Второе Гельветическое Исповедание
Глава X. О Божьем предопределении и избрании святых
Бог избрал нас по благодати. По своей не зависящей от человека благодати Бог от вечности свободно предопределил или избрал святых, которых Он пожелал спасти во Христе, как об этом говорит апостол: «Он избрал нас в Нём прежде создания мира» (Еф. 1:4). И ещё: «Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времён, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа» (2 Тим. 1:9,10).
Мы избраны или предопределены во Христе. Поэтому Бог, не считаясь ни с какими нашими заслугами, но всё же не без надлежащих средств, избрал нас во Христе и ради Него, чтобы привитые ныне ко Христу по вере, были бы также избраны, а находящиеся вне Христа, были бы отвергнуты, в согласии со словами апостола: «Проверяйте самих себя, в вере ли вы, самих себя испытывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос — в вас? Разве только вы не выдерживаете испытания» (2 Кор. 13:5).[5]
Мы избраны для определённой цели. Наконец, святые избраны Богом для определённой цели, которую поясняет апостол, говоря: «Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей» (Еф. 1:4-6).
У нас должна быть благая надежда о всех людях. Хотя Бог знает Своих, упоминая в различных местах Библии о незначительном количестве избранных, мы всё же должны надеяться на благую участь всех людей и не судить опрометчиво о каком-либо человеке, считая, что он — отверженный. Ибо Павел говорит филиппийцам: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас (говоря так о всей Церкви в Филиппах)… за ваше участие в благовествовании… будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, как и должно мне помышлять о всех вас» (Фил. 1:3,5-7).
Избраны ли только некоторые. Когда Господа спросили, неужели мало спасающихся, Он не ответил им касательно того, будут спасены или осуждены многие или только некоторые. Наоборот, Он увещевал каждого человека прилагать все силы, чтобы войти узкими вратами (Лк. 13:24). Он словно бы сказал: вам не следует из любопытства допытываться этого, но скорее вы должны прилагать усилия, чтобы войти в небеса прямым путём.
Что следует подвергнуть осуждению касательно этого вопроса. Поэтому мы не одобряем неблагочестивые разговоры некоторых, которые говорят: «Избраны некоторые люди, и поскольку я не знаю точно, действительно ли я нахожусь в их числе, то не буду лишать себя всех удовольствий жизни». Другие говорят: «Если я предопределён и избран Богом, ничто не сможет воспрепятствовать моему спасению, которое уже безусловно определено для меня, что бы я ни делал. Но если я нахожусь в числе отверженных, никакая вера и никакое покаяние не поможет мне, поскольку Божьи установления не изменяются. Поэтому все догматы веры и наставления бесполезны». Этим мнениям можно противопоставить слова апостола: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:24-26).
Наставления не тщетны, поскольку спасение исходит из избрания. Августин также показывает, что должно проповедовать как о благодати свободного избрания и предопределения, так и о целительных наставлениях и догматах веры (Lib. de Bono Perseverantie, гл. 14).
Избраны ли мы. Поэтому мы осуждаем тех, кто, находясь вне Церкви, интересуются, избраны ли они;[6] и что Бог определил в отношении них прежде всех веков? Ибо люди должны слушать Евангелию и верить в него. Если же человек верит и пребывает во Христе, он не должен сомневаться в своём избрании. Ибо Отец явил нам во Христе вечный замысел Своего предопределения, как это уже было ясным образом подтверждено словами апостола из 2 Тим. 1:9,10. Поэтому, в первую очередь, нужно изучать и рассматривать величайшую любовь Отца к нам, которую Он явил во Христе. Мы должны слушать то, что сам Господь ежедневно проповедует нам в Евангелии и как Он призывает нас, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16), «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14). Пусть же Христос станет тем зеркалом, в котором мы будем лицезреть своё предопределение. У нас будет достаточно ясное и верное свидетельство того, что наши имена записаны в Книгу Жизни, если мы будем иметь общение с Христом, и истинной верой Он будет нашим, а мы — Его.
Искушение в отношении предопределения. В искушениях, касающихся предопределения, едва ли не самых опасных среди всех искушений, мы сталкиваемся лицом к лицу с тем фактом, что Божьи обетования относятся ко всем верующим. Ибо Господь говорит: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам… ибо всякий просящий получает» (Лк. 11:9,10). И, наконец, мы молимся вместе со всей Церковью Божьей: «Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9), ибо как через Крещение мы привиты к Телу Церкви, так и многократно питаемся в Его Церкви Телом и Кровью Христовыми к жизни вечной. Таким образом, получая укрепление, мы по заповеди со страхом и трепетом совершаем наше спасение, как наставляет нас Павел (Фил. 2:12).
[5] Так в переводе епископа Кассиана. Синодальный перевод: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».
[6] Издание 1568 г.: «Избраны ли они от вечности».
Этот материал еще не обсуждался.