05.03.2012
Скачать в других форматах:

Кларенс Бауман

История Деворы и Варака – пример для женщин или позор для мужчин?

 

Текст речи, подготовленной преподобным К. Бауманом для выступления на праздновании дня женской лиги в Свободной реформатской церкви Шотландии, которое состоялось 29 октября 1997 года в Келмскотте.

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1  Служит ли Девора примером?

Можем ли мы сказать, что Девора являет собой пример того, какое место должна занимать, и какое предназначение призвана выполнять женщина в браке, церкви и обществе? Есть люди, которые так считают. Донна Стром, профессор Пресвитерианской богословской семинарии в Дехра Дане (Северная Индия), жалуется на то, что женщины, в основном, заняты в процессе увеличения населения, и предпринимают недостаточно усилий (за исключением Маргарет Тэтчер или Индиры Ганди) для того, чтобы присоединиться к мужчинам в деле управления землей[1]. Донна Стром пишет о Деворе: «Пример Деворы совершенно ясно показывает, что женщин не следует исключать из каких-либо уровней принятия решений, будь то религиозных или политических»[2]. Профессор Стром считает, что мужчины не дают женщинам занимать руководящие должности. Поэтому, она пишет: «Многие спрашивают: ‘Где Деворы?’ Но более актуальный вопрос современности такой: ‘Где Вараки, Лапидофы и десять тысяч мужчин, которые позволят Богу использовать Своих Девор?’»[3] Но действительно ли верно утверждение, что в образе Деворы Бог дает образец деятельности для всех женщин? Может, братьям Божьей церкви действительно необходимо пересмотреть свои взгляды, дабы «позволить Богу использовать Своих Девор»? Современный мир на подобные вопросы, несомненно, даст утвердительный ответ.

 

Но согласится ли (с подобным ответом) Господь? Должны ли вы, как жены и матери, побуждать в сыновьях и мужьях желание позволить Богу ставить на руководящие должности женщин?  Какое понимание о положении женщины мы должны вложить в умы наших детей сейчас, в эпоху феминизма? Кроме того, следует ли нам, в эпоху слабых мужчин, поддерживать у всех наших сыновей желание быть лидерами (руководителями)?

 

1.2  Что мы хотим доказать?

Очень важно внимательно прислушиваться к тому, что Господь говорит в Своем Слове. В современном контексте наша жизнь (как мужчин, так и женщин) должна сообразовываться с Божьим Словом, чтобы быть светом в окружающем мире. В этот утренний час я попытаюсь изложить Божье учение о предназначении женщины на основании Его слов о Деворе и Вараке в четвертой и пятой главах книги Судей. Однако если мы действительно желаем услышать, что Господь говорит в упомянутом тексте, нам необходимо подходить к его рассмотрению, отбросив в сторону устоявшиеся представления  о назначении женщины в этом мире. Я говорю об этом, потому что на основании этих двух глав не так уж и трудно обосновать ту точку зрения, какую мы пожелаем обосновать.[4]  Например, если вы желаете доказать на основании четвертой и пятой глав книги Судей, что женщины в современной церкви должны быть пророчицами, для вас, в таком случае, основным текстом будет Суд. 4:4, в котором говорится, что Девора была пророчицей. Если вы хотите показать, что место женщины рядом с мужем и  что она должна подчиняться ему, тогда вы обратите особое внимание на то, как Девора отождествляется с именем своего мужа: «Девора… жена Лапидофова» (Суд. 4:4). Если вы желаете доказать, что женщина может быть счастлива в замужестве и при этом занимать важное место не только в семье, но и в обществе, четвертая глава сослужит вам отличную службу. Ведь Девора была, с одной стороны, женой Лапидофа, а с другой – судьей Израиля! Я всего лишь пытаюсь показать, что и феминистка, и «традиционалист»  на основании четвертой главы книги Судей может оправдать и обосновать свою точку зрения. Однако такие толкования появляются тогда, когда мы слушаем не Писание, а себя! 

 

Итак, нам необходимо отказаться от собственных представлений и слушать то, что говорит Писание. Мы должны воспринимать текст таким, каков он есть, без предвзятых идей и, насколько возможно, без того багажа, который мы унаследовали от отцов или получили от современного общества.

 

1.3  Описание или предписание?

Также следует упомянуть еще об одной важной вещи – различии между тем, что есть описание (дескрипция), и тем, что есть предписание (проскрипция). Четвертая глава книги Судей представляет собой пример описательного текста. То есть в ней описывается деятельность Деворы. Но разве описание того, чем занималась Девора в своем историческом отрезке времени, может служить предписанием для нас? То есть представляет ли текст Суд. 4, в котором описывается поведение Деворы в древнем мире, предписывающим текстом[5]? В различных текстах Святого Писания описываются определенные действия, которые, по нашему глубокому убеждению, вовсе не представляют пример для подражания. Например, вспомните, как вел себя Иуда, встретив на дороге блудницу[6]. Мы воспринимаем библейское повествование об Иуде как описание, не воспринимая его как предписание, руководство к действию. Ведь мы знаем, что седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние. В действиях Иуды явственно дано описание его греха, а не предписание для нашего поведения. Итак, является ли текст четвертой и пятой глав книги Судей описанием? Конечно, да! Представляет ли собой данный текст предписание? То есть устанавливается ли в этих главах модель поведения для женщин (и мужчин)? Действительно ли положение Деворы как предводительницы Израиля (пророчицы и судьи) указывает на то, что наши дочери могут или должны стремиться занимать руководящие должности? Мы можем ответить на этот вопрос, только обратившись к Божьему откровению, чтобы узнать, что нам повелевает Господь.

 

1.4  План статьи

Прежде чем мы обратимся к Божьему Слову, чтобы узнать, какие Он установил стандарты, необходимо прочитать то, что Господь говорит о Деворе и Вараке в четвертой и пятой главах книги Судей. Эта тема рассматривается во втором разделе статьи. В третьем разделе мы рассмотрим, что Бог открыл Израилю прежде времен Деворы, а в четвертом разделе – после времен Деворы. Нам особенно интересно узнать, какие  изменения произошли в Божьем откровении после времен, описанных в четвертой главе. В последнем разделе будет сделан вывод о применения данного текста в наши дни. 

 

 

2. КЕМ БЫЛА ДЕВОРА?

 

2.1 Личность Деворы

О личности Деворы  говорится в  Суд. 4:4,5: «…была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд».

 

- ЖЕНЩИНА

В отличие от нашего перевода (англ. версия), в тексте оригинала на иврите делается ударение на том, что Девора была женщиной. На иврите этот текст звучит так: «Девора, женщина, пророчица» (слово «женщина» отсутствует также и в русском синодальном переводе.Прим. перев.). Господь обращает особое внимание на ее пол. Упоминание о том, что Девора – женщина, согласно грамматическим правилам иврита, указывает также и на то, что она была «обычной женщиной»[7]. Таким образом, автор книги Судей не изображает Девору как женщину, стоящую на голову выше других, как ярко выраженного лидера. Она описывается как обычная, среднестатистическая израильтянка. 

 

- ПРОРОЧИЦА

Девора изображена как пророчица. Святое Писание упоминает и других женщин-пророчиц:

 

Мариам: В Исх. 15:20,21 повествуется о Мариами, пророчествующей перед Господом и Израилем после того, как Божий народ перешел Чермное море: «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море».

 

Олдама: В 4 Цар. 22:14 мы читаем: «И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума… и говорили с нею».

 

Жена Исаии: В Ис. 8:3 жена Исаии названа пророчицей: «и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына…».

 

Анна: Об этой женщине мы читаем в Лук. 2:36: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова…».

 

Итак, в Святом Писании упоминаются пять женщин, известных как пророчицы. Следует отметить, что Ветхий Завет не говорит  об официальной функции пророка в контексте установленного Господом богослужения. Пророк – это просто человек, которого Бог соблаговолил употребить в качестве средства передачи Своего слова людям в определенной обстановке. Несмотря на то, что Девора была пророчицей, нигде в тексте не говорится о том, что она каким-то образом была посвящена на это служение. В этом отношении она отличается от таких пророков как, например, Илия или Иеремия. Господь призвал этих мужей на пророческое служение (См. 3 Цар. 19:19; Иер. 1:4).

 

Кроме того, нам следует помнить о следующем обстоятельстве. Хотя Девора и была пророчицей, тем не менее, нигде не упоминается о том, что она обращалась к людям со словом от Господа, в отличие от Исаии, Иеремии, Иезекииля и всех остальных пророков. Они провозглашали: «Так говорит Господь…» и затем произносили пророчество. В случае с Деворой ситуация иная. Не она обращалась к людям со словом от Господа, а люди обращались к ней:  «… и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд.4:5). Итак, Девора «сидела под пальмою» (в русском синодальном переводе – «жила под пальмою».Прим. перев.). Точно так же вела себя Олдама. Она не обращалась к людям с пророчеством, но люди сами приходили к ней: «И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума… и говорили с нею». (4 Цар. 22:14).

 

- ЖЕНА ЛАПИДОФОВА

Далее мы читаем о том, что Девора была «женой Лапидофовой». Чрезвычайно интересно отметить, что Девора отождествляется с именем своего супруга! Девора, несмотря на ее особое положение в Израиле, не была известна отдельно от своего мужа. Возникает вопрос: почему? Почему Девора упоминается во взаимосвязи с именем ее супруга, как «жена Лапидофова»? На этот вопрос следует в дальнейшем дать ответ[8].

 

- СУДЬЯ

Кроме того, Девора названа судьей. Именно с этим термином Девора больше всего отождествляется в книге Судей. Девора одна из двенадцати судей Израиля. Из этих двенадцати шесть, включая Девору, являются большими судьями (по аналогии с большими и малыми пророками), а шесть – малыми судьями, о которых говорится мало. Согласно с целями этой статьи, мы сосредоточимся на рассмотрении шести больших судей, немного сравнив их между собой. 

 

 - Девора была неожиданным кандидатом на пост судьи.

Оказывается, что все шесть больших судей (то есть Гофониил, Аод, Девора, Гедеон, Иеффай и Самсон) были неожиданными и маловероятными кандидатами на пост судьи[9].

 

Гофониил: «… сын Кеназа, младший брат Халева» (Суд.3:9). Библейская история учит, что младший брат занимает менее привилегированное положение (по сравнению со старшим братом) и имеет меньше шансов занять руководящую должность в обществе.

 

Аод: «… сын Геры, сын Иеминиев, который был левша» (Суд.3:15). У Аода, в контексте обычного хода вещей, был физический «недостаток». Он был левшой (однако, по Божьему промыслу, этот «недостаток» превратился в преимущество!)

 

Девора: Текст Суд. 4:4 говорит, что она была женщиной, и это обстоятельство делало ее избрание на место судьи маловероятным.

 

Гедеон: Когда Господь призвал Гедеона спасти свой народ, он ответил: «… Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (Суд.6:15). Таким образом, Гедеон также был не совсем подходящим кандидатом на пост судьи. 

 

Иеффай: Несмотря на то, что Иеффай назван «храбрым человеком» (Суд. 11:1), его матерью  была блудница. Это обстоятельство также делало его неподходящим кандидатом. Даже родные братья отвергли его (Суд. 11:2).

Самсон: Этот муж был назореем (Суд. 13:7). Назорей отличался от других молодых мужчин в древнем Израиле (ср. Числ. 6:1-21). Самсон был в обществе «белой вороной». Ему нельзя было обрезать волосы, касаться мертвых тел и употреблять спиртные напитки.

 

В итоге, вырисовывается общая картина, согласно которой видно, что большие судьи были далеко не самыми лучшими кандидатами на это служение. Это также относится и к Деворе. «…немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор.1:27).

 

- Господь не воздвигал Девору для судейства

Второй очень важный момент в отношении судейского положения Деворы заключается в том, что, согласно библейскому свидетельству, Господь не воздвигал Девору на судейство[10].             В случае с остальными судьями (большинством из них), ситуация несколько иная.

 

Гофониил: «Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила…» (Суд.3:9).

 

Аод: «Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода…» (Суд.3:15).

 

Гедеон: «Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя» (Суд.6:14).

 

Иеффай: «И был на Иеффае Дух Господень…» (Суд.11:29).

 

Самсон: «И начал Дух Господень действовать в нем…» (Суд.13:25). «И сошел на него Дух Господень…» (Суд.14:6). Еще задолго до рождения Самсона Ангел Господень сказал его родителям, что их сын избавит Израиль от филистимлян. Самсон был орудием Бога. Однако, в описании Деворы мы не найдем подобных характеристик. Она отличалась от других судей! Нам дан только один стих – Суд. 5:7: «… доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле». Обратите внимание на акцентирование разницы между Деворой и остальными большими судьями Израиля. Конечно, Бог поставил Девору судьей, ибо все в Его власти. Тем не менее, Девора единственная из судей, о которой не говорится, что Бог воздвиг ее на судейство. Почему? В чем разница?

 

- Девора как судья не была наделена военными полномочиями

Третий момент в отношении судейского положения Деворы заключается в том, что она, в отличие от всех остальных судей (о которых говорится в книге Судей), не была наделена  полномочиями военачальника[11]. Что касается остальных больших судей, то в Святом Писании упоминается об их военных обязанностях:

 

Гофониил: «Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема…» (Суд.3:10).

 

Аод: «Придя же, вострубил трубою на горе Ефремовой, и сошли с ним сыны Израилевы с горы, и он [шел] впереди их» (Суд.3:27). 

 

Гедеон: «И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их»

(Суд.7:19).

 

Иеффай: «И пришел Иеффай к Аммонитянам - сразиться с ними, и предал их Господь в руки его» (Суд.11:32).

 

Самсон: «… и пошел он в Аскалон, и, убил там тридцать человек…» (Суд.14:19); «Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек» (Суд.15:15); «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели, сколько умертвил он в жизни своей».

(Суд.16:30).

 

Однако о Деворе подобных данных нет. Зато есть другая информация: «[Девора] послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает [тебе] Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых» (Суд.4:6). Итак, у Деворы не было полномочий верховного главнокомандующего, поэтому она выбрала для этой цели другого руководителя, мужчину. И снова мы теряемся в догадках и задаем вопрос: почему?

 

- ОНА СИДЕЛА ПОД  ПАЛЬМОЮ

В тексте Суд. 4:5 говорится, что Девора «жила (сидела) под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд». Почему в Писании подчеркивается, что Девора «сидела под пальмою»? Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо ознакомиться с текстом Втор. 16:18: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным». Данный текст – это наставление Господне израильскому народу, согласно которому, они, войдя в землю обетованную, должны назначить судей. Судьи исполняли свои обязанности «при всех вратах твоих» (в русском синодальном переводе «во всех жилищах твоих».Прим. перев.), то есть у городских ворот. Власть судей не распространялась на весь народ или все колена, а скорее, согласно тексту Втор. 16, их юрисдикция, согласно Божьему установлению, ограничивалась определенной местностью, населенным пунктом. Судья исполнял свои обязанности в определенном городе (колене), так что члены городской общины (колена) могли обращаться к нему за помощью в разрешении конфликтных ситуаций. Ни один человек в Израиле не должен был быть лишен юридической помощи. Следовательно, израильтяне ожидали от судьи своего города «праведного суда». Однако Девора сидела не у ворот своего города, а за его пределами «под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой». Девора не сидела у врат своего города. Более того, она вообще не сидела у врат какого-либо города. Не могу утверждать с полной уверенностью, но, по всей видимости, Девора была из колена Иссахарова (Суд. 5:15). Как бы там ни было, но Девора знала людей этого колена, а они знали ее. Однако Девора удалилась от тех, кого знала, поселившись «под Пальмою… на горе Ефремовой» (Суд. 4:5). Следовательно, она явно не находилась вблизи своего дома. Девора судействовала не у городских ворот, а за пределами города. Она занималась судебными разбирательствами не жителей своего города, а всех приходящих к ней людей! Вот что мы читаем в Суд. 4:5: «И приходили к ней сыны Израилевы на суд». Судебная юрисдикция Деворы не ограничивалась местным населением, она распространялась на весь народ, на все колена. И снова мы в недоумении. Почему Девора, особенно в свете постановления шестнадцатой главы Второзакония, поступала именно таким образом?  

 

2.2 Отношение Деворы к Вараку

Все данные свидетельствуют о том, что Девора не пыталась отодвинуть Варака на задний план. Напротив, она осознанно старалась находиться в тени этого человека, мужчины. Обратите внимание на следующее:

 

* Несмотря на то, что Девора могла заставить войска напасть на врага, она этого не сделала. Скорее, «[Девора] послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова» (Суд.4:6), попросив его возглавить войско для борьбы с противником.

 

* Девора сопровождала Варака во время военных действий не потому что стремилась обрести славу, а потому что Варак пребывал в страхе. «Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду» (Суд.4:8). Вараку было страшно, и Девора отправилась с ним на войну, дабы ободрить его. В пятой главе записана одна песня. Хотя мы склонны называть ее «песнью Деворы», тем не менее, текст говорит, что пела ее не только Девора. В Суд. 5:1 говорится следующее: «В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами».

 

2.3 Отношение Деворы к Иаили

Следует отметить, что не Девора, а другая женщина, Иаиль, поразила врага Израиля (4:17-22). Об этой женщине пели: «Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!» (Суд.5:24). Вопреки предпринимаемым попыткам представить Девору как образец феминистки, важно подчеркнуть тот факт, что она не стремилась присвоить себе славу победительницы врага. Господь говорит, что эту славу приняла не Девора, а Иаиль.

 

Вывод

Итак, рассмотрев целостную картину из представленных свидетельств, было бы неправильным на основании Суд. 4, 5 представлять Девору как некую феминистку. Образ Деворы-феминистски – это следствие неправильного истолкования Святого Писания. В Своем Слове Господь не описывает Девору как эмансипированную женщину, феминистку, которая выдвигает себя на передний план и стремится подняться на голову выше для осуществления своих прав на руководящую должность. Мы читаем о женщине, которая руководила Израилем, не пытаясь, при этом, подчеркнуть собственную значимость. Совершенно ясно, что эта женщина не стремилась выдвинуть себя на первый план. Мы еще больше убедимся в правильности данного вывода, рассмотрев контекст, в котором проходила жизнь и деятельность этой женщины. 

 

2.4 Контекст жизни Деворы

Снова и снова мы встречаем в книге Судей фразу: «Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам» (Суд.2:11). Подобные слова упоминаются во взаимосвязи с каждым из больших судей:

 

Гофониил: «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» (Суд.3:7).

 

Аод: «Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа…» (Суд.3:12).

 

Девора: «Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа» (Суд.4:1).

 

Гедеон: «Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа…» (Суд.6:1).

 

Иеффай: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему» (Суд.10:6).

 

Самсон: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет» (Суд.13:1).

 

Таким образом, фраза «Сыны Израилевы делали злое пред очами Господа» рефреном проходит по всей книге Судей. Она достигает апогея в измененном виде в широко известном тексте Суд. 21:25: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». Данная фраза отлично подходит для описания времени Деворы – каждый делал то, что ему казалось справедливым.

 

Таким образом, Девора жила во времена глубокого упадка, времена серьезного разрушения. Глубина падения, характерная для того времени, возможно, лучше всего отображена в тексте Суд. 17-21, где описывается идолопоклонство Михи, а также жестокое изнасилование наложницы левита. В те времена стандарты поведения и благочестия в Израиле были весьма далеки от Божьих норм, установленных в Его Слове. Другими словами, времена были не-НОРМА-льными. Относительно времени Деворы можно сказать, что упадок выражался в отсутствии лидеров в Израиле. Девора была вынуждена призвать Варака на руководящую должность (Суд. 4:6). Когда начали преследовать Варака, он до такой степени испугался, что не мог ничего делать (Суд. 4:8)[12]. Где же сила духа Варака? Ее нет. Варак не был лидером. Он не знал, или, по крайней мере, ему не приходило на ум, что можно обращаться за мудростью и силой к Господу! Однако Варак не был единственным «бесхребетным» мужчиной в Израиле. В Суд. 5:6,7 мы читаем: «В дни Самегара, сына Анафова, в дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами. Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало…» (Суд.5:6,7). Только представьте на мгновение, что мы не можем свободно путешествовать по главным дорогам своего города. Представьте, что мы, добираясь, для выполнения своей работы, от одного места к другому, вынуждены тайком, под покровом ночи, озираясь по сторонам, перебегать от дерева к дереву, чтобы не попасть в руки разбойников. В таком случае, мы бы незамедлительно отправились к городским властям, жалуясь, что по улицам опасно ходить. Что данное обстоятельство говорит о руководстве? Данный контекст страха явственно показывает, что в Израиле не было достойных лидеров, способных руководить народом в борьбе с угнетателями. В связи с этим обстоятельством, вспомните, что ни один из больших судей не был подходящим кандидатом на пост судьи. Главной проблемой того времени было отсутствие лидеров. Почему в Израиле не было лидеров? Можем ли мы найти ответ на данный вопрос? Да, можем! Господь  говорил, что Его отношения с Израилем обусловлены определенной моделью. В тексте двадцать восьмой главы книги Второзаконие дано описание Божьих благословений за послушание: «Если ты, когда перейдете [за Иордан], будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли (ст.1) … Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять (ст.13)». Для поддержания подобной безопасности требуются руководители. А руководство представляет собой одно из благословений, обещанных Господом Израилю в случае его послушания. В случае отсутствия послушания, произойдет следующее: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя (ст.15) … И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя (ст.29)».

 Эти слова объясняют причину страха, описанного в Суд. 5:6,7, это состояние, когда люди не могут ничего сделать, так как у руководителей нет силы духа[13]. Почему во времена Деворы было опасно ходить по улицам? Почему никто не осмелился занять руководящие должности? Потому что Израиль пребывал в глубоком духовном упадке. Народ израильский не жил согласно Божьему Слову. В тексте Втор. 16:18 содержится Божье повеление о назначении судей в каждом населенном пункте. Однако люди не обращались к судьям своих селений, так как они не соответствовали Божьему стандарту руководителя[14]. По этой причине израильтяне обращались к Деворе. Духовное падение Божьего народа стало причиной обращения народа к людям, которые были далеко не лучшими кандидатами на место судьи.

 

Таким образом, Девора, жена Лапидофова, стала пророчицей в Израиле при крайне необычных обстоятельствах. Во времена духовного упадка Богу было благоугодно послать в качестве судьи того, кого Он Сам пожелал. Господь оказал милость, согласно Своему обетованию во Втор. 18:15: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте». Сначала Господь выбрал младшего брата, затем левшу, женщину, сына блудницы, наименьшее из колен Израилевых и так далее. То, что Бог призывает женщину (Суд. 4), весьма необычно. Истинно, Бог выбрал немощное, незнатное, не имеющее значения в глазах мира, дабы посрамить сильных и хвалящихся собою (ср. с 1 Кор. 1:26). Как данное обстоятельство относится к тому, что Бог установил вначале? Что было известно Деворе и Израилю из Божьего откровения о Его замысле, касательно отношений между мужчиной и женщиной? Ярко выраженное стремление Деворы выдвигать на передний план мужчину свидетельствует о ее неуверенности в себе или все же о ее смиренном послушании Божьим установлениям?

 

3. НОРМА, КОТОРАЯ БЫЛА ДАНА БОГОМ КО ВРЕМЕНИ ДЕВОРЫ

3.1 Мужчина и женщина равны пред Богом.

Из Святого Писания Девора и Израиль знали, что Господу было угодно дать мужчине и женщине равное положение перед Ним (см. рис. 1). «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26,27). Кроме того, мужчине и женщине было поручено «плодиться и размножаться» (ст. 28). В данном случае, не существует никаких различий между мужчиной и женщиной. У мужчины и женщины равное положение перед Богом, и они оба получают одно и то же важное поручение. Грехопадение в равной мере затронуло как мужчину, так и женщину. Оба страдают от последствий грехопадения (Быт. 3:16). Заключив завет с Израилем на горе Синай, Бог дал ясно понять, что жертвы должны приносить как мужчины, так и женщины. Господь сказал Моисею: «Объяви сынам Израилевым (на английском языке «объяви детям Израилевым». – Прим. перев.) и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу… если грешит…» (Лев.1-4). Данные слова относятся в равной степени как к мужчине, так и к женщине. В Лев. 15 также ясно показано, что и мужчина, и женщина в равной степени нечисты перед Богом, и, следовательно, нуждаются в очищении. Оба, мужчина и женщина, нуждаются в искуплении, оба получают прощение в крови Иисуса. Итак, согласно указанию, данному для всего Израиля относительно служения в скинии, мужчина и женщина занимают равное положение перед Богом. На основании упомянутых стихов можно сделать следующий вывод: как Девора, так и весь Израиль могли, на основании Божьего Слова, знать, что мужчина и женщина в равной степени нуждаются в Божьей благодати и прощении грехов, и, следовательно, в самой жизни. 

 

3.2 Отношения, которые установил Бог между мужчиной и женщиной

- ЭДЕМСКИЙ САД

Оказывается, Бог даровал мужчине и женщине разные роли в контексте их взаимоотношений. Несмотря на равные способности  и равное положение перед Богом, в отношениях между мужчиной и женщиной существует установленная Господом иерархия (см. рис. 2). В тексте Быт. 2:7,8 говорится следующее: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал». Таким образом, человек, то есть Адам, получил место в саду и повеление «возделывать и хранить его» (ст.15). Далее, в  стихе 18 мы читаем слова Бога: «… не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:21,22).

 

Заметьте, что женщина в данном тексте определяется как помощница. Следует помнить, что выражение «помощница» никоим образом не подразумевает, что женщина ниже мужчины. Наш грешный (западный?) разум склонен придавать слову «помощница» значение «ассистент» (английское слово «ассистент» переводится дословно как «помощник, помощница».  , то есть человек, исполняющий поручения (вышестоящего начальника) - Прим. перев.). Однако Святое Писание не вкладывает в слово «помощница» такой смысл. Это же слово часто используется в Библии для описания Бога как Помощника Своему народу. Обратите внимание на слова из книги Псалтирь:

 

«Душа наша уповает на Господа: Он - помощь наша и защита наша» (Пс.32:20).

 

«Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли» (Пс.69:6).

 

«[Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит. Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит» (Пс.113:17,18). 

 

В упомянутых текстах слово «помощь» (указывающее на помощника) не подразумевает того, кто стоит ниже вас. Таким образом, у нас нет оснований утверждать, что отношения мужчины и женщины – это отношения «вышестоящего» и «нижестоящей». Тем не менее, термин «помощница» характеризует отношение женщины к мужчине. Важно отметить, что женщина была дарована мужчине в качестве помощницы, а не мужчина был дарован женщине в качестве помощника. Таким образом, мужчина должен исполнять роль не помощника, а руководителя, лидера. Он обязан, согласно Божьему поручению, возделывать и хранить сад, а женщина должна быть ему помощницей в выполнении этой задачи. По Божьему замыслу оба, как мужчина, так женщина, должны выполнять Его поручение. Однако в контексте их совместной работы один из них лидер, а другой - помощник. Важно отметить, что, согласно Быт. 2:22, Господь привел женщину к мужчине, а не мужчину к женщине. В данном тексте описывается Богом установленный порядок, иерархия отношений между мужчиной и женщиной: мужчина исполняет роль лидера, а женщина – роль помощницы. Согласно Быт. 2:23, не Ева первой приветствовала Адама, а Адам Еву. Инициатива принадлежала Адаму. Таким образом, один выступает в роли лидера, а другая  в роли помощницы. Давать имена (Быт. 2:19) – функция руководителя. Адам дал имя Еве. Ева не давала имя Адаму. Конечно, мужчина и женщина равны пред Богом. Тем не менее, Господь в Быт. 2 установил структуру отношений между мужчиной и женщиной, структуру власти и подчинения.

 

-ГРЕХОПАДЕНИЕ 

Грехопадение, описанное в третьей главе книги Бытие, разрушило творение. Тем не менее, структура «власть - подчинение» (Быт. 2) не была отменена. Первой была подвернута искушению и согрешила Ева. Тем не менее, Бог призывает к ответу Адама. Господь знал, что согрешили и Адам, и Ева, тем не менее, обратите внимание на слова из Быт. 3:9: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» Ответственность лежала именно на Адаме. Обратите внимание на следующие стихи: «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт.3:10, 11). Бог обращается к мужчине. Эта тема рассматривается и в Новом Завете, например, в Рим. 5:12, где Павел пишет: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть… ». Похожая мысль выражена и в 1 Кор. 15:22: «Как в Адаме все умирают…»; то есть смерть вошла в мир посредством Адама. Нам кажется, что было бы естественным говорить, что смерть вошла посредством Евы, так как она согрешила первой. Тем не менее, в глазах Бога Адам несет ответственность за грех. В данном случае подчеркивается аспект власти (или ответственности). Отношения между мужчиной и женщиной (мужем и женой) после грехопадения описаны в Быт. 3:16. Господь говорит женщине: «Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Как нам понимать эти слова Бога? Представляют ли они собой повеление? Должен ли мужчина управлять женщиной? Или, возможно, эти слова представляют собой пророчество, что в оскверненном падшем мире женщина будет постоянно сталкиваться с попытками мужа властвовать над ней. Если последнее предположение правильно, тогда в контексте искупления во Христе муж-христианин не будет пытаться «владычествовать» над женой, а жена-христианка не будет безропотно подчиняться супругу. Суть обсуждения заключается в следующем вопросе: «Должна ли отличаться современная структура отношений между мужчиной и женщиной от структуры ‘власть -подчинение’, представленной во второй главе книги Бытия?» Оказывается, формулировка Быт. 3:16[15] перекликается с  параллельным текстом Быт. 4:17[16]. После того как Каин принес жертвоприношение, Господь обратился к нему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Бог предупреждает Каина о том, что грех как реальность этого мира стремится господствовать над ним. Тем не менее, Господь подчеркивает ответственность Каина. Он не должен позволить, чтобы грех стал его господином. Каин обязан бороться с грехом. Именно таково значение текста Быт. 3:16. Бог показывает, что женщина в результате грехопадения стремится господствовать над мужчиной («влечение твое к мужу твоему»), однако, мужчина не должен допустить этого («он будет господствовать над тобою»)[17]. Таким образом, в тексте Быт. 3:16 заключена мысль, соответствующая структуре «власть - подчинение» (Быт. 2). Если во второй главе мы видим структуру в контексте гармоничных отношений, то в третьей главе, по словам Самого Бога, она представлена в контексте борьбы. Человеку будет трудно принять то положение, какое для него предназначил Бог. В Быт. 3:16 описывается «начало битвы полов»[18]. Итак, совершенно очевидно, что структура «власть - подчинение» продолжает действовать и после грехопадения. Но теперь женщина выступает против своего положения, а у мужа нет возможности нежно удерживать ее в том положении, какое ей предназначено. Поэтому,  и мужчина, и женщина испытывают боль как наказание за грех[19].

 

- ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ

То, что структура «власть - подчинение» продолжает действовать и после грехопадения, становится очевидным при прочтении как книги Бытие, так и остальных книг Пятикнижия. В родословных, записанных в Быт. 5-10, упоминаются только мужские имена. В этих главах мы читаем имена мужчин, продолжительность их жизни, и имена родившихся от них сыновей. Почему все имена, упомянутые в этих главах, принадлежат мужчинам? Потому что руководство отождествляется с мужским полом. По этой причине женщина упоминается во взаимосвязи со своим мужем,  подтверждая, тем самым, принцип, согласно которому мужчина является руководителем, а женщина его помощницей. Бог призвал не Сару, а Аврама. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1). Почему Господь призвал не Сару, а Аврама? Сара была с Аврамом, потому что она его жена. Тем не менее, Бог соблаговолил обратиться к мужчине. Почему? Ответ кроется в структуре «власть-подчинение». Именно мужчины, а не женщины, получали знак и печать завета. «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол» (Быт.17:10). Почему не обрезывались женщины? Ведь обрезание женщин возможно. Кроме того, Бог, будучи суверенным Господом, мог избрать иной знак и печать завета, который легко можно было применить как в отношении мужчин, так и женщин. Но Он так не поступил. Почему? Потому что Бог действует согласно структуре «руководитель - помощник», установленной при творении и действующей, несмотря на грехопадение. Бог, объясняя, как народ израильский должен быть освящен для встречи с Ним у горы Синай, обращался исключительно к мужчинам. На горе Господь заключает завет со Своим народом. Одним из постановлений относительно освящения было следующее: «… не прикасайтесь к женам» (Исх. 19:15). Этот запрет относится к мужьям, мужчинам. Бог заключает завет с Израилем и обращается к мужчинам. Конечно, такой подход не означает, что женщинам нет места в завете. Ведь они действительно включены в завет. Тем не менее, мы снова встречаемся со структурой «власть - подчинение», согласно которой один человек –  руководитель, а другой – помощник. Бог назначил на священство только мужчин. В Исх. 28:1 Господь дает следующие наставления Моисею: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых». Почему не говорится: «И детей, дочерей его с ним, от среды детей, дочерей Израилевых»? Потому что, согласно Быт. 2, мужчина должен быть руководителем, а женщина его помощницей.  Только мужчины, а не женщины, должны были предстоять пред Господом: «Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа» (Исх.23:17; Втор. 16:16). Разве женщинам было запрещено являться пред лице Господа? Конечно же, нет! Разве Анна вместе с Елканой не приходила ежегодно в Силом для поклонения Богу? Это повеление дано мужчинам, потому что они исполняют роль руководителей. Старейшинами должны быть мужчины. Тесть Моисея, получив вдохновение от Господа, дает ему следующий совет: «Ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; И выбрал Моисей из всего Израиля способных людей (в английской версии «мужчин» - Прим. перев.)…» (Исх.18:21, 25). Почему в этом тексте не упоминаются женщины? Потому что, согласно Божьему установлению, положение лидера занимает мужчина. При подсчете населения Израиля учитывались только мужчины. Господь сказал Моисею: «… в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно» (Чис.1:1-3). Бог дает повеление согласно принципу, изложенному в Быт. 2. Жена находится под властью мужа. В Чис. 5:19 дан закон о неверной жене: «И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему (в английской версии «не осквернилась, пребывая под властью мужа» - Прим. перев), то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие». Обратите внимание на выражение «под властью мужа». Жена находится «под» властью мужа[20]. Данное выражение ясно показывает подчиненное положение супруги[21]. Этот текст не просто отображает особенность израильской культуры, а содержит Божье установление, о котором сказано в Быт. 2. Бог использует местоимение мужского рода (в тексте оригинала). В Лев. 1 объясняется, какие жертвы должны приносить израильтяне за определенные грехи. В третьем стихе говорится следующее: «Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом». Почему используется местоимение мужского рода (в тексте оригинала)? Может, потому что только мужчины, дабы выразить свою благодарность Господу, могли приносить Ему жертвы? Мы рады, что это не так. Либеральные переводчики склонны переводить данный текст так: «Любые люди (мужчина или женщина), приносящие всесожжение из крупного скота, да приносят…». Однако Господь использует местоимение именно мужского рода. Таким образом, мы имеем дело не с особенностью культуры, а со ссылкой на структуру, установленную в Быт. 2: мужчина – лидер, женщина – помощница. Местоимение мужского рода не исключает женский род, но указывает на тот факт, что женщина (неотъемлемая) часть мужчины. По этой причине местоимение мужского рода может представлять всех людей. Таким образом, совершенно ясно, что Божье установление в творении, согласно которому мужчина – руководитель, а женщина – помощница, представляет собой норму, которую Бог последовательно применяет на протяжении всего повествования Пятикнижия. Несмотря на то, что мужчина и женщина равны перед Богом, их функции различны. Мужчина характеризуется «руководством», женщина – «помощью». Эта истина, по всей видимости, была известна Деворе.

 

4. ВЫВОДЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ВРЕМЕН ДЕВОРЫ

Относительно Деворы нам следует сделать следующие выводы:

1. Весьма трагично, что в Израиле не было мужчин, которые желали бы взять на себя ответственность за руководство народом, согласно установлениям Втор.16:18 и 17:8. Мужи израильские уклонялись от выполнения возложенных на них Богом обязанностей.

 

2. Избрание Богом руководителя в особые времена отсутствия лидеров свидетельствует о Его милости к народу. Ведь Он даровал руководителя недостойным людям. Однако, тот факт, что руководителем была женщина, свидетельствует о Божьем суде. Бог стыдит тех, кто должен быть лидером, обращаясь к помощникам.

 

3. Девора, как было упомянуто выше, намного лучше понимала Божье откровение Израилю о положении и функции женщины по отношению к мужчине. Девора была женщиной, которая понимала, что согласно Божьему установлению, она должна занимать место помощницы мужчины. Вот почему во времена отсутствия мужской инициативы Девора побуждала Варака делать то, что он должен был делать (согласно своему предназначению). Девора использовала свое положение, чтобы ПОМОЧЬ мужчинам быть ЛИДЕРАМИ в соответствии с их предназначением. Из текста Суд. 4 мы приходим к выводу, что Девора была помощницей не только своему мужу Лапидофу, но и всем мужчинам. Даже занимая положение судьи Израиля, Девора признавала главенство мужчины, что соответствовало Божьему установлению (Быт. 2). Как было отмечено ранее, Девора отождествляется с Лапидофом, своим мужем (Суд. 4). Этот факт показывает, что Девора знала свое Богом данное место и принимала его. Девора была женщиной веры.   

 

 

5. БОЖЬИ НОРМЫ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ СО ВРЕМЕН ДЕВОРЫ

5.1 Мужчина и женщина продолжают быть равными перед Богом.

Произошли ли изменения в Божьем откровении после времен, описанных в Суд. 4 и 5? Нет, не произошли. Принцип Быт. 1 и 2 действует на протяжении всего Святого Писания – мужчина и женщина равны перед Богом. Как мужчина, так и женщина в равной мере нуждаются в спасении через Христа Иисуса. По этой причине Господь обратился с евангельской вестью как к мужчинам, так и к женщинам[22]. В Гал. 3:28 мы читаем:  «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Таким образом, в глазах Христа между мужчиной и женщиной нет разницы. Согласно 1 Петр. 3:7, мужья должны заботиться о женах, потому что они «сонаследницы благодатной жизни». Перед Богом мужчина и женщина занимают равное положение.

 

5.2 Бог ничего не изменил в установленных Им отношениях между мужчиной и женщиной.

Принцип Быт. 2 имеет силу в сфере отношений между мужчиной и женщиной. Есть причина, почему Спаситель мира был не женщиной, а мужчиной[23]. Есть причина, почему ученики Иисуса были мужчинами, а не женщинами. Повторюсь, причина кроется не в культурных особенностях того времени. «Утверждать, будто избрание апостолов Христом обусловлено культурным аспектом, значит игнорировать тот факт, что Бог избрал общество и время для прихода Его Сына»[24]. Если бы Бог пожелал, чтобы женщина стала ученицей Христа, Он бы призвал женщину к ученичеству и создал для этого благоприятные культурные условия. Деян. 1:16 повествует нам о Петре, который вместе с учениками (120 человек, включая мужчин и женщин) обсуждал вопрос об избрании апостола на освободившееся после смерти Иуды место.  Петр обратился к собранию со словами: «Мужи, братия». Хотя Петр и обращался ко всем 120 ученикам, вне зависимости от их пола, тем не менее, в его обращении отражен принцип Быт. 2. Петр, обращаясь к собранию, прежде всего, имел в виду лидеров. В 1 Кор. 11:3 апостол пишет: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог». Структура Быт. 2 «власть - подчинение» остается в силе. В 1 Кор. 14:34 Павел говорит следующее: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит». Под законом апостол подразумевает Пятикнижие – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Таким образом, принцип творения действует во всем Святом Писании. Подобная мысль прослеживается в Еф. 5:22-24: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос, глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». Обратите внимание, как много в этих стихах написано о задаче мужа любить жену, дабы она могла с готовностью ему подчиняться. Суть в том, что принцип Быт. 2 продолжает действовать. Господь говорит женщинам в 1 Тим. 2:12: «… а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Подобное наставление дано в 1 Петр. 3:1-6: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям…». В Тит. 2:1-5 как бы подведен итог всем наставлениям. Апостол Павел дает своему помощнику Титу наставления относительно его служения. Тит должен «говорить то, что сообразно с здравым учением». Ему нужно наставлять старцев (ст.2) и стариц (ст.3). «Чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей… » (Тит.2:3,4). В этом тексте эхом отзывается принцип, данный в Быт. 2, и соответствие ему Деворы! Вот чему пожилые сестры должны учить молодых женщин. Обоснование: «… да не порицается Слово Божье».

 

 

6. ВЫВОДЫ ДЛЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Следует ли нам побуждать наших дочерей стремиться к положению, обусловленному нашим восприятием Деворы как судьи? Нужно ли нам учить сыновей брать пример с «Вараков, Лапидофов, и десяти тысяч мужей, которые позволят Богу использовать Его Девор»? Конечно же, нет! Напротив, женщины должны взращивать в себе и в своих дочерях дух помощницы, понимая, что властью и ответственностью Бог наделил мужчин. Точно так же они должны побуждать мужей и сыновей быть лидерами в браке, семье,  церкви, обществе. Это не значит, что наши женщины или дочери никогда не будут занимать руководящие должности. Суверенный Господь может допустить такой ход вещей (как это произошло в Суд. 4). Однако занимать такое положение не то же самое, что стремиться к нему, сделать его своей целью. В сущности, это вопрос веры. Божье откровение четко говорит о положении женщины по отношению к мужчине. Важно не то, как это откровение подходит нам, грешным существам. Важно то, что говорит Господь. Вера обуславливает смиренное принятие Божьего откровения. То, что мужчина и женщина не будут довольны своим положением, пророчествовалось еще в Быт. 3:16. Тем не менее, мы смиренно должны принимать то положение, какое нам дает Господь. Может ли Девора, в таком случае, быть примером для женщин? Да, может. Но не в том виде, в каком ее представляют феминистски. Девора – пример для женщин, так как она была женщиной веры. В тех обстоятельствах Девора пыталась помочь мужчинам стать лидерами, стать теми, кем они должны быть. Позор ли для мужчин ДевораВарак)? Конечно, да! Мужчины того времени не были лидерами, не были теми, кем они по определению должны были быть. Поэтому Бог пристыдил мужчин, дав Израилю Девору. Да побуждают друг друга Господни мужчины и женщины  смиренно принимать то положение, какое предназначил для них Бог в этом мире, дабы «Слово Божье не порицалось».


[1]           Донна Стром "Where are the Deborahs and Baraks?" в Evangelical Review of Theology (Vol 10/1), стр.19 

[2]           Там же, стр.23.

[3]           Там же, стр.25. 

[4]           A deSnoo,  Vrouw, wie ben je? (Uitgave van de Bond van Gereformeerde Meisjesverenigingen in Nederland, 1988), стр.43 .

[5]           Ср. с Мариам и Олдамой.

[6]           Быт. 38. 

[7]           В Gesenius' Hebrew Grammar, §131b дан следующий комментарий на этот текст: «Некая (неопределенная) женщина (по имени) Девора, которая была также пророчицей».

 

[8]           Ср. с утверждением 4, представленным ниже: выводы относительно дней Деворы.  

[9]           Ср. с работой Лиллиан Кляйн  «The Triumph of Irony in the Book of Judges» (Decatur: The Almond Press, 1989),    стр.41. См. также работу А. Янсей Eva's Dochteren (Kampen: Kok, 1923), стр.93. 

 

[10]          Ср. с работой Томаса Р. Шрайнера "The Valuable Ministries of Women in the Context of Male Leadership: a Survey of Old and New Testament Examples and Teaching", in Recovering Biblical Manhood & Womanhood: A Response to Evangelical Feminism, editors: John Piper and Wayne Grudem (Wheaton: Crossway Books, 1991), стр.  216.

 

[11]          Там же, стр.  216.

[12]          Ср. с комментарием Хольверда на книгу Судей (Kampen: vandenBerg, n.d.), стр17: «Он не смог просто полагаться на Господа, тем самым, показав, что не усвоил урок из третьей главы, согласно которому Господь может сделать все САМОСТОЯТЕЛЬНО, без  помощи служителей. Посему, Он избрал женщину (которая не была ни призвана к борьбе, ни обучена вести борьбу) в качестве служительницы Господа». 

 

[13]          См. в этом контексте также Ис. 3:4 и 12. 

[14]          Хольверда «Exegese Oude Testament» (Deuteronomium), (Kampen: vanderBerg, n.d.) стр. 424: «…повествования Суд. 4:4 и 1 Цар. 7:6 отражают глубокий трагизм: те, кому было вверено служение, пренебрегали им, и только милость Яхве удерживала народ от полного искажения правосудия в их жизни».

[15]          Этот абзац я позаимствовал у Сьюзен Фох «Women & the Word of God: A Response to Biblical Feminism» (Phillipsburg: Presbyterian & Reformed Publishing Co, 1979), стр.68.  

[16]          Текст на иврите идентичен, за исключением местоимений.

[17]          Если я могу сослаться на слова Сьюзен Фох: «После грехопадения правление мужа уже не такое легкое, ему необходимо бороться за первенство. Супруга желает контролировать мужа (узурпировать данное ему Богом положение главы), посему, он должен, если сможет, господствовать над ней. Грех извратил как добровольное подчинение жены, так и любящее главенство мужа. Таким образом, правление любви, установленное в Эдеме, было заменено борьбой, тиранией, доминированием и манипуляцией» стр.69. 

[18]          Там же. 

[19]          ВНИМАНИЕ: Слова из Быт. 3:16 – не проклятие!!! Проклят змий (Быт. 3:14) и земля (ст.17) , а не женщина (ст.16) и мужчина (ст.17). 

[20]          (Извините, текст на иврите недоступен в формате HTML) 

[21]          Фох, стр.75 

[22]          Ср. с работой  Фох, стр.91. 

[23]          Ср. с Мф. 1:25; Откр. 12:5. 

[24]          Ср. с работой  Фох, стр.93. 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Ирина
30.09.2014 | 16:37
Спасибо за статью. Очень правильно разграничено отношение мужчины и женщины перед Богом отношение между собой.