Фрэнсис Шеффер
Искусство в Библии
Материал подготовлен по книге "Искусство и Библия"
Какое место должно занимать искусство в христианской жизни? Может быть, искусство, особенно живопись и музыка, - это лишь способ открыть лазейку в мирскую жизнь? Мы знаем, что поэзию можно использовать для восхваления Бога, скажем, в псалмах или даже в современных гимнах. Но как быть со скульптурой или драмой? Есть ли им место в христианской жизни? Или христианин должен сосредоточиться только на строго "религиозных вещах" и забыть об искусстве и культуре?
Христос - наш Господь
Мы, евангельские христиане, склонны выталкивать искусство на обочину жизни; все остальное в деятельности человека кажется нам более важным. Несмотря на наши постоянные разговоры о том, что Христос наш Господь, мы сузили это понятие, относя его лишь к очень небольшой сфере реальности. Мы неправильно истолковали понятие власти Христа над всем человеком и над всей вселенной и не приняли те богатства, которые дает нам Библия для нас самих, нашей жизни и нашей культуры.
Власть Христа над всей жизнью человека означает, что в христианстве нет обособленных сфер, нет, как в учении Платона, дихотомии или иерархии между душой и телом. Бог создал как душу, так и тело, и спасение относится ко всему человеку. Евангельских верующих справедливо критикуют за то, что они, проявляя невероятный интерес к спасению души и воспаряя к небесам, забывают о целостности человека. Библия же четко разъясняет четыре вещи:
1. Бог создал всего человека, в единстве его души и тела;
2. через Христа спасется весь человек;
3. Христос есть Господь всего человека и всей христианской жизни;
4. в будущем, когда Христос вернется, тело будет восстановлено из праха, и весь человек получит полное искупление.
Именно в контексте этих утверждений мы и должны рассматривать место искусства в христианской жизни.
О целостности человека и о его господстве над остальными созданиями говорится в самом начале Священного Писания. С самого начала мужчина и женщина, созданные по образу Божьему (оба!), получили преимущество (право господства) над всеми остальными созданиями. Это господство было нарушено историческим падением, и поэтому уже не может сохраняться в прежнем виде. Однако когда человек омывается кровью Христа, все его человеческое существо преображается. Спасена его душа, это верно, но также спасены его разум и тело. Истинная духовность подразумевает власть Христа над всем человеком.
Истинность христианства проявляется не просто в "догматах" или "доктринах". Скорее, оно истинно, когда затрагивает всего человека и все сферы его жизни. Стоит только понять, что христианство открывает нам истину о мире, истину о Вселенной, т. е. истину о бесконечном личностном Боге, Который реально существует, - и наш разум станет свободным. И тогда мы сможем заниматься любыми вопросами и быть уверены, что не "упадем с края земли". Такая позиция даст христианству силу, которой ему так часто не хватает сегодня.
Но существует и другая сторона в признании Христа нашим Господом, и она затрагивает всю сферу культуры, включая и способность человека к творчеству. И это опять-таки слабое место евангельского христианства. Романтическое искусство воскресной школы - это все, что у нас есть. Мы как будто не понимаем, что все виды искусства могут восхвалять Христа. Для человека, спасенного Христом, живущего в соответствии с заветами Писания и под руководством Святого Духа, принятие Христа своим Господом должно включать и интерес к искусствам.
Тем не менее, многие христиане утверждают, что в Библии очень мало говорится об этом. Некоторые добавляют, что евреи не интересуются искусством, и ссылаются при этом на десять заповедей Священного Писания. Но этого никак нельзя сказать, если читать Библию внимательно. Все же, взгляды этих христиан требуют более подробного рассмотрения.
Те, кому кажется, что Священное Писание отвергает искусство, указывают в первую очередь на декалог: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель..." (Исх.20:4-5). Разве не понятно, говорят эти люди, что человеку запрещено делать изображения чего бы то ни было, не только Бога, но и всего, что есть на земле или в небе? Что эти установления не оставляют места для искусства?
Но прежде чем принять этот вывод, давайте посмотрим на другое место в Законе, которое поможет нам понять, что на самом деле означает вторая заповедь. "Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь, Бог ваш" (Лев.26:1). Из этого отрывка ясно, что Писание запрещает не творчество, не создание произведений изобразительного искусства, но поклонение им. Поклоняться следует только Богу. Таким образом, заповедь направлена не против искусства, но против обожествления его и чего бы то ни было вообще, особенно же того, что создано руками человека. Поклоняться произведениям искусства недопустимо, создавать же их, как мы увидим, можно и нужно.
Искусство и скиния
На горе Синай Бог одновременно дал десять заповедей и повелел Моисею построить скинию так, что в ней нашли применение практически все формы изобразительного искусства. Моисей получил от Бога особые инструкции. Бог приказал ему собрать у израильтян золото и серебро, лучшие ткани и высушенные бараньи шкуры, лучшую древесину, драгоценные камни и т.д. Затем Бог сказал: "Все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте" (Исх.25:9). Откуда взялся этот образец? От Бога.
Что же это были за повеления? Их было много, но мы остановимся лишь на тех, которые касаются искусства в скинии, в месте поклонения. "И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки" (Исх.25:18). Кто такие херувимы? Это члены небесного воинства. Что повелевается Моисею? Создать произведение искусства. Какого искусства? Изобразительного. В святая святых - месте, куда всего лишь один раз в год будет приходить один единственный человек, первосвященник, - нужно было поместить скульптурное изображение херувимов по повелению Самого Бога.
Возможно, некоторые возразят: "Это особый случай, ведь там были сделаны ангелы. Этим передавалось некое религиозное содержание. Речь шла не об изображении земных предметов". Что ж, верно. Но дальше мы встречаем указание Бога о светильнике: "И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветки его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него. Шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами. Так на всех шести ветвях, выходящих из светильника" (Исх.25:31-33); описание продолжается и далее. Таким образом, мы имеем еще одно произведение искусства - светильник. Чем оно украшено? Изображениями уже не ангелов, а того, что мы видим в природе: цветов, яблок, т. е. земной красоты. Затем дается описание одежд священника: "По подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурного и червленого цвета, вокруг по подолу ее; позвонки золотые между ними кругом" (Исх.28:33). Таким образом, когда священник заходил в святая святых, на его одежде были изображены дары природы, и он носил это изображение перед лицом Господа. Я думаю, это убедительный аргумент в ответ на возражения тех, кто считает искусство несовместимым с поклонением Богу.
Но есть и еще кое-что достойное внимания. В природе яблоки обычно желтые или зеленые, а здесь они должны быть голубого, яхонтового, пурпурного и червленого цвета. Яхонтовыми, пурпурными и червлеными яблоки еще могут быть, но голубыми - никогда. То есть, предполагается свобода творчества; можно создавать вещи, исходные свойства которых заданы природой, но которые, тем не менее, отличаются от естественных по каким-то признакам. И такие произведения рук человеческих тоже могут быть представлены перед лицом Господа. Другими словами, искусство не обязано быть "фотографичным" в узком смысле этого слова.
Храм
Храм, как и скиния, был задуман не человеком. Священное Писание подчеркивает, что идея исходила от Бога. Нам не сказано, каким образом было передано это послание, эти математические откровения, мы знаем лишь, что Давид, вдохновленный Богом, получил послание с чертежами строительства.
Итак, каким же должен был стать храм? Прежде всего - красивым! "И обложил [Соломон] дом дорогими камнями для красоты" (2Пар.3:6). Обратите внимание, что храм был выложен драгоценными камнями для красоты. В использовании драгоценных камней не было никакой прагматической цели, никакого принципа полезности. Бог просто хотел сделать храм красивым. Бог все предусмотрел, чтобы сделать это. Посмотрите на Альпы, на покрытые снегом вершины гор. Нет никаких сомнений: Богу нравится красота. Бог создал людей красивыми. И в богослужении должно быть место красоте. Молодежь часто указывает на непривлекательность многих евангельских церквей, и, к сожалению, нередко она права. Мы не понимаем, что красота тоже должна восхвалять Бога. Но в храме, построенном Соломоном под руководством самого Бога, красоте было отведено почетное место. Дальше говорится, что Соломон "покрыл дом, бревна, пороги и стены его и двери его золотом, и вырезал на стенах херувимов" (2Пар.3:7). Мы говорили о херувимах в святая святых, где были их скульптурные изображения. Теперь речь идет о резьбе по дереву, о барельефах. Они были везде, куда бы вы ни посмотрели.
Можно продолжать и дальше ссылки на Библию в разговоре об искусстве. Например, 3Цар.6:29 гласит: "И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне". Это похоже на то, что мы уже читали прежде, но теперь в центре внимания оказывается нечто иное. Здесь херувимы, пальмовые деревья и цветы, иными словами, мир видимый и невидимый изображены вместе. Я не думаю, что херувимы тут представляют собой метафору, херувимы реальны и обладают невидимой нам формой. Однако мы имеем полное право спросить: "Как можно сделать изображение чего-либо из невидимого мира?" Ответ прост: это легко, если Бог откроет, как это выглядит.
Светское искусство
Итак, мы говорили об искусстве, которое было тесно связано с местом богослужения. Оно изображало и ангелов, и земную природу. Нам стало ясно, что искусство возникло по повелению Бога, и что предметом его могут быть не только религиозные сюжеты. Христианским делает искусство не тема, а отношение к ней.
В 3Цар.10, где описывается престол Соломона, мы узнаем немного и о мирском искусстве тех дней. "И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом. К престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников. И еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобно сему не бывало ни в одном царстве". Всякий раз, читая это описание, я чувствую себя заинтригованным. Хотел бы я посмотреть на эту величественную картину - престол из слоновой кости, обложенной чистым золотом, охраняемый двумя львами с каждой его стороны и двенадцатью львами на лестнице, ведущей к нему. Какое произведение мирского искусства!
Поэзия
До сих пор мы говорили только об изобразительном искусстве, но Библия не отрицает и другие формы искусства; наиболее очевидна ее связь с поэзией. Когда мы задумываемся об этом, на память сразу же приходят псалмы. Однако поэзия не только в них, и далеко не вся она связана лишь с религиозными темами. Например, 2Цар.1:19-27 представляет собой мирскую оду. Это песнь Давида, восхваляющая Саула и Ионафана как народных героев. Во 2Цар.23:1-2 говорится, что Давид писал свои псалмы, вдохновленный Святым Духом. Деян.2:25-31 подтверждают то, что Давид был пророком. Мы можем перефразировать его слова так: "Да, я был провозвестником Божьим. Как я писал свои песни? Под водительством Святого Духа". Не думайте, что пророчества Давида запечатлены только в прозе, его поэзия также пророчески вдохновенна. Как же мы после этого можем говорить или даже допускать хоть малейший намек на то, что Бог якобы презирает поэзию?
Когда искусство становится достаточно значимым? Оно не имеет глубокого, целостного смысла, если предназначается только для людей. Но оно может быть обращено и к Богу. Давид говорит: "И кто возвестил бы Господу моему?", то есть "кто расскажет моему Господу о том, что я настроил псалтирь, что я написал стихотворение? Кто расскажет Ему о моей песне?" И затем Давид отвечает: "Сам Господь, Сам услышал меня". Не нужно никому идти и сообщать об этом Богу. Бог Сам все узнает. Поэтому человек, который по-настоящему любит Бога и трудится под Его водительством, может заниматься поэзией, музыкой, делать музыкальные инструменты, лепить статуи, писать картины, даже если никто их никогда не увидит. Такой человек знает, что на них смотрит Бог. Вы могли бы спросить Давида: "Давид, почему ты поешь? Просто чтобы развлечься? Ведь тебя слышат только эти маленькие белые овечки". И Давид ответил бы: "Вовсе нет. Я пою, и Бог, повелевающий небесами и землей, слышит мою песню, и именно это делает ее ценной".
Одна из самых замечательных мирских поэм - это Песнь Песней Соломона. Раньше многие христиане думали, что в ней символически выражена любовь Христа к церкви. Да, поэму можно интерпретировать и так, но мы не должны сводить ее смысл только к этому. Она отражает любовь между Христом и церковью только потому, что всякие правильные отношения между мужчиной и женщиной должны соответствовать отношениям Христа и церкви. Поэтому Песнь Песней Соломона Бог поместил в Свое Слово - Библию. Очень часто христиане думают об интимных отношениях как о чем-то второстепенном, не столь важном, но, согласно слову Божьему, никогда, никогда нельзя этого делать. Весь человек создан для того, чтобы любить Бога; важен каждый аспект человеческой природы. Не исключение и сексуальные взаимоотношения, потрясающие взаимоотношения одного мужчины и одной женщины. И если вы - молодой человек или девушка - влюблены, то вы вполне можете писать любовные оды. И не бойтесь начать - стихи тоже могут быть хвалой Богу. А если двое любящих людей - христиане, то это уже может стать осознанным мировоззрением.
Музыка
Музыка тоже отнюдь не отвергается Библией. Должно быть, один из самых великолепных образцов музыкального искусства - песнь евреев, спетая ими после спасения от войск фараона. Эта песнь приводится в Исх.15. Представьте себе огромное множество израильтян - сотни тысяч людей - собравшихся на берегу Красного моря и поющих прекрасную двухголосную песнь. Мы видим, как мужчины во главе с Моисеем поют стансы (Исх.15:1-18), и как женщины, направляемые Мариамь, поют хором. Подумайте о радости избавления от притеснения и представьте все великолепие сцены исполнения этих песен.
Музыка присутствовала и в храме. В 1Пар.23:5 читаем, что Давид назначил в храм "четыре тысячи прославляющих Господа на музыкальных орудиях, которые он сделал для прославления". Четыре тысячи! Далее летописец добавляет: "И разделил их Давид на череды по сынам Левия - Гирсону, Каафу и Ме-рари" (ст. 6). Иными словами, Давид разделил певцов на группы, составляющие то, что мы бы назвали хором. Искусство крепло и развивалось во всей своей красе, силе и величии.
Театральное искусство и танец
В Священном Писании упомянуты и еще два вида искусства. Во-первых, театральное. В Книге пророка Иезекииля мы читаем: "И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим; и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и насыпь вал вокруг него, и расположи стан против него, и расставь кругом против него стенобитные машины. И возьми себе железную доску, и поставь ее как бы железную стену между тобой и городом, и обрати на него лице твое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знамением дому Израилеву" (Иез.4:1-3). Что это? Обыкновенная театральная постановка.
Другой вид искусства, танец, упоминается в Псалме 149:3. Здесь Израиль призывается восхвалять Бога: "Да хвалят имя Его с ликами (хороводными плясками с пением); на тимпане и гуслях да поют Ему". Возможно, некоторые возразят: "Но в комментариях к Библии говорится, что предпочтительнее орган, а не танец, и нам это больше нравится". Однако я сомневаюсь в верности подобной интерпретации. Псалом 150:4-5 гласит: "Хвалите Его с тимпанами и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громко гласных". Орган и лики (танцы) стоят в одном ряду.
Искусство на небесах
В Отк.15:2-3 сказано: "И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божий, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!". Искусство не останавливается у ворот Царства Небесного. Оно входит в его пределы.
Осознаем ли мы ту свободу, которую дает нам Христос и каноны Священного Писания? Вверена ли Христу творческая сторона нашей жизни? Христу принадлежит вся наша жизнь, и христианин должен нести в мир не только правду - пламенную правду, но и красоту.
Этот материал еще не обсуждался.