22.02.2011
Скачать в других форматах:

Хэддон Робинсон

Как достичь ясности изложения мысли

 

  1. Проповедник должен уделять особое внимание ясности своей речи, так как устному слову недостает некоторых вспомогательных элементов, присущих написанному слову.
  2. Проповедник должен работать над ясностью речи, так как в противном случае его проповедь не будет настолько же понятной для слушателя, насколько она понятна для самого проповедника.

А.      Слушатель не готовился длительное время к проповеди, как это делал проповедник.

Б.      Слушатели только слушают проповедника. Они не видят конспект его проповеди.

  1. Существует семь факторов, которые необходимо учитывать, чтобы достичь ясности речи.

А.      Нет необходимости использовать все семь факторов в каждой проповеди.

Б.      Эти факторы не требуют дополнительного времени. Они просто придают речи особую выразительность.

 

I.            Всякий раз, когда в проповеди употребляется ключевое предложение,  например, основная идея, главный пункт, важный подпункт, предложение-связка – сформулируйте его по-другому. Повторите это же предложение другими словами.

 

А.      Перефразируйте его сразу же, мгновенно. Это напоминает бег на месте.

Б.      Если не получается перефразировать все предложение, можно подобрать синонимы к ключевым словам первоначального предложения.

«Язык – маленький орган, но он может совершать большие дела».

«Проверкой характера является ваша способность устоять в испытаниях».

В.       Перефразирование имеет несколько ценных элементов для слушателя:

·         подчеркивает важность какого-либо вопроса.

·         вносит дополнительное понимание вопроса.

·         укрепляет структуру всей проповеди.

 

II.            В конце введения направьте внимание слушателя на дальнейшее развитие проповеди.

А.      Слушателю необходимо знать одно из трех:

1.       Тема проповеди. Она может выражаться в форме вопроса: «Как Бог отвечает на наши молитвы?», «Почему мы должны посвятить себя Богу?»

2.       Основная идея проповеди. (За ней должна следовать определенная форма одного из трех функциональных вопросов с целью сохранения интриги в проповеди.)

3.       Первый пункт проповеди в индуктивном развитии. (За ним также последует определенная форма функционального вопроса.)

4.       Общее развитие проповеди посредством постановки вопросов, на которые вы будете давать ответы во время проповеди.

 

III.            Избегайте употребления местоимений, которые потребуют от слушателя вспомнить то, на что они указывали. Вместо этого употребляйте ключевые слова.

 

Например, не говорите: «Во-вторых, занимаясь этим, мы должны научиться убеждать». Лучше сказать: «Вторым фактором эффективного публичного служения  является необходимость научиться убеждать».

 

IV.            Задавайте вопросы как средство обеспечения перехода от одной мысли к другой, одновременно продолжая развивать содержание проповеди.

 

«Предположим, вы решите взять свой крест и начать следовать за Иисусом. Как это будет проявляться в вашей повседневной жизни?» Иногда вся проповедь может быть построена из ответов на заданные вопросы. (Примечание: Во введении к проповеди обычно только задаются вопросы или же указываются основные темы проповеди (ее главные пункты), в то время как в заключительной части проповеди повторяются не только основные темы, но также приводится их краткое пояснение).

 

V.            Если слушатели, прежде чем услышать главный пункт, вынуждены выслушать логическую или хронологическую прогрессию трех из четырех подпунктов, вам следует раскрывать этот пункт способом дедукции, то есть сказать вывод или последний подпункт, к которому вы направляетесь, до того как начнете истолковывать подпункты.

 

А.            Отсутствие вывода в пункте ведет к замешательству. «О чем это все?»

Б.            Если подпункты являются не «прогрессией», а «перечнем». (Если каждый подпункт имеет то же ключевое слово, что и главный пункт, этот пункт может раскрываться способом индукции. «Как Бог отвечает на молитву?» Каждый подпункт будет иметь ключевые слова: «Бог отвечает на молитву также посредством…»).

В.             Читайте Писание дедуктивным методом – скажите основную идею отрывка до того как прочитаете его. Определите границы восприятия для слушателей, в которых они будут слушать данный отрывок. Почему?

 

1.       Это эффективная педагогика. Она дает слушателю не один, а три возможности  понять главную мысль.

2.       Этот метод помогает слушателям не отвлекаться от чтения Писания.

3.       Это удерживает слушателей от мысли: «Когда я читаю Библию, я ничего не выношу из чтения для себя лично».

4.       Иногда полезно не только выразить основную идею отрывка прежде его прочтения, но также объяснить всю идею, прежде чем ее озвучить. Другими словами, пусть чтение отрывка Писания завершает ваше истолкование, а не предваряет его.

 

VI.            Во введении обрисуйте слушателю исторический фон, окружающую обстановку или контекст отрывка, прежде чем указать на главу и стих.

 

А.            Такая последовательность во введении будет сбивать слушателей с толку:

- Затронуть личные вопросы или проблемы современности, которые либо определяют главную идею, либо поднимают какую-либо тему.

- Указать на главу и стих, в котором записан отрывок Писания.

- Предоставить слушателю исторический фон,  контекст или  окружающую обстановку отрывка.

- Предварительно сообщить слушателям как будет развиваться проповедь.

 

Б.            Такая последовательность будет намного эффективнее:

- Затронуть личные вопросы, проблемы современности и т.д.

- Предоставить слушателю библейский фон,  контекст или окружающую обстановку отрывка Писания, указывая на то, что подобная идея или проблема также преобладала в библейские времена (но не ссылайтесь на главу и стих).

- Сообщите слушателям, как будет развиваться проповедь.

- Укажите на главу и стих, в котором записан рассматриваемый отрывок Писания.

 

В.             Лучшая последовательность помогает слушателям мысленно подготовиться к непосредственному чтению отрывка.

 

Г.             Если у вас есть «фон» главы, которая будет предшествовать основному отрывку, и вы желаете, чтобы слушатели прочитали что-либо из этой главы, прежде чем они приступят к рассмотрению основного отрывка, поменяйте структуру проповеди таким образом, чтобы «фон» (материал, который необходимо прочитать ранее) стал вашим первым главным пунктом. Затем составьте введение, которое подведет к предшествующей главе.

 

VII.            Используйте физические движения для того, чтобы разграничить основные разделы или переходы в вашей проповеди.

 

А.    Используйте жесты, мимику или движение для того, чтобы обратить внимание на главные пункты плана, когда вы их повторяете, а также тогда, когда вы собираетесь их перечислить.

Б.    Все движения рук говорящего, когда он показывает какую-либо последовательность, перечень или количество, должны быть направлены справа налево. «Влево – правильно, вправо – нет права».

В.    Изображайте на своем лице мимику, которая может появиться на лице слушателя.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.