Мeлвин Тинкер
Наведение мостов и разъяснительная проповедь
Meлвин Tинкер – викарий церкви св. Джона Ньюланда в Галле. Этот труд впервые был представлен на ассамблее Шотландского служения в 2003 году.
Введение
Следует признать, что в наши дни разъяснительная проповедь переживает не лучшие времена. В своей книге «Собирая по кусочкам» (ниже дано объяснение названия данной книги. — Прим. перев.), Дэвид Хилборн, ссылаясь на работы некоторых евангелических служителей, утверждает, что разъяснительная проповедь является характерной особенностью эпохи Просвещения. По мнению этих авторов, эпоха разъяснительной проповеди подходит к концу. К таким выводам обычно приходят в контексте «постмодернистской культуры» (термин, который используется для описания нескольких характерных черт постмодернистского мировоззрения, включая взгляд, согласно которому слова не отражают действительность, а создают ее). В соответствии с этим взглядом, использование языка является, по сути, игрой, с помощью которой участники стремятся достичь собственных целей. В таком случае, отсутствует «главная история», так называемое мета-повествование, которое наделяет жизнь определенным смыслом. Следовательно, мы можем собирать любые интересующие нас повествовательные части, чтобы создать из них собственную версию действительности. Такой подход порождает «трехглавого Цербера» — плюрализм, субъективизм и релятивизм.
Позвольте мне упомянуть еще о книге Нила Постмана «Развлекаясь до смерти» («Amusing Ourselves to Death»), в которой автор обращает внимание на изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в области общения. Нил Постман, исследуя так называемую эпоху телевидения, указывает на тот факт, что средства массовой информации способны превратить все события в некую захватывающую развлекательную программу. Крайне интересно отметить, что этот автор называет время, которое предшествовало эпохе телевидения, эрой разъяснения. Вот что он пишет: «Разъяснение — это направление мысли, метод изучения, средство выражения». Постман продолжает свою мысль, характеризуя разъяснение как «способность мыслить концептуально, дедуктивно и последовательно; высокую оценку разума и логики; ненависть к логическим противоречиям; склонность к беспристрастности и объективности; и отказ от необдуманных и скоропалительных решений». Автор показывает, как эпоха разъяснения уступила место эпохе шоу-бизнеса.
Кроме того, я уверен, что каждый из нас может поделиться собственными мыслями относительно того, как это мировоззрение проникло в Церковь. В прошлое воскресенье в ратуше нашего города выступал известный благовестник. Присутствовавшие на этом собрании представители поместных церквей сказали, что его выступление было похоже больше на юмористическое шоу, нежели на проповедь. Поразительно то, что в эту характеристику был заложен положительный, а не отрицательный смысл! Этим людям понравилось то, что благовестник выступал именно как комик, а не как проповедник Божьего Слова! Нам следует признать следующий факт: в эпоху безраздельного владычества популярной музыки существует серьезная опасность, что развлечение вытеснит из проповеди разъяснение, а стиль станет намного важнее содержания.
По этой причине у нас могут возникнуть либо пораженческие настроения, либо искушение проявить чрезмерное рвение, ударившись в противоположную крайность. В таком случае следует помнить слова апостола Павла, обращенные к Тимофею: «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим.4:5). К этому служению, согласно 2 Тимофею 4:2, относится и проповедь Слова.
Прежде чем мы приступим к рассмотрению вопроса действенности наведения (коммуникационных) мостов, нам необходимо определиться с собственными основными предпосылками.
Во-первых, утверждение, будто разъяснительная проповедь является продуктом модернизма эпохи Просвещения, не имеет под собой никаких оснований. Если под разъяснительной проповедью мы подразумеваем точное изложение библейского текста, посредством которого Святой Дух помогает слушателям услышать живого Бога, тогда в Святом Писании должны содержаться примеры такой проповеди. Например, можно со всей серьезностью утверждать, что Послание к Евреям представляет собой одну длинную разъяснительную проповедь (которую автор называет кратким увещанием в Евр. 13:22), согласно которой Слово, проповедуемое в прошлом, живо и действенно и в настоящем, а повествование Святого Писания отождествляется со словами Бога, с изречениями Святого Духа (Евр. 3:7; 4:3; 4:7). Посланию к Римлянам присущи качества, о которых говорил Постман: «способность мыслить концептуально, дедуктивно и последовательно». И хотя Господь Иисус Христос говорил притчами, особенно когда обращался к народу, Он также излагал Свои мысли в форме разъяснительной проповеди. Вспомните, к примеру, Его знаменитую Нагорную проповедь.
Во-вторых, нам не следует придавать слишком большое значение различиям между модернизмом и постмодернизмом, и считать, что если все люди стали «последовательно непоследовательными» постмодернистами, тогда нам необходимо приспособить проповедь Слова к их постмодернистскому пониманию (то есть сделать ее, по сути, постмодернистской). Ведь в повседневной жизни, когда требуется точное выполнение правил или четкое следование инструкции (например в управлении самолетом или во время проведения футбольного матча), никто не ведет себя как полный постмодернист. Почему-то в этих случаях, как и в отношении признания естественных законов (таких как, например, закон всемирного тяготения Исаака Ньютона), которые мы, будучи постмодернистами, должны полностью отвергнуть, используется рациональное мышление. А теперь представьте себе футбольного судью (рефери), которому во время проведения важнейшего матча (например, матча за звание чемпиона Украины между командами «Динамо» (Киев) и «Шахтар» (Донецк). — Прим. перев.), вздумается создать собственные правила игры в футбол!
В-третьих, нам следует вспомнить слова К. С. Льюиса, который отметил, что сила апологетики Церкви заключена в противостоянии духу (мировоззрению, философии) эпохи. В восемнадцатом столетии, в период расцвета деистического рационализма, произошло важное событие, известное как евангельское пробуждение, которое обладало как серьезной богословской составляющей (концептуальный элемент) в области проповеди, так и опытной составляющей (практический элемент). Конечно, эти элементы будут всегда неотъемлемой частью библейского христианства. В таком случае, мы обязаны не скрывать истину и когнитивные аспекты христианства, а смело провозглашать их миру.
Однако мы должны поступать мудро. Конечно, образ служителя, который монотонно, педантично, шаг за шагом разъясняет в проповеди библейский текст, полностью погрузившись в мир шестого столетия до Р. Х., и время от времени, ссылается на реформатских богословов шестнадцатого столетия, является всего лишь карикатурой, тем не менее, в нем содержится толика истины. Нам следует помнить, что зачастую нас считают людьми, которые живут и мыслят в отрыве от всего остального мира. Более того, если мы не поможем христианам, которые живут в этом мире, выработать христианское мировоззрение, тогда евангельские церкви ждет великая катастрофа. Таким образом, мы не должны, вступив в борьбу с иррациональным и субъективным, бросаться в другую крайность, становясь холодными, отрешенными от мира и рациональными сверх всякой меры. Кроме того, мы должны помнить, что использование в проповеди примеров из современного мира никак не способствует решению существующей проблемы. Мне кажется, что в данном случае «взаимодействие» является ключевым словом. Оно подразумевает развитие навыков, благодаря которым слушатель сможет погрузиться в мир Святого Писания (который, как мы увидим позже, является также и его миром), позволив, тем самым, миру Святого Писания изменять собственный мир. Когда Слово и мир начинают взаимодействовать, возникает напряжение. Ведь, по сути, происходит столкновение мировоззрений. В таком случае, нам не нужно будет доказывать людям значимость Святого Писания, потому что они увидят его сами. Ценность Слова Божьего будет признана как верующими, так и неверующими.
Подход
В этой части мы узнаем, что представляет собой разъяснительная проповедь, рассмотрим ее основополагающие принципы, и на примере одной проповеди определим ее практическую ценность.
Несколько лет тому назад известный экономист Е. Ф. Шумахер (автор книги «Красота в малом») выступал на одном собрании в Лондоне, где он рассказал о своем путешествии в Санкт-Петербург (в то время Ленинград). Несмотря на имевшуюся у него карту, по которой он пытался ориентироваться, Шумахер понял, что не может определить свое местонахождение. Карта показывала одно, а он видел другое. На карте показаны дома, а он видит перед собою огромные православные соборы. Несмотря на то что Шумахер точно знал, на какой он находится улице, на карте этих соборов не было! Все прояснилось после объяснения экскурсовода «Интуриста». Он сказал: «Все очень просто. На наших картах расположение церквей и соборов не указывается».
Далее Шумахер пишет: «В тот момент меня вдруг осенила одна важная мысль. Этот случай с картой, на которой не было указано то, что я видел собственными глазами, не был первым в моей жизни! В школе и в университете меня снабжали различными картами жизни и знания. Однако на них практически не было видно и следа того, что было дорого для меня, и казалось мне чрезвычайно важным для формирования правильного образа жизни». Другими словами, в школе, в университете и в средствах массовой информации этому человеку не говорили о жизненно важных для него вопросах веры.
Итак, факт остается фактом. Подобные карты заложены в разуме каждого человека. Мы используем их на протяжении всей жизни. Некоторые внимательно изучаются, а другие просто используются без всяких размышлений. Предназначение этих карт — помочь нам понять, как действует окружающий нас мир, и какое мы занимаем в нем место. Эти карты являются нашими «мировоззрениями». У каждого человека есть мировоззрение, есть своя точка зрения о том, что мы считаем истиной. Например, о ценности человеческой жизни или ее бессмысленности, о смысле жизни, и так далее. Эти взгляды влияют на то, как мы живем (на образ нашей жизни). Как проницательно отметил Френсис Шеффер, чем дальше мы удаляемся от Библии, тем дальше мы удаляемся от реальности. Чем ближе мы приближаемся к реальности, тем яснее осознаем всю несостоятельность наших мировоззрений.
Но как мы можем быть уверены в том, что наше восприятие и понимание жизни соответствует истинному положению вещей? Каждое мировоззрение должно дать удовлетворительный ответ на четыре важных вопроса:
1. Откуда я? (Вопрос происхождения)
2. Кто я? (Вопрос значимости)
3. Почему в мире столько страдания? (Вопрос существования зла)
4. Есть ли у нас надежда? (Вопрос цели)
Трудно назвать полноценным мировоззрение (или веру), если оно не отвечает хотя бы на один из перечисленных выше вопросов и не обращает внимания на суровую действительность жизни. Дело в том, что наша карта должна соответствовать нашему опытному восприятию мира. Эта карта должна правильно, точно, понятно и последовательно отображать мир, в котором мы живем. Святое Писание, будучи таковой картой, представляет собой нечто большее. Святое Писание является средством, с помощью которого к нам обращается Сам Творец. Он встречается с нами в Иисусе Христе силою Святого Духа!
Итак, как я упомянул ранее, взаимодействие, которое происходит во время проповеди Слова Божьего, представляет собой столкновение библейского мировоззрения с мировоззрениями, которые нам сегодня предлагает мир. Это значит, что в любом библейском тексте, который мы разъясняем в проповеди, будут присутствовать вопросы, затрагивающие различные аспекты жизни современного общества. Кроме того, библейский текст содержит объяснение происходящего в нашем обществе или жизни слушателя, и это объяснение вне сомнений является наилучшим объяснением, всецело заслуживающим нашего доверия. Поэтому, наша задача – в отрицательном плане показать людям несостоятельность других мировоззрений или объяснений, и в положительном позволить Святому Писанию с потрясающей ясностью говорить к современному обществу как с порицанием мирской жизни, так и с утверждением того, что есть лучший путь – христианский. Христианское мировоззрение, будучи до такой степени последовательным, согласованным и целостным как ни одно мировоззрение (вера или философия) мира, удовлетворяет не только интеллектуальную составляющую человека, но и практическую. Ведь оно действует! Сразу же хочу отметить, что христианство истинно не потому что оно действует, но, скорее, оно действует по причине своей истинности.
Джон Стотт называет это явление «двойным слушанием», то есть слушать Слово и мир, дабы оба могли воссоединиться в критическом взаимодействии.
Что подразумевается под слушанием Божьего Слова? Это означает, что необходимо рассматривать библейский отрывок во всех аспектах его контекста.
Во-первых, существует историко-лингвистический контекст. В этом контексте рассматривается историческая и культурная обстановка, в которой автор писал книгу (например, время написания апостолом Павлом послания церкви в Коринфе), а также ее текстуальные особенности. Исследование контекста позволяет понять истинное значение древнего текста для современного мира, и не позволяет нам трактовать его по собственному усмотрению.
Во-вторых, существует литературный (жанровый) контекст. Мы признаем, что Святое Писание состоит из разных литературных форм. В нем представлены разные литературные жанры. У каждой литературной формы есть собственные правила истолкования. Например, для понимания апокалиптической литературы применяются правила, которые отличаются от правил истолкования исторического повествования. Притча отличается от псалма, а псалом – от изложения законов в книге Левит. Не обращая внимания на эти особенности, мы можем составить неправильное толкование. Кроме того, исследование контекста позволяет определить истинные цели, которые были заложены в тексте автором под руководством Духа Святого. Например, притча о блудном сыне не говорит, был ли старший сын на пире или нет. Однако, исходя из исторического контекста, мы знаем, что данная притча была не только ответом Иисуса на критику фарисеев (которые обвиняли Его за то, что «Он ест и пьет с мытарями и грешниками»), но и призывом к тому, чтобы они изменились и присоединились к празднеству. Таким образом, данная притча, как и все остальные, не просто сборник информации, но, прежде всего, призыв. Книги мудрости, в свою очередь, отличаются от книги притчей. Они предлагают вам своеобразный набор линз, благодаря которым можно правильно увидеть окружающий мир. Они помогают Божьему народу развить добродетели, характер и навыки, которые дают возможность действовать в Божьем мире в соответствии с Его волей. Таким образом, правильное понимание Святого Писания зависит от понимания его литературных особенностей. Данный факт указывает на серьезные недостатки так называемых стихов-доказательств, которые зачастую вырываются из контекста и используются не по назначению. Посредством этих разнообразных и богатых литературных форм создается библейское мировоззрение, дабы «...умудрить нас во спасение... чтобы совершен был Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим.3:15-17). Это еще одна причина, подтверждающая, почему нам необходимо использовать для проповеди тексты, в которых представлены различные литературные жанры.
В-третьих, существует так называемый канонический контекст, то есть понимание отдельных частей Святого Писания в свете учения всех шестидесяти шести книг Библии. Такой подход основан на идее, что Бог не только участвовал в создании и сохранении канонических книг Святого Писания, но и последовательно раскрывает нам смысл Своего Слова. Это не значит, что значение определенных текстов Ветхого Завета изменяется в свете Нового Завета. Скорее, подразумевается, что в Новом Завете целиком раскрывается весь смысл ветхозаветных текстов. Например, первоначально во втором Псалме ссылка на царя подразумевала Давида, однако в Новом Завете раскрывается вся полнота откровения. Мы понимаем, что в этом Псалме говорится также о великом Царе Иисусе Христе. Таким образом, важность текста усиливается благодаря расширению границ его значения, несмотря на то, что первоначально автор, движимый Святым Духом, не вкладывал в этот текст подобного значения.
Кроме того, существует также вопрос «слушания мира», внимательного слушания мира. Слушать мир означает внимательно наблюдать за миром, быть в курсе всех событий (новости, книги, средства массовой информации), знать, чем живут люди (что им нравится, о чем они думают). Чтобы знать людей, нам необходимо общаться с ними, особенно с молодежью. Кроме того, есть замечательные христианские авторы (такие, например, как Оз Гиннес, Чак Колсон, Рави Захариас), которые отлично освещают данный вопрос в своих книгах.
Таким образом, «двойное слушание» требует усилий — серьезных усилий в понимании текста, серьезных усилий в понимании мира, серьезных усилий в том, чтобы поддерживать Слово и мир в критическом взаимодействии.
Как эта теория осуществляется на практике — в подготовке проповеди и изложении проповеди?
1. Я склонен уделять много времени вводной части моей проповеди, пытаясь заинтересовать слушателя с самого начала ее изложения. Проповедь можно начать либо с чтения библейского текста, либо с освещения темы, о которой в нем говорится. Благодаря такому подходу закладывается основа для построения основной идеи всей проповеди. Кроме того, подобное начало проповеди используется в качестве своеобразного крючка с наживкой, с помощью которого проповедник привлекает внимание слушателей, объясняя, тем самым, основную тему проповеди.
2. Очень важно проводить параллель между библейским текстом и миром на протяжении всей проповеди, а не упоминать о ней в самом конце, в разделе применения. При таком подходе у слушателя не пропадает интерес к проповеди. Кроме того, аудитория слышит глас Божий на протяжении всего выступления проповедника. В таком случае, проповедь представляет собой не отвлеченное академическое рассуждение, но живой поток Божьего Слова, постоянно бросающего вызов, провоцирующего и вдохновляющего слушателей. Такой подход позволяет усиливать эмоциональную составляющую проповеди.
3. Еще один важный аспект подготовки и изложения проповеди заключается в способности передать атмосферу текста, в способности погрузить слушателя, посредством образной речи, в мир Библии, стать одним целым с этим миром и осознать, как он во многом похож на наш мир. В таком случае, наилучший жанр — это повествование. Но проповеднику, как отметил К. С. Льюис, необходимо стремиться изменять сознание людей не простой констатацией факта, например: «Бог велик», но сделать так, чтобы они каким-то образом прочувствовали Его величие, восхищались Его великолепием! Вместо того чтобы просто призывать людей к смирению, можно с помощью текста, который использует Сам Святой Дух, пробудить в них чувство смирения.
Итак, давайте посмотрим, как можно использовать данный подход в освещении такого важного и волнующего многих людей вопроса значимости «Кто я?».
Несколько лет тому назад журналист Бернард Левин написал следующие слова: «Если говорить откровенно, то я не знаю, осталось ли у меня время еще до своей смерти узнать, для чего я родился или нет? Мне все никак не удается ответить на этот вопрос. Кроме того, смотря в будущее, я прекрасно понимаю, что прожито больше лет, чем мне осталось. Не отвечая на этот вопрос, я подвергаю себя серьезной опасности. Зачем мне знать, почему я родился? Потому что я никак не могу поверить, что мое рождение было нелепой случайностью. А если мое рождение не было случайностью, тогда у него должен быть смысл».
Тем не менее, есть много людей, которые действительно верят, что жизнь – это ничто иное как простая случайность. На основании этого убеждения они пытаются разрешить нравственные проблемы земного существования. Одним из таких людей является доктор Питер Сингер, профессор этики Принстонского университета (и один из самых влиятельных специалистов в области этики мирового уровня). В своей книге «Практическая этика» (Practical Ethics) он использует в качестве основной предпосылки так называемый принцип равноправного рассмотрения интересов (the principle of equal consideration of interests), согласно которому при оценке последствий любого действия необходимо принимать во внимание интересы всех разумных существ. По мнению Сингера, этот принцип относится ко всем разумным существам, способным страдать и понимать, что такое страдание. Только у таких существ могут быть «интересы». Сингер считает, что человеческое существо может быть либо простой особью Homo Sapiens, либо личностью. По его мнению, личность — это разумное существо, которое способно принимать решения. Сингер считает, что некоторые приматы — обезьяны и шимпанзе — тоже до определенной степени разумные существа, а посему могут также считаться личностями. Это значит, что принадлежность к роду высших приматов Homo Sapiens еще не является достаточным основанием для того, чтобы вас считали личностью. У такого взгляда далеко идущие последствия. Ведь если Питер Сингер прав, тогда взрослые особи шимпанзе могут считаться личностями, а новорожденные младенцы — нет! В таком случае, убийство новорожденного младенца, который не является личностью, оправдано, а убийство взрослого шимпанзе, который является личностью, — нет. Сингер считает, что нужно убивать не здоровых и желанных младенцев, а больных и нежеланных. Он утверждает, что законное детоубийство должно регулироваться жесткими правилами. Но «эти правила в большей мере относятся к последствиям детоубийства, нежели к самой ценности жизни младенца». Человек, который утверждает такие ужасающие вещи, есть никто иной как новый царь Ирод.
Этот человек настроен крайне серьезно. Учитывая то, что дебаты, посвященные эвтаназии, разгораются с новой силой, следует ожидать широкого распространения подобных взглядов. Более того, взгляды Питера Сингера прекрасно согласуются с мировоззрением, которое нам известно как светский материализм или WYSIWYG («What You See Is What You Get»), дословный перевод: «Что видим, то и имеем», то есть «Я верю лишь в то, что вижу» — (Прим. перев.), согласно которому не существует ни Бога, ни абсолютного источника нравственных ценностей.
При внимательном рассмотрении этого нового взгляда видно, что у него древнее происхождение. Так называемый новый взгляд — это на самом деле древнее языческое мировоззрение. Например, такой греческий мыслитель как Платон не видел ничего плохого в убийстве младенцев. Существуют ли различия между древним язычеством, во времена которого больных и с физическими недостатками детей оставляли умирать мучительной смертью на вершине холма, и новым язычеством, которое в определенных случаях лишает новорожденных питательных веществ и позволяет им умереть от обезвоживания в больничной палате? В таком случае, благодаря чему мы начали ценить человеческую жизнь, признавать ее уникальность и достоинство, защищать ее, заботясь о ней и провозглашая ее неприкосновенность? Конечно же, благодаря христианству. Атеист Питер Сингер согласен с этим утверждением. Он пишет: «Вернувшись к истокам западной цивилизации вплоть до времен греко-римского мира, мы увидим, что в ту эпоху принадлежность к роду Homo Sapiens совершенно не гарантировала защиту человеческой жизни. Греки и римляне убивали больных и с физическими недостатками детей на вершинах холмов или гор. Платон и Аристотель считали, что государство должно на законодательном уровне заставлять граждан убивать младенцев с физическими недостатками. Изменение сознания западного мира в отношении детоубийства, как и концепция неприкосновенности человеческой жизни, является продуктом христианского мировоззрения. Однако в наши дни стало возможным дать этому новую оценку, не принимая во внимание христианскую нравственную составляющую, которая на протяжении длительного времени не позволяла осуществить коренную переоценку ценностей». Другими словами, сбросив со счетов христианство как серьезную интеллектуальную альтернативу, можно утвердить новые этические ценности, которые были совершенно немыслимы в христианской цивилизации.
Осуществим ли взгляд Сингера, при всей его радикальности, на практике в повседневной жизни? Следует помнить, что высказать можно любую, даже самую нелепую идею, однако далеко не всякая идея претворяется в жизнь. Этот принцип относится и к самому Питеру Сингеру, который тратит огромные деньги на лечение собственной матери, страдающей болезнью Альцгеймера. Сингер оправдывает свои действия, утверждая, что он обеспечивает работой многих людей и таким образом делает добро. О, да! Конечно! Так мы и поверили. Понимаете, этот человек, несмотря на все свои теоретические убеждения, не в силах применить их на практике. Почему? Потому что где-то в глубине его сердца есть нечто, что заставляет его ценить жизнь своей матери, даже несмотря на то, что, к сожалению, ее умственные способности (по причине болезни Альцгеймера) намного ниже способностей некоторых приматов, у которых, по его мнению, должны быть определенные права. Почему так происходит? Почему сердце Сингера противоречит его разуму? В Святом Писании есть ответ на данный вопрос — мы созданы всезнающим личностным Богом, Который установил ценность и значимость человеческой жизни.
Чем же люди отличаются, к примеру, от человекообразных обезьян? Ведь генетически у нас незначительные различия. У людей и обезьян 98,5 процентов общего генетического материала. Но именно оставшиеся 1,5 процента меняют коренным образом все, ибо в результате мы получаем совершенно уникальное существо — человека.
Вот как описывается сотворение человека в Бытие 1:26-27: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Чем же мы отличаемся от всего остального животного мира? Тем, что мы, в определенном смысле, подобны Богу. Мы сотворены по Божьему образу! В Святом Писании нет четкого определения, кто такой человек и каково его предназначение, но значение этих понятий подразумевается в тексте Бытие 1:26-27. На основании этого отрывка мы можем сказать, что собой представляет человек и в чем заключается его предназначение. Чем же должны заниматься люди, согласно Божьему замыслу? Они должны «владычествовать над рыбами морскими, и над птицами небесными...» и так далее. Tо есть люди предназначены Богом подражать Ему как любящему и заботливому Владыке вселенной. Они должны как мудрые управители заботиться о сотворенных Богом существах, обо всем мире, который Ему принадлежит, ясно осознавая свою ответственность перед Ним. Кроме того, образ Божий в человеке проявляется на уровне человеческих межличностных отношений: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». В определенном смысле Бог в Своем естестве является общностью любви как Отец, Сын и Святой Дух (заметьте, что говорится в стихе 26: «по образу Нашему, по подобию Нашему»). Наши отношения друг с другом, особенно в браке, должны отражать межличностные отношения в Святой Троице. Другими словами, наша настоящая значимость и ценность проявляется в подражании Богу, то есть она будет видна в нашем отношении друг к другу в соответствии с Божьим замыслом.
Давайте сначала рассмотрим вопрос отношений. Я уверен, что многие из вас смотрели фильм «Изгой» (Cast Away) с Томом Хэнксом в главной роли. Этот фильм рассказывает о бизнесмене, который в результате авиакатастрофы оказался на необитаемом острове. Уверяю вас, что просмотрев этот фильм, у вас навсегда отпадет желание летать на самолетах и пользоваться услугами стоматолога! Фильм «Изгой» — полная противоположность идиллическому повествованию о Робинзоне Крузо. В нем отражена жестокая, опасная и полная отчаяния и разочарования действительность жизни. Главный герой был лишен общения не только с людьми, но даже с животными. Что же он делает? Из кровавого отпечатка ладони на баскетбольном мяче, который был в одной из выброшенных волнами посылок с потерпевшего крушение самолета (добавлено переводчиком для лучшего понимания), он создает некое подобие лица человека и называет его «Уилсон» («Уилсон» — название компании, которая производит спортивные принадлежности, в частности баскетбольные мячи. — Прим. перев.). В течение четырех лет «Уилсон» был единственным «товарищем» главного героя, с которым он беседовал и делился планами. Более того, бывало, что герой Тома Хэнкса ссорился с ним! Тот факт, что современный Робинзон придумал воображаемого друга в форме баскетбольного мяча, показывает, что на самом деле он не утратил рассудок, а наоборот, пытался сохранить его. Этот фильм показывает, что человек остается человеком, только пребывая в общении с другими людьми. Поэтому, находясь в экстремальных условиях, человек, чтобы не утратить человеческий образ, создает вымышленного человека, например «Уилсона». Позвольте поинтересоваться, когда крохотный младенец начинает осознавать собственную значимость и ценность? Ответ прост: тогда, когда он, открывая глазки, видит нежную улыбку матери, когда он всем своим естеством ощущает ее любовь и заботу. Находясь в любящих материнских руках, получая от матери заботу, внимание и пищу, ребенок понимает: «Я ценен!».
Человеку нехорошо быть одному, потому что он создан для жизни в общине (человек — социальное существо). Обратите внимание на прекрасное описание Божьих действий в Бытие 2:18: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Итак, мы видим, что Бог подводит к Адаму множество разных животных. Но среди них нет никого, подобного человеку. Ни одно из животных не подходит Адаму в качестве спутника жизни! Человеку нужен кто-то похожий на него, но в то же время отличающийся от него. Адаму нужен спутник (помощник) «соответственный ему», «лучшая половина», существо, с которым он будет чувствовать себя одним целым, с которым он достигнет полноты общения и собственной значимости. Поэтому в Бытие 2:21-24 говорится следующее: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (подобно отцу, который подводит свою дочь к ее жениху). И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Чрезвычайно важно, чтобы наши отношения в браке отражали Божий образ. Муж должен любить, защищать свою жену и заботиться о ней, а жена – с любовью повиноваться мужу и поддерживать его. Такие отношения отражают, в некоторой степени, отношения внутри Святой Троицы между Отцом, Сыном и Святым Духом. Например, Бог-Отец во время крещения Иисуса подтверждает Свое благоволение к Нему и посылает Святого Духа в виде голубя, чтобы укрепить Его. Сын молится в Гефсиманском саду: «Не моя воля, но Твоя», послушно направляясь на Голгофу, дабы спасти мир.
Таким образом, мы должны отражать Божий образ в семье, в обществе, и особенно в новом сообществе, в Церкви. В таком случае, Божий образ выражается больше не в нашей внутренней сущности, но во взаимоотношениях между людьми. Итак, как нам отобразить Божий образ, когда мы видим беззащитного, смертельно больного младенца? Как нам показать Божий образ в данном случае? Что делать? Оказать умирающему ребенку должное внимание и сострадание, подобно тому как Бог, Податель жизни, заботится о нас и сострадает нам, или быстрее избавиться от него как от обременяющей и бесполезной ноши? А в деловых отношениях? В настоящее время Уолл-Стрит переживает серьезный кризис доверия в связи с крахом банка Энрон. Почему? Потому что люди понимают, что в наши дни больше никому нельзя доверять. Ради быстрой наживы люди готовы бессовестно лгать и вводить в заблуждение. Но если мы живем только раз, а вся наша жизнь представляет собой бессмысленное сочетание атомов, тогда почему бы не вести себя подобным образом? Однако, если мы сотворены по Божьему образу и подобию, тогда в соответствии с нашим предназначением мы должны честно поступать друг с другом, как Бог поступает с нами. Таким образом, изменяя женам, мужьям и постоянно обманывая, мы не только оскверняем значимость и достоинство другого человека, но и, делая им больно, мы стираем в себе Божий образ, становясь все меньше и меньше похожими на человека.
В Колоссянам 3:9,10 апостол Павел показывает нам правильный и неправильный образ жизни. Он пишет: «не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его». В последующих стихах он объясняет, в чем проявляется в человеке новый образ: «... в милосердии, благости, смиренномудрии, кротости, долготерпении» (Кол.3:12). Сострадая человеку, оказывая ему милость, мы тем самым, отражаем Божий образ. В отличие от мирских представлений, быть подобным Богу означает не стремление к власти и влиянию, но проявление таких качеств как самопожертвование и благость, которые присущи Самому Богу!
Но как этот образ проявляется в нашем призвании владычествовать над всей землей? Обратите внимание на текст Бытие 2:15-17: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Ранее, в Бытие 1:28, упоминалось о том, что человечество получило Божье благословение вместе с повелением «владычествовать над землей». Вот для чего Бог создал этот мир и назвал его «хорошим»! Бог создал его, чтобы человеческие существа, в соответствии с поставленными Им целями, были Его соработниками в деле облагораживания земли (подобно садовникам, облагораживающим сад), ответственно используя свои силы и способности для пользы людей и славы Бога. Во второй главе книги Бытие описывается прекрасный сад, в котором Бог поселил человека. Такие сады в древности на Ближнем Востоке были у каждого уважающего себя царя. Эти цари, будучи священниками-монархами, должны были заботиться о своем саде и облагораживать его. Таким образом, забота о саде и работа также являются выражением Божьего образа. Вот почему работа, по сути, является благим делом. Вот почему наша ценность и значимость проявляется в нашей деятельности (вне зависимости от того, оплачиваемая она или нет). Любой труд почетен и достоин уважения. Утратив работу (которая нам нравится, и к которой мы подходили творчески), мы чувствуем себя ненужными и бесполезными. Поэтому безработица оказывает разрушительное действие на человека. Творческий труд является неотъемлемой частью человеческого естества.
Позвольте мне рассказать одну историю. Во время Второй мировой войны коменданту одного немецкого концентрационного лагеря пришла в голову чрезвычайно жестокая идея. Он выбрал группу заключенных, подвел их к куче песка, дал им лопаты и мешки и приказал переносить песок с одного места на другое. Завершив одно задание, они незамедлительно приступали к выполнению другого задания: перенести песок обратно, на предыдущее место. Заключенные выполняли это задание день за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем. В результате, большинство сошло с ума, другие пытались покончить с собой, бросаясь на забор из колючей проволоки, находящийся под высоким напряжением. Люди были готовы лучше умереть, нежели выполнять это задание. Почему? Ведь выполнение этой задачи не требовало, по сравнению с другими работами в лагере, высокого физического напряжения. Причина кроется в другом. Эта работа была бесполезной, бесплодной и бессмысленной. Подобный труд разрушает в человеке Божий образ. Нам следует понять один важный факт. Читая книгу, вскапывая сад, создавая мебель или играя на музыкальном инструменте, мы получаем огромное благословение от Бога, потому что в определенной степени мы уподобляемся Ему.
Совершенным Божьим Образом является Иисус Христос, Который в Колоссянам 1:15 назван «образом Бога невидимого». Как проявляется в Иисусе Христе Божий образ? Во-первых, в Его послушании и служении Отцу Своему небесному. В Иоанна 5:19 говорится следующее: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также». Он творит не Свою волю, но волю Отца. Он любит Своего Отца, Он знает, что Его пути верны, истинны и необходимы людям. Вот почему Он с радостью выполняет все повеления Отца! Во-вторых, в Своем служении людям, то есть в учении, исцелениях и, главным образом, в смерти. Господь Сам сказал: «Я среди вас как Слуга». Кроме того, Божий образ выражается во Христе в том, как Он, будучи Владыкой мира, управляет Своим творением. Вспомните, например, как Христос успокоил бушующее море. Качествами, которыми должен был обладать Адам, Божий сын, по отношению к Богу, миру и людям, был в совершенстве наделен второй Адам, Сын Божий Иисус Христос.
Сегодня многим людям не дает покоя вопрос значимости человека – кто я? Возможно, к ним плохо относятся и обижают родители, муж или жена, или даже церковь. По определенным причинам они могут испытывать отвращение к себе или отчаянно пытаться услышать слова одобрения, почувствовать себя нужным. Они искренне желают наполнить свою жизнь смыслом, но без знания истины ощущают лишь пустоту и безнадежность. Светский материализм лишь усиливает эти отрицательные чувства. Однако есть добрая весть. В глазах Бога люди являются вершиной Его творения. В глазах Бога люди обладают ценностью и значимостью. Он наделяет их ценностью, которой не обладают даже ангелы небесные, ибо они, в отличие от ангелов, созданы по образу и подобию Самого Бога! Конечно, этот образ искажен грехом, вот почему мысли, слова, поступки, вся жизнь людей находится в таком удручающем положении. Но Бог даровал нам спасение посредством жизни, смерти и воскресения Сына Своего Иисуса Христа и служения Святого Духа. Он обеспечил нас всем необходимым для того, чтобы мы могли постепенно, шаг за шагом, восстановить в себе Его образ, который представляет собой сердце Евангелия.
Этот материал еще не обсуждался.