Хэддон Робинсон
Ересь применения
Вероятнее всего, мы допускаем ошибки именно в применении Святого Писания.
Больше ереси содержится в проповедях относительно практического применения Святого Писания, чем в экзегетическом исследовании. Проповедники желают верно истолковывать смысл Библии, тем более что за годы учебы в семинарии они научились проводить экзегетический анализ текста. Но, по всей видимости, они не очень хорошо усвоили урок по применению библейского текста в контексте современного мира. После окончания семинарии служители пытаются ответить на вопрос, касающийся применения Святого Писания в повседневной жизни: «Как узнать, что этот текст значит для моих слушателей?» Иногда применение нами определенных текстов какой-то из книг Святого Писания может вынудить ее автора сказать нам: «Минуточку! Вы делаете не то, что я имел в виду». В результате мы получаем так называемую ересь неправильно примененной истины. Например, однажды я слышал проповедь на текст из книги Руфь о том, какие у нас должны быть отношения с родственниками со стороны мужа или жены. Конечно, в этой книге упоминаются родственники со стороны мужа. Однако цель написания этой книги заключается не в том, чтобы предложить способы решения проблем между родственниками. В этой проповеди многое было сказано относительно практического применения, однако все сказанное не было взято из Святого Писания.
Вы можете спросить: «Разве плохо, когда в проповеди говорится о чем-то правильном и полезном, даже если это не созвучно основной теме текста, и автор изначально этого не подразумевал?» Нам следует помнить, что проповедуя на текст из Святого Писания, мы проповедуем на текст из Книги, наделенной божественным авторитетом. Блаженный Августин сказал: «Что говорит Библия, то говорит Сам Бог». Только представьте – говорит Сам Бог! Поэтому, проповедуя, например, о разрешении проблем между родственниками, мы своими словами показываем людям, что это «говорит Сам Бог». Человек, слушающий проповедь, думает: «Если я не буду относиться к теще так, как говорит проповедник, тогда я ослушаюсь Бога». Однако такой подход извращает смысл Святого Писания. Ведь в таком случае, мы говорим то, чего не говорит Бог. Поступая так, мы подрываем авторитетность Святого Писания. В конечном итоге, люди будут уверены в том, что всякое послание с библейским подтекстом представляет собой послание Бога.
Аллегорические проповеди имеют далеко идущие последствия. Надуманная теория содержит в себе частицу истины наряду с огромным количеством вымысла. В конечном итоге, люди попадают в сети заблуждения. Они живут вымышленными теориями, а затем, в определенный момент, узнают, что то, что, по их мнению, им обещал Бог, на самом деле Он никогда не обещал. На прошлой неделе я беседовал с молодой женщиной, от которой ушел муж. Она сказала мне: «Я пыталась быть покорной женой. Разве Библия не говорит, что если жена будет подчиняться мужу, тогда у нее будет счастливый и удачный брак?» Я ответил: «Нет. Святое Писание не говорит об этом». На что эта женщина сказала: «Я посещала семинары (посвященные браку и семье), где и услышала об этом». Дело в том, что Святое Писание говорит об обязанностях как жены, так и мужа. В лучшем случае, у нас может быть брак на «троечку». Нет никакой гарантии, что у нас будут идеальные супружеские отношения.
Трудности, связанные с построением моста между прошлым и настоящим
Занимаясь вопросом применения, мы пытаемся осмыслить то, что, по нашему мнению, является истиной вечного Бога, которая была дарована Им в определенном месте и времени в древности, и применить ее в мире, пребывающем в ином времени, в ином месте и в совершенно ином окружении. Это занятие труднее, чем кажется на первый взгляд. В Святом Писании представлены особые ситуации, в то время как мои слушатели – обычные люди. Например, мужчина, слушающий проповедь о Давиде, который совершил прелюбодеяние с Вирсавией, может отождествить себя с ним, хотя он сам не является царем и не управляет армиями. Поэтому, нам необходимо взять специфический в историческом плане текст, и определить в нем то послание, с которым живой Бог обращается к нам в современном мире. Проповедники могут сделать это различными способами. Например, напрямую применить библейский текст к современной обстановке. В некоторых случая этот метод работает хорошо. Например, Иисус Христос говорит: «Любите врагов ваших». Я обращаюсь к слушателям со следующим вопросом: «У вас есть враги? Любите их».
Но затем я переворачиваю страницу Евангелия и читаю следующие слова Иисуса: «Продай все, что имеешь, и следуй за Мной». В данном случае мне тяжело напрямую применить это послание к современной ситуации. У меня начинают возникать следующие мысли: «Если все так поступят, тогда у нас будут проблемы, большие проблемы». Некоторые тексты выглядят так, как будто написаны именно для нашего времени, хотя далеко не всегда это так. Поэтому мне необходимо знать как контекст рассматриваемого мною текста, так и обстоятельства слушателей, к которым обращена проповедь. Например, я могу задать людям вопрос, который часто поднимался христианами в XIX столетии: «Действительно ли рабство недопустимо?» Я читаю слова апостола Павла, который советовал рабам повиноваться своим господам. Но по мере погружения в контекст жизни апостола Павла, я начинаю понимать, что мне не обязательно расценивать его слова как ответ на мои вопросы о ситуации, сложившейся в Соединенных Штатах в XIX столетии, потому что рабство, о котором он пишет, отличалось от рабства в США в XIX веке. В первом столетии люди продавали себя в рабство, потому что им в экономическом плане было выгодней быть рабами, находящимися под защитой своих господ, нежели оставаться свободными людьми. Большинство рабов, по достижении ими тридцати лет, освобождались хозяевами, так как в то время их было трудно содержать. Согласно римскому закону, рабовладелец не имел права обращаться с рабами как ему заблагорассудится. Кроме того, прогуливаясь по улицам древнего Рима, вы бы не смогли отличить раба от свободного гражданина по цвету кожи. Не понимая, что положение, в котором находился апостол Павел, отличается от моего, я могу применить на практике его совет относительно рабов в том виде, в каком он никогда не собирался его использовать.
Еще одна трудность заключается в том, что апостол Павел обращается к людям, которых я не могу увидеть или услышать. Все это похоже на подслушанную мною половину телефонного разговора. Конечно, я могу предположить, о чем говорят на другом конце провода, однако не могу быть полностью в этом уверен. Ведь мои предположения основаны лишь на словах одного человека. Поэтому, вопросы, на которые отвечает библейский автор, не обязательно идентичны моим вопросам. Существуют признаки, по которым можно определить, что мы смешиваем разные вопросы. Нам следует помнить, что текст не может говорить о том, о чем он никогда не говорил. То есть, когда апостол Павел писал письма своим современникам, он ожидал от них понимания написанного им текста. Например, существует приблизительно тридцать различных толкований значения выражения «крещение для мертвых» в одном из Посланий к коринфянам. Однако, люди, которые жили во времена Павла, прочитав это выражение, не говорили: «Что же он имеет в виду?» Конечно, у них могли возникнуть дополнительные вопросы, однако суть предмета была им ясна. Я не имею права значению, которым обладал текст в древние времена, придавать новый смысл для современного мира. Вот почему я должен заниматься экзегезой текста. Я обязан честно исследовать текст, прежде чем применять его в современном контексте.
Лестница абстракции
Я представляю себе «лестницу абстракции», которая переброшена из библейского мира в сегодняшнюю действительность. Мне необходимо очень внимательно следить за тем, как я пользуюсь этой «лестницей абстракции». Я должен быть уверен, что библейская ситуация действительно аналогична современной в тех областях, которые, на мой взгляд, являются точками их соприкосновения. Я обязан удостовериться в том, что соединение присутствует не в крайностях аналогии, но в ее сути. Иногда, работая с текстом, я должен подниматься по «лестнице абстракции», пока не достигну понимания того значения, которое было вложено в текст самим автором. Например, в книге Левит запрещается «варить козленка в молоке матери». Прочитав такой запрет, нам необходимо задать, прежде всего, следующий вопрос: «О чем говорит данный текст?» Возможно, у нас вначале возникнет следующая мысль: «Если у меня есть козленок, которого я хочу сварить на ужин в молоке его матери, мне нужно подумать дважды, прежде чем сделать это». Однако мы знаем, что на Древнем Востоке приготовление козленка в молоке матери являлось частью обряда поклонения языческим богам. Поэтому данный текст представляет собой не запрет на приготовление детеныша животного в молоке его матери, а предупреждение против участия Божьих людей в языческих обрядах окружавших их народов, или против привнесения их ритуалов в поклонение Богу Израиля. Если это правда, тогда ничего доброго не выйдет из намерения проповедника напрямую применить данный текст в жизнь современного мира. Нам необходимо взобраться по лестнице абстракции на несколько ступенек вверх, чтобы понять следующий принцип: «Вы не должны участвовать в идолопоклонническом служении, даже в тех областях, которые напрямую не связаны с физическим актом поклонения идолу».
Допустим, вы знаете, что некий отрывок нельзя напрямую применить в нашем контексте. Что вы можете сделать в такой ситуации?
Подниматься по абстрактной лестнице к Богу. Поднимаясь по абстрактной лестнице, я всегда думаю о Божьем замысле. Ведь в каждом тексте отражается образ Бога, такой, например, как Творец или Вседержитель.
Поиск фактора человеческой греховности. Далее я спрашиваю: «Какова роль фактора греховности? Что в человеке восстает против этого образа Бога в данном тексте?»
Данные вопросы являются полезным средством в определении практического применения текста, потому что как неизменен Бог, так неизменна и человеческая греховная природа. Наша греховность может выглядеть иначе, несмотря на то, что она остается такой же гордой, упрямой и непокорной.
Обратите внимание на восьмую главу Первого Послания к Коринфянам, в которой апостол Павел рассматривает вопрос идоложертвенной пищи. В данном тексте представлен образ Бога как Искупителя. Поэтому, утверждает Павел, я не буду есть идоложертвенного мяса, потому что, ранив немощную совесть брата, я согрешу против Христа, искупившего его. Фактор человеческой греховности: людям крайне дороги их права, поэтому им все равно, что Христос умер за их брата.
Так говорит Господь?
Современные проповедники подходят к вопросу практического применения текста не так, как проповедники прошлых поколений. Сегодня преобладает конкретное применение. В прошлом применение было более общим — доверяйте Господу и прославляйте Его. Однако в наши дни в проповеди объясняется, как построить счастливый брак, как правильно воспитывать детей, как справиться с душевным потрясением. Конечно, время от времени я говорю себе: «Как жаль, что я применял данный текст таким образом». Будучи молодым человеком, я проповедовал то, во что глубоко верил, но сейчас я с удивлением спрашиваю себя: «Как вообще я мог в такое верить?» Например, я считал, что под главенством мужа в семье подразумевается, что только он может распоряжаться семейным бюджетом. Более того, моя жена клянется, что в одной из моих ранних проповедей о браке я упомянул, что супруга не должна подавать мужу растворимый кофе! Совершенно ясно, что данное применение, конечно же, было порождением культуры того времени. Такие проповеди шли «на ура». В те дни я использовал все, что казалось мне практичным и актуальным. Самое ужасное, что я говорил от имени Бога то, чего Сам Он не говорил. Разве жена согрешает перед Богом, если управляет финансами в семье? Конечно же, нет! Поэтому, вопрос: «Можно ли это назвать непослушанием Богу?» является отличной проверкой применения проповеди. Конечно, мы не можем сказать: «Это вопрос повиновения Господу». Мы желаем услышать: «Так говорит Господь» относительно определенных вещей в жизни людей, однако далеко не всегда это получается. Поэтому необходимо различать разные виды подразумеваемых вещей в тексте. Они могут быть необходимыми, вероятными, невероятными или невозможными. Например, заповедь «не прелюбодействуй» подразумевает то, что мы не имеем права вступать во внебрачные сексуальные отношения. Вероятный вывод заключается в том, что нам не следует постоянно путешествовать на конференции или симпозиумы с человеком, который не является нашим супругом или супругой. Невероятный вывод состоит в том, что мы никогда не должны обедать с теми, кто не является нашим супругом или супругой. Кроме того, согласно невероятному выводу, мы не имеем права ужинать с другой супружеской парой, так как за столом находятся люди, которые не являются нашими супругами.
Слишком часто проповедники наделяют авторитетностью необходимых выводов вероятные выводы, которые относятся к области повиновения. Однако мы можем сказать: «Так говорит Господь» только говоря о необходимых выводах. Существуют различные способы выражения этих отличий во время проповеди. Например, можно сказать следующее: «Это принцип. Этот принцип ясен. Но применение этого принципа отличается в зависимости от людей и контекста». Возьмем, к примеру, неизменный принцип о почитании родителей. Но как нам заботиться о них? Оставить их в своем доме или отправить в дом престарелых? Вы можете сказать: «Почитать родителей означает заботиться о них в собственной семье». Но кто-то может возразить вам, говоря: «У меня трое детей. Мой отец бродит ночью по дому, будит детей и вносит сумятицу. Мои дети очень расстраиваются из-за этого». В данном случае мы видим конфликт принципов. Такое применение может разочаровать многие общины, потому что им нравится, когда проповедник четко и ясно говорит, что нужно делать. Может показаться, что говоря общине: «Думайте об этом», мы теряем авторитет. Но иногда это может оказаться самым важным, что я мог бы сделать для общины, потому что в мире, в котором живут члены церкви, существует много конфликтов принципов. Обобщая, мы часто упускаем из виду противоречия и трения в самой Библии. Например, книга Иова уравновешивает богословие книги Притчей. Дело в том, что книга Притчей учит о причинно-следственной связи. Друзья Иова, в основном, обращаются к Иову со словами из книги Притчей. Однако они не знают об одной важной составляющей общей картины страданий Иова, они не знают, что происходит на небесах. Литература мудрости гласит: «В общем, Божий мир действует именно таким образом». Но, в то же время, мы не можем сказать, что страдающий человек получает наказание от Господа за свое непослушание. Конечно, неповиновение ведет к наказанию, однако не все кажущиеся наказания являются следствием непослушания. Святое Писание постоянно подчеркивает данное утверждение. Мы называем это явление «равновесием гармоничных противоположностей». Мы все живем в таком состоянии. Поэтому, объясняя применение текста, очень важно научить человека мыслить по-христиански, чем поступать набожно.
Как литературный жанр влияет на применение
Литературные жанры Святого Писания оказывают непосредственное влияние на его применение. Наиболее распространенный библейский жанр — повествование. Нам следует спросить: «Почему в Святом Писании так много повествования? Почему Бог не сказал прямо, что Он требует от нас, вместо того чтобы ходить вокруг да около, излагая повествования? Если бы я был Богом, я бы даровал то, что просуществовало бы до конца времен. Я бы сказал: ‘Вот пять принципов моей воли!’» Однако Бог так не поступил. Поэтому, рассматривая повествование, очень рискованно заявлять: «Вот три вещи, которые мы узнали о Божьем провидении». Авторы книг Святого Писания избрали иной путь описания Бога и Его деяний. Если мы верим, что Святое Писание представляет собой богодухновенное Божье Слово, тогда нам необходимо учитывать методы, которые используются для провозглашения Божьего послания. Какой же вред может нанести трехпунктная или пятипунктная структура? Возможно, для древнего писателя идея структурного изложения была чуждой, однако для современного человека она крайне полезна. Ведь такая структура не может быть смертным грехом. Но, проповедуя на основании повествования, я должен, в первую очередь, указывать на присутствующие в них внутренние конфликты. В них описаны реальные люди, которые следуют за ведущим их Богом и откликаются на Его зов. Цель повествований не заключается в том, чтобы в завершении сказать: «Вы должны делать это, вы не должны делать то». Цель библейского повествования — показать, как мужчины и женщины общаются с вечным Богом, и как Бог общается с ними. В проповеди о жизни Иосифа я могу сказать примерно следующее: «Кажется, что почти вся жизнь бессмысленна. Мы составляем планы, которые так и не осуществляются. Мы верно служим Богу, но не получаем за это никакого вознаграждения. Если вы думаете, что находитесь в таком положении, тогда выслушайте историю о человеке, который все это испытал в собственной жизни». Однако я не собираюсь говорить людям, что опыт Иосифа подобен их собственному опыту. Скорее, я скажу следующее: «Великие трудности в жизни Иосифа — это трудности, с которыми сталкивается каждый из нас». Я применю то, что называется универсальным принципом.
Говоря отвлеченно о таком великом принципе как Божий суверенитет, мы можем навеять на слушателей смертельную скуку. Такая проповедь напоминает мне мать, которая вместо того, чтобы накормить ребенка, читает ему лекцию о пользе материнского молока. Без человеческой составляющей мы теряем особенность исторического повествования, эмоциональное взаимодействие.
Святой Дух и Слово
Святой Дух исполняет основную роль в процессе применения текста в жизни слушателя. Дух откликается на Слово. Верная проповедь Святого Писания позволяет Святому Духу совершать работу, которая была бы невозможна во время проповеди на статью из журнала «Ридерз Дайджест» (популярный журнал в США).
У меня есть формула: страдания + время + осмысление = изменение. Иногда люди в течение определенного времени испытывают страдания, которые, тем не менее, не изменяют их. Но страдания + время + осмысление смогут совершить изменения. Служение проповедника относится к области осмысления. Вот почему во время воскресной проповеди многие члены церквей зевают. Даже проповеди самых известных проповедников не затрагивают струн души всех без исключения слушателей.
Одна часть слушателей останется равнодушной к проповеди, но представители другой части подойдут к вам и скажут: «Вы даже не можете представить, как эта проповедь коснулась моего сердца». Дело в том, что эти люди пришли в церковь не просто так, они пришли с болью, которую испытывали в течение длительного времени. Благодаря проповеди, они осмыслили свою жизнь. Благодаря проповеди, их жизнь изменилась.
Несколько лет назад у меня расстроились отношения с Господом. На одном из воскресных богослужений я услышал проповедь. Следует отметить, что несмотря на отсутствие дара красноречия у проповедника, он правильно разъяснял библейский текст. Я не хотел читать этот текст, однако я не мог перестать думать о нем. Проповедник не говорил о применении этого текста к моей ситуации, тем не менее, само Слово так повлияло на меня, что после служения я долго наматывал круги на автомобиле, размышляя о своей жизни.
Это был как раз один из тех случаев, когда мы говорим: «Меня обличил Сам Бог, и мне грозят серьезные неприятности, если я не послушаю Его». У меня появилось такое чувство, как будто текст Святого Писания, проповедник и Святой Дух вознесли меня над собравшимися в церкви людьми. Как я отметил ранее, проповедь не была красноречивой, но, тем не менее, библейский текст и его осмысление просветили мою жизнь истиной Божьего Слова.
Таково величие проповеди. Всегда что-то происходит, когда проповедник серьезно относится к Божьему Слову.
Этот материал еще не обсуждался.