14.02.2011
Скачать в других форматах:

Кларенс Бауман

Кафолическая христианская Церковь. Обзор двадцать седьмого артикула Бельгийского исповедания

Артикул о Церкви является таким же артикулом веры, как и все остальные артикулы Бельгийского исповедания. Поскольку мы пребываем в определенной церковной среде, видим вокруг различные церкви, у нас возникает искушение определять Церковь на основании собственного видения и опыта, а не Божьего откровения. Однако на каждом воскресном богослужении мы исповедуем, что веруем в святую кафолическую Церковь. Таким образом, все, что мы говорим о Церкви, должно быть обосновано исключительно Святым Писанием — даже если Господне откровение о Церкви противоречит нашему опыту и тому, что мы видим вокруг.

Последовательность статей Бельгийского исповедания неслучайна, и, следовательно, не без причины материал двадцать седьмого артикула изложен после материала предшествующих артикулов. А в этих артикулах объясняется, каким образом Бог восстановил взаимоотношения со Своим избранным народом после грехопадения. Бог отдал Своего единственного Сына (артикул 17), дабы посредством Его жертвы на голгофском кресте (артикул 21) люди, порабощенные грехом и сатаной, могли быть оправданы пред Ним (артикулы 22 и 23). Благодаря искупительной работе Иисуса Христа те, кто был избран к жизни, превратились из врагов Бога в Его детей. Эти избранные, оправдавшись кровью Христа, были также освящены Духом Христовым (артикул 24, «Освящение»). Связь с Богом, однажды разорванная грехопадением, была восстановлена, дабы, благодаря посредническому служению Христа, искупленные грешники могли снова явиться в присутствие Божье с молитвой (артикул 26). В двадцать седьмом артикуле вышеизложенное учение представлено в следующем высказывании Гвидо де Бре в сжатой форме: «Мы верим и исповедуем, что существует единая вселенская, или кафолическая, Церковь, являющаяся святой общиной и собранием истинно верующих христиан, ожидающих своего полного спасения в Иисусе Христе, омытых Его кровью и освященных и запечатленных Святым Духом».

Эти искупленные люди, омытые Его кровью, освященные и запечатленные Святым Духом, продолжает де Бре, образуют собой Церковь (смотрите диаграмму № 1). Эта Церковь не имеет никакого отношения к людям, которые все еще служат сатане (неверные). К ней принадлежат те, кто был превращен из врага Бога в Его последователя (избранные). Конечно, это не значит, что в Церкви нет нечестивых людей (смотрите первый раздел двадцать девятого артикула). Кроме того, невозможно отделить учение о Церкви от учения о Божьем избрании. В то же время нельзя отождествлять Церковь только с избранными (данное утверждение будет объяснено позже).

 

Церковь – это произведение Триединого Бога

Каждая Ипостась Триединого Бога совершает в Церкви Свое (особое) служение. 1) Бог Отец избрал к жизни определенных людей из всего человечества. Этих избранных Бог даровал Своему Сыну, за которых Тот пролил Свою кровь. 2) Бог Сын создает Церковь из тех, кого даровал Ему Отец. Он все еще собирает Свою Церковь и в наши дни и будет совершать это служение вплоть до наступления Последнего Дня. Поэтому мы не можем утверждать, что на данный момент в Церкви собраны все без исключения избранные Божьи. Церковь можно сравнить со строящимся зданием, конечный вид которого в будущем будет совершенно иным, чем на начальной стадии строительства. Поиск и введение избранных в Церковь совершается Христом на протяжении столетий. Ни одно поколение не видело основания Церкви и ее завершения. Наблюдая за работой Христа по построению Церкви, человек в рамках своей жизни видит лишь малую часть общей картины. По этой причине я не могу составить исповедание относительно Церкви на основании лишь того, какой я вижу Церковь в современном мне контексте. 3) Бог Святой Дух изменяет сердца избранных, возрождая их. Таким образом, среди избранных происходит постоянное обновление, духовный рост и возрастание в святости, дабы Церковь была святой, каковой ей и следует быть.

Реформатские исповедания описывают эту работу Триединого Бога следующим образом. В Гейдельбергском катехизисе, воскресный день 21, вопрос/ответ 54, сказано: «Вопрос: во что ты веришь относительно святой вселенской Церкви Христовой? Ответ: верую в то, что через Свой Дух и Слово Сын Божий от начала и до конца мира собирает Себе из всего человеческого рода народ, избранный (а избрание – это работа Отца) к вечной жизни и единомышленный в истинной вере, который Он защищает и хранит». Избранные Отцом собираются Сыном в Его Церковь при помощи Его Святого Духа (Который освящает избранных) и Слова. Двадцать седьмой артикул также говорит о работе Триединого Бога относительно Церкви следующее: «Мы верим и исповедуем, что существует единая вселенская, или кафолическая, Церковь, являющаяся святой общиной и собранием истинно верующих христиан, ожидающих своего полного спасения в Иисусе Христе, омытых Его кровью и освященных и запечатленных Святым Духом».

Эти люди, избранные Отцом, оправданные Сыном и освященные Святым Духом, были превращены из врагов Бога в Его детей. Это сообщество спасенных, избранных и освященных не является само по себе Церковью. Хотя большая часть христианского мира считает Церковь совокупностью избранных (всех, кто стал детьми Божьими), тем не менее такое понимание не обосновано Святым Писанием (если бы Церковь состояла из одних избранных, то повеление, представленное в двадцать восьмом артикуле, утратило бы смысл).

 

Происхождение термина «Церковь»

Английское слово «Church» («Церковь») является производным от греческого слова «кuriake», что означает «принадлежащие Господу». Это слово отлично характеризует тот факт, что Церковь была искуплена кровью Господа и по этой причине принадлежит Ему. Однако слово «кuriake» не используется в Святом Писании для определения Церкви. Вместо него в Библии употребляется слово «ecclesia». Это слово было широко распространено среди грекоязычных людей раннего новозаветного периода и использовалось для описания собрания. Мы встречаем слово «ecclesia» в 19-й главе Деяний, в контексте описания мятежа в Эфесе, зачинщиком которого был Димитрий, серебрянник. В тридцать втором стихе говорится следующее: «Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть [собравшихся] не знали, зачем собрались». Блюститель порядка обратился к народу со следующими словами: «А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании» (Деян. 19:39). «Сказав это, он распустил собрание» (Деян. 19:40). В каждом из приведенных выше предложений используется греческое слово «ecclesia». Это слово употреблялось для описания собрания, встречи, мероприятия. Основное значение слова «ecclesia» – «собрание».

Более того, Божье новозаветное откровение основано на Его ветхозаветном откровении. Оказывается, слово «ecclesia» часто встречается в переводе Ветхого Завета на греческий язык (Септуагинте) в качестве эквивалента того слова на иврите, которое означает «собрание», «мероприятие». Например, этот термин встречается в книге Второзаконие, 5:22, где Моисей вспоминает то время, когда Бог заключил завет с Израилем у горы Синай и даровал им Десять заповедей. Израиль, собравшийся у подножия горы Синай, описывается следующим образом: «Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему...» Так как Септуагинта и грекоязычный мир использовали слово «ecclesia» для описания собрания людей, будет не совсем правильным считать, будто этот термин в Новом Завете означает собрание только избранных людей.

 

Определение термина «Церковь»

Говоря о Церкви, необходимо провести различие между Божьими людьми, избранными, с одной стороны, и собранием Божьих людей – с другой. Церковь – это не то же самое, что Божьи люди. Нельзя провести знак равенства между словами «Церковь» и «избранные». Скорее, Церковь представляет собой собрание Божьих людей, избранных. Гвидо де Бре проводит это различие в двадцать седьмом артикуле. Он пишет: «Мы верим и исповедуем, что существует одна вселенская, или кафолическая, Церковь, являющаяся святой общиной и собранием истинно верующих христиан...». То есть Церковь – это не совокупность всех верующих людей, но собрание истинных верующих (практические последствия такого подхода будут рассмотрены в двадцать восьмом артикуле).

Таким образом, когда Иисус по дороге в Кесарию Филиппову использовал слово «ecclesia», как записано в Евангелии от Матфея, 16:18, Его ученики понимали, о чем идет речь. Кроме того, когда Христос сказал Петру: «Я создам Церковь Мою», Его ученики знали, что Он говорит не о некой невидимой, всеобщей совокупности избранных, но о видимом собрании верующих, как то и значило слово «ecclesia». Более того, упоминание о собрании тех, кто принадлежит Христу, указывает на то, что оно отличается от остальных собраний, потому что Иисус говорит о «Моей» Церкви, «Моем» собрании.

Одно из посланий апостола Павла адресовано «церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1-е Фес. 1:1). Человек, который должен был доставить это послание в Фессалоники, не думал о невидимом собрании избранных в этом городе, которых нельзя было найти. Скорее, обычное значение слова «ecclesia» побуждало древнего почтальона думать о конкретном собрании фессалоникийцев, то есть о чем-то вполне реальном, осязаемом, видимом. То, что это послание не было адресовано всем жителям Фессалоник, он понял благодаря выражению «в Боге Отце». Кроме того, было ясно, что данное письмо не предназначалось собранию иудейской синагоги (слова «в Боге Отце» к ним применить нельзя). Таким образом, оно было адресовано «церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе». Посыльный должен был доставить письмо собранию христиан, то есть поместной христианской церкви. Тем не менее, Павел знал, что это особое собрание не включает в себя всех христиан этого города. По этой причине он в конце послания пишет: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» (1-е Фес. 5:27). В данном послании представлено доказательство существования различия между совокупностью верующих и собранием верующих. Послание Павла было адресовано церкви Фессалоник, то есть поместному собранию верующих этого города. Он призывает их прочитать это письмо всем святым братьям, то есть тем верующим, которые не находятся в их собрании.

Тогда что же такое Церковь? Церковь – это не совокупность избранных, но собрание избранных. Практическое следствие этого факта заключается в том, что существуют люди, которые по разным причинам отделены от собрания истинных верующих. Об этом говорил Иисус, сравнивая Церковь со стадом овец: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Иоан. 10:16, см. диаграмму № 2). Поэтому нам не следует удивляться, что в Фессалониках были и другие верующие, у которых было собственное собрание или которых «еще надлежало спасти». Именно по этой причине призыв присоединиться к Церкви, записанный в двадцать восьмом артикуле Бельгийского исповедания, является возможным и необходимым. Вы не можете присоединиться к тому, к чему вы и так уже принадлежите. Использование Иисусом Христом будущего времени («и будет одно стадо») указывает на цель Его Церкви – нахождение и объединение избранных. И сегодня Церковь все еще строится. И сегодня Господь все еще находит избранных и вводит их в Церковь. Но однажды (в Последний День) все избранные будут собраны воедино. Именно эту картину лицезрел Иоанн Богослов в видении на острове Патмос. В Откровении, 14:1, мы читаем: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Это число – сто сорок четыре тысячи – не следует воспринимать буквально, но, как и многие символы книги Откровения, нужно рассматривать образно. Сто сорок четыре тысячи – это символическое число всех избранных, то есть совокупность Христовой Церкви (см.: Откр. 14:4). Когда труд Церкви Господа по собранию избранных будет завершен, тогда «собрание людей Божьих» будет соответствовать названию «люди Божьи».

 

Четыре характеристики Церкви

У Церкви, согласно Божьему описанию в Святом Писании, есть разные характеристики. На протяжении истории Церкви христиане обычно подчеркивали четыре основные ее черты. Например, в Никейском символе веры упоминаются следующие атрибуты: «Верую в одну святую кафолическую и апостольскую Церковь». Посредством этого вероисповедного документа, который был составлен еще в 325 году, верующие на протяжении почти 1700 лет исповедовали на основании Святого Писания следующее: 1) единство Церкви, 2) святость Церкви, 3) кафоличность Церкви, 4) апостоличность Церкви. Следует отметить, что данное исповедание Никейского символа веры также основано не на человеческих представлениях, но на учении Святого Писания о Церкви. Эти черты присущи Церкви не только сейчас, но и во все времена, навеки. Эти атрибуты Церкви являются как дарами Бога, так и Его повелением. С одной стороны, Церковь является единой святой кафолической и апостольской, а с другой – она призывается Богом быть единой святой кафолической и апостольской.

 

1) Церковь едина

ДАР: совершенно очевидно, что исповедание единства Церкви не основано на опыте человека, на том, какой он видит Церковь. Единство Церкви вообще едва заметно. Тот факт, что Святое Писание говорит о единой Церкви, побудило многих христиан считать, что она представляет собой всеобъемлющую невидимую совокупность всех избранных. И тогда такое единое невидимое тело и должно быть настоящей Церковью. Согласно такому подходу, каждая поместная община представляет собой видимое проявление этой невидимой действительности (этого взгляда придерживался Абрахам Кайпер). Однако это не то, что имеет в виду Господь, когда говорит о единой Церкви.

Святое Писание учит о том, что существует только один путь спасения. Ангел Гавриил объявил, что младенца, который будет рожден, следует назвать «Иисусом, потому что Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21). Ученики настаивали на том, что «нет другого имени под небом (кроме имени Иисуса Христа), данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Как и Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). В то же время Иисус говорит не о собрании разных церквей, но только об одной Церкви, «Церкви Моей» (Матф. 16:18), но не «Моих церквях». Поскольку спасение возможно только чрез одного Христа, и Церковь тоже должна быть одна.

Иисус молился Отцу о Церкви следующими словами: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино...» (Иоан. 17:20–23). Ответ на эту молитву Иисуса представлен в книге Деяния, 2:44: «Все же верующие были вместе и имели все общее», а также 4:32: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». В ранней христианской Церкви не было разделений. Она характеризовалась единством, потому что у них было одно Евангелие. Вот почему в Послании к ефесянам, 4:4, говорится: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания».

В четырнадцатой главе Откровения сказано о совершенном единстве, которым будет наслаждаться Церковь в вечности. «Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» (Откр. 14:3). Они не только в один голос поют, но также единогласно исповедуют Бога и наслаждаются Вечерей Агнца: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя... И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» (Откр. 19:6, 7, 9). Мы ощущаем реальность этого дара в том, что собираемся вместе в церкви по воскресеньям, вместе поем, вместе слушаем Божье Слово, вместе вкушаем от одного хлеба, вместе пьем вино из одной чаши во время Вечери Господней. Общение святых также выражает на поместном уровне единство церкви. В более обширном смысле единство выражается как в союзе церквей, так и в сестринских взаимоотношениях с иностранными церквями. Заключительные слова двадцать седьмого артикула Бельгийского исповедания звучат следующим образом: «...она волей и сердцем объединяет и соединяет людей в одном и том же Духе силой веры».

ПОВЕЛЕНИЕ: Если Бог соделал Церковь единой, то это ее призвание – быть единой. Единство, которое мы ощущаем в церковном собрании по воскресеньям, либо слушая единое Слово Жизни, либо вместе молясь или вкушая от одного хлеба и причащаясь от одной чаши во время Вечери Господней, нуждается в постоянном росте и поддержке. Дар общения святых нуждается в развитии, дабы мы все больше и больше становились действенной, живой общиной, где каждый поддерживает другого, стремясь к единству всех ее членов. В более широком смысле единство Церкви должно выражаться в среде сестринских церквей на национальном (синоды) и международном уровне. Это единство не обязательно должно ограничиваться только теми поместными церквями, которые мы уже знаем, ибо Сын Божий постоянно собирает Свою Церковь. Поэтому нам необходимо знакомиться с другими церквями, дабы узнать, есть ли среди них истинные, верные церкви Христовы, которые мы можем признать таковыми и с которыми мы можем объединиться.

 

2) Святая Церковь

ДАР: в заключительном разделе двадцать седьмого артикула Бельгийского исповедания говорится о «святой Церкви». Такое определение заимствованно из текстов Святого Писания, таких, например, как в Первом послании Петра, 2:9, где говорится следующее: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Быть святым означает быть отделенным (от греха), быть возрожденным. Это труд Святого Духа. Церковь характеризуется святостью, потому что люди, из которых она состоит, оправданы кровью Христа и освящены Его Духом. Церковь – это собрание святых людей, которые разительно отличаются от людей, стоящих на стороне сатаны, и никоим образом не могут быть подобны им.

Апостол Павел также говорит о святости Церкви в своем Послании к ефесянам, к которым он обращается со следующими словами: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25–27).

ПОВЕЛЕНИЕ: Церковь уже свята. Тем не менее в Церкви присутствует немало греха. Я сужу об этом по себе. Я свят не благодаря тому, что делаю, но благодаря тому, что Господь соблаговолил совершить во мне. Если Бог соделал меня святым, то я должен быть святым. В равной мере это относится и к Церкви. Верующие собираются вместе, чтобы быть святыми. Мы все должны стремиться к постоянному отделению от греха и нечистоты. Ведь Бог обещает нам, что мы все больше и больше будем становиться святыми. Текст из Послания к ефесянам, 5:27, говорит о цели стремления к святости, а именно о том, что Христос сможет «представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». В данном случае имеет место ссылка на будущее. Несмотря на то что благодаря Божьей работе в Иисусе Христе Церковь уже в настоящем времени характеризуется святостью, мы тем не менее должны стремиться к этой святости. Святость Церкви – это дар, это реальность, а посему мы имеем повеление стремиться к ней.

 

3) Кафолическая Церковь

ДАР: Термин «кафолическая» означает «вселенская, всеобщая». Двадцать седьмой артикул Бельгийского исповедания гласит: «...эта Церковь не замкнута, связана или ограничена каким-либо определенным местом или группой лиц, но распространяется и расширяется по всему миру». Однако следует помнить, что упоминание о всеобщности Церкви является одним из двух аспектов термина «кафолическая». Второй аспект, говоря словами двадцать седьмого артикула исповедания, заключается в следующем: «Эта Церковь существует от сотворения мира и будет существовать до конца оного...» Исповедовать, что Церковь является «кафолической», значит также утверждать, что она существовала во все времена.

Доказательством этому служит текст из книги Бытие, 22:18, где Бог говорит Аврааму: «И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего». Церковь не существует только для евреев, греков, голландцев (или украинцев.Прим. пер.), но для всех народов. Прочтите 86-й псалом. Церковь существует для всех, вне зависимости от расы, языка, пола, возраста, социального статуса и т. д. В Откровении Иоанна Богослова мы встречаем следующее выражение: «...великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9; см. также: 5:9; 15:4). Следовательно, в Церкви нет места дискриминации. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1-е Кор. 12:13).

Кафоличность Церкви – это действительность. Христос есть Царь всего мира. Однако это не означает, что Церковь находится в наши дни во всех уголках мира. Например, в Австралии до появления проповедников Евангелия не было Церкви. Церковь укрепилась на Австралийском континенте лишь с появлением первых белых людей, среди которых были вестники Евангелия. Следовательно, отправившись сегодня в дремучие джунгли бассейна Амазонки, мы можем не найти там Церкви в примитивных племенах туземцев. Кроме того, время от времени может казаться, что Церковь прекратила свое существование, как это было «во время грозного царствования царя Ахава». Но кафоличность Церкви означает, что она всегда и обязательно будет где-то существовать, пусть даже она будет незначительной по количеству, просто потому, что ее Царем является вечный Царь Иисус Христос.

ПОВЕЛЕНИЕ: если Церковь действительно является кафолической, если она может быть повсюду и где бы то ни было в этом мире, то в реальности этот дар подразумевает повеление вовлечься и нести миссионерское служение. Если смерть Христова является даром для всех нас, то и Евангелие должно быть проповедано также всем нам. Исповедание кафоличности Церкви подразумевает обязанность нести Благую Весть тем, кто никогда не слышал о ней. Наши церкви не должны быть только на территории Нидерландов (или Украины.Прим. пер.). Они должны быть повсюду. На личностном уровне это означает, что я должен жить свято, показывая своей жизнью окружающим меня людям, Кем является мой Бог. Я должен показывать Бога в своем поведении, речи, во всей своей жизни, дабы люди из любой культурной или социальной среды могли присоединиться к Церкви. Ведь Авраам был призван Богом стать благословением для всех народов.

 

4) Апостольская Церковь

ДАР: в Послании к ефесянам Павел пишет: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф. 2:19, 20). Подобными словами в Откровении, 21:14, описывается новый Иерусалим: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца». Двенадцать апостолов видели деяния и слышали учение Иисуса во время Его земного служения (Деян. 1:22; 2:32). Также Святой Дух наделил их способностью провозглашать Божье Слово (Иоан. 16:13). Только у них были такие способности, больше ни у кого.

Церковь построена на основании, заложенном апостолами. То есть характерной чертой Церкви является принятие апостольского учения. Бог показывает, что Церковь придерживается Слова Божьего во всей полноте (см. также 29 артикул, в котором говорится, что Церковь «управляется по чистому Слову Божьему, отвергая все противоречащее ему...»).

ПОВЕЛЕНИЕ: если Церковь построена на основании, заложенном апостолами, тогда она должна верить в то, чему учили апостолы, не противореча им ни в чем. Так как характерной чертой Церкви является приверженность апостольскому учению, Павел пишет Тимофею: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2-е Тим. 1:13). Тимофей должен «передать» это учение «верным людям, которые были бы способны и других научить» (2-е Тим. 2:2). Апостол Иуда призывает читателей своего послания «...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1:3). Если бы Церковь удалила что-либо из учения, проповедуемого апостолами, или добавила что-либо к нему, то она перестала бы быть Церковью. Дар апостоличности подразумевает повеление следовать по стопам апостолов, храня верность Божьему откровению во всей его полноте. Таким образом, Церковь должна постоянно исследовать Святое Писание, дабы удостовериться, что она действительно верна Господу и становится все лучше.

 

Вывод

Эти атрибуты являются неотъемлемой частью сущности Церкви. В мире, пораженном грехом, далеко не всегда можно увидеть единство Церкви или ее святость, кафоличность или апостоличность. Тем не менее Господь позволяет нам отчасти увидеть все это. Но даже то, что мы видим, осквернено грехом. Поэтому, пребывая в таким обстоятельствах, дитяти Божьему необходимо верить в то, что говорит Господь о Своей Церкви. Видя состояние современной Церкви, нам нужно помнить, что Господь говорит о ней. Мы очень четко увидим всю греховность нынешней земной жизни, но тем не менее останемся тверды духом. Мы знаем одну истину: врата ада не одолеют Церковь Иисуса Христа. Пребывая в среде этого греховного мира, Глава Церкви, Иисус Христос, продолжает собирать, защищать и сохранять Своих людей и будет делать это вплоть до великого дня брачного пира Агнца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма № 2

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.