Флоровский
Георгий Васильевич (1893—1979), религиозный мыслитель, богослов
и историк. Родился 28 августа (9 сентября) 1893 в Елизаветграде. В 1916 окончил
историко-филологическое отделение Новороссийского университета (в Одессе). В
1919 – приват-доцент кафедры философии и психологи. С начала 20-х гг. в
эмиграции. Жил сначала в Софии, а затем в Праге. В эти годы Флоровский стал
одним из основателей евразийского движения (вместе с Н.С.Трубецким,
П.Н.Савицким, П.П.Сувчинским и др.), участвовал в евразийском сборнике-манифесте
Исход к Востоку (1921). В 1923 защитил в Праге магистерскую диссертацию Историческая
философия Герцена, преподавал на Русском юридическом факультете
(1923–1926). Принимал участие еще в двух евразийских сборниках – На путях
(Берлин, 1922) и Россия и латинство (Берлин, 1923). Постепенно вошел в
идейный конфликт с лидерами движения и в конечном счете порвал с евразийством
после публикации статьи Евразийский соблазн. В 1926 Флоровский переехал
в Париж. С 1926 - проф. кафедры патрологии Русского института
богословия в Париже. Лекционные курсы по истории патристики стали
основой двухтомного исследования: Восточные отцы IV в. (Париж, 1931) и Византийские
отцы V–VIII вв. (Париж, 1933). В 1932 принял сан священника. В
годы Второй мировой войны Флоровский жил в Югославии. В 1946 возвратился в
Париж, в 1948 переехал в США. С 1948 работал в ССХА, был деканом
Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Участвовал в
экуменическом движении, избирался в исполнительный комитет Всемирного совета
церквей (1948). В 1948–1955 – профессор (с 1951 – декан) Свято-Владимирской
православной семинарии в Нью-Йорке. С 1956 - проф. истории Восточной
церкви в Гарвардском ун-те. Один из учредителей Всемирного совета церквей. В
последние годы жизни преподавал в Принстонском университете на отделении
богословия и славяноведения. В основе богословской и философской позиции
Флоровского лежит идея «неопатристического синтеза», возвращения к учению Отцов
Церкви. Такой путь, по его убеждению, предполагает восприятие и «синтез» метафизического
содержания патристики с учетом современного философского опыта (Вперед – к
Отцам). Этой установке Флоровский был верен и при рассмотрении истории
русской религиозно-философской мысли в книге Пути русского богословия
(1937). От увлечения евразийством пришёл к его критике.
Отрицательно относился к "социологической" трактовке православия. 14
томов Собр. соч.Флоровского издано в США. Труды по византийскому
богословию IV—VIII вв., по истории русского религиозного сознания (“Пути
русского богословия”, 1937). Умер Флоровский в Принстоне 11 августа 1979.
Комментарии: