05.12.2005
Скачать в других форматах:

Николас Г. Гоотьес

Толкование в искупительно-историческом контексте

Биография

Н.Г. Гоотьес родился 16 июля 1948 г. в Леевардене (Нидерланды). Он окончил Богословский университет Реформатских церквей в Нидерландах в Кампене. В 1976 г., получив степень магистра богословия, был рукоположен на служение в Реформатской церкви в Лейдене. Спустя три года его пригласили преподавать в Корейскую теологическую семинарию в Пусане.

В 1985 г. Гоотьес получил степень доктора богословия в Кампене, защитив докторскую диссертацию по теме «Духовность Бога».

Общий синод Канадских реформатских церквей, который проводился в апреле-мае 1989 г., назначил профессора Гоотьеса преподавателем догматики в богословском колледже в Гамильтоне, где он сменил ушедшего на пенсию профессора Я. Фабера.

 

Важность

Любой человек, читающий Писание, чувствует необходимость понимать текст. И это относится не только к Писанию – это же можно сказать о любой книге. Читатель хочет знать, о чем написано в этой книге и что это значит. Обычно книги читают не для того, чтобы поупражняться в скорости чтения; чтение книг дает определенные знания и доставляет удовольствие. В обоих случаях читатель старается понять смысл прочитанного. Да и в школах детей учат читать: учитель просит ученика пересказать своими словами то, что он прочитал. Чтение требует толкования и понимания.

Когда мы говорим о Писании, то читатель, безусловно, должен понимать, что он читает. Библия – это не орфографический справочник, но Книга, открывающая Благую Весть. Поэтому и служитель, и каждый читатель Библии становится толкователем. Поэтому христиане собираются вместе для чтения Библии, стараются понять, что Бог открывает им в определенном отрывке Писания, и обсуждают, что это значит сегодня. По этой же причине появился замечательный обычай – вместе читать Библию после обеда или ужина. Мы читаем, чтобы снова открывать те истины, которые Бог хочет донести до нас. Поэтому полезно, когда один из родителей после прочтения несколько стихов, постарается изложить прочитанное в одном или двух предложениях; или же попросит ребенка объяснить своими словами значение прочитанных слов. Часто такая дискуссия помогает понять суть вопроса. Такое совместное чтение помогает лучше понять текст. Чаще всего самое сложное – это индивидуальное чтение Библии (тихое время). Вы должны прилагать максимум усилий, чтобы понять прочитанное. Во всех таких формах чтения Библии основное внимание уделяется пониманию. Что значит этот отрывок из Библии и как мы можем применить его в своей жизни?

 

Историческая часть Библии

В этой статье я не намерен говорить о том, как понимать всю Библию. Я уделю внимание только определенной ее части. Библия включает в себя различных книги: исторические, книги закона, пророческие, псалмы. В Библии мы находим объяснение жизни и веры. Исторические книги, безусловно, представляют собой значительную часть Библии: около одной трети всех книг Библии описывают исторические события. Вероятно, эта часть Библии – самая известная, так как еще детьми мы слышали эти истории. Однако существует определенная проблема, связанная с этими историями. Все эти истории повествуют о других людях, которые жили много лет назад. Так как эти истории не обо мне, то возникает вопрос, как же они влияют на меня. Чему мы можем научиться, читая те книги Библии, которые рассказывают нам о том, что происходило с людьми много столетий назад?

 

Начальная точка

Начальная точка истинного толкования Писания: Писание – это Божье Слово. Библия – это Слово, которое Бог адресовал и людям, жившим много столетий назад, и нам, живущим сегодня. И это определяет то, как мы должны объяснять и применять Писание. Справедливо и обратное утверждение. Если кто-то не верит, что Писание – это Божье Слово, тогда толкование и применение Писания в сегодняшней ситуации будет иным.

Сегодня много богословов и читателей Писания скажут, что Писание – это книга, повествующая о том, как люди, жившие в период с 1200 г. до н.э. и до 100 г. н.э., видели Бога. Если это так, то мы уже не верим Писанию. И любой может толковать истории так, как ему нравится. Потому что тогда библейские истории будут рассказывать нам о том, как люди в прежние времена думали о Боге, мире и так далее. Но у нас есть право на свое мнение. Тогда нам позволено выделять в Писании, что приемлемо сегодня, а что нет. И мы можем сказать: я могу согласиться со словами этого человека, но не могу согласиться с тем, что говорит другой человек. Тогда мы принимаем те части Писания, с которыми мы можем согласиться, и отвергаем то, что противоречит нашему мнению.

Такой взгляд на толкование Писания очень важен для нашей дискуссии. Если, например, кто-либо не верит, что Писание – Божье Слово, то он может не согласиться с порядком изложения событий в Писании. Он может сказать: «Я верю, что приблизительно в 2000 г. до н.э. человек по имени Авраам ушел из той земли, где он родился. Автор книги Бытия говорит о том, что это произошло в результате Божьего призыва. Но это его собственное толкование; я понимаю это по-другому: в силу определенных причин (голод? проблемы в отношениях?) Авраам должен был уйти из той земли, где он родился. Я принимаю этот факт, но объясняю его по-своему».

Сегодня такое толкование - не редкость. Более того – в богословских семинариях часто учат такому толкованию. Читатель Библии выходит за пределы истории, изложенной в Библии, и пытается дать свое собственное толкование. Это происходит, когда Писание считается не Божьим, а человеческим словом.

С другой стороны, если Писание – истинно Божье Слово, то мы обязаны следовать представленному в нем толкованию. Кто лучше Бога может знать значение определенного события? Нет сомнений в том, что само Писание требует такого отношения. В самом Писании мы читаем: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Поэтому мы не можем толковать его так, как нам хочется: «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1:20-21).

Это значит, что мы должны толковать Писание согласно Божьей воле. Для нашей темы – толкование исторических книг Библии – это значит, что мы должны объяснять исторические события в соответствии с тем, как они изложены. Сам Бог определил такой порядок изложения, который наиболее полезен для нас.

 

Исторические факты

О чем Бог хочет рассказать нам через события, изложенные в Писании? Чему мы должны научиться? Каждый, кто читает исторические книги, может многое узнать из них. Бытие 11 рассказывает о том, как люди строили башню еще до жизни Авраама. Они уже знали, как изготавливать кирпичи и выкладывать их вместе. Также из Библии мы узнаем, что у людей, живших во времена Авраама, были верблюды (Бытие 12:16). Когда Израильский народ выходил из Египта,  а это происходило приблизительно в период между 1400 и 1200 гг. до н.э., в Египетской армии уже были колесницы (Исх. 14:6). Также из 1 Царств 5 возможно частично восстановить религию филистимлян. Из истории падения Иерусалима мы узнаем о политике Навуходоносора (4 Царств, 24).

Все это неоспоримые факты, и мы не можем отрицать их. В прошлом некоторые ученые отрицали, что у египтян, живших во времена Авраама, среди домашних животных были и верблюды. Сегодня уже никто не отрицает этот факт, потому что исторические раскопки подтвердили его. Но такой подход подрывает историческую достоверность Библии. Писание – и в историческом изложении тоже – Божье Слово. Отрицание Его историчности или вера в достоверность изложенных факторов только после их подтверждения – значит недоверие Богу в том, что Он сказал нам.

С другой стороны, нам не следует думать, что Бог хочет, чтобы мы знали очень детально все исторические события, изложенные в Писании. Библия написана не для того, чтобы рассказать нам все подробности жизни племен и народов Ближнего Востока в древние времена. Библия – это не учебник по истории Израильского народа. Хотя для того, чтобы донести свое послание до нас, Бог использовал определенный исторический контекст, Библия дана Богом не в качестве учебника по истории.

Поэтому, когда мы читаем историю о строительстве Вавилонской башни, то центром нашего внимания должна быть не башня. Недостаточно просто сказать: «Как интересно, что уже в то время люди смогли построить такую большую башню». Такая реакция повредила бы значению Божьего Слова. И если мы, читая историю Вавилонского пленения, хотели узнать только год, в который оно произошло, то мы бы не отдали должное Божьему откровению. Потому что Бог хочет привлечь наше внимание не просто к фактам. Писание дано нам для «научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Бог записал для нас эти исторические события не для того, чтобы рассказать нам все в подробностях, но дать нам необходимую информацию, чтобы мы могли жить так, как мы должны жить.

 

История искупления

Что же такое история искупления? Кратко ее можно описать как широкомасштабную спасательную операцию Бога, которая длится на протяжении всех веков, по спасению Своего народа от грехов и наказания, которое за ними следует. В истории искупления две фокусные точки: Бог, Который спасает, и человек, который нуждается в спасении. Когда грех испортил человека, Бог не оставил его (человека) в своем грехе, но начал искать его. В присутствии человека Бог сказал сатане, что семя жены будет поражать его в голову и в результате преодолеет его (Бытие 3:15). С тех пор Бог действует в этом мире и исполняет Свое обещание. Бог будет продолжать Свой труд по спасению человека до возвращения Господа Иисуса Христа.

История искупления представляет собой единство. И такое единство, прежде всего, происходит от Бога. Бог совершает работу искупления. Еще до сотворения мира Богом был создан план искупления (Еф. 1:4; 1 Петра 1:20). И в Ветхом и в Новом Завете Тот же самый Бог отдает Себя Своему народу и спасает его (Бытие 17:1; Марк 12:26). Бог провозгласил единство истории искупления (Бытие 3:15).

Единство истории искупления также открывается во Христе. Своими страданиями и смертью Он положил основание для нашего спасения, а в Своем воскресении Он явил полноту спасения.

Так же как и верующие Ветхого Завета не могли получить спасения без Христа, так и мы, живущие сегодня, когда Христос уже не живет среди нас, можем спастись только через Него.

Третий столп, поддерживающий единство истории искупления – вера. Уже в Ветхом Завете Бог вел  Свой народ и показывал людям, что они могут доверять Ему; Он требовал веры. В Новом Завете все остается в силе. Поэтому вера Авраама может быть примером для верующих Нового Завета (Рим. 4:19 и далее).

И, наконец, конечная цель истории искупления одинакова для всех. Верующие Ветхого Завета ожидали не просто земных благословений, они ждали нового Иерусалима (Евр. 11:10,16). Сегодня мы стремимся к этой же цели в истории, к восстановлению испорченного грехом мира.

История искупления - это единство, но также мы можем выделить в ней различные периоды. Центральный период, без сомнения, – то время, когда Христос пришел в этот мир. Он был рожден, учил, страдал, умер и воскрес. Предшествующий период можно разделить на две части. Первая часть – это период от грехопадения до Авраама; в течение этого времени Бог совершал труд спасения во всем мире. Следующий за этим периодом – период от Авраама до Иоанна Крестителя; в течение этого времени Бог сосредоточил труд искупления на Аврааме и его потомках. Также можно разделить на 2 части период после вознесения Иисуса Христа. Первый – период апостолов, в котором стало очевидно то, что сделал Христос для жизни церкви. Второй – послеапостольский период, время, в котором мы живем.

Такое разделение на периоды обусловлено тем, что Бог по-разному совершал труд искупления. Сначала местом действия был весь мир. Затем – Ханаан, начиная с Авраама и до воскресения Иисуса Христа. И начиная со дня Пятидесятницы, Божье искупление имеет силу для всего мира.

Различны и второстепенные обетования. Главное обетование, конечно, остается тем же: общение с Богом на основе искупительной работы Иисуса Христа. Но для патриархов это обетование было связано с обещанием сына. Сегодня верующие должны понимать, что Бог не обещает всем в церкви сыновей (детей).

Затем по особому обетованию израильский народ получил землю Ханаанскую. Это было своеобразной гарантией исполнения Божьего обетования спасения. У церкви Нового Завета нет страны, ей обещанной. Но верующие Нового Завета получили Святой Дух, чего не было у церкви Ветхого Завета.

Также различны и служения. В период, предшествующий Христу, постепенно появились служения пророка, священника и царя. В течение первого периода после вознесения Иисуса Христа Бог дал церкви апостолов и пророков. Но диаконы, старейшины и служители появились уже позже. Это связано с постепенным открытием содержания откровения - пока на место пророков пришли служители и старейшины, и это стало началом нового периода, в котором уже не было дальнейшего развития содержания откровения.

Кроме основного единства истории искупления и различий, возникших в ходе этой истории, следует обратить внимание еще на один аспект – тот факт, что в Библии записаны не все события, происходившие в истории искупления. История тысячелетнего периода – начиная с прихода греха в этот мир и до Авраама – изложена всего в восьми главах (Бытие 3-11). История Авраама и его семьи, которая привела к истории израильского народа, изложена достаточно подробно, но все равно есть несколько «пробелов». Писание почти ничего не рассказывает о жизни израильского народа в Египте и нескольких столетиях до рождения Христа. Опять же, Писание повествует о важных искупительных событиях первого столетия нашей эры, но ни слова о том, что происходило в последующие столетия.

Когда мы говорим, что Писание в своих исторических книгах открывает историю искупления, это не значит, что в Писании мы можем увидеть всю историю искупления. История искупления начинается с момента, когда Бог позвал Адама после грехопадения, и закончится только с возвращением Иисуса Христа. А в Библии записано только то, что нам необходимо знать.

 

Морализаторство и психологическое исследование

Каждый, внимательно прочитавший Писание, согласится, что в его исторических книгах записана история Божьего искупления. Однако странно то, что тогда как исторические книги используют для научения, обличения и т.д., историю искупления игнорируют. Когда дело касается применения Библейских историй в нашей ситуации, то внезапно Бог и Его искупительный труд становятся уже не важными, а на первый план выходит человек и его жизнь. И в результате это приводит к двум видам объяснения, которые мы можем назвать морализаторством и психологическим исследованием.

Морализаторство сосредотачивается на поведении человека. Когда Писание рассказывает нам о человеке, делающем что-то хорошее, то эта история используется как пример для подражания; когда о человеке, делающем что-то плохое – как предостережение против греха. Некоторые примеры: история о том, как Ионафан помог своему другу Давиду (2 Царств 20), используется для того, чтобы показать, как важно помогать друзьям. Или противоположная история: мы не должны никого преследовать так, как царь Саул преследовал Давида.

Такой подход часто включает в себя систему вознаграждения. События, о которых рассказывает Писание, используются, чтобы показать, что за хорошее поведение человек получит вознаграждение, а за плохое будет наказан.

Другой подход - психологическое исследование. Этот метод сосредотачивается в основном не на внешних действиях, а на внутреннем состоянии человека, его чувствах и переживаниях. Например: Давид «поднял вопль», когда он увидел, что город Секелаг разрушен (1 Царств 30:4) - и у нас, верующих, бывают подобные переживания. И так же как Давид, убегая от Авессалома, получил от Верзеллия пищу и другие необходимые вещи (2 Царств 17:27 и далее), то и мы по вере получим облегчение в периоды скорбей.

Как нам относиться к такому применению историй? Писание - это не просто сборник исторических фактов. В Писании ясно показано, как нам нужно жить. И это послание имеет непосредственное отношение к нашей вере; четко видно отношение между верой и событием. Но необходимо ответить на еще один важный вопрос: согласовываются ли эти применения с целью Писания в его исторических книгах?

 

Факторы, которыми пренебрегают

В контексте этих примеров есть несколько спорных элементов. Первое – только одна часть события вырывается из контекста и обобщается. Почему другие элементы не обобщаются? Действительно ли Давид, увидев, что Секелаг был разрушен, очень сильно опечалился? Писание говорит, что он поднял вопль. Но почему из истории взят только этот элемент и использован как общий пример? Также Писание говорит о том, что солдаты Давида обратились против него и хотели его убить (1 Царств 30:6). Безусловно, этот факт, в отличие от рыдания Давида, нельзя так легко обобщать. Но использование одного из двух связанных событий и пренебрежение другим - довольно произвольное применение Писания.

Более того, пренебрегается особенное положение людей, сыгравших определенную роль в истории. Если мы начнем думать об этом, то увидим, что почти все истории в Библии рассказывают о людях, сыгравших особую роль, чего нельзя сказать об обычных верующих. Это – патриархи и предки израильского народа, пророки, священники, цари и апостолы. Таким образом, нам сложно применять к себе то, что происходило с ними. Например, Давид был помазанным царем Израиля. Когда Ионафан стал другом Давида и помог ему, то на самом деле произошло следующее: коронованный принц Ионафан отступил назад и признал превосходство Давида (1 Царств 20:13-15). Эта история рассказывает о большем, чем просто о дружбе; она показывает послушание Ионафана Богу в преданном служении будущему царю Израиля. Когда именно это становится основным аспектом текста, то мы должны принять его во внимание, рассматривая применение текста.

Другой фактор, которым часто пренебрегают при морализаторстве и психологическом анализе – это результат того или иного события. Ионафан, который признал и любил Давида, и Саул, который преследовал его, умерли в один и тот же день. Последовательное морализаторское применение будет следующим: тот, кто преследует своего ближнего будет наказан, так же, как Саул был убит. Тот, кто помогает своему ближнему, будет … наказан, так же, как был убит Ионафан. Такое применение, несмотря на то, что может показаться логически последовательным, очевидно неверное. Разве этот пример не показывает, что истории в Библии не могут использоваться просто как система вознаграждений?

Самый важный вопрос – какова роль Бога в применении? В морализаторстве и психологическом анализе главное внимание уделяется человеку, его поступкам, его душе. В лучшем случае, Бог упоминается здесь только косвенно. Давайте вспомним о морализаторском применении, что мы должны помогать беженцам так же, как Верзеллий помог Давиду. В таком применении не говорится о Боге, здесь нет необходимости обращаться к Богу. Основная причина, почему такие применения ложные – пренебрежение местом Бога в истории.

Это приводит к выводу, что история искупления, как она записана в Писании, дана нам не для того, чтобы делать моральные заключения или давать психологические оценки. Связующее звено между тем периодом и сегодняшним днем – это не нравственное поведение или психологические переживания. Связующее звено – Тот же Самый Бог, Который спасает нас, людей, живущих в другом периоде истории искупления, той же самой верой через труд Иисуса Христа. Кратко - связь между народом Божьим в Писании и нами сегодня – это Божья история искупления.

Поэтому, применяя книги Писания, мы не должны забывать об исторически-искупительном контексте. Следующие четыре примера помогают понять это.

 

Каин и Авель

4 глава книги Бытия начинается с повествования о том, что у Адама и Евы было два сына – Каин и Авель. Когда мальчики выросли и выбрали разные профессии, их отношения испортились. Каин очень сильно разозлился на Авеля и убил его.

В этих строках можно найти морализаторское применение истории. Каин совершил тяжкий грех – он убил своего брата, но мы должны осознавать, что у нас такая же грешная природа, как и у Каина. Поэтому мы очень внимательно должны относиться к тому, чтобы не впасть в искушение. Каждый день в газетах вы можете прочитать о том, как члены семьи стреляют и убивают друг друга. Не храните дома огнестрельное оружие! К этому также можно добавить, что в конце истории мы видим подтверждение того, что Бог жестоко наказывает убийц.

Вероятно, это история ведет к своеобразному психологическому анализу. Тогда основное внимание уделяется мотивам действия Каина. Написано, что Каин очень огорчился. Хотя Бог и предупредил его, Каин позволил своей злобе вырасти так сильно, что, в конце концов, он убил своего брата. Тогда эту историю можно применить следующим образом: не позволяйте гневу мучить вас. Вы не сможете сдерживать его. И если вы последуете за своим гневом, вы будете наказаны.

В таком применении ничего не противоречит Писанию. Бог предупреждает против убийства (шестая заповедь) и о том, чтобы не гневаться (Еф. 4:26). Однако вопрос остается открытым: объясняет ли такое применение этого отрывка историю Каина и Авеля согласно замыслу Бога – именно тому замыслу, который был у Бога, когда Он записывал эту историю? Есть несколько вопросов относительно этого:

1. Этот текст говорит не только о гневе против брата, но, прежде всего, и гневе, направленном против Бога. Когда Авель пришел к Господу с жертвоприношениями, Бог принял его и его жертвоприношения. Но когда Каин принес свои дары, Бог не принял их. Гнев, который Каин излил на своего брата, был в действительности направлен против Бога, Который, как казалось Каину, больше благоволил к Авелю, чем к нему. Когда Каин убил Авеля, он отнял у Бога того, кто повиновался Ему. Каин не хотел преклониться перед Богом, и убийство брата стало последним шагом в его бунте против Бога. Первый аргумент против только что описанного применения - то, что здесь Бог выступает только как актер второго плана, тогда как на самом деле, Он – главное действующее лицо этой истории.

2. Контекст показывает нам, в каком свете должно рассматривать эту историю. Очень важный стих - Бытие 3:15. Бог провозгласил то, что Он положит вражду между семенем жены и семенем змея. В 4 главе Бытия мы читаем о том, как в Каине змей атаковал верного Божьего слугу Авеля. Если мы объясняем эту историю только с точки зрения морализаторства и психологического анализа, то мы пренебрегаем этим фактом.

3. Здесь Божье наказание - сдерживающее средство против убийства или ненависти, но не видно всего его значения. Если цель истории – предупредить против убийства, почему тогда Бог не покарал (казнил) убийцу? Тогда это согласовывалось бы с законом Ветхого Завета. Напротив, Каин был изгнан из земли, где жили его родственники (4:11,14). Каин был наказан, но он не был приговорен к высшей мере наказания: Бог не казнил его.

Для того чтобы понять значение наказания мы должны осознавать, что в то время семья Адама и Евы была основанием церкви. И такое изгнание также значит отлучение от церкви (см. ст. 16). Если Каин не покается, то это будет означать начало вечного наказания. И то, что Каин не беспокоится о своем изгнании, но его волнует, что теперь всякий может убить его, стало знаком его неверия (ст. 14).

Все это ведет к иному, более широкому и религиозному объяснению. Основная мысль 4 главы Бытия: служите Богу, а не «не убей» или не возненавидь своего (кровного) брата. Согласно Божьему постановлению (Бытие 3:15), тот, кто не служит Богу, ненавидит тех, кто служит Ему. Такая ненависть не обязательно ведет к братоубийству, но она отнимает у Бога тех, кто служит Ему. Это объясняет, почему христиане всегда будут чувствовать давление мира в жизни, притеснения и насмешки. Божьим наказанием будет отлучение – сначала от общины верующих, и если не произойдет никаких изменений, то отлучение от Нового Иерусалима.

 

Илия (3 Цар. 19:4)

Второй пример - Илия, после победы на горе Кармил и казни священников Ваала. Противостояние Богу не прекратилось в Израиле. Царица Иезавель передала Илии послание с клятвой убить его на следующий же день. Илия молился: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою».

Читатели Библии воспринимают этот отрывок не столько с точки зрения морали, сколько с точки зрения психологии. Но вполне возможно толковать данный текст и с точки зрения морали. Подход может быть следующим: проблема не в самой молитве Илии, а в том, что он просил о смерти. Здесь мы видим предупреждение о том, чтобы внимательно относиться к тому, о чем мы молимся. Мы не должны молиться сверх того, что нам позволено. Никогда не следует молиться о своей смерти.

Если мы не хотим оценивать эту молитву так негативно, существует и более позитивный подход. В этом случае мы можем вынести моральный урок, обратив внимание на место, где молился Илия. Чтобы сосредоточиться на этой важной молитве, Илия пошел в пустынное место. Поэтому если нам нужно помолиться о чем-то действительно важном, нам следует оставить суету будничной жизни и попытаться найти место, где можно сосредоточиться.

Тем не менее, этот отрывок чаще всего рассматривают с психологической точки зрения; в каком состоянии находился Илия, произнося эту молитву – над его жизнью нависла серьезная угроза и он уходит в пустыню, чтобы побыть наедине с Богом. Он чувствует, что больше так не выдержит. Его обязанности слишком тяжелые. Поэтому он просит Бога о смерти. Многие люди ощущают подобное в определенные моменты. Бремя жизни становится таким тяжелым, что единственное их желание - смерть. Мы тоже можем впасть в отчаяние. Но как Бог обновил силы Илии, так же Он даст силу и нам. Божья поддержка сделает нас способными жить среди скорбей.

Существует еще более позитивный психологический подход. К примеру, многие люди боятся смерти, но Илии было совершенно не страшно умирать. Он мог умереть без страха и даже желал смерти, потому что всегда верно служил Господу. Поэтому нет никаких причин бояться смерти тому, кто верно служит Господу; он даже может молиться о смерти.

Из сказанного выше можно увидеть, что один отрывок содержит много разных уроков. Что же делать: выбрать какой-то один или использовать все вместе? Прежде всего, следует обдумать, являются ли все эти применения справедливыми по отношению к тексту. При более внимательном чтении становится ясно, что несколько важных деталей было проигнорировано.

Важно принять во внимание тот факт, что Илия не был обычным человеком. Он был не просто пророком, но как пророк он должен был исполнить особую миссию в тот исторический период. На него возлагалась руководящая роль в смертельной борьбе с культом поклонения Ваалу, который стал распространенным среди Божьего народа.

Более того, в этих толкованиях роль Бога сводится к минимуму. В лучшем случае, Он появляется только в конце истории как Тот, к Кому обращена молитва Илии.

Также не уделяется внимание контексту, особенно Божьей реакции на молитву Илии, что очень важно для правильной оценки молитвы. Илия уснул после того, как помолился, но ангел разбудил его, чтобы накормить. Ангел не решил проблему Илии, он просто не допустил, чтобы Илия умер во сне. Илии нужно было подкрепить силы пищей и водой и провести в пути сорок дней, чтобы встретить Господа. Из этого очевидно, что Бог не был согласен с молитвой Илии.

Прежде чем применять эту историю к нашему времени, необходимо принять во внимание особенности ситуации, в которой жил Илия, и его роль. По-видимому, это только усложняет применение, так как время, в котором жил Илия, отличается от нашего времени, а роль его была уникальной. Илия боролся против поклонения Ваалу на территории Израиля, и, чтобы помолиться в пустынном месте, ему следовало уйти из страны, а это означало оставить поле битвы и сдаться. Еще одно обстоятельство подтверждает это: Илия оставил своего слугу (стих 3). Так как он не собирался продолжать борьбу, то и слуга ему уже был не нужен. Так что поступок Илии был просто дезертирством. Но здесь речь идет не о рядовом солдате, который оставляет поле боя, но о генерале, который сдается в бою. Какие бы ни стояли за этим психологическое причины (а мы можем предположить, что они были существенными), Илия согрешил в том, что оставил Израиль. Молитва, последовавшая за этим, молитва о смерти – это выражение того же греха, который отягчается тем обстоятельством, что Илия играл важную роль в этой битве.

Мы можем связать это с пророчеством о вражде и разрушении сатаны в Быт. 3:15. Эта молитва показывает, что даже сильный Илия не смог преодолеть Божьего противника. Божьему народу нужен другой, лучший Генерал, который одержит победу в этой битве и не отступит под тяжестью постоянного противостояния. Таким образом, негатив этой истории указывает на Иисуса Христа, Который не сдался даже на кресте, но Своей смертью и воскресением победил сатану.

Для правильного применения молитвы Илии мы, люди, живущие в других обстоятельствах, должны понимать это. Поле битвы уже не Палестина, а весь мир. Также и наше положение в этой битве отличается от роли Илии: мы не генералы, а рядовые солдаты. И мы должны считаться с тем фактом, что хотя сражение все еще продолжается, но наш Генерал Иисус Христос уже выиграл решающую битву.

Из этого следует применение для настоящего времени. Если Бог не позволил Илии сдаться в сражении прежде Христовой победы, тогда тем более мы, живущие после этой победы, не можем и не должны сдаваться в борьбе с влиянием мирских религий в церкви. Мирские религии могут быть в нескольких обличьях: начиная наукой и заканчивая движением «New Age». Люди доверчивы и кажется, что священники мирских религий находятся в большинстве. Люди в церкви могут начать думать: «Если многие верят в это, то, должно быть, в этом есть истина». Их повиновение может разделиться: частично они будут повиноваться Богу, а частично популярному богу этого мира. Это может обеспокоить противников мирских религий: какая польза от их борьбы? Но эта история должна научить их, что Бог не хочет слышать об их желании сдаться в наши дни даже больше, чем в дни Илии. Иисус Христос одержал окончательную победу!

Поэтому молитва из 3 Царств 19:4 не должна быть примером молитвы в периоды разочарований; тогда бы мы могли сказать, что, понимая разочарование Илии, временами мы можем чувствовать то же. Напротив, этот текст предупреждает нас не сдаваться в праведной битве веры, пока Бог позволяет нам жить на земле.

 

Даниил (Дан. 1:8-16)

Третий пример мы находим в первой главе книги Даниила, где рассказывается о Данииле и его друзьях, которые отказались есть пищу, назначенную им царем Вавилона. Сначала Даниил попросил разрешения у начальника евнухов не есть эту пищу (стих 8). Получив отказ (стихи 9,10), он обратился к другому человеку, чтобы тот разрешил провести испытание: на протяжении десяти дней пусть дают им простую пищу и воду (стихи 11-13). В результате оказалось, что Даниил и его друзья выглядели более здоровыми, чем все остальные юноши (стих 15).

В этом тексте можно найти несколько интересных уроков. У Даниила была сила и смелость пойти против большинства. Мы, находясь перед выбором повиноваться Богу или идти путем мира, должны действовать так же смело, как Даниил. Эта идея выражена в песне:

Имей смелость быть Даниилом,

Имей смелость выстоять в одиночку.

Еще один урок: Даниил увидел угрозу со стороны того, что на первый взгляд кажется неважным – пищи. Многие люди могут сказать, что между верой и пищей нет связи. Но Даниил знал, что Божий Закон также касается и таких обыденных вещей, как пища. Мы должны поступать так же. Более того, необходимо применять Божьи заповеди не только к пище, которую едим, но и к книгам, журналам и газетам, которые читаем. Даже с конкурентами по бизнесу следует поступать справедливо.

Важно обратить внимание и на то, как Даниил ел. Он решил не принимать пищу неизвестного происхождения, но при этом он не грубит: «Я не собираюсь это есть!». Он попросил об этом. И даже когда начальник евнухов отказал ему, опасаясь за свою жизнь, Даниил не высмеял его, но отнесся к нему с уважением. Даниил действовал мудро, обратившись к низшему должностному лицу, к человеку, на котором не лежало очень большой ответственности. Это показывает нам, что и мы должны поступать мудро, когда, повинуясь Богу, мы должны отличаться от мира.

Очевидно, что приведенные выше примеры можно назвать хорошими уроками; все применения соответствуют Писанию. Вопрос, с которым мы сталкиваемся, касается не только правильности применения, но насколько справедливо такое толкование по отношению к тексту. Вновь необходимо отметить, что из текста упущено несколько важных деталей.

1. Время и место событий. Все происходило не в Ханаане, а в Вавилоне. Даниил со своими друзьями были там в заложниках как гарантия того, что их страна не поднимет восстание. Царь Израиля был свергнут с престола и изгнан из страны вместе со своим народом. Это выглядело так, как будто Бог оставил дом Давида и покинул Свой израильский народ.

2. И вновь Бог в этих толкованиях остается в стороне. Но в тексте Он явно присутствует. В стихе 9 говорится, что Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов. И тот факт, что после десятидневного испытания Даниил и его друзья выглядели более здоровыми, чем все остальные молодые люди, не может быть объяснен естественными причинами; это была особая работа Бога.

Здесь настораживает одно обстоятельство: почему в основе урока находится человек, а не Бог. Причина в том, что мы можем делать выводы из поступков людей, но это нельзя сделать по отношению к действиям Бога. Легко сказать: «мы должны поступать, как Даниил». Но невозможно сказать: «Если вы будете поступать, как Даниил, то Бог поможет вам так, как помог ему». Христиан, хранивших верность так, как Даниил, бросали в клетки со львами или убивали. Даниил и его друзья выглядели здоровее после десятидневного испытания, но другие верные христиане умирали от голода. Бог не всегда действует в нашей жизни, как Он делал это в жизни Даниила, и поэтому мы считаем, что путем обобщения человеческих поступков мы должны извлекать уроки из Писания. Но если с помощью такого метода мы неверно толкуем цель Писания (это очевидно из факта, что важные части историй просто не принимаются во внимание), то мы платим слишком высокую цену за эти уроки. Хотя мы не можем обобщать Божьи действия, мы должны признавать, что и в применении библейской истории Он находится в центре.

Итак, необходимо задать вопрос: если принимать во внимание особенные обстоятельства, в которых находились Даниил и его друзья, и богоцентричность, возможно ли продолжать поиски применения этого текста к ситуации, в которой находимся мы? Начнем с самой ситуации: израильский народ был завоеван и его лидеры попали в Вавилонский плен. Так Бог наказал Израиль за грех. Но жители Вавилона могли подумать, что Бог Израиля бессилен, а Израиль мог подумать, что Бог отказался защищать их.

В определенной ситуации Бог явно показывал Свое присутствие и Свою силу даже в столице мира – «золотом» Вавилоне. Даниила 1 повествует о том, что Бог повлиял на людей так, что те были благосклонно расположены к Даниилу и его друзьям, и доказал, что может сохранить здоровье Своим слугам даже при самой скромной диете.

В последующих главах Бог снова и снова доказывает, что Он намного сильнее всех царей вавилонских, мидян и персов. Эта тема первой, исторической части книги Даниила, которая показывает, что падение Израиля отнюдь не означает падение Бога Израиля. Даже в Вавилоне Бог контролирует мировую историю.

Возвращаясь к первой главе, можно согласиться с тем, что Бог являет Свое присутствие в самом могущественном месте того времени, но как же это применимо к современности? Ответ таков: христиане, даже если они одни, должны довериться Богу и исполнять Его волю. Это очень похоже на один из вышеприведенных уроков, но сам урок совершенно другой. Здесь мы видим не только доверие Даниила Богу и Божью защиту, но то, что Бог всегда остается Богом даже в самом центре вражеского мира.

Сегодня христиане доверяют Богу и повинуются Его заповедям, но при этом они не знают, какие события произойдут в их жизни. Бог совсем не обязан делать в наше время то же, что Он совершил в жизни Даниила. В основе всего лежит Божий замысел для нас. Через историю Даниила мы узнали о Боге и Его всемогуществе; это дало нам уверенность, что можем доверять Ему где бы мы ни были. Мы знаем Бога не так, как знал Его Даниил, ведь мы видели намного большее проявление Божьей силы, например, через воскресение Иисуса Христа. Поэтому мы можем доверять Богу даже больше, чем Даниил, и наша вера должно быть видна во всем, включая и ежедневную пищу.

 

Есфирь (4:15-17)

Четвертый пример – иудейская девушка Есфирь, которая стала царицей народа Персии и Мидии. Руководитель страны Аман разгневался на Мардохея и задумал убить не только его, но и всех иудеев. Сначала Есфирь, которая была царицей и могла не бояться угроз Амана, не хотела вмешиваться. Затем, несмотря на опасность, она пришла к царю и просила о своем народе. Тогда она произнесла знаменитые слова: «Если погибнуть – погибну». Однако царь помиловал ее, выслушал ее просьбу, казнил Амана и спас жизнь иудейского народа.

Часто историю Есфирь используют в качестве примера. Есфирь называют образцом самоотверженной смелости. Во время изучения этой истории в группе каждому можно задать вопрос: «Как бы вы поступили в подобной ситуации? Отдали бы вы свою жизнь за своих соотечественников?» Некоторые с полной уверенностью могут сказать, что поступили бы точно так же, как Есфирь; другие будут сомневаться в своей смелости и будут надеяться и молиться о том, что в период войны или притеснений они смогут быть такими же смелыми, как Есфирь. Есфирь - пример самоотверженной любви к своему народу.

Очень важно подчеркивать такую любовь, особенно когда индивидуализм ведет к эгоизму. Но мы должны задать вопрос: соответствует ли такое применение истории замыслу Бога? Необходимо честно ответить, что среди всех вышеприведенных примеров эта история - образец наихудшего применения. В остальных примерах Бог, по крайней мере, присутствует, если даже не находится в центре истории. Но здесь Бог полностью отсутствует, и в Нем даже нет необходимости. Если в применении Божьего Слова нет места Богу, то такое применение не может быть правильным.

Также при таком применении не уделяется внимание тому, что эта история повествует об особенном народе. Израиль – это нация, которая отличается от всех других наций мира. Израиль получил от Бога особенные обетования, и Мессия был рожден среди этого народа. Поэтому этот текст нельзя использовать в общем «патриотическом» контексте.

Эта история происходила в особенный период. В это время царства Персии и Мидии контролировали все народы на Ближнем Востоке. Среди этих народов были также иудеи. Часть иудейского народа вернулась в свою родную землю Ханаан; остальные все еще жили в стране пленения, где некоторые из них стали очень уважаемыми людьми. Однако все иудеи жили под контролем царства Персии и Мидии. И угроза Амана также распространялась на всех иудеев.

Для того чтобы найти истинное значение истории мы снова должны начать с Бога. Бог присутствует в Сузах, столице и оттуда Он защищает Свой народ. Мы должны понимать: Бог обещал, что Мессия будет рожден в этом народе. Если бы атака Амана удалась, то Мессия не родился бы и Божий план спасения не мог бы осуществиться, что значило бы несостоятельность истории искупления и, как следствие, невозможность нашего спасения. Эта та мысль, от которой мы должны отталкиваться. Больше всего нас интересует спасение, в котором мы нуждаемся, и процесс осуществления его в дни жизни Есфирь.

Для защиты Своего народа и осуществления спасения Бог использовал Мардохея и Есфирь. Еще до того, как Аман задумал напасть на иудеев, Бог был готов к этому и сделал так, что иудейская женщина Есфирь стала царицей при царе Артаксерксе (3:1). Сначала Есфирь не хотела использовать свое влияние, чтобы спасти народ (и оставить открытой дверь для прихода Мессии). Есфирь почти что заставили ходатайствовать за народ. В конце концов, она действительно захотела сделать то, что должна была сделать. Бог использует ее в ситуации, о которой она никогда не могла бы подумать (7:8), чтобы уничтожить врага и защитить Свой народ (10:3).

Прежде всего, в этой книге мы многое узнаем о Боге. С силой, которой невозможно противостоять, и с мудростью, которую невозможно уразуметь, Бог приготавливает приход Иисуса Христа. За много столетий до этого события Бог открыл, что Мессия придет из иудейского народа. И в период Есфирь Бог подготавливает приход Мессии. Он использует даже тех людей, которые не хотят в этом участвовать.

Именно этот факт должен дать нам смелость сегодня. Иисус Христос пришел; никакая сила не смогла помешать Его приходу, чтобы совершить спасительный труд. И до тех пор, пока Божья церковь находится на этой земле, Бог не оставит ее и не отступится от той работы, которую Он выполняет для нее, Он исполнит Свой план.

Поэтому те христиане, которые используют историю Есфирь в качестве образца смелости, будут смелы только отчасти. Потому что с самого начала Есфирь не хватало смелости. Но те христиане, которые видят Божью работу в Есфирь, могут быть по-настоящему смелыми. Потому что из этой истории они знают, что могут доверять Богу в том, что Он исполняет план спасения во Христе. И смотря на Такого Бога, у них будет рвение и желание служить Ему своей собственной жизнью.

 

Заключение

Так как исторические книги Библии даны нам для того, чтобы показать развитие Божьего плана искупления, то толковать эти книги и уроки из них необходимо в искупительно-историческом контексте. Безусловно, тогда определение «искупительно- исторический» само по себе уже не так важно. Главное – не название, а содержание.

Основные характеристики искупительно-исторического метода можно свести воедино в следующих четырех правилах:

1. В каждой истории Бог должен занимать центральное место. Если в центре применения - человек (в Ветхом или Новом Завете), а Бог исключается, то такое применение нельзя назвать верным.

2. Четкое указание связи между определенным событием и Божьим трудом спасения. Если это отсутствует, то связь между тем периодом и сегодняшним днем будет основываться только на морализации и психологическом анализе.

3. Необходимо принимать во внимание развитие истории искупления. Применение, которое возвращает нас во времена Израиля или апостолов – скорее всего не совсем верное применение.

4. Для того чтобы правильно применить отрывок, необходимо также учитывать особенную роль определенного человека в Библии (пророка, священника, царя, апостола). Это значит, что мы должны сосредоточиться на том, что сделал (или хотел сделать) Бог через Своих служителей. Мы не можем ставить себя на место этого человека.

Такое сосредоточение на работе Бога не значит, что для человека нет места в применении. Человек присутствует; он важен в истории искупления. Вопрос не в том, есть ли место для человека в применении, а в том, какое именно место. Ответ в том, что сегодня человек не должен делать что-то только потому, что кто-то в Библии сделал это. При таком применении Бог и Его работа спасения игнорируются. Сегодня человек должен делать что-то потому, что история показывает, что это желание и заповедь Бога. Бог правит вселенной и Ему можно доверять.

Только когда толкование исторических книг Библии соответствует их характеру, Бог прославляется как Спаситель, и мы получаем стимул, который нам действительно необходим для жизни в вере.

 

 

 

Примечание: эта статья перепечатана с разрешения автора из канадского реформатского журнала CLARION (август и сентябрь 1990 г., № 29, стр. 15-19). Вместе с введением статья была опубликована под названием «Новые размышления на тему искупительного исторического толкования». Гоотьес в введении написал о том, что в Голландии праздновали 100-летний юбилей со дня рождения известного голландского богослова Клааса Схилдера.

Схилдер принес некоторые изменения в реформатское богословие. Он оказал влияние на проповедование, особенно в том, что касалось проповедей по историческим книгам Библии. Благодаря статьям и проповедям Схилдера на эту тему, а также изучению исторических книг Библии, не говоря уже о его трилогии «Христос и Его страдания», в Нидерландах возникла новая форма проповедования, в основу которой положен так называемый искупительно-исторический метод.

 

Николас Г. Гоотьес

Н.Г. Гоотьес родился 16 июля 1948 г. в Леевардене (Нидерланды). Он окончил Богословский университет Реформатских церквей в Нидерландах в Кампене. В 1976 г., получив степень магистра богословия, был рукоположен на служение в Реформатской церкви в Лейдене. Спустя три года его пригласили преподавать в Корейскую теологическую семинарию в Пусане.

В 1985 г. Гоотьес получил степень доктора богословия в Кампене, защитив докторскую диссертацию по теме «Духовность Бога».

Общий синод Канадских реформатских церквей, который проводился в апреле-мае 1989 г., назначил профессора Гоотьеса преподавателем догматики в богословском колледже в Гамильтоне, где он сменил ушедшего на пенсию профессора Я. Фабера.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Иван
16.02.2012 | 17:23
Чтоб вот так вот легко рассуждать о Писании, следует вспомнить исторический момент по утверждению (канонизации) книг ВЗ и НЗ: когда,где и кем. Вопрос: какой смысл доверяться Богу и исполнять Его волю, если достаточно веры в то, что Христос стал заместительной жертвой?