Пол Ворберг
Насколько обосновано повторное крещение?
Некоторые наши братья и сестры приняли решение повторно креститься. Они утверждают примерно следующее: «Святое Причастие (как и Святое Крещение) также является таинством, которое совершается в Церкви бесконечное количество раз. Почему же, в таком случае, не стоит повторно совершать таинства Святого Крещения?»
Каковы аргументы?
Согласно реформатскому богословию, новозаветное таинство Святого Крещения заменило собой ветхозаветное таинство обрезания. Кроме того, всем хорошо известно, что новозаветное крещение, с точки зрения реформатов, представляет собой событие, к которому применимо знаменитое богословское выражение: «единожды и навсегда» (то есть таинство крещения совершается только один раз). Тем не менее, далеко не все считают эти аргументы убедительными.
Эти люди считают, что обрезание как видимый знак относится лишь к ветхозаветному периоду. В Ветхом Завете Церковь находилась, образно говоря, в младенческом состоянии. Поэтому она нуждалась в видимом подтверждении того факта, что родившиеся в Израиле дети действительно становились частью завета. Кроме того, обрезание, будучи символом национальной принадлежности, отлично подходило израильскому народу, который был одновременно и Церковью, и государством. Однако Новый Завет существенно отличается от Ветхого Завета (Евр. 8). Вот почему ему несвойственен внешний символизм ветхозаветной эпохи: земля, народ, города-убежища, побивание камнями и казнь через повешение в качестве форм церковной дисциплины, а также кровавые жертвы, обрезание и так далее. Следует отметить, что в ветхозаветные времена знак завета относился только к лицам мужского пола. Однако в Новом Завете никто из христиан не посмеет утверждать, будто знак завета (то есть крещение) не принадлежит женщинам. Это значит, что каким-то образом произошло изменение в области применения знака завета. Таким образом, Новый Завет устанавливает (как утверждают сторонники повторного крещения) новые правила, новое применение. С одной стороны, существует вероятность того, что обрезание преобразовалось в крещение, а с другой — что обрезание, будучи внешним знаком завета, было отменено с наступлением новозаветной эпохи.
Кроме того, не следует сбрасывать со счетов исторические сведения. Разве в Новом Завете есть доказательства в пользу крещения младенцев? Существовала ли вообще практика крещения детей в течение первых столетий существования Церкви?
Точно известно лишь то, что в этот период постоянно крестили взрослых людей. В Новом Завете представлено множество примеров такого рода крещений. Сам Господь Иисус Христос был крещен в сознательном возрасте (Иоанном Крестителем) как и Его ученики. Более того, Иисус Христос крестил взрослых людей, после того как они исповедовали свои грехи и признавали свою вину. Разве могли Его ученики поступить иначе? Со времен Нового Завета и по сей день, миллионы христиан практикуют и ревностно защищают крещение по вере.
Как же нам разрешить данную проблему?
Христиане выступают против крещения младенцев на основании самых разнообразных причин. Некоторые даже считают, что дети верующих родителей не являются частью завета. Другие доходят до крайности, утверждая будто дети, которые не были крещены, не смогут быть спасены Богом. Существует еще одна группа христиан (например, реформатские баптисты в Великобритании), которые верят, что дети верующих родителей включены в завет, разделяют Христовы благословения, но, тем не менее, не должны быть крещены пока не достигнут сознательного возраста. Именно этим людям труднее всего доказать, что учение о крещении младенцев подтверждается Святым Писанием.
Как же нам разрешить данную проблему? Существует только один способ: обратиться за помощью к Божьему Слову.
В чем заключается дилемма?
При рассмотрении предпосылок, на основании которых существуют разногласия по данному вопросу, мы видим, что в первом случае основанием является вера, в то время как во втором случае — завет. Таким образом, мы сталкиваемся с дилеммой, которая заключается в выборе либо «заветного крещения», либо «крещения по вере». С этого момента, в интересах ясности, мы будем пользоваться данной терминологией (то есть терминами «заветное крещение» и «крещение по вере»). В баптистских и евангелических кругах крещение зависит от веры крещаемого. Такое крещение называется «крещением по вере».
Совершенно очевидно, что основной богословской предпосылкой сторонников крещения младенцев является учение о завете. Кроме того, в равной мере понятно и то, что защитники крещения по вере используют в качестве своей предпосылки учение о вере. Однако, не совсем ясно, в чем конкретно заключается роль веры. Для некоторых вера является условием для крещения, в то время как для других она представляет собой нечто большее. Кроме того, мы слышим как определенная часть христиан утверждает, что обязательно должна быть вера, не объясняя при этом, в чем именно заключается ее роль. В таком случае, именно вера является предпосылкой и условием для крещения. Однако, на мой взгляд, ключевой вопрос нашего обсуждения лучше всего объяснить с помощью «заветного крещения» в противовес «крещению по вере».
Mы можем или мы должны?
В таком случае, нам чрезвычайно важно ответить на следующий вопрос: должны ли дети верующих родителей (ведь мы говорим именно об этих детях) быть крещены, или они могут быть крещены? Часто можно услышать, что у родителей, которые являются членами церкви, есть право выбора в вопросе крещения собственных детей. По этой причине якобы никто не имеет права требовать, чтобы их дети были крещены. Однако Гейдельбергский катехизис не допускает такие вольности: «... их также следует принимать в Церковь Божию через крещение...» (День воскресный 27, вопрос/ответ 74). Согласно тексту классической реформатской «Формы для крещения», родители должны согласиться с тем, что их ребенка «следует крестить» (первый вопрос). Члены церкви, которые отказываются крестить своих детей, подлежат церковной дисциплине. Родители, которые отказывают своим детям в таинстве Святого Крещения, не смогут сами участвовать в таинстве Святого Причастия. Всякий, кто пребывает в заблуждении (в учении или жизни), должен быть отстранен от участия в таинстве Святого Причастия.
Завет
В контексте данного обсуждения следует упомянуть два различных взгляда на завет. Защитники крещения младенцев используют в качестве основной предпосылки учение о завете. Особо подчеркивается преемственная взаимосвязь между крещением и обрезанием, которые представляют собой знаки вхождения в завет и принадлежности завету (в таком случае, крещение заменяет собой обрезание (или обрезание преобразуется в крещение)). Сторонники крещения по вере в сознательном возрасте обычно не отрицают важность завета. Они верят, что дети верующих родителей включены в Божий завет. Тем не менее, по их мнению, крещение не является средством включения кого бы то ни было в завет.
Чтобы понять, кто прав, а кто нет, нам необходимо исследовать роль завета в Святом Писании, а также взаимосвязь между заветом и крещением (если такая взаимосвязь вообще существует).
Завет благодати в Ветхом Завете
Когда мы слышим слово «завет» во время рассмотрения вопроса крещения, нам необходимо понимать, что под этим термином подразумевается особый завет: завет между Богом и людьми, согласно которому Он не вменяет им вину и грех, — завет благодати. Мы говорим об узах, связывающих Бога с человеком, которые после грехопадения, исключительно по Божьей благодати, стали снова возможными. Впервые этот завет благодати явственно упоминается в главе 15 книги Бытие. Бог избирает Аврама, дабы он пребывал с Ним в заветных отношениях. В главе 17 книги Бытие говорится о знаке завета. Все мужчины, которые пребывают в завете с Богом, должны пройти обряд обрезания. Всякий младенец мужского пола должен быть обрезан на восьмой день после рождения. Это обрезание служит в качестве печати завета, которая указывает на принадлежность завету. Однако вопрос о печати завета не является самым главным в диспуте между сторонниками и противниками «заветного крещения».
Нарушение завета
Завет благодати был установлен Богом как вечный непреложный завет (Быт.17:7; Пс.104:8; Пс.110:8). Однако на практике народ Божий часто нарушал этот завет. Бог знал об этой особенности грешных людей, поэтому Он предупреждал Израиль следующими словами: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой» (Быт.17:14). Такое же предупреждение относится и к тем, кто нарушает Божьи заповеди (Лев. 26:15; Пс. 77:10). Нарушая Божий завет и Божьи заповеди, израильтяне теряли свое положение заветного народа. В таком случае Бог относился к ним так же как и ко всем остальным языческим народам (Иер. 7:25).
Однако со стороны Бога завет не отменялся. Более того, Господь никогда не отменит его (Суд. 2:1). Если нарушив завет, народ Божий обращался к Богу с покаянием, Он вспоминал Свой завет (который они нарушили со своей стороны (Лев. 26:14-45)). Причина, по которой Бог постоянно спасает израильтян из трясины греха и неверия, в которую они, нарушив завет, ввергли себя, заключается в Его заветном обетовании (Втор. 4:31; Суд. 2:1,2; 2 Кор. 13:23; Пс. 106:44ff; Иез. 16:60, ср. Иез. 20:37). Воистину, Божий завет вечен!
Новый завет
Человек часто нарушает завет. Бог же постоянно верен Своим заветным обетованиям. В таких случаях кажется (с человеческой точки зрения), что завет отменен, однако это (с точки зрения Бога) не так! Существует такое понятие как новый завет. Этот новый завет был обещан Богом еще в Иеремии 31:31-34 (см. Евр. 8:7-19). Существовала крайняя необходимость в заключении нового завета, так как израильтяне нарушили старый завет, будучи неспособными соблюдать его.
Связь между Богом и людьми была бы полностью разрушена, если бы Бог не заключил новый завет с лучшими, нежели в старом завете, обетованиями.
Взаимосвязь между Ветхим и Новым Заветом
Совершенно ясно, что между обетованием Ветхого и Нового Завета (сравните, например, Иер. 33:31 с Быт. 17:7) и даром Ветхого и Нового Завета (Дух, смотрите Ис. 44:3 и Деян. 2:16) существует гармония. Новый Завет проливает больше света на Ветхий Завет (он разрывает завесу, которая закрывала Ветхий Завет, 2 Кор. 3:14). В Новом Завете Божий древний завет достигает своей полноты. Утверждение, будто Новый Завет по определению отменяет знак Ветхого Завета, не имеет под собой веских оснований. В то же время не представлены доказательства преемственности заветов.
Развитие Нового Завета
Сторонники крещения младенцев настаивают на том, что крещение принадлежит Новому Завету, и, таким образом, является знаком и печатью этого завета. Но действительно ли это так? Давайте постараемся проследить развитие «нового завета».
Иисус Христос использовал это выражение во время установления таинства Святого Причастия, показав этим, что наступает эпоха «нового завета» (Лк. 22:20). Если говорить конкретно, то какую форму примет исполнение пророчества Иеремии (Иер. 31)? Беседуя со Своими учениками во время последней Вечери, Господь в общих чертах объяснил данное пророчество (Ин. 13-16). Из Его слов становится понятно, что величайшим даром Нового Завета является Святой Дух (ср. с 2 Кор. 3). Воскреснув из мертвых, Господь снова подтверждает Свои слова (Деян. 1:5), после чего возносится на небеса (Деян.1:9; Mф. 28:19).
Перед тем как вознестись к Отцу, Господь дал наставления ученикам относительно многих вещей, в том числе и крещения. Прежде всего Он призывает Своих последователей идти ко «всем народам». Великое поручение Господа отождествляется с тремя повелениями: идти, крестить, учить. Основное повеление состоит в том, чтобы все народы стали сотрудниками одиннадцати оставшихся учеников.
А теперь давайте рассмотрим данный вопрос с точки зрения «всех народов». Они также стали учениками. Всякий, следующий за Христом подобно Его одиннадцати ученикам, принадлежит Господу, а в таком случае и Самому Богу. Иисус Христос очень часто провозглашал о Своем единстве с Отцом. Он никогда бы не позволил вбить клин в отношения между Ним и Отцом. Последователи Христа — это дети Самого Бога. Совершенно ясно, что завет начинает распространяться за пределы Израиля.
Итак, обстановка изменилась. Все, кто пребывает в союзе со Христом, а посему и с Самим Богом, призывают Имя Господне. Вот почему крещение совершается во Имя Бога, Который в Новом Завете явил Себя Триединым Богом — Отцом и Сыном, и Святым Духом. Буквальный перевод Великого Поручения Христа звучит следующим образом: «крестя их к / по направлению / во Имя (Имени) Отца и Сына, и Святого Духа...». Вера в Иисуса Христа вводит нас в завет, после чего мы, посредством крещения, становимся причастниками откровения (Имени) Триединого Бога. Мы погружаемся в Бога. Бога можно сравнить с океаном жизни, в который погружается новообращенный. Нет более ярких выражений, с помощью которых можно было бы описать новый союз Бога и человека.
Исполнение
Десять дней спустя после описываемых событий, Христос изливает на Своих учеников дар нового завета: Святого Духа (Деян. 2; 2 Кор. 3). Вскоре великое множество людей из всех племен и языков обратилось к Богу. Все обращенные были крещены во Имя Иисуса. Насколько нам известно, во время их крещения не произносилась крещальная формула из Матфея 28:19. Данный факт вызвал волну различных домыслов и обсуждений, в большинстве которых не было никакой необходимости. Нам следует постоянно помнить об опасности акцентирования различий между Личностью Христа и Триединым Богом. Разве Господь не провозглашал Свое единство с Отцом, даже когда Ему грозила смерть? Суть данного обсуждения заключается в следующем: посредством веры мы становимся причастниками одного истинного Бога. Наше крещение – это печать, удостоверяющая данный факт видимым образом.
Крещение вместо обрезания
Что еще можно сказать по данному поводу? Любой человек, внимательно изучающий Святое Писание, может подтвердить, что новозаветное крещение, будучи знаком и печатью завета, заменило собой ветхозаветное обрезание. Если данное утверждение истинно, тогда только очевидный запрет на крещение младенцев сможет оправдать отказ наделять детей верующих родителей знаком и печатью завета благодати.
Однако на самом деле все обстоит не так. Такого запрета просто не существует! Апостол Петр подчеркивает, что начиная со дня Пятидесятницы, обетование нового завета принадлежит не только Израилю (родителям и детям), но и всем дальним, кого призывает Господь: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2:39), то есть всем людям. Таинство крещения распространяется по всему миру. Когда глава семейства становится христианином, тогда крестятся все члены его семьи, все его домашние (Деян. 10:24; 11:14; 16:15; 16:31; 1 Кор. 1:16). В контексте культуры того времени, крещение всех домашних было крайне необходимым действием, так как крещеные не имели права даже вкушать пищу с теми, кто не был крещен. Я согласен с тем, что ни в одном из указанных текстов не упоминаются дети. Однако нам, современным христианам, следует помнить, что в те времена редко в описаниях такого рода обращали внимание на детей. Они, если можно так выразиться, были сокрыты в лоне семьи. Новый Завет в данном отношении сохраняет дух Ветхого Завета: если глава семейства уверовал в Господа, тогда все члены его семьи становятся причастниками завета и получают знак завета. Если дети верующих родителей не были включены в завет, тогда авторы Нового Завета должны были бы отметить данную особенность. В противном случае, мы, прочитав Святое Писание от корки до корки, пребывали бы в замешательстве.
Кроме того, новозаветное крещение переняло от ветхозаветного обрезания функцию печати праведности по вере (Mф. 28:19; Деян. 2:38; 8:37; 9:18; 16:31; 18:1-8; 22:16; Гал. 3:37; Eф. 5:26, ср. с Рим. 4:11). Кроме того, крещение побуждает к благочестивой жизни (Рим. 6:1-14; 1 Кор. 6:11; Гал. 3:27, Eф. 4:24; Кол. 2:11; Tит. 3:11; 1 Петр. 1:3; 2:1, cр. с Иер. 4:4; 9:25; Иез. 44:7,9; Рим. 2:28). Tакие тексты как Филиппийцам 3:3 и Колоссянам 2:11 четко и ясно показывают, что крещение представляет собой новозаветное осуществление ветхозаветного обрезания.
Суть аргумента
Ключевым текстом в дебатах между «заветным крещением» и «крещением по вере» является стих из Матфея 28:19. Те, кто понял истинный смысл данного отрывка, начинают осознавать, что Новый Завет подтверждает факт преобразования ветхозаветного обрезания в новозаветное крещение, о чем говорится еще в Ветхом Завете.
Нет ничего удивительного в том, что баптистов не убеждают аргументы в пользу крещения младенцев, представленные в реформатских книгах. Большинство из них пытаются доказать, что дети верующих родителей включены в завет. Однако, большая часть баптистов и евангельских христиан согласна с этим утверждением. Главный вопрос заключается в следующем: «Действительно ли крещение в Новом Завете является печатью завета как обрезание в Ветхом Завете. Текст Матфея 28:19 является прекрасным доказательством истинности данного факта.
История
С самого начала своего существования Церковь рассматривала крещение младенцев как совершенно приемлемую практику. Преподобный A. Вербри в своей работе «Over Dopen» («О крещении» Barneveld, 2009) представляет исчерпывающие доказательства касательно данной практики. Кроме того, в свете свидетельств Нового Завета, истинность данного факта не вызывает никаких сомнений. Начиная с древнейших времен, существовал знак, который видимым образом свидетельствовал о принадлежности к завету, — обрезание. Таким образом, факт преобразования этого древнего знака в крещение совершенно ясно показывает, что данное таинство принадлежит не только взрослым, но и их детям. Конечно, существует вероятность того, что новый завет более не нуждается в обязательном знаке принадлежности (ведь как никак он является новым заветом, новым этапом развития завета благодати). Однако если Бог даровал Церкви новый знак, то этот факт означает, что он принадлежит и детям верующих родителей.
С самого начала своего существования новозаветная Церковь использовала именно этот подход в отношении таинства Святого Крещения. Повествование о молодых годах жизни св. Поликарпа, епископа Смирнского (родился приблизительно в 70 году от Р. Х., то есть еще во времена Ранней Церкви), является ярким тому свидетельством.
Отрицание крещения? Отрицание Божьих обетований?
Крещение по вере нельзя считать отрицанием Божьих обетований, как иногда случается на практике. По сути, отрицаются не Божьи обетования, а знак и печать завета, представленные в крещении.
Давайте представим себе невесту, у которой на безымянном пальце правой руки красуется обручальное кольцо. Она более не считает это кольцо символом клятвы верности своего супруга. Она ожидает от мужа нового подтверждения его верности и любви. Подобным образом и крещение по вере не отрицает Божьи обетования.
В глазах Бога ребенок верующих родителей «зачат и рожден во грехе, а посему обречен на плачевное существование и Божье осуждение». Тем не менее, Господь «освящает его во Христе» (слова взяты из классической реформатской формы крещения младенцев), желая, чтобы он был крещен. Образно говоря, Бог надевает обручальное кольцо Своей любви на пальчик младенца. Став постарше, он начнет понимать что означает это кольцо. Его родители будут объяснять ему значение крещения. Впоследствии ребенок перестанет обращать внимание на это кольцо. Для него оно не будет обладать ценностью. По этой причине ребенок будет просить Господа даровать ему новый знак.
Конечно, такой подход не является чем-то несерьезным, но, тем не менее, он не представляет собой отрицание Божьих обетований. Данный подход отрицает крещение младенцев. Строго говоря, это не отрицание, а отвержение. Но даже в таком случае, это отвержение знака Божьих обетований, а не самих обетований.
«Крещение по вере»
Данное выражение вызывает неоднозначное отношение. Тем не менее, в кругах, отрицающих крещение младенцев, все внимание уделяется только крещению взрослых. Именно вера играет главную роль в вопросе крещения. Однако, в «заветном крещении» это не так. В таком случае, перед нами вновь стоит выбор: либо «заветное крещение», либо «крещение по вере». И все же чрезвычайно трудно определить, какую именно роль играет вера в вопросе крещения.
Перед крещением взрослого человека необходимо удостовериться в том, что он действительно является верующим. Для этого нужно провести целое расследование. В начале крещальной церемонии кандидат на крещение должен засвидетельствовать о своей вере. Если бы вы спросили у сторонников крещения по вере, является ли вера основанием для крещения, они бы решительно ответили: «Нет!». Тем не менее, в действительности все иначе. Все, что исходит от человека (даже его вера), не может быть предпосылкой для Божьего действия. Всякий, кто начинает считать собственную веру основанием для крещения, заканчивает обычно (полу) пелагианством или арминианством. Защитникам учения «крещения по вере» следует постоянно помнить о том, что рассматривая веру в качестве доброго дела, от которого зависит крещение, они подвергают себя серьезнейшей опасности.
В реформатской церкви взрослый человек, желающий принять крещение, должен публично исповедать свою веру, то есть пройти конфирмацию. Такая вера рассматривается реформатами как предшествующая крещению, а не как основание для крещения. Сторонник «крещения по вере» согласится с этим утверждением. Однако реформатские богословы сделают следующее важное замечание: крещение — это печать завета, инициатором которого является Бог. Такое определение исключает любое представление о вере как об основании для крещения. Таким образом, основа крещения — это завет, который заключил Бог с братом или сестрой. Церковь узнает об этом на основании его или ее веры. Все верующие вместе с их детьми включены в завет. Поэтому, таковым необходимо преподать крещение (как взрослым, так и их детям), которое является печатью, удостоверяющей их принадлежность к Божьему завету. В таком случае, основанием для крещения является Божье установление. При таком подходе, в отличие от «крещения по вере», значимость человеческой праведности не имеет никакой ценности.
А это очень важно! Гейдельбергский катехизис подчеркивает чрезвычайную важность данной богословской концепции: только в Боге человек может обрести все необходимое для собственного спасения, а тот, кто стремится приобрести спасение вне Христа, по сути, отрекается от единственного Спасителя (День воскресный 11, вопрос/ответ 30). Именно эта опасность таится в «крещении по вере». Если не подчеркивать важность завета как единственного основания для крещения, тогда всегда будет существовать опасность возникновения учения о возможности спасения собственными силами. Там, где вера играет основную роль в крещении (например, в кругах сторонников «крещения по вере»), появляются лазейки, через которые опасное учение может проникнуть в церковь. Я вновь напоминаю нам о чрезвычайной важности данного вопроса. Ведь он затрагивает самую суть нашей веры: спасение исключительно по благодати и только через Христа («Sola Christus», «Sola Fide», «Sola Gratia»).
Но что можно сказать о Святом Причастии? Существует ли подобная опасность в этом таинстве?
При рассмотрении данного вопроса нам следует быть очень осторожными. Пребывание за Господним столом может привести к самодовольству и гордости. В то же время необходимо отметить, что условия проведения Святого Причастия были установлены Самим Господом. Тот, кто принимает участие в Вечере Господней, становится причастником Иисуса Христа не на основании своей веры, но исключительно благодаря Господнему повелению: «Пейте из нее все, ядите хлеб сей все». Основание — пролитая Кровь Христа и Его преломленное Тело. Эта заповедь, будучи основанием для празднования Вечери Господней (а не вера, как в случае с крещением в Реформатской церкви), является обязательной для всех верующих в сознательном возрасте.
Всякий, кто относится к знаку с верою, может принимать участие в таинстве Святого Причастия. Ведь Вечеря Господня представляет собой знак, который дарован нам Богом для укрепления нашей веры в настоящей жизни. Поэтому нам необходимо «наблюдать плоды нашей веры» (День воскресный 32, вопрос/ответ 86). Однако у таинства крещения другое предназначение.
Насколько обосновано повторное крещение?
Пример с обручальным кольцом служит отличным ответом на данный вопрос. Бог показывает нам, что мы принадлежим Ему с младенческого возраста. Дети верующих родителей являются неотъемлемой частью Божьего народа: крещение представляет собой знак того, что мы принадлежим новозаветному народу, то есть Церкви. Крещение — знак принадлежности. В этом смысле данное таинство является продолжением обрезания. Мы не можем одновременно быть членами двух церквей. Более того, вообще не должно быть двух церквей (Ин. 17:21). По этой причине, повторное крещение следует de facto считать отказом от крещения.
Кроме того, существует опасность распространения учения о спасении собственными силами. Следует помнить, что в кругах сторонников «крещения по вере» учение Святого Писания о первородном грехе и Божьем избрании либо игнорируют, либо вовсе отвергают.
Бог даровал нам знак Своего завета на веки и веки.
Доктор П. Л. Ворберг
Эммелоорд
Нидерланды
Этот материал еще не обсуждался.