29.07.2011
Скачать в других форматах:

Воскресенье – славный день Господа

 

Этот документ был составлен по двум причинам. Во-первых, как это часто происходило в истории после Реформации, возникли разногласия о взаимосвязи между четвертой заповедью и последствиями соблюдения воскресного дня. Во-вторых, из-за подоплеки этих разногласий, а именно изменения духовного климата в нашей стране (Нидерландах), превратившейся в светское мультирелигиозное общество. Недавние экономические и социальные явления (интернационализм, глобализация и развитие технологий) оказали серьезное влияние на традиционную культуру нашего народа. Поэтому  мы надеемся, что представленный документ поможет нидерландским реформатским церквам двадцать первого столетия заново переосмыслить собственное учение о воскресном отдыхе и праздновании дня Господня.

 

Введение

 

Мы, реформатские церкви Нидерландов, признаем обязательность исполнения четвертой заповеди, как неотъемлемой части Десяти заповедей, и всех наставлений, которые относятся к ней в Святом Писании. Эта заповедь является одной из основных причин, почему мы празднуем последний день недели как день воскресения нашего Господа Иисуса Христа. Мы желаем больше узнать о том, как воскресенье было даровано Богом для нашего искупления и освящения в повседневной жизни.

 

Наставление

 

От шабата к воскресенью

 

Как Израиль в течение многих столетий праздновал шабат, так христианская Церковь празднует воскресенье как день воскресшего Господа. Иисус Христос называет Себя «Господином шабата» (Мк. 2:28). Он проявил Свое полное послушание Богу и принес совершенную жертву за грех. В первый день недели Он воскрес из мертвых. Божьи великие деяния творения и спасение Израиля из египетского рабства были главными мотивами для празднования ветхозаветного шабата. Во Христе Бог целенаправленно развивает историю искупления. Божье великое деяние, воскрешение Своего Сына из мертвых, является  дополнительным мотивом для празднования воскресного дня.

 

В Новом Завете упоминается о том, что воскресший Христос являлся Своим ученикам в первый день недели (Ин. 20:19, 26). Первая христианская община собиралась каждый день в иерусалимском храме и по домам (Деян. 2:46). Первый день недели приобретает новое значение, потому что именно в этот день община собиралась для слушания апостольского учения, преломления хлеба (Деян. 20:7) и приношения даров (1 Кор. 16:2). Позднее этот день будет назван «днем Господа» (Откр. 1:10). Вот почему христианская церковь называет воскресенье «славным днем Господа».

 

День Господень и дни Господни

 

В Новом Завете практически нет упоминания о взаимосвязи между празднованием воскресного дня и исполнением четвертой заповеди Божьего Закона. Каждый день, как и вся жизнь, освящен Господом Христом. Тот, кто празднует определенный день как знаменательный день, прославляет Господа (Рим. 14:6). В новозаветном мире воскресенье было первым днем обычной рабочей недели. Однако вскоре этот день приобрел новое значение, благодаря тому, что христианские общины начали собираться  утром и вечером для богослужений.

Христос – исполнение всего Закона (Мф. 5:17). В Своем учении о Царстве Иисус уделяет серьезное внимание обсуждению Божьих заповедей. Великая заповедь любви и совершенства укрепляет тех, кто идет по стопам своего Господина. В Евангелиях рассказывается о том, как Христос соблюдал день субботний согласно Божьим постановлениям и участвовал в синагогальном богослужении. Читая эти тексты, совершенно не ожидаешь, что празднование седьмого дня будет изменено. Однако все меняется с момента смерти Иисуса Христа и пребывания Его тела в гробнице в субботний день. Воскресение Христа определило различия между старым и новым пониманием.

 

Подобно всем остальным заповедям, четвертая заповедь представлена нам в личности Христа. В свете единства Святого Писания и личности Господа Христа Церковь желает понять, что же значит помнить день субботний, свято хранить его, а также почивать в день ГОСПОДЕНЬ. Пользуясь свободой Святого Духа, мы хотим узнать, что является временным, а что вечным и новым в Божьей воле относительно четвертой заповеди Его закона. 

 

Временные, вечные и новые аспекты

 

Бог желает, чтобы Его творение  имело возможность отдохнуть и позволяет ему «перевести дыхание» (Исх. 23:12). Он желает освободить людей от бремени тяжелого труда, который они выполняют по причине проклятия. Этот мотив из области творения (Быт. 2:2-3; Исх. 20:11) усиливается мотивом из области искупления (Втор. 5:15). Человеку, животному и земле позволено наслаждаться отдыхом, который им дарует Господь.

 

Временный аспект четвертой заповеди проявляется в седьмом дне, в жизни на земле обетованной, в утверждении закона в израильском народе и в постановлениях относительно седьмого дня для Божьего народа. Следует отметить, что все эти законы и постановления вели Израиль к Христу. Святое Писание называет день субботний тенью будущих благ, в то время как Христос является исполнением всех ветхозаветных чаяний (Кол. 2:17). Земля обетованная была временным олицетворением покоя. Христианская Церковь является странницей, временно пребывающей в этом мире. Христиане далеко не всегда и далеко не везде способны сделать так, чтобы день покоя совпадал с днем воскресным.

 

Вечные аспекты четвертой заповеди проявляются, прежде всего, в чередовании работы и отдыха. Мы замечаем действие этого принципа в днях покоя и праздниках, когда люди отдыхают от всех дел своих, наслаждаясь тем, что дарует им щедрая десница Господа. Этот принцип мы наблюдаем в примере Самого Бога, когда Он почил на седьмой день после шести дней работы (Быт. 2:2-3; Исх. 20:11). Кроме того, Сам Господь говорит о том, что не «человек для субботы, но суббота для человека» (Мк. 2:27). Эта истина проявляется в провозглашении Им Евангелия, а также в исцелениях в субботний день. Они особенным образом указывают на покой, который можно обрести в Нем, и в который Господь приглашает войти Своих людей (Мф. 11:28-12:21).

 

Новый аспект заключается в том, что благодаря воскресению Христа, уже имеет значение не седьмой день недели (суббота), а первый (воскресенье). Только во Христе мы можем обрести истинный покой (Мф. 11:28-30). Он наш Шабат. Вся жизнь грешников освобождена Христом от гнета греха и вины. Благодаря Ему, свет сияет над всеми днями недели и над всеми людьми, населяющими этот мир. Пришествие Его Царства облагодатствует нас вечным покоем шабата (Евр. 4:9). Вот почему мы молимся: «Ей, гряди Господи Иисусе» (Откр. 22:20).

 

Воскресенье день для церкви

 

В свете нового аспекта, который проявился во Христе, мы можем увидеть вечные принципы четвертой заповеди (в отношении новозаветной церкви). Повеление об отдыхе должно быть четким и ясным. В воскресный день мы учимся обретать покой в завершенной работе нашего Творца и в завершенных страданиях нашего Спасителя. Начиная с воскресения Христа, первый день недели приобретает новое значение в Святом Писании. Живой Господь собирает в этот день Свой народ, чтобы на протяжении последующих дней он был светом этому миру.

 

Собрание новозаветной Церкви в день Господень соответствует «святому собранию» ветхозаветного Израиля в день субботний. Мы не должны «оставлять собрания своего, как у некоторых есть обычай», видя приближающийся день Господнего суда (Евр. 10:25). Божий призыв к покаянию звучит каждый день (4:1-13). Глас Господень слышен особенным образом, когда читается Святое Писание и звучит проповедь в собраниях верных. Христос является Господом Церкви, которая образует Его тело. Мы желаем серьезно относиться к Божьему повелению об отдыхе и воспоминании Божьих деяний. Мы исполняем эту заповедь, когда празднуем воскресный день, собираясь вместе как община Христа. Будучи христианской церковью, мы знаем, что призваны принять дар этого дня отдыха с благодарением, пользуясь всеми без исключения его благами для Божьей славы. Воскресенье – это  символ нашего желания служить Господу в полноте свободы.

 

Мы поддерживаем друг друга в желании отстраниться, насколько это возможно с нашей стороны, от профессиональной работы и любой другой деятельности, которая препятствует участвовать в богослужениях в день Господень, общаться с братьями и сестрами, а также отдыхать на законных основаниях. Мы исполняем четвертую заповедь, когда наслаждаемся днем Господним, отказываясь от повседневной работы (Ис. 58:13).

 

Община как Тело Христово

 

Двойная заповедь любви является кратким изложением Божьего закона, а также красной нитью, которая проходит через все заповеди (Мф. 22:27-40; Рим. 13:8-10). Любовь к Богу, как наивысшая заповедь, исполняется в собрании церкви пред своим Господом. На подобных собраниях община предстает пред своим Главой. Любовь к ближнему проявляется в желании собраться вместе как община. Тело Христово – это почетное звание Церкви. Эта заповедь призывает нас не пренебрегать собраниями, а поддерживать друг друга. В Теле Христовом не должен отсутствовать ни один член (1 Кор. 12:12-31). Соблюдение дня Господня объединяет верующих в  одно Тело. Именно в этом Теле мы все крещены одним Духом (1 Кор. 12:12-13).

 

Воскресенье и общество

 

По Божьему провидению воскресенье в Европе стало днем отдыха. Нидерландские реформатские церкви благодарны Господу за этот дар. Однако современные голландцы позабыли о религиозном содержании воскресного дня, считая его обычным выходным днем. Ввиду того, что законодательство нашей страны создало больше возможностей для работы в этот день, становится очевидным факт ослабления государственной защиты воскресенья. Данные обстоятельства побуждают нас открыто и единодушно, словом и делом провозглашать Евангелие Иисуса Христа. Это значит, что:

 

  мы указываем на Творца всего сущего, Который установил ритм чередования работы и отдыха для людей, созданных по Его образу и подобию;

  мы свидетельствуем о Спасителе, Который спасает погибающих людей от власти греха и объединяет их в Свою общину;

  мы прославляем Святого Духа, Который желает обновить людей в соответствии с образом Христа, и  Который направляет их к новому небу и новой земле.

 

Мы желаем соблюдать день воскресный во славу живого Господа и праздновать его как день христианской общины. Мы также считаем, что воскресенье является днем коллективного отдыха. От начала Бог Израиля повелел, чтобы в день субботний отдыхали не только израильтяне, но и слуги, чужеземцы и скот (Исх. 20:10; Втор. 5:14). Мы стремимся к тому, чтобы облечь празднование воскресения в форму, которая бы отображала прекрасную картину нашего отдыха с Богом и общения друг с другом. Мы молимся, чтобы этот пример и свидетельство способствовали обращению наших ближних к Христу. В повседневной жизни, во время отдыха и в воскресный день мы желаем быть верными Господу, обретая в Нем покой. Именно таким образом мы, едины в своем исповедании учения тридцать восьмого дня Гейдельбергского катехизиса, желаем в наше время и в наших обстоятельствах исполнить Божий замысел в отношении четвертой заповеди и воскресного дня.

 

Практическо-этический раздел

 

В обществе, где активно пользуются мобильными телефонами, ноутбуками,  интернетом и электронной почтой, люди находятся в постоянном движении. В таком контексте, времени на отдых практически не остается, и это несмотря на сокращение рабочей недели. Поэтому нам необходимо обратиться за помощью к нашему Создателю, Который есть Творцом и работы, и отдыха. Нам следует помнить, что Христос является Господом как освобожденных рабов, так и дня отдыха.

 

Вся человеческая жизнь, включая работу, продолжает находиться под проклятием грехопадения (Быт. 3:15-19). Кроме того, в обществе с высокоразвитой экономикой работа по-прежнему остается тяжким трудом (Еккл. 1:3). Образование оказывает серьезное давление  как на молодых, так и на пожилых людей. Поэтому, как чудесно, что Творец включил день отдыха в семидневную неделю (Быт. 2:2-3; Исх. 20:8-11; 23:12)!

 

Следуя Божьему примеру и повелению, мы должны уделять время отдыху, учась наслаждаться жизнью и проделанной работой. Таким образом мы прославим Бога как совершающего всю работу в нашем мироздании. Ведь все в нашем мире существует исключительно благодаря Его благословениям, а не нашей деятельности.

 

Вначале отдых

 

Вначале отдых, а затем празднование. Бог завершает Свои творческие деяния и таким образом  закладывает основание для Шабата. Христос завершает Свое искупительное деяние, и таким образом закладывает основание для Воскресенья. Бог создает время, чтобы установить отдых. Его заповедь относительно отдыха  не трудна (1 Ин. 5:3; Мф. 11:30). Через это мы учимся стремиться к совершенному покою (Евр. 4).

 

Господь заповедал, чтобы работники, животные и земля наслаждались отдыхом. Это повеление об отдыхе относится к нашему народу, обществу и экономике. Бог желает, чтобы мир умел отдыхать по-настоящему. И словом, и делом Церковь должна свидетельствовать о Творце и Искупителе, Который обновляет все живущее. Соблюдая день покоя, мы демонстрируем, что освобождены от рабства, от своих собственных грехов, поступков и экономических законов. Празднуя воскресенье, мы провозглашаем Христа Господом этого дня отдыха (Мк. 2:28). Слова Господа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне», несомненно, относятся к воскресному дню (Мф. 6:34). В день покоя мы учимся радоваться Его заботе, подобно тому, как Израиль научился ощущать Божью заботу, вкушая манну.

 

Хотя в Ветхом Завете содержится мало предписаний относительно поклонения в субботний день, само празднование должно было соответствовать определенной форме. Можно вспомнить, к примеру, «скинию собрания» и жертвоприношения, «святое собрание» и позднее – синагогу. Для Иисуса участие в синагогальном богослужении в субботний день было обычным делом (Лк. 4:16). В Новом Завете говорится, что Христос после Своего воскресения явился ученикам, собравшимся в первый день недели (Ин. 20; Деян. 20), который был назван «днем Господа» (Откр. 1:10).

 

Христос вводит нас в Свою общину, которая является Его Телом. Община – это не собрание отдельно взятых личностей, а Тело Христа, которое, благодаря действию Святого Духа, состоит из многих членов. Когда Искупитель призывает нас присоединиться к Его общине, нам следует помнить, что в ней нет места индивидуализму.

 

Когда община собирается для богослужения, она представляет собой Тело Христово, которое служит своему Господу. На богослужении община предстоит пред Богом, искренне готовая войти в Его покой (Евр. 4). Следуя примеру ранней Церкви, нам следует возродить практику вечернего богослужения, дабы наслаждаться воскресением во всей его полноте. Если на вечернее богослужение приходит слишком мало людей, тогда необходимо наставить общину и призвать ее к более ответственному отношению к служению Господу.

 

Обучая церковь, необходимо обратить внимание на взаимосвязь между:

 

  Божьим повелением и нашим добровольным подчинением;

  собравшейся общиной и пониманием того, что значит быть живым членом Христова Тела;

  работой и нашей личной ответственностью.

  

Для того чтобы возрастать в христианской жизни,  необходимо верное провозглашение Божьего Слова и общение святых.

 

Принимая во внимание факт увеличения числа работающих в воскресный день по причине социального и экономического давления, следует напоминать друг другу о необходимости установленного Богом отдыха и о нашей полной зависимости от Божьего благословения. Важно отметить, что есть работа, которой можно заниматься в воскресный день, например, евангельское служение (Мф. 12:4-5) и дела милосердия (Мф. 12:6-7). Данные обстоятельства предоставляют возможность осмыслить нашу христианскую жизнь. Какая работа (профессиональная деятельность) необходима в день Господень, а какая нет? На этот вопрос необходимо отвечать, руководствуясь принципом христианской свободы. Решения по данному вопросу должны приниматься после внимательного исследования Святого Писания, молитвы о ниспослании мудрости и совместного обсуждения. Стих из Исаии 58:13 может служить для нас практическим руководством в этой области.

 

Опасность постоянной работы в воскресный день заключается в утрате ритма воскресного отдыха. В данном случае у человека не остается сил посетить даже одно богослужение. Кроме того, он не принимает никакого участия в жизни общины. При таких обстоятельствах важность молитвенной жизни становится еще более очевидной. Мы должны усиленно молиться о нашей посвященности Богу  как Господу не только всего сущего, но и Господу Церкви, принадлежащей Ему. Очень хорошо, когда поместные общины оказывают поддержку тем, кто попросту вынужден работать в воскресный день. Эта поддержка может быть как в форме молитвы, так и в форме общения. Решая вопрос о времени проведения богослужений, необходимо учитывать возможности членов церкви, которые вынуждены работать.

 

Работу ради увеличения и без того достаточного заработка необходимо отвергнуть как сребролюбие (1 Тим. 6:9). Господь ясно говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24).

 

Закон Господень – это руководство по благодарению Господа за искупление, которое у нас есть во Христе. Четвертая заповедь помогает нам в труде и в отдыхе испытать освящение всей нашей жизни. Святой Дух наполняет общину как храм, в котором грешники обретают силу жить для славы Божьей на протяжении всех дней недели.

 

Христос освободил шабат от человеческих законов, которые обременяли этот день покоя. Развитие модели воскресного освящения требует творческого подхода, дабы узнать, что «есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Дабы дополнять друг друга как члены Христова Тела, нам необходима любовь. Оценивая друг друга и говоря друг о друге, полезно помнить о терпении и милосердии. Кроме того, размышляя о работе в воскресный день, необходимо принимать во внимание не сам факт этой работы, а мотивы и обстоятельства работающего. В данном контексте важно помнить следующие слова нашего Господа: «если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф.12:7,8).

 

Наставляя людей в вере, очень важно служить для них примером в личной жизни, и указывать на достойную подражания жизнь общины. Домашние правила могут помочь нам насладиться отдыхом и покоем в день Господа. Домашние правила – это договоренность между взрослыми относительно образа жизни, связанного с празднованием воскресного дня (например, о работе на дому, средствах массовой информации, развлечениях и т. д.). Свобода, которую Святой Дух желает даровать в наши сердца, не должна подавляться нашей работой и занятостью. Кроме того, следует помнить, что Бог даровал нам воскресенье для наслаждения досугом и семейным общением. Взрослым членам семьи необходимо объяснять детям домашние правила относительно отдыха в воскресный день. Благодаря такому подходу, молодое поколение сможет иметь правильное представление об отдыхе в день Господа.

 

Еще один аспект празднования воскресения заключается в отказе полагаться лишь на себя и собственные усилия. Только Христос способен избавить нас от рабства проклятия и силы греха. Покаяние в совершении мертвых дел – это обращение к живому Богу. Бессодержательное и безрадостное празднование воскресения указывает на недостаток веры, которая в таком случае не может укрепляться Христом как Господом. Однако живая вера  во Христа, живого Господа, ведет к ревностному и радостному празднованию дня Его воскресения.

 

Постоянное напоминание о завершенной работе Христа и обновляющей силе Святого Духа влияет на наше понимание этого дня покоя. Это значит, что мы должны радостно праздновать день воскресения нашего Господа, отказываясь участвовать в тех делах, которые противоречат этому празднику.

 

Общество отстранилось от празднования воскресенья как дня отдыха. Воскресенье как день покоя, в основном, празднуется только в поместных церквях и в семьях членов этих церквей. Церкви Иисуса Христа следует искать способы, с помощью которых она может указать своим ближним на Христа и помочь им понять, что такое истинный покой. Тем, кто уверовал во Христа и пожелал стать членом поместной общины, мы должны объяснить огромную важность этого дня и причину, почему  празднование воскресенья доставляет нам такую радость.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.