Питер Дженсен
Больше, чем животные: что мы за создания?
Питер Дженсен – англиканский архиепископ в Сиднее, Австралия.
Кто такой человек? На протяжении всей истории великие умы пытались дать определение нам как виду, но сущность человека так и осталась точно не установленной. «Человек – это лишённое оперения двуногое животное», – заключил Платон, хотя он сам был не очень доволен подобным определением. «Человек – это мыслящее животное», – писал Сенека. Ему вторил Аристотель. «Человек – это животное, использующее орудие», – сказал Карлайл, предвосхищая открытия современной антропологии. Человек – это «бедное, обнажённое, рогатое животное», – писал Шекспир со свойственным ему пессимизмом в отношении к человечеству.
Итак, что мы имеем? Человек – это, как минимум, животное; приведённое в словаре определение животного следующее: «Любое живое создание, не являющееся растением, как правило, способное на сознательное движение, восприятие и т.д.», к которому, несомненно, мы и относимся. Но разве мы всего лишь животные? Один ответ с длинной этимологией – мы высшие животные. Софокл полагал: «В природе существует много поразительного, но самое удивительное из всего – это человек». Сегодня заметна тенденция больше к подчёркиванию родства с животными, нежели к какому-либо превосходству над ними. Нас рассматривают как результат случая в мире без Бога, созданный не единым истинным Богом, а природой. В глазах сегодняшнего мира мы – животные и не более, в той же категории, где и вся остальная часть царства животных, по сути, не более значимы, чем коалы или тараканы.
Давайте поразмыслим над некоторыми возможными последствиями той идеи, что мы просто являемся животными, продуктом случая бездумной природы.
Три ложных пути
Можно сказать, что мы – боги
Мысль о том, что мы являемся всего лишь животными, возникает вследствие идеи, что в мире нет Бога, о Котором говорит Библия. Обычно это связано с философией натурализма, утверждающей, что природа является всем, и что всё создано силами природы. Если это так, мы безусловно и несомненно самые могущественные из всех животных, в таком случае, мы можем признать себя владыками мира и управлять им. Почему бы и нет? Мы просто берём то, что принадлежит нам по праву. Как сказал английский поэт Свинберн: «Наивысшая слава Человеку! Ибо Человек – господин над всем».
Это то, что мы видим на практике, и почти всегда в философии,в современном мире. Современные люди ведут себя так, будто находятся в огромном пустом особняке. Владелец, судя по всему, отсутствует или его и вовсе нет, а этот особняк возник просто из ниоткуда. Мы заходим в него, завладеваем всем и ведём себя так, словно являемся его владельцами. Мы сами устанавливаем правила: кто будет там с нами, а кто нет, кто в какой комнате будет жить, и наслаждаемся всеми своими привилегиями. Мы создаём свой собственный мир, но, тем не менее, с человеческим мышлением. Мы делаем себя богоподобными творцами. У нас есть автономия, в буквальном значении auto значит «сам», а nomos значит «закон». То есть, у нас есть самоуправление.
Подумайте, как это влияет на наше поведение.
Когда мы считаем, что наши моральные устои – просто лишь результат адаптации, приобретенной вследствие естественного отбора для содействия целям размножения, тогда им наступает конец. Нравственность – это не больше, чем коллективная иллюзия, навязанная нам генами в целях размножения. (М. Руз).
И что же? Мы, видоизменённые обезьяны, в этом достаточно сильны, так давайте будем жить как боги. Кто нас остановит?
Можно сказать, что мы – дикие животные
Но мы смотрим на наше состояние намного негативнее. Может быть, мы просто животные, и даже более того, разрушающие, ненужные животные. Может быть, мы подобны видам особей, обитающих в Австралии, которые одичали и уничтожили естественную среду обитания. В наших национальных парках егерям часто бывает необходимо отбраковывать оленей. Часто это вызывает общественный протест, ведь олени такие благородные и красивые создания. Они выглядят прекрасно, и нам приятно на них смотреть, но олени не были созданы для того, чтобы бродить в австралийских кустарниках. Они приносят существенный вред и усложняют условия существования для местных животных. Оленей нужно уничтожать. То же касается кроликов, лисиц и котов – это хищники, которые совершают набеги на местный ландшафт. Но если мы говорим о хищниках, уничтожающих растительность, то никто не приносит большего вреда, чем человек.
То есть, мы ничем не лучше диких животных и заслуживаем такого же отношения. Нас нужно взять под контроль и следить за нашей численностью. Одним из удобных способов для этого является аборт, так как это никому не причиняет боль, разве что другому животному. Мы должны сделать контроль над рождаемостью обязательным. Мы пытаемся воздействовать на наше правительство с целью оградить остатки природы, чтобы люди не вторгались в нее и не наносили ей вред. Мы – не властелины природы, о чём постоянно говорят зелёные; мы – бич для природы, и нас нужно держать под контролем.
Можно сказать, что мы дешево стоим
Это утверждение вытекает из предыдущей мысли и является слишком распространённым. Суть состоит в том, что нас слишком много – около 6 миллиардов. С другой стороны, бенгальские тигры являются редким видом. Тигров стоит оберегать, они заслуживают нашей защиты; их не так много осталось в мире. А человека легко заменить и дорого содержать. Уничтожение детёныша бенгальского тигра – это преступление, которое преследуется Конвенцией по международной торговле видами, находящимися под угрозой уничтожения (CITES), а уничтожение ребёнка – ну, это всего лишь право женщины. Соответственно, если вам нужно выбрать между ребёнком-инвалидом и бенгальским тигром, выбирайте тигра.
Согласно этой точке зрения, мы появились здесь случайно, и было бы абсурдом думать, что мы заслуживаем каких-либо усилий по сохранению нашей жизни. Лучше подойти к делу прагматично и классифицировать ценность какими-то более здравыми критериями. Как сказал Питер Сингер: «Нам необходимо отвергнуть доктрины, ставящие жизнь представителей нашего вида выше жизни представителей других видов». Несложно понять, что должны быть те люди, без которых мы вполне можем обойтись – молодёжь, пожилые и нездоровые. Возможно, мы начнём сомневаться, что все принадлежим к одному и тому же виду. Возможно, некоторые даже не являются людьми.
Последствия
Наш традиционный христианский взгляд абсолютно не согласуется с подобным представлением о человеке. Являемся ли мы просто животными, созданными слепой природой, «видоизмененными обезьянами» или мы особенные создания Божьи? Эти противоположные точки зрения будут иметь всевозможные последствия в разных сферах: в образовании (что думает учитель вашего ребёнка о человеке?); в законе; в медицине, в консультировании; в бизнесе; в домах престарелых; в межрасовых отношениях; в политике; в отношениях полов – список включает все виды человеческой деятельности.
На протяжении большей части своей истории Австралия имела широкий христианский подход к данному вопросу. Тем не менее, начиная с 1960-х годов произошёл сознательный поворот от Бога здесь, в Австралии, и во всём остальном мире, и возросло незнание Его Слова. Мы больше не можем принимать как должное общее мнение о том, что значит быть человеком, и соответствующие этому этические принципы. В наших больницах когда-то было подобное единодушие. Даже если люди и не были христианами, они принимали точку зрения христиан о ценности человеческой жизни и т.д.
Такой спад в познании Слова Божьего и уклонение от его соблюдения означает, что христианам следует серьезно задуматься о том, что они думают о человечестве, так как общество уже, в основном, не придерживается единого мнения по этому вопросу. Нам необходимо познавать христианскую истину сознательно и затем учиться применять её к окружающему миру . Часть нашего свидетельства – это способность предложить христианский взгляд на человека и раскрыть его смысл. Только тогда мы сможем вступить в борьбу с антигуманными силами и идеологиями, хлынувшими в духовный вакуум, вызванный отвержением Бога.
Я верю, что Библия содержит истинное представление о человеке и что наш опыт подтверждает это. Я верю, что наше общество было бы намного счастливее, здоровее и безопаснее, если бы мы следовали учению Бога. Общество всё ещё оставалось бы далеким от совершенства вследствие продолжающегося влияния греха, но улучшение уже наступило бы.
Итак, что же Бог говорит о нас, людях?
Взгляд Библии на человечество
Один род
Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» (Деяния 17, 24-28).
Когда Павел говорил с афинскими философами, он подтвердил кое-что очень важное: все люди происходят из одного рода. Мы все – дети Адама, отличные от животных в наших взаимоотношениях с Богом.
Мы все живём в мире, созданном истинным Богом, а не многими богами или возникшим случайно. Есть лишь один Бог, Господь неба и земли, в Котором мы имеем всё. Он нам даёт всё, и Сам ни в чём не нуждается. Мы всецело зависим от Создавшего весь мир и всё ещё присутствующего в нём, от Того, Кому не безразлично происходящее в мире. Мы предназначены для служения Богу.
Уникальность Бога соответствует уникальности человека. Мы можем увидеть в процитированном отрывке Деяний, что вся наша жизнь и дыхание – у Бога (ст.25); мы все принадлежим одному роду человеческому (ст.26); мы ведомы Его провидением (ст.26); мы созданы для служения единому Богу (ст.27); и мы Его и род (ст.28). Это перекликается с тем, что сказано в Бытии, что мы все созданы по образу Божьему, что и отличает нас от любого другого животного. Несмотря на то, что Бог допустил разделение на народы и распространение рас по всему миру, Он всё равно ждёт того, чтобы все Его искали.
Это противоречит расизму. Какими бы ни были различия в цвете кожи, возрасте, поле, языке, истории, культуре, географии, мы все принадлежим к одному роду и не должны к кому-либо относиться с презрением или считать их менее полноценными людьми. Не так давно даже в нашей истории подобное ужасное предубеждение было привычным делом. Вот несколько мнений по поводу аборигенов Австралии, существовавших в ХIX веке и записанных Джоном Харрисом в его книге «Одна кровь»:
«... связующее звено между человеком и племенем обезьян ...» «... всего лишь разновидность диких животных, (и) наказание не может быть применено к тому, кто пристрелит таковых»
«... общаясь с ними, мы испытываем чувство сомнения; имеем ли мы дело с разумными обезьянами или с деградировавшими людьми» (Президент Лондонского Этнологического общества, 1863 г.)
«... у австралийского чернокожего может быть душа, но если это так, то она есть и у лошади или собаки»
«... Я смотрю на чернокожих как на сборище обезьян, и чем раньше они будут истреблены с лица земли, тем лучше. Я бы никогда не согласился повесить белого человека вместо чёрного» (присяжный)
Что делалось для того, чтобы противодействовать этому? Большинство христиан, прочитав Библию, говорили, что мы все произошли от одного человека. Ева – мать всех людей. Аборигены Австралии могут отличаться от жителей Кавказа или от кого-либо ещё, но они такие же люди, заслуживающие того же отношения и обладающие достоинством, как и все остальные.
Христианская и нехристианская точки зрения в отношении человечества находились в очень сильном противоборстве друг с другом, как в прошлом, так и сейчас, и рано или поздно различия снова выплывут на поверхность. Существует скрытый трайбализм во многих толках мультикультурализма. Тест для христианина: либо мы ограничиваемся (то ли сами, то ли другими) рамками одной культуры в своем благовестии, либо признаем, что Бог хочет, чтобы все, независимо от племени и расы, нашли Его.
Намерение Бога для нашего рода – братство и любовь между людьми. Мы должны быть ближними друг другу, как и самаритянин, преодолев этнические предубеждения, поделился тем, что имел, с израненным иудеем. Вот кем мы должны быть. Но грех и эгоизм постоянно угрожают единству народа. Мы непрестанно боремся против реальности зла в человеческой природе. Когда нам это не удаётся, мы думаем (как, впрочем, и всё общество), что образовательные программы могут решить проблему. В подобных планах не видно то, что обучая бесов, мы получаем образованных бесов. Единственное решение – это возвращение к Богу.
Как христиане мы преданы доктрине единства рода человеческого; мы – интернационалисты и гуманисты; и мы не допустим, чтобы преграды, воздвигнутые грехом, встали на пути сострадания и заботы.
Два пола
Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Бытие 2, 18-25).
Библия, подтверждая нашу исключительность как человечества, всё же выступает против индивидуализма. Она отвергает любое предположение, что мы идентичны друг другу во всех отношениях, что мы – просто группа индивидуумов, едва связанных между собой. По сути, Библия могла быть написана именно для этого времени, когда идея свободы личности получила широкое распространение. В современном обществе есть «партнёры», и выбор, мужчина это или женщина, в сущности, не важен. Но Библия говорит, что у нас есть не просто партнёры, а мужья и жёны. Человеческий род разделен на два пола, и это нечто существенное для нас, людей. Без понимания того, что есть два разных пола, мы не сможем полностью понять, чтó значит быть человеком.
Это вопрос понимания дополняющего единства. Женщина произошла от мужчины: она – не животное. Она равноправна с ним, кость от кости, плоть от плоти. Грешные мужчины, злоупотребляя своим (в большинстве случаев) превосходством в силе, обращались с женщинами как с животными, но Бог не создавал ещё одно животное для Адама. Он создал женщину такой же, как и мужчину.
К тому же женщина отличается от мужчины, во исполнение Божьего намерения, чтобы ему не быть одиноким, но иметь соответствующего помощника. Она носит почётный титул «матери всех живущих». На самом деле, когда пришла полнота времени, Спаситель человечества родился от женщины, но без участия мужчины. Мужчина дал имя женщине, и она отвечает перед ним, соответствует ему; в браке они едины, как ни одно животное или другое создание не могут быть едины с нами. Это начало родства и семьи, ставшее возможным, потому что мужчина и женщина одинаковы, и в то же время разные.
Поэтому существует порядок во взаимоотношениях, соответствующий характеру отношений между Христом и Богом-Отцом, и между Церковью и Христом, который необходимо признавать и наслаждаться. Христианство не отстаивает индивидуализм или коллективизм, но оно поддерживает общность. В каком-то смысле мы все «женщины» по отношению к Богу, так как мы – Его «невеста», и наслаждаемся этим. Не нужно выступать против Божьего порядка – им нужно наслаждаться и исследовать его.
Библия совершенно не приемлет половой распущенности; она видит единство тел двух людей: мужчины и женщины – не мужчины и мужчины, не женщины и женщины, не человека и животного, но единение личностей со значимыми последствиями. Человек с большим количеством партнёров делает себя дешёвым и унижает себя как человека. Когда к сексу относятся как к тренировке в зале, то наносится вред душе. Мужчина, имевший много партнёрш, не может их забыть. Даже желая полюбить одну женщину, глубоко и искренне, он осознает, что все, побывавшие в его постели, всё ещё очень ощутимо присутствуют в его разуме. Сексуальная распущенность крайне бесчеловечна. Она разрушает нас. Широкое распространение подобного стиля жизни, который объявляется естественным, достойно глубокого сожаления.
Это вовсе не является естественным для нас, это искажение нашей природы.
Вторжение греха изначально нарушает и искажает эти взаимоотношения. Наше общество пытается найти решение для восстановления, но ищет не там. Пристальный интерес к отношениям между мужчинами и женщинами, длящийся десятилетиями, не привёл людей ни к счастью, ни к чувству удовлетворения и никогда не приведёт – потому что отвергает закон Бога. Понимание «жить вместе» никогда не способствовало благополучию человека. Правительство, по-настоящему заинтересованное в здоровом обществе, никогда не станет одобрять или поддерживать подобное. Это плохо для нас. Жизнь с Богом ведёт к жизни, наполненной благословениями, несмотря на то, что грех способен разрушать хорошее и расстраивать наши наилучшие намерения.
Что нам нужно делать?
Будучи людьми, нам нужно понимать, кем Бог нас создал. Но есть ещё одна важная сторона жизни человечества, которую мы должны понимать: что Бог хочет, чтобы мы делали?
Знать Бога
Мы созданы по образу Божьему в этом мире. В первоначальном создании мужчина и женщина были помещены в сад Эдема, и они жили в соответствии со Словом Божьим. То есть, они осознавали своё место как создания, имеющие всё в Боге, наслаждались общением с Богом и друг с другом, будучи не повреждены грехом. Знать Бога – значит любить Его и быть Ему послушными, а не вести себя как равные Богу. Несмотря на грехопадение, назначение человека остаётся неизменным: познавать живого Бога, а значит жить под Его водительством и иметь жизнь вечную (Иоанна 17, 2,3).
Трудиться в этом мире
Мы находимся в мире для того, чтобы быть образом Божьим; чтобы покорять, наполнять и заботиться о нем. Мир должен нас поддерживать, а мы – хранить его (Бытие 2,13-18). Труд – это то, что было нашей ролью в мире ещё до грехопадения и является составляющей нашего послушания Богу.
Труд сам по себе не является проклятьем, тем не менее, он был проклят. Поэтому работа, которую мы совершаем, часто вредит миру и мучительна для нас. Есть также и страдания, от которых мы не освобождены. Но труд сам по себе – это хорошо. Неправильное обращение с окружающим миром не является нашим предназначением, так же как и жестокое обращение с животными. Мы должны хранить наш мир. Мы должны работать, дабы содержать себя и поддерживать других; мы должны работать так, чтобы угождать Богу.
Трудиться для грядущего мира
Наша работа здесь всегда будет преходящей. Господь Иисус – Тот, Кто является истинным Делателем, Он – истинный образ Божий. Он Тот, Кто сейчас правит миром и исполняет написанное в первой главе книги Бытие. Его труд имеет наибольшее значение; и, выполняя Его труд, мы исполняем наилучшую работу, истинную работу. Это труд, который мы никогда не прекратим и никогда не сможем совершить. Когда вы находитесь в доме престарелых, не в состоянии пошевелиться и, возможно, даже заговорить, у вас всё равно будет труд до конца дней – Божий труд в молитве. Всегда есть что делать.
Вывод
Так человек – это просто животное? Являемся ли мы видоизменёнными обезьянами или созданиями благого Бога? И важно ли это? Это чрезвычайно важно. Ради истины, ради Евангелия, ради наших детей, ради нашего общества – это имеет значение. Мы должны свидетельствовать о важности человека и отстаивать ее. Именно потому, что мы являемся людьми, мы можем самым лучшим образом заботиться о том мире, в который поместил нас Бог.
Этот материал еще не обсуждался.