02.05.2010
Скачать в других форматах:

Цюрихское согласие (Consensus Tigurinus)

 

Предисловие переводчика.

Consensus Tigurinus, или Цюрихское согласие, представляет собой документ реформатской церкви, подписанный в 1549 г. совместно Кальвином (как представителем Женевы) и учениками и преемниками Цвингли, в частности, Буллингером (представителями Цюриха), выражающий совместную точку зрения этих церквей относительно таинств. Хотя Цюрихское согласие так и не стало формальным исповеданием реформатской церкви, оно интересно с той точки зрения, что именно изложенное в нем учение критикуется в Формуле Согласия.

Текст переведен на русский с английского перевода Генри Бевериджа со справкой по латинскому оригиналу.

Андрей Шлепов (andshle@rambler.ru).

 

Статья 1. Все духовное правление Церкви ведет нас ко Христу.

Видя, что Христос есть конец закона, и познание Его охватывает в себе всю сумму Евангелия, нет сомнений в том, что объект всего духовного правления Церкви состоит в том, чтобы привести нас ко Христу, ибо только Им мы придем к Богу, который является главной целью счастливой жизни. Кто отходит от этого в малейшей степени, не может говорить правильно или кстати о любых установлениях Божиих.

 

Статья 2. Истинное знание Таинств от познания Христа.

Поскольку таинства являются привесками Евангелия, тот только может рассуждать верно и с пользой об их характере, силе, назначении и пользе, кто начинает со Христа, и притом не бегло касаясь имени Христа, но действительно останавливаясь на том, с какой целью Он дан нам Отцом, и какие блага Он возложил на нас.

 

Статья 3. Характер познания Христа.

Мы должны поэтому придерживаться того, что Христос, будучи вечным Сыном Божьим, и одной сущности и славы с Отцом, принял нашу плоть, чтобы сообщить нам по праву усыновления то, чем Он обладает по природе, а именно, сделать нас сыновьями Божьими. Это делается, когда привитые верой к телу Христову, и сие - действием Святого Духа, мы сначала считаемся праведными посредством свободного вменения праведности, а затем возрождаемся к новой жизни: вновь формируясь сим по образу нашего Небесного Отца, мы совлекаемся ветхого человека.

 

Статья 4. Христос Священник и Царь.

Таким образом Христа, в Его человеческой природе, следует рассматривать в качестве нашего Священника, который искупил наши грехи одной жертвой Своей смерти, спрятал все наши грехи Своим послушанием, обеспечил совершенную праведность для нас, и в настоящее время ходатайствует за нас, чтобы мы имели доступ к Богу. Его следует рассматривать как Восстановителя, который действием Своего Духа исправляет то, что является порочным в нас, чтобы мы смогли перестать жить для мира и плоти, и Сам Бог мог бы жить в нас. Его следует рассматривать как Царя, который обогащает нас всеми видами благ, управляет и защищает нас силою Своею, дает нам духовное оружие, избавляет нас от всякого вреда, а также правит и руководит нами скипетром Своих уст. И Его следует рассматривать так, что Он может поднять нас к Себе, истинному Богу, и Отцу, пока не исполнится то, что в конце концов произойдет, а именно, Бог будет всё во всём.

 

Статья 5. Как Христос сообщает Себя нам.

Кроме того, чтобы Христос мог явить Себя нам и произвести эти действия в нас, Он должен стать одним с нами, и мы должны быть привиты к Его телу. Он не вдохнет Свою жизнь в нас, если Он не является нашим Главой, и из Него все тело, составляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, в соответствии с Его действием, получает приращение соразмерно каждому члену.

 

Статья 6. Духовное общение. Установление Таинств.

Духовное общение, которое мы имеем с Сыном Божьим, происходит, когда Он, обитая в нас Своим Духом, делает всех, кто верует, сопричастными всех благословений, которые пребывают в Нем. Чтобы засвидетельствовать это, была предназначена и проповедь Евангелия, и вверено нам использование таинств, а именно: таинств Святого Крещения и Вечери Господней.

 

Статья 7. Цели Таинств.

Цели таинств - быть знаками и значками христианского исповедания и товарищества, или братства, чтобы быть побуждением к благодарности и упражнению в вере и благочестивой жизни, короче говоря, чтобы быть контрактами, обязывающими нас к этому. Но среди других целей основная состоит в том, чтобы Бог мог с помощью них засвидетельствовать, представить и запечатать Свою благодать для нас. Хотя они означают не иное, чем объявленное нам самим Словом, но это важное дело, во-первых, что нашему глазу представляется вид живых образов, которые производят более глубокое впечатление на чувства, приводя объект таким образом непосредственно перед ними, в то время как они приводят смерть Христа и все Его благословения для нашего воспоминания, чтобы можно было лучше упражняться в вере, и, во-вторых, что то, о чем устами Бога объявлено, так сказать, подтверждено и скреплено печатями.

 

Статья 8. Благодарность.

Теперь, видя, что эти вещи, которые Господь дал в качестве свидетельств и печатей Его благодати, истинны, Он, несомненно, действительно исполняет внутренне Своим Духом то, что таинства изображают для наших глаз и других чувств; иными словами, мы получаем обладание Христом как источником всех благ, как с тем, чтобы мы могли примириться с Богом посредством Его смерти, обновиться по Его Духу святостью жизни, короче говоря, получить праведность и спасение; а также с тем, чтобы мы могли возблагодарить за благословения, которые некогда были явлены на кресте, и которые мы ежедневно получаем верой.

 

Статья 9. Знаки и означаемые вещи не отделены, но различны.

Посему, хотя мы различаем, как мы должны, знаки и означаемые вещи, всё же мы не отделяем реальность от знаков, но признаем, что все, кто с верою принимают обещания, предложенные там, принимают Христа духовно, с Его духовными дарами, а те, кто уже давно стали причастниками Христа, продолжают и возобновляют это общение.

 

Статья 10. Обетование - это то, на что главным образом следует смотреть в Таинствах.

Надлежит смотреть не на простые знаки, а, скорее, на обетование, прилагаемое к ним. Поэтому, насколько преобладает наша вера в обетование, предложенное в них, настолько будет проявляться та сила и действенность, о которых мы говорим. Таким образом, сущность воды, хлеба и вина ни в коем случае не предлагает нам Христа и не сподобляет нас Его духовным дарам. Следует смотреть скорее на обетование, функция которого состоит в томтобы привести нас ко Христу прямым путем веры, веры, которая делает нас причастниками Христа.

 

Статья 11. Мы не должны стоять, глазея на элементы.

Это опровергает ошибку тех, кто стоят, глазея на элементы, и возлагают уверенность в спасении на них; видя, что таинства, отделенные от Христа, суть лишь пустые призраки, и повсюду отчетливо слышен голос, провозглашающий, что мы не должны твердо держаться никого иного, кроме единого Христа, и искать дар спасения у кого-либо, кроме Него.

 

Статья 12. Таинства не совершают ничего сами по себе.

Кроме того, если таинства наделяют нас каким-либо добром, то это не вследствие какой-либо присущей им силы, даже если в это вы должны включить обетование, по которому они выделяются. Ибо только Бог действует Своим Духом. Когда Он использует инструментальность таинств, Он не вливает собственную силу в них и не ущемляет в какой-либо связи эффективное действие Своего Духа, но, применяясь к нашей слабости, использует их как вспомогательные средства; таким образом, однако, что вся сила действия остается у Него одного.

 

Статья 13. Бог использует инструмент, но вся сила -  Его.

Посему, как Павел напоминает нам, что и насаждающий и поливающий есть ничто, а [всё] Бог возращающий; поэтому о таинствах должно быть сказано, что они суть ничто, потому что они не принесут никакой пользы, если Бог прежде всего не сделает их действенными. Они действительно являются инструментами, посредством которых Бог действует эффективно, когда Ему заблагорассудится, но так, что вся работа нашего спасения должна быть приписана Ему одному.

 

Статья 14. Все достигается Христом.

Мы пришли к выводу, следовательно, что только Христос, Который в истине и крестит внутренне, в вечере делает нас причастниками Себя, Который,  коротко говоря, выполняет то, что прообразуется в таинствах, и использует их помощь таким образом, что весь эффект заключается в Его Духе.

 

Статья 15. Каким образом Таинства подкрепляют.

Таким образом таинства иногда называют печатями, и, как утверждается, они питают, подкрепляют и продвигают веру, но только Дух является собственно печатью, а также начинателем и совершителем веры. Ибо все эти атрибуты таинств опускаются на более низкое место, так что даже самая маленькая часть нашего спасения не переходит к тварям или элементам.

 

Статья 16. Не все, кто принимает Таинства, приимает реальность.

Кроме того, мы тщательно учим, что Бог не простирает Свою власть без разбора на всех, кто получает таинства, но только на избранных. Ибо, как Он просвещает к вере только тех, кого Он предопределил к жизни, так тайным действием Своего Духа Он творит так, что избранные получают то, что предлагается в таинствах.

 

Статья 17. Таинства не возлагают благодати.

Этим учением низвергнута та фикция софистов, которая учит, что таинства нового закона дают благодать всем, кто не воздвигает препятствием смертный грех. Помимо того, что в таинствах ничего не получить, кроме как верой, мы должны также считать, что благодать Божия никоим образом не прилагается к ним так, что тот, кто получает знак, также получает обладание означаемым. Поскольку знаки преподаются как отверженным, так и избранным, но реальность получают только последние.

 

Статья 18. Дары предлагаются всем, но получают их только верующие.

Это действительно правда, что Христос с Его дарами предлагается всем совместно и что неверие человека не свергает правду Божию, таинства всегда сохраняют свою эффективность; но все не способны принять Христа и Его дары. Посему ничего не изменилось со стороны Бога, но в отношении к человеку каждый получает по мере своей веры.

 

Статья 19. Верующие до и вне использования Таинств приобщаются ко Христу.

Как использование таинств не наделит неверующих чем-либо большим, чем если бы они воздержались от этого, более того, оно только разрушающе воздействует на них, так и без их использования верующие получают ту реальность, которая в них фигурирует. Таким образом грехи Павла были смыты крещением, хотя они были смыты ранее. Так крещение было омовением возрождения для Корнилия, хотя он уже получил Святого Духа. Так в вечере Христос сообщает Себя нам, хотя Он ранее сообщил Себя и навсегда остаётся в нас. Видя, что каждому вмененяется исследовать себя, из этого следует, что вера необходима каждому перед тем, как приступить к таинству. Вера не без Христа, но, поскольку вера подтверждается и возрастает таинствами, дары Бога подтверждаются в нас, и поэтому Христос таким образом растет в нас, и мы в Нём.

 

Статья 20. Польза не всегда получается в акте причащения.

Преимущество, которые мы получаем из таинств, не должно ни в коем случае быть ограничено временем, в которое они нам преподаются, как если бы видимый знак в тот момент, когда он выносится вперед, приносит вместе с собой благодать Божию. Ибо тех, кто был крещен, будучи только младенцами, Бог возрождает в детском или подростковом возрасте, иногда даже в пожилом возрасте. Таким образом, польза крещения является доступной для всего периода жизни, потому что обетование, содержащееся в нем, постоянно в силе. И иногда может случиться так, что использование святого причастия, которое по недомыслию или медлительности сердца творит мало хорошего в то время, потом принесёт свои плоды.

 

Статья 21. Не должно воображать никакого местного присутствия.

Мы должны особенно беречься против идеи любого местного присутствия. В то время как знаки присутствуют в этом мире, видимые очами и осязаемые руками, Христа, рассматриваемого в качестве человека, необходимо искать нигде кроме, как на небесах, и не иначе, как умом и оком веры. Поэтому порочное и нечестивое суеверие - заключать Его под элементами этого мира.

 

Статья 22. Объяснение слов "Сие есть Тело Мое".

Тех, кто настаивает на том, что формальные слова Вечери, "Сие есть Тело Моё, сие есть Кровь Моя", должны приниматься в том, что они называют точно буквальном смысле, мы отвергаем как нелепых толкователей. Ибо мы придерживаемся противоположного, что они должны быть приняты образно, хлеб и вино получают имя того, что они означают. Не следует считать новой или непривычной вещью перенесение названия вещей, фигурирующих в метономии [современная орфография: метонимия], на знак, так как аналогичные способы выражения имеются в Писании, и мы, говоря это, не утверждаем ничего другого, как то, что находится у самых древних и самых одобряемых писателей Церкви.

 

Статья 23. О вкушении Тела.

Когда говорится, что Христос, посредством нашего вкушения Его Плоти и пития Его Крови, которые здесь представлены, подпитывает нашу душу через веру посредством Святого Духа, мы не понимаем это так, как если бы имели место какое-либо смешение или переливание вещества, но что мы черпаем жизнь от Плоти, однажды предложенной в жертву, и Крови, пролитой во искупление.

 

Статья 24. Пресуществление и другие глупости.

Таким образом, опровергнуты не только выдумка папистов относительно пресуществления, но все грубые вымыслы и бесполезные софизмы, которые либо отступают от Его небесной славы, либо в определенной степени противоречат реальности Его человеческой природы. Ибо мы считаем не менее нелепым помещать Христа под хлеб или присовокуплять Его к хлебу, чем пресуществлять хлеб в Его Тело.

 

Статья 25. Тело Христово локально на небе.

И чтобы не осталось двусмысленности, когда мы говорим, что Христа надо искать на небе, выражение подразумевает и понимается нами как выражение отдаленности места. Ибо, хотя, выражаясь по-философски, нет места выше неба, всё же, поскольку Тело Христово, имеющее характер и образ человеческого тела, ограничено и содержится на небесах, как в своем месте, оно необходимо удалено от нас в точке пространства, как небо от земли.

 

Статья 26. Христу не следует поклоняться в хлебе.

Если не позволительно приковывать Христа в нашем воображении к хлебу и вину, тем менее позволительно поклоняться Ему в хлебе. Хотя хлеб и подается нам как символ и залог общения, которое мы имеем со Христом, но так как это знак, а не сама вещь, и вещь не включена в него или прикована к нему, те, кто обращают умы к нему с целью поклонения Христу, делают идола из этого.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.