12.10.2005
Скачать в других форматах:

Второе Гельветическое Исповедание

Глава XXI. О Святой Вечере Господней

Вечеря Господня. Вечеря Господня, называемая также Господней Трапезой или Евхаристией, то есть Благодарением, потому зачастую называется вечерей, что (а) была установлена Христом на Своей последней вечере и всё ещё представляет её; (б) за ней верующие питаются и насыщаются духовным образом.

 

Автор и Освятитель Вечери. Автор Вечери Господней — не ангел или какой-либо человек, но сам Сын Божий, наш Господь Иисус Христос, который первым освятил её для [последующего] использования в Церкви. Это освящение или благословение всё ещё остаётся с теми, кто совершает не какую-либо иную, но ту же самую Вечерю, которую установил Господь и за которой они повторяют слова [установления] Вечери Господней. Они во всём истинной верой надеются на одного Христа, принимая как бы из Его руки то, что они получают через служение церковнослужителей.

 

Воспоминание Божьих благ. Посредством этого священного установления Господь желает напомнить нам о тех величайших благах, которые Он явил падшему человечеству, а именно: посредством вкушения Его Тела и пития Его Крови Он прощает все наши грехи, искупает нас от вечной смерти и власти дьявола, питает нас Своей Плотью и дарует нам Свою Кровь в качестве пития; принимая их духовным образом в истинной вере мы насыщаемся к жизни вечной. Об этом величайшем благе Господь напоминает нам всякий раз, когда мы совершаем Вечерю. Ибо Он сам сказал: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22:19). Эта Святая Вечеря ради непоколебимости нашей веры также запечатлевает для нас то, что истинное Тело Христово было предано за нас и истинная Кровь Христова была пролита во оставление наших грехов.

 

Знак и знаменуемая реальность. И то, что внешне изображается для нас церковнослужителем в Таинстве, совершаемом видимым образом, и как бы представляется для лицезрения перед нашими глазами, внутренним образом совершается в наших душах Духом Святым. Так, внешним образом церковнослужитель возносит хлеб и произносит слова Господни: «Приимите, ядите: сие есть Тело Моё… Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя» (Мф. 26:26-28; Лк. 2:17-20). Поэтому верующие получают из рук церковнослужителя хлеб, который вкушают, и чашу, из которой пьют. В то же самое время посредством Христовой работы через Святого Духа они внутренним образом получают Тело и Кровь Господа, питаясь и насыщаясь тем самым к жизни вечной. Ибо Плоть и Кровь Христовы — истинная пища и питие для вечной жизни; да и сам Христос, преданный за нас и спасший нас, есть сущность или материя Вечери. Поэтому мы не допускаем, чтобы что-либо другое заняло Его место.

Для того, чтобы лучше и яснее понять, каким образом Тело и Кровь Христовы становятся пищей и питием для верующих к жизни вечной, нам следует дополнительно рассмотреть следующие моменты. Вкушение можно подразделить на несколько видов. Первый вид — телесное или реальное вкушение, когда пищу принимают устами, пережёвывают зубами и глотают. В древности капернаиты полагали, что Плоть Христова вкушается именно таким способом. Однако им противостоит сам Господь (Ин. 6:60-63). Ибо поскольку вкушение Плоти Христовой телесным образом не может не сопровождаться бесчестьем и даже дикостью, то ясно, что она не предназначена быть пищей для желудка. С этим вынуждены соглашаться все люди. Поэтому мы осуждаем канон в папских декреталиях, который называется Ego Berengarius (De Consecrat., Dist. 2). Ибо ни древние святые, ни мы не верим, что Тело Христово необходимо вкушать устами телесным и реальным образом.

 

Духовное вкушение Господа. Второй вид — духовное вкушение Тела Христова. Под этим мы не подразумевает, что пища сама по себе должна измениться в дух. Напротив, мы считаем, что Тело и Кровь Господни, сохраняя все свои существенные характеристики, духовно сообщаются нам. Такое сообщение (причастие) происходит, разумеется, не телесным, а духовным образом, посредством действия Святого Духа, который прилагает и сообщает нам уготованное для нас Телом и Кровью Христовыми, преданными за нас, а именно: отпущение грехов, освобождение и жизнь вечную. По этой причине Христос живёт в нас и мы — в Нём. Он повелевает нам принимать Его истинной верой для того, чтобы Он мог стать духовной пищей и духовным питием, то есть, нашей жизнью.

 

Христос, будучи нашей пищей, поддерживает нас в жизни. Точно так же как телесные пища и питие не только освежают и укрепляют, но и поддерживают наши тела, так и Плоть Христова, преданная за нас, и Кровь Христова, пролитая за нас, не только освежают и укрепляют, но и сохраняют наши души для жизни вечной. И не оттого, что они вкушаются и испиваются телесным образом, но по той причине, что они духовно сообщаются нам посредством Духа Божьего, как и Господь сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51); «Дух животворит; плоть [то есть, телесное вкушение] не пользует нимало» и далее: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:53).

 

Христос принимается нами верой. Поскольку посредством вкушения мы принимаем пищу внутрь наших тел, чтобы она была действенной и эффективной для нас — ибо она не приносит нам пользы, если остаётся вне нас, — то необходимо, чтобы и Христа мы принимали по вере, дабы Он стал нашим и мог пребывать в нас, а мы — в Нём. Ибо Он сам говорит: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). И ещё: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт» (Ин. 6:50).

 

Духовная пища. Отсюда с очевидностью вытекает, что под духовной пищей мы не имеем в виду некую вымышленную пищу, но самое Тело Господне, преданное за нас, которое, тем не менее, принимается верующими не телесным, но духовным образом и по вере. В этом мы следуем учению самого Спасителя, Христа Господа, учению, изложенному в 6-й главе Евангелия от Иоанна.

 

Питание необходимо для спасения. Вкушение Плоти и питие Крови нашего Господа столь необходимо для спасения, что без него ни один человек не спасётся. Однако духовное вкушение и питие происходит также и вне Вечери Господней. Оно совершается всякий раз, когда человек верит во Христа, вне зависимости от места и времени. Возможно, именно по этому случаю св. Августин говорит следующее: «Почему ты подготавливаешь свои зубы и желудок? Веруй, и ты вкусишь».

 

Сакраментальное вкушение Господа. Помимо описанного выше духовного вкушения существует также третий вид вкушения Тела Господня — сакраментальный, когда верующий не только причащается истинным Телом и Кровью Господними духовно и внутренне, но и участвует в Трапезе Господней, дабы внешним образом получить видимое Таинство Тела и Крови Христовых. Разумеется, по своей вере истинный причастник [верующий] уже принял животворящую пищу и по-прежнему принимает её. Однако можно утверждать, что, принимая Таинство, он не принимает его тщетно. Его причащение Телом и Кровью Христовыми не прекращается, а посредством духовной пищи его вера возжигается, возрастает и обновляется всё больше и больше. Ибо пока мы живы, вера продолжает расти. И тот, кто внешним образом принимает Таинство истинной верой, не только получает знак, но, как мы уже сказали, обладает и самим знаменуемым. Более того, он подчиняется установлению и заповеди Господа, с радостью благодарит Его за искупление и себя, и всего человечества, надлежащим образом воспоминает смерть Господа и свидетельствует перед Церковью, членом которой он является. Тот, кто принимает Таинство, также удостоверяется в том, что Тело Христово было предано, а Кровь Христова была пролита не только за всех людей в целом, но и за каждого верного причастника в частности; именно для них Христос — пища и питие к жизни вечной.

 

Неверующие принимают Таинство к своему осуждению. Тот же, кто подходит к Господней священной Трапезе без веры, принимает только [внешнее] Таинство, не получая сущность или материю Таинства, становящейся источником жизни и спасения. Такие люди вкушают Господню Трапезу недостойно. «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… [и] тот ест и пьёт осуждение себе» (1 Кор. 11:27-29). Ибо когда они приступают без истинной веры, они бесчестят славу Христову и тем самым едят и пьют осуждение себе.

 

Присутствие Христа в Вечере. Поэтому мы не настолько отождествляем Тело и Кровь Христовы с хлебом и вином, чтобы утверждать, что хлеб сам по себе — это Тело Христово, разве что только в сакраментальном смысле этого слова. Не утверждаем мы и того, что Тело Христово вещественным образом скрыто в хлебе, так что нам нужно поклоняться ему под видом хлеба. Наконец, не верим мы и в то, что всякий, принимающий знак, получает и знаменуемую им реальность. Тело Христово находится на небесах одесную Своего Отца, а потому наши сердца должны вознестись в небеса, а не концентрироваться на хлебе. Поэтому и Господу не должно поклоняться через хлеб. С другой стороны, Господь присутствует со Своей Церковью, когда она празднует Вечерю. Так, солнце, находящееся на небесах, тем не менее действенным образом присутствует среди нас. Насколько же более Христос, солнце праведности, находясь ныне на небесах, всё же присутствует среди нас — не телесно, но духовно — посредством Своего животворного действа, о чём Он сам сказал за Своей последней Вечерей, что будет пребывать с нами (Ин. 14-16). Отсюда следует, что за Вечерей мы встречаемся со Христом, и в то же самое время наша Вечеря — бескровна и мистична, что повсеместно утверждали древние Отцы.

 

Дополнительные намерения Вечери Господней. Более того, в праздновании Вечери Господней [Библия] увещевает нас внимательно относится к тому Телу, членами которого мы стали, дабы быть единомысленными со всеми нашими братьями, жить святой жизнью и не осквернять себя мерзостями чуждых верований, но, сохраняя истинную веру до конца, прилагать все усилия, чтобы возрастать в святости нашей личной жизни.

 

Подготовка к Вечере. Поэтому нам подобает, когда мы приступаем к Вечере, прежде всего, как научает нас апостол, исследовать себя и, особенно, в отношении нашей веры. Верим ли мы, что Христос пришёл для того, чтобы спасти грешников и призвать их к покаянию? Верим ли, что мы — в числе тех, кто был освобождён Христом и спасён? Решились ли мы изменить нашу нечестивую жизнь, чтобы вести жизнь святую и, с Божьей помощью, хранить себя в истинной вере и в единомыслии с братьями, благодаря должным образом Бога за наше избавление?

 

Совершение Вечере под двумя видами: хлебом и вином. Мы полагаем, что обряд, способ и чин Вечери должен быть как можно более простым и возвышенным, восходящим к первоначальному установлению Господа и апостольскому учению. Он включает в себя: (1) возвещение Слова Божьего; (2) благочестивые молитвы; (3) действие самого Господа и его повторение; (4) вкушение Тела и питие Крови Господних; (5) достодолжное воспоминание Христовой смерти; (6) добросовестное благодарение и (7) святое общение в единстве Тела Церкви.

Поэтому мы не одобряем тех, кто отнимает от верующих один из священных элементов [Таинства], а именно, чаши Господней, поскольку это серьёзное нарушение установления Господа, который сказал: «Пейте из неё все» (Мф. 26:27). Ибо даже о хлебе Он не сказал со столь очевидной ясностью.

Мы не рассматриваем сейчас вопрос о том, какая месса существовала когда-то у Отцов и должна она была быть умеренной или нет. Однако мы можем совершенно открыто сказать, что месса, практикуемая в наше время в римской церкви, была по многим благим причинам, которые ради краткости мы сейчас не перечисляем детально, упразднена в наших приходах. Ведь ясно, что нельзя было одобрить практику превращения вполне здравых действий в тщетное и бесполезное зрелище, в средство приобретения заслуг и извлечения прибыли. Не могли мы одобрить и мнение, согласно которому священник в Вечере творит истинное Тело Господа и реально приносит его для отпущения грехов живых и мёртвых, а также для чести, почитания и воспоминания святых на небесах (как и для утешения душ, находящихся в чистилище) и др.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.