Джон Джефферсон Дэвис
История доктрины о стойкости святых
Журнал евангельского богословского общества (Evangelical Theological Society) [JETS] 34/2 (июнь, 1991 год), стр. 213-228
Блаженный Августин
Первое широкое обсуждение учения о стойкости святых представлено в книге Блаженного Августина «Трактат о даре стойкости», написанной в 428 или 429 году. Данная работа была написана Августином во время его ожесточенных споров с Пелагием относительно благодати, первородного греха и предопределения. (1) В самом начале книги Августин утверждает, что верующие могут устоять в вере до конца только благодаря Божьей благодати: «Я утверждаю... что стойкость, благодаря которой мы пребываем во Христе до самого конца, является Божьим даром». (2) С человеческой точки зрения непонятно, почему одному благочестивому человеку даруется благодать стойкости до конца, а другому – нет. Однако если рассматривать этот вопрос с Божьей точки зрения, можно увидеть, что человек, устоявший в вере до конца, входит в число избранных, в то время как другой – нет. (3) Если человек не смог устоять в вере до конца, значит он не был призван согласно Божьего замысла и не был избран во Христе в соответствии с Божьим предназначением.
(4) Таким образом, Божий суверенитет в избрании и предопределении является основой понимания Августином истины о стойкости до конца.
Божья благодать, «которая не только порождает веру в человеке, но и помогает ему устоять в этой вере до самого конца, даруется нам не по нашим заслугам, а в соответствии с Божьей сокрытой и, в то же время, в высшей степени праведной, мудрой и благой волей. Тех, кого Он предопределил, тех и призвал призванием, о котором говорится: «Дары и призвание Бога непреложны».
(5) Августин, в соответствии со своим пониманием текстов из Послания апостола Павла к Римлянам, уверен в том, что избранные Богом люди смогут устоять в вере до конца и обрести вечное спасение.
В отличие от Жана Кальвина и более поздних реформатских богословов, Блаженный Августин не считал, что христианин в этой земной жизни может быть полностью уверен в том, что он избран Богом и что устоит в вере до конца. Августин считал, что «на протяжении этой жизни никто не может быть полностью уверенным в том, что обладает сим даром (стойкости)». (6) Верующий, живущий в этом мире, пребывает в состоянии испытания, поэтому «тот, кто стоит, бойся, чтобы не упасть». (7) По мнению Августина, человек может обновиться посредством возрождения через крещение, а также испытать в своей жизни оправдывающую Божью благодать, (8) но все же не устоять в вере до конца. Признание такой вероятности должно сделать исповедание веры «покорным и смиренным», дабы христианин продолжал осознавать свою зависимость от Божьей благодати. Таким образом, учение Августина о стойкости святых отражает его понимание доктрины о предвечном Божьем предопределении, а также текстов Нового Завета, в которых содержатся предупреждения верующим, и сакраментального богословия благодати, и возрождения через крещение. Он считал, что избранные Богом люди несомненно устоят в вере до конца, однако никто в этой земной жизни не может быть полностью уверенным в своей избранности. Более того, оправдание человека и его возрождение через крещение могут быть отвергнуты и утрачены по причине греха и неверия. Подобные воззрения Августина являются основополагающими для Фомы Аквинского, Тридентского собора и для всей системы римско-католической традиции вплоть до настоящего времени.
Фома Аквинский
В своей книге «Сумма теологии» Фома Аквинский неоднократно обращается к учению о стойкости святых. Один раз в разделе «Необходимость благодати», другой – в разделе «Добродетели и пороки». (9) Фома Аквинский разрабатывает свое учение на основании воззрений Блаженного Августина, пытаясь связать его с нравственными прозрениями «Никомаховой этики» Аристотеля и собственным философским пониманием свободы человеческой воли.
По мнению Фомы Аквинского, термин «стойкость» имеет три основных значения. В первом случае он указывает на предрасположенность или склонность разума, «благодаря чему человек непоколебим, если только не оставит благочестия». (10) Во втором случае, также нравственном по своей сущности, данное выражение подчеркивает намерения человека. Это значит, что стойкость – это намерение «человека упорно добиваться блага до конца». (11) В третьем случае, который является сугубо богословским, стойкость – это «пребывание в благе до конца жизни», то есть «пожизненная стойкость». (12) Как и Августин, Фома Аквинский верил, что человек, однажды оправданный благодатью, постоянно нуждается в Божьей благодати, так как оправданный человек может отвратиться от Бога и погибнуть навсегда. «Многим, кому была дарована благодать, не была дарована стойкость».
(13) Учение Фомы Аквинского о стойкости святых отражает его понимание человеческой воли. Свободная воля, по своей сути, подвержена изменениям, и такая изменчивость не устраняется благодатью. Следовательно, в настоящей жизни человеческая воля сама по себе бессильна, даже будучи «восстановленной благодатью, с целью ее неизменного пребывания в благе». (14) Несмотря на то, что свободная воля обладает способностью избирать благое, тем не менее «часто мы можем иметь желание делать добро, но не совершать его на самом деле». (15) Фома Аквинский, по всей видимости, пытается сказать, что благие намерения далеко не всегда гарантируют благие результаты. Тем не менее, с помощью божественной благодати, оправданные могут и дальше иметь желание творить добро и оставаться стойкими в вере до самого конца. (16)
Мартин Лютер
В понимании Мартина Лютера вопроса стойкости отчетливо видны следы влияния римско-католической традиции. Тем не менее, его точка зрения отличается от католической в ключевом вопросе относительно уверенности христиан в своей избранности в настоящей земной жизни. Пребывая в контексте богословия и практики католической церкви позднего Средневековья, которая отвергала такую уверенность, Лютер ужасался тому, что Папа Римский «всячески препятствовал уверенности в Божественной благодати». (17) Проповедник должен уметь (и это его основная задача) убедить своих слушателей в том, что они спасены. «Если вы желаете проповедовать людям, дабы утешить их, – говорил Лютер во время своей проповеди на текст Матфея 18:21-22, – тогда вам необходимо либо показать, что они на самом деле приобрели благорасположение в очах Божьих, либо вовсе не проповедовать». (18) Проповедники, которые заставляют своих слушателей сомневаться, «ни на что не способны». Уверенность человека в том, что в настоящий момент он пребывает в состоянии благодати, является основополагающим принципом христианской жизни. «Я должен быть в состоянии сказать, – утверждал Мартин Лютер, – что у меня есть благодатный Бог, и что мои дела, совершенные в вере и согласно Божьему Слову, являются добрыми плодами, благоугодными Ему».
(19) Проповедь, которая указывает верующему на его настоящие отношения с Богом, является истинной, ведь в ней излагается чистое Слово Христа. Однако проповедь, не достигающая этой цели, представляет собой «ложь и дьявольское учение», а такие проповедники – «глашатаи сатаны» и «проповедники из глубин ада». (20) Лютер очень определенно высказывался по этому вопросу.
Как и Августин, Лютер верил, что возрождение происходит через воды крещения. «Однако, – отмечал этот великий реформатор, – не все из нас остаются верными крещению. Многие отпадают от Христа и становятся ложными христианами». (21) В своем комментарии на 2 Петра 2:22 Лютер пишет относительно отступников в Церкви: «Посредством крещения они были вырваны из неверия, а их путь нечестия был очищен. Они вошли в чистую жизнь веры и любви. Однако теперь они снова впадают в неверие, оскверняя и себя, и свои дела».
(22) Человек, который ощутил оправдывающую благодать Божью через веру, может утратить оправдание по причине неверия или ложной уверенности в действенности добрых дел. «Даже праведник, – пишет Лютер в своем комментарии на Послание к Галатам 5:14, – если думает, что оправдается своими делами, утратит праведность и отпадет от благодати, посредством которой он был оправдан. Ибо в таком случае он из цветущей страны попадает в бесплодную пустыню».
(23) Мартин Лютер, как и Римско-католическая церковь того времени, придерживался точки зрения, что человек может утратить оправдание и возрождение, полученное через крещение. В данном случае он разделял взгляды Блаженного Августина и Фомы Аквинского. Однако реформатор не соглашался с ними относительно вопроса об уверенности в спасении. Лютер, в отличие от католической традиции того времени, был твердо убежден, что верующий может быть полностью уверен в пребывании в благодати в настоящий момент. Сможет ли верующий, который в настоящий момент пребывает в состоянии благодати, удержаться в ней до конца? Этот вопрос оставался для Мартина Лютера открытым. С другой стороны, затрагивая вопрос о Боге, Лютер верил, что Отец Небесный желает, чтобы верующие обрели вечное спасение во Христе. Однако, верующие, со своей стороны, могут отвратиться от Божьей благодати и погибнуть навеки. Следовательно, верующий обязан постоянно следить за собой, чтобы не отпасть.
(24) Подобное колебание в отношении вопроса о стойкости верующих до конца («Безопасен во Христе, беспомощен в самом себе») отражено и в лютеранских вероисповедных документах шестнадцатого столетия. С одной стороны, двенадцатая статья Аугсбургского исповедания веры 1530 года осуждает анабаптистское учение о том, что, будучи оправданным, верующий не может потерять Духа Божьего. С точки зрения лютеранской Церкви, отступниками могут стать даже те, кто был крещен и оправдан Богом. С другой стороны, несмотря на то, что содержание извечных Божьих постановлений об избрании известны в совершенстве только Богу, тем не менее, верующий, взирая на Христа, проповеданного в Евангелии и представленного в обетованиях Святого Писания, может обрести «сладчайшее утешение» в этой чрезвычайно «полезной доктрине» о предопределении («Формула согласия» от 1584 года). Посредством настоящей и живой веры во Христа, «верующие могут обрести уверенность в том, что только благодаря благодати, без каких бы то ни было заслуг и усилий с их стороны, они избраны во Христе к вечной жизни, и никто не может похитить их из Его десницы». (26) В таком случае, в лютеранском понимании учения о стойкости святых существует парадокс. Хотя теоретически нельзя быть уверенными в данном вопросе, тем не менее, верующие в экзистенциональном плане могут обладать твердой, непоколебимой верой в обетования Евангелия и возрастать в вере в то, что они избраны по Божьей благодати к спасению.
Жан Кальвин
Подобно воззрениям Августина, Фомы Аквинского и Мартина Лютера, учение Жана Кальвина о стойкости святых основано на доктрине о Божьем избрании. Кальвин пишет, что относительно дара стойкости святых, нет сомнения, что Бог «применяет эту идею ко всем избранным». (27) По мнению этого богослова, когда Иисус Христос провозглашает, что «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф.15:13), Он подразумевает, что укорененные в Боге люди никогда не будут вырваны из почвы спасения. (28) В данном комментарии показано различие между видимой и невидимой Церковью. В то время как ложные христиане будут вырваны с корнем из почвы видимой Церкви, избранные Божьей истинной невидимой Церкви пребудут в вере до конца.
Как и Лютер, Кальвин верит, что христианин может наслаждаться уверенностью в спасении в настоящей земной жизни. Однако Кальвин был твердо убежден, в отличие от Лютера и Римско-католической традиции до него, что верующий все же может быть уверен в своем избрании и в том, что устоит в вере до конца. Например, один из Отцов Церкви Григорий Великий «допустил ужасную и опасную ошибку, утверждая, что мы можем быть уверены в нашем призвании, но не в избрании». (29) Заблуждение Григория заключается в том, что он делает избрание зависимым от наших заслуг, вместо того, чтобы помогать верующему укреплять свою уверенность в Божьей благости.
(30) Кроме того, точка зрения Кальвина отличается от позиции Лютера в области понимания возрождения. По мнению Кальвина, человек, возрожденный Святым Духом, не может утратить свой статус возрожденного человека. Этот взгляд ясно представлен в комментарии Кальвина на 1 Иоанна 3:9: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». Кальвин пишет: «Апостол Иоанн ясно объясняет, что Святой Дух поддерживает Свою благодать в нас до самого конца. К обновленной жизни верующего прилагается также и его незыблемая стойкость». (31) Может ли страх перед Богом и любовь к Нему исчезнуть в сердце истинно возрожденного человека? Конечно же, нет, так как «семя, посеянное в душу человека в момент возрождения избранных Богом людей, остается нетленным, и никогда не теряет своих качеств». (32) Это «семя» – присутствие Божьей новой жизни в верующем. Несмотря на то, что возрождение – это необратимое действие, которое ведет к стойкости святых, тем не менее, никто из членов видимой Церкви не может безошибочно определить, кто из них возрожден, а кто нет. Даже нечестивые люди, пишет Кальвин в своем комментарии на Евреям 6:4, могут «в некоторой мере, насладиться Его благодатью». Святой Дух может произвести некие устремления и желания «даже в сердцах неверующих людей, которые впоследствии исчезнут либо из-за того, что не были глубоко укоренены, либо потому что были заглушены сорняками и завяли». (33) По мнению Кальвина, человек может испытывать чувства сожаления за содеянные грехи, публично исповедать свою веру во Христа, и, тем не менее, не быть истинно возрожденным. Такую временную веру не следует отождествлять с истинной спасающей верой, которая ведет к вечной жизни.
По мнению Кальвина, несмотря на то, что возрождение является необратимым действием, а верующий может обладать уверенностью в собственном избрании и стойкости до конца, тем не менее, он не считал, что на основании данной уверенности можно оправдать духовное самодовольство. Стойкое пребывание в Божьей благодати требует от человека «серьезных и энергичных усилий». (34) С человеческой точки зрения, обстоятельства жизни христианина неясны и туманны. Временами христианин может чувствовать, что «его жизнь висит на волоске». (35) Верующему необходимо постоянно на протяжении всей жизни подпитывать душу Словом Божьим и возрастать в вере. (36) Так как для христианина легко отпасть на время от благодати Божьей, ему необходимо постоянно «быть начеку, если он желает пребывать в Божьей благодати».
(37) Таким образом Кальвин поддерживает равновесие между своей богословской уверенностью и пасторскими предупреждениями. На пасторском уровне точка зрения Кальвина не очень сильно отличается от мнения Лютера и более ранней католической традиции. Верующий обязан постоянно упражняться в вере и повиновении, дабы «сделать свое призвание и избрание непреложным».
Тридентский собор
Опровержение учения реформаторов о благодати было тщательно разработано римско-католическими богословами на Тридентском соборе. Ранее, в июне 1520 года, папа Лев X в булле «Exsurge Domine» представил предварительный ответ на сорок один тезис Лютера относительно свободной воли, первородного греха, покаяния, исповедания грехов и других богословских вопросов. Шестое заседание Тридентского собора, которое продолжалось с 21 июня 1546 года до 13 января 1547 года, было одним из наиболее важных. На нем рассматривались вопросы благодати, оправдания и стойкости святых. В двенадцатой главе постановлений Тридентского собора подтверждается, что никто из верующих не может быть полностью уверен, предопределен он Богом ко спасению или нет. «Никто из людей во время своей земной жизни не должен быть столь дерзок в отношении великой тайны Божественного предопределения, чтобы с уверенностью утверждать о своей принадлежности к числу предопределенных Богом людей». (38) На самом деле невозможно без особого откровения узнать, кого Бог избрал ко спасению.
(39) Если данное утверждение верно, тогда никто из людей не может быть уверен, устоит ли он в вере до самого конца или нет. Кроме того, в тринадцатой главе постановлений Тридентского собора утверждается: «Никто не может быть полностью уверен в том, что обладает этим даром, хотя все должны всецело полагаться на Божью помощь».
(40) Данные положения были вновь представлены в «Канонах об оправдании». Согласно пятнадцатому канону, «если кто-либо утверждает, что возрожденный и оправданный человек обязан верить, что он несомненно принадлежит к числу избранных, – да будет ему анафема». (41) Также в шестнадцатом каноне утверждается следующее: «Если кто-либо утверждает, что у него есть абсолютная и безошибочная уверенность в обладании великим даром стойкости святого, если только она не получена в результате особого откровения, – да будет ему анафема».
(42) Хотя учения Лютера и Кальвина, а также постановления Тридентского Собора были разработаны в новых исторических условиях, по своей сути, они представляли собой подтверждение более ранних богословских позиций Блаженного Августина и Фомы Аквинского. Тридентский Собор, со своей стороны, пытается опровергнуть то, что он считает самонадеянной уверенностью протестантских реформаторов, в то же время, не отрицая разумной уверенности посвященного верующего. В данном случае необходимо пасторское увещевание, так как христиане пребывают в духовной войне на протяжении всей своей земной жизни. «Христиане, зная о том, что они заново родились для упования славы (1 Петр. 1:3), а не для самой славы, должны полностью осознавать всю серьезность битвы, которую они ведут с плотью, миром и дьяволом».
(43) С точки зрения более поздних католических богословов, учение Тридентского собора предполагает, что стойкость святых основана не только на человеческой воле или Божьей благодати, а на том и на другом, то есть «божественная благодать помогает человеческой воле, а человеческая воля сотрудничает с божественной благодатью». (44) Даже если верующий не может быть полностью уверен, что он устоит в вере до конца, тем не менее, будет ошибочным считать, что не следует прилагать для этого никаких усилий. Например, стойкость пребывания в вере можно приобрести благодаря усиленной и постоянной молитве, как это неоднократно подчеркивали Альфонс Лигури, Франсиск де Саль и Катерина Генуэзская. Святое Писание уверяет нас в том, что Бог слышит молитвенные просьбы о благополучии оправданного верующего. (45)
Англиканские вероисповедные документы
Тридцать девять статей Англиканской Церкви были опубликованы в 1563 году. Они являются плодом разносторонних обсуждений доктринальных вопросов, которые проводили английские реформаторы во время правления короля Генриха VIII. Они представляют собой пересмотренный вариант сорока двух статей 1553 года, большая часть которых была составлена архиепископом Томасом Кранмером.
(46) Семнадцатая статья «О предопределении и избрании» гласит о том, что избранные Богом во Христе для вечного спасения не только призваны, оправданы, усыновлены и освящены, но и по Божьей милости достигают вечного блаженства». Как Августин, Фома Аквинский, Лютер и Кальвин, так и эта статья учит, что избранные Богом люди, несмотря ни на что, устоят в вере до конца и достигнут вечной жизни. Однако, относительно вопроса о степени уверенности верующего в своем избрании в настоящей земной жизни, Тридцать девять статей отзываются очень осторожно, если не сказать двусмысленно. В той же семнадцатой статье утверждается, что «благочестивое размышление... о нашем избрании во Христе доставляет сладчайшее, приятнейшее и невыразимое утешение для благочестивых людей». Кроме того, оно «помогает им утвердиться в вере в вечное спасение, которым можно наслаждаться посредством Христа». (47) Создается впечатление, что согласно учению Тридцати девяти статей, христианин может обладать, в разумных пределах, уверенностью в своем избрании и стойкости в вере до конца, но все же не иметь той уверенности, о которой говорил Кальвин, а позднее и вестминстерские богословы, и Дортский синод. Такая осторожность в богословских формулировках отражает сущность Тридцати девяти статей, которые были созданы с целью предоставить минимальную вероисповедную основу для национальной Церкви Англии, приемлемую как для католической, так и для протестантской традиции.
(48) Ламбетские статьи 1595 года являют собой приложение к Тридцати девяти статьям Англиканской церкви. Они были одобрены большинством прелатов Англиканской церкви на собрании в Ламбетском дворце в Лондоне 20 ноября 1595 года, однако королева Елизавета не ратифицировала их. (49) Позднее Ламбетские статьи стали частью Ирландских статей веры. Пятая статья гласит, что истинная оправдывающая вера никогда не может быть полностью утрачена. Кроме того, в шестой статье утверждается: «Истинно оправданный верующий полностью уверен в том, что Бог простил его грехи, а Христос даровал ему вечное спасение». (50) В данном утверждении представлено явно кальвинистское учение об уверенности в спасении и стойкости святых, которое в Тридцати девяти статьях было изложено двусмысленно и туманно.
Ирландские статьи веры, по всей видимости составленные архиепископом Джеймсом Ашером, были приняты Ирландской епископальной Церковью в 1615 году. В них отражено кальвинистское учение того времени, которое представляет собой важное историческое связующее звено между Тридцатью девятью статьями и Вестминстерским исповеданием веры. (51) Предопределенные к жизни, по милости Божьей, «достигнут вечного блаженства» (пятнадцатая статья). Тридцать седьмая статья подтверждает, что «истинный верующий полностью уверен, что Бог простил его грехи, а Христос даровал ему вечное спасение». (52) Совершенно очевидно сходство между этими заявлениями и Ламбетскими статьями, которые были до них, а также Вестминстерским исповеданием веры, которое было составлено после них.
Яков Арминий
Яков Арминий (1560-1609), именем которого названа арминианская богословская традиция, учился в Женеве у Теодора Безы, нес пасторское служение в Амстердаме, а впоследствии был назначен на должность профессора богословия в Лейденском университете в 1603 году. Выступая против воззрений Дирика Зон Коорнхерта, который критиковал кальвинистское учение, Яков Арминий впоследствии согласился с ним, и стал сторонником учения о всеобщей благодати и свободе воли. (53) Богословское противостояние распространилось по всей Голландии и привело к созыву Дортского синода в 1618 году, спустя девять лет после кончины Якова Арминия.
Арминий утверждал, что многие аспекты его учения были неправильно поняты его богословскими противниками. Относительно вопроса стойкости святых он писал, что истинные верующие «обладают достаточной силой сражаться против сатаны, греха, мира и собственной плоти», так что призывающие на помощь Христа сохраняются от падения. (54) Сатана не обладает достаточной силой, чтобы похитить верующего из десницы Христа. Арминий писал: «Я никогда не учил о том, что истинно верующий может целиком и полностью отпасть от веры и погибнуть навеки». В то же время, этот богослов указывал на библейские тексты, которые, по всей вероятности, говорят о возможности отпадения от веры поверхностных христиан и их гибели. Яков Арминий считал, что данный вопрос требует дальнейшего исследования. (55) По всей видимости, этот богослов, не отрицая полностью кальвинистского учения о стойкости святых, указывал на то, что противоположная точка зрения может быть правильной, хотя он не был готов утверждать с полной уверенностью, что она действительно была верной. После смерти Арминия руководителями движения стали Симон Епископиус (1583-1644), который занял его место на кафедре богословия Лейденского университета, и Янус Утенбогарт (1557-1644), проповедник Гаагской церкви.
В 1610 году арминианская партия под руководством Утенбогарта изложила свои богословские воззрения в пяти статьях, известных как Ремонстрация. В пятой статье, в которой рассматривается вопрос о стойкости святых, утверждается, что для верующего возможно, благодаря Божьей силе, устоять в вере до конца и что нет необходимости в отпадении, несмотря на силу мира, плоти и сатаны. Однако, ремонстранты добавляют: «Вопрос о том, может ли верующий отказаться от жизни во Христе и лишиться Божьей благодати, требует дальнейшего рассмотрения на основании Святого Писания, прежде чем мы сможем с полной уверенностью учить о сем предмете». (56) Ближайшие преемники Якова Арминия также придерживались этого мнения. Относительно вопроса о предопределении Арминий считал, что Божье решение спасти отдельно взятого человека зависит от «предвиденья Божьего, благодаря которому Он знает от вечности... кто уверует и, при содействии Его благодати, устоит в вере до конца».
(57) При таком условном понимании предопределения, Божьи постановления основаны на божественном предузнании возможных действий человеческой воли. Божья благодать необходима для спасения, но ее одной недостаточно без сотрудничества с волей человека. Имея равную значимость с благодатью Божьей, человеческая воля становится решающим фактором, на основании которого можно определить, кто примет Евангелие, а кто его отвергнет. Если начало жизни во Христе и ее продолжение зависит от человеческой воли, тогда, логически рассуждая, можно утверждать, что стойкость святых также условна. В таком случае, отпадение от веры действительно возможно. Такое условное понимание предопределения, присущее Якову Арминию, будет и в дальнейшем отличительной чертой арминианской богословской традиции.
Дортский синод
Заседания Дортского синода проходили в 1618-1619 годах, в результате которых была одержана победа строгой кальвинистской ортодоксии в реформатских церквях Нидерландов. (58) Данный синод в определенном смысле был международным, так как на нем присутствовали делегаты не только от нидерландских провинций, но также были двадцать семь представителей от разных стран. В пятой вероучительной главе представлено решение синода относительно стойкости святых, согласно которому, в отличие от арминианской точки зрения, «Бог не забирает Святого Духа от Своих избранных людей даже во время их самых глубоких падений». Кроме того, «Бог не допустит, чтобы они утратили свой статус оправданных и усыновленных Им людей». (59) Стойкость святых укоренена в «Божьей неизменной цели избрания». (60) В данном случае синод разделяет точку зрения Блаженного Августина и Фомы Аквинского. Однако синод утверждал, что стойкость святых укоренена также и в сущности возрождения. Даже когда верующие совершают серьезные грехи, Бог «сохраняет в них нетленное семя возрождения», не допуская их вечной погибели. (61) В поддержку данного утверждения приводятся тексты 1 Иоанна 3:9 и 1 Петра 1:23. Такое кальвинистсткое понимание природы возрождения как постоянного состояния души отличается как от точки зрения римо-католической церкви, так и лютеранской.
Синод утверждает, что верующие действительно обладают уверенностью «по мере веры» в том, что они устоят в вере до конца. (62) Данная «утешающая уверенность» не развеивает все сомнения и не устраняет все искушения. Она неотделима от Святого Писания и приходит от свидетельства Святого Духа в Божьих обетованиях. (63) В последующей пасторской заметке синод также подтверждает, что святые действительно пребывают в вере благодаря старательному использованию назначенных Богом средств благодати — чтения и слушания Божьего Слова, содержащихся в нем увещеваний и предупреждений, а также таинств Святого Причастия и Святого крещения. (64)
Вестминстерская ассамблея
Вестминстерское исповедание веры (1646 год) было составлено участниками богословской ассамблеи в Вестминстерском аббатстве во время гражданской войны в Англии. Как само исповедание веры, так и катехизисы, составленные вестминстерскими богословами, стали основополагающими вероисповедными документами пресвитерианских церквей в англоязычном мире, которые также оказывают значительное влияние на конгрегациональные и баптистские деноминации в Великобритании и Северной Америке.
(65) Семнадцатая глава «О стойкости святых» Вестминстерского исповедания веры гласит: «Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призванные и освященные Его Духом, не могут ни всецело, ни окончательно отпасть от состояния благодати, а напротив, устоят в нем до конца и обретут вечное спасение». (66) Стойкость святых зависит не от свободной воли, а от Божьего постановления об избрании, неизменной Божьей любви, действенности посредничества Христа, от пребывающей в них силы Святого Духа и семени возрождения.
(67) В следующей статье «Об уверенности в благодати и спасении» утверждается, что истинные верующие «могут уже в этой жизни быть уверены, что пребывают в состоянии благодати». (68) В ответе на восьмидесятый вопрос Большого катехизиса представлено очень ясное утверждение: «Верующие могут быть абсолютно уверены в том, что пребывают в состоянии благодати, что устоят в нем до конца, и обретут вечное спасение». (69) Уверенность верующего в том, что он пребывает в состоянии благодати (о которой говорил Лютер), возросла до уверенности в стойкости верующего до конца.
Спустя сто лет после начала Реформации, вестминстерские богословы придали учению Жана Кальвина более четкие и понятные формы, которые и до сего дня являются отличительной чертой реформатской богословской традиции.
Джон Уэсли
В ранний период своей жизни, в 1743 году, великий методистский реформатор сказал: «Я склонен верить в то, что человек уже в этой жизни пребывает в состоянии, от которого он не может отпасть и погибнуть навеки». (70) Однако, в более поздний период своей жизни Уэсли отказался от этого взгляда.
В своей работе «Здравое рассмотрение учения о предопределении» Уэсли отметил, что верующие, на основании собственного опыта благодати, могут быть уверены в невозможности окончательного отпадения. (71) Какую бы уверенность Бог ни даровал отдельно взятым людям, тем не менее: «...я не вижу, чтобы Святое Писание в целом учило, что уверовавшие в Бога люди никогда не отпадут от Него и не погибнут навеки». (72) По мнению Уэсли, только Писание, а не личный опыт или умозаключения, которые на нем основаны, должно быть определяющим в данном вопросе.
(73) В своей работе «Серьезные мысли о стойкости святых» Уэсли допускает, что апостол Павел, как и многие верующие в наши дни, был полностью уверен, что устоит в вере до конца. (74) Тем не менее, такая уверенность не доказывает, что каждый верующий устоит и что каждый верующий имеет такую уверенность. (75) На основании таких текстов как Послание к Евреям 6:4-6; 10:26-29; 2 Петра 2:20-21 и других новозаветных текстов Уэсли убежден, что верующий может потерпеть кораблекрушение в вере и погибнуть навеки. (76) В своей краткой работе «Кто такой арминианин?» Уэсли указывает на тесную взаимосвязь между представленным пониманием сущности предопределения и природы стойкости святых. Уэсли утверждал, что кальвинистский взгляд на непреодолимую благодать и стойкость святых «является естественным следствием … безусловного Божьего установления (декрета)». «Ибо если Бог от вечности твердо решил, что спасет определенных людей, тогда они не могут противиться этой спасающей благодати... и навеки отпасть от нее (так как они не смогут ей противиться)».
(77) Отрицая учение о безусловном предопределении, Уэсли последовательно отрицал следствие безошибочной стойкости святых. С точки зрения Уэсли, если предопределение зависит от предвиденного положительного отзыва человеческой воли на Евангелие, тогда стойкость святых зависит от постоянного сотрудничества воли верующего с оправдывающей и освящающей благодатью Бога.
Баптистские вероисповедания в Северной Америке
Североамериканские баптистские вероисповедания отражают как кальвинистское, так и арминианское влияние. Нью-Гемпширское исповедание веры, составленное Нью-Гемпширской баптистской конвенцией и опубликованное в 1833 году, отражает умеренное кальвинистское учение своего времени. Одиннадцатая глава «О стойкости святых» гласит: «Только истинные верующие могут устоять в вере до конца... Они, силой Божьей, чрез веру, пребывают в спасении». (78) В данном исповедании нет никаких упоминаний о взаимосвязи, существующей между предопределением и стойкостью святых. Кроме того, статья вовсе не упоминает о вопросе уверенности христианина в том, что он устоит в вере до конца.
В результате возрождения, последовавшего после проповедей Джорджа Уайтфильда, в Новой Англии возникла арминианская баптистская группа «Свободной воли», которая впоследствии превратилась в деноминацию. Доктринальные особенности этой группы были изложены в документе «Вера баптистов ‘Свободной воли’», опубликованном в 1834 году. (79) Одиннадцатая глава гласит: «В то время как возрожденные люди переживают испытания в земной жизни, их будущее повиновение Господу и завершенность спасения не являются предопределенными и незыблемыми». (80) В данном утверждении ясно изложено арминианское понимание условного избрания и уверенность в том, что истинно возрожденный христианин может отпасть от веры и погибнуть навеки. Однако у верующего есть привилегия «утверждаться в истине, возрастать в благодати, пребывать в святости и укреплять свое избрание».
(81) «Основные принципы» были приняты Южной баптистской семинарией (Луисвилл, Кентукки) в 1859 году. Данный вероисповедный документ представляет собой истолкование Южными баптистами Вестминстерского исповедания веры. Его кальвинистская ориентация ясно видна в тринадцатой главе: «Принятые Богом в Его возлюбленном Сыне и освященные Его Духом никогда полностью и окончательно не отпадут от состояния благодати, но, несомненно, устоят в вере до конца».
(82) В 1925 году, во время борьбы фундаменталистов с модернистами, Южная баптистская конвенция опубликовала свое «Исповедание баптистской веры». Одиннадцатая глава «О стойкости святых» гласит: «Все истинные верующие пребудут в вере до конца... Силой Божией через веру они оберегаются ко спасению». (83) Данное выражение напоминает слова Нью-Гемпширского исповедания веры от 1833 года, в котором представлены умеренные кальвинистские взгляды из-за сильного арминианского влияния в церквях Южной баптистской конвенции.
Истолкование диспенсационалистов
Толкователи-диспенсационалисты придерживаются кальвинистской точки зрения относительно вопроса стойкости святых и вечной безопасности. Льюис Сперри Шеффер в одной из своих книг посвятил две главы рассмотрению данной темы. Он утверждал, что некоторые тексты, например, такие как Матфея 24:13, несмотря на то, что в них говорится о возможности отступничества возрожденного человека, были «диспенсационально применены неправильно». По его мнению, их следует применять к Израилю, а не к Церкви. (84) Текст из Евреям 6:4-6 аналогичным образом относится только к евреям и не описывает опыт спасения истинного христианина. (85) Дабы доказать, что истинный верующий может устоять в вере до конца, Шеффер ссылается на вечные Божьи предназначения, заместительное искупление, запечатление Святым Духом, безусловную природу нового завета, священническое посредничество воскресшего Христа, вечный характер спасения и небесное совершенство верующих.
(86) Диспенсационалистская точка зрения была широко представлена в многочисленных подстрочных комментариях Библии Скоуфилда. В комментарии на Евреям 6:4-6 в недавнем издании Библии Скоуфильда говорится, что четвертый стих, который переведен как «и стали причастниками Святого Духа», следует перевести как: «шедшие рядом со Святым Духом». С точки зрения издателей Библии Скоуфилда, разнообразные переживания, описанные в Евреям 6:4-6, могут сопровождать спасение, но далеко не всегда вести ко спасению». О вечной безопасности христианина, по их мнению, говорится в таких текстах, как Ин. 3:15-16, 36; 10:27-30; Рим. 8:35,37-39; Еф. 1:12-14; Фил. 1:6; Евр. 10:12-14; 1 Петр. 1:3-5. (87) Предупреждения в Евр. 6:4-6 предназначены для тех, кто были наставлены и движимы Святым Духом, однако, никогда не были истинными последователями Иисуса Христа. (88)
Учение о стойкости святых в работах современных богословов
Исчерпывающая работа, в которой представлена кальвинистская точка зрения, была недавно написана Г. К. Берковером, который пытался подчеркнуть в ней «экзистенциональные» аспекты данного учения, дабы вера в стойкость святых не превратилась в своеобразный «богословский гнозис» или всего лишь в логическое умозаключение, составленное на основании концепции божественного предопределения. Берковер подчеркивает, «что стойкость святых осуществляется в хрупкой жизни верующих, исполненной страхов и опасений, только с помощью молитвы и увещевания, проповеди и таинств». (89) Отделить учение о стойкости святых от настоящей жизни – значит превратить ее в «безжизненную игру концепций». (90) Таким способом Берковер пытается показать, что в Божьем замысле определенные цели (стойкость святых) достигаются только во взаимосвязи с особыми средствами: верой и повиновением верующих. Такое «экзистенциональное» подчеркивание тесно взаимосвязано с лютеранским акцентом на живой вере, которая является основой уверенности христианина.
Уэслианская позиция представлена в серьезном исследовании Говарда Маршалла. Этот богослов изучил ветхозаветную и иудейскую подоплеку данной темы, а затем в семи главах представил исследование соответствующих текстов Нового Завета. Он делает вывод, что «хотя христианин может отпасть от веры после истинного обращения... все же в Новом Завете основное ударение делается на уверенности верующего в том, что он в конечном итоге будет спасен». (91) Маршалл пишет, что «Новому Завету чужда как жесткая логика кальвинизма, так и бессистемность арминианства, а Новый Завет, прежде всего, учит нас доверять Богу».
(92) Арминианская точка зрения представлена в серьезной работе Роберта Шенка. По его мнению, любой верующий может стать отступником и погибнуть навеки. Кроме того, новозаветные тексты, которые говорят о безопасности верующих во Христе, скорее условны, нежели безусловны. Например, Иоанна 10:28 следует перевести так: «Я даю им вечную жизнь» (в англ. тексте это предложение дано в настоящем продолжительном времени. – Прим. перев.). То есть процесс дарования Христом вечной жизни верующим зависит от «постоянного слушания ими Слова Божия и следования за Ним». (93) Евреям 6:4-6 описывает настоящее, а не предполагаемое отступничество. (94) Относительно Филлипийцам 1:6, еще одного текста об «уверенности в спасении», Шенк пишет: «Павел считал, что его уверенность основана на стойкости в вере филиппийцев». (95) По мнению Шенка, совокупность учения Нового Завета заключается в том, что «мы ныне обладаем вечной жизнью во Христе только при условии настоящей живой веры».
(96) В своей недавно опубликованной книге Дейл Муди рассматривает вопрос спасения и отступничества. Исследовав соответствующие тексты Нового Завета, Муди пришел к выводу, что «отпасть от веры могут не только поверхностные верующие». (97) Такой вывод не соответствует официальному учению Южной баптистской конвенции, однако, по мнению Муди, «он основан на ясном учении Святого Писания, которое намного важнее всех человеческих преданий». (98)
Выводы
Рассмотрев историю учения о стойкости святых, мы пришли к выводу, что в богословских дискуссиях затрагивались, прежде всего, вопросы:
(1) природы избрания
(2) степени уверенности верующего в своем спасении
(3) сущности возрождения, как постоянного или потенциально неустойчивого состояния.
Кальвин, Арминий и Уэсли соглашались в том, что если избрание безусловно, тогда верующие, несомненно, устоят в вере до конца. Августин и Фома Аквинский подтверждали, что избрание безусловно, но, тем не менее, учили, что верующие не могут наслаждаться безошибочной уверенностью в своем избрании, а следовательно и в своей стойкости в вере до конца. Лютер верил, что христианин может быть уверен в своем пребывании в благодати в настоящей жизни, но не в том, что он устоит в вере до конца. Подобно римо-католической традиции, которая была до Лютера, и Уэслианской традиции, которая возникла после него, он не считал, что возрождение неразрывно связано со стойкостью святых. Кальвинистская традиция считает избрание безусловным, неизменным. В соответствии с ней, христианин может быть уверен в своей стойкости в вере до конца.
Дальнейшее исследование данного учения требует продолжения экзегетического рассмотрения библейских текстов об избрании, возрождении и отступничестве, а также нового богословского и эпистемологического анализа основ и пределов уверенности в спасении в Новом Завете.
Примечания
[1] Цитаты из The Works of Aurelius Augustine, том 15, Anti-Pelagian Works (ed. M. Dods; T and T Clark, 1876). Название на латыни De Dono Perseverantiae, "О пользе стойкости святых".
[2] Там же. 172 (глава 1).
[3] Там же. 187 (глава 21).
[4] Там же. 188 (глава 21). Ссылки на Рим. 8:28; Eф. 1:4.
[5] Там же. 200-201 (глава 33). Aвгустин цитирует Рим. 8:30; Рим. 11:29 относительно Божьего предопределения избранных.
[6] Там же. 172 (глава 1).
[7] Там же. 201 (глава 33). Ссылка на 1 Кор 10:12.
[8] Там же. 188 (глава 21). По мнению Августина, оправдание и возрождение (посредством крещения) — духовные блага, которые можно отвергнуть и утратить.
[9] Цитаты из «Суммы теологии» (translation of the English Dominican Province) (NY: Benziger, 1947).
[10] «Сумма теологии» I-II, вопрос 109, Статья 10.
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] «Сумма теологии» II-II, вопрос 137, статья 4.
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Цитируется в The Theology of Luther (Lutheran Publication Society, 1897), 2:462.
[18] Цитируется в What Luther Says (compiled by E. Plass; Concordia, 1959), 3:1116.
[19] Работы Лютера (Я. Пеликан; Concordia, 1961), 24:218.
[20] Там же.
[21] Цитируется в What Luther Says, 1:280.
[22] Работы Лютера (Я. Пеликан; Concordia, 1967), 30:190.
[23] Работы Лютера (Я. Пеликан; Concordia, 1964), 27:331.
[24] Koстлин, Theology, 2:464.
[25] The Creeds of Christendom (ed. P. Schaff; NY: Harper, 1897), 3:14.
[26] Там же. 169-170; глава 12, Формула согласия.
[27] Д. Кальвин, «Наставления в христианской вере» 3.14.6 (ed .J.T. McNeill; Westminster, 1960), 972 .
[28] Там же.
[29] Наставления 3.14.9, 975.
[30] Там же.
[31] Д, Кальвин Commentaries on the Catholic Epistles (Eerdmans, 1948), 214.
[32] Там же.
[33] Д. Кальвин, Commentaries on the Epistle to the Hebrews (Eerdmans, 1949), 138.
[34] Д. Кальвин, Commentary on the Book of Psalms (Eerdmans, 1949), 5:4 (комментарий на псалом 118:123).
[35] Там же. 1:143 (комментарий на псалом 10:6).
[36] Кальвин, Hebrews 90 (комментарий на Евр. 3:15).
[37] Там же. 324-325 (комментарий на Евр. 12:15).
[38] The Church Teaches: Documents of the Church in English Translations (Herder, 1955), 238.
[39] Там же.
[40] Там же.
[41] Там же. 244.
[42] Там же.
[43] Там же. 238.
[44] Д. Ф. Сольер. "Perseverance. Final," в The Catholic Encyclopedia (NY: Robert Appleton, 1911), 9:711.
[45] Д. Д. Коннели, "Perseverance, Final," в The New Catholic Encyclopedia (NY: McGraw-Hill, 1967), 11:155.
[46] Creeds of the Churches (ed. J. H. Leith; John Knox, 1973), 266.
[47] Там же. 272.
[48] Там же. 266.
[49] Шафф, Creeds, 523.
[50] Там же. 524.
[51] Там же. 526.
[52] Там же. 534.
[53] Шафф, Creeds, 1:510.
[54] Работы Якова Арминия (Baker, 1956), 1:254.
[55] Там же. Он также отмечает, что учение о стойкости святых никогда не была принята в качестве общепринятого учения всей Церкви (2:502).
[56] Шафф, Creeds, 3:548-549.
[57] Цитируется в "The Creed of Arminius," Стюарта. Biblical Repository 1 (1831), 269.
[58] Р. Сибург, Textbook of the History of Doctrines (Baker, 1977), 424.
[59] Доктринальные стандарты христианской реформатской церкви (Publication Committee of the Christian Reformed Church, 1962), 61.
[60] Там же.
[61] Там же.
[62] Там же. 62 (9 статья).
[63] Там же. (статьи 10-11).
[64] Там же. 63 (14 статья).
[65] Ляйт, Creeds, 192.
[66] Там же. 212.
[67] Там же. параграф 2. Ответ на вопрос 79 в Большом катехизисе также добавляет "их нерушимый союз со Христом" — основа стойкости святых; Согласование Вестминстерских пресвитерианских стандартов (John Knox , 1951), 104.
[68] Ляйт, Creeds, 212 (18 глава).
[69] Согласование стандартов107.
[70] Цитируется в Историческом богословии Каннингама (Banner of Truth Trust, 1960
[1862]), 1:358.
[71] Д. Уэсли, The Works of John Wesley (NY: Carlton and Lamaban, 1825), 6:24.
[72] Там же. 50.
[73] Там же. 51.
[74] Там же. 85.
[75] Там же.
[76] Там же. 90.
[77] Там же. 134. Аналогичную связь отметили поздние методистские богословы. "Если постановление о (безусловном) избрании верно... если благодать непреодолима в работе спасения", пишет Д. Майли, "тогда учение о стойкости святых должно быть правильно"; Систематическое богословие (NY: Eaton and Mains, 1894), 2:269.
[78] Ляйт, Creeds, 337.
[79] В. Д. Мак-Глотлин, Baptist Confessions of Faith (American Baptist Publication Society, 1911), 308.
[80] Там же. 321.
[81] Там же. 321-322.
[82] Ляйт, Creeds, 342.
[83] Там же. 342.
[84] Л. С. Шеффер, Salvation (NY: Charles C. Cook, 1917), 99.
[85] Там же. 105.
[86] Там же. 116-137.
[87] Новая Библия Скоуфильда (ed. C. I. Scofield; NY: Oxford University, 1967), 1315.
[88] Там же.
[89] Г. К. Берковер, Faith and Perseverance (Eerdmans, 1958), 234.
[90] Там же. 237.
[91] И. Г. Maршалл, Kept by the Power of God: A Study of Perseverance and Falling Away (London: Epworth, 1969), 207.
[92] Там же. Кальвинисты, такие как Берковер, подвергнут сомнению выражение «жесткая логика», как и многие сторонники арминианской традиции опротестуют эпитет «случайность».
[93] Р. Шэнк, Life in the Son: A Study of the Doctrine of Perseverance (Westcott, 1960), 57.
[94] Там же. 176.
[95] Там же. 107.
[96] Там же. 63.
[97] Д. Муди, The Word of Truth: A Summary of Christian Doctrine Based on Biblical Revelation (Eerdmans), 349.
[98] Там же. 365.
Д. Д. Дэвис — профессор систематического богословия и христианской этики в богословской семинарии «Гордон-Конвелл», Саут Гамильтон, МА.
Этот материал еще не обсуждался.