Крейг Бартоломью, Майкл Гохин
Фабула Писания
Эта статья вкратце раскрывает содержание книги "Драма Писания", опубликованной издательством "Коллоквиум". Книгу можно заказать в интернет-магазине издательства.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ: БОГ УСТАНАВЛИВАЕТ СВОЕ ЦАРСТВО (ТВОРЕНИЕ)
Поднимается занавес в библейской драме. Ее первое действие – сотворение мира Богом. Как верховный властелин, Бог все приводит в действие по Своей суверенной воле. Каждая часть творения исполняет свою партию в этой грандиозной творческой симфонии, и каждая из них объявлена «хорошей». Творческий труд Бога достигает своей кульминации в сотворении людей по Своему образу и подобию для владычества над этим миром. В саду первые люди, Адам и Ева, наслаждаются теплыми и близкими отношениями с Богом, потому что, заботясь о мире, восхищаясь его богатыми возможностями, развивая их и благодаря за них Бога, они выполняют свое предназначение. В конце первого действия опускается занавес над миром, который «весьма хорош».
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ: БУНТ В ЦАРСТВЕ (ГРЕХОПАДЕНИЕ)
Радостное ожидание характерно для начала второго действия. Бог дает Адаму и Еве все, что им необходимо. Их жизнь богата и изобильна, так как они наслаждаются общением с Богом и теми дарами, которые Он дал им. Господь устанавливает для них единственное ограничение: они не должны есть плод дерева, которое растет посреди сада, иначе все погибнет. Подчиняясь Божьему слову, Адам и Ева познают радость жизни в качестве доверяющих Ему и зависящих от Него созданий. Но сатана предлагает другое слово – ложь, в которой могут жить Адам и Ева. Драматический поворот – они прислушиваются ко лжи сатаны и нарушают Божью заповедь.
Этот предательский акт неповиновения разрушительной волной проходит через все творение. Бунт Адама и Евы исказил теплые отношения с Богом, которыми они наслаждались, гуляя вместе по саду, радуясь Божьему присутствию и Его дарам. Они обнаружили, что отдалились от Бога и скрываются от Него. Их непослушание разрушает также и последующие отношения между людьми. В отношениях Адама и Евы преобладают эгоизм и господство. Последствия такого положения вскоре становятся видимыми, когда их сын Каин убивает своего брата Авеля, а насилие и зло распространяется среди растущего населения земли. Кроме того, их отступничество разрушает прежние гармоничные отношения между людьми и творением, не принадлежащим к человеческому роду. Все отношения и все сферы человеческой жизни теперь омрачены их отступничеством. Теперь смерть вошла в мир. Когда в конце второго действия опускается занавес, Адам и Ева находятся в самом центре хаоса. Теперь весь мир осквернен их бунтом.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ: ЦАРЬ ИЗБИРАЕТ ИЗРАИЛЬ (НАЧАЛО ИСКУПЛЕНИЯ)
Сцена первая: Народ для Царя
Увеличение греха и Божья верность
Когда занавес поднимается в третьем действии, остается один насущный вопрос: как отреагирует Бог на мир, который предпочел идти своей собственной дорогой, и который продолжает пренебрегать Его добрым замыслом? Для начала Бог приводит наказание в исполнение: Он изгоняет Адама и Еву из сада. Но Он также дает им надежду, когда обещает сокрушить все злые силы, которые Адам и Ева высвободили в своем безрассудном бунте (Быт. 3:15). Следующие несколько тысячелетий, описанные для нас в нескольких коротких главах (Быт. 3-11), являются повествованием о двух взаимосвязанных событиях: возрастающая тьма греха и Божья верность Своему обетованию изгнать эту тьму.
Грех продолжает увеличиваться. Он достигает высшей точки во времена Ноя, и Бог решает уничтожить землю сильным наводнением и начать все заново с одной семьи. В огромной лодке Бог спасает Ноя от великого потопа. Позже выяснилось, что потомки Ноя ничем не отличаются от своих предшественников (см. Быт. 6:5 и 8:21). Как и предыдущие поколения, они игнорируют Бога и идут своей собственной дорогой. Этот продолжающийся бунт достиг своего апогея в строительстве Вавилонской башни – памятника предательскому мятежу человечества (Быт. 9:18-11:1-9).
Но несмотря на наступление греха, Творец остался верным Своему обетованию. Когда праведный Авель был убит, Бог воздвиг Сифа, а с ним и восстановил праведную линию, которая должна была оставаться верной Ему (Быт. 4:25-5:32). Когда весь мир погряз в грехе, Своим решением Бог сохранил Ноя (Быт. 6:8). После окончания потопа, когда Ной ступил на сухую землю, Господь пообещал, что защитит мир от бедствия и вновь восстановит его, избавив от разрушений человеческого бунта. Однако этот продолжительный период времени человеческой греховности и Божьей верности заканчивается на невеселой ноте. Из истории о строительстве Вавилонской башни мы узнаем, что весь мир отвернулся от Бога.
Искупительный замысел для творения: Авраам, Исаак и Иаков
Несмотря на человеческий бунт, Бог не отказывается от Своих намерений в отношении мира. Около двух тысяч лет до рождения Иисуса Он приводит в действие замысел, который послужит восстановлению всего мира. Этот обетованный план состоит из двух частей. Первая – из всего бунтующего человечества Бог выберет одного человека (Нав. 24:2). От этого человека Он произведет великий народ и даст этому народу землю и благословит его. Вторая – Господь распространит это благословение на все народы (Быт. 12:1-3; 18:18).
В последних главах книги Бытие прослеживаются взлеты и падения в исполнении этого двойного обетования. Обещание дается не только Аврааму, но также его сыну Исааку (Быт. 26:3-4) и правнуку Иакову (Быт. 28:13-15). На пути Божьего обетования встречается много опасностей: бессилие и бесплодность, чужестранные цари и их гаремы, природные бедствия, враждебность соседних народов и даже неверие самих Авраама, Исаака и Иакова. Через все это Бог являет Себя как «Бога Всемогущего» (Быт. 17:1; Исх. 6:3), как Единственного, у Кого достаточно силы, чтобы исполнить Свой замысел.
Иаков, приближаясь к концу жизни, вместе со своими двенадцатью сыновьями и их семьями переселяется в Египет, чтобы спастись от голода. Захватывающая история его одиннадцатого сына Иосифа обнаруживает Божью верность и управление ходом истории, поскольку Ему удается сохранить народ, через который Он принесет спасение миру (Быт. 45:5; 50:20).
Освобождены от рабства и собраны в один народ
Проходит четыре столетия, прежде чем повествование вновь продолжается. Потомки Авраама, известные теперь как Израиль (это имя Бог дает Иакову), стали весьма многочисленны в Египте. Однако успех приносит и свои проблемы. Египетский царь начинает воспринимать это увеличивающееся расовое меньшинство как угрозу. Чтобы искоренить предполагаемую опасность, фараон порабощает народ Израиля. В книге Исход раскрывается степень страдания Израиля под гнетом Египта. В сложившейся ситуации невыносимой боли и тирании Бог избирает Моисея, чтобы он освободил Израиль от жестокого правления египтян, и таким образом Он возвращает Себе народ.
В серии удивительных событий, через десять казней производится Божий суд над египетскими богами (Исх. 12:12), а Израиль чудесным образом спасается от могущественной армии Египта, когда совершает переход через Красное море. Наконец, израильский народ достигает места, где он должен встретиться с Богом – горы Синай. Там Бог является Израилю в приводящем в трепет явлении молнии и огня. Почему Господь сделал все это для израильского народа? У Бога есть для них миссия. Они должны быть народом и царством, выполняющим служение священников. Их задача заключается в том, чтобы быть посредниками Божьего благословения для народов и служить примером другим, таким образом привлекая все народы к Богу (Исх. 19:3-6). Призвание, которое с этого момента будет определять предназначение израильтян, таково: они должны быть образцом для народов, моделью, которая воплощала бы в себе красоту изначального Божьего замысла для человеческой жизни. Дав им это задание, Бог дарует им закон, который бы управлял их жизнью, а сами израильтяне обещают жить как верный Божий народ. Затем Бог дает им повеление построить скинию, в которой Он поселится. С этого момента, куда бы они ни пошли, Бог будет видимо обитать среди них.
В книге Левит мы читаем, как должен жить Израиль в общении со святым Богом. Книга Чисел содержит повествование о переходе избранного народа от Синая к Ханаану. К сожалению, неверие Израиля послужило причиной тому, что они провели в пустыне целых сорок лет, прежде чем добрались до границы обетованной земли Моава. Во Второзаконии лидер Израиля Моисей наставляет народ в том, как им следует жить, когда они достигнут этой земли. Израиль готов войти в землю – люди полны решимости быть Божьим народом и свидетельствовать народам, находящимся вокруг, кто есть Бог, а также являть мудрость Его изначального замысла для человеческой жизни. Когда Израиль уже был готов к вступлению в обетованную землю, Моисей умирает, и лидерство переходит к Иисусу Навину.
Сцена вторая: Земля для народа
Вхождение в землю обетованную: Иисус Навин и судьи
Книга Иисуса Навина рассказывает о том, как Бог исполняет Свое обетование дать землю Израилю. Господь направляет народ Израиля в завоевании земли и в суде над ее нечестивыми жителями, а затем разделяет эту землю между двенадцатью коленами. Книга заканчивается тем, что Иисус Навин призывает израильтян оставаться верным народом Божьим.
Книга Судей начинается описанием неподчинения израильтян: они отказываются вести войну с неверием и удалить из земли идолопоклонство (Суд. 1). Бог вступает в завет суда и говорит Израилю, что теперь они должны будут жить среди хананеев (Суд. 2). Книга Судей повествует о том, как избранный народ отворачивается от Бога и постоянно поддается влиянию языческого культа хананеев и их образа жизни. В конце концов, Бог позволяет хананеям и соседним народам господствовать над Израилем и притеснять его до тех пор, пока тот не воззовет к Богу о помощи. И по Своей милости Господь отвечает и воздвигает руководителей народа, известных как судьи, чтобы спасти Израиль. Однако, с каждым следующим бунтом ситуация становится все хуже. Книга заканчивается двумя историями, повествующими о предательском мятеже израильского народа и повторным воплем Израиля о царе, который бы избавил их от этого беспорядка (Суд. 21:25).
Цари и пророки
Самуил – последний выдающийся судья, а также священник и пророк. 1-я и 2-я Книги Царств[1] повествует о периоде значительных изменений в среде израильского народа. Израильтяне просят Бога дать им царя, чтобы они могли быть как прочие народы (1 Цар. 8:5, 19-20). Так, Бог использует Самуила, чтобы впервые помазать Саула, а затем и Давида как царей над Своим народом. Царствование Саула заканчивается падением, но Давид служит Богу как верный царь: одерживает победы над языческими народами, соседствующими с Израилем, исполняет закон Божий и перевозит ковчег Божий – место пребывания Бога – в Иерусалим. Здесь, в самом центре страны, присутствие Божье служит постоянным напоминанием о том, что истинным царем Израиля есть Бог. Соломон, сын и наследник Давида, строит храм – место для постоянного обитания Бога, где бы Он мог слышать хвалу и молитвы Своего народа.
Несмотря на то, что Бог даровал Соломону удивительную мудрость, браки царя с чужестранными женщинами приводят его к поклонению другим богам, а его честолюбивые строительные проекты создают ему репутацию угнетателя. Результатом такого деспотического правления становится разделение израильского государства во время царствования Ровоама, сына Соломона. Большинство колен на севере отделяется (Израиль) от нескольких южных (Иудея).
С этого времени оба царства имеют своего собственного царя. Четыре книги Царств повествуют о них. Это история о том, как народы постепенно приходят к восстанию, возглавляемому неверными царями. Народ Божий, отнюдь не служа примером другим народам, искушает Господа, результатом чего является то , что Он изгоняет их из обетованной земли. Бог пытается остановить их и увести с этого смертельного пути, воздвигая пророков, которые призвали их к покаянию. Илия и Елисей – пророки, служение которых наиболее ярко изображено в 3-й и 4-й Книгах Царств. Через этих пророков Бог обещает, что если Израиль возвратится к Нему, то Он смилостивится над ним и продолжит Свой труд с ним. Также Господь предупреждает, что если Израиль и дальше будет продолжать бунтовать, Он накажет избранный народ и, в конце концов, допустит его пленение. Когда ситуация в Израиле становится все более безнадежной, пророки утверждают, что Бог остается верным Своим обетованиям. Господь на самом деле обещает, что в будущем пошлет Царя, Который установит Царство мира и справедливости. Этот обещанный Царь доведет до конца Божий замысел Бога для Своего творения.
Слова пророков не находят отклика. В результате, сначала жители Северного царства (722 до н.э.), а затем и Южного (586 до н.э.) были захвачены в плен правящими империями того времени.
Пленение и возвращение
Десять колен Северного царства рассеяны по всему лицу земли. Два колена Южного царства попадают в плен в Вавилон. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе», – пишет автор Псалма 136. «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс. 136:1, 4). Пленение – самое опустошительное событие для израильтян. Что же случилось с Божьими обетованиями и намерениями? Неужели Он навсегда отказался от них? Но и во время этого пленения Бог продолжает говорить с ними через пророков, например, через Иезекииля, объясняя, почему настал этот кризис, и уверяя остаток народа в том, что у них по-прежнему есть будущность. Проведя более чем половину десятилетия в пленении, для Израиля открывается возможность возвращения в Иерусалим. Некоторые возвращаются, однако большинство остается в Вавилоне. Со временем Иерусалим и храм, сожженный захватчиками Иудейского царства, восстанавливаются под руководством Зоровавеля, Ездры и Неемии. Однако и Израиль, и Иерусалим, и храм – всего лишь тени былого могущества.
Ветхий Завет завершается тем, что Израиль вновь переселяется на свою землю, однако возвращаются очень немногие и они сталкивается лицом к лицу с большой опасностью. Народ живет в тени сверхдержав того времени. Храня в памяти обетования пророков, иудеи ждут того дня, когда Бог начнет действовать, чтобы освободить их и завершить Свою искупительную работу. В конце третьего действия опускается занавес: Израилю не удалось исполнить поручение, данное ему Богом на горе Синай, но еще остается надежда, потому что Бог дал обетование.
АНТРАКТ: ИСТОРИЯ ЦАРСТВА ОЖИДАЕТ КОНЦА (ПЕРВЫЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД)
Между концом третьего действия (Ветхий Завет) и началом четвертого (Новый Завет) наступает антракт, длящийся четыреста лет. Этот период называется промежуточным. На протяжении этого времени Израиль продолжает верить в то, что он – избранный Богом народ, и что Бог в самом ближайшем будущем начнет действовать, чтобы установить Свое Царство. Под гнетом персов, греков и в особенности сирийцев и римлян огонь надежды, зажженный в сердцах иудеев, раздувается в сильнейший пожар. Каким образом придет Божье Царство, кто принесет его, и как жить, пока оно не настало – по всем этим вопросам существуют большие разногласия между фарисеями, саддукеями, зелотами и ессеями. Но весь Израиль соглашается в одном – его история ожидает своего завершения. Царство скоро придет. Поэтому иудеи с надеждой ожидают его.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ: ЯВЛЕНИЕ ЦАРЯ (ИСКУПЛЕНИЕ СОВЕРШИЛОСЬ)
Четвертое действие. Занавес поднимается. В обстановке лихорадочного ожидания Божьего Царства появляется молодой иудей – Иисус из Назарета. Он сообщает, что Царство пришло, и оно в Нем! Сейчас Бог с любовью и силой восстанавливает творение и человечество, чтобы оно вновь жило под Его благим господством, как это и было задумано Богом в начале. Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн повествуют об этом Человеке, Иисусе, Который утверждает, что Он послан Богом для того, чтобы совершить восстановление всего творения. Однако, Иисус не такой царь Израиля, которого все ожидали. Он не борец за свободу, который бы захотел свергнуть римское ярмо и восстановить былое могущество Израиля. На самом деле Он больше похож на странствующего учителя или пророка. Хотя Иисус и говорит об окончательном Божьем вмешательстве в ход истории, кажется, что ничего не происходит. Иисус собирает вокруг Себя небольшую общину ничем не выдающихся учеников и называет их началом грядущего нового Божьего мира. Возрождающая Божья сила становится очевидной, когда Иисус исцеляет людей и изгоняет злых духов. Его приглашение распространяется не только на «чистых» и желанных: в Свою общину Иисус с радостью принимает религиозных и социальных изгоев. Он ставит под сомнение традиции и ожидания того времени, вызывает растущую оппозицию среди тогдашних руководителей. Иисус учит Своих последователей жить жизнью полной любви, прощения и праведности. Он рассказывает истории, чтобы помочь им понять необыкновенный путь установления нового господства Бога. Царство утверждается, но не в уничтожении врагов, а в любви к ним, не в применении силы, а в страданиях, не в отмщении, а в прощении, не в удалении от «нечистого», а в сострадательном участии в жизни.
Иисус не оправдывает ожидания Своих современников относительно того, как будет выглядеть грядущий царь. Итак, кто Он? Иисус задает тот же вопрос Своим ученикам. Петр отвечает по вере: «Ты - Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). Его ученики действительно верят, что Иисус явился для того, чтобы открыть им Бога и то, что Он делает, служит возвращению мира в его первоначальное состояние.
Однако большинство иудеев не узнают в Иисусе Мессию. Сопротивление словам и деяниям Иисуса возрастает до такой степени, что они арестовывают Его, и ведут к римскому правителю, совершают над Ним инсценированный суд для приведения в исполнение смертной казни. Иисус был приговорен к самой ужасной из всех смертей – распятию на кресте. Конечно же, ни один царь не подвергался столь позорной смерти! Но, несмотря на это, через несколько недель Его ученики объявляют, что в тот самый момент бесчестия и боли креста Бог исполнил Свой замысел восстановления этого погибшего и разоренного мира. На кресте Иисус взял на Себя грех и порочность этого мира, чтобы исцелить его. Пригвожденный к кресту Он умирает, чтобы принять наказание, которого по справедливости заслуживает виновное человечество. Теперь у мира и у живущих в нем людей появилась возможность примириться с Богом.
Как Его ученики могли сделать столь нелепое заявление? Вследствие воскресения! Они верят, что Иисус воскрес из мертвых и вышел из могилы. Какая поразительная новость! Множество людей, более 500 человек видели Иисуса живым. Его воскресение – это знак Его победы над злом; это первое доказательство существования открывающегося нового мира. Но прежде чем этот новый мир окончательно наступит, Иисус собирает Своих учеников и дает им поручение: «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас» (Ин. 20:21).
«Вы должны объявить о Божьем господстве в своей жизни, поступках и словах. Новый мир Божий придет со временем. Когда это случится, все препятствия, все власти будут уничтожены. Но до того времени свидетельствуйте о его наступлении и показывайте своей жизнью, что это реальность. Вначале Я имел дело только с Израилем. Теперь вы должны распространить добрую весть о грядущем Божьем Царстве по всему миру», – такое поручение Он дал Своим ученикам. После этого наставления Иисус занял принадлежащий Ему престол на небесах одесную Бога-Отца.
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЕСТИ О ЦАРСТВЕ (МИССИЯ ЦЕРКВИ)
Сцена первая: От Иерусалима до Рима
Книга Деяний начинается внезапным и неудержимым схождением Святого Духа, которое было обещано пророками и Самим Иисусом (Деян. 2). Он приходит с намерением принести новую жизнь Божьего Царства всем, кто отвращается от греха, кто верит, что возрождение наступило через Иисуса Христа, и кто крещен в развивающейся царственной общине. Эта новая община возникает и принимает на себя миссию совершать то, что Бог поручает исполнять для жизни воскресения: проповедь Слова Божия, молитва, общение святых и Вечеря Господня (Деян. 2:42). Совершая все это, жизнь Божьего Царства все больше и больше проявляется в Иерусалиме, и церковь начинает расти. Церковь распространяется от Иерусалима до Иудеи и Самарии. Затем новая община рождается в Антиохии (Деян. 11:19-28). Здесь ученики Иисуса также осуществляют жизнь Царства, как это делает и иерусалимская община. Но церковь в Антиохии имеет также видение нести добрую весть в те места, где ее еще не слышали. Поэтому для выполнения этого задания они посылают двух служителей – Павла и Варнаву (Деян. 13:1-3).
Апостол Павел играет важнейшую роль в распространении Доброй Вести в Римской империи. Когда-то он был яростным врагом Церкви, но знаменитая встреча с Иисусом превращает его в главного миссионера языческого мира. За время трех миссионерских путешествий он объезжает всю Римскую империю, насаждая новые общины. Он пишет тринадцать посланий этим недавно основанным церквям, чтобы поддержать их и дать наставления как следует жить ученикам воскресшего Иисуса. Со временем эти послания, наряду с другими, были включены в Новый Завет. Каждое из этих посланий продолжает и сейчас, в двадцать первом столетии, давать ценные наставления о том, что такое Евангелие и как нам каждый день правильно жить под Божьим господством.
Вернемся к книге Деяний. В конце концов, Павла арестовывают и перевозят от одного правителя к другому, из одного судебного заседания в следующее. Книга заканчивается тем, что апостола Павла отправляют в Рим, где он живет под домашним арестом. Не очень радостное окончание волнующей истории распространения Евангелия! Но у книги Деяний нет завершения, и на то есть причина. Повествование не закончено. Оно должно развиваться до тех пор, пока вновь не вернется Иисус.
Сцена вторая: До края земли
Вот наше место в повествовании! История Божьего народа, который увеличивается в численности и из всех наций собирается в одну общину, длилась 2000 лет, она продолжается и сегодня. Любой, кто слышит призыв Иисуса последовать за Ним, должен сосредоточить всю свою жизнь на Нем и принять решение жить жизнью Божьего Царства. Вера в Иисуса приносит дар Духа, предвкушение совершенного царского пира, который еще впереди. Используя другое сравнение, можно сказать, что картина Церкви является анонсом, предварительным просмотром грядущего Царства. Церковь перенимает на себя задачу, которая ранее лежала на Израиле. Теперь Церковь является примером того, что Бог предназначил для человеческой жизни (Исх. 19:3-6; 1 Пет. 2:9-12). Церковь должна продолжить миссию Царства, которая была начата Иисусом среди иудеев, теперь Царство установлено среди всех народов земли. Сегодняшняя Церковь, сталкиваясь с новыми и совершенно другими обстоятельствами вследствие своего поручения, руководствуется историями из жизни первоапостольской общины, которые мы находим в книге Деяний. Миссия Божьего народа состоит в провозглашении Евангелия Царства. Вот что придает значение современному периоду времени. А с тех пор как господство Иисуса простирается по всей земле, миссия народа Божьего столь же обширна, как и творение. В сущности, народ Божий должен жить такой жизнью, которая бы говорила всем: «Вот таким однажды будет весь мир, когда возвратится Иисус!»
ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ: ВОЗВРАЩЕНИЕ ЦАРЯ (ИСКУПЛЕНИЕ ЗАВЕРШИЛОСЬ)
Иисус обещал, что придет день, и Он вернется и завершит труд, который однажды начал. Поэтому Его народ живет, будучи полностью уверенным в том, что любое противление Его господству, полному любви, будет сокрушено, и что Его Царство наступит в своей полноте. Когда Он возвратится, мертвые воскреснут, и все люди предстанут перед Ним на суд. Божьи противники будут уничтожены, земля и небеса обновятся, и наступит абсолютное господство Бога.
Последняя книга Библии – Откровение. Здесь повествуется о том, как Иоанн был введен в славное Божье присутствие, чтобы увидеть грядущие события. Ему было показано, что вопреки кажущемуся торжеству зла, Иисус, за Которым следует Церковь, управляет событиями в мире. Он движет историю к ее назначенному заранее концу, когда старый мир, в котором господствовали зло, страдания и смерть, будет уничтожен. Бог снова будет обитать вместе с людьми, как это и было вначале. Он утрет с лица плачущих всякую слезу. Там не будет больше смерти, скорби, боли, страдания или зла. Те из нас, кто поверил этой Вести, с радостью ожидают услышать голос Самого Бога: «Се, творю все новое!» (Откр. 21:5). Изумительные картины последних глав Откровения приковывают взгляд читателя к концу истории и восстановлению всего Божьего творения. Даже сейчас Он приглашает всех жаждущих прийти и пить воду жизни, но предупреждает об опасности всех тех, кто остается вне Царства. Библия заканчивается словами обетования, которые повторяются трижды: «Се, гряду скоро» (Откр. 22:7, 12, 20). А мы повторяем вместе с автором книги Откровение: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»
[1] В Библии, переведенной на английский язык, 1-я и 2-я Книги Царств названы по имени Самуила – 1-я и 2-я Книги Самуила. – Прим. перев.
Этот материал еще не обсуждался.