
Бог Отец предопределил Иисусу Христу быть Спасителем, Судиею и Царем. Предопределена судьба чистых и падших ангелов.
“Сын Человеческий идет по предназначению” (Лк.22:22);
“Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили” (Деян.2:23);
“да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа” (Деян.3:20);
“Предназначенного еще прежде создания мира” (1Пет.1:20);
“В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей” (Еф.1:11);
“в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф.25:41).
26. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ В МИРЕ ПРИРОДЫ ?
Предопределение является по своей сути фундаментальным законом развития мира. Все в природе говорит о закономерности, о существовании определенного общего принципа. Законы, по которым развивается природа, даны Богом.
“Господь премудростию основал землю, небеса утвердил разумом” (Пр.3:19);
“Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.” (Ис.45:12);
“Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью” (Иер.31:35);
“Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой.” (Иоиль 3:15);
“Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские” (Быт.9:2).
27. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРОВИДЕНИЕ (ПРОМЫСЛ) ?
Провидение означает использование Богом средств для выполнения Его воли. Средствами могут быть духовные и природные явления, обстоятельства и человеческая деятельность, даже работа диавола подчинена провидению Божиему. Например, Кн. Иова дает описание того, как Бог через диавола и соседние народы претворяет Свой замысел относительно Иова.
“А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я - Господь.” (Исх.14:4);
“послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху” (Суд.9:23);
“А один человек случайно натянул лук, и ранил царя Израильского сквозь швы лат.” (3Цар.22:34; Ср. с 17 и 30 ст.).
28. ЧТО ТАКОЕ ПОПУЩЕНИЕ БОЖИЕ ?
Попущение означает предоставление человека во власть его собственных страстей и привычек, разума и силы, что неизбежно приводит к определенным последствиям. Для осуществления Своих святых и праведных намерений Бог попускает человеку совершить грех (что не делает Бога ответственным за грех) и попускает диаволу соблазнять людей. Диаволу было также разрешено искушать нашего Господа Иисуса Христа. Попущение неразрывно связано с властным установлением пределов ему.
“Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?” (Ис.63:17);
“И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы” (Иез.20:25);
“попускал Я всякого человека враждовать против другого.” (Зах.8:10);
“Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями” (Деян.14:16);
“Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?” (Ам.3:6);
“И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною” (Мк.1:13);
“верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил” (1Кор.10:13).
29. ПОЧЕМУ БОГ ПОПУСКАЕТ ПРИРОДНЫЕ КАТАКЛИЗМЫ ?
Природные катаклизмы служат наказанием отдельным народам или человечеству в целом. Причиной наказания обычно бывает низкое духовное и моральное состояние общества.
“Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть” (Быт.6:17; ср. с 12 и 13 ст.);
“Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный” (Исх.9:18; см.19,24);
“будут глады, моры и землетрясения по местам; Все же это начало болезней” (Мф.24:7);
“Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу, Землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней.” (Пс.106:33,34).
30. ПОЧЕМУ БОГ ПОПУСКАЕТ ИСТОРИЧЕСКИЕ КАТАКЛИЗМЫ ?
Исчезновение государств и народов, войны, революции и другие исторические катаклизмы являются наказанием отдельным обществам или всему человечеству в целом и служат исполнением Предопределения.
“Кто это говорит: “и то бывает, чему Господь не повелел быть”? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои.” (Пл.Иер.3:37-39);
“Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть.” (Мф.24:6).
“вот, Я посещу их: юноши их умрут от меча; сыновья их и дочери их умрут от голода. И остатка не будет от них; ибо Я наведу бедствие на мужей Анафофа в год посещения их.” (Иер.11:22,23);
“И совершу в гневе и негодовании мщение над народами, которые будут непослушны.” (Мих.5:15);
“и увидят трупы людей, отступивших от Меня” (Ис.66:24);
“Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял - в негодовании Моем.” (Ос.13:11; см. также 1Цар.8:5-7).
Раздел IV. ВСЕОБЩАЯ ГРЕХОВНОСТЬ.
31. ЧТО ТАКОЕ ВСЕОБЩАЯ ГРЕХОВНОСТЬ ?
Всеобщая греховность означает, что человечество в целом и каждый человек в отдельности имеют грехи. Исключением явился Иисус Христос, ибо Он, будучи во плоти, не совершил никакого греха.
“Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.” (Пс.13:3);
“все под грехом” (Рим.3:9);
“все согрешили и лишены славы Божией” (Рим.3:23);
“Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.” (1Ин.1:8);
“Он не сделал никакого греха” (1Пет.2:22).
32. ЧТО ПОСЛУЖИЛО ПРИЧИНОЙ ВСЕОБЩЕЙ ГРЕХОВНОСТИ ?
Причиной послужило нарушение Адамом и Евой завета Божия. В них вошла греховность, которую они передали всем своим потомкам, то есть человечеству.
“одним человеком грех вошел в мир” (Рим.5:12);
“преступлением одного всем человекам осуждение” (Рим.5:18).
33. ЧТО СТАЛО С ЧЕЛОВЕКОМ ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ ?
Грех нарушения завета Божия повлек за собой необратимые изменения в человеке: он стал смертен, неудержимо склонен ко греху, утратил способность к духовному добру.
“смерть перешла во всех человеков, потому что в нем [в Адаме] все согрешили.” (Рим.5:12);
“не я делаю то, но живущий во мне грех” (Рим.7:20);
“не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе” (Рим.7:18);
“во грехе родила меня мать моя.” (Пс.50:7).
34. РАЗВЕ ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН НА ДОБРЫЕ ДЕЛА ?
Человек, будучи по природе греховен, не способен (мертв) к духовной жизни и, следовательно, к духовному добру. Тем не менее, он может совершать добрые (с точки зрения общечеловеческой морали) поступки, которые могут быть приятны Богу. Однако такие поступки не являются основанием для спасения.
“мертвы во грехах” (Кол.2:13);
“живущие по плоти Богу угодить не могут” (Рим.8:8);
“делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть” (Рим.3:20).
“земля и все дела на ней сгорят.” (2Пет.3:10);
“Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.” (Рим.4:2).
35. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАТЬ ГРЕШИТЬ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ ?
Человек не может по своей воле перестать грешить, хотя и способен проявить некоторое усердие в борьбе с грехом. Тем не менее, будучи духовно мертвым, невозрожденный человек даже не видит многие свои грехи.
“Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое?” (Иер.13:23);
“будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией” (Еф.4:18);
“вы не то делаете, что хотели бы.” (Гал.5:17);
“без Меня не можете делать ничего.” (Ин.15:5).
36. ЕСТЬ ЛИ У ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНАЯ ВОЛЯ?
До грехопадения человек имел свободу воли в отношении добра и зла. После грехопадения человек утратил свободу воли в отношении всего духовного, став рабом греха. Только Бог освобождает человека от рабства греха.
“предал их Бог в похотях сердец их нечистоте” (Рим.1:24);
“предал их Бог постыдным страстям” (Рим.1:26);
“И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства” (Рим.1:28);
“мы все жили некогда по нашим похотям, исполняя желания плоти и ее помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие” (Еф.2:3).
37. КАКОЙ ГРЕХ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ТЯЖКИМ ?
Самым тяжким грехом является неверие в Бога (атеизм). Атеизм есть опасное заблуждение извращенного ума. Никакие героические поступки не спасут атеиста от гнева Божия. Священное Писание называет в числе других тяжких грехов нарушение воли Божией.
“ если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.” (Мф.12:32);
“Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”.” (Пс.13:1);
“люди безумные хулят имя Твое.” (Пс.73:18).
38. ЧТО ОЖИДАЕТ КАЖДОГО ГРЕШНИКА ?
Каждый грех есть нарушение воли Божией и оскорбление Его святости и праведности, поэтому грех неотвратимо обрекает человека на гнев Божий и подвергает справедливому наказанию Божию. Наказание страшно и неотменяемо: вечные мучения в геенне огненной. Оправдать свои грехи пред Богом невозможно.
“сами в себе имели приговор к смерти” (2Кор.1:9);
“возмездие за грех - смерть” (Рим.6:23);
“В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, Которые подвергнуться наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его” (2Фес.1:8-9);
“А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.” (2Пет.3:7).
39. ПОЧЕМУ СТРАХ ПЕРЕД ГНЕВОМ БОЖИИМ ЕСТЬ ДОБРЫЙ ЗНАК?
Размышления и переживания по поводу своего духовного состояния, а также страх перед гневом Божиим и грядущим наказанием следует воспринимать как добрый знак начала духовного возрождения человека, поскольку номинально верующие люди и тем более атеисты никогда всерьез не задумываются об этих вопросах. Такому человеку следует от всего сердца исполнять волю Божию, постигая Священное Писание и обращаясь за советом к Церкви.
“Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте” (Иак.4:9);
“Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасает.” (Пс.33:19);
“В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.” (Пр.14:26,27);
“зная страх Господень, мы вразумляем людей” (2Кор.5:11);
“Начало мудрости - страх Господень” (Пс.110:10);
“нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.” (Дан.12:10);
“Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его. Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его.” (Пс.35:2,3).
40. ЧТО ЕСТЬ ПОКАЯНИЕ ВО ГРЕХАХ ?
Бог призывает грешников к покаянию во грехах, что означает не только признание человеком своих отдельных грехов, но признание себя грешником, заслуживающим самого строгого наказания. Только такой человек может возложить все свое упование на милость Господа. Вот почему Христос говорит о том, что Он пришел призвать не праведников, но грешников, то есть тех, кто видит себя таковым и надеется на милость Господа, а не на свою праведность. Этот призыв обращен ко всем людям в равной мере, поскольку все грешны и всякий грех противен святости Божией. Следует обратить внимание на то, что истинное покаяние во грехах даруется Богом.
“печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению” (2Кор.7:10);
“благость Божия ведет тебя к покаянию” (Рим.2:4);
“не даст ли им Бог покаяния к познанию истины” (2Тим.2:25);
“Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.” (Ис.57:15).
Раздел VI. О СПАСЕНИИ ИЗБРАННЫХ.
51. ПОЧЕМУ СПАСЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСИТ ОТ БОГА ?
Без помощи Божией человек не в состоянии изменить свою греховную природу, обрести веру и вести праведную жизнь. Священное Писание указывает на то, что неизбранным ко спасению Бог по Своей воле не дает веру и закрывает свет истины благовествования. (Отметим также, что спасение души и обретение Царства Небесного являются слишком дорогой наградой, чтобы получить ее за сумму человеческих усилий. “Заслужить” спасение души невозможно.)
“Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это нeвозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу.” (Мк.10:26,27);
“избранные же получили, а прочие ожесточились, Как написано: “Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня”.” (Рим.11:7,8);
“вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано” (Мф.13:11);
“не все вмещают слово сие, но кому дано” (Мф.19:11);
“никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.” (Ин.6:65).
52. КТО МОЖЕТ СПАСТИСЬ ?
Спастись могут только люди, избранные Богом ко спасению. Прощение их грехов стало возможным благодаря жертвенной смерти Иисуса Христа. Поэтому всякий человек должен возложить свою надежду на милость Божию и Его благодать.
“Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению” (2Фес.2:13);
“Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.” (Пс.33:23);
“Силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению” (1Пет.1:5);
“те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные.” (Отк.17:14).
53. ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС ПРИШЕЛ В МИР ?
Такова была воля Бога Отца. Христос еще до создания мира был предопределен прославить на земле имя Отца Своего, Его великую любовь и милость. Христос был предопределен принести Себя в жертву ради избранных ко спасению грешников, быть помазанным на Царство и стать Первосвященником избранных и Судиею грешников. Сын полностью выполнил волю Бога Отца.
“Сын Человеческий идет по предназначению” (Лк.22:22);
“Предназначенного еще прежде создания мира” (1Пет.1:20);
“Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.” (Ин.5:30);
“Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить” (Ин.17:4);
“Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.” (Фил.2:11);
“В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.” (1Ин.4:10);
“Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа” (Деян.17:31);
“мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах И есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.” (Евр.8:1,2).
54. ПОЧЕМУ ДЛЯ СПАСЕНИЯ БЫЛА НЕОБХОДИМА ЖЕРТВА ХРИСТА ?
Христос принес Себя в жертву ради искупления грехов Своего народа, данного Ему Богом Отцом. Избранные ко спасению грешники не смогли бы оправдать свои грехи пред Богом, если бы Иисус Христос, согласно предопределению, не взял на Себя вину за эти грехи. Только благодаря жертве Христа человек получает прощение и принимается Богом Отцом.
“ранами Его мы исцелились.” (Ис.53:5);
“Христос Иисус пришел в мир спасти грешников” (1Тим.1:15);
“Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день” (Ин.6:39);
“всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную” (Ин.17:2).
55. КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВЫ ХРИСТА ?
Жертвенная смерть Иисуса Христа примирила с Богом избранных ко спасению грешников, ибо она явилась вечным умилостивлением Бога за их грехи. Сила, или действенность, жертвы Христа настолько велика, что через Христа могло бы спастись все человечество, если такова была бы воля Бога Отца. Воля Бога состоит в том, чтобы никто из данных Христу не погиб, но был спасен.
“приобрел вечное искупление” (Евр.9:12);
“Кровь Христа [...] очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!” (Евр.9:14);
“совершив Собою очищение грехов наших” (Евр.1:3);
“ранами Его вы исцелились” (1Пет.2:24);
“кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени” (Отк.5:9);
“и такими [неправедными] были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.” (1Кор.6:11);
“Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе” (Рим.3:24);
“незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.” (2Кор.5:21).
56. С КЕМ БЫЛ ЗАКЛЮЧЕН ЗАВЕТ БОЖИЙ ?
Жертва Христа была принесена ради спасения тех, с кем Бог заключил Завет. Писание называет таких людей детьми Божиими и Его семенем. Им дано услышать Евангельскую весть и принять ее.
“не плотские дети суть дети Божии; но дети обетования признаются за семя.” (Рим.9:8);
“и сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их” (Рим.11:27);
“вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом.” (Евр.8:10);
“Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.” (Евр.9:15);
“вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.” (Деян.2:39);
“соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал” (Ин.17:11);
“Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее” (Еф.5:25).
57. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ ?
Это означает, что Христос Своею смертью понес наказание за грехи спасенных Им людей, то есть искупил их от вины за грех. Вот почему Бог Отец принимает искупленных Христом. Бог, будучи справедливым и праведным Судией, не наказывает за один и тот же грех дважды. Остальные люди не имеют прощения грехов по причине невозможности оправдать их.
“на тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, Но драгоценною Кровию Христа” (1Пет.1:18);
“вы куплены дорогою ценою” (1Кор.6:20);
“кровию Своею искупил нас Богу” (Отк.5:9);
“да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов” (Деян.13:38).
58. КОГО ИСКУПИЛ ХРИСТОС ?
Христос искупил Свой народ – вселенскую Церковь, собранную из всех возрожденных Святым Духом и верующих во Христа. Таких людей Писание называет а) детьми Божиими, б) овцами доброго Пастыря, в) предузнанными Богом, г) людьми, грехи которых Христос взял на Себя. Не следует думать, что Христос искупил грехи всех людей, поскольку 1) все люди получили бы спасение, что противоречит Священному Писанию; 2) неверие в Бога является грехом, который в противном случае также был бы искуплен; 3) это противоречит совершенному служению Христа Первосвященника.
“Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею” (Деян.20:28);
“Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня [...] и жизнь Мою полагаю за овец.” (Ин.10:14,15);
“дети, которых дал Мне Бог” (Евр.2:13);
“Иисус умрет за народ, И не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать во едино.” (Ин.11:51,52);
“Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал.” (Рим.11:2);
“возлюбив Своих сущих в мире” (Ин.13:1).
59. КАК ДЕЙСТВУЕТ В ИЗБРАННЫХ СВЯТОЙ ДУХ ?
В определенное время, предназначенное для каждого избранного ко спасению, Святой Дух действенно возрождает его, подвигая к покаянию, наделяя способностью принять слово Евангелия и приводя ко Христу. По возрождении Святой Дух неустанно печется о спасаемой душе, чрез Него верующий получает не только поддержку и утешение, но также, когда это необходимо, назидание и обличение.
“если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин.3:5);
“мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога” (1Кор.2:12);
“сущий в них Дух Христов” (1Пет.1:11);
“Дух Божий живет в вас” (1Кор.3:16);
“чрез Духа очистивши души ваши” (1Пет.1:22);
“никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.” (1Кор.12:3);
“Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.” (Рим.8:9).
60. МОЖЕТ ЛИ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ БОГ ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ?
Свершится все, что предопределено Богом. Это относится и к спасению избранных людей. Может ли Христос потерпеть неудачу в деле спасения тех, кого дал Ему Отец? Разумеется, нет. Все, кто предназначен ко спасению, будут спасены.
“Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек” (Ин.10:28);
“воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет.” (Ис.53:10,11).
Раздел 9. ПОДЧИНЕНИЕ ВОЛЕ БОЖИЕЙ
81. КАК ХРИСТИАНИНУ СЛЕДУЕТ ИСПОЛНЯТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ ?
Христианин должен держаться лишь того, что говорит ему Слово Божие. Любые постановления и обычаи людей не имеют никакого значения, если хотя бы в малейшей степени отклоняются от воли Божией, выраженной в Его Слове. Любой вид поклонения Богу не в Духе и истине противен Ему. Бог не терпит поклонения и молитв никому иному, кроме Себя.
“тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим” (Мф.15:9);
“так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих, То вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных не станет.” (Ис.29:13,14);
“Делающие идолов все ничтожны,[...]. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.[...] Все участвующие в этом будут постыжены: ибо и художники сами из людей же;[...] Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели.” (Ис.44:9,11,18. См. также 13,15,17,19);
“мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.” (Деян.17:29);
“для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: “Не прикасайся”, “не вкушай”, “не дотрогивайся”, - Что все истлевает от употребления, - по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.” (Кол.2:20,21,22,23);
“Что возлюбленному Моему в доме Моем, когда в нем совершаются многие непотребства?” (Иер.11:15).
82. КАК СОВМЕЩАЮТСЯ АБСОЛЮТНАЯ ВОЛЯ БОГА И ВОЛЯ
ЧЕЛОВЕКА ?
Люди действуют согласно своему разумению и своей воле, в точности исполняя предопределение Божие. Греховный человек добровольно творит греховные дела, а возрожденный человек, видя милость Божию, добровольно исполняет волю Божию.
“Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.” (Пс.39:9);
“Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты - Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.” (Пс.142:10);
“Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.” (Рим.6:17);
“избранным По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа” (1Пет.1:1,2).
83. ПОЧЕМУ ВЕРУЮЩИЕ ОБЯЗАНЫ ПРОПОВЕДОВАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ ?
Дар веры осуществляется через внешнюю проповедь Евангелия. Вот почему верующие обязаны проповедовать Евангелие всем без исключения, ибо Бог содержит в тайне все то, что относится к избранию отдельного человека.
“благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.” (1Кор.1:21);
“слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия.” (1Кор.1:18);
“явившего жизнь и нетление через благовестие” (2Тим.1:10);
“если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!” (1Кор.9:16);
“Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь.” (1Кор.3:5);
“Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.” (Пс.39:11).
“много званных, а мало избранных” (Мф.20:16).
84. ПОЧЕМУ БОГ ДАЕТ ЕВАНГЕЛИЕ ВСЕМУ МИРУ ?
Слово Евангелия спасительно и полезно для каждого, кто его примет. Христиане открыто предлагают его всему миру, как того хочет Бог, Который в Евангелии всех без исключения людей призывает к покаянию во грехах и вере в Иисуса Христа. Поэтому отвержение Евангелия навлекает на человека еще больший гнев Божий и отягощает грехи.
“Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога.” (Ин.8:47);
“кто не от Бога, тот не слушает нас.” (1Ин.4:6);
“Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа” (2Кор.4:3,4);
“Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.” (Пс.24:14).
85. ПОЧЕМУ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ НЕОБХОДИМО ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
Христианское учение невозможно понять, если человек не подготовлен к восприятию духовного мира через возрождение Святым Духом. Наибольшую трудность вызывает понимание Бога, Его сущности, атрибутов и воли. Человек пытается воспринимать Бога, Его волю и деяния по аналогии с самим собой, своей волей и моральными оценками. Вот почему все попытки атеистов дать “научный анализ” христианского учения разбиваются об истину.
“Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.” (1Кор.2:14);
“злословя то, чего не понимают” (2Пет.2:12);
“Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего.” (Ин.8:43).
86. ЧТО ДАЕТ ВЕРУЮЩЕМУ ЗНАНИЕ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
БОЖИЕМ ?
Знание о том, что мир Божий управляется Им согласно в высшей степени мудрому предопределению (плану) дает верующему уверенность в своей судьбе. Верующий обретает истинную радость, будучи уверенным в защите и содействии Божием. Это подвигает его к наивысшей активности. Никакие жизненные невзгоды не смогут сломить его дух.
“я радуюсь о спасении Твоем.” (1Цар.2:1);
“никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, А живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.” (Рим.14:7,8,9);
“Господи! Ты - Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь.” (Ис.25:1);
“Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это, и внезапно делал, - и все сбывалось.” (Ис.48:3).
87. ПОЧЕМУ НЕВОЗРОЖДЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК СКЛОНЕН ОТРИЦАТЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ КО СПАСЕНИЮ ?
Предопределение ко спасению избранных, являясь частью предопределения в отношении созданного Богом мира, воспринимается христианами как высшее проявление Его любви, мудрости и всемогущества. Христианин уверен в успешном исполнении замысла Божия. Человек, не привыкший в каждом дне своей жизни полагаться на Бога, напротив, склонен отрицать Божий порядок. Вот почему он не способен возложить на Бога и надежду на спасение. Ему более понятна мысль о своих собственных заслугах, о необходимости выполнения ритуалов и т.п. Такой человек до конца своих дней будет откладывать действительное подчинение воле Божией всех своих слов, помышлений и дел, надеясь на то, что у него еще будет время совершить – как бы он это ни называл – “необходимый ритуал”, чтобы угодить Богу. Таким людям свойственно пренебрежение указаниями Священного Писания на предопределение как основание мирового порядка.
“Не принимаю славы от человеков. Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.” (Ин.5:41,42);
“Все повеления Твои, все признаю справедливыми” (Пс.118:128);
“Покорись Господу и надейся на Него.” (Пс.36:7);
“Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.” (1Пет.5:7);
“ниспровергаем замыслы И всякое превозношение, восстающее против познания Божия” (2Кор.10:4,5).
88. ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА СВОЙ ГРЕХ ?
Бог не заставляет человека совершать грех, более того всякий грех противен Его святости. Бог всегда дает человеку возможность выбора при совершении добрых или злых дел. Проблема грешного человека в том, что он избирает грех по своей воле.
“и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, - Так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал - и не было отвечающего, говорил - и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне.” (Ис.66:3,4);
“И хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.” (Отк.16:11; см. всю гл.);
“Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? - говорю по человеческому рассуждению. Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?” (Рим.3:5,6).
89. НА ЧЕМ ОСНОВАНО СПАСЕНИЕ ?
Священное Писание говорит, что спасение даруется, что это милость и благоволение Божии, а не плата за что-либо совершенное человеком. Вот почему спасение – это проявление любви Бога к тем, кого Он избрал и соделал наследниками Царства. Тем, кто видит в спасении справедливую оценку своих заслуг, следует спросить себя, справедливо ли в таком случае Христу нести наказание за их грехи? По справедливости человеку следовало бы самому отвечать за свои грехи, что неизбежно обрекло бы всех без исключения на гнев Божий и никто не увидел бы спасения.
“Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя” (Ис.43:4);
“явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.” (Ин.13:1);
“Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению” (Еф.1:9);
“Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.” (Рим.5:8);
“Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь.” (Отк.1:5,6).
90. КАКИЕ ДЕЛА УГОДНЫ БОГУ ?
Богу угодны только те дела, которые Он заповедал в Слове Своем. Таковыми не являются дела, изобретенные людьми в слепом рвении и фанатизме, не имеющие подтверждения в Священном Писании.
“Каждый да испытывает свое дело” (Гал.6:4);
“У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как-бы из огня.” (1Кор.3:14,15);
“они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их. [...] и Ты не простишь их.” (Ис.2:8,9).
91. КАК ХРИСТИАНИНУ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ ?
В обществе христианину следует подавать окружающим пример праведности и благочестия. Христианину не должно избегать общества по причине его греховности, ибо только находясь в обществе он сможет проповедовать истину Евангелия о Христе.
В этом отношении подают нам пример Св. Апостолы.
“Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.” (Мф.5:16);
“для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? “ (Мк.4:21);
“Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.” (1Кор.9:22; см. также 19-21).
“Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; Впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего; Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником” (1Кор.5:9,10,11).
92. ПОЧЕМУ ХРИСТИАНИН ОБЯЗАН ЧТИТЬ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ВЛАСТЬ?
Власть государства установлена Богом, поэтому христианину следует не только исполнять ее законные требования, но и почитать ее представителей. Христианину не должно уклоняться от исполнения своего гражданского долга и в том случае, когда власть призывает его к служению в армии и законной присяге.
“Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены.” (Рим.13:1);
“начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч.” (Рим.13:4);
“надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.” (Рим.13:5);
“Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк” (Рим.13:7).
“отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.” (Мф.22:21).
93. МОЖЕТ ЛИ ХРИСТИАНИН СЛЕДОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫМ
ОБЫЧАЯМ ?
Все христиане являются одним народом Божиим, истинное гражданство которого на Небесах. Тем не менее, христианину следует уважать обычаи и традиции народа, среди которого он живет, избегая языческих и суеверных обрядов, противных христианскому учению.
“совлекшись ветхого человека с делами его И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.” (Кол.3:9-11);
“вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу” (Еф.2:19);
“Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: “Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!” (Ис.8:11-13);
“Все народы пред Ним как ничто; менее ничтожества и пустоты считаются у Него.” (Ис.40:17).
94. ПОЧЕМУ ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К ЗНАНИЯМ ?
Христианин обязан стремиться к совершенному развитию данных ему Богом способностей, уподобляясь в этом отношении совершенству Божию.
“будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.” (Мф.5:48);
“Купи истину, и не продавай мудрости и учения и разума.” (Пр.23:23);
“Не хорошо душе без знания” (Пр.19:2);
“возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет” (Мф.25:28-29).
95. МОЖЕТ ЛИ ХРИСТИАНИН СТРЕМИТЬСЯ К МАТЕРИАЛЬНОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ?
Бог дает человеку разум и силу для того, чтобы трудиться и созидать, и ни в коей мере не запрещает ему пользоваться плодами своих праведных трудов. Стремление материально обеспечить себя и свою семью, работая много и честно, не противоречит стремлению жить праведной жизнью. Бог благоволит к трудящимся праведникам. Вместе с тем, Св. Писание предупреждает, что стремление к материальному благополучию не должно овладевать сердцем человека.
“не заграждай рта у вола молотящего” (1Кор.9:9; 1Тим.5:18);
“трудящийся достоин награды своей” (1Тим.5:18);
“если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.” (2Фес.3:10);
“Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.” (1Тим.5:8);
“Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек. Не будут они постыжены во время лютое, и во дни голода будут сыты.” (Пс.36:18-19);
“В доме праведника - обилие сокровищ” (Пр.15:6);
“При благоденствии праведников веселится город” (Пр.11:10);
“когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.” (Пс.61:11).
96. ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ТЕРПЕНИЕ ?
Христианское терпение следует понимать как величайшую духовную выдержку во время любых испытаний и постоянное упование на милость Божию. Вот почему христианину не свойственны вспыльчивость и раздражение, потеря самообладания.
“нас почитают обманщиками, но мы верны; Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; Нас огорчают, а мы всегда радуемся” (2Кор.6:8,9,10);
“Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас” (Еф.4:31).
97. ЧТО ЕСТЬ ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ ?
Христианин живет в греховном мире, в котором разлито страдание и горе. Христианин призван помогать всем нуждающимся, особенно своим братьям по вере. Истинное милосердие идет дальше подаяний нищему, но простирается до заботы об изменении состояния такого человека, что связано прежде всего с содействием повышению благосостояния всего общества. Особое внимание Св. Писание обращает на совершение дел милосердия в тайне.
“Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.” (Мф.6:1);
“Чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Мф.6:4);
“Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.” (Гал.6:10);
“трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.” (Еф.4:28).
98. ПОЧЕМУ НА ХРИСТИАНИНА ВСЕГДА МОЖНО ПОЛОЖИТЬСЯ ?
Верность христианина данному им слову исходит из его убеждений, основанных на Священном Писании. Вот почему на него можно положиться во всяком деле, будь то дела общественные или частные.
“радуюсь, что во всем могу положиться на вас.” (2Кор.7:16);
“во всем желаем вести себя честно.” (Евр.13:18);
“Брак у всех да будет честен и ложе непорочно” (Евр.13:4).
99. ПОЧЕМУ ХРИСТИАНИН ВСЕГДА СЛАВИТ БОГА ?
Каждый человек должен благодарить Бога за предоставленную ему возможность родиться и жить, как бы ни была трудна его жизнь. Особую благодарность к Богу испытывает духовно возрожденный человек, ибо для него открылось все обилие спасительной благодати Божией во Христе Иисусе. Никакие личные трагедии не смогут отвратить христианина от прославления Бога, он непоколебимо уверен в благости Божией.
“благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе” (2Кор.2:14);
“любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим.8:28);
“Вы же, братия, не унывайте, делая добро.” (2Фес.3:13);
“будем чрез Него [Христа] непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его.” (Евр.13:15).
100. ПОЧЕМУ ОТ ХРИСТИАНИНА ТРЕБУЕТСЯ МУЖЕСТВО ?
Бог в Своем Слове говорит, что никакие испытания не должны смущать избранного, идущего по пути спасения. Христианин должен мужественно отстаивать свою веру и убеждения, не боясь противников, восстающих против истины Слова Божия. Христианин боится только гнева Божия.
“не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.” (Лк.12:32);
“Так-что мы смело говорим: “Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?”.” (Евр.13:6);
“Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.” (Пс.3:7);
“Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем” (2Кор.4:8,9);
“И не страшитесь ни в чем противников; это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. И сие от Бога” (Фил.1:28).
Этот материал еще не обсуждался.