04.03.2010
Скачать в других форматах:

Синклэр Фергюсон

Легкий путь к умиротворению

Источник: http://ru.gospeltranslations.org/

 

Ранее на этой неделе я разговаривал с близким другом, который недавно прошел через период разочарований, огорчений, неправильного отношения к себе со стороны других людей и даже распространения ложных слухов о нем самом и о его христианском служении. Я был тронут и восхищен его словами: «Мое утешение в том, что быть благочестивым и довольным - это поистине великое приобретение» (1 Тим. 6:6).

Такая реакция на неприятности (обстоятельства, в которых мы показываем и проверяем свою христианскую умиротворенность) никогда не является результатом одномоментного акта воли и никогда не происходит по причине просто хорошо организованной и продуманной жизни и расписания, просчитанного для того, чтобы оградить нас от превратностей Божьего провидения. Это означает удовлетворенность Божьей волей во всех аспектах Его провидения. Это то, что мы есть, это наша сущность. То, чего нельзя достичь просто своими действиями.


Действовать и быть

Умиротворенность – это та добродетель, которую часто недооценивают. Как Джеремайя Барроус в 17-м веке писал в своей великой книге на эту тему, она и сегодня остается «редкой драгоценностью». Если бы ее можно было выработать с помощью какой-то программы («пять шагов для достижения умиротворения за месяц»), то она практиковалась бы повсеместно. Вместо этого христианам приходится получать умиротворенность старинным способом, а именно через обучение.

Таким образом, нельзя «сделаться» умиротворенным. Этому учит Бог, а мы учимся у Него. Это часть процесса изменения через обновление нашего ума (Рим. 12:1-2). Бог требует этого от нас, но, как ни странно, не мы производим умиротворение, а оно приходит к нам. Это не результат определенной последовательности действий, но это плод обновленного, измененного характера. Только хорошие деревья производят добрые плоды.

Для современных христиан тяжело понять некоторые принципы. Для нас очень важны четкие инструкции для христианской жизни. Но, к сожалению, большая часть такого обучения, применяющегося в современном евангеличестве, слишком большое внимание уделяет внешним проявлениям, в то время как формирование характера недооценивается. Христиане в Соединенных Штатах особенно должны признать, что они живут в самом прагматичном обществе на земле (если кто-то и может «сделать это», то это точно мы). Нашей гордыне больно осознать, что христианская жизнь не основывается на том, что мы можем делать, а на том, что должно быть сделано с нами.

Несколько лет назад у меня состоялась болезненная встреча с менталитетом «скажите нам, и мы сделаем». Во время проведения христианской студенческой конференции мне пришлось разговаривать с делегацией работников, чувствовавших себя обязанными обличить меня за несовершенство двух моих размышлений над Писанием. Данная тема называлась «знание Христа». «Вы обращались к нам в течение двух часов», - жаловались они, «но не сказали нам ничего о том, что нам нужно делать». Желание действовать победило апостольский принцип, что, только зная Христа, мы можем сделать все (ср. Фил. 3:10; 4:13).

Как это соотносится с умиротворенностью, ключевой темой наших бесед?

Христианская умиротворенность означает, что мое удовлетворение не зависит от обстоятельств. Когда Павел говорит о своем довольстве в Послании к Филиппийцам 4:11, он использует термин, распространенный среди древних греческих философских школ стоиков и циников. В их словаре довольство (удовлетворение) означало самодостаточность, в смысле независимости от изменяющихся обстоятельств.

Но для Павла умиротворение основано не на самодостаточности, но на достаточности Христа (Фил. 4:13) Павел сказал, что он может все – будучи в недостатке и в изобилии - во Христе. Не перескакивайте через эту фразу. Именно этот союз с Христом и открытие того, что Его нам достаточно, не может быть достигнуто простым одномоментным решением. Это плод постоянных, близких и глубоких отношений с Ним.

Говоря словами Павла, умиротворение – это что-то, чему надо учиться. И вот в чем главный вопрос: как нам научиться быть довольными? Мы должны записаться в божественную школу, в которой нас научат с помощью библейского учения и провидения. Хороший пример уроков в этой школе содержится в Псалме 130.


Библейский пример

В Псалме 130 царь Давид дает нам яркое описание того, что для него значит учиться быть довольным. Он говорит о своем опыте, сравнивая себя с ребенком, отлученным от материнской груди, которого приучают к твердой пище: «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? Душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс. 130:2)

Представьте себе эту сцену и постарайтесь представить себе все звуки. Картина получится ярче, если вы вспомните, что во времена Ветхого Завета отлучение от груди не происходило до тех пор, пока ребенку не исполнялось три или даже четыре года! Для матери уже достаточно тяжело справиться с расстроенным и кричащим ребенком, с отказом от твердой пищи и с борьбой с волей ребенка во время отлучения от груди. А представьте себе четырехлетнее дитя! Вот через какую борьбу прошел Давид, прежде чем научился быть довольным.


Две серьезные проблемы

Но в чем же заключалась его борьба? И снова Давид помогает нам, упоминая о двух серьезных проблемах, которые должны были быть решены в его жизни.

«Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои» (Пс. 130:1). Он не имеет в виду, что само по себе стремление к чему-либо всегда неправильно. В конце концов, он сам когда-то был отделен от других и поставлен на царствование (1 Цар. 16:12-13). Но у него было более высокое стремление: доверять Божьему мудрому провидению, в результате которого он оказался в определенном месте в определенное время.

Помните о тех случаях, когда он мог захватить положение и власть с помощью средств, которые поставили бы под сомнение его приверженность Господу? В первом случае Саул пришел в пещеру, где Давид прятался со своими людьми (1 Цар. 24:6). Позже Давид и Авесса забрались в шатер Саула и нашли его спящим (1 Цар. 26:9-11). Но он был доволен тем, что живет по Божьему слову, и терпеливо ждал Божьего времени.

Христианская умиротворенность – это прямое следствие высшего стремления принадлежать Господу и быть полностью в его распоряжении, в том месте, которое Он укажет, в то время, которое Он выберет, и на Его условиях.

Молодой человек Роберт Мюррей М’Чейн написал очень мудрые слова: «Моим стремлением всегда было не иметь никаких планов насчет себя». Мы скажем: «как необычно!» Да, но люди замечали, что в этом человеке главным было не то, что он делал или говорил, но то, кем он являлся, само его существование. А это, в свою очередь, явилось результатом умиротворенности как основного стремления в его жизни: «Я хочу познать Христа» (Фил. 3:10). Неслучайно, когда мы делаем Христа своим главным стремлением, мы открываем, что Его нам становится достаточно, и мы учимся быть довольными в любых обстоятельствах.

«Я не входил в… для меня недосягаемое» (Пс. 130:1). Умиротворение – это плод ума, который знает свои границы.

Давид не позволял себе слишком много размышлять о том, чего Бог не давал ему. А также он не позволял себе концентрироваться на том, что Господь не хотел ему объяснять.

Такие размышления губительно отражаются на вашей умиротворенности. Если я настаиваю, что точно знаю, что Бог делает в моих обстоятельствах и что Он планирует делать с моим будущим, если я требую понимания Его путей в моей жизни в прошлом, я никогда не буду удовлетворен. В конце концов, я успокоюсь, только когда стану полностью равен Богу. Как же медленно мы приходим к выводу, что эти коварные искушения ума есть эхо змеиного шепота в Эдемском саду: «Выскажи свое неудовольствие Божьими путями, Божьими словами, Божьей заботой».

В нашей августинской традиции часто говорят, что первым грехом была так называемая superbia, или гордыня. Но на самом деле все было намного сложнее: здесь также присутствовало неудовлетворение. Когда мы смотрим на жизнь с этой точки зрения, мы понимаем, насколько неправедным является дух неудовлетворенности.

Помните об этих двух принципах, и вас не так просто будет поймать в мирскую сеть неудовлетворения. Вернитесь в школу, в которой вы с успехом будете учиться быть христианами. Учитесь и поставьте своей целью сделать Христа центром своих мыслей, и вы научитесь наслаждаться умиротворением.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.