Библейский Культурно-Исторический Комментарий. Часть 1. Ветхий Завет
1:1-22 Безысходность и отчаяние: первый акростих
1:1. Акростих. Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки сверху вниз составляют слово или фразу. В алфавитном акростихе каждая последующая строка начинается с очередной буквы алфавита (первая с первой, вторая со второй и т. д.). Иногда в акростихе зашифровывается некая фраза или имя (автора или прославляемого божества). В Псалтири есть целый ряд акростихов. Так, Пс. 118 представляет собой самый сложный алфавитный акростих, в котором каждой букве древнееврейского алфавита соответствуют восемь строк псалма. Все акростихи в Ветхом Завете алфавитные. В Книге Плач Иеремии первые четыре главы представляют собой алфавитные акростихи. В гл. 1 и 2 каждый стих начинается с соответствующей буквы и содержит три строки. В гл. 3 есть три строки, начинающиеся с одной и той же буквы. В гл. 4 каждый стих начинается с соответствующей буквы и содержит две строки. Гл. 5 содержит надлежащее число стихов для акростиха, но не включает акростиха. Акростихи в месопотамской литературе представлены стихами, первые буквы строк которых составляют имя или фразу (поскольку аккадское письмо слоговое, в нем не было алфавита, а потому и алфавитных акростихов), и относятся в основном к первой половине 1 -го тыс. до н. э. Египетские примеры представляют собой числовые последовательности или сложные послания, образующие горизонтальные и вертикальные ряды. Они в значительной мере основаны на каламбурах, способствующих решению этой стилистической задачи. Акростихи ограничены зрительным восприятием текста, т. е. обращены к глазу, а не к слуху. Это наглядно иллюстрируют примеры из вавилонской литературы, где один и тот же знак читается в акростихе иначе, чем в обычной поэзии. В ряде вавилонских примеров имеет значение последний знак каждого стиха. Еще одну разновидность представляют примеры, в которых акростих повторяется в каждой строфе.
1:3. Хронология. Хотя переселение жителей Иудеи началось десятилетием раньше, событие, которое находится в центре книги, — это разрушение храма и Иерусалима, завершившееся депортацией и пленом в 586 г. до н. э.
1:4. Праздники, на которые собирались паломники. В религиозном календаре израильтян было три праздника, связанных с паломничеством: Праздник опресноков, Праздник седмиц и Праздник кущей. В мирных условиях все дороги были заполнены паломниками, которые направлялись в надлежащее время на праздничные торжества в Иерусалим. Во времена бедствий не многие рисковали отправиться в Иерусалим, а в данном случае в этом не было и надобности, поскольку теперь уже не было ни города, ни храма.
Плачи о разрушенных городах в Древнем мире
Подобно тому, как падение Иерусалима стало стержневым событием в истории, теологии и литературе Израиля, падение Ура (под натиском сил с Востока) в конце династии Ур III (ок. 2000 г. до н. э.) послужило на древнем Ближнем Востоке прообразом оставленного богом города, которому суждено разрушение. Плачи, которые напоминают об этих скорбных событиях и об их богословском осмыслении, сохранились в соответствующих литературных памятниках. Это два произведения о падении Ура (известные под названиями «Плач о разрушении Ура» и «Плач о разрушении Шумера и Ура»), Сохранились плачи и о других городах, например: о Ниппуре, Уруке, Эриду и Экимаре (последние три известны лишь во фрагментах). Они датируются XX в. до н. э. В отличие от библей-
1:10. Язычники во святилище. У израильтян существовали строжайшие правила, касающиеся доступа неевреев во дворы храма (см.: Втор. 23). В святилище имели доступ только священники, и то ограниченно. Эти меры предпринимались, чтобы уберечь от осквернения святыню, место пребывания Бога.
2:1-22
Гйев Божий: второй акростих плача
2:1. Подножие ног. Подножием ног Божьих служил святой ковчег Завета (см. коммент. к 1 Пар. 28:2). Это была самая важная святыня израильтян, которую, по их представлениям, Яхве должен был охранять самым ревностным образом. Если и ее Он так решительно отверг, ничто не могло устоять против Его гнева.
2:3. Рог. Рог символизировал не только силу, но и власть. Месопотамские цари и боги носили увенчанные рогами короны. Иногда эти рога располагались ярусами один над другим. На человеческой голове крылатого льва из дворца Ашшурбанипала лежит конусовидный венец с тремя парами расположенных ярусами рогов. В шумерском «Плаче о разрушении Шумера и Ура» в описании разрушения божественного престола встречаются такие строки: «Его величественные коровы с блистающими рогами были захвачены в плен, а рога их спилены». 2:8. Измерительная вервь. Измерительная веревка использовалась для определения площади и границ земельных наделов (частных или принадлежавших городу), но в данном случае измерение с помощью «верви» не относится к стенам и внешним укреплениям. Судя по использованию этой метафоры в 4 Цар. 21:13 и Ис. 34:11, можно предположить, что она описывает типичную акцию, связанную с осадой и завоеванием крепости. Трудно вообразить, что это происходит во время атаки на город, — естественно, такие замеры производятся после разрушения города. Редко бывало, чтобы городские стены разрушались до основания, а из Книги Неемии известно, что стена Иерусалима не была сокрушена полностью, но отдельные ее сегменты были основательно разрушены таранами и подкопами. Необходимо было с помощью отвесов определить неустойчивые сегменты стен и замерить участки, подлежащие сносу.
2:9. Ворота и запоры. В шумерских плачах разрушенные ворота и запоры храма служат символом его осквернения. В данном случае речь идет о городских воротах и запорах на них. Более детально вопрос о функциях запоров в воротах см. в коммент. к Суд. 16:3. 2:15. Руками всплескивают. В разных культурах жесты и язык телодвижений несут разную смысловую нагрузку. В современной западной культуре хлопанье в ладоши, аплодисменты позволяют выразить одобрение, подозвать ребенка или подчиненного, иногда хлопают в ладоши в такт музыке и т. д. В Древнем мире жесты также имели разное назначение. Рукоплескание было выражением хвалы (Пс. 46:2) или радости (4 Цар. 11:12), но в данном случае используется другой глагол, который обозначает жест, выражающий гнев или насмешку (см.: Чис. 24:10; Иов. 27:23). 2:19. Изливай, как воду, сердце. Если притеснители всплескивают руками (spq kappayim, ст. 15), то израильтян пророк призывает «изливать, как воду» (shpkkammayim), свое сердце. Излияние воды представляет собой акт поклонения Богу (жертва возлияния).
ского Плача Иеремии, все древние произведения этого жанра на Ближнем Востоке описывают решения богов о восстановлении разрушенных городов. В литературном плане они играли определенную роль в попытках узаконить новую династию.
Ключевая тема этих произведений — оставление города богами, в результате чего он подвергается разрушению от рук врага. Образным поэтическим языком представлена детальная картина страдания жителей города: потеря земли и дома, смерть родных и близких, изгнание и плен. В вопросах, которые они задают, сквозит безысходность и отчаяние: «Почему боги так поступают с ними, и как долго это будет продолжаться?» Получив разъяснения, они начинают рассматривать падение города не как преступление, а как отражение того факта, что перемены и смена политической власти неизбежны.
2:20. Каннибализм. Угроза каннибализма была неотъемлемым элементом проклятий в ассирийских договорах VII в. до н. э. Это было последнее средство выжить в условиях неминуемой смерти от голода. Такая ужасная безысходность наступала в случае засухи, когда господствовал жесточайший голод (описанный в эпосе об Атрахасисе), или в случае осады (как во время осады Вавилона Ашшурбанипалом, около 650 п до н. э.), когда запасы продовольствия полностью истощились. Осада была распространенной военной тактикой в Древнем мире, так что эти явления были не столь редкими, как можно было бы предположить.
Надежда на верность Бога: третий акростих стиха
3:15. Горечь и полынь. Полынь — растение с горьким вкусом, которое используется в медицинских целях; из него также заваривают крепкий чай. Древнееврейское слово, переведенное здесь как «горечь» (в других переводах — «горькие травы»), встречается только в текстах, связанных с Пасхой. Оно родственно аккадскому слову, обозначающему «латук», но, поскольку это существительное образовано из слова «горький», можно предложить немало других вариантов перевода.
3:16. Сокрушил камнями зубы. Здесь, скорее, речь идет о том, что зубы разбиты при падении лицом на камни, а не о том, что кого-то заставляют жевать гравий.
Последствия греха: четвертый акростих плача
4:3. Страусы. Среди специалистов не утихают споры о том, правильно ли переведено это древнееврейское слово. Страусы изображены в египетской настенной живописи, в сценах охоты, а также на цилиндрических печатях; они обитали во многих районах Ближнего Востока в древности. Другой вариант перевода, который предпочитают некоторые переводчики — «филин». Первый вариант может иметь особый подтекст: страусы плохо заботились о своем потомстве, как об этом написано в Иов. 39:16 (где в оригинале, впрочем, использовано другое слово). На основании случайных наблюдений может показаться, что страусы бессердечны, поскольку самки откладывают яйца в песок, часто оставляя гнездо без присмотра. 4:5. Сладкое. Редкая встречаемость этого слова позволяет полагать, что речь в данном случае идет не об особой пище или блюде, а о любых деликатесах, украшавших царский
стол.
4:5. Багряница (пурпур). Снова здесь аллюзия на царственность, поскольку упоминается цвет царского облачения. Багряница и пурпур были дорогими красителями (см. коммент. к Чис. 4:6 и Есф. 8:15), и они использовались в основном для тканей, из которых шились торжественные одежды для вельмож и высшего духовенства. 4:10. Каннибализм. См. коммент. ко 2:20. 4:17. Ожидание помощи от союзников. В 597 г. до н. э., когда Навуходоносор предпринял свой карательный поход на Иерусалим, Египет был главным союзником, на которого рассчитывала Иудея. В том же году Навуходоносор посадил на иудейский престол Се- декию. Он почти незамедлительно начал переговоры с малыми западными государствами, стремясь объединить силы против Навуходоносора (см. коммент. к Иер. 27:3). В 595 г. до н. э. египетский престол занял новый фараон Псамметих II. Ему вскружили голову успехи в победах над нубийцами на юге, и в одном папирусе сообщается, что он совершил поездку в Палестину, чтобы отпраздновать там свой военный успех. У Иудеи были основания ожидать от него помощи против Вавилона. Какие народы вошли в состав новой коалиции при ее окончательном оформлении, неизвестно. Египетское войско выступило против Вавилонии в 588 г. до н. э. (см.: Иер. 37:5—7), и если полагаться на Пс. 136:7, то союзники Иерусалима эдомитяне предали его, перейдя на сторону Вавилона, когда стало ясно, что Иерусалим не выдержит осады. 4:21. Роль Эдома. Эдом стал вассалом Ассирии во время царствования Тиглатпаласара III и находился под ассирийским гнетом практически в течение столетия, вплоть до смерти Ашшурбанипала. Вполне вероятно, что они добровольно подчинились Навуходоносору в 605 г. до н. э. Хотя некоторые беженцы из Иудеи нашли убежище в Эдоме, эдомитяне оставались безучастными к судьбе разрушенного Иерусалима (см.: Пс. 136:7 и Авд. 11). Вавилонская кампания, направленная против Аммона и Моава в 594 г. до н. э., по-видимому, не коснулась Эдома. Вероятно, они не понесли никакого ущерба до военной кампании Набонида в 552 г. до н. э.4:21. Уц. Уц, родина Иова, отождествляется с Эдомом и с Северо-Западной Аравией в родословии Исава (Быт. 36:28).
Радость проходит:
плач, в котором нет акростихов
5:6. Египет и Ассирия. Иудея находилась под властью Ассирии с начала VII в. до н. э. Царь Манассия был верным вассалом Ассирии почти на всем протяжении своего двадцатипятилетнего правления. Во времена Иосии, когда скипетр перешел от Ассирии к Вавилонии, для Иудеи забрезжили некие проблески независимости. В этот промежуток времени Египту удалось усилить свое влияние в регионе. Иоаким, сын Иосии, был посажен на престол египтянами в 609 г. до н. э. и оставался им верным до тех пор, пока возвышение Навуходоносора не сделало это невозможным. После падения Аскалона, завоеванного Навуходоносором в 604 г. до н. э., Иоаким стал платить дань Вавилону, что продолжалось в течение нескольких лет. Но когда Навуходоносор потерпел неудачу, не сумев в 601 г. до н. э. захватить Египет, Иоаким снова встал на сторону Египта и перестал посылать ежегодную дань на Восток. Таким образом, в 597 г. до н. э., когда Навуходоносор предпринял свой карательный поход против Иерусалима, Египет был единственным союзником Иудеи, на которого она могла положиться. Вполне логично предположить, что Иудея полностью зависела от Египта и Ассирии, и это продолжалось в течение столетия или более того. 5:12. Князья повешены руками их. Древнееврейский текст здесь несколько двусмыслен: неясно, идет ли речь о том, что князья были повешены руками своих врагов, или повесились сами. Второе, впрочем, маловероятно. Повешение обычно производилось после совершения казни, вешали уже труп. Эта практика чаще всего использовалась по отношению к предводителям мятежников или к членам царского дома (1 Цар. 31:10).
Казнь через сажание на кол побежденных врагов в древности на Ближнем Востоке была обычным явлением. Так, например, ассирийцы использовали ее как психологический прием в тактике устрашения противника (как показывают изображения на стенах их царских дворцов) .См. также коммент. к Есф. 2:23.
5:13. Работа у жерновов. Размол зерна в муку обычно производился с помощью жерновов и считался самой черной и некэали- фицированной работой. В каждом доме в древности непременно была ручная мельница с двумя мельничными камнями: в нижнем камне было углубление, а верхний имел форму хлебного каравая. В повседневные домашние дела входил размол зерна: зерно, насыпанное на нижний камень, перетиралось с помощью верхнего камня. В Месопотамии на крупных мельницах часто работали узники, но при этом каждый узник пользовался ручной мельницей. Размол зерна с помощью вращающихся каменных колес на большой мельнице с использованием ослов или рабов начал производиться в более поздние времена, после ветхозаветной эпохи. Во дворце в Эбле было обнаружено помещение, в котором находилось шестнадцать ручных мельниц; оно было специально предназначено для работы узников. На мельницах работали военнопленные, преступники и отбывавшие заключение за неуплату долгов.
5:13. Ноши дров. Дрова требовались постоянно для поддержания огня на кухне. Во дворцах, храмах и в домах высокопоставленных чиновников и богатых людей эту работу выполняли слуги. Даже дети могли приносить вязанки дров.
5:16. Венец. Венец на голове царственных особ служил символом их высокого положения и власти. Этот термин приобрел широкое значение, обозначая достоинство и честь, которые были неотъемлемыми атрибутами положения и власти. В данном случае речь идет не о реальном венце, но о чести и достоинстве Израиля.1:1-28
1:1,2. Хронология. Начало пятого года правления Царя Иехонии приходится на конец июля (четвертый месяц) 593 г. до н. э. В этом летосчислении принимается в расчет год восхождения Иехонии на иудейский престол во время осады Иерусалима. Этот год, согласно Вавилонской летописи, начался в ноябре-декабре 598 г до н. э. Много споров вызывает значение выражение «в тридцатый год», поскольку 593 г. не отражает сколько- нибудь важную тридцатую годовщину каких-то событий. Большинство исследователей сходятся во мнении, что здесь речь идет о возрасте самого Иезекииля, а это важно, поскольку именно в этом возрасте официально разрешалось вступать в должность священника (Чис. 4:30). 1:1. Река Ховар. Это собственно не река, а канал, отведенный от Евфрата к северу от Вавилона, который протягивался на 60 миль до слияния с водами Евфрата вблизи Эреха. Сеть ирригационных сооружений и транспортных каналов была известна под названием «воды Вавилона» (см.: Пс. 136:1). Эта ирригационная система позволила расширить площадь пахотных земель Южной Месопотамии и обеспечить водой небольшие селения (см. коммент. к 3:15). 1:1. Апокалиптические видения. Апокалиптическая литература характеризуется видениями, в которых Бог выступает как всемогущий властелин и творец. Божественный вестник обычно истолковывает послание, которое получил пророк (см.: Отк. 1:1—3). В аккадской литературе встречаются произведения, обнаруживающие сходство с некоторыми особенностями библейской апокалиптики, но в целом ни одно из них не приближается к настоящим библейским пророчествам (см. статью «Аккадские апокалипсисы» в коммент. к Дан. 11). Апокалиптическая литература изобилует символами, которые тесно связаны с мифологическими сюжетами. В пророческих книгах символы истолковываются довольно редко. Обычно сами видения не представляют символической картины будущих событий, а лишь сопутствуют получению послания о божественных замыслах. Большинство современных богословов считают, что пророческие видения Иезекииля оказали большое влияние на более позднюю апокалиптическую литературу (см.: Дан. 7—12 и Зах. 8—14). Так, например, видение о престоле Божьем на колеснице было включено в Дан. 10:5,6 и в Енох. 14:18.
Этот материал еще не обсуждался.