Вольфганг Бюне
Осторожно: пророки!
Ч. Петер Вагнер: "Со вступлением в 90-е годы я чувствую - а со мной и многие другие христианские руководители,- что Святой Дух говорит нам: "Готовьтесь к борьбе". Это десятилетие, вероятно, станет свидетелем самой интенсивной борьбы последнего времени". (C. Peter Wagner: "Territoriale Machte", Verlag G. Bernard, Solingen 1991, S. 19). Джон Макферлейн: "В 1987 г. на одной из молитвенных конференций в Бонне Бог пророчески сказал, что в ближайшее время Он даст Своему народу стратегию и ключ для духовной победы". (ebd., S. 14). Бертхольд Бекер: "Так, к примеру, на одном из молитвенных съездов во Франкфурте в 1989 г. мы сместили Хонеккера с его правительством и разрушили стену, а также сместили в молитве тирана Румынии Чаушеску. Мы были едины в том, что это соответствует воле Божьей, и все это осуществилось в течение трех месяцев". (H. Henkel/W. Margies: "Der Aufstand der Beter", Aurbruch, Berlin 1992, S. 109). Роджер Форстер: "Это большое преимущество - жить в такое волнующее время, когда снова открывается Божественная истина... Я всем сердцем верю, что это новое откровение, или новая активизация сатанинских сил с их локальными действиями, связано с Божественным намерением и планом - вести Свой народ к полному познанию Его Сына, так чтобы мы возрастали в меру полного возраста как в деле овладения географически ограниченными областями, так и в силе духовной жизни". (C. Peter Wagner, a.a.O., S. 5+10). Лэрри Леэ: "Речь здесь идет не о людях, а о ведении духовной брани, о борьбе против нашего духовного врага - дьявола и его ангелов. Речь идет о том, чтобы взять власть над злыми духами, над мироправителями тьмы века сего, которые пытаются лишить тебя всего того доброго, что Бог намерен дать тебе". (Larry Lea: "Nicht mit Fleisch und Blut", WDL, Remscheid 1990, S. 203). Вольфхард Маргис: "Небо делает то, что мы делаем, повелеваем или совершаем посредством ведения Божественной брани, а не наоборот... Решения прежде всего формулируются и осуществляются нами на земле, а небо подтверждает их!" (W. Margies: "Erkennen, Glauben, Bekennen", Aulbruch, Berlin 1991, S. 117). Хертвиг Хенкель: "Учение о духовной брани восстановлено Духом Святым именно теперь. Наша власть над врагом будет познаваться и осуществляться во все более возрастающей степени. За короткое время духовные отношения совершенно изменятся во благо христианства, которое потрясающим образом испытает благословения Иисуса - победу над врагом. Учение о борьбе с силами сатаны послужит восстановлению новозаветной славной Церкви". (H. Henkel/W. Margies, a.a.O., S. 34).
Вместе с этими цитатами, которые дают хоть какое-то представление о "ведении духовной брани", я одновременно познакомил читателя с некоторыми его представителями, известными в Германии благодаря своим книгам, конференциям и докладам.
Без сомнения, пионер и пророк этой относительно молодой теории и практики - Ч. П. Вагнер. Он является одним из двух отцов "третьей волны" (см. В. Бюне: "Игра с огнем", с. 121-189) и главой движения за рост общин.
Будучи членом международного Лозаннского комитета и координатором "2000 от Р.Х.", Ч. П. Вагнер проводит конференции по всему миру, чтобы сделать известными свои взгляды на "ведение духовной брани", так как считает это "программой Святого Духа на 90-е годы".
На немецком языке опубликованы четыре его книги, рассматривающие эту тему; остальные книги находятся в стадии подготовки к изданию.
По словам Ч. П. Вагнера, в 1985 г. он впервые познакомился с "ведением духовной брани" через аргентинского пастора Омера Кабреру. Эта же тема рассматривалась на конгрессе "Лозанна II" в Маниле в 1989 г. и стала известна во всем мире.
Такие лица, как Джек Хейфорт, Йонги Чо, Омер Кабрера, Эдгардо Сильвозо, Том Уайт и сам Ч. П. Вагнер, касались этой темы в своих докладах.
В воспоминаниях об этом конгрессе Вагнер пишет: "Интерес к данной теме превзошел наши ожидания. Прежде чем мы покинули Манилу, во мне все сильнее росла уверенность, что Бог призывает меня проводить дальнейшую исследовательскую работу в этой области". (8. C. Peter Wagner: "Das offensive Gebet I", Projektion J, Wiesbaden 1992, S. 35).
В 1990 г. в Пасадене (Калифорния) состоялась встреча мужчин и женщин, уже обладающих опытом "ведения духовной брани". Ч. П. Вагнер был координатором этой встречи, в которой приняли участие Лэрри Леэ, Джон Доусон, Джэк Хейфорд, Чарлз Крафт и другие.
Годом позже Вагнер был главным докладчиком на Нюрнбергском церковном конгрессе, где впервые представил "ведение духовной брани" широкой общественности Германии.
Там он, будучи координатором "2000 от Р.Х.", объявил "день, который изменит мир" - 25 июня 1994 г., когда в связи с "Иисус-маршем" во всем мире сатанинские силы будут связаны и изгнаны из поднебесных сфер.
Интересно сообщение Ч. П. Вагнера, что сделать "ведение духовной брани" известным многим христианам немало помогли два романа: "Без сомнения, оба романа Франка Е. Перетти "Тьма века сего" и "Свет во мраке" стали важным фактором, возбудившим среди американских христиан большой интерес к тематике стратегии духовной брани". (ebd., S. 14).
Есть целая серия книг на немецком языке, в которых рассматривается тема "ведения духовной брани". Просто удивительно, как эти теории за столь короткое время получили такую известность. Благодаря миссионерским обществам, таким, к примеру, как "Молодежь с одной миссией", "Операция мобилизации", "Крестовый поход за Христа" и прежде всего "Иисус-марши" и "Ходатайство за Германию", "ведение духовной брани" стало методом, который практикуют не только харизматики, но и многие евангелические церкви.
Интересно, что два известных харизматика из Германии в своих книгах занимают отрицательную позицию по отношению к этому методу.
Питер Кирнер из харизматического центра Мюнхена уже в 1991 г. написал книгу "Ангел света в XX столетии: мысли о библейском освобождающем служении и ведении духовной брани".
Весной 1994 г. вышла книга гамбургского пастора Вольфрама Копферманна "Власть без поручения: почему я не участвую в "ведении духовной брани"". Оба автора настоятельно предостерегают от этой практики, изображая ее как несоответствующий Библии "болезненный феномен" харизматического движения. Копферманн заканчивает свое исследование следующими недвусмысленными словами: "Я желаю... чтобы многие читатели этой книги распрощались с "ведением духовной брани"". (W. Kopfermann: "Macht ohne Auftrag", C&P, Emmelsbull 1994, S. 142).
В этой главе я еще коснусь аргументов обоих авторов.
Следует отметить, что со стороны евангелических христиан до сих пор едва ли раздавались предостерегающие голоса, и это говорит или о равнодушии и отсутствии всякого интереса к новым духовным течениям, или, наоборот, о бездумном восприятии всяких модных явлений.
Учение о "ведении духовной брани"
1. "Территориальные силы, или духи"
На последующих страницах я хочу прежде всего коротко представить теории о "ведении духовной брани", как их проповедуют и публикуют известные руководители этого движения. Затем мы обсудим это учение.
Ч. П. Вагнер в своей книге "Борьба с ангелами сатаны" цитирует профессора Тимоти М. Вернера, который говорит следующее: "Я убежден, что фактически каждую географическую единицу мира сатана передал одному злому духу или целому корпусу злых духов и что эти духи принадлежат к числу тех начальств и властей, против которых направлена наша брань". (C. Peter Wagner: "Der Kampf mit satanischen Engeln", G. Bernard, Solingen 1993, S.75).
Возможно, такие понятия, как "территориальные власти" и "третья волна", придумал Вагнер.
Сатана характеризуется как высший генерал над силами тьмы, который, так сказать, образует вершину пирамиды иерархической структуры злых духов. Ниже находятся "начальства", пользующиеся определенной независимостью. Им подчинены "власти", которых, возможно, "большее количество и они менее независимы и могущественны", чем "начальства". В ранге "подчиненных офицеров" находятся "правители тьмы века сего"; низшую ступень образуют "злые духи и бесы".
В качестве основания для такого подразделения обычно цитируют Ефесянам 6:12: "Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных".
2. Распределение географических областей
Ч. П. Вагнер и его ученики выдвинули гипотезу, что внутри сатанинской иерархии распределены области действий злых духов. Поэтому говорят о "территориальных бесах".
"Сатана наделяет высших членов иерархии злых духов функциями контроля над народами, правительствами, городами, племенами, этническими группами, жилыми кварталами и важнейшими социальными институтами во всем мире".
Эта гипотеза привела многих харизматиков к убеждению, что каждый дом, каждое церковное здание, каждая улица, каждый город, район или народ находятся под контролем бесов различных рангов. Также они убеждены, что другие бесы поставлены над идеологиями, лжеучениями и т. п.
Так, Вагнер упоминает, к примеру, бывшего министра внутренних дел США Джеймса Уатта, который полагал, что "к Белому Дому приставлены определенные темные ангелы. Ясно, какое влияние это может оказывать на социальную справедливость, мир и принимаемые там решения, а также на евангелизацию". (ebd., S. 82).
Как библейское основание для этой гипотезы цитируют Даниила 10, где речь идет о князе царства Персидского и о князе Греции (Дан.10:13,20), которые находились в состоянии борьбы с Ангелами Божьими.
Все другие места Библии, на которые обычно ссылаются (Втор.32:8; Пс.17:29-43; Лк.11:21-22 и др.), ничего не говорят о "территориальных бесах".
Для того чтобы успешно бороться против сатанинских сил, рекомендуется посредством молитвы и поста прежде всего узнать задачи и имена соответствующих бесов.
Вагнер поясняет: "Многие из тех, кто совершает служение освобождения, прежде всего узнают имена бесов, а затем именем Иисуса изгоняют их. Когда Иисус пришел на помощь бесноватому в стране Гадаринской, Он спросил имя беса и выяснил, что имя ему легион (Мк.5:9). Если этот метод был применен к бесам, которые мучили отдельного человека, то есть все основания действовать так же в отношении территориальных духов".( ebd., S. 85).
В другом месте Вагнер пишет: "Я видел, как совершают служение освобождения некоторые из моих друзей, что послужило мне образцом того, как надо совершать это служение. Вначале они вызывают бесов на разговор, так как хотят узнать их имена и образ их действий. Они полагают, что в процессе диалога смогут с уверенностью сказать, одержали ли они победу в этой борьбе и когда бес действительно вышел". (C. Peter Wagner: "Das offensive Gebet", a.a.O., S. 116).
Рита Кабезас заявляет, что на основании "слова знания" ей было открыто следующее: "под предводительством сатаны находятся шесть всемирных властителей, имена которых: Дамиан, Асмодей, Менгулеш, Арос, Веельзевул и Носфераст". (C. Peter Wagner: "Der Kampf mit satanischen Engeln", a.a.O., S. 86). Этим властителям, в свою очередь, подчиняются другие властители, каждому из которых дана власть над определенным народом. Каждый из них ответственен за определенную область действий. Так, например, поставленный над США властитель Анорито ответственен за прелюбодеяния, пьянство, распутство, объедение, жадность, гомосексуализм, лесбиянство, проституцию, соблазны, секс.
Дон Шерман из "Молодежи с одной миссией" говорит: "Бог показывает нам отдельного духа, чтобы наши молитвы могли быть конкретными. После этого мы можем именем Иисуса сломить власть этого духа и молиться о том, чтобы Дух Святой пришел и исцелил ситуацию". (C. P. Wagner: "Das offensive Gebet", a.a.O., S. 116).
Эд Мёрфи, вице-президент и директор "Международной команды служения заграничных крестовых походов", убежден, что опытные душепопечители способны вынудить бесов сказать правду:
"Тот, кто имеет опыт в служении освобождения, может принудить злых духов сказать правду. Я всегда делаю это. Тем самым я не хочу сказать, что нужно вести с ними длительную беседу. Мы лишь требуем от них информацию, нужную нам, чтобы успешно совершать служение освобождения. После этого мы изгоняем их в то место, куда их посылает Иисус". (C. Peter Wagner: "Der Kampf mit satanischen Engeln", a.a.O., S. 52).
Швед Kуилл Шуберг, который в продолжение десяти лет был руководителем "Ходатайства за шведов", а с 1983 г. разъезжает по многим странам, уча молитве и ведению духовной брани, убежден, что в настоящее время есть люди, имеющие дар "духовного шпионажа", своего рода "охотничий инстинкт", который дает им возможность чувствовать козни врага и локализовать зло. "В Брюсселе мы всю конференцию посвятили этому процессе идентификации. В тишине перед Господом мы пытались выяснить, какие власти господствуют над Брюсселем. Присутствующие записывали стихи из Библии, видения, образы и пророческие слова. Собрав всю полученную информацию, мы получили ясную картину двух вражеских сил, против которых нам нужно бороться: маммона и блуд, материализм и безнравственность. "Случайно" произошло так, что о каждой области, на которую мы молитвенно наступали, мы имели семь свидетельств и подтверждений, и все они согласовывались между собой". (Kjell Sjoberg: "Berufen zum Sieg", WDL, Remscheid 1993, S. 67).
Далее представители "ведения духовной брани" учат, что именно от инициативы христиан зависит, произойдет ли освобождение. Некоторые, например Хертвиг Хенкель и Вольфхард Маргис, заходят даже столь далеко, что утверждают, будто бы небо зависит от инициативы земли и Бог ограничен в Своем всемогуществе. "Как нам сообщается в Даниила 10, сатанинские князья, поставленные над определенной страной, имеют силу противостоять запланированному Божественному служению на земле и задерживать его. Молитва и пост Даниила послужили решающим фактором! Небо зависит от инициативы земли! Небо признает и исполняет решения людей (Мф.18:18)! Таким образом, сила Божья хотя и всемогуща, но не имеет автоматической свободы действовать на земле, как хочет. Сколько ущерба на протяжении столетий понесло Тело Христово из-за учения о Божественном суверенитете! Например, дух коммунизма, несмотря на его иррациональность и непоследовательность, мог какое-то время одерживать победы и порабощать миллионы людей, поскольку Тело Христово не поняло свою власть и не использовало ее... Понадобилось лишь немного лет молитвенной борьбы - и сверхъестественным образом произошло крушение коммунизма на территории, выходящей за пределы Европы". (H. Henkel/W. Margies, a.a.O., S. 30-31).
Лэрри Леэ, которого Вагнер называет своим лучшим другом и считает "самым опытным борцом в Америке" (C. Peter Wagner: "Das offensive Gebet", a.a.O., S. 141), благодаря своим докладам и книгам стал известен и кругам, говорящим по-немецки. Леэ дает уже приводимый ранее совет: "Не удовлетворяйся тем, чтобы связать сильного и затем удалиться. Возьми власть над ним... Речь здесь идет не о людях, а о ведении духовной брани, о борьбе против нашего духовного врага - дьявола и его ангелов. Речь идет о том, чтобы взять власть над злыми духами, над мироправителями тьмы века сего, которые пытаются лишить тебя всего того доброго, что Бог намерен дать тебе". (Larry Lea, a.a.O., S. 203).
Основание нашей власти над дьяволом Лэрри Леэ излагает в своем совершенно небиблейском учении об "обмене кровью". Он рекомендует своим читателям следующую молитву: "Я хочу, чтобы Твоя Кровь струилась сквозь мою жизнь, очищая всю мою старую генетическую структуру, все мои прежние грехи, мои болезни и всю старую природу. Я хочу стопроцентной замены крови. Я хочу, чтобы Твоя Кровь текла по моим жилам. Я хочу, чтобы мое сердце стало таким, как Твое, и Твоя исполненная жизни Кровь пульсировала через меня". (ebd., S. 64). "После того, как ты актом воли и веры заменишь свою адамову кровь на Кровь Иисуса, право собственности на твою жизнь передается Иисусу". (ebd., S. 66). "Кровь дает тебе духовный "генетический код", который делает тебя Божьим воином и дарует силу побеждать врага и получать мир и свободу!" (ebd., S. 65).
Хертвиг Хенкель, как и В. Маргис и другие представители "слова веры", учит, что наша власть над сатаной основана на "духовной смерти" Иисуса.
Это основанное Э. У. Кенйоном и К. Хейгеном "учение об идентификации" утверждает, что смерть Иисуса якобы была не только телесной, но и духовной и что дух Иисуса после Его телесной смерти три дня был мучим бесами в аду и наконец принес сатане жертву, или уплатил цену нашего искупления. "Эта могучая сила Божья была необходима, когда потребовалось возвратить Иисуса из смерти, так как после крестной смерти Иисус в духе находился во власти сатаны, как наш заместитель". (H. Henkel/W. Margies: "Der Aufstand der Beter", a.a.O., S. 17). "Только на кресте Иисус добровольно отдал Себя в руки дьявола... после физической смерти Иисус в духе был отдан во власть тьмы". (ebd., S. 18).
Хенкель говорит о "духовном обновлении", которое Иисус испытал при воскресении из мертвых (ebd., S. 20); другие авторы утверждают, что Иисус "в адских глубинах возродился" (Siehe D.R. MacConnell, a.a.O., S. 165), а Э. У. Кенйон не боится заявить: "Он (Иисус) сошел в ад как одержимый бесами смертный человек и восстал оттуда как возрожденный и воскресший". (ebd., S. 152).
Также и В. Маргис видит в такой "духовной смерти" Иисуса основание нашей власти над врагом: "Он (Иисус) был... три дня во власти дьявола, которую вынужден был переносить во всей ее жестокости, злобе и уничижении. Благодаря тому, что Он претерпел эту власть, Он приобрел для нас право господствовать над дьяволом". (W. Margies: "Eine vollkommene Erlosung", Aufbruch, Berlin 1990, S. 158).
Истолковывая Лук.10:19, Маргис приходит к следующему заключению: "Мы поставлены над сатаной и его царством. Дело не только в том, что мы защищены от его нападок; более того - мы имеем активную власть над ним". (W. Margies: "Uber den Umgang mit einem besiegten Feind", Aufbruch, Berlin 1987, S. 6-7).
Эта предполагаемая власть проявляется в "связывании" сатаны и его ангелов. "Борьба против духовно-сатанинских формаций в сфере культуры и мировоззрений полностью лежит на Церкви Иисуса и не может быть переложена на Бога или какие-либо другие духовные инстанции. Если мы не боремся, то позиции, которые принадлежат нам, остаются за врагом. Небо делает то, что мы делаем, повелеваем или совершаем посредством ведения Божественной брани, а не наоборот... Решения прежде формулируются и осуществляются нами на земле, а небо подтверждает их!" (W. Margies: "Erkennen, Glauben, Bekennen", a.a.O., S. 117).
5. Провозглашение победы Господа и возможность помазания
Считая, что посредством "наступательной молитвы" бесы изгнаны из городов и стран или связаны, молящиеся уверены, что только теперь появилась свобода и открытость для проповеди Евангелия. "После того как мы довели до конца молитвенную борьбу, мы можем молиться об излиянии Святого Духа. Господство злых духов должно смениться господством святых. Завершив битву против сильного, мы молимся, чтобы появилось сильное христианское руководство, которое заняло бы освободившееся место. После того как мы сломили и разрушили позиции и крепости врага, наступает время строить и насаждать". (K. Sjoberg, a.a.O., S. 77).
С таким "духовным овладением местностью" у многих представителей "ведения духовной брани" связана уверенность, что они в состоянии "освобождать" благословения Божьи и даже Духа Божьего. "Мы мобилизуем для борьбы Божьи армии. Мы соединяемся с Господом и Его Ангелами в наступлении против духовных сил, которые держат в плену целые народы. Затем в духе полного единства в Господе (Мф. 18,18-20) мы освобождаем благословения Божьи над Европой... Теперь Бог посылает людей, денежные средства, силу и мудрость, чтобы завоевывать для Царства Божьего целые города". (ebd., S. 78-79).
Kуилл Шуберг приводит в своей книге дословный текст своего призыва в Бонне: "Господь обещал, что изольет Своего Духа благодати и умиления (Зах. 12,10). Этот дух молитвы, который уже сошел на группы мессианских евреев в Израиле, я теперь освобождаю для народа Божьего в Германии... Дух молитвы за Германию призывает воздвигнуть алтари молитвы в городах, где христиане могут в единстве духа собираться и молиться за свой город... Господь рыкает, как лев. Почему Ты рыкаешь, как лев, Господи? Мой Дух жаждет помазания Илии, чтобы оно излилось на мужей и жен в последнее время. Для вас пришло время молиться в духе и силе Илии и объединяться, чтобы приготовить путь пришествию Иисуса... Я объявляю, что для вас пришло время занять место на стороне Иисуса и царствовать вместе с Ним". (ebd., S. 79-80).
Практика "ведения духовной брани"
Чтобы читатель получил представление о практике "ведения духовной брани", я хочу привести некоторые примеры.
Лэрри Леэ
В своей книге "Не с плотью и кровью" он сам представляет себя: "Я не из числа слабых, вялых, сухих и бессильных проповедников, которые пытаются хоть чего-то достигнуть в каком-то углу. Ни в коем случае! Я Божий боевой топор. Я не какая-то дворняжка, которая кое-как перебивается в этом старом, полном забот мире. О нет! Я Божий инструмент - орудие, которое Он вызвал к существованию, чтобы вести духовную брань и побеждать". (Larry Lea, a.a.O., S. 219).
При такой самооценке неудивительно, что в американском журнале "Харизма", где Лэрри Леэ изображен в военной форме, он призывает 300 000 молящихся последовать за ним и завоевать Америку для Бога.
Он сам описывает, как однажды, подлетая к аэропорту, увидел видение. Он в духе видел висящее над городом темное облако: "Я сказал: "Господь, что это за облако?" В своем духе я услышал Его ответ: "Это сильный и его помощники, которые парят над городом". Затем Он показал мне, что подобные темные облака висят над каждым крупным городом. Я в духе воскликнул: "Что мы должны сделать? Необходимо, чтобы облака исчезли!" Господь ответил: "Сын мой, для этого нужно 300 тысяч ходатаев за Америку". Несколько лет назад Господь призвал меня собрать 300 тысяч мужчин и женщин, которые ежедневно будут молиться за Америку". (ebd., S. 186).
Лэрри Леэ сообщает, что Ч. П. Вагнер однажды сказал ему: "Ты необходим нам, чтобы научить Тело Христово молиться, а нам дать нужный толчок, чтобы наконец-то начать ведение духовной брани". (ebd., S. 10).
Таким образом, уже несколько лет Леэ находится в разъездах, чтобы найти и обучить эти 300 тысяч молящихся.
Стивен Лосан сообщает о пребывании Леэ в Майами (Флорида). Там он призвал христиан города к прорыву в молитве. Пасторы 430 поместных церквей последовали его призыву. С ними собралось 10 000 человек, чтобы молиться за Майами и его окрестности. "В первые два вечера Леэ и с ним 10 000 христиан выступили против мироправителей тьмы. Леэ и пасторы из Майами и его окрестностей идентифицировали духов боязни, религиозности, насилия, наркомании, волшебства, обескураженности и жадности. Леэ, с помоста: "Мы повелеваем, чтобы эти духи больше не господствовали над данной местностью. Мы повелеваем, чтобы дух боязни больше не господствовал в этом городе!" В последний вечер Леэ руководил духовным нападением на духа жадности, которого он разоблачает как властелина всей этой местности". (C. Peter Wagner: "Territoriale Damonen", a.a.O., S. 54).
Находясь в Майами, Леэ сообщил также, что Бог показал ему духа скупости, который удерживает богатство у злых, тогда как оно принадлежит христианам. "Если мы свяжем духа скупости, то богатство народов будет отдано церкви".
Затем Леэ взмахнул "невидимым мечом", который должен разрубить злого духа на куски.
Леэ действительно убежден, что с помощью "ведения духовной брани" можно овладеть денежными средствами. "Когда мы в церкви вместе произносим слова молитвы Господней: "Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе", мы встаем, направляем наш взор на север и говорим: "Север, отдай то, что принадлежит этой церкви". Затем мы поворачиваемся к востоку и говорим: "Восток, отдай то, что принадлежит этой церкви". ...Под этим подразумевается все то, что хочет Бог, чтобы мы получили... Под этим подразумеваются денежные средства, в которых нуждаются наши церкви. Конечно, мы получим и каждое чудо, в каком будем нуждаться". (Larry Lea, a.a.O., S. 208-209).
Карлос Аннакондиа
Ч. П. Вагнер считает, что аргентинский евангелист Карлос Аннакондиа "со своими грандиозными мероприятиями является самым эффективным евангелистом из когда-либо живших". (C. Peter Wagner: "Das offensive Gebet", a.a.O., S. 20). Причину этого Вагнер видит в том, что Аннакондиа - "молитвенный борец". "Я еще не видел евангелиста, который бы выступал против злых духов хоть приблизительно столь агрессивно, как Аннакондиа. В сущности, своим длительным, громким и в высшей степени энергичным обращением он настолько изматывает злых духов, что они так или иначе проявляют себя. То, что происходит во время его больших собраний, непосвященным кажется каким-то сплошным хаосом. Однако для опытных членов его тридцати одной команды, с которыми он проводит свои большие собрания, это только очередной вечер, когда осуществляется молитвенная борьба, через которую всем становится очевидной власть Иисуса над сатанинскими силами. И власть эта невероятна. Совершается много исцелений, которые можно рассматривать только как чудо. К примеру, происходит много чудес, связанных с болезнями зубов: если было дупло, оно заполняется, вырастают новые зубы, сломанные мосты заменяются настоящими зубами. И засвидетельствовать об исцелении выходят на сцену только те, у кого исцелилось более чем два дупла. Сообщалось об одном карлике, который вырос на 38 см". (ebd., S. 21).
Эдгардо Сильвозо
Ч. П. Вагнер характеризует этого аргентинского евангелиста, зятя Луиса Палау, как "евангелизационного стратега высшей пробы". Он является основателем и руководителем "Урожая евангелизации", с центром в Сан-Хосе, Калифорния.
Сильвозо выяснил, что в определенной местности Аргентины в 109 городах и деревнях нет евангельских церквей. Ему удалось узнать, что живущий там могущественный колдун Меригилдо пользуется своей сверхъестественной силой, чтобы изолировать этот район от Евангелия.
Сильвозо объединился с различными христианскими руководителями, чтобы противостать ему в серьезной молитвенной борьбе. Он сказал: "Мы дали приверженцам Меригилдо и мироправителям тьмы запечатленное Кровью Иисуса повеление удалиться оттуда". (ebd., S. 23).
После этого оккультная власть была сломлена, и теперь в каждом из этих 109 населенных пунктов есть евангельская церковь.
Омер Кабрера
Этот тоже аргентинский евангелист имеет, по мнению Вагнера, наибольший опыт борьбы с "действующими в границах определенной местности бесами".
Перед очередной евангелизацией Кабрера удаляется в гостиничный номер, чтобы в течение нескольких дней молиться и поститься, "отрекшись себя и пребывая в общении с Иисусом. При этом у него возникает такое чувство, будто он покинул этот мир и находится в другой реальности, где происходит духовная битва. Иногда бывают ожесточенные нападки врага. Он даже видел некоторых бесов в телесном образе. Его цель - узнать их имена и сломить их власть над городом". (C. Peter Wagner: "Der gesunde Aufbruch", W. Simson, Lorrach 1989, S. 180).
Омер Кабрера имеет обыкновение вызывать непосредственно самого сатану; он проклинает его и его демонические силы как в личной молитве, так и всенародно.
Йонги Чо
Йонги Чо - пастор самой многочисленной в мире церкви "Йоидо церкви полного Евангелия" в Сеуле, насчитывающей 700 тысяч членов. Благодаря своему учению о "четвертом измерении" ("визуализация", "созидательная сила изреченного слова" и т. д.), Чо приобрел мировую известность.
В пасхальное воскресенье 1992 г. он принял новое имя "Давид", желая таким образом отметить изменение своей личности и начало новой жизни.
Предыстория такова: Чо провел несколько молитвенных собраний за воссоединение Кореи, в которых участвовало более 90 тысяч человек. Бог открыл ему, что воссоединение Кореи возможно лишь в том случае, если его церковь соединится с "Ассамблеей Божьей" (церковь пятидесятников) в Корее.
Брат и отец Йонги Чо были против этого плана, и в результате Чо лишился наследства. Йонги Чо был обижен до глубины души и смотрел на это, как на свою смерть, так что даже принял новое имя.
Йонги Чо имеет огромное влияние на представителей пятидесятнического движения, харизматического движения и "третьей волны". С Йонги Чо поддерживает дружеские отношения Вагнер. Такие молитвенные воины, как Джон Доусон ("Молодежь с одной миссией") и Лэрри Леэ, также получили от Йонги Чо толчок к "ведению духовной брани".
Чо убежден, что дьявол стоял за спинами Ким Ир Сена и коммунистического правительства Северной Кореи и манипулировал ими. "Итак, путь к смещению коммунистического режима лежит в том, чтобы Ангел Божий по нашим молитвам и постам передал нам Божественный ответ... Когда наши молитвы вознесутся к Богу и Ангел Божий сойдет, чтобы в ответ на наши молитвы пленить вождей коммунистических режимов, коммунизм рухнет, как карточный домик... Молитвы, которые день и ночь произносят верные христиане на горах и низменностях, в молитвенной комнате и в церкви, свяжут нашего истинного врага - дьявола, который стоит за спиной Ким Ир Сена". (Paul Yonggi Cho: "Gedanken zum Buch Daniel", One Way, Wuppertal 1992, S. 163).
"Ведение духовной брани" Йонги Чо отличается от практики других "воинов молитвы" тем, что Чо предоставляет "связывать" бесов Ангелам Божьим.
"Иисус-марши"
Данное движение также неотделимо от "ведения духовной брани", что мы покажем дальше.
Речь здесь идет о том, чтобы, молясь, маршировать по улицам города и связывать территориальных бесов, которые, как считают, претендуют на особое господство там, где в прошлом процветали национал-социализм, антисемитизм и т.п. Поэтому в прошлые годы такие города, как Нюрнберг и Берлин, играли особую роль в этих маршах.
"Берлинская декларация" 1909 г., в которой многие духовные вожди Германии того времени высказалась критически о пятидесятническом движении, тоже, кажется, послужила дополнительным толчком к началу "Иисус-маршей" в Берлине. Во всяком случае, на первом берлинском марше эта декларация вспоминалась особо. (Многие харизматики убеждены, что эта декларация навлекла на Германию проклятие и поставила ее под господство территориальных бесов.)
Чему учит Библия?
1. Упоминаются ли в Библии "территориальные" бесы?
Без сомнения, из Даниила 10 ясно видно, что существуют сатанинские ангелы, которые ответственны за определенные области. Эти падшие ангелы названы князем Персии и князем Греции (Дан.10:20).
В Новом Завете есть отрывки, в которых речь идет об "ангелах", "силах", "властях" и "начальствах" (ср. Рим.8:38; 1Кор.6:3; 15:24; Еф.1:21; 3:10; 6:12; Кол.1:16; 2:10). В одних стихах говорится о добрых, в других - о падших ангелах.
Некоторые из приведенных отрывков говорят о том, что Христос является Господом над всеми начальствами и властями, оставляя открытым вопрос, идет речь о добрых или о злых ангелах и начальствах.
Только из Даниила 10 и, пожалуй, из Иуды 9 можно заключить, что есть ангелы, ответственные за отдельные народы и территории. Библия не дает нам подробных сведений об этих начальствах и властях. Однако некоторые признаки указывают на то, что во времена апостолов среди иудеев были такие группы, которые развивали особые учения об ангелах, негативно влияющих на отдельных христиан (см. Кол.2:18).
Нигде в Новом Завете нет более подробной информации о "территориальных" ангелах.
Если Слово Божье не дает конкретных свидетельств, мы должны остерегаться развивать учения или понятия, выходящие за рамки того, что однозначно открыто в Библии.
Можно согласиться со следующим выводом В. Копферманна: "В Священном Писании содержатся намеки на выдвигаемое Ч. П. Вагнером и другими учение о территориальных властях. Но представители "ведения духовной брани" спекулятивным образом расширили эти намеки. И этим уже причинен вред евангельским принципам отношения к Священному Писанию, так как подобное расширение возможно лишь за счет субъективных впечатлений". (W. Kopfermann, a.a.O., S. 57).
2. Есть ли в Библии указания на то, чтобы идентифицировать бесов и нападать на них?
Я не нашел в Библии ни одного места, которое содержит в себе призыв узнавать имена бесов и затем атаковать их.
В жизни нашего Господа был такой случай, когда Он спрашивал у беса имя (Лк.8:30). Однако мы нигде не находим, чтобы Господь или апостолы повелевали именно так обращаться с бесами.
Апостолы изгоняли бесов, однако эти изгнания были ответной реакцией на нападки бесов или их вызывающее поведение, а не наоборот (ср. Деян.16:16-18).
Так следует понимать и часто цитируемое "воинами молитвы" Послание к Ефесянам 6:10-20. Там речь идет о противостоянии (ст.13), стоянии (ст.14), об угашении раскаленных стрел (ст.16). Все перечисленное оружие описано как оружие оборонительное. Речь идет об истине, праведности, вере, о евангелизационном направлении жизни, о знании Библии и о ходатайственной молитве. Нигде в этих стихах и речи нет об "атакующей молитве".
"Воины молитвы" пользуются содержащимися в этом отрывке понятиями, но произвольно наполняют их другим содержанием и развивают учение и практику, которые противоречат свидетельству, записанному в Ефесянам 6:10-12.
Также и стихи из 2 Коринфянам 10:3-6, где Павел говорит об оружии "на разрушение твердынь", являются реакцией на учения и практику, распространяемые лжеапостолами (2Кор.11:13). Павел противопоставляет себя этим "высшим апостолам" (2Кор.11:5), характер которых описывает в последующих стихах и главах, разоблачая их как властолюбивых, бессовестных и корыстолюбивых обманщиков.
2 Коринфянам 10 и 11 доказывают, что наша духовная брань состоит в том, чтобы Словом Божьим противостоять лжеучителям и лжеапостолам и разоблачать их ложные учения и практику.
3. Есть ли у нас власть над дьяволом?
Основываясь на словах Иисуса ученикам: "Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам" (Лк.10:19), многие "воины молитвы" приходят к заключению, что сегодня мы, христиане, можем осуществлять такую власть над дьяволом.
Так, Вольфхард Маргис пишет: "Мы стоим над сатаной и его царством... мы имеем действенную власть над ним". (W. Margies: "Uber den Umgang mit einem besiegten Feind", a.a.O., S. 7).
Но кто дал нам право относить к себе ограниченное во времени обетование, данное именно апостолам или семидесяти ученикам Иисуса? История апостолов показывает, что обетование, записанное в Луки 10:19, не может без всякого ограничения относиться ко времени после распятия Мессии.
Апостолу Павлу сатана препятствовал посетить фессалоникийцев. "И потому мы, я, Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана" (1Фес.2:18).
Хотя Павел был проповедником Евангелия, ему приходилось уходить, скрываться; его арестовывали, бичевали; он и Тимофея призывал переносить скорби (2Тим.4:5).
Всем, кто желает жить благочестиво, Слово Божье обещает преследования (2 Тим. 3,12). Апостола Иакова убил Ирод. Стефан был побит камнями. Или этим мужам Божьим недоставало благоразумия в "ведении духовной брани"?
В противоположность "воинам молитвы" Новый Завет учит, что сатана является богом века сего (2Кор.4:4) и что весь мир лежит во зле (1Ин.5:19).
"Воины молитвы" Аннакондиа и Кабрера публично проклинают сатану, а Архангел Михаил не смел произнести на дьявола укоризненного суда (Иуд.9).
Конечно, сатана не имеет неограниченной власти; однако Бог допускает, чтобы дьявол вверг в темницу некоторых христиан в Смирне (Отк.2:10).
Время, когда власть сатаны будет окончательно сломлена, еще впереди: "Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре" (Рим.16:20).
В Откровении 20:1-3 мы читаем, что перед началом Тысячелетнего Царства сатана будет скован Ангелом на тысячу лет и брошен в бездну. После этого он будет освобожден на короткое время и сможет опять обольщать людей, пока окончательно не найдет свой конец в озере огненном и серном (Отк.20:7-10).
Если мы вообразим, что владеем полной властью над сатаной, то станем жертвой трагического самообмана. Библия и повседневная жизнь харизматиков свидетельствуют о том, что мы не обладаем этой властью, и было бы лучше смиренно признать этот факт и укрепляться в благодати (2Тим.2:1), вместо того чтобы так неразумно кичиться мнимой властью.
4. Можем ли мы связывать сатану и его слуг?
Представление, что мы можем связывать сатану и его злых духов, лишено всякого библейского основания.
Сам Ч. П. Вагнер соглашается: "Что произойдет, если сегодня христиане велят: "Сатана, я связываю тебя"? Вероятнее всего, произойдет меньше, чем мы этого хотели бы. Когда-то в будущем сатана будет связан на тысячу лет; однако в Откровении 20:1-2 сказано, что это сделает Ангел. О человеке здесь и речи нет". (C. Peter Wagner: "Das offensive Gebet", a.a.O., S. 43-44).
Но затем Вагнер приходит к своеобразному и типичному для него выводу: "С другой стороны, может быть полезным сказать: "Я связываю тебя!", так как тем самым мы заверяем себя и других, что не можем терпеть дьявола и насколько возможно парализуем его". (ebd., S. 44).
Эти слова показывают, к каким печальным последствиям ведет такое легкомысленное обращение со Священным Писанием. Разве могут иметь психологический эффект слова: "Сатана, я связываю тебя!", если христианин в то же время знает, что это повеление говорится на ветер?
Чтобы как-то оправдать такую практику, обычно ссылаются на обетование в Матфея 18:18: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе".
Однако этот стих говорит о церковной дисциплине, причем "связывать" означает исключить из церкви согрешившего, а "разрешать" - значит простить, освободить и восстановить его в общении.
Говорить, что "небо делает то, что мы делаем, повелеваем или совершаем посредством ведения Божественной брани",- значит ставить вещи с ног на голову; это показывает, к какой самонадеянности и заносчивости ведет подобное мышление.
Всякая власть связывать и разрешать находится в тесной взаимосвязи с тем, что христиане собраны "во имя Иисуса" (Мф.18:20). Лишь то, что соответствует воле Божьей и потому совершается во имя Иисуса, одобряется и признается небом. Бог никогда не признает небиблейских действий и решений, так как не может сделаться служителем неправды и греха.
На протяжении столетий Ватикан учил подобному ложному пониманию и практиковал его, но искренние протестанты часто с опасностью для жизни выступали против такой дерзости. Очень печально, что эта римская закваска проникает теперь в евангелические круги.
Наконец, повседневная действительность должна убедить каждого искреннего "воина молитвы", что что-то в "ведении духовной брани" неверно. Ведь нельзя не признать тот факт, что, вопреки всем тысячекратным "связываниям" территориальных бесов, в мире множатся такие явления, как безнравственность, войны и разрушения.
Также после 25 июня 1994 г., т. е. после "дня, который изменит мир" ("Иисус-марши" во всем мире), вопреки всем прогнозам "воинов молитвы", ни в коей мере не уменьшились такие явления, как коррупция, проституция и безнравственность. Напротив, согласно Библии, падение нравов будет продолжаться в мировых масштабах. Мы движемся не к всемирному духовному пробуждению, а к всемирному отступлению от библейского христианства.
5. Был ли Иисус после смерти на Голгофе три дня во власти сатаны?
Некоторые из "воинов молитвы", члены движения "Слово веры", учат, что мы получили власть над дьяволом благодаря тому, что Иисус находился в плену у сатаны.
Эти люди учат, что на кресте Иисус умер лишь телесно, а "духовная смерть" произошла раньше. Посредством этой "духовной смерти" Иисус преобразился в "демоническую сущность" и принял "природу сатаны". Поэтому в аде произошло примирение, или был уплачен выкуп, при котором "все бесы ада напали на Него, чтобы уничтожить". (K. Copeland: "Frei von Angst", KCP, Bath 1989, S. 9).
Затем сатане был уплачен выкуп, чтобы удовлетворить его законные претензии. Наконец, Иисус якобы "возродился в адских глубинах" (Zit. in D. R. McConnell, a.a.O., S. 164), чтобы мы смогли получить "божественную природу" и тем самым власть над дьяволом.
Так, к примеру, Кеннет Хейген пишет: "Духовная смерть означает наличие в себе естества сатаны точно так, как получение вечной жизни означает, что мы имеем в себе Божье естество". (K. Hagin: "Die neue Geburt", Wort des Glaubens, Muenchen 1982, S. 10).
В. Маргис также придерживается того воззрения, что искупление не закончилось возгласом Иисуса: "Совершилось!": "Он, как об этом свидетельствует Писание согласно значению употребленных Духом Святым слов, был три дня во власти дьявола, которую вынужден был переносить во всей ее жестокости, злобе и уничижении. Благодаря тому, что Он претерпел эту власть, Он приобрел для нас право господствовать над дьяволом". (W. Margies: "Eine vollkommene Erlosung", a.a.O., S. 158).
Это так называемое "учение об идентификации", вне всякого сомнения, является опаснейшим лжеучением, распространяемым в некоторых кругах харизматического движения. Благодарение Богу, внутри самого харизматического движения существует явная оппозиция этому учению. (Siehe D. R. McConnell: "Ein anderes Evangelium?", Verlag C. M. Fli?).
Последние слова Иисуса на кресте: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лк. 23,46) доказывают, что прерванное вследствие наших грехов общение с Богом теперь снова восстановлено.
Если бы Иисус - как утверждают К. Хейген, К. Коупеленд, В. Маргис, Х. Хенкель и др. - посредством Своей мнимой "духовной смерти" принял "природу сатаны", чтобы "стать демонической сущностью", то Он никогда не смог бы обратиться к Богу: "Отче". В момент телесной смерти Иисуса завеса в храме разорвалась, чтобы символически указать на то, что благодаря искупительной Крови Иисуса путь к Богу теперь свободен.
Следующие стихи ясно показывают, что учение о "примирении в аде" является небиблейским и еретическим: "...потому что и Христос пострадал за нас... Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо..." (1Пет.2:21-24). "По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа" (Евр.10:10). "Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное" (Кол.1:19-20). "...То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!" (Евр.9:14). "...В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов..." (Еф.1:7). "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим.2:5). "...Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру..." (Рим.3:24-25).
Нигде в Новом Завете не сказано, что сатане был уплачен выкуп или что Иисус после Своей смерти был мучим бесами. Как Судия праведный, Бог совершил суд над Иисусом, Который стал нашим Заместителем и Который в часы наступившей тьмы, вися на кресте, где сделался грехом за нас (2Кор.5:21), остался Сам в Себе чистым и святым. Для нас остается тайной, как Господь Иисус даже в Своих искупительных страданиях остался истинным человеком и истинным Богом.
Учение, согласно которому Иисус после Своей "духовной смерти" стал "демонической сущностью", был "мучим бесами" и возродился в аде, чтобы получить возможность дать нам Божественную природу, должно вызвать у каждого искреннего христианина чувство глубокого отвращения. К каким ужасным выводам могут привести ложные учения, показывает цитата из Кеннета Коупеленда: "Дело не в том, что вы имеете Бога, Который живет в вас; нет, вы сами Бог!" (Zit. in D. Hunt/T. A. McMahon: "Die Verfuhrung der Christenheit", CLV, Bielefeld 1987, S. 84).
Кейси Трит в своей ложной оценке идет еще дальше: "...Когда Бог смотрит в зеркало, Он видит меня! Когда я смотрю в зеркало, я вижу Бога... и так как я являюсь точной копией Бога, я буду и действовать, как Бог!" (ebd., S. 82).
Эти цитаты ясно показывают, как быстро евангелические проповедники, находящиеся под влиянием подобных ложных учений, могут оказаться рядом с пантеистами и приверженцами "нью эйдж".
Это древняя ложь сатаны: "Вы будете, как боги!", которая хочет сделать людей большими, а Бога - маленьким.
Душепопечительные аспекты
1. Практика "ведения духовной брани" приводит к заносчивой самооценке
Цитаты и примеры из трудов Лэрри Леэ, Вольфхарда Маргиса, Бертхольда Бекера и др. показывают, что практика "ведения духовной брани" приводит к недуховной и неразумной самооценке.
Воображаемая уверенность в том, что небо якобы делает то, что мы повелеваем здесь, на земле, и что посредством таких повелений и молитвенной борьбы изменяется политическая и нравственная обстановка, способствует быстрому росту чувства власти и сознания силы, а это может нанести последователю Иисуса лишь вред.
Вольфрам Копферманн очень точно подметил и описал эту опасность: "Тот, кто занимается "ведением духовной брани", оставляет место своей зависимости и немощи (2Кор.12), которое Бог определил для Своей Церкви и ее руководителей и членов. Он оставляет его даже и в том случае, если субъективно свободен от гордости". (W. Kopfermann, a.a.O., S. 129).
Питер Кирнер приходит к следующему рассуждению: "Почему призыв к "ведению духовной брани" находит так много приверженцев, хотя такого поручения нет? Я думаю, что ответ на этот вопрос в большой степени связан со стремлением человеческого сердца к власти. С самого начала в людях было это плотское желание господствовать... После того, как возрожденные дети Божьи были призваны любить даже своих врагов, человеческое сердце лишилось питательной почвы для стремления к господству. Для этого древнего плотского инстинкта возник вакуум. К сожалению, во многих детях Божьих влечение к господству еще не умерло. Оно переместилось в область невидимого. Поскольку Библия характеризует сатану и бесов как врагов человека, стремление к господству концентрируется в этой области. Теперь образовавшийся вакуум начинает снова заполняться. По моему представлению, это и является основанием для "ведения духовной брани". В действительности же это недуховное времяпрепровождение. Многие хотят властвовать над бесами, хотя сами не в состоянии оставаться верными даже собственной жене". (P. Kierner: "Engel des Lichts im 20. Jahrhundert", Verlag C. M. Fli?, Hamburg 1991, S. 109).
2. Практика "ведения духовной брани" игнорирует библейскую ориентацию
В Новом Завете мы снова и снова находим призыв взирать на Иисуса Христа (Евр.12:2) и помышлять о горнем (Кол.3:2).
Стремление ориентироваться на нашего Господа не только дает нам духовное мерило для здравой самооценки, но и позволяет иметь библейское, разумное суждение о "величине" человека в Царстве Божьем.
Взирание на Господа и Его славу (2Кор.3:18) делает нас подобными Ему и в то же время помогает не переоценивать и не недооценивать сатану и его власть.
Когда же свои интересы и свой взор мы переводим с нашего Господа Иисуса на другие личности, силы или предметы, мы теряем духовную силу и становимся жертвами обмана.
Мы не должны оказывать дьяволу много чести, обращая на него больше внимания, чем это необходимо.
3. Практика "ведения духовной брани" ведет к опасной и неверной оценке сатаны
Сам харизматик, Питер Кирнер сделал замечания, к которым должен серьезно отнестись каждый "воин молитвы": "Мы должны остерегаться представлять врага слабым, беспомощным и бессильным. Я снова и снова наблюдаю, как сатану представляют презрительными и издевательскими словами, и думаю, что христиане сильно переоценивают величину своей власти над ним... Я лишь могу посоветовать детям Божьим убрать из своего лексикона все насмешливые слова в адрес дьявола. Дьявол - не объект для шуток или насмешек. Это не лев в клетке. У него не "резиновая челюсть", и он не червь, которого мы можем запросто раздавить". (ebd., S. 154).
История семи сыновей первосвященника Скевы, которые в состоянии повышенной самооценки думали, что могут изгонять бесов, должна бы заставить задуматься легкомысленных "воинов молитвы": эти семь заклинателей были побеждены злым духом, так что "нагие и избитые, выбежали из того дома" (Деян.19:16).
Нечто подобное происходит сегодня с некоторыми бывшими "воинами молитвы": они воображали, что могут осуществлять власть над дьяволом, но послужили соблазном для многих и лакомым куском для жадной на сенсации прессы.
Комментарии: