Вольфганг Бюне
Игра с огнем
Райнхард Боннке - «комбайн Божий»
Боннке родился в 1940 г. в семье пятидесятнического проповедника, в земле Шлезвиг-Гольштейн. В 9 лет он обратился к Богу. Год спустя во время одного домашнего собрания одна из присутствовавших женщин увидела «видение»: маленького мальчика, преломляющего хлеб для тысяч чернокожих людей. Затем она обратилась к Райнхарду, который стоял рядом с отцом, и сказала: «Вот, он — тот мальчик, которого я видела в видении».
Уже в одиннадцатилетнем возрасте у Райнхарда возникает твердое намерение стать миссионером в Африке. Когда он был подростком, ему приснилась карта, на которой было написано название города: Иоганнесбург. В 15 лет Р. Боннке впервые испытал «поток силы Божией».
«Во время молитвенного часа в узком кругу меня вдруг пронизал поток силы Божией. Ощущение было такое, словно я сунул палец в электрическую розетку. Сердцем я отчетливо услышал слова: «Встань и возложи руки на сестру, стоящую позади тебя! У нее большая нужда». — Чувство ужаса объяло меня. Что подумает мой отец?! Он был проповедником в этой общине. Но Господь усилил поток энергии во мне. Я стал ощущать его еще интенсивнее. В конце концов я вскочил и возложил руки на голову той женщины. Я почувствовал, как этот поток энергии излился в нее через мои руки».
1959 году Р. Боннке начинает посещать библейскую школу в Сьювенси (Уэльс, Великобритания). К удивлению его родителей и всей общины, эта школа была «совсем не пятидесятнической, а евангельской», и довольно-таки консервативного направления. Но, несмотря на это, он имел там возможность продолжать молиться на языках, не раздражая при этом своих учеников и учителей, так как «они думали, что он молится по-немецки». У сотрудников этой школы он научился «жить верой». Все, в чем нуждались сотрудники и библейская школа, было вымолено у Бога, это, однако, не подлежало огласке. Когда директор однажды вновь поделился с учениками своей услышанной Господом молитвой, то Боннке совершил своеобразную молитву: «Господь, если Ты готов доверить мне, то я желаю стать мужем веры».
В 1961 году его духовная учеба закончилась. В день, когда он должен был отправиться домой в Германию, во время остановки поезда в Лондоне Боннке посетил дом Джорджа Джефери, который когда-то «принес британцам огонь полного Евангелия с огромными чудесами и знамениями». Сам Боннке об этой встрече рассказывает так: «...Он выглядел, как девяностолетний старик, хотя ему было только семьдесят два года. «Чего тебе?» — спросил он. Я назвал свое имя и затем мы стали беседовать о деле Божием. Неожиданно он вдруг пал на колени, потянув за собой и меня, и стал благословлять меня. Сила Святого Духа наполнила помещение и мне показалось будто бы помазание, подобное елею Аарона, стекает с моей головы «до краев одежды». Я оцепенел, затем поднялся и, попрощавшись, вышел. Четыре недели спустя Джефери вошел в славу Господню и это было похожее на то, что произошло с Илией...»
Приехав в Германию, Р. Боннке приобретает первый опыт, участвуя в евангелизационных мероприятиях Палаточной миссии и помогает организовать одну общину во Фленсбурге. Вскоре он женится на Анне и переезжает вместе с нею на Юг Африки, в Лесото, для миссионерского служения.
Там, кроме прочего, в 1970 году он переживает такую «славу и присутствие Божие», что не может выразить это в словах. Находясь в финансовом затруднении, он услышал глас Божий: «Кадка с мукой не опустеет и масло в кувшине не иссякнет!» На что он произнес: «Хорошо, Господи... вот это дело — будет кадкой, а вот это — кувшином. Мое дело разливать, а наполнять — эту задачу Ты возмешь на Себя». Боннке продолжает: «С тех пор, выполняя все задачи, которые поручал мне Бог, я больше никогда не испытывал денежных затруднений. Если и случалось, что я расходовал больше, чем у меня было на банковском счету, то вдруг обнаруживалось, что на мой счет поступили новые пожертвования».
Примерно на это же время приходится то евангелизационное мероприятие, на котором Боннке приобрел первый опыт в исцелении. Он пригласил для проповеди в палатке на 400 человек одного известного евангелиста. Но этот «муж Божий», внезапно прервав свою проповедь на середине, попросил Боннке продолжать евангелизацию самостоятельно. Когда же Боннке продолжил, то на следующий день на него, на переводчика и на всех слушателей излилась «сила Божия».
«Я едва был в силах продолжать. В сердце отчетливо был слышен голос. Никогда еще мне не приходилось слышать такого. Господь говорил: «Мои слова в твоих устах обладают той же властью, что в устах Моих».
«Голос Духа Святого вновь и вновь пробуждал его: «Призови всех совершенно слепых и скажи властное слово...» Он посмотрел на бедных слепцов и заявил решительно: «Я буду говорить к вам с властью Божией и вы увидите белого мужчину, стоящего перед вами. Ваши глаза откроются!»
Когда Боннке воскликнул: «Во имя Иисуса Христа да откроются ваши слепые глаза!», одна ослепшая четыре года тому назад женщина стала зрячей, и исцелился один ребенок-калека. Исходя из этого опыта, Боннке делает вывод о том, что Бог доверил ему служение более масштабное и переезжает из Лесото в Иоганнесбург. В то же время Боннке придумал свой не обоснованный Библией «военный клич»: «Мы разорим ад и населим небо!» Позже он добавил: «... и обреем дьявола наголо».
С 1975 года под руководством Р. Боннке начало свою работу миссионерское общество «Христос для всех народов».
«Пораженные Святым Духом»
В 1976 году Боннке проповедывал в Ботсване и для этой цели арендовал стадион. Там он впервые стал свидетелем того, как люди падают во время проповеди на землю.
Когда его спросили, что бы это значило, он ответил:
«Когда кто-то падает, то это не чудо, но знамение — знамение присутствия Божия».
Под конец этой евангелизации «Дух Святой» вновь стал побуждать Боннке: «Молись о людях, чтобы они получали крещение в Духе Святом!»
Затем Боннке попросил одного из своих сотрудников провести со слушателями разбор библейских мест на тему «крещение Духом», но ничего особенного из этого не вышло. К тому же, сотрудник забыл нечто весьма важное — побеседовать о говорении на иных языках».
Когда людей снова призвали пройти вперед, то вышла примерно тысяча человек, а потом произошло следующее:
«В тот момент, когда они подняли свои руки, будто что-то взорвалось посреди них. За несколько секунд все, кто только что стоял, лежали пластом на земле. Все они молились словами Господа на новых языках. Боннке с большим удовольствием взирал на этот святой беспорядок. Ему никогда еще не приходилось переживать что-либо подобное».
Явления такого рода являются характерной чертой всего служения Р. Боннке. На евангелизационных собраниях он обычно сначала проповедует о «крещении Духом и огнем», а затем за несколько секунд тысячи людей падают навзничь и начинают говорить на иных языках. Зачастую этот беспорядок, хаотичное нагромождение лежащих вповалку людей, определяют термином, который в переводе с английского переводится как «пораженные Духом», или «пораженные силой Божией». В Германии же обычно говорят о «покое в Духе», или о «сбивание с ног Духом».
В 1980 году на харизматическом конгрессе в Берлине Боннке рассказывал:
«В последний день у нас состоялась так называемая «ночь Святого Духа», и я говорил на тему «Крещение Духом и огнем». Когда мы спросили, кто желал бы прямо здесь, на этом месте получить крещение во Святом Духе, то на внутреннюю часть стадиона вышло около 5 тысяч человек. И в тот момент, когда они подняли руки, они сразу же начали славословить Иисуса. Это было подобно взрыву бомбы. Приблизительно за 3 секунды все 5 тысяч лежали плашмя на земле... И когда я проходил рядом с ними, то они начали подыматься, и я слышал, как тысячи славили Бога на новых языках. И тогда Господь сказал: «Время серпов прошло, ныне наступило время комбайнов!» Сейчас я ожидаю новую палатку, которая будет способна вместить 34 тыс. человек. Половину необходимых денег для ее приобретения Бог уже послал нам. Разве это не фантастично? Я уверен, что скоро поступят и остальные деньги. И тогда мы в Африке обреем диавола наголо. Аллилуйя!»
Массовые евангелизации
После евангелизации в Гарбороне Боннке осознал свое призвание стать «евангелистом масс». С тех пор в его сообщениях большие цифры играют важную роль.
«Большие цифры очаровывают его. Но не ради самих цифр, а ради дела Божия и Его поручения». Боннке говорит: «Публику не интересуют зрелища, в которых задействована горстка людей. Большие массы народа впечатляют. Если люди не идут к нам толпами, то нам следует серьезно проверить себя».
В 1978 году Боннке стало ясно, что для проведения евангелизации ему теперь уже нужна очень большая палатка. Во время одной из евангелизации, которая проводилась в маленькой палатке, разразился ливень. Вскоре потоки воды устремились в палатку. Боннке воззвал к Богу в молитве: «Дай нам, пожалуйста, такую крышу над головой, как следует!» И молниеносно в его сердце пришел ответ: «Доверься мне в вопросе приобретения палатки на 10 тыс. человек!» Он ответил: «Я доверяюсь Тебе, Господи».
Через два года в Южно-Африканской республике у него такая палатка появилась. Кстати, там же в городе Витфельде было построено новое административное здание для его миссии. Однако скоро и эта палатка оказалась слишком тесной и после того, как Бог очень ясно сказал Боннке: «Время серпов миновало, ныне настало время комбайнов», у того возникло желание обзавестись самой большой палаткой в мире — на 34 тысячи человек.
«С помощью этой палатки мы хотим в первую очередь достигнуть Евангелием Южной Африки, однако Бог открыл нашему обществу, что Он желает использовать ее и для всего континента: «Я умножу жатву втрое, так как время коротко. Для этого дела Я наделю вас троекратным помазанием Святого Духа».
Вначале Р. Боннке надеялся получить эту палатку за 18 месяцев, но потребовалось целых 5 лет, пока в 1984 году состоялось торжественное ее освящение. Но до того, в 1981 году во время проведения «Берлинских вероисповедных дней», организованных Ф. Шпитцером согласно полученного видения, Р. Боннке произнес речь. В ней он сообщал с восторгом:
«...Совершаются чудеса и знамения, как во времена Деяний Апостолов. В Германии ко мне пришел один оптик и сказал: «Я хотел бы что-нибудь пожертвовать для Африки». Я, конечно, обрадовался, так как мы срочно нуждались в деньгах. Он продолжал: «Я хотел бы подарить вам для Африки 3 тыс. очков, для раздачи среди бедных негров». — «Очки? Мы не раздаем очки на наших евангелизационных собраниях, а собираем их! Сколь часто мы становимся свидетелями, как Бог открывает незрячим глаза! Да и как вы это себе представляете? Вначале мы молимся о слепых — они становятся зрячими. И что? В заключение нам раздавать им очки? Это же никак не вяжется!»
(Между тем, сейчас Р. Боннке уже сам носит очки и теперь, наверное, отнесся бы положительно к пожертвованию очками).
В 1982 году Р. Боннке поехал по приглашению И. Чо в Сеул, чтобы посетить церковь Чо и задать ему «тысячу вопросов» и «возвратился в Южную Африку с окрепшей верой». «Когда я увидел, что совершает Чо и то, как Господь его благословляет, я сказал: «Господь, я доверялся Тебе еще слишком мало».
Через некоторое время Р. Боннке уже слыл «африканским Билли Грэмом». Он «был признан во всем мире одной из ведущих фигур в области евангелизации» и получает приглашения со всего мира. Его евангелизационные мероприятия и за рубежом сопровождаются «чудесами и знамениями». Например, в Хельсинки в 1983 году один человек, дотронувшись до пиджака Р. Боннке, «упал наземь под силой Божией».
На фоне всех этих фактов прибытие Р. Боннке на Амстердамскую конференцию евангелистов, созванную Б. Грэмом, в 1985 г. выглядело вполне естественным.
«Боннке ожидал от конференции многого. И не только потому, что там ему представилась возможность выступить. Он надеялся познакомиться в Амстердаме с как можно большим числом евангелистов из Африки. Он хотел встретить там единомышленников, поделиться своим видением будущего, завоевать их доверие для сотрудничества».
Так впервые у него состоялся разговор с Б. Грэмом, «который поразил Боннке своей осведомленностью в делах общества «Христос для всех наций».
В том же году Боннке посетил известного, но не признанного большинством пятидесятнических общин, евангелиста-исцелителя Т. Л. Осборна, который отличался своими крайними взглядами.
Осборн рассылает своих сотрудников по всему миру на специально оборудованных проекторами автомобилях, укомплектованных фильмами о чудесах, кассетами с проповедями и т.п. для распространения своего благовестия. Такие автомобили Осборн называет «комбайнами». Известно также, что за денежные пожертвования он рассылает «благословленные» карточки и платочки, которые якобы сильны сохранять от несчастья и исцелять болезни.
Курт Хуттен пишет об Осборне:
«Квадратный кусочек дерева стал верхом безвкусицы Осборна. Такие кусочки он разослал в ноябре 1976 года. Они будто бы были изготовлены из старой платформы, на которой Осборн стоял во время одного из собраний, когда его служение исцеления сопровождалось многими чудесами. На ней якобы целых два часа лежал труп некоего слушателя, который упал с дерева, а потом был воскрешен из мертвых. И Бог открыл Осборну, что сила, пребывающая на платформе, будет пребывать и на каждой ее части. Каждому жертвователю Осборн посылал маленький деревяный кусочек: «Не дари его никому и не теряй его, бережно храни его, ибо он предназначен лично для тебя и ничем не заменим!» При сравнении этих квадратиков оказалось, что они разного происхождения, сделаны не из одной и той же доски». (Хуттен — «Прорицатели, мыслители, энтузиасты» стр. 37).
Боннке использовал предоставившуюся возможность и в беседе, которая длилась 2 часа, поделился с Осборном своими «надеждами и планами на будущее».
«Оба деятеля расстались в духе любви и сотрудничества. Прежде чем уйти из кабинета Осборна, Боннке попросил великого евангелиста молиться о нем. — «Нет, брат», — ответил Осборн, — «ты молись обо мне». Немецкий брат-евангелист и масштабы его видения будущего Африки произвели огромное впечатление на Осборна».
В том же году Р. Боннке встречался с руководителем CBN, владельцем крупнейшей христианской телестанции Америки Пэтом Робертсоном (кстати П. Робертсон выставлял свою кандидатуру на пост президента на выборах 1988 года). Робертсон пообещал миссии «Христос для всех наций» порядочную сумму денег на 1984 год, а другую, тоже большую сумму, вручил Боннке тут же, так что тот возвратился в ЮАР со значительными пожертвованиями и с заверениями в финансовой поддержке на будущее.
С течением лет позиция Боннке в вопросе о призывах, пробуждающих к пожертвованиям, потерпела изменения. В 70-х в одной из своих проповедей он все еще посчитал нужным сказать: «Мы переживаем одно чудо за другими. Мы обошлись без кредита и тем не менее смогли оплатить все. Так обстоят наши дела и до сего дня: нам еще не приходилось платить ни пфеннига из кредитных процентов. Я никогда не прошу денег, я молюсь о них».
В 1983 году он опять продолжает в том же духе: «Бог оплачивает все, что заказано ради Него. Вот и эта огромная палатка — это дело не моих усилий, а Его». Однако, в дальнейшем завуалированные и откровенные призывы к пожертвованиям становились все конкретнее с каждым годом:
1985 год.
«Господь открыл мне: Он вложит в сердца столь сильное побуждение, какое нам еще никогда не приходилось испытывать, и чудесным образом скоро поступят деньги как ответ на молитву. Счет будет оплачен до 15.01.1986 года».
1987 год.
«...У нас все еще 1,65 млн. долга, который столь удручает нас, особенно меня, когда я подумаю о процентах... Судьба всех огромных евангелизаций повисла на ниточке... Я заранее благодарен за наши молитвы и практическую помощь, даже если она пока еще и не очень большая...»
1988 год.
«...Если мы желаем сохранить темп, то нам необходима срочная финансовая поддержка... Мы срочно нуждаемся в активных партнерах! В партнерах, серьезно молящихся и готовых помочь в финансовом отношении...»
1989 год.
«...Многие получатели журнала «Миссионс-репортаж» на протяжении многих лет еще ни разу не заявили о себе. Говоря об этом, я протягиваю руку. Нам необходимо партнерство, основанное на твердых обязательствах. Если мы хотим достигнуть цели предначертанной самим Богом, то это будет стоить усилий как в совместной молитве, так и в совместной жертве...»
Между тем не появляется уже ни одного номера журнала «Миссионс-репортаж», ни одного открытого письма, чтобы в них не звучали более или менее настойчивые просьбы о деньгах. 18 февраля 1984 года состоялось торжественное открытие огромной палатки. На него приехали гости из многих стран мира. Богослужением по случаю посвящения палатки руководили П. Бенгу и П. Шох. Главную проповедь сказал Р. Боннке. Призыву принять Христа Спасителем вняли 5 тыс. человек. Но 11 недель спустя, 6 мая, когда Боннке находился в Калькутте (Индия) на конференции «Бизнесменов полного Евангелия», разразившаяся буря разодрала крышу новой палатки, установленной в Капштадте (ЮАР):
«Самая большая евангелизационная палатка мира была разрушена! На ее месте стоял лишь скелет из канатов и стальных столбов. Оставшиеся куски крыши свисали вниз, и большую часть ее, общим весом около 20 тонн, ветер носил по улицам и садам Фалхаллы. В течение нескольких часов был уничтожен плод почти пятилетних трудов. В это было трудно поверить».
И тому, кто выступил с кличем «обрить дьявола наголо», пришлось, возвратясь из Индии воочию увидеть «застывшие в немом молчании устремленные ввысь стальные трубы каркаса. Рядом лежали разодранные, уже свернутые и связанные остатки брезента». А ведь сам Боннке, находясь в Калькутте именно 6 мая, «в уединении, там в Индии, славил и благодарил Бога за то, что в этот день исполнилось ровно 25 лет, как Он мне разрешил пребывать в Его служении». (25 лет, если считать служением 2 года библейской школы.) Теперь же после уничтожения палатки он задавал себе вопрос: «Не являлось ли это разрушение палатки подарком дьявола к этому юбилею?»
Однако, прибыв в ЮАР, он мужественно заявил: «Это только начало. Дьявол переступил дозволенные границы. Я сердцем знаю, что скоро произойдет что-то фантастическое. Это служение состоит из чудес».
18 месяцев спустя после того, как проповедник «Евангелия благосостояния» ученик К. Хейгена К. Коупеленд пообещал оплатить все расходы на новую крышу, палатка была восстановлена.
«Деньги на новую крышу я получил от известного и популярного в США учителя Библии, Кеннета Коупеленда. Сумма составляла ровно 2,53 млн. марок».
Переезд в Германию
В 1985 году, который считается годом «самым травмирующим для Райнгарда и его команды», было принято совместное решение перевести главную канцелярию общества «Христос для всех наций» из Витфильда (ЮАР) во Франкфурт (ФРГ), где Боннке удалось приобрести земельный участок со зданием для канцелярии и жилых помещений. Переезд повлек за собой неизбежный разрыв Р. Боннке со своими многолетними сотрудниками.
«Огненная» конференция в Хараре (Зимбабве) — 1986 год
Еще в 1983 году Р. Боннке, планируя провести в Африке «Огненную» конференцию, ездил в Амстердам на конференцию евангелистов, чтобы встретиться там с евангелистами из Африки и установить с ними контакт. И вот в апреле 1986 года в современном здании Центра конгрессов в городе Хараре собралось около 4000 делегатов со всего мира.
Среди докладчиков были такие известные, как Лорен Куниннгем (основатель общества «Молодежь с одной миссией»), Кеннет и Глория Коупеленд, проповедник «позитивного мышления» Роберт Шуллер. На этой конференции отремонтированная палатка была посвящена заново. Ее отстроили за средства, пожертвованные К. Коупелендом. Саму же конференцию назвали «второй Пятидесятницей». Коупеленд восторженно сообщил:
«Мы приближаемся к одному из самых великих периодов спасения Божия. Нам видится спасение целого континента. Я пережил на этой «огненной» конференции такое, чему мне еще никогда не приходилось быть свидетелем. Атмосфера была наэлектризована пробуждением, верой и единством, что весьма благотворно воздействовало на мое сердце. Воистину это стало самым чудесным проявлением духа пробуждения, какое мне когда-либо приходилось переживать».
После того, как Р. Боннке опустился «наземь под помазание Духа», Д. Ньюберри произнес на конференции «пророческое слово». «В нем извещалось о том, что скоро произойдет великое излияние Духа Божия, и Боннке приобретет во имя Иисуса целый народ и предстанет перед властителями и царями мира. Кроме того было сказано, что Господь соберет сильное воинство и укрепит служение общества «Христос для всех наций» и то, что ныне в мире настало время для нового движения Святого Духа».
«Начало величайшего излияния Святого Духа на Европу»
«Огненная» конференция во Франкфурте в 1987 году
Конечно, переезд из ЮАР в ФРГ означал также и то, что деятельность Боннке теперь уже не сосредотачивается преимущественно на Африке, все более распространяется и на Европу. «Дух Божий ясно сказал, что наше переселение во Франкфурт связано с планом Божиим для Европы». Поэтому планирования и проведения во Франкфурте в 1987 году «огненной» конференции были вполне понятными. Пригласительные билеты содержали обещания:
«Начало самого большого в Европе излияния Духа Святого... Бог совершит знамения и чудеса! Для Европы наступил новый день. Германия, Швейцария, Австрия — вся Европа будет объята славой и силой Святого Духа...»
Р. Боннке, очевидно, не придал значения мудрому предостережению Соломона, содержащемуся в Книге Притчей 27,2 и поместил на пригласительных билетах следующее слова:
«После приблизительно семи лет миссионерской деятельности «на слабом огне» в Африке, я пережил духовную перемену... произошли чудеса и знамения. Люди толпами стали обращаться к Господу. На одно единственное богослужение, чтобы услышать Слово Божие, люди устремлялись сотнями тысяч. Для миллионов драгоценных душ я должен был стать путеводной звездой к Иисусу. В 1986 году я пережил момент, когда во время одного из собраний Святым Духом и огнем было крещено около 100 тыс. человек. Столь громадное воздействие Божие можно охарактеризовать только как ДУХОВНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ.
А Европа? Я уверен в том, что Бог намерен совершить в Европе нечто большее. За одну ночь Он в силе превратить отлив в прилив! Час пробил! Волны славы Божией прокатятся над Европой! Ограничить действие Божие не сможет никто... Эту конференцию я рассматриваю как ОГНЕННОЕ СИЯНИЕ Божие, как сигнал для всей Европы. Господь сказал мне это вполне конкретно, и я ничуть в этом не сомневаюсь, что даже наша африканская огромная палатка будет использована и в Европе. Нам она понадобится, когда начнется жатва... Для Европы наступила новая духовная эпоха... Этот листок — Божий призыв, обращенный к Вам, дорогой читатель, что бы и Вы присутствовали при этом вместе с нами во Франкфурте...»
5—9 августа 1987 года на территории франкфуртской ярмарки собралось до 14 тыс. человек. Среди выступивших были: Л. Каннингем, Р. Мэкколи, Б. Хинн, П. Шох, В. Синен.
Особенно высоким был накал атмосферы, царившей во время вечерних собраний. Музыка, пение «на языках», говорение «на языках», пророчества, исцеления, аплодисменты («жертва хлопками») и даже танцы: «Братья и сестры, телевидение тут, телевидение там, а мы будем танцевать!»
Когда было предложено принять «особое помазание», участники устремились вперед, чтобы получить его посредством возложения на них рук и тут же упасть «убитыми Духом». Бенни Хинн осмелился объявить во всеуслышание: «Святой Дух сказал мне, что тот, на кого я сегодня вечером подую, тот примет помазание особое». При этих словах он начал дуть в микрофон. В каком направлении он дул, в том падали люди. Часть из них поднявшись разражались хохотом. Хинн объяснил это как «смех Святого Духа».
Возвещение Евангелия Р. Боннке во время вечерних собраний состояло из смеси проповеди, которую он преподносил слушателям то шепотом, то плаксивым голосом, то, наконец, криком, «пророчеств», «говорения на языках», «пения на языках», возгласов «Аллилуйя!» и аплодисментов слушателей. В последний вечер Боннке пригласил всех присутствовавших евангелистов выйти вперед, чтобы принять «особое помазание». Большинство людей тут же устремились вперед, для того чтобы позволить Боннке по-быстрому возложить на них руки, и в заключение всего упасть, опрокинувшись «от прикосновения силы Божией».
Обозреватель кассельской газеты, комментируя конференцию в воскресном выпуске, пожалуй, попал прямо в точку, написав:
«На этом шоу внушения, изобиловавшем драматургическими шедеврами, Райнхард Боннке после некоторых затруднений вначале (он охрип) смог овладеть десятками тысяч людей».
Редактор «Миссионс-репортаж», подводя итоги, придерживается иного мнения по этому поводу:
«Я убежден, что во Франкфурте начался особый период Божьего плана спасения... Что-то сливается воедино. Множество разрозненных огней объединяются в сплошные пожары, так что вскоре возникнет огненный ураган. Это по-библейски, и таково обетование. Так почему бы нам этого не принять».
Европейская «огненная» конференция в Бирмингеме (Англия) - 1988 год
С 19 по 24 июля в Бирмингеме состоялась следующая «огненная» конференция. На пригласительных Боннке писал:
«...теперь последует повторный удар: с 19 по 24 июля в Бирмингеме в Англии. Мы ожидаем прибытия от 30 до 40 тысяч участников и уже позаботились о том, чтобы арендовать стадион «Вилла Парк», так как залы будут слишком малыми для этого и не смогут вместить всех приехавших. Я рад тому, что среди выступающих будет председатель Евангельского альянса Великобритании Его преподобие Клайв Колвер. За пределами Западной Германии мы пользуемся великим признанием как пятидесятники и харизматики. Огонь Святого Духа захватывает огромный плацдарм среди народа Божия и это причина нашего ликования... Господь показал мне Европу, пылающую в сиянии славы Его! Здесь должен произойти крупный духовный прорыв... Итак, всякий, кто алчет пробуждения и евангелизации во Святом Духе, не может упустить это событие и не приехать в Бирмингем...».
Хотя ожидавшиеся 40 тыс. участников не приехали, а, согласно данных самого Боннке, на заключительном собрании присутствовало всего 19 тысяч, журнал «Миссионс-репортаж» по окончании этого мероприятия поместил статью, где сравнивались Франкфуртская и Бирмингемская конференции:
«Европейская огненная конференция во Франкфурте была бурной, мощной и уж, безусловно, не тихой. О трагизме разделенной страны не было умолчано. Эхо конференции в органах массовой информации было весьма громким и, сверх ожиданий, положительным. Церкви и общины прислушивались и ожидали, что скажет Бог. Европейская конференция в Бирмингеме тоже была слышна и ощутима. Там тоже ликовали, смеялись, танцевали, но и плакали, то печалясь, сознавая грех и провинность, то радуясь. Но все проходило мягче, естественнее, и как-то непринужденнее. Для органов массовой информации эта конференция не стала сенсацией. Но для христиан из многочисленных церквей и общин, конечно, и для тех, кто не смог там присутствовать, эта конференция стала знамением Божиим. Оно имеет огромное значение и достигнет также и континентальной Европы!»
Р. Боннке писал, подытоживая прошедший 1988 год:
«1988 год был для меня и для моих сотрудников самым благословенным и плодотворным годом жизни. Не преувеличивая и со смирением в сердце я могу сказать, что мы еще никогда не собирали столь огромный урожай душ для Иисуса Христа. Миллионы людей услышали Евангельскую весть и приняли Иисуса Христа своим личным Спасителем и Господом. Сотни тысяч получили крещение во Святом Духе и бесчисленное множество испытало на своих больных телах исцеляющую силу Иисуса! Таковы знамения, которые сегодня являет нам Бог, но у нас есть все основания верить, что совершится еще нечто более величественное!... С этим я вхожу в новый 1989 год. Господь дал нам программу: От Африки до Сингапура и Индонезии. От Советского Союза до США. От Южной Америки до Скандинавии!»
Отличительные характерные черты «третьей волны» в служении Р. Боннке
Так как Боннке больше занимается евангелизацией, чем самим учением, то влияние тех или иных учений на него можно определить, лишь анализируя его деятельность, проповеди и сообщения.
Сны и видения
На протяжении всего жизненного пути Р. Боннке сопровождают сны, видения и различные явления. Следующее его высказывание о снах, указывают на его близость к И. Чо:
«Сновидцы — люди, изменяющие мир. Иисус Навин, уже будучи немолодым человеком, заранее отнес к себе пророческое слово Иоиля: «Старцам вашим будут сниться сны». Сны о приобретении мира для Христа — это знамение харизматическое. Это и было, собственно, тем видением, которое в начале пятидесятнического движения побуждало людей настойчиво искать силу Святого Духа. Ради этого и посылает Бог силу Свою. Это третий шаг на пути божественного успеха. Развивай свое духовное представление о том, что ты желаешь совершить для Бога, а затем работай и воплощай свое видение в практику. Без видения народ Божий погибает».
«Четвертое измерение»
И это учение И. Чо отразилось на служении Р. Боннке:
«Мы не можем служить Богу на уровне доступном человеческому пониманию. Я все время удивляюсь, глядя на людей, которые думают, что Божию чудотворную силу можно объяснить логически. Как же тогда, к примеру, объяснить логикой то, что Иисус ходил по морю? Это же не имеет с логикой ничего общего, оно связано с четвертым измерением — чудотворной силой Божией. Здесь мы находимся в другой плоскости, в плоскости Божией...»
«Сила изреченного слова»
Р. Боннке также, как и И. Чо, получает видения и образы исцелений, о которых затем рассказывает:
«В тот момент, когда Райнхард замолчал, чтобы подождать переводчика, он услышал «внутренний голос», произносящий «слова», которые Боннке едва не лишили дара речи. Он услышал: «Мои слова в устах твоих обладают той же властью, что и в устах Моих». Он лихорадочно, будто в горячке соображал, что к чему, а голос все время повторял эту фразу. Затем Райнхард увидел словно на экране, действие силы Славы Божией. Бог сказал, и совершилось. Иисус сказал ученикам, что они изрекут слова обращаясь к горе, то она упадет в море... Переводчик поднялся и Боннке продолжал проповедь. Голос Святого Духа продолжал побуждать его: «Позови всех, кто совершенно слеп, и скажи властное слово». Боннке с трудом верил в то, что слышит внутри себя, но не осмелился проявить непослушание Святому Духу...»
После описания этого события биограф Р. Боннке пишет далее: «Райнхард вступил в новое измерение своего служения Иисусу. Он вкусил настоящего меду и теперь никогда бы не стал довольствоваться его заменителями».
Благосостояние и успех
Влияние И. Чо, тесные связи с Коуплендом, известным проповедником «Евангелия благосостояния», сотрудничество с Р. Шуллером, интенсивные отношения со «Словом веры» в Германии и в последние годы все более тесное сотрудничество с Р. Мэкколи — все это оставило глубокий след в жизни и в служении Р. Боннке. Мэкколи, бывший спортсмен-культурист, а ныне пастор общины в г. Рандбурге (ЮАР) является учеником и близким другом К. Хейгена, а также приятелем К. Коупеленда. Мэкколи открыто проповедует «Евангелие благосостояния» и, кстати, принадлежит к штабу-совету общества «Христос для всех наций».
Р. Стиль, биограф Р. Боннке и Р. Мэкколи, пишет о сотрудничестве этих евангелистов:
«По мере того, как возрастал в служении Р. Боннке, укреплялось и его отношение к Рею. Рей не только участвовал в служении на «огненной» конференции в Хараре в апреле 1986 года, но и, как Боннке, в августе того же года проповедывал за кафедрой Второй конференции веры в Мюнхене. В 1987 году Рея пригласили во Франкфурт на Европейскую «огненную» конференцию в качестве главного докладчика. Есть полные основания полагать, что в ближайшие годы Рей и Боннке начнут еще более масштабную совместную евангелизационную деятельность. Оба деятеля обнаружили в Европе первые предпосылки духовного пробуждения и усматривают здесь еще нивы, поспевшие к жатве, которую предстоит собрать для Господа Иисуса Христа».
Передача духовных даров через возложение рук
Подобно Дж. Уимберу, Р. Боннке убежден, что духовные дары могут быть переданы другому через возложение рук. На «огненной» конференции в Хараре в 1986 году он возложил на делегатов руки, а затем произнес следующее обетование:
«Сейчас произойдет что-то чудесное и это «что-то» относится не только к данной евангелизации. Слушайте слово Господне: «Сейчас вы получите помазание исцеления, и оно будет гореть в руках ваших, как огонь. Если затем вы пройдете вперед и возложите руки на безнадежно больных, то сила Божия, подобно огню, проникнет в этих больных, и они получат исцеление. Таким образом будет созидаться Царство Божие, а дела дьявола разрушаться».
Дар дерзновения
Жизненный путь Р. Боннке пока свидетельствует о том, что этот человек строит большие планы и обладает смелым видением будущего. От некоторых его высказываний создается впечатление, что такие добродетели как скромность и смирение не относятся к плодам Духа Божия:
«Вся Африка получит спасение в крови Иисуса».
«Не боясь преувеличить, мы как миссионерское общество можем сказать, что были свидетелями того, как сила Божия потрясла всю страну. Несколько сотен тысяч душ приняли Иисуса Христа своим Спасителем».
«Господь дал обетование, что когда покорим все страны от Капштадта до Каира, то ко Христу обратятся целые народы».
«Я стоял там и говорил как командующий во Святом Духе, как рупор всемогущего Бога».
«Я вижу себя, иногда почти наяву, в роли новозаветного священника несущего кровь Иисуса Христа народам этого большого и чудесного континента».
«Бог свершит Свое дело в Европе. Этот континент будет потрясен силой Божией. Огненная волна Святого Духа, волна славы Божией покроет эту землю».
«Бог совершит знамения и чудеса. Для Европы наступит новый день!»
«На некоторых собраниях мы пережили нечто потрясающее: призыву ко спасению последовало от 70% до 90% присутствовавших. Воистину гигантские масштабы!»
Некоторые высказывания Р. Боннке дали повод задуматься даже его сотрудникам о том, не слишком ли тот дает волю своему языку. Но возможно и то, что приведенные изречения — это не плод неразумной, завышенной оценки собственных сил, а результат трагического самообмана: «Мои слова в твоих устах обладают той же властью, что и в устах Моих».
Конечно, Р. Боннке исполнен страстным желанием спасать души для Христа. Несомненно, он обладает ярко выраженным даром речи и получил от Бога дар евангелизации, правда, при заметном отсутствии скромности и смирения. Культ «звезды», создаваемой вокруг него, и которому он не противится, угрожает стать для него ловушкой. Если одаренный евангелист, к тому же блестяще владеющий риторикой, сознательно или несознательно пользуется законами внушения и групповой динамики, а в качестве стимулятора прибегает к музыке и танцам, то опасность того, что он превратится в обольстителя масс, весьма велика...
К сожалению, Р. Боннке в своей деятельности с трудом поддается корректировке: «Плевал я на всех моих критиков!» Во всяком критическом замечании он видит врага, «выползающего из своих нор и готовящегося напасть». Таким образом, есть все причины опасаться, что с ним может случиться то, что в последние месяцы с горечью пришлось пережить некоторым «исполненным Духа» евангелистам и что подтвердило справедливость слов Ч. Сперджена: «Еще ни разу не бывало с каким-либо возгордившимся своим красивым оперением святым случая, чтобы Господь не выщипал это оперение перышко за перышком».
Этот материал еще не обсуждался.