Уэс Брейденхоф
Радостное празднование 450-ой годовщины со дня принятия Бельгийского исповедания веры!
В этом году мы отмечаем 450-ю годовщину создания Бельгийского исповедания веры реформатским служителем Гвидо де Бре. Считается, что Бельгийское исповедание веры появилось в конце 1561 года. Известен тот факт, что этот документ был переброшен через крепостную стену города Турне (или Доорник, как называют его в Нидерландах). Однако, вероятней всего, данное исповедание веры было составлено еще в начале 1561 года. В своей авторитетной книге, посвященной этому исповеданию веры, доктор Н. Х. Готьес утверждает, что оно, по всей видимости, было написано уже в феврале 1561 года. Впервые Бельгийское исповедание веры было опубликовано 25 мая 1561 года.
Готьес также считает, что еще до своей публикации оно было принято реформатскими церквями области, которая сейчас принадлежит Бельгии. Вот почему в Бельгийском исповедании веры используется форма первого лица множественного числа: «Мы веруем…». На последующих синодах реформатских церквей авторитет исповедания был подтвержден, а его содержание доработано. Этот процесс продолжался как до Дортского синода, так и в последующие годы. В наши дни Бельгийское исповедание веры представляет собой живой документ, в который время от времени вносят поправки церкви, которые его придерживаются. Один из классических примеров – утверждение, сделанное в первоначальной версии Бельгийского исповедания веры о том, что апостол Павел является автором Послания к Евреям. Данное утверждение было удалено в издании реформатских церквей Канады. После первого издания Бельгийское исповедание веры получило широкое распространение. Оно переиздавалось множество раз, а первый перевод на нидерландский язык был осуществлен уже в 1562 году. В шестнадцатом столетии Бельгийское исповедание веры было переведено на латинский, греческий, немецкий, английский и испанский языки. Этот документ стал одним из наиболее распространенных и уважаемых реформатских исповеданий веры.
Но почему именно Бельгийское исповедание веры? Этот вопрос задают не часто. Иногда мы воспринимаем данное вероисповедание как нечто само собой разумеющееся. Известно ли нам, что в течение шестнадцатого столетия, в период Реформации было составлено великое множество самых разнообразных исповеданий веры и катехизисов? Я говорю не о четырех, пяти или даже десяти документах. Речь идет о десятках вероисповеданий. Нидерландский ученый Вильям Хейтинг выпустил двухтомник, состоящий исключительно из текстов нидерландских исповеданий веры периода Реформации. Это два объемных, увесистых тома! Итак, почему же именно Бельгийское исповедание веры получило такое широкое распространение, в то время как большинство других вероисповеданий кануло в Лету? Существует несколько основных причин.
Благодаря чему Бельгийское исповедание обладает такой значимостью?
Во-первых, как уже упоминалось, Бельгийское исповедание веры было принято реформатскими церквями Нижних земель в качестве официального документа довольно рано. Оно было одобрено церквями практически с самого начала своего существования. Таким образом, Бельгийское исповедание веры было и все еще есть определяющим исповеданием реформатских церквей как этой области (которая в шестнадцатом веке называлась Нижними землями), так и церквями, которые берут свое начало из этих земель. Под «определяющим исповеданием» я имею в виду то, что Бельгийское исповедание веры представляет собой основание для выражения нашей общей веры. Гейдельбергский катехизис, например, по своей сути вероучительный документ, в то время как Каноны Дортского синода являются своего рода толкованием определенных аспектов учения, представленного как в исповедании, так и в катехизисе, истинность которых была подвергнута сомнению ремонстрантами (последователями Якова Арминия). Бельгийское исповедание веры преследует несколько иную цель – оно выражает и определяет нашу общую веру (то есть то, во что верят реформатские церкви). Этот документ не был составлен как выражение личной веры Гвидо де Бре. Бельгийское исповедание всегда было кафоличным по своему характеру. Этот документ всегда представлял голос Церкви, свидетельствуя о ее вере властям и неверующему миру.
Недаром П. Й. Де Йонг назвал свое толкование Бельгийского исповедания веры «The Church’s Witness to the World», то есть «Свидетельство Церкви миру». Таким оно виделось изначально. Кроме того, данное исповедание веры считается верным изложением основ учения Святого Писания. Следует отметить, что Бельгийское исповедание создавалось на основании предшествующих ему вероисповедных документов, которые были составлены такими реформатскими первопроходцами как Жан Кальвин и Теодор Беза. Также оно глубоко укоренено в учении Ранней церкви. В исповедании дано множество ссылок на отцов Церкви. Другими словами, реформатские церкви не излагали в этом документе какие-то новые, неожиданные мысли. Бельгийское исповедание веры пронизано духом почтения к Преданию и Святому Писанию. Итак, этот вероисповедный документ на протяжении длительного времени считается ясным, кратким и достоверным изложением библейской истины. В заключение следует отметить, что Бельгийское исповедание веры выдержало испытание временем благодаря тому что укоренено в преследуемой и гонимой Церкви. Эти корни делают его уникальным. Из Трех форм единства именно Бельгийское исповедание веры было создано в горниле преследований и мученичества. Ни один из авторов Гейдельбергского катехизиса (как и составителей Канонов Дортского синода) не был казнен за свою веру. Тридцать первого мая 1567 года Гвидо де Бре был повешен властями за «дело Сына Божьего», как он часто называл свое служение. Насколько я помню, Бельгийское исповедание веры представляет собой единственный официальный реформатский документ, который был написан мучеником. Конечно, другие мученики Реформатской церкви также составляли исповедания веры. Например, четыре реформата из Бразилии (впоследствии принявшие мученическую смерть) написали Гуанабарское исповедание в шестнадцатом столетии. Однако ни одно из подобных исповеданий не было принято официально ни одной из реформатских церквей. Данный факт позволяет Бельгийскому исповеданию веры занимать уникальное место среди конфессиональных документов. Оно, так сказать, связало реформатских верующих со страдающей Церковью прошлого. Кроме того, оно помогает нам отождествить себя с современной страдающей церковью, которая несет свой крест и переносит гонения ради Христа.
Включите снова!
Итак, Бельгийскому исповеданию веры исполнилось 450 лет! Оно оказывало нам существенную поддержку, но это происходило только тогда, когда мы обращали на него серьезное внимание. Гейдельбергский катехизис мы слышим каждое воскресенье, а вот Бельгийское исповедание веры, к сожалению, может пылиться на наших полках. В своей книге «Credo», то есть «Символ веры», Ярослав Пеликан сравнивает исповедания веры с компакт-дисками. Сами по себе компакт-диски инертны и статичны. Их можно передавать от отцов к детям, никогда даже не включив их. Однако, вставив компакт-диск в проигрыватель, вы сможете услышать звуки чарующей музыки, изливающейся из динамиков. Компакт-диск становится, так сказать, живым! Подобным образом исповедания веры действенны только тогда, когда их «проигрывают», когда их голос слышен из поколения в поколение. Четырехсот пятидесятилетие со дня написания Бельгийского исповедания веры предоставляет нам превосходную возможность «включить его снова».
Этот материал еще не обсуждался.