16.03.2011
Скачать в других форматах:

Кларенс Бауман

Бельгийское исповедание об организации церкви

AРТИКУЛ 30

 «О ЦЕРКОВНОМ УПРАВЛЕНИИ И СЛУЖЕНИИ»

«Мы верим, что сия истинная Церковь должна быть управляема в соответствии с духовным порядком, которому она научена нашим Господом в Своем Слове». Используя выражение «сия истинная Церковь», Гвидо де Бре снова возвращается к рассмотрению Церкви в том виде, в котором она представлена в артикулах  28 - 29, а именно как собрание Божьих людей (артикул 27), которые обязаны присоединиться к истинной Церкви для обретения спасения (артикул 28), и которые признают Иисуса Христа единственным Главой Церкви (артикул 29). Сия Церковь, согласно нашему исповеданию в  артикуле 30, должна быть управляема особым образом. Как исповедание  артикула 27 относит Церковь к вопросу веры (ибо только из Святого Писания мы можем узнать что собой представляет Церковь), так исповедание  артикула 30 относит к вопросу веры церковное управление. Церковь принадлежит Богу. По этой причине только Господь имеет право определять, каким должно быть церковное управление. Вот почему этот артикул начинается следующими словами: «Мы верим, что сия истинная Церковь должна быть управляема в соответствии с духовным порядком, которому она научена нашим Господом в Своем Слове».

ЦЕРКОВЬ — ЭТО ХРИСТОКРАТИЯ (ВЛАСТЬ ХРИСТА)

Церковь — это не группа единомышленников, и поэтому она  управляется не по  личным предпочтениям ее членов. Церковное управление не подразумевает демократию, то есть власть народа. Кроме того, Церковь не представляет собой некую социальную организацию, которой управляют высшие слои общества. Церковь — это не аристократия (власть аристократов). Скорее, Церковь — это христократия (власть Христа). Греческое слово «кратос» переводится на русский язык как «управление», «власть». Следовательно, христократия — это система управления, главой которой является Христос.

Церковь принадлежит Христу, и по этой причине должна быть управляема Христом. Эта мысль является основополагающей в артикуле 30. Изучая этот артикул, нам следует помнить, что Главой Церкви является Христос. Следовательно, Церковью следует управлять не в соответствии с человеческими стандартами, желаниями или прихотями, но только согласно Слову Христа. В Своем Слове Бог показал как следует управлять Церковью. Вот почему в данном артикуле используется выражение «духовный порядок». Таким образом, церковное управление является не человеческой системой, а духовной. Это также значит, что Церковью управляет не человеческая сила и побуждения, а скорее убеждение, которое основано на Божьем Слове. 

СЛУЖИТЕЛИ ЦЕРКВИ — ЭТО ДАРЫ, ДАННЫЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОМ

Христос после Своей победы на кресте (где Он приобрел Себе Церковь, пролив за нее Свою Кровь) вознесся на небеса. Однако не следует думать, что физическое отсутствие Господа на земле означает, что Он покинул Свою Церковь. Наоборот, Христос, согласно учению четвертой главы Послания к Ефесянам, вознесшись на небеса, облагодатствовал Церковь Своими дарами. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4:7,8). Одиннадцатый стих объясняет, что собой представляют эти дары: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11). Христос дал Церкви особые дары, а именно служителей к «совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). По Своему великому благоволению, Господь соизволил править Церковью и заботиться о ней как о Своей невесте посредством служителей Церкви. Эти мужи, будучи грешниками, которые нуждаются в прощении и омытии своих грехов кровью Христа как и все остальные люди, тем не менее, являются «соработниками Бога» (1 Кор. 3:9; 2 Кор. 6:1).

В четвертой главе Послания к Ефесянам упоминаются следующие служения:

1.     Aпостолы: данное служение было временным в новозаветной Церкви. Оно исполнялось Павлом и двенадцатью апостолами. Апостольское служение не было передано другим служителям после смерти апостолов. Основная характеристика этого служения заключалась в том, что апостолы были очевидцами Христова воскресения (Деян. 1:22).

2.     Пророки: пророческое служение, подобно служению апостольскому, было дано лишь на определенный период времени, пока не было завершено написание новозаветных Писаний. Например, в Деяниях 21:10 упоминается «...некто пророк, именем Агав...» (см. также 1 Кор. 12:28). Таким образом, данное служение прекратилось с завершением написания книг Нового Завета.

3.     Eвангелисты: еще одно временное служение. Например, в Новом Завете упоминаются такие евангелисты как Филипп (Деян. 21:8) и Тимофей (1 Тим. 4:5). Трудно точно определить, в чем заключалась суть этого служения. По всей видимости, его следует понимать в контексте миссионерского распространения ранней Церкви.

4.     Пасторы и учители: это единственное из перечисленных служений, созданных во времена Павла, которое существует в Церкви и в наше время. В двадцатой главе книги Деяний рассказывается о том, как апостол Павел призвал пресвитеров эфесской церкви. «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви» (Деян.20:17). В  двадцать восьмом стихе он призывает их «...внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Под словом «пресвитер» подразумевается как пресвитер (старейшина), так и пастор (см. Деян. 20; 1 Петр. 5:1). 

СЛУЖИТЕЛИ: СЛУГИ ХРИСТА И ЕГО ЦЕРКВИ

В наши дни Господь также желает править Своей Церковью посредством пасторов и учителей. Помните, пасторы и учителя – это дары, которые взошедший на небо Христос дал Своей Церкви. Именно по той причине, что служители представляют собой Господни дары, данные Церкви, им не дозволено руководить Божьим народом своевольно. Служители, по определению, являются слугами Христа, Главы Церкви. Как Христос предал Свою жизнь для служения Церкви, искупив ее собственной Кровью, так и служители Христовы должны жертвовать собой ради служения Церкви. Не Церковь существует для служителей, но служители для Церкви. Обратите внимание на слова апостола Петра: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет.5:1-4).

Этот принцип служения Церкви определяет не только то, как служители должны выполнять возложенную на них задачу в общине, но и отношение самой общины к этим служителям. К служителям необходимо относиться с почтением, помня Того, Кому они служат, а именно Христа. В лице служителей Сам Христос приходит к Своим людям. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие...» (Евр.13:7). Именно в свете Слова, Христова Слова, проповедуемого служителями, мы должны относиться к ним с почтением. Вот почему автор Послания к Евреям пишет: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет...» (Евр.13:17). Сам Христос заповедует служителям заботиться о Божьем стаде, которое вверено их попечению. Пренебрегать служителями, значит пренебрегать Христом, Который даровал их Церкви.

Следовательно, посещение членов церкви пресвитерами является не просто визитом двух людей, но скорее посещением Самого Христа в лице пресвитера. Если Господь посылает ко мне пресвитера, я должен принять его ради пославшего его Иисуса Христа. Таким образом, я должен быть искренен с ним. Ведь Христос знает мои мысли, знает, что происходит в моей жизни, семье, доме. Именно с помощью служителей Господь желает подкрепить и подбодрить христиан в их особых жизненных обстоятельствах.   

Следовательно, я должен открыто говорить с пресвитерами о своих проблемах, дабы они знали как лучше мне помочь или в случае необходимости предостеречь меня. Таким образом, мое отношение к пресвитерам не должно определяться моей симпатией или антипатией к ним. Моя открытость перед пресвитерами должна определяться не тем, кем они сами являются, а скорее Личностью Того, Кто их мне послал.

Так как пресвитеры являются Христовыми посланниками, они не имеют права исполнять свое собственное служение или посещать членов церкви ради удовлетворения личных амбиций, или использовать их как возможность узнать как можно больше сплетен о верующих. Служители обязаны исполнять служение в Церкви, четко осознавая тот факт, что они посланники Самого Христа.

Служители — это дары Христа. Это значит, что они не могут выступать от своего имени. В отличие от демократической модели, при которой люди выбирают своего представителя в парламент, надеясь, что он будет отстаивать их интересы, служители Церкви не являются представителями людей. Наоборот, они представители Христа, и по этой причине должны постоянно провозглашать Слово Христа. Служители не призваны возвещать то, что нравится мне. Ведь я грешник. Будучи таковым, я обязан слушать провозглашение Божьего Слова (что весьма для меня полезно). Поэтому, они должны возвещать мне Слово Христа, а я обязан принимать их слово как послание Самого Господа.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ

Услышав слово «служитель», мы тотчас же начинаем думать о тройном различии между пасторами, пресвитерами и дьяконами. «..на должна иметь служителей или пасторов для проповедования Слова Божьего и проведения таинств; также должны быть пресвитеры и диаконы, совместно с пасторами образовывающими совет церкви» (артикул 30) (см. схему № 1). Однако, чтобы понять непосредственные обязанности служителя каждой категории (то есть пастора, пресвитера и дьякона), лучше воспользоваться схемой № 2 (диаграммой). Кроме того, следует отличать служителей, отвечающих за руководство церковью (то есть пресвитеров), от служителей, которые заботятся о нуждах поместной общины (то есть диаконов). 

1) ПРЕСВИТЕРЫ = пасторы + пресвитеры

Различие между этими служениями основано на тексте 1 Тимофею 5:17: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Все, кто несет служение учительства и  руководства, относятся к пресвитерам. Однако, одна часть пресвитеров (пасторы) ответственна за учение, в то время как другая часть (собственно, пресвитеры) отвечает за управление общиной.

ПАСТОРЫ: В форме для рукоположения служителей Слова (Book of Praise, стр. 620, 621) говорится о четырех основных обязанностях пасторов, где подчеркивается важность служения проповеди. Итак, этими обязанностями являются следующие:

1.     Провозглашение Слова: "... он должен провозглашать весь совет Божий своей общине, проповедуя Слово согласно заповеди апостола Павла … в собрании и по домам. Он обязан показывать, что заблуждения и ереси являются бесплодными делами тьмы, … проповедовать   Божье Слово молодежи, … посещать членов общины и … утешать пребывающих в болезни и печали». Главная цель этих служений — возвещение Слова.

2.     Преподание таинств.

3.     Молитва на общем богослужении.

4.     Христианская дисциплина.

Эти четыре аспекта пасторской работы также представлены в шестнадцатой главе Книги церковного уклада реформатских церквей Австралии.

ПРЕСВИТЕРЫ: В форме для рукоположения пресвитеров и дьяконов (Book of Praise, стр.630) описаны три основных обязанности пресвитеров. Подчеркивается руководство и управление Церковью (смотрите также двадцатую статью Книги церковного уклада реформатских церквей Австралии). Вот эти обязанности:

1.     Блюсти церковь. Пресвитеры должны блюсти церковь, дабы «жизнь и учение каждого члена церкви соответствовали Евангелию». Следует также отметить, что в Новом Завете пресвитеров иногда называли епископами, то есть блюстителями. Задача блюстителя — утешать, наставлять и увещевать членов общины. Посещение членов церкви пресвитерами — основное средство для выполнения этой задачи.

2.     Руководить церковью.

3.     Оказывать помощь пасторам.

Основная часть служения пасторов и пресвитеров характеризуется вертикальными отношениями, то есть отношениями между Богом и Его народом (см. диаграмму № 3). Главная задача служения пастора — провозглашение Слова Божьего членам церкви. Главная задача служения пресвитера — помогать членам церкви служить Богу, повинуясь Его Слову.  Пресвитеры ответственны за вертикальные отношения между Богом и верующими и между верующими и Богом.

2) ДЬЯКОНЫ:

Как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете, Бог  учит Своих людей оказывать милость друг другу, и, поступая так, отражать любовь Отца и Сына. В наши дни члены церкви также обязаны заботиться друг о друге. Общение святых подразумевает желание святых помогать друг другу. «Также и в наши дни Господь призывает нас быть гостеприимными, щедрыми и милосердными, дабы немощные и нуждающиеся могли в полной мере разделить радость Божьего народа. Никто в общине Христа не должен остаться без утешения, столкнувшись с болезнью, одиночеством и бедностью» (Book of Praise, стр.631).

“Для сего (вышеупомянутого) служения любви (то есть служения членов Церкви друг другу) Бог даровал Своей Церкви диаконов». Дьяконы должны «способствовать развитию сего служения милосердия в поместной общине» (Book of Praise, 631 стр.; смотрите также двадцать первую статью Книги церковного уклада реформатских церквей Австралии). Таким образом, дьяконское служение относится к области взаимоотношений между членами церкви. Член церкви обязан служить с любовью братьям и сестрам, а дьякон должен помогать ему в этом служении. Дьяконы должны все сделать для того, чтобы их поместная церковь была настоящим общением святых. Таким образом, если служение пресвитеров относится к области вертикальных отношений, то служение дьяконов к области горизонтальных отношений (см. диаграмму № 3).

Для выполнения возложенного на них служения, дьяконы обязаны посещать всех членов общины, дабы узнать, первое, какие у них в настоящий момент имеются нужды, и второе, какие у них дары, которыми бы они могли послужить друг другу. «Они должны знать о существующих нуждах и потребностях». В то же время, дьяконы призваны «увещевать членов Тела Христова оказывать милосердие» (Book of Praise, стр.631). Каждый из нас должен задать себе следующий вопрос: «Что лично я делаю для общения святых? Что я могу дать брату или сестре? Как я могу улучшить общение святых в церкви, членом которой являюсь».

ПРИМЕЧАНИЕ: обратите внимание на то, что диаграмма №3 не является точной во всех отношениях. Конечно, проблемы, возникающие между верующими (в области горизонтальных отношений), относятся также к духовной сфере (включая пресвитеров). А сложные отношения между членом общины и Богом (область вертикальных отношений),  неизбежно влияют на то, как он ведет себя с братом или сестрой (область горизонтальных отношений). Тем не менее, данная диаграмма не указывает на отличительные черты каждого служения (см. Деян. 6:1-7). 

 

AРТИКУЛ 31

СЛУЖИТЕЛИ ЦЕРКВИ

Если артикул 30 подчеркивает факт управления Церковью Христом посредством служителей, которые являются Его дарами, то артикул 31 объясняет, как Христос призывает братьев на служение. Кроме того, данный артикул рассказывает, как служители должны относиться друг к другу.

ХРИСТОС НАДЕЛЯЕТ ВЛАСТЬЮ СЛУЖИТЕЛЕЙ

В ответ на выдвинутое коринфской церковью обвинение в том, что он не соответствует своему апостольскому положению, что он является «двоязычным» ложным апостолом, не внушающим никакого доверия, Павел пишет: «Ибо любовь Христова объемлет нас...» (2 Кор.5:14). Выражение «объемлет нас» (в английском переводе «compels us», то есть «подчиняет нас».Прим. перев.) подразумевает силу. Христос, по Своей любви к Церкви, призвал Павла к апостольскому служению. Обратите внимание на содержание девятой главы книги Деяний. В ней описывается обращение Савла на дороге в Дамаск. Как Павел был привлечен Христом к апостольскому служению, так и братья в Церкви привлекаются к пасторскому, пресвитерскому и дьяконскому служению. Именно Христос наделяет брата полномочиями служителя. Данный факт отображен в Деяниях 20:28. Апостол Павел, обращаясь к эфесским пресвитерам, говорит:  «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Эти пресвитеры не сами поставили себя на служение, но были поставлены. Таким образом, Сам Господь назначает братьев на служение, используя для этого общину.

РОЛЬ ОБЩИНЫ В НАЗНАЧЕНИИ НА ДОЛЖНОСТЬ СЛУЖИТЕЛЯ

Тридцать первый артикул был написан Гвидо де Бре в особом историческом контексте. С одной стороны, его окружали анабаптисты, которые придерживались крайне спиритуалистского учения относительно назначения на служение. По мнению анабаптистов, человек, дабы удостовериться в том, что Бог действительно призывает его на служение, должен был получить личное и непосредственное откровение от Бога (скорее всего, посредством особого сна), после чего он мог обращаться к общине с требованием назначить его на должность служителя. В отличие от этого субъективного спиритуалистского подхода, Гвидо де Бре утверждал следующее: «Мы верим, что служители Слова Божия, пресвитеры и дьяконы, должны быть избираемы к соответствующему им служению...».  Данное утверждение не оставляет никакого места для требования человеком назначить себя служителем на основании неких субъективных откровений.

С другой стороны, были римо-католики, практиковавшие небиблейский способ введения в священнический сан. Например, собрание епископов определенного церковного округа решало, кого и в какую церковь назначить священником. По этой причине Гвидо де Бре настаивал на том, что служитель «должен быть избран к соответствующему ему служению законными церковными выборами...».

Практика избрания брата на служение поместной общиной обоснована Святым Писанием. Например, после воскресения Господа, апостол Петр вместе с другими учениками и всей общиной, пытаясь найти замену Иуде Искариоту (который покончил с собой), решили на это служение избрать Матфия. В первой главе книги Деяний говорится следующее: «и помолились (120 братьев)... и бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян.1:24-26). Участие общины в избрании служителей упоминается в Деяниях 6:3-7. «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана... и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца...; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки».

При рассмотрении данного текста интересно отметить то, что молитва была важной частью избрания. На основании того факта, что Господь призывает людей на определенное служение в Своей Церкви, и использует общину в качестве средства для подтверждения Своего выбора, можно сделать вывод, что молитва обязательна для общины. Поместная церковь (вся церковь, не только мужчины!) должна молиться Господу с просьбой показать, за кого следует отдать свой голос, указать на того, кого Он желает использовать в качестве служителя Своей Церкви.

Факт того, что Господь использует общину для избрания братьев, которых Он желает поставить на служение, является следствием излияния Святого Духа на всех верующих. Господь даровал всем верующим проницательность и понимание. Поэтому, все члены общины должны участвовать в процессе назначения брата на должность служителя. Я могу участвовать в избрании, потому что, как и все остальные члены общины, получил Святого Духа. Какие братья, по моему мнению, соответствуют критериям служителя, согласно 1 Тимофею 3 и Титу 1? Вопрос не в том, кто из братьев мне нравится больше всех, но скорее, кто из них может быть лучшим представителем Христа, провозглашая Слово Господне Его людям. Определившись с выбором кандидата, я высказываю свое мнение консистории, объясняя, почему он подходит для этого служения. Из перечисленного консисторией списка братьев, я должен молитвенно решить, за кого из них мне следует проголосовать.

Последующее избрание брата на служение следует рассматривать как им самим, так и всей общиной, как дар от Самого Бога. Следует помнить, что человек избирается на служение не благодаря тем дарам, которые у него есть, но исключительно по причине Божьего призвания. Осознание того факта, что Сам Бог призвал человека на служение, должно способствовать глубочайшему смирению с его стороны и признанию своей зависимости от Бога, испрашивая у Него мудрости, такой необходимой для служителя. Несмотря на сомнения относительно своих способностей к служению, человек должен принять призыв верою, доверяя Господу. Вспомните, как Моисей не желал служить в качестве Божьего посланника пред фараоном, и как Господь ободрял его (Исх. 4:1-17).

РАВНОПРАВИЕ СЛУЖИТЕЛЕЙ

Все служители поместной церкви обладают равными правами. Это равноправие основано на словах Иисуса в Евангелии от Матфея 23:1-11. В Своей речи, обращенной к ученикам и народу, Господь упомянул о книжниках и фарисеях: «... книжники и фарисеи... любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! Учитель!». Далее Иисус говорит Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы — братья; Больший из вас да будет вам слуга». Господь не установил никакой иерархической структуры служителей Церкви. Каждый служитель обладает равными правами (см. схему №1). Ни один служитель не обладает большей властью, чем другой, несмотря на тот факт, что у одного служителя может быть больше даров, нежели у другого. Кроме того, спрос с более одаренного служителя больше. Однако одаренность не подразумевает большую важность. Вот почему в артикуле 31 мы исповедуем: «Что касается служителей Слова, то какую бы должность они ни занимали, они имеют равную власть и силу, ибо все суть служители Иисуса Христа...». При таком подходе не остается места римо-католической практике присвоения различных степеней почета среди епископов, которые зависят, например, от размера общины или важности города, в котором находится епископская кафедра.

Согласно статьи 36 Книги церковного уклада реформатских церквей Австралии, «во всех церквях должны быть консистории, состоящие из служителей Слова и пресвитеров. Им следует регулярно встречаться под председательством пастора». Однако  председательство пастора не дает ему большую власть над пресвитерами. Он не является начальником пресвитеров, приказы которого они обязаны выполнять. Кроме того, артикул 80 Книги церковного уклада реформатских церквей Австралии четко и ясно указывает на равноправие служителей: «Ни одна церковь не имеет права властвовать над остальными церквями, равно как ни один служитель не имеет права возвышаться над остальными служителями».  

ПОДГОТОВКА К СЛУЖЕНИЮ

Похвально, когда человек желает стать служителем. Апостол Павел писал Тимофею: «а кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1). Под выражением «епископ» подразумевается «пресвитер», «блюститель». Почему апостол Павел считает похвальным желание человека стать служителем, а, следовательно, и его подготовку к служению? Почему он считает служение добрым делом? Если Господь даровал нам Христа, дабы Он искупил наши грехи, чтобы примирить нас с Собой; если Он даровал нам так много всего, тогда мы, в свою очередь, обязаны целиком посвятить себя служению Господу и быть готовыми к этому, когда бы Он ни призвал нас. Для консистории не сложно составить список кандидатов, которые подходят для служения. Все мы, как члены Церкви, должны быть готовы всецело посвятить себя служению Господу, Который милостиво спас нас в Иисусе Христе, даже осознавая всю его трудность (и в то же время, красоту!). Все без исключения братья должны быть готовы к тому, что Господь может призвать их на служение. Эта готовность подразумевает подготовку (изучение Святого Писания, возрастание в мудрости Господней, активное участие в жизни общины).  

Следует отметить, что согласно Божьему установлению руководить должен мужчина, а оказывать ему поддержку должна женщина. Вот почему апостол Павел пишет: «... а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим.2:12). Однако это не значит, что женщине вообще не нужно готовиться к служению. Ведь служитель крайне нуждается в верной помощнице, в заботливой жене. Чтобы стать служителем, мужчине необходима подготовка. Но подготовка трудна без поддержки. Поэтому задача жен, их служение как раз и заключается в том, чтобы быть опорой мужу на протяжении всей жизни, а также чтобы помогать и ободрять мужа во время его подготовки к служению. 

 

 

 

AРТИКУЛ 32

О ПОРЯДКЕ И ДИСЦИПЛИНЕ В ЦЕРКВИ

Вместе с артикулом 32 мы исповедуем, что ради «взращивания и сохранения согласия и единства» в Церкви, а также ради «общего послушания Богу», Церковь обязана использовать дисциплину и отлучение. Следует отметить, что церковная дисциплина установлена не самой Церковью. Согласно нашему исповеданию в  артикуле 31, основанному на Святом Писании, Церковь практикует дисциплину и отлучение «согласно Слову Божьему».

КЛЮЧИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО

В Евангелии от Матфея мы читаем что сказал Христос Петру в ответ на его исповедание «Ты Христос, Сын Бога Живого»: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:16-19). Петру были даны ключи Царства Небесного, о которых в Гейдельбергском катехизисе День воскресный, 31, вопрос / ответ, 83) говорится следующее: «Проповедь Евангелия и церковная дисциплина, коими небо отверзается для верующих и запирается для неверующих».

Согласно Матфею, глава 16, эти ключи Царства были даны Петру для следующих целей:

·         для разрешения / открытия дверей Царства Небесного

·         для связывания / закрытия дверей Царства Небесного

Конечно же, эти ключи не открывают или закрывают в буквальном смысле некие двери. Скорее, как говорит пророк Исаия, обладающий ключами, обладает властью разрешать и запрещать входить через эти двери. В Исаии 22:20-22 сказано о том, что Бог собирается заменить царедворца (начальника дворца) Севну Елиакимом. Человек, занимавший эту должность, контролировал доступ к царю. В его власти было допустить человека в царские чертоги, либо отказать ему в этом. Елиаким должен был стать царедворцем, обладающим ключом: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит». Именно этот текст подразумевал Господь, отвечая Петру (Мф. 16). Таким образом, Петр, подобно Елиакиму, был наделен властью контролировать доступ в царские чертоги Бога. Римо-католики пришли к следующему выводу: после смерти апостола Петра его преемник (в настоящий момент Иоанн-Павел Второй)[1] обладает властью определять, кто может войти в Небесное Царство. Однако Господь не имел в виду,  что Петр в буквальном смысле должен стоять у врат небесных. В Матфея 16:16 Петр исповедал: «Ты Христос, Сын Бога живого». В ответ Христос сказал, что Он построит Свою Церковь не на самом Петре, но на исповедании Петра. Именно это исповедание является основанием Церкви. Именно это исповедание является условием доступа в Небесное Царство. Христос обратился к Петру как к представителю верующей Церкви. Именно верующая Церковь в лице Петра получила из рук Господа ключи от Царства Небесного. В Матфея 18:15-18 Иисус объясняет, как следует Церкви поступать с согрешающим братом. Если грешник отказывается принять увещевание брата, тогда он, согласно учению Господа, должен привести с собой одного или двух свидетелей, «... если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». В данном тексте упоминается о «связывании» и «разрешении», но уже в контексте Церкви. Ключи Царства Небесного были дарованы Церкви, а точнее ее служителям.

ЗАДАЧА СЛУЖИТЕЛЕЙ

Данный факт подразумевает,  что служители получили право использовать эти ключи. Определять, кто может, а кто не может войти в Небесное Царство — это ответственное служение, которое было даровано им Господом. Мы, Божий народ завета, живем на земле. Бог позволил большинству из нас с младенчества возрастать в Церкви. Мы с детства слышали Святое Писание, Слово спасения и развили благочестивую привычку регулярного участия в богослужениях и молитве. В таком случае существует опасность сделать неправильные выводы, считая, что если я делаю «правильные вещи», тогда мне открыт прямой путь в небеса. Люди полагают, что врата небесные будут отверсты пред ними, и они смогут пройти через них, так как они выполнили все то, что требовалось от христиан. Однако, в чем я действительно нуждаюсь, для того чтобы пройти вратами небесными? Мне необходима вера! Для использования ключей Царства Небесного служителям необходимо увидеть доказательство веры. Как дерево узнается по плодам, так и служители определяют веру человека по его плодам (Мф. 7:17). Плоды веры представлены послушанием. Посему служители могут не позволить человеку исповедать свою веру при отсутствии таковых плодов. Для открытия небесных врат необходима вера. Поэтому задача служителей состоит в том, чтобы проводить беседы с членами церкви, обсуждая вместе с ними их духовное состояние, узнавая, есть ли у них плоды веры. Указать брату на то, что в его жизни нет плодов веры — это акт любви. Мы не любим брата, если позволяем ему тешиться ложной надеждой на небеса, несмотря на то, что он противится Господу. Помните, этого человека ожидает ад! Если мы указываем брату на его грех, показываем, что его исповедание не соответствует его поведению, увещеваем его, и при необходимости исключаем из членов церкви, тогда мы действительно его любим.

ПРЕСВИТЕРЫ: СТРАЖИ БОЖЬЕЙ ЦЕРКВИ

Господь указал пророку Иезекиилю на важность этого служения. В тридцать третьей главе Бог показывает, до какой степени важна задача применения ключей Царства Небесного, используя пример с городскими стражами. «Сын человеческий! изреки слово к сынам народа твоего и скажи им: если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и поставит его у себя стражем; и он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу и предостережет народ; и если кто будет слушать голос трубы, но не остережет себя, - то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове. Голос трубы он слышал, но не остерег себя, кровь его на нем будет; а кто остерегся, тот спас жизнь свою. Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, - то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража». (Иез.33:2-6). В данном тексте Господь сравнивает служение городского стража со служением стража Церкви, которое применимо к пресвитеру общины в наши дни. «И тебя, сын человеческий, (то есть, Иезекииль) Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иез.33:7-9). Грешник сам будет виновен в том, что подвергнется наказанию вечной смерти вследствие нежелания прислушаться к увещеванию пресвитеров. Однако если пресвитер не желает предупредить грешника, тогда Господь взыщет кровь человека, пребывающего в аду, от руки пресвитера. Служители церкви обязаны увещевать согласно Слову Божьему постоянно. Кроме того, все верующие должны жить в послушании веры. Ибо человек может обрести спасение только верою. Там где есть истинная вера, там всегда есть свидетельства веры, плоды веры, а именно послушание Божьему закону. Следует помнить, что Бог последователен (Он не противоречит Себе). Полное послушание Господу — это критерий для спасения как в этой жизни, так и в конце этой жизни у врат Небесного Царства. Поэтому, стражи душ наших, то есть пресвитеры, поступают с любовью, предупреждая нас, когда мы противимся Господу, ибо они не хотят оставить нас в неведении относительно нашей судьбы в вечности. Получив от Господа такое ответственное задание, пресвитеры крайне  нуждаются в молитвах всех членов церкви, находящихся под их опекой.   

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБЩИНЫ

Церковная дисциплина, служение по охране небесных врат, не является сугубо пресвитерским служением. Вся церковь ответственна за поддержание церковной дисциплины. В это служение вовлечены все члены церкви. Будучи членами церкви, мы должны быть защитниками своих братьев. Только исключительно по причине любви к брату я должен указать ему на его грех. Господь сказал Своим ученикам: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф.18:15). Это общий принцип, действенный в жизни  каждого верующего. Бог возлюбил меня до такой степени, что отдал Сына Своего на смерть ради очищения моих грехов. Господь также умер и за моего ближнего. Если христианин видит, что его брат согрешает, он должен показать свою любовь к нему, указав на его грех. Я не хочу, чтобы мой ближний коснел в грехе, так как на кону его судьба в вечности. Конечно, сделать это нелегко, но не невозможно. Ведь я исполняю повеление Самого Господа, Который дает мне для этого силы.

«... если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф.18:16). Если брат не прислушается к моему увещеванию, тогда я должен взять с собой двух или трех свидетелей, дабы они услышали мои слова, обращенные к брату, и могли подтвердить на консистории, что я действовал правильно. Это моя обязанность. Несмотря на то что в области церковной дисциплины последнее слово остается за пресвитерами, тем не менее, не обязательно, чтобы они были первыми, кто начинает дисциплинарный процесс. Дело в том, что церковная дисциплина, прежде всего, обязанность членов церкви. Консистория никогда не работает в отрыве от общины. Если церковной дисциплиной будет заниматься только совет пресвитеров, тогда в церкви не будет дисциплины. Я могу намного лучше знать человека и его образ жизни, нежели служители его собственной церкви. Поэтому я должен предпринять первый шаг с любовью к согрешающему брату.

УВЕЩЕВАНИЯМ СЛЕДУЕТ ВНИМАТЬ СО СМИРЕНИЕМ

Если церковная дисциплина является актом любви, которую необходимо практиковать в общении святых, тогда она относится и ко мне лично. Если брат обличит меня в грехе, я должен внимать его словам со смирением. Во время конфирмации служитель задал мне вопрос: «Обещаете ли вы добровольно, если так случится, подчиниться увещеваниям и дисциплине Церкви, и да сохранит вас Господь от того, чтобы стать преступником в учении или образе жизни» («Форма публичного исповедания веры», Book of Praise, стр.593). Я пообещал, что подчинюсь. Как в заданном мне вопросе, так и в моем обещании подразумевается возможность согрешения христианина в учении и образе жизни. Я могу, подобно Давиду, совершить прелюбодеяние или убить, или, подобно Петру, отречься от Христа. Я совершенно уверен, что способен грешить как грешили они. Осознание того, что в ранней Церкви братья впадали в различные лжеучения (см. 1 Тим. 1:19), способствует ничему иному как только моему смирению. Ведь я также не застрахован от подобных заблуждений. Следовательно, если брат или сестра начнут предупреждать меня об опасности определенного греха, я должен слушать их со смирением. Ведь я не могу сказать, что никогда в жизни не совершу тот грех, о котором они меня предупреждают. Действительно, размышления о падениях Давида и Петра показывают мне со всей очевидностью, что я могу согрешить точно так же.

ЗАЧЕМ ОТЛУЧАТЬ ОТ ЦЕРКВИ?

В пятой главе Первого Послания к Коринфянам говорится о человеке, члене коринфской церкви, который находился в кровосмесительных отношениях со своей мачехой. Апостол Павел пишет коринфянам: « Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего» (1 Кор.5:1). Члены коринфской церкви еще совсем недавно были язычниками. Один из них вернулся к своей прежней жизни, впав в серьезный грех сексуальной нечистоты. Цель, которую преследует апостол Павел при рассмотрении данного вопроса — объяснить коринфянам, как следует поступить с таким братом. Вместо того, чтобы посоветовать им быть терпимыми к нему, принимая во внимание его прошлое, Павел прямолинейно и без обиняков призывает членов Церкви сделать следующее: «в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа»                 (1 Кор.5:4,5). Обратите внимание на то, что Павел обращается не только к пресвитерам, но ко всей общине. Конечно, только пресвитеры обладают властью отлучать человека от Церкви, но церковная дисциплина начинается с простых членов церкви (они таким образом вовлечены в дисциплинарный процесс). Павел, советуя коринфянам поступить соответствующим образом, движим, в первую очередь, состраданием к согрешающему, он желает «чтобы его дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа». Павел вовсе не горит желанием отправить человека в ад, чтобы тот вечно пребывал там во власти сатаны. Апостол любит этого брата, и по этой причине он советует общине предать его сатане «во измождение плоти». Лучше быть преданным сатане на малое время в этой жизни, чем навеки в жизни грядущей. Связь этого брата с мачехой не является актом послушания Господу. Там где нет покаяния, вступает в действие отлучение от Церкви. Этому человеку посредством отлучения ясно показали, что он не сможет пребывать в вечности на небесах. Дисциплина, в том виде, в каком она представлена апостолом Павлом, является не жестокой и бесчеловечной, а наоборот – это акт любви, целительный бальзам, выражение заботы и внимания.

Вторая причина, по которой этот человек должен быть исключен из церкви, представлена в        1 Коринфянам 5:6: «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?». Грех, на который церковь не обращает внимания, подобен раковой опухоли. Оставшись незамеченной, маленькая опухоль с течением времени разрастется и в конечном итоге поразит все тело. Человек, у которого выявили злокачественную опухоль, обязан незамедлительно приступать к лечению, ибо промедление в таком случае ведет к неминуемой смерти. У человека,  находящегося в подобной ситуации, попросту нет времени ждать. Хотя отлучение от Церкви направлено в первую очередь на спасение грешника, тем не менее, второе предназначение отлучения — безопасность самой общины. Исторически так сложилось, что третья причина для отлучения от Церкви — чтобы имя Божье не пятналось в этом мире. Павел говорит относительно терпимого отношения общины к ужасающему греху сексуальной нечистоты брата следующее: «... и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего» (1 Кор.5:1). Древний Коринф был широко известен своей сексуальной нечистотой, но такой грех, к какому с терпимостью относилась церковь, был неслыханным делом даже среди коринфских язычников. Позволив грешнику остаться в общине, коринфская церковь, тем самым, дала бы возможность язычникам опорочить не только себя, но и имя Бога. В 1 Тимофею 1:18-20 Павел написал, как он поступил в отношении Именея и Александра. Они, вначале уверовав, впоследствии отвергли свою веру, потерпев кораблекрушение в вере. По это причине Павел отлучил их от Церкви. Они подобно брату из Коринфа были «преданы сатане, чтобы научились не богохульствовать». Апостол изгнал их из Церкви и предал сатане для того, чтобы они покаялись. Сатана — глава ада, посему лучше предать кого-то ему на малое время на земле, нежели навеки в адском пламени.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ОТЛУЧЕННЫМ ЧЛЕНАМ ЦЕРКВИ, ИЛИ К ТЕМ, КТО САМ ОСТАВИЛ ЦЕРКОВЬ

Как же нам относиться к человеку, который либо оставил Церковь, либо был отлучен от нее? В 1 Коринфянам, главе 5 Павел повторяет коринфянам то, о чем он говорил ранее по данному вопросу. Он пишет: «Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками» (1 Кор.5:9). По всей видимости, коринфяне считали, что они не должны сообщаться с любым безнравственным человеком. Однако в таком случае они не могли бы находиться в мире, так как он полон нечестивых людей! Поэтому апостол Павел объясняет, что он имел в виду. Он пишет: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор.5:11). Смысл данного текста таков: если человек, такой как брат из 1 Кор. 5, живет в явном грехе, тогда могу ли я общаться с ним так, как будто ничего не произошло? Это невозможно. Апостол Павел, будучи движим Святым Духом, говорит, что с таковым «даже и не есть вместе». Грешнику следует показать, что он ступил на опасный путь. Аналогичный совет представлен во Втором Послании Павла к Фессалоникийцам (3:6, 14-15): «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас... Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата». С теми, кто исповедует свою веру, но не живет в соответствии с ней, не прислушиваясь к увещеваниям братьев, мы не должны и не можем вести себя как будто ничего не случилось. Мы должны удаляться от таковых людей, даже прежде их официального отлучения от Церкви. В вышеизложенном тексте не подразумевается отлучение. Еще до отлучения мы должны показать человеку всю серьезность его положения, подчеркивая тот факт, что мы не встретимся с ним в Небесном Царстве. Если мы на самом деле любим оступившегося человека, тогда нам следует увещевать его, призывая изменить образ жизни. Павел пишет: «Вразумляйте как брата». К согрешающему брату или к тому, кто ушел из Церкви или был отлучен, не следует относиться как к врагу. Нам не следует  пренебрежительно относиться к нему, но, тем не менее, мы обязаны показать всю серьезность его положения. Если я буду общаться с таким человеком как будто бы ничего не случилось, тогда я своим отношением оскорбляю Господа. Принцип таков: «Относись к такому человеку с любовью, но соблюдай определенную дистанцию». Конечно, я прекрасно понимаю, что очень трудно применить данный принцип на практике, в особенности для членов одной семьи. Конечно же, семья не должна разрывать узы с таковым человеком, ибо семья есть семья. Тем не менее, в таких узах отношения могут быть крайне напряжены.

Следует отметить, что есть разница в том, как мы относимся к человеку, который оставил Церковь, и к тому, кто был отлучен от Церкви. Всем должно быть ясно и понятно, что (в отличие от мнения, будто оставление Церкви лучше отлучения от Церкви) оставление Церкви является прямым отрицанием увещеваний, которые Бог посылает через общину и служителей. По своей сути, оставление Церкви представляет собой сокращение процесса церковной дисциплины, которая включает в себя увещевания и молитвы членов Церкви. Увещевая тех, кто оставил Церковь или находится под церковной дисциплиной, христианин может напомнить им о тех обещаниях, которые они давали во время конфирмации. В таком случае можно воззвать к их совести. В нашей книге Хвалы содержится две формы для отлучения от Церкви — для причащающихся и не причащающихся членов Церкви.

Первая применяется к тем, кто дал обещание «служить Господу в соответствии с Его Словом, и твердо решил посвятить всю свою жизнь служению Богу, как живые члены Его Церкви» (Форма публичного исповедания веры, Book of Praise, стр.593). Именно по той причине, что церковная дисциплина является делом всей общины, решение о предпринятых дисциплинарных мерах в отношении упорствующего в грехе брата оглашается всем членам церкви. Кроме того, прежде чем объявить об исключении члена Церкви, консистория призывает всю общину молиться о нем, «ибо многое может усиленная молитва праведника» (Иак. 5:16). Вместе с пресвитерами, члены церкви должны предпринять все усилия для спасения грешника, ибо на кону его вечная жизнь.


[1] Данная статья была написана в то время, когда папой Римским был Иоанн-Павел Второй. – Прим. перев.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.