К. Я. Хаак
Диалогическая эленктика: искусство разоблачения ложных богов
Введение: цель и обзор
Основной целью миссионерской деятельности является налаживание контакта с неверующим человеком. Как изложить Евангелие таким образом, чтобы человек, с которым вы беседуете, смог: а) понять о чем вы говорите, б) заинтересоваться вашим благовестием и продолжить диалог, и в) к концу беседы убедиться в необходимости покаяния пред Богом. Однако для вас основным вопросом должен быть следующий: г) не извратил ли я, не предал ли Евангелие в процессе его адаптирования к уровню понимания слушателя?
Как нам ответить на этот вопрос? Вне сомнений, эта тема связана со многими дисциплинами и профессиональными навыками. Только подумайте об искусстве общения, лингвистических исследованиях, психологической подготовке, понимании контекста, знании нехристианских религий и идеологий, навыках внимательного выслушивания собеседника и адекватного продолжения диалога. Однако в данной главе мы рассмотрим наиболее интересующий нас вопрос, а именно: библейский взгляд на миссионерский подход.
Во-первых, мы обсудим знаменитый подход апостола Павла к членам Афинского ареопага. Затем исследуем библейскую подоплеку его подхода. В-третьих, более полно рассмотрим область свидетельства и осуждения. В четвертом пункте исследуем элементы эленктики - дисциплины разоблачения ложных богов. В-пятых, мы вновь прочитаем некоторые диалоги Христа и Его противников, чтобы более полно осознать структуру эленктики, представленную в Евангелиях. Чтение книги Деяний, Посланий апостолов и Откровения поможет нам в большей степени понять динамику эленктического подхода. В конце занятий мы предложим вам практическую программу для миссионерского подхода.
1. Павел в Афинах (Деян. 17:16-34)
Дабы избежать многих затруднений, давайте вначале прочитаем заключительную часть его речи. Павел собрался с мыслями и произнес: «Итак,оставляя времена неведения (то есть, незнания истинного Бога), Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (стих 30). Слово метанойя означает полную перемену взглядов и мировоззрения человека, становление, своего рода, новой «парадигмы». Это слово исключает предположение, будто апостол Павел связывал христианскую веру с языческой религией. Эти две религии коренным образом отличаются одна от другой. Они противостоят друг другу. И вот наш первый принцип: христианская религия отлична от нехристианских религий и противостоит им.
А теперь давайте прочитаем 23 стих. Павел упоминает в своей проповеди о поклонении неведомому богу, однако, он не отождествляет его с единым и истинным Богом. Он использовал жертвенник в качестве коммуникационного перехода, чтобы обратить внимание слушателей на истинного Бога. Одна и та же область интереса, но не один и тот же «объект». Совершенно ясно, что у этих религий нет общего основания, но оно есть в области коммуникации. И вот наш второй принцип: существует коммуникационная связь между христианами и представителями нехристианских религий.
Справедливости ради следует отметить, что сами греки на самом деле не очень-то и поклонялись этому богу. Они просто пришли к рациональному выводу, что поклоняясь многим богам (что они и делали), можно забыть еще об одном боге. Поэтому они решили воздвигнуть жертвенник этому позабытому или неведомому богу... На самом деле, этот «бог» был самым слабым звеном в их религиозном мире. Когда Павел затронул вопрос о неведомом «боге», греки отчасти устыдились. Затаив дыхание, с интересом, может даже с беспокойством, они продолжали слушать апостола Павла.
А теперь давайте обратим внимание на заключительную часть речи апостола (стих 31), где упоминается о Божественном осуждении и воскресении из мертвых. По какой-то причине речь Павла оборвалась на полуслове (неизвестно, было ли это случайно или намеренно). Слушатели были шокированы словами Павла. Ведь согласно их религиозным убеждениям, учение о телесном воскресении выглядело нелепо. Они делали четкое разграничение между материальным и духовным составляющими. Материя, по их мнению, является временной и плохой. Она будет полностью разрушена после смерти. В отличие от материи, дух, пребывающий в теле, божественен и вечен. Во время смерти человека его дух освобождается от тела как птица из клетки, возвращаясь назад в божественное естество. И, конечно же, нет никакого Божьего суда! Дух любого человека автоматически возвращается в место своего зарождения.
Подобное религиозное понимание ослабляло этическую ответственность за «использование» человеком своего тела. Поэтому греки либо полностью игнорировали тело и материальный мир, либо предавались телесным похотям, не ощущая вины. В любом случае, после смерти человека не ждал суд богов и их оценка его земной деятельности. Только представьте себе эту ситуацию! Перед вами стоит Павел и говорит как о Божьем осуждении, так и о воскресении из мертвых. Он перевернул их мировоззрение с ног на голову.
Это шокировало и поражало воображение.Слушатели чувствовали, что им необходимо отвергнуть идею Павла. Иначе у них возникнут серьезные проблемы как при жизни, так и после смерти. Поэтому, некоторые с возмущением, а другие с учтивостью попросили Павла удалиться. Ведь христианский взгляд относительно жизни после смерти и телесного воскресения бросает серьезный вызов любым другим воззрениям на жизнь и смерть. Это приводит нас к третьему принципу: проповедь Евангелия относительно будущего мировой истории и всего человечества может шокировать неверующих людей.
Однако нам следует быть осторожными. Ни в коем случае нельзя слепо копировать проповедь апостола Павла. Мы живем в современном контексте, в котором все изменилось — люди, религии, идеологии, знание Евангелия. Тем не менее, мы, вне сомнений, можем использовать основные принципы миссионерского подхода апостола Павла. Я не имею в виду, что нам следует использовать сразу все эти элементы в одной дискуссии или проповеди. Но в процессе ведения диалога с неверующими людьми эти три принципа являются основой миссионерского подхода.
2. Библейская подоплека подхода апостола Павла
Конечно, Новый Завет не часто рассматривает вопрос о других религиях, но, тем не менее, в нем представлены прекрасные образцы обращения к нехристианской аудитории . Однако, нам также следует обращаться к Ветхому Завету, дабы понять взгляд апостола Павла на небиблейские религии. Иные боги и религии названы идолами и идолопоклонством. Первая заповедь, главенствующая над всеми остальными, предельно ясна: никаких других богов. Яхве, Бог Израилев, является единственным и уникальным Богом. А боги других народов — идолы (что означает: «дуновение ветра», «ничто»).
Ветхий Завет ясно показывает, что человек после грехопадения продолжает оказывать неповиновение Богу. Вначале Бог наказал людей, изгнав их из Эдемского сада. Затем Он осудил весь мир, который пребывал в грехе, сохранив жизнь только семье Ноя. Однако человечество, не усвоив урок, воспротивилось Божьему повелению наполнять землю и править ею, и приступило к строительству Вавилонской башни. Тем не менее, Бог не уничтожил всю землю снова. Вместо этого Он смешал языки людей и таким образом заставил их распространиться по всему лицу земли.
Этим решением «предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» (Деян. 17:30, Рим. 1:24, 26, 28, Еф. 2:1-3, 11-12). В те дни, когда Бог создавал новый народ, Израиль, открыв Себя Аврааму, Исааку и Иакову, религии народов дегенерировали. Люди не прославляли Бога, не благодарили Его за благость и провидение (Деян. 14:17, Рим. 1:21). В ветхозаветный период, Яхве желал, с одной стороны, дабы Израиль был отделен от идолов и не вступал в завет с окружающими народами, а с другой - наказывал этот народ за поклонение Ваалам и Астартам. Именно за этот главный грех Израиль был изгнан из святой земли.
Нигде в ВетхомЗавете мы не увидим, чтобы Яхве терпел идолопоклонство. Мы читаем о нескольких людях: Раав, Руфи и Неемане, которые обратились к Богу Израилеву, Яхве, но никогда идолопоклонство, религии народов, не находили оправдания. Несмотря на то, что время миссий еще не наступило, Яхве послал Иону в Ниневию, чтобы призвать ее жителей к покаянию. Этот пример является свидетельством того, что Бог не оставляет мир и людей, обитающих в нем. Многие пророки свидетельствовали о новой эпохе также и для языческих народов. Им необходимо было выполнить одно условие — покаяться и обратиться к Яхве, Богу Израилеву (Ис. 2:1-5, Мих. 4:1-5).
Божье попечение о будущем человечества побудило Его послать Своего возлюбленного Сына, Который воспринял плоть, в мир, погрязший в грехе. Иисус является исполнением ветхозаветных обетований. В данном случае, Он является продолжателем положений Ветхого Завета. Например, Яхве никогда не думал менять заветных отношений со Своим народом или Свое отношение к идолопоклонству. Напротив, Он послал апостолов призвать народы к покаянию, к вере во Христа и стать Его учениками, приняв Его учение (Мф. 28:19). Между религией Израиля и небиблейскими религиями постоянно сохраняется радикальное противостояние, Богом данный антитезис. Нет никакой возможности связать эти два противоположных утверждения. Смешение данных точек зрения приводит к религиозному синкретизму (1 Кор. 10:14-22). Как Ветхий, так и Новый Завет последовательны в своем отношении к нехристианским религиям: они бесплодны, их последователи поклоняются несуществующим богам, их пророки лгут, их учение ложно. Они являются псевдорелигиями.
В новозаветную эпоху, во времена миссии, когда Павел начал свое служение в нехристианском мире, он не изменил свидетельство Ветхого Завета. Напротив, он умолял, призывал, увещал как иудеев, так и язычников, покаяться и поверить в Иисуса Христа, оставляя в прошлом все свои ложные взгляды, упования и богов. В соответствии с этим, Павел призывал иудеев принять Христа, Мессию, обещанного в Ветхом Завете. Если иудеи будут пытаться исполнить закон своими делами, тогда, на самом деле, они будут противиться Богу, Которому, по их мнению, они поклоняются. В то же время, Павел призывал язычников, греков, необрезанных уверовать во Христа - единственного Спасителя мира. Как для иудеев, так и для язычников вера во Христа является делом жизни и смерти (2 Кор. 2:14-17, 5:16-21). Писание призывает и тех, и других серьезно поразмыслить о гневе Божием и Его грядущем суде (Ин. 3:36, Еф. 5:6, Откр. 6:17).
Данный обзор Ветхого и Нового Завета подтверждает, что как первый, так и второй рассматривают другие религии как тщетные, беспомощные и направляющие своих последователей в никуда. Они неспособны спасти человека от гнева Божия. Этот взгляд подчеркивает уникальность христианской веры. Только Иисус Христос может спасти нас. Это послание является сердцевиной христианской миссии и необходимым условием для всех миссионерских подходов.
3. Свидетельство, суд и оправдание
Одним из основных слов, используемых для выражения миссионерского подхода, является слово «свидетельство». Апостолы были посланы Христом. Они были Его свидетелями (Деян. 1:8). Термин «свидетельство» означает подтверждение истины и действительности. Апостолы справедливо утверждали, что они были очевидцами жизни, смерти и воскресения Христа (Деян. 10:39,41, 1:21-22). В ветхозаветном периоде ложное свидетельство могло стать причиной смерти или жизни человека (Исх. 20:16 (девятая заповедь), 3 Цар. 21:1-16).
Слово свидетель связано с судом, судебным заседанием, судьей, вердиктом и правосудием. Свидетель не имеет права рассказывать какую-либо историю или свою собственную точку зрения. Он обязан представить суду голые факты относительно преступления или происшествия. Судья способен действенно исполнять свои обязанности только в случае предоставления ему правдивых показаний и фактов. И эти показания должен предоставить не один свидетель, а два или три. Только в таком случае можно разрешить дело (Мф. 18:16, Втор. 17:6-7). В те времена, когда криминалисты не знали об отпечатках пальцев, когда не было видеокамер, ДНК-тестов, единственными, кто мог опровергнуть обвинение, были очевидцы, свидетельствующие о действительных совершившихся фактах.
В новозаветной эпохе свидетелем Христа называли человека, который слышал слова учения Иисуса и видел Его чудеса, распятие, погребение, воскресение и вознесение на небеса (Деян. 2:32). В Евангелии от Иоанна часто используется слово свидетельство (1:78, 3:11, 15:17-18). Иоанн излагает проповедь Евангелия как Божью судебную речь, направленную против иудеев, отрицающих Христа, и призыв к язычникам, убеждающий их в истинности Евангелия.
Итак, нам представлена картина судебного заседания. В Евангелии от Иоанна 16:8, Святой Дух назван Утешителем, Параклетос. Параклетос является, своего рода, адвокатом, который защищает человека от обвинений. Ему необходимо представить доказательства невиновности подзащитного, чтобы убедить судью. Если судья честен, тогда он выносит приговор на основании этого свидетельства. Если он нечестен, тогда он просто отвергает истину. Подобным образом действует и Святой Дух. Он убеждает мир в его греховности и вине пред Богом и говорит о праведности и Божьем суде. Бог ведет судебную тяжбу с этим миром.
Он обвиняет мир в том, что тот не принимает Христа как своего Спасителя. Его грех состоит в неверии во Христа. Праведность означает то, что Отец оправдал Иисуса Его воскресением и вознесением. Осуждение — это окончательный приговор относительно деяний и намерений сатаны. Апостолам же необходимо возвестить об этом судебном постановлении всему миру. Провозглашение Евангелия является, действительно, Благой Вестью. Именно через эту весть человек может быть освобожден от Божьегообвинения посредством жертвы и заступничества Иисуса Христа.
Таким образом, провозглашение и свидетельство подтверждают греховное состояние слушателя — он не верит ни в Бога, ни в Иисуса Христа. Свидетельствуя о Христе, благовестник как бы приводит слушателя в Божий зал судебных заседаний. Бог требует отчета у всех людей: «Каково твое отношение к Богу, к Иисусу Христу?». Подобный вопрос был задан Адаму в Эдеме: «Где ты?». Бог пришел в этот мир. Он видит греховность всего человечества. Он судит людей, виновных пред Ним.
Единственный способ избежать Божьего гнева и осуждения — это покаяние и вера в Иисуса Христа. Миссия означает, что Христос посылает Своих апостолов, миссионеров и благовестников провозглашать прощение соделанных грехов. Это, конечно же, прекрасная новость! Однако есть и плохие новости. Человек виновен пред Богом, своим Творцом. Только покаяние и пребывание во Христе могут избавить нас от вечного наказания в аду.
Вывод следующий: миссионерский подход является действием спасения людей от Божьего осуждения. Конечно, миссионер должен быть вежливым, дружелюбным и проявлять Божью любовь. Однако, его призвание заключается в том, чтобы показать слушателю его плачевное положение. Ведь слушатель виновен пред Богом неба и земли! Только в таком случае мы можем быть действенными свидетелями Иисуса Христа, указывающими путь к прощению грехов и избавлению от Божьего гнева (2 Кор. 5:20-21).
4. Эленктика: искусство разоблачения ложных богов
Дисциплина эленктики основана на Святом Писании. Само слово эленктика является производным от греческого глагола эленкоо, которое означает устыдить, разоблачить, обвинить, осудить, указать на вину человека (Ин. 16:8). Дисциплина эленктики учит нас правильному обхождению с человеком, показывает, как убедить его в том, что он виновен пред Богом, и что Божий гнев пребывает на нем (Ин. 3:36). И, конечно же, эленктика открывает нам, как призвать человека к покаянию и вере в Спасителя Христа. Эту систему или процедуру мы называем истинным миссионерским подходом. В данном разделе мы более подробно рассмотрим эту дисциплину.
Итак, эленктика является миссиологической дисциплиной, которая помогает наладить контакты с нехристианами и призвать их примириться с Богом во Христе. Если быть точными, то эленктика помогает разработать навыки не провозглашения, а диалога . Только с помощью диалога благовестник сможет, на самом деле, понять точку зрения неверующего собеседника. В контексте обоюдного диалога есть место для одностороннего провозглашения.
Во-первых, благовестник с помощью эленктического подхода должен разоблачить нехристианские религии, идеологии, мировоззрения и показать их несостоятельность, ложность и неспособность даровать людям истинное спасение. Говоря кратко, показать, что они являются псевдорелигиями, а это означает разоблачить псевдобогов, которые скрываются в концепции спасения вашего собеседника.
Следует отметить, что эленктика не идентична апологетике. Эленктическая проповедь Евангелия обращена к сердцу человека. Апологетика, в свою очередь, предоставляет рациональные обоснования веры, обращаясь к разуму человека, его рацио. Несомненно, апологетика весьма полезна для проведения диалога. Однако, эленктика является прямым и особым изложением положений Евангелия, которые касаются сердца человека, являя ему любовь Иисуса и благодать Бога. Апологетика может выиграть диспут, а эленктика - привести человека ко Христу.
Во-вторых, разоблачив псевдобогов, благовестник предлагает опровержения (греч. эленкос).
Он излагает просто факты истории спасения, жизни Иисуса, Его смерти и воскресения. Данные свидетельства подтверждают истину о спасении через веру во Христа. В то же время, они противостоят концепциям собеседника и призывают его размышлять над благой вестью о Божьей любви, искуплении Христа, возрождении человека Святым Духом, вечной жизни в общении с триединым Богом. Эта презентация Евангелия напрямую связана с особенным жизненным окружением вашего собеседника. Дабы выявить эту взаимосвязь, благовестник должен найти особенную библейскую концепцию или определенный текст. Ему следует быть мудрым, чтобы коснуться сердца человека, и терпеливым, дабы предоставить ему возможность самому поразмыслить о Боге.
В-третьих, презентация Евангелия нацелена на спасение собеседника. Благовестник должен призвать собеседника исповедать свои грехи пред Богом, и попросить за них прощения, уповая на Кровь Иисуса Христа. Говоря кратко, он будет дружелюбно повелевать своему собеседнику обратиться к Богу. То есть, обратиться к Богу от идолов, служить живому и истинному Богу и ожидать пришествия Его Сына Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых и Который избавит нас от грядущего гнева (1 Фес. 1:9-10).
В-четвертых, результат непредсказуем! Миссионер не ответственен за результат. Он его не может достичь своими силами. Только Святой Дух может убедить человека признать свою вину и преклониться пред Христом. Однако, миссионеру, тем не менее, следует стремиться понять своего собеседника. Он должен помнить о двух результатах (положительном и отрицательном) беседы с неверующим человеком. Вот почему благовестник должен всегда просить Бога помочь ему достичь намеченных результатов с помощью эленктики. Он должен тщательно анализировать диалоги, которые он проводил, дабы, при необходимости, адаптировать свой подход к собеседнику.
Конечно, с одной стороны он может радоваться, что собеседник близок к обращению. В таком случае, он поможет собеседнику глубже понять Евангелие, отказаться от своих грехов, молиться милосердному Богу, исповедать свои грехи, креститься и стать частью поместной общины Христа.
С другой стороны, благовестник не должен отворачиваться от человека, который ожесточает свое сердце и продолжает жить в неверии. В таком случае, ему следует усиленно молиться о покаянии своего собеседника и продолжать вести с ним диалог. Тогда ему необходимо обращать внимание своего собеседника на негативные последствия своего нежелания обратиться к Господу. Следует помнить, что благовестник должен напоминать своему собеседнику о реальности Божьего гнева. Предостерегите собеседника, сообщив, что Божье осуждение, небеса и ад действительно существуют. Нам следует выполнять свою обязанность, с трепетом преклоняясь перед суверенным Богом.
5. Перечитывая Евангелия
Концепция эленктического подхода предлагает новый взгляд на прочтение Евангелий и рассмотрение диалогов Христа с Его противниками. Иисус использовал три принципа коммуникационного адаптирования, соблюдая религиозную дистанцию (антитезис) и производя шокирующие эффекты.
- Проповедь в Назарете (Лук. 16:30)
Общение Иисуса с аудиторией строилось на основании общего знания ветхозаветного учения. Иисус не совершает чудес в Назарете, хотя иудеи считали, что Он обязан был их совершить. Вместо этого, Он излагает им Евангелие: «Сегодня исполнились слова пророчества». Затем Он поражает Своих слушателей упоминанием о спасении вдовы-язычницы и Неемана.
- Диалог в доме Симона (Лук. 7:36-50)
Иисус передает Свое послание с помощью притч, которые легко понять. Он указывает на эгоизм Симона-фарисея и шокирует всех собравшихся в доме, простив грехи женщины-блудницы.
- Притча о милосердном самарянине (Лук. 10:29-37)
Во время беседы Иисус использует историю об обычном по тем временам ограблении на дороге в Иерихон. Любой слушатель мог заинтересоваться этой историей и понять ее. Затем Иисус обличает ложные взгляды иудейских религиозных лидеров и удивляет Своих слушателей, подчеркивая милосердное отношение самарянина к жертве ограбления.
- Диалог со скептиком (Лук. 13:22-30)
Человек спросил у Иисуса, действительно ли спасется лишь малая часть людей? В данном случае Иисус использует образы узких врат, закрытой двери, участи Авраама и спасенных. Также Он указывает на большую пропасть, которая существует между Ним и человеком, задающим вопрос. Он призывает этого человека преодолеть эту пропасть, войдя через тесные врата. Иисус разоблачает этого человека, показывая, что тот является всего лишь наблюдателем, а не учеником. Также, Христос показывает иудеям, что такой подход ведет в никуда. Далее Он шокирует Своих слушателей, говоря им, что люди с востока и запада займут свое место в Царствии Божьем.
- Притча о блудном сыне (Лук. 15:25-32)
В данном случае для коммуникационного адаптирования используется притча. Действующие лица в ней - два сына и их отец (то есть, Сам Иисус). Отличие от иудейской концепции спасения состоит в том, что младший сын был сердечно принят отцом (Иисусом). Иисус шокировал Своих слушателей словами о том, что младший сын был не рабом своего отца, а его возлюбленным сыном и наследником его богатств. Это противоречило религиозному взгляду иудеев. Ведь они считали, что только иудеи имеют право на получение Божьих благословений и отвергали любовь Иисуса к грешникам.
- Женщина-самарянка у колодца (Ин. 4:1-26)
И снова Иисус использует образы. В данном случае - это вода в колодце и живая вода в реке. Он не оправдывает образ жизни этой женщины. Также Иисус затронул серьезный вопрос о существовании пропасти между религиозными взглядами самарянки на поклонение и существование храма, как места поклонения, в Иерусалиме. Иисус озадачил женщину, сказав, что является источником живой воды и обетованным Мессией, восстановив тем самым истинную систему взглядов религии: следует поклоняться в духе и истине.
Итак, становится понятно, что миссионерский подход не заключается только в «рассказе об Иисусе», как о любящем и верном друге. Конечно, Иисус милостив и полон благодати, тем не менее, Он не поддается манипуляциям. Он - Христос, Мессия, Царь, Сын Божий, Всемогущий и внушающий страх. Евангелие - обоюдоострое: с одной стороны, любовь и жизнь вечная, а с другой - отвержение и гнев. Бог праведен и тогда, когда являет Свою благодать принявшим Христа и когда наказывает тех, кто не уверовал в Него.
6. Эленктический подход в Деяниях, Посланиях и Откровении
Весь Новый Завет является основанием эленктического подхода. Книга Деяний начинается с поручения апостолам быть свидетелями (1:8).
- Проповедь Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2:14-40)
В день Пятидесятницы Петр использовал эленктический подход (Деян. 2:14-40). Он обращается к иудейскому пониманию, ссылаясь на ветхозаветные пророчества, которые прекрасно знали собравшиеся. Соблюдая дистанцию в религиозных убеждениях, Петр показал иудеям, что Иисус является истинным исполнением пророчеств Ветхого Завета. В конце своей проповеди он шокировал слушателей призывом уверовать в Иисуса, Которого они недавно распяли на кресте.
- Апостолы перед Синедрионом (Деян. 4: 1-12)
Этот отрывок весьма интересен. В Синедрион приводят Петра и Иоанна, чтобы они выступили с речью в свое оправдание. Эта ситуация напоминает нам о вердикте, который был вынесен Синедрионом Иисусу Христу. Тогда религиозные лидеры Израиля отвергли свидетельство Иисуса. И вот сейчас, кажется, они получили второй шанс обратиться к Нему. Петр устанавливает коммуникационную связь, спрашивая, действительно ли исцеление хромого человека является преступлением. Так Святой Дух является их Ходатаем (4:8), апостолы открыто засвидетельствовали об Иисусе Христе. Однако существует религиозная пропасть между самоправедностью Синедриона и верою в Иисуса Христа. Синедрион потрясло заявление, что апостолы не прекратят проповедовать во Имя Иисуса (4:17-20). Итак, все перевернулось с ног на голову. Уже не апостолы были обвиняемыми, но сам Синедрион. Совершенно ясно, что этот религиозный суд порочен и пребывает под Божьим осуждением. С того момента и далее концепция иудейской религии, проявляющаяся в отказе принять Иисуса как Мессию, Христа, осуждена Богом.
- Речь Стефана в Синедрионе (Деян. 7:1-53)
В речи Стефана хорошо прослеживаются эленктические особенности. Он ссылается на Ветхий Завет, говоря об истории Израиля. Он показывает, что иудеи постоянно восставали против Бога, заслуживая справедливого наказания. Стефан обвиняет как Израиль, так и Синедрион в том, что они не признают Божьих искупительных деяний. Он подвергает жесткой критике иудейских руководителей за их жестоковыйность (7:51). Через слова Стефана Святой Дух в этой сцене суда переворачивает все вверх дном. Ведь свидетельствовать о Христе — это значит «подать в суд» на оппонентов Евангелия. Поражает в данной истории то, что Стефан видит Иисуса Христа на небесах, стоящего по правую руку Бога. Все же Синедрион отвергает его свидетельство. Стефан погибает по приговору Синедриона как и многие другие пророки до него, включая Иисуса.
- Диалог Павла с иудеями в Риме (Деян. 28:23-29)
Во время своего пребывания в Риме, Павел пытается переубедить иудеев. Он ссылается на учение всего Ветхого Завета (28:23), чтобы быть понятым и услышанным. После их отвержения, Павел повторяет вердикт Святого Духа о том, что они не слышат и не видят (28:26-27). Таким образом, они находятся на Божьем суде. Ведь существует огромная пропасть между религиозными воззрениями этих иудеев и Евангелием благодати во Христе. Шокирующим было упоминание о том, что язычники, в отличие от иудеев, примут Евангелие.
- Деяния — книга Божьего судебного иска против неверующего мира
Структура книги Деяний представляет собой судебный процесс, на котором Бог выступает против неверия, неповиновения этого мира и его отвержения Христа. Бог совершает суд над языческими религиями, мировоззрениями и концепциями. Таким образом, книгу Деяний можно назвать Божьим обвинительным актом против мира. Проповедники Евангелия выступают в роли судебных истцов. Они направляются во все концы земли, подводят людей к Божьему престолу, призывая их незамедлительно покаяться и найти убежище под сенью креста Христова.
Таким образом, послание Христа переворачивает этот мир с ног на голову. Обвиняемые (христиане) становятся обвинителями на Божьем судебном заседании против этого мира (Деян. 24:24-27, Ин. 12:48, Деян. 24:28, 28:31, Флп. 1:12-14). Это действие Божьего суда не было завершено в 28 главе Деяний. Миссия должна продолжаться и в последующие столетия, до сего дня. В конце книги Деяний Бог призывает каждого миссионера, благовестника и верующего христианина «проповедовать Царствие Божие и учить о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян.28:31). Никто в этом мире, даже сам римский император, не смог остановить распространение учения о спасении верою во Христа.
- Послания
Послания были написаны для отдельно взятых христиани для поместных церквей.
Поэтому в них нет призыва к читателям отказаться от язычества. Но все же, в посланиях содержится множество упоминаний о мнимой привлекательности языческих религий и мировоззрении христиан. Верующим постоянно следует быть начеку, дабы не возвратиться к язычеству. Также в посланиях есть призывы бороться с системой законничества иудеев и языческим мировоззрением.
В каждом послании Павел, Петр, Иоанн и другие апостолы пытались убедить (!) христиан в том, что существует огромная пропасть между христианством и язычеством. Они придерживались модели Иисуса и Павла: коммуникационное адаптирование, религиозный антитезис, шокирующий эффект. Вот несколько примеров:
- 1 Коринфянам 1:18-25 — мудрость языческих философов является «глупостью».
- 1 Коринфянам 16:22 — всякий, кто не любит Господа, будет проклят. Гряди, Господи.
- Галатам 1:6-10 — осуждение лжеучителей, извращающих Евангелие.
- Галатам 3:1-5 — глупые галаты... ибо снова соблазнились учением иудействующих.
- Ефесянам 4:17-24 — отвратитесь от языческого мировоззрения, обновитесь в праведности и святости.
- 1 Петра 4:1-11 — благодаря испытаниям, христиане становятся сильнее.
- 1 Иоанна 4:1-6 — христиане, которые отрицают воплощение Христа, ведомы ложным духом.
- Откровение
Книга Откровения ссылается как на Ветхий Завет, так и на общеизвестные языческие воззрения в Римской империи, могущественном государстве мира. И снова мы замечаем пропасть между верой во Христа и мифами, религиями, драконом и зверями. Многие образы Откровения шокируют нас. Бог очень серьезно относится к страданиям Церкви и грядущему Суду. Книга Откровения, по своей сути, является эленктической «речью», обращенной к неверующим.
С другой стороны, в Откровении также присутствует эленктическое предупреждение для христиан, которые смешивают христианство и язычество. Послания к семи церквям прекрасно вписываются в поместный контекст, а также затрагивают вопрос различий между христианством и лжеучениями. Мы шокированы тем, что Божий суд затронет также и христиан, которые не принесут достойный плод покаяния.
Книга Откровения изображает Церковь и историю миссии, как Божий эленктический подход к этому миру. Благословенны те, кто подчинились Царю царей, Иисусу. Прокляты те, кто отказываются следовать за Агнцем. Затем, после всех видений, печатей, судов, чаш гнева, верная Церковь воскликнет: «Аминь! Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22:20). Откровение является, своего рода, историей спасения в миниатюре. Оно учит о религиозной дистанции и антитезисе больше, чем любая другая книга Святого Писания. Эта книга является Божьим судебным иском против грешного мира, потому что он не уверовал во Христа. Здесь подчеркивается значение праведности, так как Христос является Царем царей, восседающим по правую руку Бога, и Божьего осуждения, так как дьявол будет осужден (Ин. 16:8).
7. Практические шаги к использованию эленктического подхода
Прежде чем вы приступите к рассмотрению шагов, следует помнить, что диалогический эленктический подход невозможно использовать в одной, отдельно взятой беседе с неверующим человеком. Благовестник должен быть чувствительным к направлению беседы. При любой возможности он постарается продолжить затронутую ранее тему, рассмотреть причины отказа человека следовать за Христом и предоставить новые библейские данные, дабы его собеседник преклонился пред Господом и Спасителем Христом.
№ |
Тема |
Объяснение |
1 |
Религиозная ориентация |
Обсуждение всего разнообразия религиозных и даже не религиозных взглядов, например, атеизма. Попытайтесь узнать, насколько серьезна точка зрения вашего собеседника. Почему он так думает? |
2 |
Теоретические исследования |
Исследуйте религиозные (или нерелигиозные) взгляды вашего собеседника. Читайте книги, написанные как приверженцами определенной религии, так и ее бывшими последователями, которые в дальнейшем обратились в христианство. Всегда используйте серьезную литературу: книги, словари, статьи, а также информацию на компакт-дисках и веб-сайтах. |
3 |
Эмпирические исследования |
Обсудите с собеседником его личные убеждения. Учитывайте, что у каждого человека есть своя личная вера, которая, возможно, не совпадает с его первоначальными верованиями и учением. Поинтересуйтесь, почему существует подобное различие. Каковы причины? |
4 |
Сравнение и корректировка |
Сравните некоторые элементы (настоящие и ложные) обеих религий конструктивно и уважительно. Если возникнет необходимость, обсудите непонятные стороны христианской веры, признайте ошибки христианства в мировой истории и недостойное поведение христианских лидеров. |
5 |
Представление Евангелия и вызов |
Попросите разрешения представить целостную картину христианской веры. Например, на основании Апостольского символа веры, истории искупления, жизни и деяний Христа как на земле, так и на небесах. Попытайтесь показать цельный образ Божьей любви и благодати во Христе, Сыне Божием. Сохраняйте терпение, когда вас будут прерывать возгласами несогласия. Попытайтесь довести свое повествование до конца и объяснить ваши серьезные личные взгляды. |
6 |
Отрицание Евангелия |
Сконцентрируйтесь на теме явного отрицания христианской веры и рассмотрите аргументы, чувства, убеждения людей, которые отказываются принять Божью благодать. - объясните, что и у вас возникают такие же чувства как и у них, гордость и противление Богу - покажите притягательность Божьей благодати, прощающей грешников, в противовес законничеству - обсудите особый библейский текст, который вы приготовили для беседы - укажите на серьезность Божьего Евангелия относительно прощения осужденного человечества - обратите внимание на вопрос о воле человека, а не его разума, в контексте принятия Евангелия - помолитесь вместе (если это возможно), дабы Дух Святой открыл сердце вашего собеседника |
7 |
Решение — две возможности |
Теперь терпеливо ожидайте результата борьбы вашего собеседника со Христом, обратится ли он к Господу или нет. Если человек позволил вам остаться с ним во время его внутренней борьбы, оставайтесь, однако предоставьте ему возможность самому все обдумать. Осознавайте, что решений может быть два, вне зависимости от того понравится вам это или нет. Примите решение человека и с любовью скажите ему свое мнение по этому поводу. - если он согласился принять Христа, тогда прославьте Бога в своих молитвах. Отпразднуйте этот важный шаг веры, обсудите все последующие шаги к церковному членству. - если он не согласился, покажите, что не отталкиваете его, но снова обратите его внимание на серьезные последствия его решения. Ведь это путь к осуждению и смерти.
|
8 |
Последующие шаги |
«Да» — Направляйте его к полноте благодати в поместной общине, где он сможет получить наставление в вере, возможность исповедания грехов, веру, крещение для входа в Царство Христово, допуск к столу Господнему, помощь в распространении Евангелия, поддержку для семьи и т.д.
«Нет» — Пообещайте ему снова вернуться к этому разговору, но не начиная с нуля, а продолжая тему, на которой вы остановились - на отказе его воли преклониться пред Христом. Ведь на самом деле, истинной проблемой является не рациональное понимание, а человеческая гордость. Именно она является причиной отказа поклониться распятому Христу.
|
8. Заключение
Диалогическая эленктика подобна пламени огня. Ее можно использовать для очищения золота от примесей, от грязи, дабы оно было более высокого качества. И вы будете счастливы. Однако, ее можно, при неправильном использовании, испортить. В таком случае, эленктика может сжечь дом, имущество, даже наших близких, которые станут жертвами обстоятельств. Тогда мы будем страдать еще больше. Слово Божие, с одной стороны, благое, а с другой- жесткое. Оно подобно мечу обоюдоострому. Провозглашение Христа станет причиной разделений между людьми. Одни уверуют, а другие нет. Следует помнить, что не благовестник решает, кто уверует, а кто нет. Мы смиренно принимаем Божьи вечные предначертания относительно мира и церковной истории. Мы признаем Божий суверенитет в исполнении всех Его обетований. Решение Бога явить Себя миру в Личности Иисуса Христа было чрезвычайно важным. Он призывает, даже умоляет людей возвратиться к Нему - Создателю неба и земли. И это очень серьезно. И вот слова ободрения проповедникам Евангелия: Бог достигнет Своей цели с помощью их проповеди и использования диалогической эленктики. В таком случае, они смогут разоблачить любого ложного бога во свете Евангелия святого, вечного, триединого Бога. Ему Единому вся слава!
Этот материал еще не обсуждался.