Вольфганг Бюне
Игра с огнем
«Позитивное мышление» / «Мышление возможностями»
«Сила позитивного мышления» — эта широко распространенная книга Нормана Винсента Пила впервые сделала «позитивное мышление» известным в Германии. Н.В. Пил изучал богословие в Бостонском университете и впоследствии был пастором церкви Марблского колледжа в Нью-Йорке. Совместно с психиатром, учеником и сотрудником З. Фрейда, доктором С. Блентоном он основал «Институт религии и здоровья». Этот институт Пил характеризует следующим образом: «Эта организация может поставить себе в заслугу то, что она похоронила долголетнюю вражду между религией и психиатрией». Н.В. Пил написал 25 книг, некоторые из них приобрели широкое распространение среди евангельских христиан. Несколько его книг было выпущено в Германии одним известным евангельским издательством. Но, несмотря на все эти факты, нью-йоркского священника и автора книг нельзя причислять в широком смысле к евангельским христианам. Он и сам не скрывает своего отрицания необходимости возрождения в новозаветном смысле. Он сообщает, что нашел «вечный мир» для своей души в шинтоистском храме в Японии.
По словам Чарльза Брейдона очень четкую характеристику учению Пила дал его же отец, сказав однажды сыну:
«Ты развил новое христианское движение. Оно имеет вес и является смесью науки о сознании, метафизики, «христианской науки», медицинской и психологической практики, баптистского Евангелия, методистского свидетельства и солидной доли голландского реформатского кальвинизма».
Естественно также и то, что Пил поддерживает дружеские отношения с мормонами, группами «христианской науки» и другими сектами. Очевидно, что на мышление Пила в решающей степени повлиял писатель Ральф Вальдо Эмерсон (1803—1882), на сочинения которого то и дело ссылается Пил:
«Три мужа возымели решающее влияние на образ мышления американского народа: Эмерсон, Торо и Уильям Джеймс. Если проследить развитие американского духа до наших дней, то на всем его протяжении можно констатировать, что на истинный дух первопроходцев, который никогда не даст себя запугать какими-либо преградами и трудностями, сильно повлияла позитивная философия этих трех мужей. Один из фундаментальных принципов Эмерсона говорит, что человеческий дух может исполняться Божьей силой. Уильям Джеймс подчеркивал, что сильнейшим фактором при каждом мероприятии является вера в него. И Торо знал, что силою воображения мы способны в своем духе удерживать живой образ состояния, к которому стремимся».
В философии и теологии Эмерсона определяют как «трансценденталиста», который видит «источник божественного во внутреннем мире человека», для которого вера в божественность собственной натуры есть центр жизненных воззрений. «Ведь существо нашего «я», нашего — божественно. Мы находим в самих себе бытие, силу Божию, исходя из которых мы должны жить и действовать».
В своих книгах Эмерсон обсуждает такие темы, как «вера в себя» и «сверхдуша», которые частично мы вновь обнаруживаем в сочинениях Пила.
Философия Пила — проста и недвусмысленна:
«Веруй в себя самого! Доверяй своим способностям! Вера в себя приносит успех».
«Веруй в свои собственные, Богом данные, силы».
«Большое значение молитвы состоит в способности рождать творческие идеи. В нашем духе дремлют все источники и силы, необходимые для формирования успешной жизни».
Библейские стихи, которые Пил и его ученики каждый раз цитируют в доказательство правильности своих взглядов, следующие:
«Все возможно верующему» (Map. 9,23),
«По вашей вере да будет вам» (Мат. 9,29),
«И ничего не будет невозможного для вас» (Мат. 17,20),
«Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Фил. 4,13).
Роберт Шуллер и «мышление возможностями»
В то время как Наполеон Хилл в своем бестселлере «Поразмысли и стань богачом» ознакомил светские, в особенности, деловые круги с «позитивным мышлением» (см. гл. «Визуализация»), Роберт Шуллер стал тем, кто особенно широко распространил «позитивное мышление» среди евангельских христиан. Р. Шуллер многое позаимствовал у Пила и по-видимому поддерживал с ним особенно тесные связи, так как Пил и предисловие к книге Шуллера «Существует разрешение всякой проблемы» написал, и речь на открытии Кристальной церкви Шуллера произнес. Р. Шуллер (род. 1926 г.) считается в США одним из известнейших телепроповедников. В 1969 году Билли Грэм вдохновил и побудил его начать телевизионную передачу «Час силы», которая кстати, передается почти 200 телестанциями и которую смотрят более чем 3 миллиона телезрителей. 2 апреля 1989 года в юбилейной телепередаче приняли участие: тогдашний президент США и четыре экс-президента США, Билли Грэм, Н.В. Пил, а также жена Мартина Лютера Кинга (младшего). Кульминацией телепередачи стало интервью Шуллера с матерью Терезой — «историческая встреча». Билли Грэм окончил свою речь хвалебными словами в адрес Шуллера и возвещаемого им «мышления возможностями»:
«Боб, мне хотелось поблагодарить тебя и сказать: «Да благословит тебя Бог, твою семью и твоих сотрудников, твое собрание и каждого, кто поддерживает тебя. Желаю тебе долгих-долгих лет служения передачей «Час силы» (CIB бюллетень, май 1989 г.).
Некоторые из книг Шуллера стали бестселлерами и часть из них, кстати, вышла на немецком языке в издательствах: «Эш», «Аристон» и «Копринт». Шуллер стал известен и в экономической жизни благодаря своим докладам об эффективном управлении. Его философия, по-видимому, вдохновила некоторые предприятия, например «Амвей». Р. Шуллер изучал психологию и теологию и построил знаменитую «Кристальный собор», вложив в его строительство более 20 миллионов долларов. Постройка финансировалась за счет пожертвований и «распродажи» 11 тысяч окон этой церкви. 5 ноября 1961 года церковь была открыта проповедью Н.В. Пила. Несмотря на то, что Р. Шуллер поддерживает хорошее отношение с такими известными евангельскими деятелями, как Билли Грэм, несмотря на то, что его церковь является целью путешествий многих групп движения за рост общин, консервативные евангельские христиане отвергают его учение, как заблуждение. Особенно это стало очевидным после того, как он разослал бесплатно священникам, руководителям общин и т.д. свою книгу «Любовь к самому себе — новая Реформация» в количестве 250 тысяч экземпляров. По словам Дейва Ханта деньги на эту акцию пожертвовал президент «Фонда Наполеона Хилла».
На первый взгляд вышедшие на немецком языке книги Шуллера кажутся вполне евангельскими, но когда прочитаешь, как Шуллер определяет понятие «вера», то начинаешь понимать всю опасность его сочинений:
«Исходным пунктом всякой веры есть то упомянутое семя, падающее в плодоносную почву. Это идея, появляющаяся у Вас в голове. Мысль, которая откладывается, как яйцо в птичьем гнезде... Я полагаю, что ничто так не опасно для чуда действующей силы веры, как недостаток веры в себя».
«Веруйте в вашу просьбу, в вашу желанную мечту. Доверяйте своей вере, сомневайтесь только в своих сомнениях!»
Слово «возможность» для Шуллера — это слово, «имеющее огромную силу», являющееся одним из ключей к успеху. Слово «невозможность» для него «неприятно, противно, прямо таки непристойно». Оно имеет «уничтожающий эффект», если его произносить громко».
Нижеследующие выдержки из его книг показывают, что он провозглашает весть, которая, следуя человеческому гуманизму, возвращает ценность человеку и соответственно девальвирует ценность Господа Иисуса, Его заместительных страданий и смерти на кресте. «Негативным понятиям» таким как «грех», «потерянность», «недостоинство» и «самоотречение» — в философии Шуллера нет места.
«Самым тяжким грехом является мысль, побуждающая меня сказать: «Я не достоин. Я не могу иметь никаких притязаний на Божье усыновление, если все плохое открыто перед Тобой». Сомнительно, чтобы человек однажды поверив в то, что он «недостойный грешник» смог действительно честно принять спасающую Божью благодать, которую Бог предлагает в Иисусе Христе».
«Иисус знал Себе цену, Его успех укрепил Его чувство собственного достоинства. Он понес крест, чтобы освятить и твою уверенность в себе. В той же мере крест освятит путь человеческого «я».
«Если можно благовествовать Евангелие Иисуса Христа как богословие чувства ценности самого себя, то только представьте себе, какое оздоровление общества могло бы произойти благодаря этому!»
«Во времена Реформации наш интерес был обращен на Святое Писание, как на единственно непогрешимое руководящее начало для веры и повседневной жизни. Да направит новая Реформация наш интерес на святое право каждого человека к познанию собственной ценности!»
Наша ценность — любовь к себе — самообожествление
Если человек больше не сознает своего недостоинства, величия и великолепия Божия, а очарован своим собственным величием и собственной ценностью, то он стоит не более чем на шаг от того, чтобы начать обожествлять самого себя и поклоняться себе. Кеннет Коупленд выразил это весьма логично в следующих словах: «Вы не имеете одного Бога, живущего в вас. Нет, вы сами являетесь им!»
Куда заводит такое руководствующееся заблуждением мышление наглядно демонстрирует выдержка из проповеди священника Кейси Трита, который заявил в присутствии трех с половиной тысяч слушателей в «Центре христианской веры» города Сиэтла (США):
«Между Отцом и Сыном и Святым Духом состоялся небольшой разговор, и они сказали: «Давайте сделаем людей, которые были бы точной копией нас.» Не знаю как Вас, но меня это потрясает! Точная копия Бога! Произнесите-ка это вслух: Я — точная копия Бога! (Община повторяет слова немного нерешительно ради эксперимента.) Ну, давайте, скажите это еще раз! (Он руководит хором.) Я — копия Бога! И еще раз! Я — точная копия Бога! (Община начинает понемногу оживляться, произносит слова каждый раз громче, смелее и с большим воодушевлением.) Выскажите это как свою собственную мысль! (Тем временем он уже переходит на крик.) Я — точная копия Бога! Смело выкрикните это! Кричите это! (Люди кричат хором.) Я — точная копия Бога! (многократные повторения)... Когда Бог смотрится в зеркало, Он видит меня! Когда я смотрюсь в зеркало, я вижу Бога! О, аллилуйя! Вы знаете, иногда люди говорят мне, когда они отчего-то не в настроении и хотят поддеть меня: «Вы же думаете, что вы являетесь как бы маленьким Господом Богом!» Да, спасибо! Аллилуйя! Вы правильно поняли! Они говорят: «Что вы себе воображаете, кто вы такой? Может быть Иисус?!» Так точно! Слышите меня? А почему бы собственно и нет? Бог мне именно так и сказал! ...И когда я являюсь точной копией Бога, то я буду и поступать как Бог!»
Новый век?
Естественно, что философия «позитивного мышления» и «мышления возможностями» не может ужиться с «негативными» пророчествами Библии относительно последнего времени. Вернее, не все проповедники «позитивного мышления» отрицают второе пришествие Иисуса для восхищения Своей Церкви, но число тех, кто мечтает о уже сейчас наступающем Царстве Мира Божия растет. Они проповедует об этом и тем самым хорошо чувствует себя в компании философов «нью-эйдж» (философов «нового века»). То, что Тысячелетнее царство предваряет отпадение и «время скорби» со всеми судами над христианством и над антихристом, все это определяется, как «эсхатология самого мрачного толка». Так, священник Роберт Тильтон («Центр Слова Веры» Даллас, США), который благодаря спутниковой связи объединяет в своем центре более 1400 отдаленных друг от друга общин, говорит:
«Я видел это так же ясно, как вижу сейчас перед собой эту общину, и я видел это не в Тысячелетнем царстве, но сейчас здесь... Мы — мощная группа и мы, даже ни разу не захромав, войдем прямо в Царство Божие... Когда Бог освободил детей Израиля, они были нагружены серебром и золотом... Он дал нам власть создать себе благосостояние и мы видим уже сейчас, как это происходит... Я говорю вам, мы живем в самое великолепное время, какое только когда-либо переживала Церковь... Я говорю вам, мы покорим этот город, эту страну и весь мир Благой Вестью... об Иисусе Христе!»
Священник и автор книг Эрл Полк высказался еще яснее:
«Когда мы только начинали говорить о том, что Церковь... лишь стоит, уставившись (по-глупому) в небо, и ожидает какого-то зрелищно-яркого бегства с этой земли, то некоторые сперва кричали: «Ересь!» Но... Слово Божье доказывает, что эта земля Господня и что господство над нею — первая задача, с которой должна справиться Церковь... Отодвиньте традиции в сторону и послушайте, что сегодня Дух Божий желает сказать церквам... Не ожидайте, что вы будете спасены через какое-то «восхищение»! Если вы желаете возвратить на землю Христа, то вы можете сделать это сами... ДА, МЫ МОЖЕМ ЭТО СДЕЛАТЬ! Найдите время и напишите нам. Бог мобилизует свое воинство».
Проанализировав теории этих деятелей, приходишь к выводу, что «позитивное мышление» является исходным базисом для дальнейших теорий, таких как: «визуализация», «сила изреченного слова», «Евангелие благосостояния». Хотя такие деятели как Йонги Чо и Р. Боннке многое позаимствовали у Роберта Шуллера и сотрудничали с ним, Шуллер был докладчиком на «Огненной» конференции в Хараре и он же написал предисловие к книге Й. Чо «Четвертое измерение» (американское издание). Многие пятидесятнические общины США четко отмежевались от этого учения. Так, например, пятидесятнический проповедник Давид Вилькерсон пишет:
«Существует некий злой ветер..., который задувает в Дом Божий и обманывает многих избранных... В книге Наполеона Хилла «Позитивное мышление и обогащение» содержится фальсификация Священного Писания. Это извращенное Евангелие пытается сделать из людей богов. Людям говорят: «Ваша судьба лежит во власти ваших мыслей... Успех, счастье, совершенное здоровье — все это принадлежит вам, если только вы готовы применять творчески ваши мысли...» Тут нужно внести ясность раз и навсегда. Бог не уступит власти нашим мыслям, будут ли они негативными или позитивными. Мы должны стремиться только к образу мыслей Иисуса. Его мысли не материалистичны, они не концентрируются на успехе или богатстве. Образ мыслей Иисуса нацелен только на прославление Бога и на послушание Его Слову. Никакое другое учение не уделяет столь мало внимания кресту и испорченности человеческого духа, как это. Это учение о позитивном мышлении обходит молчанием зло нашей разрушенной грехом ветхой человеческой природы. Оно отвращает взгляд христиан от Христа, от вечного спасения и концентрируется только на земных благах. Вы, святые Божии, убегайте от таковых мыслей!»
Что говорит Библия?
Несмотря на то, что верующие деятели «позитивного мышления» характеризуют Библию как самую важную книгу «позитивного духовного самообладания», каждый читатель Библии знает, что слово «позитивный» в Библии не встречается. Шуллер называет Иисуса «величайшим из всех, кто побуждал к позитивному мышлению и позитивной жизни». Однако каждый, кто прочитал Евангелие, может засвидетельствовать, что Иисус Христос по крайней мере произнес столько же «негативных» слов увещевания, предостережения и обличения, сколько и «позитивных» слов ободрения, утешения и обетования. Поэтому Новый Завет называет Его не «позитивным», а «Верным и Истинным» (Отк. 19,11). По этой причине мы находим в Библии следующий призыв, начинающийся словом не «позитивно», а «истинно».
«Наконец, братья (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4,8).
Павел призывал Тимофея: «Обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4,2; 1 Тим. 5,20). И многие другие места Священного Писания призывают нас испытывать, обличать, наставлять. Это не значит, что мы должны занимать «негативную» позицию к нашим ближним, но наше отношение к ним должно быть преисполненным любви, которая «не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13,6) и проявляет описанные в этой главе характерные черты Божией любви.
Вера в себя
Бесчисленные призывы Н.В. Пила и Р. Шуллера укреплять веру в самого себя, доверять себе показывают, что эти деятели игнорируют основополагающими библейскими истинами. Библия не учит, что человек «прекрасен», «добр» или «божественен», или обладает еще чем-то, чему можно довериться.
«Все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3,12).
Именно то, что Р. Шуллер называет «упадком Церкви», является первой предпосылкой спасения: человек должен признать, что он как грешник недостоин и неспособен делать что-либо угодное Богу.
Суждение Библии о человеке следующее:
— немощен, т.е. бессилен (Рим. 5,6),
— нечестивый, т.е. безбожный (Рим. 5,6),
— грешник (Рим. 5,8),
— враг Бога (Рим. 5,10),
— мертвый «по преступлениям и грехам» (Ефес 2,1).
Только лишь тогда, когда человек приходит к Богу с признанием: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим» (Лук. 15,18), появляется первая предпосылка того, что Бог может оправдать этого человека. По словам же Шуллера, признавая это, человек совершает тяжелейший грех.
Любить себя?
Иисус высказался на эту тему настолько ясно, что остается только удивляться тому одобрению «любви к себе», содержащемуся в докладах и книгах, в которых совершенно недвусмысленные слова Иисуса поставлены с ног на голову. Так как сейчас есть некоторые ориентированные на Библию книги по этой теме, то я хотел бы лишь ограничиться противопоставлением слов Шуллера словам нашего Господа.
Роберт Шуллер:
«Любовь к самому себе — это вершина чувства собственного достоинства. Это возвышающее чувство самоуважения... прочная вера в себя самого, искренняя убежденность в собственной ценности. Она возникает из открытия самого себя, самодисциплины, прощения себя самого и принятия собственного «я». И она порождает доверие к себе и внутреннюю безопасность, которая дает глубокое спокойствие».
Иисус Христос:
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Map. 8,34).
«Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук. 14,26—27).
«Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан. 12,25).
Верить в себя?
Многие противятся почти неотвратимой необходимости занять определенную позицию по отношению к этому тезису «позитивных» мыслителей. Если бы были хоть какая-нибудь одна-единственная причина для доверия к себе или веры в себя, то мы бы не нуждались в Спасителе и Избавителе, который говорит, обращаясь к нам:
«Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3,36).
«Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5,24).
«Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Иоан. 6,47).
Псалмы полны молитвами Давида и других мужей, свидетельствующими, что эти мужи доверяли Богу, ибо не питали особого доверия ни к себе, ни к другим людям.
«Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более» (Пс. 61,2—3).
«Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека» (Пс. 117,8).
«Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя» (Пс. 83,13).
И когда бы существовало хотя какое-нибудь основание, позволявшее нам надеяться на самих себя, то мы должны были бы прекратить всякую евангелизацию и вместо этого обучить психологов для того, чтобы они укрепляли в людях веру в себя. Столетиями проповедывали христиане библейскую весть во всей ее ясности о том, что грешник спастись может только тогда, когда с его надеждами на собственные силы будет покончено, когда он убедится, что он совершенно пропащий. Разве Павел был психопатом, определяя себя самым большим грешником?
«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1,15).
Разве Мартин Лютер не был на подъеме своих духовных сил в то время, когда называл самого себя «жалким мешком с червями» и выражал в своих песнях собственное бессилие и нужду в искуплении? Разве заблуждались такие мужи как Джон Буньян, Джон и Чарльз Весли, Джорж Вайтфильд, Джон Ньютон, Ч. Сперджен и многие другие, описывая в своих проповедях, песнях и книгах большую ценность того часа, в который непостижимая благодать Божия спасла их из трясины обреченности?
Разве неправильное представление о самом себе имел Серен Кьеркегор, когда молодым студентом сломался под бременем своих грехов, обрел благодать Божию в вере и позже написал:
«Прежде всего есть что-то, о чем ты не знаешь, но о чем ты должен позволить сказать тебе: «Ты рожден в грехе, значит, и в преступлении. Ты с самого рождения являешься грешником, пребывающем во власти диавола. Если ты останешься в этом состоянии, то ад тебе обеспечен. Вот Бог по Своей бесконечной любви провел одно мероприятие для твоего спасения — позволил Сыну Своему родиться, пострадать и умереть. Поверишь в это — получишь вечное блаженство. Эта радостная весть и возвещается тебе».
Божие слово выносит недвусмысленный приговор человеку, надеющемуся на себя самого.
«Кто надеется на себя, тот глуп» (Пр. 28,26).
Являемся ли мы «маленькими богами»?
И это утверждение до неузнаваемости искажает библейскую истину. Библия учит, что мы являемся Божиими творениями, которые по причине греха находятся во власти диавола и не имеют связи с Богом.
«Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Иоан. 8,24).
«Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан. 8,44).
Те, которые сознают то, что они погибшие, исповедуют свои грехи и веруют в Иисуса Христа как в своего Заступника и Господа, имеют право на следующие обетования:
— они — дети Божии (Иоан. 1,12; 1 Иоан. 3,1),
— они «рожденные от Бога» (1 Иоан. 3,2),
— они «имеют жизнь вечную» (1 Иоан. 3,16),
— они приняли «Духа усыновления» (Рим. 8,15),
— они — «наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим. 8,17),
— они «ожидают усыновления, искупления тела» (Рим. 8,23).
Среди чудесных, полученных нами обетовании нет ни одного, которое говорило бы о том, что мы сами являемся «маленькими богами» или «Богом» и обладаем творящими силами. Мы читаем о «сыне погибели», «человеке греха», который в Посланиях Иоанна назван «антихристом», что он есть «превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2,4).
Это поразительно, что древняя ложь сатаны «вы будете как боги» (Быт. 3,5) между тем является предметом веры не только индуистов, мормонов, приверженцев философии «нового века», но также и людей, исповедующих Христа. Апостол Павел, ясно показавший в своих посланиях, из какой пропасти спас нас Бог и на какую высоту вознес нас по благодати Своей, сказал слова, которые может повторить с благодарностью каждый помилованный грешник:
«Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2,8).
«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6,14).
Выводы
- Корни «позитивного мышления» и «мышления возможностями» не в Библии, а в гуманистической философии и психологии.
- Эти учения и их практика отрицают полную испорченность человеческой натуры. При всей своей религиозности они склоняют человека полагаться на собственные силы, а не на Бога и тем самым опровергают библейское понимание веры.
- «Позитивное мышление» и «мышление возможностями» нацелены не на прославление Бога, но на повышение самооценки человеческого «Я».
Этот материал еще не обсуждался.