Джон Мюррей
Усыновление
Усыновление связано с отцовством Бога по отношению к искупленным душам. Но прежде чем мы начнем обсуждать эту тему, необходимо дать характеристику нескольким видам божественного отцовства, о котором мы читаем в Писании.
1. Интертринитарианизм
Это исключительные отношения между Отцом и Сыном в таинстве Троицы. Они имманентны, вечны и единственны в своем роде. Ни одна другая Личность Троицы не разделяет их, а что касается сыновства, то ни люди, ни ангелы не имеют в нем части. Эта уникальность выражается в моногенном (Единородном, прим. ред.) имени, применяемом по отношению к Христу и выражающем принадлежность Сына Отцу (Рим. 8:3, 32). Это единственное отцовство, которое касается внутренних отношений Троицы, и рассматривать его относительно внешних отношений Троицы будет равносильно отвержению Ее атрибутов имманентности и вечности.
2. Творение
Отцовства Бога очень редко касается всего творения. Но так как об этом говорится в таких отрывках Писания как Деяния 17:28, 29; Евреям 12:9; Иакова 1:17, 18, нам необходимо признать тот факт, что вполне допустимо рассматривать отношения Бога со Своим творением как отцовские. Так как все три Личности Божества участвовали в сотворении мира, мы не можем ограничивать отцовство только первой Личностью Троицы, кроме того, мы должны признать, что эти божественные отношения распространяются также на ангелов и людей.
Помимо вышеупомянутых текстов, эту истину могут подтверждать также и другие отрывки Писания. Но некоторые из них либо абсолютно неподходящие, либо не подразумевают отношений между Творцом и Его творением.
В Матфея 5:45-48 Бог не назван Отцом всех людей. Он назван Отцом учеников Христа, и воистину, будучи их Небесным Отцом, Он дарует Свою милость праведным и неправедным. Текст Писания осмотрительно воздерживается от утверждения или предположения, что благодаря тому, что Бог является Отцом всех людей, Он посылает дождь и повелевает солнцу восходить «над злыми и добрыми».
В 1 Коринфянам 8:6 – «но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него» – нет упоминания об отцовских отношениях со всем человечеством. Это просто указание на первую Личность Божества через характеристику Его имени в божественной Троице. Кроме того, в тексте действительно отсутствует упоминание об отцовских отношениях с людьми. В соответствии с контекстом, Павел рассматривает отношения Бога-Отца с Сыном, когда же он говорит об отцовских отношениях с людьми, он называет Его нашим Отцом.
Ефесянам 3:15 – «преклоняю колени мои пред Отцем …от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» – указывает на то, что отцовство Бога не относится ко всему человечеству, потому что оно ограничивается только семьей Божьей.
Ефесянам 4:6 – «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» – относится к святым, потому что они наслаждаются именно такими отношениями с Богом, и о них Павел говорит далее: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». Кроме того, в четвертом стихе ясно устанавливаются границы: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания».
Малахии 2:10 – «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» – похоже, здесь указывается на все творение и, следовательно, на всеобщее отцовство. Но для Ветхого Завета характерно, говоря об акте сотворения, подразумевать труд искупления. В особенности обратите внимание на отрывки из Исаии 43:1, 7, 9, в которых глаголы «бара» и «яцар» («сотворил» и «образовал») употребляются только в ограниченном смысле, касающемся искупления (ср. Ис. 64:8, 9). Кроме того, вторая часть стиха Малахии 2:10 говорит о завете отцов и указывает на то, что в первой части стиха рассматриваются теократические отношения Бога с Израилем.
Вследствие этого, заслуживает внимания тот факт, насколько редко в Писании говорится об отцовских отношениях Бога со Своим творением. Нигде Бог отчетливо не назван Отцом всех людей. Следовательно, понятие всеобщего отцовства должно употребляться с большой осторожностью, если вообще его нужно употреблять. Особенно важно не путать это редкое употребление имени «Отец» с частым употреблением этого же имени в отношениях с искупленным народом.
В Луки 3:38 слово «υἱός» («сын») не употребляется, но его можно подразумевать, так как оно упоминается в 23 стихе, с которого начинается родословие: «υἱός, ὡς ἐνομίζετο, Ἰωσὴφ τοῦ Ἠλὶ τοῦ Μαθθὰτ». Однако это не доказывает того, что Бога можно считать Отцом всех людей в таком же смысле, в каком Он был Отцом Адама, по двум причинам.
(1) Ударение ставится на том факте, что Адам был обязан своим происхождением Богу, в отличие от всех остальных людей. Адам не был рожден от земного отца.
(2) Адам мог быть сыном Бога по факту сотворения, а не по своему падшему состоянию. Мы можем признать только то, что сотворенный Адам был сыном Бога, но нельзя согласиться с тем, что все люди после грехопадения являются Божьими сыновьями. Необходимо проводить различие между сыновством Адама и сыновством через усыновление. Последнее влечет за собой абсолютную уверенность и безопасность, которой не было у Адама.
3. Теократическое отцовство
Оно относится к усыновлению Богом Израиля как Его избранного народа. Оно является ветхозаветным аналогом и прообразом искупительного усыновления. Исход 4:22-23; Второзаконие 14:1, 2; ср. 1:31; Второзаконие 32:5-6, 20; Исаия 43:6, ср. 1:2; Исаия 63:16; Осия 11:1; Малахия 1:6; 2:10; Римлянам 9:4.
4. Отцовство через усыновление
Его необходимо отличать от усыновления Богом Израиля не из-за его принципиального отличия, а потому что это полноценное и совершенное сыновство, в отличие от несовершенного сыновства ветхозаветного периода. На это отличие ясно указывает апостол Павел в Послании к Галатам 3:23-4:6. Это отличие соответствует общему отличию между Ветхим и Новым Заветом; Ветхий Завет является подготовительной фазой, а Новый Завет – завершающей фазой Божьего плана искупления. Ветхий Завет – введение, Новый Завет – заключение. Дети Божьи в Ветхом Завете были несовершеннолетними. Благодать же Нового завета заключается в том, что посредством совершенного искупления и веры во Христа, все люди без исключения получают полноправное сыновство, не имея необходимости в попечителях и домоправителях, соответствующих попечительскому наставничеству ветхозаветного периода. Другими словами, новозаветным верующим, обращенным из язычников, нет необходимости проходить период индивидуального предварительного развития подобного ветхозаветному периоду, охватывающему развивающиеся отношения Бога со Своим народом и их выражение в жизни. На индивидуальном уровне отсутствует повторение того, что приобретается в сфере развития Божьего промысла.
БИБЛЕЙСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Υἱοθεσία – это греческое слово, означающее «усыновление» (Рим. 8:15; 8:23; Гал. 4:5; Еф. 1:5, ср. Рим. 9:4). Наиболее важные отрывки Нового Завета, повествующие об усыновлении, – это Иоанна 1:12-13; Римлянам 8:14-17; Галатам 4:4-7; Ефесянам 1:5; 1 Иоанна 3:1-2, 10.
Слова, употребляющиеся в Новом Завете для выражения понятия сыновства по отношению к Богу – υἱός, τέκνον, τεκνίον[1] и παιδίον; однако слово παῖς, несколько раз употребляющееся по отношению ко Христу и два раза к Давиду (Лк. 1:69; Деян. 4:25), не используется для выражения рассматриваемых отношений.
Παιδίον – обычное слово, означающее «ребенок», и в этом значении оно употребляется в Евреям 2:13-14 – ср. Ис. 8:18 – τεκνίον – ср. Ин. 13:33 1 Ин. 2:1, 12, 28; 3:7 (в некоторых манускриптах – παιδία), 18; 4:4; 5:21.
Однако наиболее употребляемыми словами являются υἱός и τέκνον. Иоанн почти постоянно употребляет слово τέκνον. Только в Откр. 21:7 он использует υἱός, когда цитирует 2 Цар. 7:14. Апостол Павел употребляет оба слова – υἱός и τέκνον. Рим. 8:14-21 является интересным примером того, как Павел переходит от одного слова к другому. Τέκνον является производным словом от τίκτειν, которое означает «рождать, приносить». Слово τέκνα часто употребляется в Новом Завете в значении «дети» по отношению к обоим полам, мальчикам и девочкам (ср. Лк. 15:31; 16:25; Деян. 7:5).
ПРИРОДА УСЫНОВЛЕНИЯ
Так как τέκνον является производным от τίκτειν мы можем предположить, что слово τέκνα свидетельствует о божественном отцовстве для всех поколений людей. Вероятней всего, поддержка этой точки зрения исходит из того факта, что слово τέκνα является распространенным словом в Новом Завете, означающим «дети», а относительно родителей, употребление этого слова, в основном, указывает на их прямое предназначение – давать жизнь ребенку. Более того, когда Иоанн употребляет этот термин, он подчеркивает тот факт, что рожденные от Бога сохраняют черты характера давшего им жизнь, и таким образом мы можем предположить, что термин τέκνον содержит идею божественного происхождения.
Однако мы не должны считать само собой разумеющимся, что слово τέκνον из-за своего производного значения или различных предположений относительно его употребления, означает, что либо мы становимся детьми Божьими посредством возрождения, либо оно определенно свидетельствует о сыновстве, как учреждено возрождением. Хотя в связи с этим считается, что мы становимся детьми Божьими, благодаря делу усыновления и посредством участия природы. Никаким очевидным образом возрождение не связано с усыновлением, через которое мы становимся сыновьями Божьими. Мы должны высоко ценить тот факт, что учение об усыновлении ясно изложено в Новом Завете, и вполне очевидно, что усыновление значительно отличается от возрождения. Нам никогда не следует думать, что сыновство учреждено отдельно от дела усыновления. Если мы считаем, что сыновство учреждено исключительно в связи с возрождением, тогда мы ставим под сомнение необходимость и сам факт особенной благодати усыновления. И не только это. Вызывает сомнение тот факт, должно ли дело Божьего возрождения истолковываться как аспект Божьей благодати, посредством которого мы становимся сыновьями Бога. В связи с этим возникает еще одно соображение. Как будет замечено позже, только благодаря Богу-Отцу дети Божьи могут иметь эти отношения. Только Бог-Отец является нашим Небесным Отцом. Следовательно, мы должны знать, что эти отношения были установлены именно исключительным действием Бога-Отца . А возрождение является исключительным действием Святого Духа. В любом случае, даже если мы допускаем, что возрождение согласовывается с усыновлением как составляющая часть совокупного труда Божьего, посредством которого мы становимся сыновьями Бога, все же именно усыновление должно рассматриваться как отличительный и особый Божий акт, которым устанавливаются эти отношения. Другими словами, привилегии и статус сыновства приобретаются не просто субъективно направленным действием, а тем, что можно назвать правовым актом, который более похож на дело оправдания, нежели на возрождение или освящение. Призвание, возрождение, прощение и оправдание требуются в качестве предварительного условия, усыновление же следует за этим условием, а также статусом, установленным этими делами Бога. Оно также закладывает начало статусу и привилегии, которые в полной мере не устанавливаются и не развиваются исключительно благодаря призванию, возрождению и оправданию. Итак, дело выглядит следующим образом. Искупление предполагает и гарантирует усыновление как кульминацию привилегии. Призвание вводит во взаимоотношения с Божьим Сыном. Возрождение способствует важному преобразованию в образ Божий в праведности и святости. Оправдание соответствует признанию Богом человека праведным и дарует вечную жизнь, которую требует вмененная ему праведность. Освящение подготавливает народ Божий к полному и совершенному наслаждению наследием, на которое дает право усыновление и титул наследника Божьего. Но именно в деле усыновления Бог в наивысшей степени становится Отцом для искупленных людей, когда божественное отцовство может принадлежать творению или же на которое творение может претендовать.
Однако мы не должны исключать важность связи возрождения с сыновством, установленным усыновлением. Именно возрождение дает людям новую жизнь по образу Божьему, чтобы, будучи усыновленными, они могли всецело проникнуться новой природой, которая созвучна обязанностям, привилегиям и правам, принадлежащим новому положению усыновленного человека.
В связи с этим, важно отметить тот факт, что не только Павел ясно излагает учение о деле усыновления (Рим. 8:15; Гал. 4:5; Еф. 1:5), заимствовав идеи из правового акта, в соответствии с которым, человек, не рожденный в браке, получает права и привилегии сына, но даже в учении Иоанна отображено это исключительное Божье дело, посредством которого мы становимся детьми Бога. В Иоанна 1:12 он говорит о данной нам власти быть детьми Божьими. Он пишет, что сыновство устанавливается дарованием права, и оно отличается от возрождения, о котором говорится в 13 стихе. Когда мы применим это учение Иоанна к другим стихам данного отрывка, мы обнаружим следующую прогрессию логической и причинной связи – возрождение (ст. 13), принятие Христа, получение власти и становление детьми Божьими (ст. 12). Вполне вероятно, что эта же идея упоминается в 1 Иоанна 3:1-3: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими… мы теперь дети Божьи». Необходимо обратить внимание на несколько вещей:
1) Именно Отец выступает действующей силой.
2) Отец дарует эту привилегию (δέδωκεν тот же глагол, что и в Иоанна 1:12).
3) Призвание, свидетельствующее о нашем звании как детей Божьих, или содержащее более рациональную мысль – эффективность призвания стать детьми Божьими, подчеркивает достоинство этого высокого звания.
4) Подчеркивание чудесного проявления Божьей любви указывает на положение, являющееся наивысшей точкой и итогом проявления благодати.
5) Это нынешнее обладание, а не будущее приобретение.
6) Новое положение гарантирует, что в будущем мы преобразуемся в Его образ и будем наслаждаться этим блаженным состоянием.
Одним словом, Писание утверждает тот факт, что через возрождение мы становимся членами Божьего Царства, а через усыновление – членами Божьей семьи. И мы не должны забывать, что всякий раз, когда понятие Божьей семьи ясно упоминается в Новом Завете, там говорится только о Боге-Отце.
«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле», – говорит Павел (Еф. 3:14-15).[2]
ДУХ УСЫНОВЛЕНИЯ
Благодать усыновления охватывает не только учреждение нового положения и привилегию сыновства, но также свидетельство Святого Духа, подтверждающего этот факт (Рим. 8:15-16; Гал. 4:6). Оно включает в себя, как мы уже обсуждали, два элемента:
1) Сотворение и воспитание в нас сыновней любви и убежденности, которая является отражением нашего осознания этого положения;
2) Совместное свидетельство Духа нашему духу.
Акт усыновления необходим для обладания исключительным правом сыновства; а Дух усыновления – для совершенствования этих прав и исполнения соответствующих обязательств. Именно Дух усыновления производит в нас наивысшую степень убежденности, данную людям для применения по отношению к Богу. Посредствам этого, народ Божий признает не только Христа как своего Искупителя и Спасителя, Первосвященника и Ходатая, сидящего по правую руку Отца, не только Святого Духа как Того, Кто освящает и ходатайствует за них, не только Бога-Отца, Который призвал их в общение Своего Сына, но также как Того, Кто принял их в Свою семью; и они теперь могут войти в святилище с уверенностью в том, что Он, Бог и Отец Господа Иисуса Христа, будет обладать ими и благословит их как Своих детей. Никакое другое обращение к Богу не сравнимо с близостью, уверенностью и любовью, заложенными в простых, но все же невыразимо красноречивых словах: «Авва, Отче». Они выражают всю глубину Божьего промысла и Его провидения, как премудрого, пресвятого и любвеобильного Небесного Отца. Важно осознавать, что вершина привилегии и наивысшая уверенность в Боге, проистекающие из этого, напрямую связаны, прежде всего и единственно, с делом Бога-Отца в искуплении, а именно, в избрании и предопределении. «В любви, предопределив усыновить нас Себе» (Еф. 1:5). Здесь мы обретаем основной источник и наивысшее право, сведенные воедино. Осознание себя дитем Божьим неизбежно идет рука об руку с уверенностью в этом. Уверенность, подразумевающаяся в обращении «Авва, Отче», привлекает к себе убежденность в предопределенной любви, и они вместе поддерживают и ободряют друг друга.
В заключение, мы должны обратить внимание на взаимодействие между Лицами Троицы. Отец посылает Духа усыновления в сердца Своих детей, Который гарантирует осознание и развитие отношений, установленных Отцом и направленных к Нему. Труд Святого Духа направлен на пробуждение веры и любви к Богу-Отцу с признанием Его отцовства. Святой Дух сосредотачивает веру, уверенность и любовь верующего именно на Отце.
ИМЯ «ОТЕЦ»
Считается, что именно Бог-Отец занимает основное положение в этих особых отношениях с Божьими детьми. Какие существуют доказательства, подтверждающие эту точку зрения?
1. Имя «Отец» относится исключительно к первой Личности божественной Троицы, оно указывает на непередаваемые качества. Существует определенное предположение, основывающееся на том факте, что это имя, описывая божественные отношения с людьми, указывает на Личность, Которая бесспорно является Отцом. Другими словами, для Личности, являющейся Отцом, вполне естественно поддерживать с людьми отцовские отношения, которые устанавливаются через ходатайство Сына.
2. В Иоанна 20:17 Иисус повелел Марии Магдалине сказать ученикам: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему». Когда Он говорит: «к Отцу Моему», Он имеет в виду первое Лицо Троицы. Слова нашего Господа «Отец», «Мой Отец» всегда относятся к первой Личности Троицы. И, следовательно, слова «ваш Отец» относятся к той же Личности. Такого вывода требует согласование фраз. Кроме того, Он восходил к «Отцу», и именно эта Личность отождествляется как Отец учеников Иисуса. Следовательно, только «Отец» является Личностью, поддерживающей отцовские отношения, которые Бог устанавливает с учениками.
3. Довольно часто Иисус называет первую Личность Троицы «Отче наш, сущий на небесах» немного по-разному:
ὁ Πάτερ μου ὁ οὐράνιος
ὁ Πάτερ μου ὁ ἐν τοῖς οὐρανοῖς
ὁ Πάτερ μου ὁ ἐν οὐρανοῖς
ὁ Πάτερ μου ὁ ἐπουράνιος
Подобным же образом Он говорит ученикам: «Отец ваш Небесный» (Мф. 5:16, 45, 48; 6:1; 7:11; Мк. 11:25, 26). Сходство фраз естественно подводит нас к мысли о том, что в обоих случаях говорится об одной и той же Личности, хотя Иисус никогда не включает учеников, когда говорит: «Отче наш, сущий на небесах».
4. В посланиях Нового Завета имя «Отец» является личным именем первого Лица Троицы, и настолько же часто употребляется, как и «ὁ θεὸς». Выражение или его ближайшая аналогия «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15:6; 2 Кор. 1:3; 11:31; Еф. 1:3; Кол. 1:3; 1 Пет. 1:3) бесспорно говорит о первой Личности Троицы. Равно как и фраза «Бог Отец» (Гал. 1:1; Еф. 6:23; Флп. 2:11; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:2; 1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2; Тит. 1:4; Иак 1:27; 1 Пет. 1:2; 2 Пет. 1:17; 2 Ин. 3; Иуд. 1; Откр. 1:6). Почти во всех этих случаях Отец рассматривается отдельно от Сына, а в 1 Пет. 1:2 – от Святого Духа.
Исследуя подобные примеры в посланиях, в которых Бог назван Отцом верующих, мы обнаружим очень схожие выражения.
Рим. 1:7: «Благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа», и то же самое сказано в 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Еф. 1:2; Флп. 1:2; Флм. 3.
Галатам 1:4: «…по воле Бога и Отца нашего».
Филиппийцам 4:20: «Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь».
Колоссянам 1:3: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего».
1 Фессалоникийцам 1:3: «…пред Богом и Отцем нашим».
1 Фессалоникийцам 3:11: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос…».
1 Фессалоникийцам 3:13: «…пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».
2 Фессалоникийцам 1:1: «Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе».
2 Фессалоникийцам 2:16-17: «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш …да утешит ваши сердца».
Но между этими выражениями в вышеприведенных примерах, в которых Бог назван Отцом нашего Господа Иисуса Христа, существует не только сходство, но, что более важно, в большинстве примеров, где Бог назван «Отец наш», Он очевидным образом рассматривается отдельно от Господа Иисуса Христа. И это подтверждает тот факт, что Бог-Отец отличается от Сына.
Основываясь на этом факте, мы должны сделать следующий вывод: когда Бог рассматривается относительно усыновления как «наш Отец, сущий на небесах», всегда говорится о первой Личности Троицы, Которая конкретно является Отцом. Этот факт усиливает восприятие чуда усыновления. Отец – это Бог и Отец не только нашего Господа Иисуса Христа, но Он также является Богом и Отцом всякого верующего во имя Иисуса. Отношения Бога-Отца с Сыном не должны приравниваться к отношениям Бога-Отца с усыновленными детьми. Вечно существующее происхождение нельзя равнять с усыновлением. Наш Господь наиболее ревностно защищал это отличие, когда Он говорил об отношениях с Отцом, обращении и причастности к Нему. Он никогда не ставил учеников на один уровень с Собой, и Сам не становился с ними на один уровень, говоря об отношениях с «нашим Отцом». Он никогда не молился вместе с учениками, говоря: «Отец наш».
Это особенно видно в словах Господа, сказанных Марии Магдалине. Кроме того, очевидное отличие между Отцом и Сыном видно в словах Иисуса: «кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына» (Лк. 10:22; ср. Мф. 11:27). Одновременно с признанием этого отличия, мы должны обратить внимание на общую характеристику, а именно: тот же Бог и Отец, Который сохраняет отцовские отношения со Своим единородным Сыном, поддерживает отцовские отношения со всеми искупленными людьми. Этот факт объединяет единородного Сына Божия с усыновленными детьми Божьими узами братства. Мы не смели бы даже представить себе подобные отношения, если бы не авторитет Писания. В Послании к Евреям 2:11 (ср. Мф. 12:50; Ин. 20:17, особенно слова Иисуса: «иди к братьям Моим») написано: «Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями», а затем автор послания ссылается на Псалом 21:23; Исаии 8:17-18. Этот отрывок говорит о приведении сыновей в славу (ст. 10 – πολλοὺς υἱοὺς εἰς δόξαν ἀγαγόντα), о детях, данных Богом (ст. 13 – παιδία), и о детях (παιδία) причастных плоти и крови (ст. 14). Следовательно, фраза «все – от Единого» (ἐξ ἑνὸς πάντες) указывает на тот факт, что Сын (ср. 1:5) является Начальником спасения, а сыновья, приводимые к славе, принадлежат Отцу. И вместе они составляют одно братство, на основании чего Сын не стыдится называть их братьями.
ВЫВОД
Доктрина усыновления важна не только для того, чтобы изъяснить кульминацию искупительной благодати и привилегии детей Божьих, но она также важна для исправления ошибочного представления о всеобщем отцовстве Бога. Несмотря на существующее мнение о всеобщем отцовстве, путать его с приемным отцовством означает искажать или даже лишать смысла один из самых дорогих и особых элементов искупительного Божьего труда. Если мы не будем замечать отличие, мы либо будем отвергать все касающееся искупления в нашем понимании божественного отцовства, либо входить во взаимоотношения с Богом, которые поддерживает с Ним все творение, отказываясь от привилегий и прерогатив усыновленного дитя Божьего. В первом случае Божье отцовство лишается всего ценного содержания, о котором говорит Писание. А во втором случае мы вынуждены будем признать точку зрения универсализма с его идеей окончательного восстановления всего человечества.
Необходимо повторить, что все Писание почти единообразно употребляет имя «Отец» в отношении взаимоотношений между Богом и людьми, и имя «сын» касательно наших взаимоотношений с Богом, потому что эти отношения установлены посредством особого действия дарованной благодати Божией, которым мы приняты в число детей Божьих и имеем право на все привилегии таковых. (Краткий Катехизис, Вопрос 34).
[1] Вызывает сомнение тот факт, что слово «τεκνίον» использовано для выражения этих отношений. Иисус употребляет его в Иоанна 13:33, но в данном отрывке оно скорее указывает не на отношения с усыновленными детьми, а на проявление нежности. Иоанн обладает почти уникальным правом употребления этого термина, так как кроме его посланий оно употребляется только в Галатам 4:19, где Павел обращается к верующим как τεκνία μου или, как написано в других текстах, τέκνα μου. У Иоанна этот термин указывает на проявление нежности, например в Иоанна 13:33 (кроме того он употребляется в 1 Ин. 2:1, 12, 28; 3:7, 18; 4:4; 5:21). В связи с этим оно подобно παιδίον в Ин. 21:5; 1 Ин. 2:13, 18, и, возможно, в 1 Ин. 3:7, хотя в некоторых текстах употребляется τεκνία.
[2] Ср. James Buchanan, The Doctrine of Justification, стр. 262 и сл. John Kennedy, цит., стр. 147 и сл.
Этот материал еще не обсуждался.