12.10.2005
Скачать в других форматах:

Второе Гельветическое Исповедание

Глава XVII. О Кафолической и Святой Церкви Божьей и о единственном Главе Церкви

Церковь всегда существовала и всегда будет существовать. Поскольку Бог от самого начала хотел, чтобы люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4), то было совершенно необходимо, чтобы существовала Церковь, которая была в прошлом, есть сейчас и пребудет до скончания века.

 

Что такое Церковь? Церковь — это собрание верующих, призванных и взятых из мира; сообщество, так сказать, всех святых; а именно, тех, кто истинно знает и должным образом поклоняется и служит истинному Богу во Христе Спасителе, посредством Слова и Святого Духа, и кто верою становится причастником всех благ, которые свободно предлагаются во Христе.

 

Граждане одного Града. Все они жители одного и того же Града, имеют одного Господа, одни и те же законы и одно общение во всех благословениях. Ибо апостол называет их так: «Сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19), называя верующих на земле святыми (1 Кор. 4:1), которые освящаются кровью Сына Божьего. Об этом также говорит член Апостольского Символа Веры: «Верую в Святую Кафолическую Церковь, в общение святых», который всецело относится к этим святым.

 

Во все времена существовала только одна Церковь. Так как во все времена есть «один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус»[17] (1 Тим. 2:5), и один Пастырь всего стада, один Глава Тела и, наконец, один Дух, одно спасение, одна вера, один Завет (covenant), то отсюда следует, что должна быть только одна Церковь.

 

Кафолическая Церковь. Посему мы называем эту Церковь Кафолической, ибо она суть вселенская, которая распространена во всех частях мира, пребывает во веки и не ограничена ни временем, ни местом. Поэтому мы осуждаем донатистов, которые ограничили Церковь границами Африки. Не одобряем мы также и римское духовенство, которое недавно объявило только римскую церковь Кафолической.

 

Части Церкви. Церковь делится на несколько частей или разновидностей. Но она не разделятся или раздирается на части, но, скорее, различается несхожестью и многообразностью своих членов. Ибо одна Церковь называется Церковью воинствующей, тогда как другая — Церковью торжествующей. Первая всё ещё ведёт на земле войну, сражаясь против плоти, мира и князя этого мира, дьявола, равно как и против греха и смерти. Вторая же, будучи ныне освобождённой [от этой борьбы], находится на небесах и торжествует над всеми побеждёнными ею [врагами], радуясь перед лицом Господа. Тем не менее, обе эти части имеют общение и союз друг с другом.

 

Поместная Церковь. Более того, Церковь, воинствующая на земле, всегда состояла из многочисленных поместных церквей (общин). Однако все эти общины следует считать едиными в рамках Кафолической Церкви. Эта воинствующая Церковь была по-разному устроена при патриархах, при Моисее посредством Закона, и при Христе посредством Евангелия.

 

Два народа. Обычно выделяют два народа, а именно, израильтяне и язычники, или же тех, кто был собран из евреев и язычников в Церковь. Есть также два Завета, ветхий и новый. Однако оба этих народа имели и имеют одно общение, одно спасение через одного и того же Мессию, в котором, будучи членами одного Тела с одним Главой, оба народа объединены одной верой и причащаются одной и той же духовной пищей и питием. И всё же мы признаём различие во времени и несходство в залогах и знаках, указывающих на обетованного и пришедшего в мир Христа. Кроме того, различие состоит в том, что ныне обряды [ветхого Завета] устранены, свет сияет нам яснее, благословения обильнее, а свобода полнее.

 

Церковь — это Храм живого Бога. Эта святая Церковь Божья есть «храм Бога живого» (2 Кор. 6:16), построена из живых камней в дом духовный (1 Петр. 2:5), основана на камне (Мф. 16:18), который не поколеблется (Евр. 12:28), так что никто не может положить другого основания (1 Кор. 3:11). Именно поэтому она называется «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Эта Церковь не заблуждается, поскольку покоится на краеугольном камне, то есть Христе, и на основании пророков и апостолов. Потому будет неудивительно, если она, отступив от Того, кто есть Истина, впадёт в заблуждение. Эта Церковь также называется «чистой девой» (2 Кор. 11:2), Невестой Христовой (Песн. 4:8) и даже Его «Возлюбленной» (Песн. 5:16). Ибо апостол говорит: «Я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2). Церковь называется стадом овец под руководством одного Пастыря, Христа (Иез. 34:22,23; Ин. 10:16). Она также называется Телом Христовым, потому что верующие суть живые члены Христа, имея самого Христа своим Главой.

 

Христос — единственный Глава Церкви. Этот Глава имеет превосходство в Теле, и от Него всё Тело обретает жизнь; Его Дух управляет Телом во всём; от Него Тело получает приращение, дабы оно могло расти. Есть только один Глава Тела, и этот Глава находится в согласии со всем Телом. Поэтому у Церкви не может быть никакого иного Главы помимо Христа. Ибо поскольку Церковь — это духовное Тело, у неё также должен быть духовный Глава, во всём подобный ей. Не может она также управляться и каким-либо иным духом, кроме Духа Христова. Поэтому Павел говорит: «Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство» (Кол. 1:18). И в другом месте: «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23). И ещё: «И [Бог] всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:22,23) и: «Истинною любовью всё возращали[18] в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое… получает приращение» (Еф. 4:15,16). Поэтому мы не одобряем учение римского духовенства, считающего римского Папу вселенским пастырем и верховным главой Церкви, воинствующей на земле, и тем самым наместником Иисуса Христа, имеющим, как они болтают, всю полноту власти и суверенного правления в Церкви. Мы, наоборот, верим и учим, что Христос Господь есть и всегда остаётся вселенским Пастырем, верховным Правителем перед Богом-Отцом. Мы также верим, что в Церкви Он сам выполняет обязанности епископа или пастора вплоть до конца этого мира. Поэтому Он не нуждается в ком-либо, кто заменял бы Его на время Его отсутствия. Ибо Христос присутствует со Своей Церковь, будучи её живительной Главой. Он прямо запретил Своим апостолам и их преемникам владычествовать и господствовать над Церковью. Итак, разве не ясно, что кто бы ни противоречил и ни противостоял этой простой истине, вводя иной порядок церковного управления, должен, скорее, быть причислен к числу тех, о ком пророчествовали Христовы апостолы: Пётр в 2 Петр. 2:1 и Павел в Деян. 20:29; 2 Кор. 11:13; 2 Фес. 2:8,9 и в ещё некоторых местах?

 

Порядок в Церкви. Тем не менее, уходя из общения с римским главой, мы ни в коей степени не вводим хаос и беспорядок в Церковь, ибо учим, что преданного апостолами церковного управления достаточно для того, чтобы хранить в Церкви надлежащий порядок. В самом начале, когда у Церкви ещё не было такого римского главы, который, как говорят, призван обеспечить в Церкви порядок, никакого беспорядка и неустройства в ней не было. В действительности же, римский понтифик оберегает свою тиранию и те искажения, которые появились в Церкви; но в то же самое время он препятствует, оказывает сопротивление и, прилагая для этого все свои усилия, подрывает подлинную и законную реформацию Церкви.

 

Несогласия и раздоры в Церкви. Они возражают нам, указывая на то, что в наших церквах, отделившихся от церкви Римской, возникли многочисленные несогласия и раздоры, а потому они, дескать, не могут быть церквами истинными. Как будто бы в Римской церкви никогда не было ни сект, ни раздоров и споров касательно веры, и поддерживаемых не столько в университетах, сколько с церковных кафедр, даже в присутствии народа! Мы, разумеется, помним слова апостола: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33) и «Поскольку между вами ревность и ссоры, — не плотские ли вы?» (1 Кор. 3:3). Мы не можем отрицать, что Бог пребывал в апостольской Церкви, которая была истинной Церковью, даже если в ней были раздоры и разногласия. Так, апостол Павел сделал выговор апостолу Петру (Гал. 2:11), а Варнава был не согласен с Павлом. В Церкви Антиохии возникло серьёзное разногласие между теми, кто проповедовал одного и того же Христа, о чём св. Лука пишет в Деяниях апостолов (Деян. 15:2). Во все времена в Церкви возникали крупные разногласия, и даже самые лучшие учители Церкви различались друг от друга в вопросах, отнюдь не второстепенных. В то же самое время, Церковь не перестала быть Церковью из-за этих разногласий. Ибо то было угодно Богу, чтобы использовать разлады, возникающие в Церкви, для прославления Своего имени и проявления истины, и чтобы, в свою очередь, в разногласиях могли обнаружиться пригодные и испытанные (1 Кор. 11:19).[19]

 

Признаки истинной Церкви. Итак, точно так же как мы не признаём какого-либо иного Главу Церкви кроме Христа, не признаём мы и то, что любая церковь, превозносящая себя таковой, суть подлинная Церковь. Мы учим, что в истинной Церкви можно обнаружить определённые знаки и, в особенности, законное и искреннее проповедование Слова Божьего, донесённое до нас писаниями пророческими и апостольскими, которые ведут всех нас ко Христу, о котором в Евангелии написано: «Овцы Мои голос Мой слышат, и Я знаю их, и они следуют за Мною, и Я даю им жизнь вечную… А за чужим не последуют, но побегут от него, потому что не знают голоса чужих» (Ин. 10:27,28; 10:5).

 

И таковые в Церкви Божьей имеют одну веру и один дух; потому они и поклоняются лишь одному Богу, служа Ему одному в Духе и истине, любя Его всем своим сердцем и всей своей силой, молясь Ему одному через Иисуса Христа, единственного Посредника и Ходатая. Они не ищут праведности и жизни вне Христа и веры в Него. Они признают Христа единственным Главой и основанием Церкви и, полагаясь на Него, ежедневно обновляются покаянием, в терпении неся крест, который был возложен на них. Более того, соединяясь с другими членами Христа в непритворной любви, они тем самым выказывают, что они — ученики Христовы, твёрдо сохраняя узы мира и святого единства. В то же самое время они участвуют в Таинствах, установленных Христом и переданных нам от апостолов, не используя их иначе, чем приняли от самого Господа. Ибо слова апостола Павла хорошо известны: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11:23). Соответственно, мы осуждаем все те церкви, которые, как чуждые истинной Церкви Христовой, не таковы, каковы, как мы слышали, они должны быть, невзирая на всё их хвастовство относительно преемственности епископов, единства или древности. Кроме того, от апостолов мы получили указание «убегать идолослужения» (1 Кор. 10:14; 1 Ин. 5:21), «выйти из Вавилона» и не иметь с ней общения, если мы не хотим разделить вместе с ней все Божьи язвы, наложенные на неё (Откр. 18:4; 2 Кор. 6:17).

 

Вне Церкви Божьей нет спасения. Однако же мы весьма сильно почитаем общение с истинной Церковью Христовой и потому отрицаем, что не имеющие общение с этой истинной Церковью, отделяя себя от неё, могут жить перед Богом. Ибо точно так же как не было никакого спасения вне Ноева ковчега во время наказания мира потопом, так и сейчас, как мы верим, нет какого-либо спасения вне Христа, предложившего Себя для того, чтобы избранные наслаждались Им в Церкви. Исходя из этого мы учим, что стремящиеся к жизни [вечной] не должны отделять себя от Церкви Христовой.

 

Церковь не связана своими признаками. Тем не менее, упомянутыми выше признаками [истинной Церкви] мы не ограничиваем Церковь до такой степени, чтобы учить, что все те, кто не принимает участия в Таинствах (не те, кто без подготовки или с презрением приступает к ним, а, скорее, те, кто по вынужденной необходимости против своей собственной воли воздерживается от них или лишатся их), чья вера временами ослабевает, но полностью не исчезает и не умирает, или в ком из-за слабости обнаруживаются несовершенства и ошибки, находятся вне Церкви. Ибо мы знаем, что у Бога были друзья даже вне общества Израильского. Мы помним также, что случилось с народом Божьим в Вавилонском плену, где они были лишены возможности приносить жертвы в течении семидесяти лет. Мы помним и том, что случилось со святым Петром, отрёкшимся от своего Господа, и что, как правило, каждодневно случается с верными и избранными Богом людьми, которые сбиваются с пути и ослабевают [в вере]. Мы знаем и о том, каковы в апостольские времена были церкви в Галатии и Коринфе, в которых святой Павел обнаруживал многочисленные отвратительные заблуждения, не переставая всё же называть их святыми Церквами Христовыми (1 Кор. 1:2; Гал. 1:2).

 

Временами Церковь выглядит угасшей. Действительно, временами происходит так, что Бог по Своему справедливейшему суду позволяет угаснуть и низвергнутся истине Своего Слова, кафолической вере и истинному богослужению, так что Церковь выглядит почти что угасшей и как бы более не существующей, что, как мы видим, происходило как во дни Илии (3 Цар. 19:10,14), так и в другие времена. Однако же и в этом мире, и даже в такой тьме, у Бога есть истинные поклонники, которых не несколько, а даже до семи тысяч и более (3 Цар. 19:18; Откр. 7:3 и далее). Ибо апостол восклицает: «Но твёрдое основание Божие стоит, имея печать сию: “познал Господь Своих”» и т. д. (2 Тим. 2:19). Поэтому Церковь Божья может быть названа невидимой — не по той причине, что люди, составляющие Церковь, невидимы, но потому, что сокрытая от наших глаз и известная только Богу она зачастую не может быть различима с помощью человеческих суждений.

 

Не все те, кто находится в Церкви, составляют Церковь. И, опять-таки, не все те, кто причислен к членам Церкви, в действительности являются святыми, живыми и истинными членами Церкви. Ибо [в Церкви] существует большое количество лицемеров, которые видимым образом слушают Слово Божье, публично принимают Таинства, выглядят молящимися Богу только через Христа, исповедующими Христа в качестве их единственной праведности, поклоняющимися Богу, исполняющими обязанности милосердия по отношению к своим братьям и временами с терпением переносящими все неудачи и трудности. И всё же внутренним образом они лишены истинного просвещения от Духа Святого, подлинной веры, искреннего сердца и стойкости до конца. Постепенно характер таких людей большей частью выявляется. Ибо апостол Иоанн говорит: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1 Ин. 2:19). Но несмотря на то, что они выдают себя за верующих, не будучи таковыми по сути, они всё равно считаются членами Церкви. Этим они напоминают предателей, которые до своего разоблачения считаются добропорядочными гражданами государства. Они сходны с плевелами и соломой, обнаружившимися между добрыми плодами пшеницы, и с опухолями и стеатомами в здоровом теле, представляющими скорее не истинные, а болезненные и уродливые члены тела. Поэтому Церковь Христова совершенно справедливо сравнивается с сетью, наполненной рыбами разного вида, и с полем, на котором растут и добрые семена, и плевелы (Мф. 13:26, 47).

 

Мы не должны судить поспешно и преждевременно. Поэтому мы должны быть очень внимательно к тому, чтобы не судить преждевременно, и не брать на себя ответственность за исключение, отвержение или извержение [из Церкви] тех, кого не исключает и не извергает сам Господь или кого мы не может исключить без ущерба для Церкви. С другой стороны, мы должны неусыпно следить за тем, чтобы нечестивые, пока благочестивые дремлют, не усилились и не навредили Церкви.

 

Единство Церкви заключено не во внешних обрядах. Далее, мы со всем усердием учим, что в нашу обязанность входит внимательнейшим образом исследовать, в чём конкретно состоит истина и единство Церкви, дабы мы преждевременно не провоцировали и не поощряли в Церкви схизмы и расколы. Такое единство заключено не во внешних обрядах и церемониях, а в истине и единстве кафолической веры. Этой вере мы научены не человеческими установлениями или законами, но Священным Писанием, краткое изложение которого находится в Апостольском Символе Веры. Потому, читая древних писателей, мы убеждаемся в том, что в то время в отношении обрядов существовали многочисленные различия, происходящие из свободы и не разрушающие, по мнению древних, единство Церкви. Отсюда мы учим, что истинное единство Церкви заключается в важных аспектах вероучения, в истинном и единообразном проповедовании Евангелия Христова и в тех обрядах, которые явственным образом установлены самим Господом. Поэтому мы особо подчёркиваем слова апостола: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чём иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Фил. 3:15,16).

 

 


[17] Цитата приведена по переводу еп. Кассиана.

[18] «Во всём возрастали» в переводе еп. Кассиана.

[19] В Синодальном переводе: искусные.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.