К. Я. Хаак
Как осуществляется процесс эленктического подхода и поиск эленкос (опровержения)
Обзор первой (систематической) части данной статьи
В 1 и 2 главах предшествующей статьи мы получили первое представление о такой дисциплине как эленктика. Как мы узнали, эленктика, будучи методом миссионерского подхода, является сердцем миссии. Греческое слово «эленкоо» означает «разоблачать» (например, Ин. 16:8). В данном подходе (и в обсуждениях) благовестник пытается распознать «маску» неверия, открывая неверующему Евангелие благодати. Мы также дали четкое определение эленктики и рассмотрели ее основные составляющие. Нам следует всегда помнить, что данный подход ведет только к двум результатам: либо человек обращается ко Христу, либо, ожесточив свое сердце, отвергает единого истинного Бога. Во второй заключительной статье с 3 по 7 главы рассматривается практическая сторона эленктического подхода. Мы рассмотрим тексты из Евангелия от Луки 13:22-30 и книги Деяний апостолов 17:30-34. Однако мы не считаем эти тексты справочником по эленктике. Тем не менее, в них ярко выражены эленктические черты и содержатся ключевые элементы для практического использования. Поэтому, предлагаем рассмотреть шаги использования эленктического подхода.
Введение
Наиболее трудным в эленктике является поиск приемлемого эленкос - опровержения. Следует отметить, что эленкос не является навыком в риторике, хотя благовестнику он все же необходим. Эленкос — это момент понимания и переживания логики отвержения Евангелия и, в то же время, величественной полноты Божьей благодати. Мы стоим на перепутье всевозможных человеческих способов решения проблем, которые являются плодами сотен религий и идеологий. И есть только один правильный путь — путь благодати! Благовестнику следует чувствовать всю глубину процесса обращения от идолов к живому Богу в Иисусе Христе.
Мы прекрасно понимаем, что данный подход не решает всех проблем миссионерства. Рассматривая диалоги, приведенные в Библии (например, Иисуса Христа или Павла), мы осознаем, что не можем их слепо копировать или повторять их формулировки. Прежде всего, нам необходимо, больше узнать о подоплеке беседы, дабы понять, о чем идет речь. Мы исследуем два диалога, упомянутые в Святом Писании. Первый записан в Евангелии от Луки 13:22-30 и его называют«тесные врата», а второй - в книге Деяний апостолов 17:30-34.
3. Внимательное чтение текста (Лк. 13:22-30)
3.1.Подход Иисуса в Евангелии от Луки 13:22-30.
Легко заметить, что обнаружение эленкос (опровержения) и его использование в беседе с определенным человеком в нужном месте и в подходящий момент, для того,чтобы он начал сомневаться в своих убеждениях и покорился Иисусу Христу, является основанием эленктики. Для рассмотрения различных элементов этого подхода нам необходимо исследовать текст Евангелия от Луки 13:22-30. Этот отрывок обычно называют «тесные врата». Но мне кажется, что лучше его назвать «циничный наблюдатель». Во время путешествия в Иерусалим, где Иисус должен был умереть на кресте (Лк. 9:51), Он встретился с человеком, который задал Ему вопрос: «Господи! неужели мало спасающихся?» Кажется, что этот вопрос исходит из самого сердца серьезного человека, который осознает всю трудность понимания спасения. Поэтому совершенно понятна его обеспокоенность. Он ожидает услышать от Иисуса точный ответ, возможно, даже в цифрах, который развеет его беспокойство, или наоборот, только усилит терзания. Мы начинаем симпатизировать этому незнакомцу, одобряя его вопрос.
А теперь посмотрите, что говорит ему в ответ Иисус. На самом деле, ответ Иисуса разочаровывает этого человека и обескураживает его. Кажется, что Иисус укоряет нашего серьезного друга! Господь не отвечает ему прямо и ясно, например: «Нет, нет! Многие спасутся. Не беспокойся!» или: «Конечно, ты прав, всего лишь некоторые спасутся. Я также этим обеспокоен». Иисус мог даже сказать: «Это не твое дело. Не беспокой Меня подобными вопросами». Вместо этого Господь говорит: «Знаешь что, брат, Я думаю, тебе следует позаботиться о своем спасении, о вхождении через тесные врата».
Конечно, ответ Иисуса не был «логичным». Мы также чувствуем некое разочарование. Почему Он ответил так бесчувственно? В действительности, Иисус побуждает этого человека (и читателя Святого Писания) увидеть то, что скрывается за заданным вопросом. Иисус показывает суть данного вопроса, область, из которой он мог появиться. Этим странным ответом Иисус призывает нашего друга (и читателя) поразмыслить над его содержанием. В тексте оригинала этот вопрос, немного отличаясь от более поздних переводов, звучит так: «Господи, будут спасены всего лишь несколько человек?!»
На самом деле, это даже не вопрос, а настоящее утверждение. Человек был уверен в том, что будут спасены «немногие» люди, так как многие ученики оставили Иисуса (Ин. 6:66). Странный ответ Иисуса показал, что этот человек говорит как неверующий, как критически настроенный очевидец истории жизни Иисуса. Зачем этому человеку нужно было спрашивать о спасении немногих ? Почему он не спросил: «Многие ли спасутся, Господи?» Даже то, как он задал вопрос, показывает его негативное отношение к Иисусу. Этот человек бросал вызов Христу. Он пытался привести в уныние Иисуса, чтобы Он не пошел в Иерусалим. Зная о цели Иисуса - пострадать и умереть ради спасения многих людей, этот человек пытался удержать Его от исполнения намеченного. Вот почему Иисус Христос укорял данного человека. По всей видимости, этот человек чувствовал себя уверенно, задавая лукавый вопрос Иисусу, однако Господь все переворачивает с ног на голову. Наш друг чувствовал себя в полной безопасности, критикуя Иисуса, но внезапно Господь разоблачает его. Он открывает его истинное лицо и показывает как человека, который, на самом деле, не уважал и не почитал Христа. Иисус говорит о нем как о «наблюдателе», а не как об «ученике». Иисус разоблачает этого человека и призывает его стать настоящим учеником, а не наблюдателем.
Иисус советует этому человеку войти в Царствие Божье через тесные врата, то есть, через Самого Иисуса Христа. Наш друг думал, что вопрос следования за Христом не очень важен . Возможно, он считал, что сможет спасти себя сам — ведь он иудей! Но Иисус показывает, что только Он является единственными вратами Божьего Царства. Человеку следует смириться и преклониться, дабы пройти узким путем Иисуса. Иисуса отвергли религиозные предводители иудейского народа. Они не считали Его значимой фигурой, однако Иисус заявил о Себе как о единственной двери, через которую можно войти в Царство Спасения. Это и есть эленктическая проповедь в чистом виде!
Если человек не желает войти этой дверью на небеса, он найдет себе массу оправданий. Такой человек будет утверждать, что является очевидцем совершенных Иисусом чудес. На этом основании он будет считать себя одним из последователей Иисуса. Но в будущем эти оправдания не помогут. Он осознает, что дверь закрыта. Тогда ответ Иисуса будет следующим: «Я не знаю вас. Я не знаю, откуда вы. Уйдите от Меня, делатели неправды». Такой ответ, вне сомнений, взволновал бы человека, задавшего вопрос о количестве спасенных людей. Ему следовало бы изменить свою точку зрения. Вместо позиции циника и наблюдателя, ему нужно стать учеником Христа, пока еще есть такая возможность.
Затем Христос все же отвечаетпо поводу количества спасенных людей: «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лук.13:29). Совершенно ясно, что Иисус ответил на заданный Ему вопрос. Он как бы говорит: «Ты думал, что их будет немного. Это не так! Их будет много! Из всех частей света. Это будут люди, которые не считали себя слишком великими, дабы преклониться пред Иисусом как Спасителем. Но вы, думающие, что благодаря своей принадлежности к Израилю будете первыми, бойтесь, дабы не стать последними. Подумайте об этом, покайтесь и уверуйте в Меня, хотя и будете отвергнуты вашими церковными лидерами».
3.2. Поиск эленкос в Евангелии от Луки 13:22-30
Мы можем быть уверены в том, что никогда не сможем превзойти Иисуса в правильном подходе к человеку. Его суждения намного глубже, чем наши. Его понимание человеческого сердца совершенно. Его знание о грехе и неверии человека превосходит все наши познания в этой области. Поэтому, мы не можем повторять или полностью копировать беседы Иисуса с людьми. Тем не менее, можно исследовать Его подход, дабы понять, почему Иисус именно так Себя вел со Своими собеседниками.
3.2.1. Слушайте дважды
Дабы понять вопрос или утверждение относительно христианской веры, церкви или религии, нам следует выслушивать людей очень внимательно. В чем состоит суть вопроса, какие используются слова, какое выражение лица у собеседника, какие у него жесты. Нам следует «прочувствовать» истинное значение вопроса или утверждения. Нужно копать намного глубже уровня простого лингвистического значения сказанного. Мы должны попытаться услышать суть вопроса, скрывающуюся за словами.
Вот почему у благовестника должно быть сердце, любящее людей, которые полны неверия и сопротивления Евангелию. Для этого требуется хорошее знание и понимание людей, их переживаний, стремлений, терзаний, гордости, неудач и депрессивных чувств. Говоря кратко, проповедник может многое узнать, благодаря психологической проницательности. Это поможет проповеднику вначале внимательно выслушивать собеседника, а не проповедовать ему.
3.2.2. Признайте, что вы такой же грешник как и ваш собеседник: поиск возражений
Узнав суть вопроса, нам следует решить, является он приемлемым или нет. Можем ли мы понять чувства и причины нежелания людей слушать Евангелие Иисуса Христа? Более того, возникают ли в нас такие же препятствия, которые ведут к отрицанию веры? Нам никогда не следует забывать, что вера является чем-то странным, а неверие – самым «нормальным» состоянием людей, в том числе, и христиан. Не отвержение послания Христа, не неверие во Христа является ненормальным для людей, а вера!
Как только мы соглашаемся с неверием, как «нормой», мы тем самым признаем, что являемся грешниками, как и наши неверующие собеседники. Наше согласие с «нормальностью» неверия является не простой игрой, а отражением истинных чувств. Ведь мы сами погрязли в грехах и проступках. Возражения наших неверующих собеседников похожи на наши собственные. В данном случае, мы похожи друг на друга — все являемся грешниками перед Богом. Однако мы отличаемся от своих собеседников тем, что осознаем свою греховность. Мы понимаем, что являемся грешниками, а они - нет. Поэтому они осознают свою вину пред Богом намного меньше, чем мы. Зная Господа и Его благость, мы все же очень часто пренебрегаем Им, препятствуя исполнению Его воли своими греховными мыслями и действиями.
Открыв неверующему человеку, что у нас, также как и у него, возникают проблемы с послушанием Слову Божьему, мы закладываем прочный фундамент для их обсуждения. В таком случае, как они, так и мы, находимся на одинаковом уровне: мы равные партнеры в грехе. Их возражения находят отклик в наших сердцах. Вот почему Бавинк сказал, что мы не можем быть настоящими проповедниками, пока продолжаем высмеивать или пренебрежительно относиться к взглядам и эмоциям неверующих людей. Это не значит, что нам следует позабыть о Христе и Его спасительных деяниях ради людей. Никак нет! Это значит, что мы должны освободиться от предрассудков, когда мы считаем окружающих нас людей грешниками, а себя чистыми и более нравственными, чем они. Только тогда, когда мы сможем прочувствовать глубинные переживания и терзания неверующего человека, мы станем его друзьями и у нас появится чувство сострадания. Ведь мы и чувствуем так, как они, и имеем общую греховную природу. Вот в такой момент лучше всего проявить свою любовь и заботу к неверующему человеку и оказать ему помощь. Каупер писал: «Мы оба похожи на утопающих. У меня есть спасательный жилет. Я протягиваю руки к утопающему другу и призываю его, умоляю, приказываю схватить меня за руку, чтобы спастись».
Также, в этот момент диалога следует говорить очень конкретно. Люди совершают множество грехов, но у каждого человека есть свой особый грех, одно основное препятствие повиновению Христу. Задача благовестника - найти это особое препятствие у своего собеседника. Конечно, такие же препятствия могут быть и у других людей, однако нам следует обратить внимание именно на препятствие отдельно взятого человека, выявляя его нежелание побороть это. Благовестник должен ясно и четко объяснить человеку, почему тот должен покаяться. Можно говорить бесконечно на библейские темы, даже используя некую систему, но если эта главная тема не будет затронута, тогда работа благовестника будет напрасной. Если особое возражение человека будет найдено, тогда благовестник найдет и эленкос.
Мы замечаем, что в упомянутом нами диалоге, Иисус не обсуждал все религиозные темы, но прямо указал прямо Своему собеседнику на его гордость и неверие в то, что Иисус Христос является Божьим Сыном, Который пришел искупить нас. Возможно, большим грехом этого человека чем его гордость, было то, что он «сохранял дистанцию», ожидая другого удобного случая для принятия решения следовать за Христом. Иисус показывает, что на самом деле - это не сомнение, а твердое убеждение этого человека не преклоняться перед Ним.
3.2.3. Наслаждаться Божьей благодатью
Мы не просто являемся такими же грешниками, как и неверующие люди. Мы ощутили сладость познания Божьей благодати во Христе. В ответе Христа этому человеку виден не только укор. Мы замечаем любовь, с которой Христос относится к Своему собеседнику, пытаясь достучаться до него. Христос не проигнорировал вопрос, как если бы чувства собеседника не имели никакого значения. Иисус относится к вопросу серьезно. Более того, Его «суровый» ответ полон благодати: «Пожалуйста, брат, преклонись пред Богом, уверуй в Меня, пройди чрез тесные врата, которыми являюсь Я Сам, несмотря на то, что Я отвержен религиозными руководителями твоего народа».
Когда мы понимаем, что являемся грешниками как и неверующие люди, тогда осознаем великую любовь и дар Божьей благодати. Нам снова следует прочувствовать «дыхание Божьей благодати» в своей жизни. Вот почему благовестник должен быть знаком с благодатью Божьей во Христе и убежден в ее действенности. Ему следует понимать, что является погибшим до тех пор, пока благодать Божья не спасет его. Это означает, что сам благовестник нуждается в пребывании в благодати. Его сильнейшее желание - быть любимым Богом посредством Его благодати.
Эта любовь не может быть передана рациональными и логическими формулировками. Для этого необходимы слова, а иногда и поэзия, чтобы затронуть глубочайший уровень желания человека - его сердце. Сердце должно «чувствовать» любовь Божию, которая явлена в личности Иисуса Христа и передана Его служителями - благовестниками. Миссионер в полной мере осознает, будучи таким же грешником, как и его неверующий собеседник, какие препятствия стоят на пути подчинения человека Христу. Он даже попытается выявить наличие этих препятствий.
Затем он укажет неверующему на то, что препятствует его обращению, и расскажет, как он сам справился с похожими проблемами. Он не будет спорить ради лучшего понимания, но отметит признаки возражения неверующего: опасение утратить свою идентичность, стыд, связанный с принятием христианства, рационалистические аргументы против самого существования Бога и истории искупления. Как только благовестник прочувствует всю глубину своего собственного греха, подобно неверующему, и осознает, что был принят Богом, благодаря Его благодати, тогда он действительно будет готов к беседе с неверующим. По такому внутреннему состоянию можно определить, кто является достойным посланником Бога, а кто плохим продавцом религиозного товара. Единственным способом достичь этого «уровня посланника Бога» является ежедневная молитва Богу о том, дабы Он просвещал сердца наши и благословил чтение и изучение Святого Писания. Только таким образом мы сможем все больше и больше познавать чудо веры, будучи вознесенными к высотам прекрасной Божьей благодати. Чем больше мы наслаждаемся Божьей благодатью, тем больше будем готовы пригласить неверующего идти вместе с верующими по пути Христа и Его Церкви.
Эта часть целого процесса эленктического подхода является наиболее значимой и ценной. Также она служит хорошим стимулом для самого благовестника пересмотреть свою веру. Действительно ли он, несмотря на отвращение к греховности неверующего, относится к нему с любовью, благодаря силе благодати? Благовестнику следует все глубже и глубже изучать Слово Божие, дабы найти в нем правильные советы как относиться, говорить и поступать с необращенным собеседником.
Эта часть его служения, как эленктического благовестника, не заключается в простом произвольном выдергивании слов и фраз из Святого Писания. Можно сказать, что благовестника часто «прижимают к стенке» и «загоняют в угол». Вот почему ему необходимо четко представить основные положения своей веры в Бога. Чем больше он вовлечен в служение миссии, тем больше возрастает в вере и в успешном применении метода и содержания данного подхода. Он ощутит в своей жизни еще большее влияние благодати. Он возблагодарит Бога за мысли, слова и действия, которые сможет использовать, призывая неверующего покаяться и уверовать в Иисуса Христа.
3.2.4. Испытывайте благоговение перед Богом
Во время многочисленных бесед, которые благовестник проводит с неверующим, может появиться опасность постоянного обсуждения важных положений веры и спасения, отчего самые драгоценные слова становятся обыденными. ,то похоже на то, как если бы мы могли решить все религиозные проблемы в мгновение ока и «вызвать» Бога для помощи по первому требованию человека. С другой стороны, нам необходимо напоминать время от времени о блаженстве и святости Бога, даре Его откровения и наиважнейших особенностях христианской веры. Ведь речь идет о небесах и аде! С одной стороны, вечная радость и общение с Триединым Богом, а с другой - вечное наказание вместе с падшими ангелами и сатаной.
Помня о такой опасности, благовестнику необходимо заранее подготовиться к беседе и пребывать в молитве. Ему самому нужно избавиться от употребления всуе Имени Бога в повседневной обстановке. Также следует показать своему собеседнику то, что Бог абсолютно отличается от сотворенного мира. « Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Еккл.5:1). Иногда мы можем осознавать присутствие Бога даже в полной тишине. Ощущение благоговения пред вечным Богом может быть выражено нашими тщательно сформулированными определениями и правильным отношением. Неверующий должен быть убежден, что ваша беседа чрезвычайно серьезна и важна. Конечно, мы обычно не говорим с человеком о такой теме, как Божье наказание. Нам кажется, что употребление слова «ад» неприемлемо в такой беседе. Но помните: мы не имеем права упоминать это слово вскользь, как маловажное. Но, с другой стороны, если использовать такие формулировки слишком часто, тогда неверующий привыкнет к ним. В таком случае они не произведут необходимого эффекта. Нам не следует колебаться в использовании подобных слов, предупреждая неверующего об огромной опасности, однако не нужно их употреблять в каждом предложении. Оба собеседника, ведущих диалог, предстоят перед Богом. Нам следует трепетать при созерцании Его божественной праведности и простирать к Нему руки в молитве, дабы Он спас нас, бедных грешников.
3.2.5. Предупреждение о грядущем суде
В конце, когда все сказано, после многих встреч, общений, диалогов и изучения, благовестнику необходимо определиться - должен ли он продолжать использовать свой подход снова и снова или будет мудрее прервать общение с неверующим? В Евангелии от Луки 9:5 и 10:11, Иисус повелевает Своим ученикам «стряхнуть пыль с обуви». Это означает, что существует логическое завершение ряда встреч. Согласно евангелисту Луке, это не означает, что любовь благовестника к неверующему иссякла, но свидетельствует о том, что он прекращает проповедовать ему Евангелие. Благовестник объяснит неверующему, что главная причина для прекращения бесед — его нежелание покаяться. Если эта проблема не решается, тогда благовестнику следует прекратить беседы и регулярные встречи. Конечно, благовестник напомнит человеку, куда ведут два пути: веры и неверия, спасения и проклятия. Это все, что он может сделать. Это предел его возможностей. Он предупредит неверующего о грядущем суде Божием и его будущей встрече с живым Богом, Который является «Огнем поядающим» (Евр. 12:29). Это чрезвычайно важная часть диалога. Многим миссионерам страшно сделать этот последний шаг. Многие из них просто не решаются серьезно предупредить человека о его будущей судьбе. Это проблема не только современного мира, она существовала всегда. Кто не боится использовать суровые слова Святого Писания? Разве мы сами не являемся грешниками? Конечно, да. Однако, суть заключается в том, что мы исповедуем свою вину с сокрушением, обращаясь к Богу каждый день. Именно этого и не делает неверующий человек. Вот почему с него не снята вина, и он пребывает под осуждением Божиим. Во всей Библии мы видим как пророки, апостолы и Сам Иисус призывают неверующих покаяться, прежде чем гнев Божий низвергнется на них. Это предупреждение является чрезвычайно важным шагом благовестия.
Теперь совершенно ясно, что неверующий, получив всю необходимую информацию, перешел Рубикон. Он уже не может возвратиться в свое прошлое состояние неведения. Он приобрел знание о Евангелии. Согласно словам Иисуса в Евангелии от Матфея 11:20-24, наказание нескольких израильских городов будет более страшным, чем наказание Содома и Гоморры. Слова «горе тебе» все же являются выражением любви, предупреждением о великом бедствии. Иисус не молчал, а предупреждал. Конечно, такие слова используются тогда, когда все остальные аргументы для убеждения неверующего покаяться, исчерпаны. Тем не менее, каждый благовестник должен использовать это средство благовестия. Как дисциплина в церкви является окончательным доказательством любви к упрямому грешнику, так и предупреждение о Божьем суде и вечном наказании служит знаком смиренной и благоговеющей любви. Позвольте неверующему осознать, что ваша беседа с ним будет последней. Мы трепещем от страха, о Боже, помилуй его, помилуй нас.
3.2.6. Позвольте Святому Духу совершать Свое служение
Теперь благовестник должен отступить от неверующего, позволив Святому Духу совершать Свою работу в его сердце, возрождая или ожесточая его сердце. В своих ходатайственных молитвах благовестник будет просить Господа об обращении неверующего, однако не будет с ним встречаться до тех пор, пока упорствующий в своем неверии человек не покажет, что изменил свое мировоззрение. Очень тяжело поступать подобным образом. В большинстве случаев благовестники с разочарованием осознают, что не могут обратить человека к Богу. Они могут только привести его в зал судебных заседаний Бога, указывая на Иисуса Христа, Который может смыть грехи человека Своей Кровью, чтобы тот покорился Ему. В противном случае, Бог завершит Свою миссию, согласно божественной воле и Своему слову. Уверовавшие во Христа будут спасены, а отвергающие Его будут отвечать перед Богом за свое неверие. Все будет происходить в соответствии с Божьим откровением. Это уже не работа благовестника - он исполнил свою часть служения и теперь уступает место Богу. Нет нужды напоминать, что благовестнику следует отступить, когда он замечает работу Святого Духа в обращении неверующего человека. В таком случае, как благовестник, так и бывший неверующий будут прославлять Бога за Его чудную благодать. Благовестник поведет нового верующего по пути веры, посредством исповедания и крещения. Он будет радоваться Божьей благодати, которая возвещается во время совершения Святого Причастия в общении святых, членов церкви. В данном случае благовестник складывает с себя полномочия в положительном смысле. Пастор и члены поместной церкви примут нового верующего в свою среду и будут помогать ему возрастать в вере. Миссия завершена.
4. Внимательное чтение Деяний апостолов17:15-34
4.1. Подход апостола Павла в Деяниях 17:15-34
В этом отрывке приводится знаменитая речь Павла, обращенная к афинской элите, которая представляла греко-эллинистическую культуру и религиозность. Сейчас мы обратим внимание не на первую часть его речи, а на последнюю. В этом отрывке Павел действует прямолинейно. Он показал всю мудрость эллинов и теперь делает выводы. Совершенно очевидно, что Бог в прошлом попустил эллинам ходить своими путями. Они были потомками строителей Вавилонской башни (Быт. 11:1-10, Рим. 1:18-25). «Бог предал их в похотях сердец их нечистоте».
Павел использует очень «негативное» слово — неведение. Вы, греческие философы, пребывали в неведении на протяжении многих веков. Это обвинение задело за живое слушателей апостола Павла: «Мы - греческие мудрецы, мыслители, политики, государственные советники, учители толпы, не являемся самыми мудрыми людьми в мире, и подобны прочим ‘варварам’?» Своими словами апостол Павел глубоко задевает гордость и высокую самооценку вождей греческого народа, всех «мудрых» людей. Они все будут очень внимательно слушать выводы Павла относительно их мудрости.
Павел призывает их покаяться, употребляя слово «метанойя». Оно означает изменение сознания, взглядов и понимания. Мировоззрение греков мешало им исповедать Христа как Господа и Спасителя. Более того, такое исповедание посчитали «богохульством» в суде Афин, ведь афиняне арестовали Павла, привели его в суд с целью провести судебное разбирательство. Но что мы видим? Павел выступает не как обвиняемый, а как обвинитель. Он подготавливает их к грядущей встрече с Судьей всей вселенной - Христом Иисусом !
Павел усиливает свое обвинение, приводя факты воскресения Христа и предупреждая о грядущем Судье всех народов, включая эллинов. Слова Павла возмутили греков до глубины души. Будучи философами и мыслителями, они думали, что после смерти человека его душа отделяется навсегда от тела и возвращается в божественное естество, откуда и была взята. Таким образом они пытались разрешить проблему ограниченности человеческой жизни. Конечно же, этот взгляд сформировал их понимание человеческого поведения. Если (божественная) душа человека возвращается к божеству, тогда он не должен бояться смерти. В таком случае, все будет хорошо. Душа спасается автоматически. Ведь сама душа по своему естеству божественна! В противовес этим убеждениям, Павел провозглашает пришествие воскресшего и восставшего из гроба Судьи, свидетельствующее о жизни после смерти. Все люди предстанут пред великим Судьей в определенный день. Такое утверждение произвело эффект разорвавшейся бомбы в непринужденной атмосфере бесед философов. Это означало конец «игры» - преуменьшение серьезности смерти. Философы отреагировали молниеносно. Они понимали, что если Павел прав, тогда снова возникает проблема смерти . Бонхоффер писал: «С этого момента они начали понимать, что вся их жизнь, слова, действия пребывают под Божьим осуждением, хотя, благодаря своей философии, они пытались избежать Божьего суда. В одно мгновение жизнь становится очень серьезной штукой. Кто, в таком случае, может убежать от гнева вселенского Судьи?»
Единственное, что они могли сделать, так это презрительно улыбаться, скрывая свой собственный, внезапно возникший, страх. Им следовало отпустить Павла. Ведь он, в отличие от Сократа, доказал, что не является атеистом. Некоторые вежливо сказали Павлу, что надеются продолжить диалог в будущем. Но, конечно же, такого желания у них, на самом деле, не было. Таким образом, складывается впечатление, будто Павел не был успешен в благовествовании членам ареопага. Однако, такой взгляд основан на неправильном понимании сути миссионерской работы. Как будто только обращенные в христианство люди являются настоящим результатом миссионерского труда и доказательством действенности благовестника. Следует помнить, что результатом диалога может быть ожесточение сердца неверующего человека. . В таком случае, Слово совершает свою работу как в одном направлении, так и в другом. Никто не может прервать диалог в котором звучит христианское послание, не приняв, при этом, какого-либо решения. Это может и не будет решением, определяющим дальнейшую жизнь человека, но в любом случае, это будет реакция на благовестие в определенный момент времени. Павел завершает проповедь в ареопаге и возвращается домой. Он совершил свой труд и теперь может отдохнуть.
Но последнее предложение показывает обратную сторону медали. В то время, как представитель философов отверг Евангелие, другие, вместе с философом Дионисием, приняли послание Павла и уверовали. Христос вошел на территорию Афин и заложил основание для развития Евангелия. Теперь последнее слово о жизни и смерти больше не принадлежит только афинским философам. Их философской монополии пришел конец. Евангельское послание беспрепятственно будет распространяться по всей Греции, Европе и всему миру! Закрытое заседание на Марсовом холме открыло путь Евангелию.
4.2. Поиск эленкос в Деяниях апостолов 17:15-34
Речь апостола Павла в ареопаге постоянно обсуждается. На самом деле, она является самой длинной речью, обращенной к неверующим, во всем Святом Писании. Многие миссионеры используют эту речь как образец для своего служения. И хотя мы не можем копировать слова и формулировки апостола Павла, тем не менее, мы рассматриваем его речь на Марсовом холме как библейское руководство, способное направить наши мысли в русло эленктического подхода.
4.2.1. Первоначальные исследования
Большинство читателей обсуждает речь Павла с ее самого начала в ареопаге (Деян. 17:22). На самом деле, он начал эту речь немного раньше. Например, он беседовал с людьми на рынке, а также с ведущими философами (Деян. 17:16-21). Он говорил им об Иисусе и воскресении. Из этих бесед Павел понял, что у греков есть проблема понимания жизни и смерти. Вот почему он решил в своих беседах говорить о телесном воскресении. Это была ключевая тема, с помощью которой он мог разоблачить ложность греческой религии. Итак, мы понимаем, что эта речь апостола Павла не была первой. Его встреча с философами также не была первой. Как содержание его послания, так и противостояние его христианским взглядам, были уже известны слушателям Павла. Это означает, что эленктический подход начинается с некоего исследования религиозных чувств во время разнообразных бесед. Благовестник обязан знать взгляды и идеи своей аудитории.
4.2.2. Коммуникационная связь — религиозная дистанция
Павел очень вежливо обратился к своим слушателям, но все же мы замечаем в его словах оттенок критики: «Вы весьма религиозны...». На самом деле, он имеет в виду следующее: «Вы боитесь духов». Он не сказал «богов» или «божеств». Возможно, таким образом, он, подобно иудеям, подвергал сомнению веру в духов и демонов или веру в нескольких божеств. Павел, упоминая о Боге, имел ввиду истинного Бога Израилева, Создателя неба и земли.
Затем апостол использует пример с жертвенником «неведомому богу» в качестве отправной точки дискуссии. Он намеренно, не уравнивает этого «бога» с Богом Творцом, и, в то же время, указывая на жертвенник, показывает всю бессмысленность такого рода поклонения. «Вы, греки, считая себя самыми мудрыми людьми на этой земле, но даже не знаете своего бога!» Несмотря на то, что Павел обращается к ним вежливо, в сердцах его слушателей возникают жгучие вопросы. Может быть, он атеист, который пытается ниспровергнуть идею государства и общества? Они были вынуждены обращать внимание на каждое его слово. Кажется, было невозможно с легкостью отмахнуться от него, как от пустослова. Более того, указывая им на жертвенник неведомому богу, Павел разрушил до основания их теорию о Вселенной и человечестве.
Греческие философы были уверены в том, что знают смысл существования вселенной и происходящих в ней процессов. Для каждой стороны жизни существует свой собственный бог. Если в определенной области жизни возникает какая-либо проблема, тогда человеку необходимо молиться богу, который отвечает именно за эту сторону жизни. Однако, для того, чтобы узнать о всех богах во всех проявлениях жизни, человеку потребовалось бы прожить вечность. Поэтому греки соглашались с тем, что они не знают всего происходящего во вселенной, а тем более в мире духов и божеств. Таким образом, они, пребывая в ложном смирении, признали, что не знают всего. Греки нашли логическое решение, как восполнить недостаток знания. Они создали неведомого бога! Такое решение позволило им свободно вздохнуть. Ведь в таком случае они не забудут и не пропустят ни одного из своих богов!
С одной стороны, это решение было очень находчивым, а с другой - оно показывало всю слабость и уязвимость их религиозной системы. Вот почему греческим философам не очень нравилось обсуждать эту тему или тратить на нее свое время. Греческие мыслители испытывали стыд, что, обладая исключительной мудростью, они вынуждены были признать свое полное невежество в вопросах жизни и смерти. Возможно, они даже боялись затрагивать эту тему. Но Павел, тем не менее, затрагивает этот вопрос для того, чтобы начать важное обсуждение. Он, корректно подвергнув критике их слабую религиозную систему, заявил, что есть, на самом деле, истинный Бог, о Котором они ничего не знают. Это тот Бог, Который пришел на эту землю, чтобы спасти людей. Итак, Павел подготовил почву для обсуждения. С одной стороны, слушатели были обязаны участвовать в дискуссии (хотя, возможно, они гневались на Павла), а с другой - им было любопытно услышать выводы апостола. Они также прекрасно понимали, что Павел не поклонялся их раскольническому «богу», но провозглашал истинного Бога, Творца Вселенной.
Во-первых, такого рода подход учит благовестника тому, что ему необходимо хорошо знать взгляды своей аудитории . Он может узнать о них из книг. Возможно, Павел узнал о взглядах эллинов еще в юности, получая образование, или каким-то образом сталкиваясь с представителями греческой религии. Благовестник также может узнать о религиозных взглядах своего собеседника во время разговора. Во-вторых, он должен уметь опровергнуть иные религиозные воззрения, основываясь на учении Святого Писания, используя не только какой-то один стих из Библии, но целостную концепцию библейского учения. Это заставит слушателя пересмотреть свою религиозную систему и увидеть ее слабые стороны. Говоря кратко, это коммуникационная адаптация, которая позволяет увидеть различия между религиозными системами.
4.2.3. Истинный Бог является Творцом и Хранителем Вселенной
Творение - чрезвычайно важная тема. Хотя мы и не обязаны начинать обсуждение с этого вопроса, но рано или поздно он все равно возникнет. Ведь это вопрос происхождения человека. У любой религии есть свое повествование о сотворении мира и происхождении человека. Провозглашая Бога Творцом, мы утверждаем, что все люди обязаны признать Его, а в противном случае - устыдиться. Тема творения является основной идеей бесед миссионеров с неверующими. Конечно же, эта тема может нанести сокрушительный удар по представлениям вашего собеседника о мироздании и человечестве. Он должен признать, что у Бога есть полное право требовать от людей поклонения и благоговейного трепета пред Ним. Все люди зависят от Божьего провидения и заботы. Более того, Павел утверждает, что у всех людей один праотец — Адам. Это означает, что все человечество является одной большой семьей. Таким образом, подобный взгляд противоречит утверждениям, будто некоторые народы и племена были созданы раньше и поэтому превосходят других, созданных позднее. Поэтому нет никаких оправданий для унижения одних людей другими. Конечно же, греки, которые слушали Павла, чувствовали скрытое обвинение в его словах. Ведь эллины считали себя выше других народов и племен, которых они считали варварами. Весть о творении и провидении одного истинного Бога объединяет человечество у Божьего престола. Также это означает, что из-за грехов Адама каждый человек поражен грехом. Поэтому все люди живут как грешные мятежники, восстающие против единого Бога.
Эта весть учит миссионера указывать людям на истинное положение вещей: все человечество зависит от одного Бога - Творца и Хранителя Вселенной. Все люди виновны пред Ним. Никто не может избежать Его гнева. Это послание говорит о суде, на котором Сам Бог оглашает обвинительный приговор всему человечеству устами Своего верного служителя. Благовестник призван предупреждать людей о том, что их отношения с Богом разрушены. На данный момент они виновны пред Богом. Весь мир виновен, весь мир осужден. Земля становится залом Божьего суда над человечеством. Ни один человек не может вырваться из этого мира и избежать Божьего суда. Это Божий мир, а человек — Божье творение.
4.2.4. Приемлемое использование общечеловеческого опыта и знания
Павел показывает истинное состояние человечества. Бог сделал так, что все люди будут искать Его и (возможно) найдут. Внутреннее убеждение человека является результатом его глубокой мудрости и серьезной наблюдательности. Обычно поэты выражают общечеловеческий опыт и знание. Во времена апостола Павла поэты обладали особым религиозным влиянием. Они считались пророками божества. Поэтому их высказывания оказывали значительное влияние на общественную и политическую жизнь. Вот почему Павел цитировал слова поэтов-философов Эпименида и Арата, хорошо известных каждому греку, получившему элементарное образование. Павел относится к их словам очень серьезно и использует их во славу Бога. Не Зевс создал человека, а Бог Всемогущий. Этими цитатами Павел затрагивает самые чувствительные струны души своих слушателей. Он как бы «пленяет их сердца».
Этот факт вдохновляет благовестника использовать широко известные стороны культуры и мудрости его слушателей. Он будет исследовать книги по истории, популярную литературу и культурные ценности определенной группы людей, народа, племени. Особенно в наши дни благовестник может многое почерпнуть из телевизионных программ и интернета. Беседы на личном уровне также помогут понять мировоззрение людей и причины их поведения. Например, Бавинк отлично знал великие работы одного японского богослова и мог цитировать во время беседы подходящие отрывки из его трудов. Люди были ему очень признательны за это. Чем больше вы ознакомлены с культурой человека, тем сильнее у него желание слушать вас. Потому что ваш собеседник видит, что вы действительно интересуетесь им.
4.2.5. Человеческое поклонение, как способ манипулирования Богом
Павел обвинял греков в том, что они не поклонялись своим богам, как следовало бы. Греки строили храмы, ваяли статуи, делали украшения из золота и серебра для поклонения своим богам. А сейчас апостол Павел говорит им, что это не настоящее поклонение! Вместо того, чтобы превозносить своих богов, они сделали их ничтожными и слабыми произведениями человеческого разума. Боги греков были у людей ручными, постоянно исполняя их требования. Поклонение эллинов непоследовательно и не обладает целостностью. Они предают своих богов, манипулируя ими. Слова Павла действительно мощный удар по созданной людьми религии. Благовестник обязан показать уязвимость нехристианских религий, не возвышаясь над своими собеседниками в логических умозаключениях, а показывая им, что это, на самом деле, не религии. Ведь такого рода поклонение не может удовлетворить глубинные устремления человеческого сердца.
4.2.6. Последний всеобщий Суд Христа - дыхание воскресения
Точно неизвестно, смог ли апостол Павел завершить свою речь по собственному желанию или его прервали слушатели. Хотя он и желал бы добавить еще несколько слов к своей проповеди, основная мысль уже была ясно выражена. Реакция слушателей показывает, что они были поражены и возмущены словами Павла. Конечно, у нас есть только сокращенная форма его речи, тем не менее, в ней содержатся все основные элементы миссионерского провозглашения. Павел упоминает о наступлении новой эры. Ведь время неведения безвозвратно прошло. Здесь также присутствует серьезный призыв к покаянию и подчеркивается чрезвычайная важность этого шага. Провозглашается Личность Иисуса Христа как в Его пришествии к грекам, так и во втором пришествии в конце времен. Реакция слушателей Павла ясно показывает, что они хорошо поняли его послание.
Однако, упоминание о последнем Суде не должно приводиться нами только таким образом. Благовестник должен понимать, что используя этот аргумент для опровержения взглядов своей аудитории, он попадает в самую точку. Это наиболее ценная часть эленктического подхода: использование послания Святого Писания во всей его целостности, в русле отдельно взятой темы как в контексте культуры собеседника, так и в контексте Библии. Для этого требуется время и желание благовестника исследовать и понять суть отдельной культуры и понять, почему люди пытаются укрыться от Бога. Убегая от Него, они, тем не менее, остаются неудовлетворенными религиозными объяснениями своих руководителей и пророков. Благовестник должен понимать, что его слова могут потрясти человека. Тогда он может провозгласить победу Христа надсопротивлением людей и сатаны.
Неизвестно, как поведет себя представитель нехристианской религии при встрече с вами. Вот почему благовестник должен быть знаком с религиозными проявлениями и пытаться понять значение мифов, ритуалов, молитв, поведения и надежды на жизнь вечную в разных религиях. Он может войти в мир своего слушателя, затронув любую тему, но лучше попытаться узнать о глубинных и, возможно, скрываемых стремлениях человека. Благовестник должен быть готов выслушать человека дважды. Во-первых, обращать внимание на формулировки, жесты и состояние напряженности собеседника. Во-вторых, «читать между строк», услышать невысказанное собеседником. Благовестник будет доволен своей работой только тогда, когда собеседник подтвердит либо киванием головой, либо возмущением, как афиняне, что понял его правильно. И заключительный момент: человека вводят в зал судебных заседаний Бога, где ему указываяютна Христа, Который является как Судьей, так и Искупителем по благодати Божьей.
4.2.7. Заключительная часть эленктического диалога
И в заключительной части речи апостола Павла также виден его взгляд на провозглашение. После того, как послание затронуло сердца людей, позвольте им выразить свои чувства и впечатления. Если они относятся к вам с презрением, пусть так и будет. Если они гонят вас, да будет так. Ведь это также результат работы благовестника. Павел трезво оценил положение вещей и покинул сцену. Обычно миссионеры просто откладывают разговор на другое время, пытаясь найти иной подход к своему собеседнику. Но им не следует так поступать. Если люди не понимают, а отвергают ваше послание, тогда ответственность перед Богом несет не благовестник, а они сами. Конечно, он может молиться о том, чтобы в один прекрасный день глаза у них открылись. Но ему не следует повторять свои попытки, стараясь использовать новый подход. Благовестнику нужно просто отступить от человека. Он предоставил все материалы, все факты в зале судебных заседаний Бога. Они либо переубедят человека, либо он отвергнет их. Нет иного основания истинной веры и другого пути для обращения. Бог будет судить согласно свидетельству Евангелия как в наши дни, так и в будущем.
5. Шаги эленктического подхода
Следующие шаги представляют собой руководство по эленктическому подходу, основанное на библейских данных и элементарных принципах общения и диалога. Заранее предупреждаю, что данный «план шагов» никоим образом не показывает их очередность. Эти шаги всего лишь представляют ряд факторов, на которые следует обратить внимание, прежде чем начинать разговор с неверующим. В большинстве случаев эти шаги не используются последовательно во время обычной беседы. Они предлагают логическую последовательность мышления, чувств и действий, чтобы (1) правильно начать, продолжить и завершить (ряд) диалог (ов), и (2) постоянно заниматься размышлением и исследованием диалогов.
№ |
Шаг |
Содержание / описание |
1 |
Ориентация на религиозные убеждения собеседника |
Обзор религиозного мировоззрения (даже если собеседник считает себя нерелигиозным) во время беседы с собеседником, акцентируя внимание на таких выражениях, как: «Я вот такой..., но хочу..., и что мне делать...?» Обсуждение (не) религиозного окружения, взглядов на христианство и веру, «спасение» и будущих желаний.
|
2 |
Теоретическое знание о конкретной религии и/или ожидание «спасения» в будущем |
Исследуйте источники, в которых дана информация о конкретной религии и/или (не) религиозных убеждениях. Проанализируйте эти взгляды в свете Евангелия. Попытайтесь показать собеседнику, к каким последствиям приведут его убеждения как в повседневной жизни, так и в будущем.
|
3 |
Эмпирическое знание действительных религиозных убеждений собеседника |
Попытайтесь узнать у собеседника, отличаются ли его некоторые взгляды от официального учения его «религии». Попытайтесь обсудить с ним эти различия. Узнайте, почему существуют эти различия. Как они влияют на его мышление/поведение и его надежду и ожидания относительно будущего.
|
4 |
Эмпирическое исследование его знания, взглядов и опыта относительно христианства и Евангелия |
Ясные вопросы о христианской религии, Церкви, Библии, отношениях, образовании и т. д. Цель — совместно сделать выводы относительно содержания и уровня его знания и опыта касательно христианства и веры. |
5 |
Сравните взгляды собеседника с основами Евангелия: удалите наслоения недопонимания и неправильной информации |
Желание обсудить вопросы собеседника о христианстве, негативных сторонах истории Церкви и/или недостойном поведении христиан/церквей. Попытайтесь устранить наслоения в непонимании Евангелия, представляя библейский взгляд на церковную историю и ее негативные аспекты. Четко выразите собственное мнение относительно поведения христиан и отрицательных сторон в жизни Церкви.
|
6 |
Предложение узнать о Евангелии и его целях на основании, например, Апостольского символа веры. Анализ реакции и действительных чувств собеседника, «читать между строк». |
Изложение Евангелия с помощью систематического вероисповедного документа, например, Апостольского символа веры. Будьте чувствительны к реакции собеседника, его вопросам, степени его интереса, возможно, даже неодобрению, аргументам, возражениям, воззрениям и нежеланию выслушивать весть Евангелия и всей Библии. Проанализируйте предпосылки и причины такого неприятия. Проанализируйте настоящие чувства собеседника. «Читайте между строк», дабы понять его истинные чувства. Попытайтесь понять, почему человек не желает преклониться пред Христом.
|
7 |
Поиск эленкос |
Глубокое исследование особенностей отвержения Евангелия. С помощью какого текста и изложения христианской веры можно разрушить стену сопротивления и проникнуть в сердце неверующего человека.
1. Настройтесь на волну собеседника. Относитесь к нему с симпатией, помните о своем собственном «пороге» возможностей и вероятности противления Евангелию благодати.
2. Честно исследуйте, сострадая неверующему, как Евангелие может ранить сердце человека, ударить по его самооценке и независимости.
3. Позвольте славе благодати ясно проявляться в вашей собственной жизни.
4. Молитвенно исследуйте Святое Писание, христианские учения и взгляды, дабы осознать ключевые положения Евангелия, возможно, тот библейский текст, который станет до такой степени убедительным, что приведет неверующего от нежелания покаяться к христианским убеждениям.
5. Каким бы сильным ни было ваше желание завоевать неверующего для Христа, помните, что на первом месте у вас стоит повиновение Евангелию.
|
8 |
Особая и внимательная конфронтация при рассмотрении причин нежелания покаяться |
Излагайте Евангелие в контексте целостной библейской перспективы. Оно должно быть действительно «Благой вестью» в ситуации, в которой пребывает неверующий человек. Оно обращает внимание на боль, которую испытывает сердце человека, противящееся Богу. Вы можете рассказать о своих собственных борениях с Богом и открытииблагодати во Христе Иисусе. Это будет тяжело как для вас, так и для него.
Относитесь к любой реакции собеседника с посвященностью глашатая небесногоЦаря, с призывом (и повелением) обратиться к Богу и признать пред Ним свое поражение. Вам следует вести себя не гордо, но смиренно, благоразумно и твердо. Ведь вы стоите на нерушимом основании! Не сомневайтесь - оно действительно есть!
|
9 |
Решение: да/нет, возможно, часть пройденного пути
Провозглашение свободы от обвинений
Провозглашение Божьего гнева: последнее средство |
После нескольких попыток выражения эленкос вам следует завершить «судебный процесс».
ДА —Огласите бывшему неверующему (странный) оправдательный приговор Божьего Суда, и пригласите его в Царство благодарения и поклонения Богу. Затем предоставьте средства для укрепления веры нового верующего с помощью библейского образования и практики, помогая ему адаптироваться в поместной христианской общине и утвердиться в своих новых убеждениях. Выразите благодарение Богу в молитвах, песнях и ликовании.
НЕТ — В данном случае вам необходимо имитировать судебный процесс: «Так как вы не желаете...». Провозгласите о Божественном суде всему миру, подчеркивая чрезвычайную важность исповедания Христа. «Как ты относишься к Богу во Христе?» - этот вопрос является осуждением неверующего. Отрицательный ответ неверующего останавливает его на полпути. В таком случае благовестник использует последний аргумент — предупреждение о Божьем гневе. Это последняя возможность в данной серии диалогов. Тем не менее, следует продолжать молиться и надеяться, что ваш собеседник покается в будущем. Позвольте Святому Духу совершать Свою божественную работу: обращение человека к Богу или ожесточение его сердца.
|
10 |
Желание продолжать диалог с неверующим в будущем |
Скажите упорствующему неверующему, что его нежелание подчиниться Христу является причиной его отделения от Бога.
Однако:
1. Пообещайте собеседнику продолжить встречи, если он этого пожелает. Но вы не будете начинать обсуждение с самого начала. Напротив, вы будете акцентировать внимание на самой болезненной точке неверия, «пороге» противления Евангелию.
2. Проверьте, правильно ли вы записали почтовые и электронные адреса и номера телефонов друг друга.
3. Сообщите правлению миссии, церковному совету или миссионерской команде о негативном результате диалога.
4. Продолжайте молиться об обращении неверующего сами и вместе с общиной.
|
6. Личность эленктического благовестника
Приняв за основу данную программу действий в миссионерском подходе, мы понимаем всю серьезность миссии как таковой. Подобно Моисею и Павлу, мы склонны отказываться от возложенной на нас Богом задачи провозглашать Евангелие. Однако, это не игра. Ведь мы должны провозглашать послание, в котором говорится о праведности пренебрегаемого людьми Бога, Творца Вселенной. Это воспламеняет Его гнев по отношению к виновному и осужденному человечеству. Только осознайте масштабы опасности! Как нам спастись? Но в этом послании содержится также и Благая Весть о возможности оправдания грешника перед Божьим престолом. Но только благодаря Иисусу Христу, распятому и воскресшему.
Это послание является «тяжелой ношей» благовестника. Чтобы быть компетентным в служении, нам следует усвоить две основные истины: жизнь в царстве благодати и достаточное образование и снаряжение.
- Относительно жизни в царстве благодати
Благовестник никогда не должен забывать о том, что он сам был избавлен от Божьего суда посредством благодати и веры в Иисуса Христа. Он никогда не должен возвышаться над неверующим, потому что и сам является грешником. Он нуждается в Божьем прощении каждый день. Если он это понимает, тогда в нем проявляется смирение, необходимое для общения с неверующими людьми. С другой стороны, он осознает, что на самом деле приобрел благоволение в Божьих очах, получив от Него прощение и освобождение от Божьего гнева. Понимание этой истины станет источником ежедневной радости и глубокого убеждения в том, что Иисус - единственный Спаситель погибающего человечества.
Дабы возрастать в этой вере, благовестник должен созидать вокруг себя царство благодати. Только так он сможет постоянно исследовать Святое Писание, рассматривать всю картину Божьих спасительных деяний в истории человечества и тщательно исследовать самые малые подробности и слова, чтобы приобрести обновленный взгляд на жизнь и смерть. Это подразумевает жизнь в молитве и благодарении в собрании Божьей общины. Сам благовестник, насколько это возможно, должен пребывать в общении святых. Он будет понимать, что не сможет действенно нести свое служение, если пославшая его поместная церковь, не будет оказывать ему духовной поддержки.
- Относительно его компетенции
Благовестник должен быть образованным и обладать достаточным уровнем подготовки и понимания. Идея о том, что каждого христианина можно считать благовестником, не подтверждена Святым Писанием и является весьма наивной. Сторонники этого взгляда, по всей видимости, не понимают, до какой степени изворотлив и хитер дьявол. Он прекрасно знает, как манипулировать людьми, чтобы они не уверовали в Евангелие. Все привлекательные стороны нехристианских религий, обращение к человеческой гордости, науке и мудрости, человеческим слабостям— все включено в «игру», когда человек появляется на сцене борьбы между Богом и сатаной. Дьявол скрывается за личиной ангела света, потакая самым низменным желаниям человека. Ни один благовестник не будет настолько глупым, чтобы преуменьшать силу и «страсть» греха и сатаны.
Итак, первым требованием является хорошее знание Святого Писания, предпочтительно на академическом уровне. У благовестника должны быть способности к изучению нехристианских религий, идеологий, философских направлений. Также у него должны быть основные навыки общения с людьми. Особенно нужно знать формальные методы диалога, быть способным понимать подоплеку дискуссии и угадывать мысли человека по его выражениям.
Прежде всего, он должен уметь выражать свои собственные чувства, сомнения, непонимание чего-либо, а также знать о своих слабых сторонах. Чтобы понять другого человека, благовестнику следует, прежде всего, знать самого себя. Это требует постоянного изучения общества, статей, истории, поэзии, книг, искусства, телевидения, компьютеров, фильмов, и т. д. Однако, он не должен подпасть под власть и влияние зла и греха.
В это мир, полный ужаса, пришел Иисус Христос,, чтобы жить в нем, проповедовать, проявлять сострадание, провозгласить новую эпоху и победить сатану. Это тайна воплощения, которая является великим примером любви, стойкости и посвящения и жизни, полной благодати.
7. Выводы и обязательства
Эленктический подход — это сердце всей миссии и благовестия. Этот подход постоянно обновляется. Он гибок во всех обстоятельствах и контекстах. Он всегда преследует одну цель — ясно показать неверующему, что тот является мятежником, восставшим против Бога. Это все подводит нас к следующим выводам и рекомендациям.
7.1. Провозглашение Божьего суда является неотъемлемой частью миссионерского подхода
В Первом послании к Фессалоникийцам 1:9-10 представлено краткое изложение проповедей апостола Павла, в которых ясно видны основные положения миссионерского подхода. Согласно Бавинку, этот текст можно считать моделью проповеди Павла:
Бог — обращение — суд — Христос — воскресение — искупление / спасение
Это краткое изложение или модель провозглашения Евангелия апостолом Павлом является свидетельством того, что суд - важная и неотъемлемая часть его миссионерского подхода. В книге Деяний апостолов постоянно говорится о Божьем суде. Например: наказание Анании и Сапфиры (7:51-53), обличение синедриона Стефаном (13:46), вердикт Павла относительно антиохийских иудеев (17:31), последние слова речи Павла в ареопаге (20:27), провозглашение полной воли Божьей (24:25) относительно «грядущего суда», как предупреждение Феликсу и Друзилле и укор римским иудеям (28:25-28). Также в посланиях как Павла, так и других авторов, упоминается о Божьем суде как о неизбежном факте. Почему мы считаем себя мудрее Бога и Его апостолов, пренебрегая темой суда и наказания в нашем миссионерском подходе? В самом раннем из всех известных исповедании веры (Апостольский символ веры, II столетие) ясно говорится, что Христос возвратится на эту землю с небес, «чтобы судить живых и мертвых».
Первый вывод
Каждый миссионерский подход провозглашения Евангелия Иисуса Христа должен включать в себя все необходимые аспекты библейского благовестия. Это значит, что нам следует проповедовать также и о Божьем суде. Ведь эта истина является одним из основных элементов Евангелия спасения.
7.2. Влияние грядущего суда
В Первом послании к Фессалоникийцам апостол Павел описывает положение человечества, в котором оно пребывает на протяжении многих столетий. Он не указывает на определенную дату Божьего суда, но предупреждает своих слушателей о том, что этот день оказывает влияние на нас уже сейчас! Ведь этот день придет как «тать в ночи», неожиданно, когда никто его не будет ожидать. С другой стороны, верующие с нетерпением ожидают наступления этого дня, чтобы воссоединиться со своим Спасителем (1 Фес. 1:10).
Зная, что этот день неизбежно придет, верующим следует быть «сынами света», которые противостоят ночи и тьме неверующего мира, неспособного избежать уничтожения (5:3). Верующие живут богобоязненно не потому, что они ежедневно дрожат от ужаса перед грядущим судом, а потому что они убеждены в следующем: Христос восстанавливает и преображает как жизнь христианина, так и христианскую этику.
С другой стороны, пренебрежение грядущим судом ведет к самовольной жизни, когда человек не желает думать о плохом, подавляя свои страхи уверениями о «мире и безопасности». Неверующие не хотят нести ответственности перед Богом за свою жизнь и поведение. Как воскресение Христа изменяет мировоззрение верующих, так и реальность грядущего суда преображает их жизни, как «сынов и дочерей света».
«Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:9).
Христианская этика определена воскресением Христа и Его возвращением на нашу землю, чтобы мы могли жить с Ним (5:10) не только в будущем, но и в настоящем. Христианская миссия невозможна без проявления истинной христианской жизни. Евангелие чрезвычайно серьезно относится к каждой стороне человеческой жизни. Знание и исповедание этой истины усилит ревность в служении самой миссии, которая не будет умалчивать о грядущем суде.
Второй вывод
Весть о грядущем суде должна потрясти мнимые «мир и безопасность» неверующего общества. Зная об этом суде, верующие могут изменить свое мировоззрение и с нетерпением ожидать возвращения своего Спасителя. Эта «новая» эсхатологическая этика является провозглашением целостного Евангелия.
7.3. Ободряющий призыв к освящению
В Первом послании к Фессалоникийцам 5:23-28 Павел использует тему Божьего суда для ободрения верующих: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Это целостный вердикт Бога по отношению к верующим, благодаря которому мы избавлены от Его суда. Это значит, что неверующих ожидает Божий суд. Следует помнить, что эта истина является не побочным эффектом миссии, но основополагающим вопросом: «Как грешный человек может подойти к живому и святому Богу?» Как нам ответить на вечный вопрос в истории человечества: «Человек, где ты?»
В таком случае, весть о Втором пришествии Христа является, с одной стороны, стимулом к благочестию, а с другой - предупреждением для неверующих. История - не игра. Каждый будет давать отчет за отвержение Христа и свое поведение во время жизни на Божьей земле. В миссионерскую задачу входит предупреждение человечества о том, что рано или поздно этот мир завершит свое существование, исполнит свое предназначение. Мы живем не бесцельно, затерявшись в бездонных просторах Вселенной. Все человечество живет
в присутствии вечного, любящего и благодатного Бога, Который не может согласиться с тем, что Его кто-то отрицает.
Третий вывод
Евангелие Суда освобождает верующих от вины и осуждает неверующих за то, что они отвергли Божий призыв к жизни. Колокол утраченного рая все еще звонит в истории человечества, призывая людей к ответственности перед Богом. Миссия и миссионерский подход являются ударами этого колокола.
Эленктический подход, как знак благодати
Возникает последний вопрос: не является ли эленктический подход слишком жестким, неудобным, выражающим чувство превосходства или даже колониального недостойного поведения? Конечно, мы признаем, что искусство эленктики прямолинейно. Ведь оно занимается разоблачением взглядов неверующего. Поэтому, нам следует всегда помнить о призыве апостола Петра в Первом послании (3:15-16): «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе».
Доктор, который любит своего пациента, не откажется удалить с помощью скальпеля злокачественную опухоль из его тела, хотя прекрасно знает, какую ужасную боль причинит больному. Подобным образом, миссионер вначале должен полюбить своего слушателя, а затем рассказать ему об ужасающем дне Божьего суда. Разве могут винить люди, спасенные из горящего дома, человека, который кричал, сообщая им о надвигающейся опасности? А те, кто все же остался в доме, вскоре пожалеют о своем решении, но будет поздно. Позвольте миссии быть знаком любви и благодати, которая стремится спасти людей от грядущего гнева. Сделайте все возможное с вашей стороны, чтобы неверующие в день суда Божьего не кричали вам: «Ты не предупредил нас о надвигающемся суде!»
Эленктика никоим образом не является пережитком колониальной эпохи или выражением чувства превосходства Запада, которая осуждает все остальные религии и мировоззрения мира. Эленктика проявляется в проповедях Иоанна Крестителя, речах Иисуса, провозглашении апостолов. Эленктика - несомненный знак благодати: «Бог желает вам всего самого лучшего. Пожалуйста, покайтесь! Это очень важно. Моя любовь - не игра». Пусть все миссионеры избегают соблазна сделать Божью благодать дешевой и незначительной в глазах неверующих людей. Чем больше церковь и миссия показывают серьезность благочестивой жизни, тем больше эленктика будет преуспевать и формировать разум и сердце благовестника.
Этот материал еще не обсуждался.