18.12.2009
Скачать в других форматах:

Питер Дженсен

Жажда свободы. Где обрести истинную свободу?

 

Питер Дженсен  - англиканский архиепископ города Сиднея. Это одна из двух статей, посвященных рассмотрению человеческой природы. Первую статью можно найти здесь: http://reformed.org.ua/2/393/Jensen.

 

Французская революция является одним из самых великих событий мировой истории. Ее знаменитый девиз звучал так: «Свобода! Равенство! Братство!» Каждое из этих слов достойно тщательного изучения. Ведь нам они нравятся! Мы бы хотели, чтобы  свобода, равенство и братство проявились в полной мере в нашей личной жизни! Более того, некоторые утверждают, что значение слов девиза Французской революции имеет свои корни в христианском учении.

 

Однако, как социальная цель, которая достигается мечом,   она уже не так привлекательна. Рассматривая этот лозунг как в теории, так и в практическом применении, нам следует задать вопрос: «Возможно ли вообще достичь свободы, равенства и братства?» Например, действительно ли свобода совместима с братством? Ведь связав себя узами братства, сможем ли мы, в таком случае, делать то, что нам заблагорассудится? Разве это не возлагает на нас определенных обязательств? Разве принадлежность к  определенной группе не лишает нас личной свободы?

 

Следует помнить, что Французская революция была, в некоторой степени, плодом европейского Просвещения, интеллектуального бунта против власти в церкви и государстве, во имя человеческого разума и самодостаточности. Эпоха Просвещения отмечена яростным противлением авторитету Священного Писания как Божьего Слова. Свобода  - это не пустое слово. Оно подразумевает свободу от определенной власти, включая авторитет Библии. Эта длительная борьба против Слова Божия достигла своей кульминации в шестидесятых годах двадцатого столетия. Однако, следует отметить, что в то время борьба шла не только против Бога, но и против такого понятия как братство В шестидесятых годах для западного общества индивидуализм стал предпочтительней, чем община.

 

Индивидуализм стремится разрушить узы, которыми была связана человеческая община на протяжении многих столетий. Например, организация «Освобождение женщин» не случайно выбрала слово «освобождение» для своего названия. Сущностью феминистской революции является твердое убеждение в том, что женщина – это личность, наделенная такими же качествами, как и мужчина. Поэтому она должна быть освобождена от определенных ограничений, возложенных на нее обществом. Эти революционные изменения привели от раболепия перед другими к чрезмерному  возвеличиванию себя. Следует отметить, что индивидуализм и эгоцентризм практически всегда приводят к ослаблению общины, разрушению семьи и чрезмерным требованиям к расширению прав  личности.

 

Таким образом, поиск   свободы стал, по определению, стремлением освободиться от каких бы то ни было обязательств перед общиной. Ведь обязательства подразумевают ущемление прав человека. В результате, вместо супругов у нас появляются «партнеры» - две свободные личности, решившие вступить в сексуальную связь. Более того, не имеет значения пол партнеров и постоянство их отношений. Плачевные последствия такой «свободы» проявляются в среднем возрасте, когда отсутствие «рабских уз» традиционного брака выливается в отчаянное одиночество. В современном обществе мы дошли до такого состояния, когда желание заменило авторитет Священного Писания, ценности заняли место добродетелей, индивидуальность затмила характер, а знаменитости заменили героев. Мы потерпели полное фиаско, пытаясь поддерживать равновесие между свободой, равенством и братством.

 

У христианства есть своя версия свободы, равенства и братства. Однако она коренным образом отличается от вышеизложенной. Она основана на ином анализе наших проблем и предлагает свой уникальный способ их разрешения. С одной стороны, христианская версия совпадает с мирской, а с другой -  противостоит ей. Борьба между христианским и мирским мировоззрениями относительно определенных вопросов, таких как секс и феминизм, происходит по причине фундаментально отличающихся подходов к пониманию мира и природы человека.. Мы намного лучше постигнем эти вопросы, если рассмотрим то, что совершил Бог для спасения нашего мира,  и то, что мы знаем о себе и природе зла.

 

 

Разрушительная сила греха

 

Как я упоминал ранее («Брифинг» № 275, август 2001), мы не просто творения Божии, мы грешные творения. Однако следует помнить, что люди не были сотворены злыми или  грешными! У нас нет права винить Бога в своем греховном состоянии. Более того, мы не можем утверждать, что грех является естественной частью человеческой природы, а посему мы не можем изменить себя. Нет, наша греховность  стала результатом великого грехопадения. В самых первых главах книги Бытия  совершенно ясно повествуется о том, что грех поразил весь род человеческий. До момента грехопадения все сотворенное Богом было «хорошо весьма». «Грех вошел в мир посредством одного человека», который «согрешил, нарушив заповедь» (Рим. 5:12-14). Не сам факт вкушения запретного плода, , а отвержение Божественной власти было грехом. В этом отрицании проявляется сущность греха. Таким образом человек как бы кричит Богу: «Я не нуждаюсь в Тебе».

 

 

Распространение греха

 

Адам, будучи представителем всего рода человеческого, согрешил. Тем самым все человечество было вовлечено в его грех и навлекло на себя проклятие от Бога. Нам просто следует принять эту истину. Если мы принимаем благословения Адамова представительства, такие как благость земли и наше господствующее положение над всем творением, тогда мы обязаны принять и унаследованное проклятие от Бога. Результатом его греха было не только то, что род человеческий отпал от Бога. Следует помнить, что «инфекция» греха поразила все человечество, ибо «непослушанием одного человека сделались многие грешными...» (Рим.5:19). Библия рассматривает нас, прежде всего, как общину людей. Адам, будучи  представителем этой человеческой общины, вверг нас в ужасающее состояние всеобщего противления Богу.

 

Многие утверждают, будто это несправедливо. Однако, если мы склонны возмущаться по данному поводу, тогда нам следует задать себе следующий вопрос: «Соглашаюсь ли я с Адамом?» Если вы не соглашаетесь с ним, тогда перестаньте грешить! Если вы полностью контролируете свою жизнь, тогда вы способны прекратить грешить. К сожалению, на основании всеобщего опыта человечества, можно смело утверждать, что это невозможно. Мы зависимы от греха. Посему люди осознанно идут по стопам Адама!

Но что такое грех? Первоначальное значение этого слова - «нарушение Божьей заповеди», что значит «переступить через черту Божьего Закона». Закон был дан, прежде всего, иудеям, однако у язычников нет оправданий в нарушении Божьих постановлений, ибо Его Закон написан на скрижалях их сердец (Рим. 2 гл.). Закон подобен огненному факелу, который освещает самые темные уголки нашей души.

 

 

Грех, причиняющий страдания

 

Библия часто говорит о  наслаждениях греха, ибо  под этим подразумевается удовлетворение и наслаждение. Грех так же привлекателен для грешника, как и сладости для ребенка! Однако правда заключается в том, что грех  жалок сам по себе и навлекает на человека одни страдания и несчастья. До сего дня выражение «Эдемский сад» является синонимом человеческого благословения и счастья. В Эдеме было все самое лучшее. Бог, человек и все творение пребывали в полной гармонии друг с другом. Работа была благословением, семьи пребывали в мире и согласии. Более того, в этом саду было дерево жизни! То есть, Эдемский сад является образом совершенного удовлетворения, к которому стремится человечество на протяжении многих столетий.

 

Однако, отвержение Божьего повеления людьми навлекло на них Господни проклятия. Проклятие змия, проклятие жены в муках чадорождения и проклятие Адама в возделывании земли. Это проклятие подразумевает отвержение и отчуждение людей от Бога. С сего момента жизнь людей проходит  за пределами Эдема. Человечество на данный момент имеет в своем распоряжении не благословенную обетованную землю, а землю, с произрастающими на ней волчцами и терниями, на которой людям суждено трудиться в поте лица своего. Другими словами, мы странники, изгнанные из нашего настоящего дома. Мы стали изгоями. Мы рождены вне Эдемского сада, чужды Богу и являемся Его врагами !

 

Тем не менее, окружающий мир во многом сохраняет в себе остатки красоты и величия. Это служит нам постоянным напоминанием, чего мы лишились. Однако мы пребываем в состоянии «войны» с природой. Мы поражаем ее, она поражает нас. Нет никакой  логичности: один человек может прожить всего лишь один час, а другой сотню лет. Нет справедливости в этом мире. Существует слишком мало эффективных лекарств от множества серьезных заболеваний. Даже любовь наносит нам раны. Никто не может так сильно причинить нам боль, как люди, которых мы очень любим!

 

Весь мир, в том числе и мы, пребываем под проклятием Божьего осуждения. Библия учит нас, что «жало же смерти - грех; а сила греха — закон» (1 Кор.15:56). Мы боимся даже не самой смерти, а того, что находится за ней. Следует помнить, что если мы пытаемся избавиться от проклятия исполнением Закона, тогда мы пребываем в отчаянном и безнадежном состоянии. Тогда  не удивительно, почему мы не желаем слышать плохие вести. В таком случае не стоит удивляться склонности каждого человека думать, что род человеческий намного лучше, чем говорит о нем Библия. Мы пребываем в рабстве, из которого не в состоянии вырваться. Вот почему мы отрицаем существование этого рабства и пытаемся обрести свободу своими  силами.

 

 

Рассматривая наши зависимости

 

Мы, по своей природе,  противимся Богу и отвергаем Его право управлять нашей жизнью. Однако следует помнить, что не существует духовной свободы человека от Божьей власти. Ведь Бог не создал нас независимыми существами, свободными от Его  власти. Мы созданы быть Его слугами. Бог не думал создавать таких «независимых» людей, даже если мы, по глупости своей, высокомерно считаем себя таковыми. Те, кто провозглашают свою «свободу» в современном обществе, являются людьми наиболее подверженными разного рода рабству и зависимости. Мы являемся обществом зависимостей —  сквернословия, эгоизма, секса, пищи, алкоголя, наркотиков, новейших изобретений. Было ли в истории человечества общество более зависимое, чем наше? Было ли в истории человечества общество, которое, несмотря на свои ужасающие  пристрастия, считало себя свободным и независимым?

 

Такое положение вещей кажется парадоксальным до тех пор, пока мы не начинаем правильно понимать Священное Писание. Оно постоянно говорит нам о том, что подобные тщетные попытки обрести свободу приводят к еще большему порабощению. Ибо мы не можем быть свободными без Бога. Мы даже не можем перебороть свою собственную враждебность к Богу и обратиться к Нему. Посему нашей единственной надеждой является то, что Сам Бог проявит инициативу в деле нашего искупления. Первая глава послания к Ефесянам говорит о Божьем предвечном решении спасти определенных людей для Себя. Если бы Он не избрал Себе этих людей, тогда бы никто не смог обратиться к Нему по своему собственному желанию. Нам следует постоянно помнить о том, что наше спасение и выбор являются целиком и полностью милостью Божьей. Почему Он так поступил? Ведь в нас нет ничего привлекательного для того, чтобы Бог возжелал спасти нас. Однако, по Своей безмерной благодати, Он решил даровать спасение чрез Сына Своего Иисуса Христа, Который был «другом мытарям и грешникам» (Лук. 7:34).

 

 

Свободный слуга

 

Отец и Сын едины во всем, однако Сын не является Отцом. Он совершает волю Отца в совершенном послушании. Был ли Он свободен? Конечно же, был.  Ибо только Иисус может показать, что такое истинная свобода. Свободой Сына является Его совершенное подчинение Отцу. Служение Богу есть свобода сердца человеческого.

 

Но свободен ли Сам Бог? Может ли Бог делать все, что Он пожелает?  Конечно же, может. Может ли Он солгать? Нет, не может. Вопреки нашей интуиции следует понять, что ограничение и свобода не  исключают друг друга. На самом деле, нашей жгучей жаждой является жажда свободы. Свободы, которую предназначил для нас Бог —быть Его слугами.

 

Иисус наслаждался славою Отца и Своим равенством с Богом (Флп.2:6). Однако Он не злоупотреблял сим равенством, когда по повелению Отца стал плотью и обитал среди нас (Иоан. 1:14). Он прожил Свою жизнь в бедности, искушениях, повиновении и служении:

 

«Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:8,9).

 

Кульминацией жизни и служения Иисуса была Его смерть. Он ощутил боль отвержения от Своего собственного народа, предательство учеников, оставленность друзьями и несправедливость государственной системы правосудия. Он добровольно принял проклятие Божье, претерпев крестную смерть. Этим Он принял на Себя наказание за грех мира, став заместительной жертвой (1 Петра 2:24). Он отвратил гнев Божий от Своего народа и приобрел вечное прощение для Своих людей (Евр. 2:17).

 

Что дает такая свобода Божьему народу? Она освобождает его  от Божьего гнева! Для каких дел она их освобождает? Ответ Священного Писания чрезвычайно прост. Мы были спасены для служения Иисусу, нашему Господу. Иисус владычествует над всем миром, призывая людей повсеместно подчиниться посредством покаяния и веры Его правлению. Вот  для какой цели мы освобождены: покаяться и быть верными Господу.

 

 

Призыв Святого Духа

 

Святой Дух послан Отцом и Сыном и действует в полном согласии с Ними. Свободен ли Святой Дух? Свободен, ибо Он может делать то, что желает делать — совершать волю Отца. Святой Дух вдохновил написание  верных  свидетельств о Христе в Ветхом и Новом Заветах. Святой Дух сокрушает враждебное сопротивление человеческого сердца и дарует нам способность увидеть Господа Иисуса Христа в Своем Слове и принять Его Евангелие. Ведь такие грешники как мы, способны принять Евангелие только благодаря животворному служению Святого Духа. Слово и Дух даруют новое рождение, делая нас сопричастниками грядущего века.

 

Только благодаря Святому Духу мы можем называть Иисуса Господом, а Бога - Отцом. Это истинные и несомненные свидетельства того, что мы приняты Святым Духом. Следует помнить, что Святой Дух принимает нас не по отдельности, а как общину верующих. Мы объединены вместе с остальными братьями и сестрами, ощущая тем самым равенство и братство, которые являются знаками грядущей эпохи.

 

По причине существования греха, наш опыт все еще далек от совершенства или идеала. Однако, христианская вера - не утопия! Она не является революционным коммунизмом. Она не будет совершенна в этом греховном мире. Тем не менее, чудо заключается в том, что вместе со всей общиной верных мы участвуем в процессе прославления, становясь все более подобными Иисусу, веря в Его обетование сохранить нас до конца. Нам дано предвкушение всего того, что произойдет в будущей жизни.

 

 

Заключение

 

Языческие идеи свободы глубоко проникли в христианское сознание. Нам следует покаяться пред Богом за согласие с этими идеями, и ежедневно признавать владычество нашего Господа, Который спасает нас. Мы не должны стремиться к индивидуализму, повсюду окружающему нас. Напротив, нам следует желать крепкого единства, которое может создать только Святой Дух. Мы должны сделать церковь жизненно важной необходимостью, а не одним из предпочтений. Мы принадлежим друг другу, а поэтому не имеем права отвергать своих братьев и сестер.

 

Свобода, равенство, братство - все это прекрасные термины. Однако существование греха напоминает нам, что утопию братства и равенства невозможно найти на этой земле, даже в церкви. Более того, нам следует научить самих себя и окружающих нас людей понимать, что любая социальная программа основана на  духовной концепции. Мы были созданы Богом для того, чтобы быть Его рабами. Посему, истинная свобода подразумевает обретение истинного Господина, который будет относиться к нам как к сыновьям и дочерям!

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.