Вольфганг Бюне
Игра с огнем
«Пауэр-ивэнжелизм»
Прежде чем попытаться дать этому учению библейское обоснование, я хотел бы коротко суммировать учения о «знамениях и чудесах» П. Вагнера и Джона Уимбера, известнейших проповедников «третьей волны Святого Духа»:
— знамения и чудеса — это визитные карточки Царствия Божия. Они не связаны лишь со временем Иисуса и Апостолов;
— только в редких случаях рост церквей происходит благодаря одному только благовестию;
— «пауэр-ивэнжелизм» делает Божие могущество доступным для познания опытом, побеждает предрассудки и сопротивление неверующих, так что многие, благодаря ему, обретают веру.
Что говорит Библия?
1. Являются ли знамения и чудеса «визитными карточками» Царства Божия?
Прежде всего мне хотелось бы попробовать разъяснить, что понятие «знамение» и «чудо» не идентичны. Чудеса не в каждом случае есть знамения, в то время как знамения всегда являются чудесами. Правда, они свершаются с особым умыслом: указать на какую-то личность. Они как бы удостоверяют личность Бога. Бог свершал чудеса во всякое время. Знамения и дары со знамениями, напротив, всегда находятся в связи с началом нового времени благодати.
Ветхий Завет о знамениях и чудесах
Когда Бог возжелал вывести народ израильский из Египта — это означало начало нового этапа спасения этого народа. Бог совершил знамения и чудеса для того, чтобы подчеркнуть авторитет Богом призванного вождя Моисея, «чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их...» (Исх. 4,5).
Перед смертью, делая короткий обзор пройденного, Моисей говорит: «И вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею...знамениями и чудесами» (Втор. 26,8). Эти знамения должны были также и фараону и его народу показать величие и власть Бога. (Пс. 135,9).
Итак, эти знамения были:
— судом над Египтом,
— Божиим подтверждением для избранного Богом вождя и пророка Моисея, словам которого должен был поверить народ Израильский.
После этого мы находим лишь отдельные чудеса со знамениями, случающиеся с Иисусом Навином (Иис. Н. 10,12—14), с человеком Божиим (3 Цар. 13), с пророками Илией, Елисеем, с Даниилом и др.
Новый Завет о чудесах и знамениях
В Новом Завете мы снова встречаемся с чудесами и знамениями уже в связи с рождением Иисуса, затем, прежде всего, в служении нашего Господа. В Евангелии от Иоанна чудеса Иисуса, которые были доказательством того, что Он послан Богом, многократно называются знамениями. Сопровождалось чудесами и знамениями также и служение двенадцати апостолов и семидесяти учеников (Лук. 10). Их служение было ограничено исключительно Израилем и было связано с вестью о «царствии Божием», которой возвещалось новое время спасения для Израиля.
Когда же Израиль отверг свидетельство Иисуса и Его учеников и, в конце концов, распял Сына Божия, апостолы были посланы с новым поручением: проповедывать Евангелие не только иудеям, но и всем народам. Эпоха благодати, эпоха Церкви началась. И эта новая весть была вначале подтверждена знамениями и чудесами.
Мы видим, что (за некоторыми исключениями), умножавшиеся потрясающие знамения и чудеса были связаны с возвещением новой вести и нового времени спасения.
Наблюдая за развитием истории апостольства, мы видим, что частота знамений и чудес идет на убыль, и в Посланиях, за исключением Первого Послания к Коринфянам, о них упомянуто лишь в прошлом времени (Рим. 15,19; 2 Кор. 12,12; Евр. 2,4), или как о знамениях и чудесах грядущих антихристов (2 Фее. 2,9; Отк. 13,13—14). Также и в Евангелии от Матфея 24,24 Господь предостерегает от ложных пророков, которые «дадут великие знамения и чудеса» для сатанинского подтверждения своей антихристовой вести.
Знамения и чудеса действительно являются в некотором смысле «визитной карточкой» Царства Божия, которой представлялась новая весть. Правда, Иоанн Креститель, проповедник, предвестник Царствия Божия, сам не совершил ни одного знамения или чуда (Иоан. 10,41). А само Царствие Божие началось со служения Иисуса и Его апостолов в народе, и вот в связи с этим новым началом мы и встречаем, как некую «визитную карточку» знамения и чудеса — наглядное доказательство для иудеев Божьего подтверждения личности и благовестия Господа и Его апостолов. Но нельзя не заметить и того, что после наступления Царствия Божия количество знамений и чудес уменьшается. После того, как апостолы написали свои Послания, и Новый Завет уже существовал, чудеса со знамениями перестают быть нормой жизни.
В Послании к Евреям 2,3—4 мы читаем, что возвещение Господа апостолами, которые слышали Евангелие от Него, утвердилось и, кроме этого, Бог «засвидетельствовал» (обратите внимание на форму времени) знамениями и чудесами, различными силами и раздаянием Духа Святого «по Его воле».
Во Втором Послании к Коринфянам 12,12 «чудеса и знамения» толкуются как «признаки апостола», которые связаны с апостолами и их временем и являлись их Божьим удостоверением — «визитной карточкой». Правда, коринфянам, которые, очевидно, восхищались некоторыми «сверхапостолами» того времени, Павел показывает и другую «визитную карточку». В отличие от этих лжеапостолов, уже тогда занимавшихся неким видом «пауэр-ивэнжелизма» и желавших своим поведением, исполненным безудержной страсти к господству и самоуверенности произвести сильное впечатление на верующих, Павел перечисляет некоторые признаки своего служения, которое не имеет ничего общего ни с «пауэр-ивэнжелизмом», ни с «Евангелием благосостояния»: побои, узы, побитие камнями, кораблекрушения, голод, холод, нагота и т.д. (2 Кор. 11,23-33).
Следующие места, кроме прочего, доказывают то, что даже в Деяниях Апостолов возвещение Евангелия не всегда было связано со знамениями и чудесами:
Деян. 2,37—41 |
Первая проповедь Петра. |
Деян. 8,26—40 |
Обращение эфиопского вельможи. |
Деян. 11,19—21 |
Проповедь рассеявшихся учеников в Финикии, Кипре и Антиохии («великое число уверовавших обратилось к Господу».) |
Деян. 13,14—52 |
Павел и Варнава в Антиохии Писидийской. |
Деян. 17,1—9 |
Павел и Варнава в Фессалониках. |
Деян. 17,10—15 |
Павел и Сила в Верии («многие из них уверовали»). |
Деян. 18,1—18 |
Павел в Коринфе. |
Деян. 24,1—27 |
Павел перед Феликсом. |
Деян. 26,1—29 |
Павел перед Агриппой и Фестом. |
Деян. 28,16—31 |
Павел в Риме. |
Если сравнить все эти сообщения, то станет понятным, что от возвещения Слова, сопровождавшегося знамениями и чудесами, ни в коем случае не пришло к живой вере людей больше, чем от проповедей, в сообщениях о которых знамения и чудеса не упоминаются.
2. В редких ли случаях происходит рост общин без влияния знамений и чудес?
Как мы только установили, в Деяниях Апостолов можно найти много случаев, когда проповеди приводили к образованию больших общин, но не сопровождались при этом знамениями и чудесами. Экскурс в церковную историю тоже бы подтвердил все несоответствия действительности подобных утверждений.
Проповеди известных проповедников таких как: А.Г. Франке, Н.Л. Цинцендорфа, Джона Весли, Д. Вайтфилда, Ч. Сперджена, Д. Муди и других, которые привели к чрезвычайному росту численности общин, не были связаны с чудесами. Евангелизационные собрания Вайтфильда и Весли, например, поначалу сопровождались «тухлыми яйцами, дохлыми кошками и крысами», которыми люди пользовались, как метательными снарядами, для того чтобы помешать проповеди. Обзор современной ситуации в христианском мире тоже не смог бы подтвердить правильность этого тезиса Вимбера и Вагнера. В СССР, например, есть множество больших, постоянно растущих общин, которые отвергнули бы любую форму «пауэр-ивэнжелизма». Мне неизвестно ни одной большой общины в этой стране, которая достигла значительного увеличения количества своих членов благодаря знамениям и чудесам. В той же мере не подтвердил бы подобные утверждения и анализ ситуации в Германии, даже учитывая, что здесь есть отдельные общины, которые возросли количественно благодаря «пауэр-ивэнжелизму».
3. Побеждает ли «пауэр-ивэнжелизм» предубеждения неверующих?
Этот тезис лишен какого-то бы ни было библейского или церковно-исторического обоснования. Ведь и чудеса, сотворенные Иисусом Христом в Хоразине, Вифсаиде и Капернауме, не привели к покаянию (Мат. 11,20—24). Насыщение пяти тысяч тоже ясно показывает, что это чудесное знамение не достигло совести людей. Господь промолвил тогда к следовавшим за Ним толпам народа: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». (Иоан. 6,26).
Толпа людей в Листре, которая стала свидетелем исцеления хромого и которая до того восхищалась Павлом и Варнавой, что даже хотела принести жертвы им, несколько дней спустя подняла камни на них и побила ими Павла. (Деян. 14,8—19). Ни знамения, ни чудеса по случаю выхода из Египта, ни во время путешествия по пустыне не изменили сердец израильтян, как не сделали этого и чудеса Илии и Елисея. Историей о богаче в аду Новый Завет особенно ясно говорит нам о том, что даже воскресение мертвых не преодолевает предубеждения неверующих: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук. 16,37). Разве воскрешение Лазаря и воскресение Господа Иисуса преодолело предубеждение книжников и фарисеев?
Истинное и продолжительное пробуждение происходит только и единственно только потому, что Божье Слово возвещается богобоязненными людьми во всей его ясности и полноте. Например, пробуждения, упомянутые в Ветхом Завете, происходившие во времена Иосафата, Иезекии, Иосии, Ездры и Неемии, служат убедительным доказательством этого. Так же и духовные пробуждения среди христиан за последние 500 лет являются ясным свидетельством того, что сердца изменяются возвещением несокращенного, полного Евангелия. Как и раньше, так и теперь, актуально основное Божье правило: «Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим. 10,17).
Конечно, в истории миссионерства то тут, то там происходили случаи, когда обаяние какого-то идола уничтожалось посредством очевидного чуда и тем самым прокладывался путь Евангелию. В особых миссионерских ситуациях это случается и сегодня. Но фактом остается то, что благословенное служение большинства миссионеров-первопроходцев таких как Г. Тейлор, К. Стад, А. Джедсон и Дж. Пейтон не было связано с чудесами и знамениями для неверующих. Павел говорит ясно (1 Кор. 1,21—22), что Богу угодно было уличить людей в их грехах не значением впечатляющих знамений и чудес и особо возвышенными философскими мыслительными процессами, но
«...благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». (1 Кор. 1,21—24).
Знамения и чудеса не устраняют предубеждений.
«Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Иоан. 12,37).
«Блаженны не видевшие и уверовавшие» — так говорит Господь (Иоан. 20,29), а философии, на которой базируется «пауэр-ивэнжелизм», Он выносит уничтожающий приговор:
«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мат. 12,39).
Библия ясно указывает на то, что знамения и чудеса могут вызвать у людей восхищение лишь на непродолжительное время. Однако, это восхищение превращается в ненависть, то есть страсть людей к чудесам больше не удовлетворяется, или если люди слышат слова, раскрывающие их собственный эгоизм и злые сердца.
К сожалению, в столь часто великолепных сообщениях современных «пауэр-проповедников» ничего не говорится о разочаровании и ожесточении тех людей, которые с большими надеждами приходили на исцелительные мероприятия, но не смотря на все пророчества и возложения рук, оставляли эти собрания такими же больными и к тому же еще и более огорченными. Как часто в прошлом подобные способы «пауэр-ивэнжелизма» служили питательной средой для цинизма и предубеждений неверующих. Кроме этого, люди позволяющие увлекать себя знамениями и чудесами, подвергаются большой опасности подпасть под чары знамений и чудес предсказанных для лжепророков и антихриста.
Следующие три места из Библии должны побудить нас быть крайне осторожными и занять критическую позицию по отношению всякого рода мероприятия, рекламой которым служат знамения и чудеса.
«Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мат. 24,24).
«...того (беззаконника), которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными...» (2 Фее. 2,9).
«... И творит (зверь-лжепророк) великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле...» (Отк. 13, 13-14).
Выводы
- Как в прошлые времена, так и сегодня Бог может творить чудеса, которые соответствуют Его суверенному волеизъявлению. В большинстве случаев они являются ответом на настойчивую, доверительную молитву верующих.
- Однако, сверхъестественное Божие вмешательство, как например, исцеление больных, материальная помощь и т.п., нельзя определять, как знамение в смысле «признаков апостолов» (Map. 16,17.20; 2 Кор. 12,12).
- Мы не можем вызывать Божии чудеса, как, например, пытались сделать при множестве безуспешных попыток воскрешения мертвых. Мы можем только смиренно просить об этом, если просьба соответствует воле Божией.
- Сравнение библейских мест, исследование истории Церкви ясно указывают на то, что чудеса со знамениями происходили не во все времена, а только при особых обстоятельствах и в начале новых периодов благодати. Следовательно, утверждение, что в наши дни евангелизация должна сопровождаться знамениями и чудесами, надо отвергнуть, как небиблейское.
- Знамения и чудеса не являются предназначенным Богом средством для приведения людей к живой вере. Для нас актуальны слова из Послания к Римлянам 10,17.
- Божии чудеса никогда не носили характер шоу и не должны использоваться для пропагандистских целей.
- Так как для последних времен о знамениях и чудесах предсказано как о делах лжепророков, то следует сохранять предельную бдительность в этом вопросе. На духовных деятелей, которые делают отличительным признаком своего служения чудеса и знамения, падает подозрение, что они — лжепророки.
- Во времена, когда Бог открывал свою власть посредством знамений и чудес, с помощью знамений Он наказывал грех в народе Божием. Если бы Бог и сегодня наказывал лицемерие смертью, как тогда в Деяниях Апостолов (5,1—11), то наши общины давно бы вымерли. Тогда бы мирская пресса не имела больше материала для издевательских, сенсационных статей, рассказывающих о двойной жизни известных телепроповедников и прочих знаменитых личностей христианского мира.
Этот материал еще не обсуждался.