24.03.2010
Скачать в других форматах:

Джон Чарльз Райл

Простота проповеди

 

В книге Екклесиаста царь Соломон говорит: «составлять много книг конца не будет» (12:12). Из всех видов деятельности эти слова наиболее всего применимы к составлению проповеди. Если собрать все множество книг о подготовке проповеди, которые были написаны в помощь служителям, то может получиться  небольшая библиотека. Составляя еще один краткий трактат, я хотел бы обратить внимание  только на одну небольшую деталь из всей этой обширной темы. Я не буду рассматривать вопрос сути и содержания проповеди. Я намеренно не упомяну о таких вопросах как «весомость, пыл, живость, душевность речи» и тому подобное, или преимущество заранее подготовленных проповедей над спонтанными. Я бы хотел ограничиться одной темой, которой уделяют намного меньше внимания, чем она того заслуживает. Это простота языка и стиля проповеди.

 

Я должен на  собственном примере объяснить своим читателям значение слова «простота». Я начал проповедовать сорок пять лет тому назад, когда принял  служение в бедном сельском приходе, и большая часть моего служения состояла из проповеди рабочим и фермерам. Я прекрасно осознаю чрезвычайную сложность проповедования такой аудитории, которая состояла в том, чтобы слушатели понимали сказанное, а также сохраняли свое внимание. Относительно языка и структуры проповеди я с уверенностью скажу, что я бы лучше проповедовал студентам Оксфорда и Кембриджа, слушателям юридических палат Тэмпл и Линкольнс-инн или депутатам Парламента, чем сельскохозяйственным рабочим в жаркий августовский полдень.  Я слышал об одном рабочем, которому воскресенье нравилось больше других дней недели, «потому что, – говорил он, – я нахожу удобное местечко в церкви, вытягиваю ноги, ни о чем не думаю и просто засыпаю». Некоторые мои друзья могут быть призваны к проповеди перед такими же собраниями, и я был бы рад, если бы они смогли извлечь для себя пользу из моего опыта.

 

Чтобы подготовить почву для обсуждения этой темы, я бы хотел сделать четыре предварительных замечания.

 

1. Прежде всего, я прошу всех своих читателей запомнить, что достижение простоты проповеди является крайне важным для каждого служителя, который желает приносить пользу слушателям. Если ваши проповеди не будут просты, вас не поймут, а если вас не поймут, вы не сможете приносить пользу своим слушателям. Квинтилиан правильно сказал: «Если не хочешь быть понятым, ты заслуживаешь быть пренебреженным». Естественно, основная задача служителя – это проповедь истины, полной истины и ничего кроме «истины во Христе». Но его следующей целью должно быть стремление к тому, чтобы его проповедь была понята, а она не будет понята большинством слушателей, если не будет проста.

 

2. Во-вторых, в качестве следующего предварительного замечания я бы хотел сказать, что достижение простоты проповеди совсем не легкое  дело. Наибольшая ошибка – не согласиться с этим утверждением. «Усложнять непростые темы может всякий, – говорил архиепископ Ашера, – но упрощать и делать понимаемым сложное, является достижением очень малого количества проповедников». Двести лет назад один из наимудрейших и наилучших пуританских проповедников  сказал, что «большая часть проповедников стреляют над головами слушателей». Это было актуально и  в 1837 году! Я опасаюсь, что большая часть того, что мы проповедуем, воспринимается нашими слушателями не лучше, чем если бы оно было сказано по-гречески. Когда люди слышат простую проповедь или читают доступно написанный трактат, они готовы сказать: «Насколько истинно! Насколько очевидно! Насколько просто понять!» и предположить, что так может написать каждый. Позвольте мне сказать вам, дорогие читатели, что чрезвычайно тяжело писать на простом, ясном, понятном и убедительном языке. Взгляните на проповеди Чарльза Брэдли из Клэпхэма. Как легко читать его проповедь. Она настолько проста и естественна, что возникает чувство, будто ее смысл ясен как Божий день. Каждое слово является правильным и находится на правильном месте. Но составление таких проповедей стоило мистеру Брэдли огромных усилий и труда. Внимательный читатель романа Голдсмита «Векфильдский священник» не может не заметить изящную непринужденность, естественность и простоту языка автора. Но в то же время мы знаем о неимоверных усилиях и тяжелом труде, которые сопровождали написание этого романа. Давайте сравним роман «Векфильдский священник» с повестью Джонсона «История Расселасса, принца абиссинского», которая была написана за несколько дней в результате сильного давления на автора. Мы сразу же заметим очевидную разницу между двумя произведениями. По сути, использование сложных слов создает иллюзию образованности  использующего их, и побуждает людей после проповеди говорить: «Как красиво! Как умно! Как величественно!» Этого очень легко достичь. Но написать то, что поразит до глубины души, что угодно сердцу и понятно разуму, что запоминается и никогда не забывается, на что можно положиться – является очень тяжелым делом и очень редким достижением.

 

3. Позвольте мне заметить, что когда я говорю о простоте проповеди, я не имею в виду примитивную детскую проповедь. Если мы думаем, что бедным людям нравятся такие проповеди, мы весьма ошибаемся. Если мы считаем наших слушателей горсткой невежд, для которых любая «младенческая пища» будет достаточно хорошей, мы полностью утрачиваем возможность потрудиться им во благо. Людям совсем не нравится «снисходительная проповедь». Они чувствуют, что мы относимся к ним не как к равным, а как к стоящим ниже нас по умственному развитию. Человеческая природа этого не приемлет. Они тот час же отвернутся от вас, закроют свои уши и обидятся, и тогда мы будем проповедовать на ветер.

 

4. В заключение я бы хотел заметить, что доступная для понимания проповедь не может быть грубой или вульгарной. Вполне возможно излагать свои мысли просто, но в то же время говорить как джентльмен, сохраняя обходительные и благородные манеры. Вы глубоко заблуждаетесь, если считаете, что необразованные и неграмотные мужчины и женщины предпочитают слушать необразованного человека, обращающегося к ним в своем невежестве. Огромная ошибка считать, что простой благовестник или читатель Писания, который ни одного слова не знает по-латыни или по-гречески и которому знакома только Библия, является более благодарным слушателем, чем выпускник Оксфорда или Кембриджа (если он знает как проповедовать). Но, как правило, люди терпеливо относятся к вульгарности и грубости в том случае, если не могут получить ничего другого.

 

Сделав предварительные замечания, чтобы подготовить почву для обсуждения основной темы, я предлагаю моим читателям пять кратких рекомендаций, которые, по моему мнению, наилучшим образом помогут им достичь простоты проповеди.

 

1. Первая рекомендация заключается в следующем – если вы желаете достичь простоты проповеди, убедитесь в том, что  имеете ясное представление о теме, на которую вы собираетесь проповедовать. Я призываю вас уделять этому особое внимание. Из всех пяти рекомендаций, которые я собираюсь дать, эта является самой важной. Позаботьтесь о том, чтобы вы ясно понимали выбранный текст Писания, точно знали, что вы хотите доказать, чему научить, что основать, а также что вы хотели бы запечатлеть в умах людей. Если вы сами имеете туманное представление о теме, можете быть уверены, что вы оставите своих слушателей в кромешной тьме. Цицерон, один из величайших ораторов древности, сказал: «Никто не может ясно и красноречиво говорить о предмете, в котором сам ничего не смыслит». Его устами говорила истина. Архиепископ Вэйтли был очень проницательным человеком, изучающим человеческую природу, и он правильно сказал о многих проповедниках, что «они целятся ни во что и попадают в никуда. Они подобны людям, которые, оказавшись на необитаемом острове, отправляются в разведку. Они руководствуются своим невежеством и целыми днями водимы своим невежеством». Я особенно прошу молодых служителей запомнить этот первый совет. Я снова повторю его: «Позаботьтесь о тщательном понимании отрывка Писания. Никогда не избирайте текст Писания, смысл которого вам не вполне ясен». Опасайтесь непонятных отрывков Писания, особенно таких, в которых есть неисполнившиеся и символические пророчества. Если служитель будет постоянно проповедовать обычным слушателям о печатях, чашах и трубах из книги Откровение или о храме Иезекииля,  предопределении, свободной воле и вечных целях Бога, неудивительно, что он не сможет сохранить простоту и ясность проповеди. Я не говорю о том, что эти темы не могут быть затронуты в подходящее время и перед соответствующей аудиторией. Я хочу сказать только то, что это очень глубокие темы, по которым часто расходятся во мнениях многие мудрые христиане, и их невозможно преподнести очень просто и доступно. Мы должны иметь ясное понимание темы проповеди и отрывка Писания, если желаем, чтобы наша проповедь была простой. В Слове Божьем мы находим сотни простых и понятных отрывков.

 

По той же причине остерегайтесь обсуждения так называемых «нереальных тем» и «символических текстов», с целью вытянуть из них значение, которое Святой Дух никогда в них не вкладывал. Нет ни одной темы, необходимой для здоровья души, которая не была бы просто преподана и изъяснена в Священном Писании. Я считаю, что проповедник никогда не должен вырывать текст из контекста и искать скрытый смысл в богодухновенных словах, так как это будет подобно удалению зуба из челюсти для того, чтобы его исследовать. Такая проповедь может показаться своеобразной и искусно подготовленной, и слушатели могут сказать: «Какой умный у нас священник!» Но если при тщательном исследовании они не смогут обнаружить ту проповедь в тексте или текст Писания в проповеди, они будут сбиты с толку и подумают, что Библия настолько глубокая книга, что простому человеку ее невозможно понять. Если вы желаете сохранить простоту, остерегайтесь символических текстов Писания.

 

Говоря о толковании символических отрывков Писания, позвольте мне кое-что пояснить. Я помню одного служителя из города на севере Англии, у которого подобный стиль проповеди  был любимым. Проповедуя на стих из Писания: «А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево» (Ис. 40:20), он объяснил его так: «Вот человек, который по своей природе беден и погибает. Ему нечего предложить за свою душу. Что же ему делать? Он должен избрать дерево, которое не гниет – крест нашего Господа Иисуса Христа».

 

В другом случае, желая проповедовать о доктрине первородного греха, он избрал текст из истории об Иосифе и его братьях: «Здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?» (Быт. 43:27). Этот вопрос он искусно подогнал под тему проповеди о пагубном влиянии ветхой природы человека, остающейся в верующем. Без сомнения, это прекрасная истина, но вполне очевидно, что тот отрывок Писания ничего об этом не говорит. Я надеюсь, что такие примеры будут являться предостережением для всех молодых братьев. Если вы хотите проповедовать о нравственной испорченности человеческой природы или о распятом Христе, вы не должны искать такие «притянутые за уши» тексты Писания, как в вышеприведенных примерах. Если хотите достичь простоты, избирайте простые и понятные отрывки!

 

Более того, если вы желаете иметь ясное представление о темах проповеди и заложить крепкое основание простоты проповеди, не стесняйтесь разделять проповеди на пункты. К сожалению, этот вопрос вызывает большие затруднения. Во многих церквях существует патологический страх, который называется «во-первых, во-вторых, в-третьих». «Немодно» разделять проповедь на пункты, и я должен искренне признать, что живая не разделенная на пункты проповедь намного лучше, чем разделенная неясно, глупо и нелогично. Пусть каждый проповедник останется со своими убеждениями. Тот, кто умеет своей проповедью, не разбитой на пункты, коснуться глубинных струн души слушателя, пусть продолжает в том же духе. Но пусть он не относится с презрением к тому, кто разделяет. Я хочу сказать только то, что если мы будем просты в проповеди, в ней будет ПОРЯДОК, как в армии. Какой мудрый генерал будет смешивать артиллерию, пехоту и кавалерию в одну массу народа в день битвы? Какой организатор банкета или званого ужина подаст на стол все блюда – суп, рыбу, закуски, мясо, салаты, сласти, десерт – в одной большой тарелке? Вряд ли кто-либо посчитает такого человека хорошим слугой. То же самое касается проповеди. Во что бы то ни стало, достигайте порядка – порядка, в котором вы преподнесете слушателям либо «первое, второе и третье», либо одно нераздельное повествование. Добивайтесь порядка либо скрытого, либо ярко выраженного, тщательно упорядочивая ваши мысли и идеи, чтобы они следовали в красивой последовательности одна за другой, подобно войскам, марширующим на параде перед королевой в парке Виндзора.

 

Относительно себя,  честно признаюсь, что не помню ни одной проповеди в моей жизни, в которой бы не было делений на пункты. Для меня самое  главное,  чтобы слушатели поняли, запомнили и унесли с собой мои слова. И я убежден, что пункты помогают  этого достичь. По сути, они напоминают крючки, вешалки и полочки в моем разуме. Если вы внимательно изучите проповеди успешных проповедников, вы всегда найдете в них порядок и часто деление на пункты. Я не постыжусь признаться, что я нередко перечитываю проповеди Сперджена. Мне нравится учиться у различных проповедников. Давид не спросил о мече Голиафа: «Кто его сделал? Кто отполировал его? Какой кузнец выковал его?» Он просто использовал его для того, чтобы отрубить Голиафу голову. Сперджен проповедует очень талантливо, что подтверждается огромным количеством его слушателей. Мы всегда должны исследовать и анализировать проповеди, которые привлекают людей. Читая проповеди Сперджена, обратите внимание на то, как ясно и четко они поделены на части, и каждая часть наполнена красивыми и простыми мыслями. Как легко понять смысл его слов! Насколько тщательно он преподносит своим слушателям великие истины, которые, подобно стальным гвоздям, проникают в память и остаются там навсегда!

 

Итак, первое, на что я хотел вы обратить ваше внимание – если вы желаете достичь простоты проповеди, вы должны хорошо понимать выбранную тему. А если  хотите узнать, понимаете ли вы ее или нет, постарайтесь поделить ее на пункты и организовать их. Я могу сказать только за себя, что я начал так делать с тех пор, как стал служителем. Сорок пять лет я храню записные книжки, в которые заношу тексты и главные пункты проповедей, для того чтобы использовать их по мере необходимости. Всякий раз, когда я исследую отрывок Писания, я записываю свои наблюдения. Если  не полностью понимаю текст, я не могу проповедовать на него, потому что знаю, что не смогу достичь простоты; а если я не буду проповедовать просто, то лучше не буду проповедовать совсем.

 

2. Второй совет заключается в следующем – старайтесь, насколько это возможно, во всех проповедях использовать простые СЛОВА. Однако мне необходимо кое-что объяснить. Говоря об употреблении простых слов, я не имею в виду слова, состоящие из одного слога или слова из древнеанглийского языка. В этом вопросе я не могу согласиться с архиепископом Вэйтли.  Думаю, он слишком далеко заходит относительно употребления древнеанглийского диалекта, хотя в его словах есть некоторая доля истины. Меня больше прельщают слова старого мудрого язычника Цицерона, когда он сказал, что ораторы должны употреблять слова, которые находятся «в повседневном употреблении» у простых людей. Древнеанглийский ли это язык или нет, двух или трехсложные это слова – не имеет значения до тех пор, пока эти слова остаются  употребляемыми в речи, и их понимают люди. Всякий раз, готовясь к проповеди, осторожно относитесь к словам, которые бедняки благоразумно называют «словарными» словами. Это малопонятные слова, которые употребляются в сфере науки, сложносоставные, имеющие неопределенное значение или очень длинные слова. Они могут казаться красивыми и звучать благородно, но их редко употребляют в речи. Самые убедительные и оказывающие наибольшее влияние слова, как правило, очень кратки.

 

Позвольте сказать еще несколько слов в подтверждение моей мысли об общепринятом заблуждении относительно привлекательности употребления древнеанглийского языка. Напомню, что писатели, известные простотой своего слога, употребляли огромное количество слов не древнеанглийского происхождения. Для примера давайте взглянем на название знаменитой книги Джона Баньяна «Путешествие пилигрима» (Pilgrims Progress). В заглавии нет ни одного древнеанглийского слова. Стала бы его книга лучше, если бы он назвал ее «Путь странника» (The Wayfarers Walk)? Я хотел бы просто сказать, что большинство людей считают, что слова французского или латинского происхождения значительно уступают древнеанглийским словам саксонского происхождения. Поэтому, если возможно, употребляйте сильные и чистые древнеанглийские слова. Необходимо понимать, что если слова не саксонского происхождения, это не означает, что они не могут быть хорошими или простыми. В любом случае, важно остерегаться длинных слов.

 

Д-р Ги в своей прекрасной книге «Наши проповеди» очень умело указывает на бесполезность использования длинных и мало употребляемых слов и выражений. Например, он говорит: «Говорите о счастье, а не о блаженстве; запрещенном, а не заклятом; ненавистном, а не пагубном; затем, а не впоследствии; призывать и выявлять вместо возжечь и высветлить». Нам всем необходимо совершенствоваться в этой сфере. Вполне уместно употреблять изысканные слова в Оксфорде и Кембридже перед гуманитариями и проповедуя высокообразованной аудитории. Но когда вы проповедуете обычным людям, чем быстрее вы избавитесь от такого лексикона и начнете использовать простые и общепринятые слова, тем лучше. В любом случае, одно остается вполне очевидным – без простых слов вы никогда не достигните простоты проповеди.

 

3. Третья рекомендация, которую я хотел бы предложить, заключается в следующем – если вы желаете достичь простоты проповеди, стремитесь к ПРОСТОТЕ стиля проповеди. Я постараюсь на примере пояснить свою мысль. Если внимательно рассмотреть проповеди великого богослова д-р Чалмерса, нельзя не заметить огромное количество слов в одном предложении. Я называю это огромной ошибкой. Возможно, это устраивало Шотландию, но такой стиль никогда не удовлетворит Англию. Если вы желаете достичь простого стиля проповеди, остерегайтесь писать длинные предложения и, таким образом, позвольте умам ваших слушателей перевести дыхание. Остерегайтесь двоеточий и точек с запятой. Ограничьтесь запятыми и точками и составляйте предложения так, как будто у вас астма или же вы страдаете одышкой. Никогда не пишите и не  говорите длинными предложениями или  абзацами. Часто используйте точки, а затем начинайте новую мысль. И чем чаще вы будете так делать, тем вероятнее  вы достигните простоты стиля проповеди. Огромные предложения, переполненные двоеточиями, точками с запятой, скобками, абзацами на две или три страницы, чрезвычайно губительны для простоты. Нам следует помнить, что проповедники имеют дело со слушателями, а не с читателями, и то, что может хорошо «читаться», не всегда хорошо «будет услышано». Читатель всегда может вернуться на несколько строчек назад и вспомнить написанное. Слушатель слышит раз и однажды, и если он теряет главную нить вашей проповеди в длинном предложении, скорее всего он ее уже никогда не найдет.

 

Простота стиля вашей проповеди сильно зависит от правильного использования пословиц и крылатых выражений. Это чрезвычайно важно. Такие книги как «Толкование на книги Библии Мэтью Генри» и «Размышления епископа Холла» окажутся весьма ценными в этом вопросе. В малоизвестной книге «Исследование проповеди» также можно найти некоторые хорошие высказывания. Я приведу несколько примеров: «То, что мы связываем вовремя, мы связываем навечно». «Дорога в ад вымощена благими намерениями». «Оставленный грех – наилучшее доказательство прощеного греха». «Не важно, как мы умираем, важно, как мы живем». «Улица становится чистой быстрее, если каждый убирает перед своим порогом». «На воре шапка горит». «Кто начинает молитвой, заканчивает хвалой». «Не все то золото, что блестит». «В религии как в бизнесе – без труда не выловишь рыбку из пруда». «Библия как река – в ней есть брод для ягненка и омут для слона». «Один разбойник на кресте был спасен, чтобы никто не отчаивался, и один погиб, чтобы никто не надеялся на себя».

 

Пословицы, крылатые выражения и поговорки придают проповеди ясность и силу. Стремитесь наполнить ими свою память. Употребляйте их с благоразумием, особенно в конце абзаца, и вы обнаружите, что они оказывают безмерную помощь в достижении простоты стиля проповеди. Но всегда остерегайтесь длинных и сложных предложений!

 

4. Третья рекомендация заключается в следующем: Если желаете проповедовать просто, говорите прямо и откровенно. Что я имею в виду? Я говорю о привычке употреблять местоимения «я» и «вы». Когда человек проповедует в таком стиле, он может прослыть тщеславным и самолюбивым. Из-за этого многие проповедники никогда не говорят прямо, считая, что намного смиренней и скромней говорить «мы». Помню, как епископ Виллиерс сказал, что «мы» должны говорить только короли и городские власти, а приходские священники должны всегда говорить «я» и «вы». Я всем сердцем согласен с этими словами. Я заявляю, что никогда не понимал, что означает «мы», произнесенное с кафедры. О ком говорит проповедник, употребляющий «мы» в своей проповеди - о себе и о епископе? Или о себе и Церкви? Или о себе и прихожанах? Или о себе и ранних отцах Церкви? Или о себе и реформатах? Или о себе и всех мудрецах мира? Или, в конце концов, он говорит только о себе, скромном «Джоне Смите» или «Томасе Джонсе»? Если он имеет в виду только себя, тогда зачем говорит во множественном числе, а не просто употребляя краткое и понятное слово «я»? Когда он посещает своих прихожан или сидит у постели больного, или преподает катехизис в школе, или заказывает хлеб у пекаря, или мясо у мясника он говорит не «мы», а «я». Почему же тогда он не может говорить «я» с кафедры? Какое право он имеет, как скромный человек, говорить за кого-то еще, кроме себя? Почему бы на воскресном богослужении не сказать: «Читая Слово Божье, я обнаружил отрывок, в котором говорится о том-то и том-то, и я хотел бы предложить его вашему вниманию»?

 

Я убежден, что многие люди не понимают, что означает «мы», произнесенное с кафедры. Они пребывают в недоумении. Но если вы скажете: «Я, пастор, хотел бы поговорить о том, что касается вашей души, во что вы должны поверить, что вы должны исполнить…», вас всегда поймут. Но если вы начнете говорить во множественном числе о том, что «мы» должны делать, многие  слушатели не поймут, куда вы клоните, и обращаетесь вы к себе или к ним. Я настойчиво требую и умоляю молодых братьев-служителей не забывать эту рекомендацию. Старайтесь говорить настолько прямо, насколько это возможно. Никогда не обращайте внимания на то, что вам скажут люди. В этом вопросе никогда не подражайте Чалмерсу или Мелвиллу, или другим знаменитым проповедникам. Никогда не говорите «мы», когда вы имеете в виду «я». Чем скорее вы приобретете привычку откровенно говорить с людьми от первого лица, как делал старый епископ Латимер, тем проще будут ваши проповеди и тем легче они будут понимаемы. Слава проповедей Уайтфильда заключается в их прямоте. Но, к сожалению, они вызывали такой негативный отклик, что мы сейчас не можем их по достоинству оценить.

 

5. Пятая и последняя рекомендация заключается в следующем: Если  желаете достичь простоты проповеди, вы должны использовать много забавных историй и примеров. Вы должны рассматривать примеры как окна, через которые проникает свет, освещающий тему вашей проповеди. Много можно говорить по этому поводу, но объем моего трактата обязывает меня коснуться этой темы только вкратце.  Мне вряд ли необходимо напоминать  о примере Того, Который «говорил так, как никто другой», нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе. Внимательно изучите четыре Евангелия и обратите внимание на богатство примеров, содержащихся в Его проповедях. Как часто мы сталкиваемся с различными образами, притчами в Его беседах с людьми! Ничто не ускользало от Его взгляда, из чего бы Он не извлекал урок. Птицы в воздухе, рыбы в воде, овцы, козлы,  пшеничное поле, виноградник, женщина, замешивающая тесто, цветы, трава, берег реки, свадебный пир, погребение – все использовалось для передачи мыслей разуму слушателей. Притчи о блудном сыне, добром самарянине, десяти девах, царе и его сыне, богаче и Лазаре, работниках в винограднике и другие являются волнующими историями, рассказанными нашим Господом для того, чтобы пояснить великие истины Своим слушателям. Стремитесь идти по Его следам и следовать Его примеру.

 

Если вы прервете свою проповедь и скажете: «Сейчас я расскажу вам историю», я гарантирую, что все, кто еще не глубоко уснул, взбодрятся и будут внимательно слушать. Людям нравятся сравнения, иллюстрации и хорошо рассказанные истории. Они будут слушать, если их ничто больше не будет отвлекать. Какое огромное количество источников, из которых мы можем почерпнуть примеры! Возьмите как пример природу, окружающую нас. Взгляните на небо над головой и землю под ногами. Обратитесь к истории. Используйте различные отрасли науки, геологии, ботаники, химии и астрономии. Разве то, что на небе вверху или на земле внизу не является иллюстрацией, поясняющей весть Евангелия? Прочитайте самые известные проповеди епископа Латимера. Прочитайте книги Брукса, Ватсона, Свиннока, пуританских авторов. Насколько они наполнены иллюстрациями, образами, метафорами и историями! Взгляните на проповеди господина Муди. Что является одним из секретов его популярности? Он наполняет свои проповеди увлекательными историями. Лучший оратор тот, говорит арабская пословица, кто может превратить ухо слушателя в глаз!

 

Со своей стороны я не только стараюсь рассказывать истории, но иногда в сельских приходах  я указываю людям на знакомые для них иллюстрации. Например, когда мне необходимо показать первопричину бытия или проиллюстрировать существование Создателя этого мира, я достаю свои часы и говорю: «Взгляните на эти часы. Как хорошо они сделаны! Кто-либо из вас хоть раз предположил, что все винтики, болтики и шестеренки в этих часах соединились случайно? Все согласятся с тем, что их сделал часовщик? А если так, то с уверенностью можно сказать, что существует Творец этого мира, и мы видим, насколько искусно создано Его творение, что каждая планета ни на секунду не сбивается, проходя свою орбиту. Посмотрите на мир, в котором вы живете, и всех его прекрасных обитателей. Вы можете сказать, что нет Бога и все творение есть результат случая?» Или же иногда я беру связку ключей и трясу ею. Вся церковь, услышав дрязг ключей, обращает ко мне свой взор. Тогда я говорю: «Нужны ли нам были бы ключи, если бы все люди были совершенны и честны? О чем говорит нам эта связка ключей? Почему она указывает на то, что лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено?» Я с уверенностью могу заявить, что иллюстрация  является наилучшим ингредиентом для приготовления простой, ясной, понятной и запоминающейся проповеди. Прилагайте усилия к составлению таких проповедей. Собирайте примеры везде, где только можно. Внимательно наблюдайте за всем происходящим и используйте в качестве примеров. Блажен тот проповедник, который замечает сходство между вещами и сохраняет в памяти интересные истории и иллюстрации. Если он действительно муж Божий и знает, как преподнести проповедь, он никогда не будет проповедовать голым стенам и пустым лавкам.

 

Но я должен также предупредить вас. Существует правильный способ изложения историй. Если человек не может рассказывать истории естественно, ему лучше вообще не рассказывать их. Кроме того, несмотря на мою благосклонность к иллюстрациям и примерам, с ними также можно очень далеко зайти. Я вспоминаю известный пример из жизни великого уэльсского проповедника Кристмаса Эванса. Можно прочитать его проповедь о прекрасном чуде, которое произошло в Гадаре, когда бесы вошли в свиней и все стадо бросилось с обрыва в море. Он настолько красочно и подробно описывает произошедшее событие, что оно становится просто нелепым. Проповедник добавляет диалог между свинопасами и хозяином стада, когда те рассказали ему о случившемся. «О, господин! – говорит один свинопас, – все свиньи погибли!» «Но что случилось с ними?» - спрашивает хозяин. «Они все побежали к обрыву и бросились в море». «Кто направил их в море?» «О, господин! Это был тот прекрасный человек». «Какой еще человек? Что он сделал?» «Дело в том, господин, что он пришел и сказал такие странные слова, что все свиньи бросились бежать к обрыву и спрыгнули в море». «Что? Даже старый черный кабан?» «Да, господин, старый черный кабан тоже утонул. Мы не успели оглянуться, как его хвостик мелькнул над обрывом». И так далее. Вот это называется крайность. Еще одним примером могут служить замечательные проповеди д-р Гутри, которые настолько напичканы иллюстрациями, что напоминают торт, почти полностью сделанный из одних слив и небольшого количества теста. Но, несмотря на эти крайности, ваши проповеди должны быть красочными и привлекательными. Черпайте краски и свет из всевозможных источников и окружающих вещей – из истории и науки, ищите их на небе и на земле. Но не забывайте, что всему есть предел. Необходимо осторожно использовать цветовую палитру, чтобы не причинить больше вреда, чем пользы. Не наносите краски прямо из банки, используйте кисть. Если вы запомните это предостережение, красочность примеров окажет огромную помощь в достижении простоты и ясности проповеди.

 

А теперь, для лучшего запоминания, я повторю свои пять рекомендаций:

 

1. Если вы желаете достичь простоты проповеди, убедитесь в том, что вы имеете ясное представление о теме, на которую вы собираетесь проповедовать.

 

2. Для достижения простоты проповеди используйте простые слова.

 

3. Если вы желаете достичь простоты проповеди, стремитесь к простоте стиля проповеди – короткие предложения и как можно меньше двоеточий и точек с запятой.

 

4. Если желаете проповедовать просто, говорите прямо и откровенно.

 

5. Если вы желаете достичь простоты проповеди, используйте много забавных историй и иллюстраций.

 

Позвольте мне добавить ко всему этому одно простое слово – УСЕРДИЕ. Вы никогда не достигните простоты проповеди без упорного труда – старания  и труда. Я настойчиво повторю еще раз – старания и труда. Когда великого художника Тернера спросили, как ему удается так удачно смешивать цвета и что отличает их от цветовых палитр  других художников, он ответил: «Смешивайте их». «Смешивать с чем?» «Смешивайте их с умом, господа». Я убежден, что очень малого можно достичь в проповедовании без старания и труда.

 

Я слышал об одном молодом и легкомысленном священнике, который однажды сказал Ричарду Сесилу: «Думаю, что мне необходимо больше веры». «Нет, - ответил мудрый старик, – тебе нужно больше труда. Тебе нужно больше старания. Ты не должен думать, что Бог сделает работу за тебя, но Он готов сделать ее через тебя». Я прошу моих молодых братьев помнить об этом. Я умоляю вас уделять время составлению проповедей, трудиться и упражнять свой разум чтением. Однако читайте только то, что полезно.

 

Я бы не хотел, чтобы вы тратили время на чтение трудов отцов ранней Церкви для того, чтобы научиться проповедовать. Они по-своему очень полезны, но полезнее будет читать труды современных авторов, если вы будете избирать их осмотрительно.

 

Читайте хорошие образцы литературы, хорошие простые проповеди. Наилучшим образцом будет Библия. Если вы будете проповедовать тем языком, на котором она была написана, ваши проповеди будут хорошими. Прочитайте бессмертный труд Джона Баньяна «Путешествие пилигрима». Снова и снова перечитайте его, если желаете достичь простоты проповеди. Не увлекайтесь чтением книг пуритан. Некоторые из них, без сомнения, довольно тяжелы для чтения. Гудвин и Оуэн – очень тяжелые авторы, хотя являются отличной артиллерией. Читайте книги Бакстера, Ватсона, Траилля, Флавела, Чарнока, Холла и Генри. На мой взгляд, они являются образцами самого простого разговорного английского языка древних времен. Однако помните, что с годами язык меняется. Они, как и мы, говорили по-английски,  но их стиль отличается от нашего. Кроме этих авторов читайте также наилучшие образцы современной литературы. Я считаю, что наилучшим английским писателем за последние сто лет был Вильям Коббетт, приверженец радикальных убеждений. Я думаю, что он писал на наиболее понятном англо-саксонском диалекте. В настоящее время я не знаю более известного знатока разговорного англо-саксонского диалекта, чем Джон Брайт. Среди политических ораторов речи лорда Четема и американца Патрика Генри являются образцами классического английского языка. Хотя и последние, но не менее важные произведения английской литературы, стоящие по значимости после Библии и известные своей простотой, понятностью, красноречием и силой, являются великие монологи Шекспира. Подобные образцы литературы должны изучаться, и изучаться «с умом», если вы желаете достичь искусного стиля и языка проповеди. С другой стороны, не становитесь высокомерными в разговоре с простыми людьми или когда посещаете своих прихожан на дому. Сядьте вместе с ними у камина и поговорите на различные темы. Узнайте, что они думают и как высказываются, если хотите, чтобы они понимали ваши проповеди. Поступая таким образом, вы незаметно для себя многому научитесь. Вы начнете приобретать их манеру мышления и всегда будете знать, что следует сказать с кафедры.

 

Простого сельского священника однажды спросили, «учился ли он у отцов». Почтенный человек ответил, что у него было мало возможности учиться у отцов, так как они, как правило, работали в поле, когда он навещал их. Но он учился у матерей, так как они часто были дома и он мог с ними общаться.

 

Сознательно или несознательно этот добропорядочный человек попал в самое яблочко. Мы должны общаться с нашими прихожанами вне церкви, если хотим знать, как необходимо проповедовать им в церкви.

 

1. Подводя ИТОГИ, я хотел бы сказать, что независимо от того, о чем мы проповедуем, за какой кафедрой стоим, говорим ли мы просто или нет, подготовлена  наша проповедь или мы говорим экспромтом, мы должны стремиться не к организации зрелища, а к тому, чтобы  проповедь оставила заметный след в сердцах слушателей! Давайте остерегаться зрелищных проповедей. «Красивые» проповеди, «замечательные» проповеди, «искусные» проповеди, «известные» проповеди – это проповеди, которые чаще всего не оказывают влияния на церковь и не привлекают людей к Иисусу Христу. Пусть нашей целью будет проповедь, которая запечатлится в умах, совести и сердцах людей и заставит их думать и размышлять.

 

2. Вся простота мира будет бесполезна, если вы не будете проповедовать простое Евангелие Иисуса Христа настолько полно и ясно, что всякий сможет понять его. Если «распятый Христос» не занимает надлежащего Ему места в ваших проповедях, и «грех» не обличается должным образом, и людям прямо не рассказывается о том, во что они должны верить, кем быть и как жить – ваша проповедь бесполезна!

 

3. Вся простота мира будет также бесполезна и без живой и убедительной проповеди. Если у вас сердце уходит в пятки, и вы невнятно читаете свои заметки вялым, монотонным и занудным голосом, так что люди не могут понять, о чем вы говорите, ваша проповедь будет бесполезна. Будьте уверены, в нашей церкви еще не достаточно уделяется внимания преподнесению проповеди слушателям. Все эти истины тесно связаны с наукой проповедования. К сожалению, я считаю англиканскую церковь в этом вопросе несовершенной. Когда я начал проповедовать в Нью Форесте, никто не учил меня, как вести себя и что говорить, стоя за кафедрой. В результате, первый год моего проповедования был серией проб и ошибок. Ни Оксфорд, ни Кембридж не оказали нам должной помощи в этом. Полнейшее отсутствие обучения искусству проповеди является одним из величайших изъянов и недостатков системы образования в англиканской церкви.

 

4. Прежде всего, никогда не забывайте, что вся простота мира будет бесполезна без молитвы об исполнении Святым Духом, даровании Божьего благословения, а также жизни, которая в определенной мере соответствует тому, о чем мы проповедуем. Пусть наши сердца будут исполнены искренним желанием благовествовать людям, в то время как мы стремимся достичь простоты проповеди Евангелия Иисуса Христа. И давайте никогда не забывать о том, что наши проповеди должны сопровождаться святой жизнью и пламенной молитвой!

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

3. антон
03.10.2015 | 18:58
полезная статья.
2. Баглан мейманкулов
24.01.2015 | 20:06
Потресающая статья.... Согласен с первым пунктом он очень важен
1. Саша
31.10.2010 | 08:17
Большое спасибо!