Джеральд Брэй
Иисус, придуманный нами, и настоящий Иисус
Адопцианство, как и любая другая правдоподобная ересь, содержит в себе несколько крупиц истины. В этом и состоит основная проблема. Впервые увидев аббревиатуру WWJD. («Что бы сделал Иисус?», прим. перев.), я подумал, что это название радиостанции, которая транслирует музыку в стиле кантри. Я был чрезвычайно удивлен, узнав, что же на самом деле это означает. Эта аббревиатура стремительно превращались в предметы культа, которые можно было приобрести во многих христианских магазинах. Буквы WWJD можно увидеть как на рекламных щитах, так и на браслетах, и они вызывают любопытство великого множества людей. Суть этой затеи заключается в следующем. Людям необходимо не только попытаться разгадать смысл этих букв, но и (что намного важнее) ответить на вопрос: «Что бы сделал Иисус?» Более того, нам необходимо отвечать на этот вопрос в своей повседневной жизни. Этот принцип нужно применять во всех жизненных обстоятельствах. Основной идеей WWJD является предположение: Иисус ожидает от нас, что мы будем делать то же, что делал Он. Отвечая правильно на вопрос: «Что бы сделал Иисус?», мы сможем узнать, как жить в современном мире.
Прежде всего хочу сказать, что намерение, которое стоит за широкомасштабной рекламной кампанией, является благим и достойным всяческих похвал. Все люди должны поступать правильно. А для христиан образцом совершенного поведения является Сам Иисус Христос. Поэтому, жизнь христиан должна прославлять Бога. Именно так мы и пытаемся жить. Тогда зачем нам нужно исследовать вопрос WWJD в данной статье?
Развенчивание мифа WWJD
Дабы понять, почему богослов с опаской относится к аббревиатуре W.W.J.D, нам следует подумать, что в действительности подразумевается под этим вопросом. Прежде всего, спрашивать, что сделал бы Иисус при данных обстоятельствах, значит мудрствовать сверх написанного в Евангелии. Например, ответьте на вопрос: «За какого кандидата отдал бы Свой голос Иисус на президентских выборах сегодня?» В Новом Завете содержится очень мудрый принцип - «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божье». Но этот принцип весьма полезен только тогда, когда мы рассматриваем вопрос налогов и гражданского повиновения правительству. Однако, на основании этого принципа мы не можем сказать, какого современного «кесаря» нам избрать на следующие четыре года правления. Большинство иудеев, которым Иисус дал этот совет, с огромным желанием свергли бы власть римского императора, если бы им представилась такая возможность. Тем не менее, в Новом Завете ничего не говорится о политических взглядах Самого Иисуса. Нам неизвестно, соглашался ли Он с ними или нет! Итак, что бы сделал Иисус в наше время? Нам нечего сказать по этому поводу, потому что мы ничего не знаем. А что бы случилось, если бы Иисус появился в одной из современных евангельских церквей и начал превращать кофе и кока-колу в вино? В большинстве случаев Его бы изгнали из церкви и обвинили в том, что Он принес алкогольный напиток в церковное здание и призывал христиан пить вино. Разве нам следует так поступать?
Вне сомнений, вопрос «Что бы сделал Иисус?» является избирательным. Ведь он был задуман с целью побудить людей искать ответы на него на уровне нравственных принципов, а не действительной практики. Но что плохого в наших попытках подражать Иисусу, копируя отдельные стороны Его поведения? Дабы правильно ответить на этот вопрос, нам следует серьезно подумать, кто же такой Иисус. Философия WWJD подразумевает, что Иисус был первым христианином. Если мы придерживаемся подобного мнения, тогда нам следует считать, что христиане обязаны подражать Христу настолько, насколько это возможно с их стороны. В таком случае они будут пытаться найти ответы на вопросы (например, о выборах президента), которые не поднимались Христом в Евангелиях. Однако отказавшись от подобных представлений, мы вскоре осознаем, что Иисус, на самом деле, не был первым христианином. Более того, Он вообще не был христианином. Он им не мог быть по определению! Почему? Иисус не был христианином по одной простой причине. Ведь христианин — это грешник, спасенный по благодати чрез веру в Господа. Но Христос был безгрешным, а посему не нуждался в спасении кем бы то ни было, даже Самим Собой! С одной стороны, Он был человеком, как и все мы, а с другой - отличался от людей Своим безгрешным естеством. Некоторые люди считают, что в таком случае возникают противоречия между данными положениями. Однако нам следует помнить, что Бог не создал людей греховными существами. Грех был выбран нашими прародителями добровольно. Посему мы, будучи потомками Адама и Евы, пребываем в западне греха, и сами являемся грешниками. Таким образом, существование безгрешного человека возможно, если он избежал этой западни греха. Именно таким Человеком и был Иисус Христос. Он был совершенным Человеком, и в то же время совершенным Богом. Посему Иисус был способен избежать последствий греха Адама и Евы.
Ересь адопцианства
Возможно вы никогда об этом не задумывались, однако вера в то, что Иисус был первым христианином (а также убежденность в том, что разница между Христом и нами проявляется в большей мере в степени, чем в роде) возникла очень давно. В ранней Церкви это еретическое учение называлось адопцианством. Павел Самосатский, епископ Антиохии, открыто учил этой ереси. Но Антиохийский синод осудил это ложное учение в 268 году. Суть данного учения заключается в следующем. Иисус Христос был обычным человеком, которого Бог-Отец принял в качестве Своего Сына, по всей вероятности в момент Его крещения, когда глас с небес провозгласил об этом свершившемся факте. Посему, так как все христиане становятся настоящими детьми Божьими во время своего крещения, Иисус просто показал всем новый способ взаимоотношений с Богом, которым мы все пользуемся. Позже сторонники адопцианства внесли некоторые изменения в свое учение, утверждая, будто зародыш Иисуса принял Святого Духа еще во чреве Девы Марии. Таким образом, Он стал Сыном Божиим до Своего рождения! Несмотря на то, что данное изменение (которое мы называем несторианством по имени своего предполагаемого основателя патриарха Нестория (381-451)), является более разработанным и последовательным, чем учение Павла Самосатского, но суть у них одинакова — Иисус является всего лишь человеком, преисполненным Божьей благодати. Он не есть истинный Бог во плоти!
Проблема адопцианства заключается в том, что оно, как и любая другая правдоподобная ересь, содержит в себе несколько крупиц истины. Мы действительно называемся детьми Божьими по усыновлению. Более того, Иисус учит нас молиться Богу, называя Его «Авва, Отче». Ведь Он Сам так молился! Нам, как христианам, дарована огромная привилегия именно так обращаться к Богу в молитве «Отче наш», ибо мы являемся истинными детьми Божьими. Посему нам не стоит недооценивать сей чрезвычайно важный факт. У нас есть взаимоотношения с Богом во Христе, которые намного превосходят отношения древних иудеев с Отцом Небесным. Мы обладаем, качественно лучшими отношениями с Богом, чем последователи других религий со своими богами.
Если истинно утверждение, что мы дети Божии по усыновлению, тогда верно и то, что Иисус Христос является Сыном Божиим по Своей природе, а не потому, что Он был хорошим человеком, которого Бог избрал для сего положения. Библия, говоря о нашем усыновлении, также утверждает, что Иисус Христос является «Единородным» Сыном Отца (Иоан. 1:14), Который преисполнен благодати и истины. Он жил на земле как человек, однако все деяния и слова Иисуса следует понимать в контексте Его духовной миссии. Он не пришел на эту землю с целью научить нас жить. Ведь Десять заповедей и сопутствующие Божьи установления уже показывали иудеям как необходимо правильно и благочестиво жить, хотя руководители Израиля того времени неправильно их понимало и истолковывало. Христос пришел к нам совершить то, что был не в состоянии сделать ветхозаветный закон. Он пришел искупить наши грехи и открыть для нас небесные врата вечной жизни. Никто из людей не мог совершить такого деяния. Ведь все наследники Адама и Евы являются грешниками, которые не могут избежать наказания смертью, установленную Богом для всех противящихся воле Его. Но Иисус, будучи Богом и Человеком, не был связан узами человеческой греховности. Он смог взять на Себя все наши грехи, не подвергшись их влиянию! Он был способен умереть, не подпав под власть смерти! Благодаря Его воскресению из мертвых, мы обладаем даром вечной жизни. Это не означает, что мы избавлены от физической смерти. Но у нас есть уверенность в том, что смерть не является концом нашего существования, ибо во Христе и чрез Христа мы будем жить вечно с Богом на небесах.
Истинное предназначение жизни Иисуса
Последствия такого понимания земной жизни Иисуса и ее взаимосвязь с нашей жизнью, огромны! Прежде всего, все совершенное Иисусом на земле, провозглашало Его грядущую жертву, смерть и воскресение. Его чудеса, например, были знамениями грядущего Царства и были понятны именно в этом контексте. Возьмем, к примеру, чудо в Кане Галилейской. Оно возвещает о том, что вскоре будет другой брачный пир - пир Агнца, во время которого старое вино закона греха и смерти будет заменено новым вином вечной жизни чрез Кровь Христа, пролитую за нас. А воскрешение Лазаря указывает на грядущее воскресение всех верующих. Большинство из того, что совершил Христос, было бы невозможным в любом другом контексте. Например, очищение Храма насильственным способом, проклятие смоковницы, изгнание бесов в стадо свиней и так далее. Хотя в этих случаях есть кажущееся сходство с тем, что может происходить с нами, часто имеют значение именно их фундаментальные различия. Например, искушение Христа в пустыне. Каждый из нас подвергается искушениями поэтому, на первый взгляд кажется, что Иисус был таким же простым человеком как и мы. Но рассмотрим данное повествование более пристально. Ведь всем известно, что смысл искушения состоит в том, на что мы способны . Посему, я не могу быть искушаем предложением превратить камень в хлеб, ибо я не в состоянии этого сделать. Однако Матфей показывает нам в своем Евангелии, что Иисус мог совершить такое чудо без труда, если бы только Он сего пожелал. Причина понятна — Иисус есть Бог! Посему, даже в искушениях, опыт Иисуса существенно отличается от нашего, каким бы похожим он на первый взгляд ни казался.
Во-вторых, если мы стремимся подражать Христу, тогда мы должны сделать следующее логическое заключение — у нас должна быть такая же миссия, как и у Иисуса. Многие люди придерживаются подобной точки зрения, потому что для них Иисус является всего лишь великим религиозным учителем нравственности, который был приговорен к смерти за совершение добрых дел. Многие из них понимают, что если они будут следовать Его примеру, тогда подобная участь может ожидать и их. Благочестивая жизнь неприемлема для современного мира точно так же, как и для древнего. Для некоторых такой взгляд весьма привлекателен, ибо дает возможность оправдывать жизнь героического самопожертвования в борьбе со злом. Однако, это не христианское Евангелие. Ведь Иисус умер не случайно и не потому, что раздражал представителей власти! Христос умер на кресте, потому что ради этого Он и пришел в наш мир. У Него была ясная цель — спасение людей от греха. Можем ли мы стать на Его место и совершить то, что совершил Он?
Есть три основных причины, почему мы не можем этого сделать. Во-первых, мы являемся грешниками, а Христос - нет. Во-вторых, если мы даже и совершим несколько дел, подобных деяниям Иисуса, нам все же нужно будет спасти самих себя, прежде чем мы сможем спасти кого-либо из людей. Иисусу этого делать совершенно не нужно! В-третьих, попытка спасти самих себя является отрицанием Его способности спасти нас. Что мы можем сделать для себя такого, чего бы Он уже не совершил? В этом и состоит суть спасения по благодати чрез веру во Христа — Бог совершил для нас то, что мы сами не в состоянии сделать для самих себя. Более того, любые наши попытки в этой области окажутся тщетными и бесполезными! Существует огромная разница между представлением об Иисусе, как о благочестивом человеке, который, к несчастью, подвергся жизненным бедствиям, и Иисусом Богом, Который стал Человеком, дабы даровать нам вечную жизнь. Нам следует возблагодарить Бога за то, что Он послал Своего Сына к нам с небес. Слава Богу за то, что Иисус не является простым человеком, который стал учителем нравственности для христиан.
Ортодоксальная христология
Сутью библейского учения о Христе (или того, что богословы называют «ортодоксальной христологией») является весть о Боге, ставшем плотию. Мы, люди, созерцали Его славу в этой плоти, не каким-либо другим способом, а через воплощение. Мы видели, как Бог действует не с человеками, но как человек. Мы сможем понять совершенное Христом лишь тогда, когда поймем, кем Он был и есть в настоящий момент. Тогда мы осознаем, что Христос не является блистательным раввином или одаренным целителем. Он - Сам Бог!
Ереси, которые появлялись в истории Церкви, пытались отрицать эту великую истину различными путями. Идея WWJD является современной формой древнего адопцианства, которое преследует как бы благие цели (как и все ереси древности), но по своей сущности — это искажение истины. Посему, нам следует спрашивать не «что бы сделал Иисус?», но «что сделал Иисус?». А затем - «что Иисус желает, чтобы я сделал?» Ответ на второй вопрос должен быть найден не в Его деяниях, совершенных ради нас, но в Его учении, которое дано для нашего наставления.
Только в таком случае мы сможем осознать, почему неправильно спрашивать, что бы сделал Иисус в наших обстоятельствах. Его целью, прежде всего, было наше спасение от грехов. Однако наши действия должны преследовать иную цель. Мы созданы не для спасения мира или даже самих себя, но для того, чтобы свидетельствовать о том, Кто совершил спасение ради нас. Это намного меньшая задача, ибо мы несравненно ниже своего Создателя. В то же время, это чрезвычайно важная миссия, потому что она провозглашает могущество Христа в жизни современных людей. Евангельское послание может совершать чудеса и в наше время спустя 2000 лет после своего первого провозглашения. Однако следует помнить, что это чудеса, которые утверждают, а не заново открывают Евангелие спасения воплощенного Сына Божия. В следующий раз, когда вы увидите аббревиатуру WWJD , пожалуйста, добавьте туда дополнительные буквы WWJDWM T (что Иисус желает, чтобы я сделал). В таком случае, вы превратите «благие намерения» в ортодоксальное богословие и сможете намного лучше понять сущность христианской веры.
________________________________________________________________________________
Тема номера «Наши обязательства перед ересью: прочерчивая границы», май/июнь 2001 года, том 10, №3, 18-21 страницы.
Журнал «Современная реформация» (Modern Reformation), 2007 год.
Все права сохранены!
Комментарии: