Вольфганг Бюне
Игра с огнем
Джон Уимбер и «пауэр-ивэнжелизм»
По мнению Вольфрама Копферманна, назвавшего Д. Уимбера «ведущей фигурой западного христианства», значение деятельности Уимбера заключается в следующем:
«В его личности объединяются три очень важных для будущего протестантизма потоки: евангельское движение, из которого он сам пришел, и к которому продолжает причислять себя, Движение за рост общин, наиболее одаренным представителям которого в США он считается до сих пор, и движение Святого Духа XX века, в первых рядах которого он трудится».
Уимбер рассказывает о себе, что он был воспитан как язычник в четвертом поколении и в молодости смыслом своей жизни избрал музыку. Он стал профессиональным музыкальным предпринимателем и сделал себе карьеру на джазе и рок-н-ролле.
Когда его жена Кэрол в 1962 году вместе с тремя детьми оставила его и стала грозить разводом, у Джона начинается духовный кризис. С горя он пытается найти успокоение в религии, начинает молиться. Жена идет на уступки и примирение, однако с одним условием: он должен обвенчаться с ней по католическому обряду, так как Кэрол была католичкой. Через некоторое время на одном из собраний в домашнем христианском кружке Уимбер и жена обратились и тут же стали членами квакерской общины. Позже Джон стал вторым пастором, Кэрол — старостой общины. Говорить на языках Джон стал сразу по своем обращении, но жена в то время еще предостерегала его от этого. Спустя 17 лет Кэрол Уимбер приснился сон, будто она проповедует против использования духовных даров. В конце проповеди ее охватил приступ жара:
«Жаром было объято все мое тело, а потом он начал выходить у меня изо рта. Я проснулась и стала говорить на ином языке».
В то время Джон был сотрудником Фуллерского института евангелизации и роста общины.
В 1976 году супруги Уимбер организовали в квакерской общине домашний кружок, который вскоре насчитывал 125 членов.
В 1977 году Уимбер вместе с 150 последователями выходит из квакерской среды и основывает собственную общину, носящую ныне название «Виноградник христианского общения» и становится ее пастором. На данное время (1988) число общин, принадлежавших к этому объединению, достигло 235. Они насчитывают 80 тыс. членов. Известный писатель и психиатр Д. Уайт и другие деятели из евангельских христиан сотрудничают с этими церквами в качестве пасторов.
В последующие месяцы у супругов Уимбер появилось ощущение, что им как-будто недостает Божьей силы и они стали молиться об этом.
Однажды, после прочитанной лекции о «крещении Духом», Уимбер по просьбе слушателей стал молиться и возлагать на них руки. Кэрол вспоминает:
«Невероятная сила струилась из его рук. Когда он прикасался к кому-нибудь, тот тотчас же падал наземь. У Джона было такое ощущение, будто руки излучают некую духовную энергию, похожую на электричество. Это было его первое переживание такого рода, когда из него исходила энергия.
Спустя несколько дней Джон пережил случай, когда по его молитве исцелилась одна девочка: ее укороченная нога начала дрожать, дергаться, пока не вытянулась на нормальную длину. Когда после этого исцеления Джон начал дома обмениваться со своей женой впечатлениями по этому поводу, он говорил ей, наливая себе стакан молока: «Я полагаю, что, если проповедывать и учить Слову Божьему, тогда Святой Дух...» Но дальше говорить не смог. После слов «Святой Дух» у него внезапно отнялись ноги и он едва удержался, уцепившись руками за край стола, чтобы не упасть. Он удивительно взглянул на Кэрол и сказал улыбаясь: «Кэрол, я думаю, что нам с тобой придется пережить и еще кое-что».
Час рождения «пауэр-ивэнжелизма»
В праздник Дня Матери 1981 года случилось следующее происшествие: одна церковь, возросшая до уровня 700 членов, стала свидетелем, как по молитве одного молодого человека сотни людей вокруг задрожали, попадали, и заговорили на языках. Когда Кэрол приблизилась к телам «пораженных», она почувствовала энергию, исходящую от них «...это было что-то похожее на жар или электричество».
Поначалу Джон Уимбер, не зная, как ему надлежит все это понимать, пришел в большое смятение и всю ночь провел за Библией и книгами в поисках объяснения. В конце концов в 5 часов утра он воззвал в молитве к Богу:
«Господи, если все это от Тебя, но дай мне знать об этом». Вскоре, после этой молитвы зазвонил телефон и приятель пастора обратился к Джону со словами:
«Извини, что беспокою тебя в столь ранний час, но должен сообщить тебе нечто странное. Не знаю, что это значит, но Бог повелел сказать тебе: «Это от Меня, Джон».
Приняв этот телефонный разговор как подтверждение Божие, он отбросил всякое сомнение. «С тех пор, — пишет Уимбер, — первое что бросается в глаза посетителям нашей общины, так это — знамения и чудеса».
В 1983 году Уимбер основал организацию «Виньярд министриз интэрнэйшнэл» («Виноградник международных служении»), которая проводит в США и за рубежом мероприятия на темы «Рост общины», «Пауэр-ивэнжелизм», «исцеляющее служение», «Полновластная молитва». За последние годы в Европе, а именно: в Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Швеции, Швейцарии и Германии — состоялось несколько конференций. Согласно данным самого Уимбера он и его коллектив смог провести обучение около 100 тыс. церковных служителей. Общее же число участвовавших в его конференциях достигает в мире 400—500 тыс.
Направление «третьей волны»
И. П. Вагнер, и Д. Уимбер согласны во мнении, что «третья волна» должна достичь прежде всего консервативных, нехаризматических евангельских христиан, на которых две предыдущие «волны» не повлияли, или едва затронули.
Джон Уимбер:
«Облик евангельских групп и общин начинает преображаться и притом, очень быстро. Фундаменталисты и консервативные евангельские христиане, не являющиеся харизматиками, не смогут уже больше игнорировать первые две большие волны Святого Духа в этом столетии... Хотя и не все, но большинство фундаменталистов, стоящих сейчас вне влияния двух первых больших волн, держаться за старые, полувековой давности критические воззрения относительно пятидесятнических эксцессов. Я полагаю, что чем сильнее становится действие Святого Духа вокруг них, тем громче они заявляют о своей оппозиции к пятидесятникам и харизматикам. Но все же некоторые из них примут помазание и преобразятся.
Вторая группа — это консервативные евангельские христиане. В ней уже начинают проявляться признаки того, что именно она является целью новой, третьей волны. Консервативными евангельскими христианами я называю группу верующих-нехаризматиков, но при этом, не обязательно антихаризматиков. Многие годы к этой группе принадлежал и я».
П. Вагнер:
«Третья волна» началась в 1980 году. Тогда все возрастающее число традиционных евангельских общин и их организаций, которые, хотя и не были и не желали становиться пятидесятническими, или харизматическими, начали все более открываться доступу воздействия Святого Духа».
Отличие «третьей волны» от двух предыдущих
Существенную разницу между «третьей волной» и двумя первыми Д. Уимбер видит в том, что в «третьей волне» силой Божьей для служения облекаются не преимущественно штатные пастора, как то было в «первой волне», и не только ответственные из мирян руководители домашних кружков и ячеек, как во «второй волне», но все христиане.
«Вместо обучения одних только евангелистов, проповедников-исцелителей или же руководителей кружков, в третьей волне силой Святого Духа для служения и, в особенности, для евангелизации и божественного исцеления облекаются все христиане».
«Если я — один из руководителей «третьей волны», и если служение общин-виноградников является характерной чертой ее сути и цели, то следовательно, она является волной облечения. Под этим я понимаю волну, в которой все христиане получают дерзновение для молитвы о больных и для пользования всеми дарами. Исходя из этого я провожу не исцеляющие богослужения, а учебные семинары. Я стремлюсь к тому, чтобы исцеляющее служение было принятым во всем Теле Христовом. Мне не хотелось бы, чтобы служение ограничивалось участием лишь немногих верующих исцелителей».
Особым признаком, отличающим «третью волну» от первых двух, П. Вагнер называет «отсутствие вызывающих разногласия элементов». Это вызывает у Уимбера особый восторг, ибо для него «высшим приоритетом является желание мира и единства Тела Христова». Он цитирует Д. Блеша:
«Единственный духовный путь к такому единству (среди христиан) — возвращение в библейской вести и учению с одновременным применением традиций всей Церкви».
Итак, единство должен обеспечить старый принцип католической церкви — Библия и традиция. Поэтому нам вряд ли удасться найти в книгах Уимбера хоть какое-нибудь разграничение в этом вопросе. И не стоит удивляться, когда церковно-историческими «коронными» свидетелями «пауэр-ивэнжелизма» он называет папу Григория I, Тертуллиана (монтаниста), Игнатия Лойолу (основавшего в 1540 г. орден иезуитов), а также чудотворные исцеления в Лоурдесе.
Манеры Д. Уимбера
Известный евангельский богослов Д. Паккер, характеризуя харизматическое движение, называет его своего рода хамелеоном, приспосабливающимся оттенками своего богословия к окружающей среде, в которой находится, и, когда внешние факторы изменяются, то и он изменяет свою окраску». Это сравнение очень подходит и для характеристики «третьей волны», и, в особенности, самого Д. Уимбера. Для того, чтобы достичь цели и повлиять на консервативных нехаризматиков, у Уимбера имеются очень хорошие предпосылки. Ему известен образ мышления и способы аргументации евангельских христиан-фундаменталистов, да и сам он называет себя диспенсационалистом, хотя является сторонником воззрений, противоречащих утверждению большинства диспенсационалистов о том, что в Новом Завете Израиль и Церковь Христова не идентичные понятия, и в этом вопросе считает диспенсационалистов самыми ярыми противниками своих взглядов.
«Самыми упрямыми защитниками учения о прекращении знамений и чудес являются диспенсационалисты. Они верят в определенные периоды спасения, временные отрезки истории, в которых Бог действует особым образом. Благодаря Библии Скоуфилда, в сносках которой диспенсационализм просматривается очень явно, теория об окончании периода чудес распространилась среди миллионов евангельских христиан англоязычных стран и среди фундаменталистов».
Кроме того, Уимбер правильно понял, что для многих евангельских христиан преткновением служит не столько учение и практика харизматиков, сколько сама их манера держаться. Он пишет о «известнейшей телеисцелительнице» Кэтрин Кульман: «Ее речь показалась мне слишком жеманной, а одеяние — слишком экстравагантным. Манеры ее были театральными, а все поведение отдавало мистицизмом... Облик ее личности скорее удерживал меня от созерцания Божественного действия, нежели приближал к нему». Но тут же он спешить добавить в скобках: «...между тем я ценю К.Кульман и учился у нее».
Богослужения исцеления других харизматиков он также находит возмутительными:
«Кэрол и я посетили некоторые богослужения исцеления... Мы были возмущены, у нас создалось впечатление, будто «исцелители по вере» интересовались прихожанами только из-за денег. Хотя некоторые люди получали явные исцеления, мы не могли поверить в то, что эти исцеления были от Бога. Мы были уверены, что Иисус никогда бы не стал устраивать подобных спектаклей. Исцелители были напряжены, словно для театрального представления, они толкали людей так, чтобы те падали, и, вдобавок ко всему называли, это «силой Божьей». А деньги! Они хотели денег больше и больше, говоря людям, что, если они дадут деньги, сразу получат исцеление».
Поэтому Д. Уимбер во время своих мероприятий держит себя в иной манере. На Франкфуртском конгрессе в 1988 году он держался в основном в тени и, кроме проповеди, появлялся на публику лишь для коротких приветствий участникам конгресса. Одет он был совсем не экстравагантно, скорее небрежно. Он ходил среди присутствующих непринужденно. Кличка «медведь» действительно очень подходила к нему. Он воплощал в себе тип такого себе добродушного, внушающего доверие отца, в котором нет никакой заносчивости. Обычные для харизматиков в таких случаях шоу отсутствовали: никакого экстаза, никакого подхлестывания чувств потоками слов или повышением тона голоса, никакого попрошайничества.
Выступление его сотрудников тоже были деловыми, в некоторых моментах даже весьма взвешенными, а иногда и самокритичными. Это устраняло многие предубеждения у слушателей-нехаризматиков и вероятность того, что под конец богослужения они откроются для заключительного эмоционального исцеляющего и освобождающего служения была весьма реальной.
Учение Уимбера о «пауэр-ивэнжелизме»
Что же это такое — «пауэр-ивэнжелизм»?
Уимбер определяет это понятие так: «Это такое возвещение Евангелия, которое и находится в пределах, доступных человеческому пониманию, и в то же время превышает их. Оно являет человеку доказательство Божьей мощи посредством знамений и чудес и делает Величие Божие доступным его познанию». По убеждению Уимбера: «...знамения и чудеса являются визитной карточкой Царства Божия» и не связаны лишь со временем Иисуса Христа и апостолов; «...конкретный образ действия Христа (включая знамения и чудеса) должен стать составной частью нормальной жизни христианина». «Под «пауэр-ивэнжелизмом» я понимаю такое представление Евангелия, которое не только доступно постижению разумом, но и содержит элементы, недоступные для него. Такая проповедь Евангелия сопровождается видимыми проявлениями Божьей мощи — знамениями и чудесами. «Пауэр-ивэнжелизм» является самопроизвольным внушенным Духом, властным изложением Евангелия. Этому изложению предшествуют и способствуют видимые знаки присутствия Божия».
Диспенсационалистов, как например, Скоуфилда и Варфильда, Уимбер упрекает в том, что их утверждение, что чудеса и знамения с окончанием первоапостольских времен прекратились, не имеет под собой библейского основания.
«Наиболее слабым местом в позиции занятой Варфильдом, является тот факт, что, утверждая, будто божественные чудеса прекратились со смертью апостолов и их поколения, он не может сослаться на Библию. Нигде в Писании нет такого места, которое говорило бы об этом или давало бы повод к такому заключению».
Согласно учению Уимбера, такие видимые знамения, как изгнание бесов, исцеление больных, воскрешение мертвых и в наши дни являются признаками наступающего Царствия Божия, которое, по словам Уимбера, пока что, до пришествия Христа, находится на «вражеской территории». По его мнению в тех случаях, когда практикуется «пауэр-иванжелизм», происходит столкновение сил — Божьей и дьявольской. При этом часто приходится встречаться и бороться с бесами.
«Когда Царство Божие вступает в прямой контакт с царством мира сего (Иисус сталкивается с сатаной), происходит столкновение. Управлять этим столкновением (хаотичным и не поддающимся учету), для нас обычно сложно».
Однако, в таком понимании Уимбером Царствия Божия следует отметить один положительный момент, благотворно отличающий это понимание от того, что сегодня проповедуется (и притом не только в харизматических кругах), а именно, необходимость ясного возвещение Евангелия:
«Неверное возвещение Евангелия будет порождать христиан с неправильными взглядами, в лучшем случае, христиан бессильных. Что и случается сегодня слишком часто. Вместо призыва к принятию господства Христа и вступлению в ряды Его воинства, люди слышат Евангелие, сформулированное согласно человеческого «я»: «Приди к Иисусу, позволь Ему помочь тебе в той или иной нужде! Позволь Ему наполнить твою жизнь! Используй свои возможности». Это не то Евангелие Царствия Божия, которое проповедывал Христос и за которое приходится платить дорогую цену: «Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Map. 8,35).
Цель «пауэр-ивэнжелизма»
Уимбер утверждал, что «пауэр-ивэнжелизм» поможет преодолеть предубеждения и сопротивление неверующих и настанет время, когда многие покаются, возникнет «большая готовность повиноваться повелениям Христа». Далее, согласно его учению следует, что зачастую зримые знамения воздействуют сначала на тех, кто евангелизирует, и лишь за тем на тех людей, на которых они и должны действовать:
«Зримые знамения могущества Божия, приводящие к покаянию, часто случаются прежде над евангелизирующими и лишь затем над людьми, которых евангелизируют. В день Пятидесятницы люди «пришли в смятение, изумились и недоумевали». Но многие из них сразу же заняли другую позицию: они стали соучастниками благодати Божией. Когда нехристиане становятся свидетелями откровения силы Божией по отношению какого-либо христианина, то и сами они чудесным образом открываются для восприятия Евангелия Царства Божия».
«Рост общины за счет одного только благовествования происходит довольно в редких случаях».
Свои соображения Уимбер основывает на служении Иисуса, Его поручении апостолам и служении самих апостолов (Лук. 9,1—6, Марк. 16,15—18), а также примерами из истории Церкви. Свидетелями в пользу знамений и чудес уже в нашем столетии Уимбер называет Боннке, Эрло Штэгена, пророка Харриса, Жака Жира, Томми Хикса и Субу Рао.
Обращает внимание на себя тот факт, что перечисляя эти свидетельства, Уимбер упоминает также и тех деятелей, которые рекомендуют употреблять таинства для исцеления и придают большое значение «ходатайству реликвий святых». Так, он цитирует Августина:
«Иногда слышатся утверждения о том, что чудес, о которых рассказывают христиане, больше не бывает... Однако, воистину и сегодня еще именем Христа творятся чудеса: иногда через таинства, а иногда и при помощи ходатайства реликвий святых Его».
Служение исцеления
К важнейшим чертам «пауэр-ивэнжелизм» Уимбер относит исцеление больных. Он рассказывает, что Бог сказал ему: «Да, христиане призваны исцелять больных в той же мере, в какой они призваны и евангелизировать». В публичных исцелениях больных Уимбер видит действенную поддержку для евангелизации и распространения Царства Божия:
«Еще одним основанием молитвы о больных является то, что исцеление содействует евангелизации. Исцеление — это помощник Евангелия. Этому я научился у студентов из третьего мира»..., по утверждению которых «молиться об исцелении людей проще, нежели благовествовать им о Христе. Но рассказывать людям о Христе после того, как они исцелились, очень легко».
«Цель нашей молитвы о больных людях — их исцеление, а в результате этого — распространение Царствия Божия».
Уимбер рассказывает, как вследствии одного видения изменилась его прежняя отрицательная позиция по отношению к исцелениям и которое «изменило его жизнь более, нежели все другие переживания».
«Вдруг я увидел в своем воображении гряду облаков, как бы растянутую по небу. Но она выглядела совсем иначе, чем когда-либо виденные мною облака. Чтобы разглядеть это явление детальнее, я съехал на обочину и обнаружил, что это совсем не гряда облаков, а медовые соты, из которых каплет мед. Под сотами стояли люди. Их поведение было различным. Одни находились в состоянии благоговения, плакали и воздевали руки, чтобы подхватить капающий мед и вкусить его, и они даже предлагали его другим. Совершенно иной была реакция остальной группы людей. Они сердились и старались очиститься от меда, жалуясь, что все вокруг стало липким. Я застыл в страхе. Что бы это могло значить? «Господи! Что это такое?» — спросил я.
Он ответил: «Это милосердие Мое, Джон. Для некоторых оно является благословением, для других же — помехой. Его достаточно для всех. Впредь не умоляй меня об исцелении. Проблема не во Мне, а в вас».
«...Я был глубоко потрясен этим происшествием. Оно изменило мою жизнь более всех других переживаний, которые мне довелось испытать со времени, как я стал христианином. С того дня я смотрю на исцеление совсем по другому».
Дальнейшие импульсы для служения исцеления Уимбер получил от отца Фрэнсиса Мэкнатта и его книг, часто цитируемых Уимбером. Книга «Сила исцелять» была роздана участникам конференции проходившей в 1985 году в Шеффилде под девизом «Знамения, чудеса и рост общины». Мэкнатт называет себя «христианским гуманистом». Его книги недвусмысленно свидетельствуют о его вере в исцеляющую силу таинств, особенно Евхаристии. Как часто цитируемым авторам, сильно повлиявшим на развитие его мышления, относится также приятельница Мэкнатта Агнесса Занфорд и ученик К. Юнга Мортон Кэлси, который (по свидетельству Давида Хунта в весьма значительной книге «Обольщение христианства») приравнивает Святой Дух к собственному «я», а шаманскую психическую силу к дарам Святого Духа».
Кэлси, некоторые книги которого вышли и на немецком языке в издательстве «Франц», представляет следующие воззрения:
«Ясновидение, телепатия, знание наперед событий будущего, психокинез и исцеления наблюдались в жизни многих религиозных лидеров и почти у всех христианских святых... Это тот же род силы Духа, которым обладал и Сам Иисус».
«Иисус был могущественным человеком. Он был сильнее всех шаманов. Мои студенты начинают понимать значение Иисуса лучше, когда читают книги «Шаманизм» Мирсея Элиаде и «Путешествие в Икстлан» Карлоса Кастанеды... Это в точности тот же род пси-силы (сверхъестественной силы), которой владел и Сам Иисус».
Что есть болезнь?
Соглашаясь со многими пятидесятниками, харизматиками, Уимбер утверждает, что болезнь — последствие и результат греха, орудие сатаны и его бесов.
«В Новом Завете болезнь рассматривается как последствие и результат греха и поэтому она является исконным злом и знамением господства сатаны».
«Христиане первого столетия смотрели на болезнь как на дело сатаны, орудие его бесов и средство, которым зло правит миром».
Правда, Уимбер в противоположность остальным проповедникам исцеления (Оралу Робертсу, К. Хейгену и К. Коупленду) не рассматривает всякую болезнь как прямой результат греха или непослушания.
«В отличие от Ветхого Завета, согласно Новому Завету непосредственным результатом конкретного согрешения больного являются лишь некоторые болезни... Бывают болезни, которые объяснить совершенным грехом нельзя. Многие болезни вызываются сатаной».
Уимберу, страдающему сердечной недостаточностью, повышенным артериальным давлением, язвой желудка и ожирением приходиться признать: «Мне хотелось бы написать о том, что я полностью исцелен, и у меня отсутствуют телесные недуги, но, к сожалению, это не так».
Исходя из своего собственного опыта он заключает:
«Положение Епафродита, Тимофея, Трофима и Павла, как и мое собственное — воздействует усмиряюще и напоминает нам, что наше полное искупление будет явлено нам лишь в пришествии Иисуса. Мы знаем, что примирительная жертва Христа принесла исцеление нашему телу. Если же Богом услышана не каждая молитва об исцелении, то нам не следует думать, что причиной этому наша недостаточная вера или недостаточная верность Божия».
«Я уже давно решил, что лучше молиться об исцелении сотен людей, нежели вообще не молиться об этом исцелении, когда не исцеляется ни один».
Несмотря на это, Уимбер все же продолжает считать, что в большинстве случаев, когда не наступает исцеление, то в этом виновны грех или неверие. Тому факту, что исцеляются не все из тех, над которыми совершается молитва, он дает следующее общее объяснение:
«Я делаю окончательный вывод: в примирительной жертве исцеление содержится не в той же мере, что и спасение. Но, несмотря на это, Бог желает исцелять, и я предполагаю, что в сфере созидания Церкви Божией бывает время прилива и время отлива. Эта мысль помогает найти ответ на вопрос, почему в определенное время исцеляются не все и понять, что многие исцеляются по другой причине. Когда я оглядываюсь на пережитый мною опыт воздействия Божия, то вижу такое приливно-отливное движение. Бывает время, когда посредством исцеляющего присутствия Божия совершается невероятное, а бывает время, когда происходит едва ли хоть одно-единственное исцеление. Поэтому, исцеление — это лишь побочное явление примирительной жертвы, и самое лучшее объяснение его содержится в богословском учении о Царствии Божьем».
Практика
На практике служение исцеления выглядит следующим образом: Уимбер, по возможности, в присутствии нескольких христиан, «имеющих веру», молится о больном. При этом он или его сотрудник возлагает руки на больные места тела или держит их вблизи этих мест.
«Всякий раз, когда я молюсь о больных, я выискиваю из присутствующих людей, имеющих веру. Это члены молитвенной группы: сам больной, его родные, даже дети, которые обычно имеют большую веру для исцеления, друзья и, конечно, я сам. Когда эти люди собраны, я указываю им, как возложить руки на больные места, или как держать их вблизи этих мест и затем прошу Бога действовать Своей исцеляющей силой».
В большинстве случаев такое возложение рук связано с эффектом передачи жара и потоков энергии. Любопытно описание первого опыта в переживании таких потоков, которые излились через Уимбера ночью во время сна:
«У нее (Кэрол Уимбер) из-за ревматического артрита болела спина. Вот этим-то болям суждено было стать пробным камнем. Однажды ночью, в горах, когда мы ночевали в одной хижине, она подождала, пока я уснул, и затем положила мою руку себе на плечо. Она проговорила: «Вот, Господи, теперь Твоя очередь». В тот же момент она почувствовала в плече поток жара и энергии и боль исчезла. Она получила исцеление. Я проснулся и удивился тому, что моя рука столь горячая».
Следующий случай весьма типичен для служения исцеления Уимбера. Во время одной конференции исцеления в одной из баптистских общин Гетеборга Уимбер получил «слово знания» о том, что одной женщине, выписавшейся в тот день из больницы, должно исцелиться от рака груди:
«Тогда встала одна дама в длинном шерстяном пальто и сказала: «Да, это правда. Это я». Я просил ее пройти вперед для молитвы и призвал желающих помолиться о ней. Встало трое мужчин из первого ряда. Двое стало позади дамы, а один перед нею. Я попросил ее сложить руки на груди и спросил, согласна ли она, чтобы один из молящихся положил свою руку на ее руки... Молящиеся мужчины, стоявшие позади дамы, положили свои руки ей на плечи. Я же, отступив шаг назад, велел им ожидать, пока я свершу молитву. Но прежде чем переводчица смогла передать им это указание, я вдруг настолько исполнился верой, что громко воскликнул по-английски: «Исцелись во имя Иисуса!» Едва произнес я эти слова, как всех четырех объяла сила Божия, они зашатались и упали на пол. Это выглядело так, словно Божия исцеляющая сила устремилась через женщину на мужчин или же наоборот... Поднявшись, все четверо плакали и славили Бога, а позже дама сообщила о своем исцелении».
«Слово знания»
Под этим понятием Уимбер подразумевает переживание и практику, которые другие христиане обозначают, как ясновидение. Самый известный пример, который он приводит для объяснения этого понятия, это случай в самолете, где Уимбер заметил одного человека средних лет:
«Когда я случайно посмотрел в его сторону, я увидел нечто, испугавшее меня. На его лице я увидел написанное очень отчетливо, вполне разборчиво слово «прелюбодеяние». Я поморгал, потер глаза и опять взглянул на него. Оно все еще было там: «Прелюбодеяние!» Я видел его не телесными глазами, а духовным зрением... Открыл мне это Дух Божий».
В практике исцелений Уимбера «слово знания» играет важную роль. Иногда он видит над головами людей «светящиеся конусы», которые указывают ему тех людей, кому должно исцелиться. Иногда он чувствует боль, которая дает ему знать о болезнях, которые Бог намерен исцелить у других.
«Во время одного мероприятия (в Лондоне) Бог сказал мне, что некто из слушателей ослеп от осложнений, вызванных диабетом. При этом мне на ум пришло слово «диабет». Иногда у меня самого появляется боль в различных местах тела. Она указывает мне, какие болезни Бог намерен исцелить у других. Бывает и так, что о проблемах другого человека я узнаю молниеносно...»
«Покой в Духе» и «святой хохот»
Следующий феномен, который имеет место на собраниях не только Уимбера, но и других харизматиков, таких как Кэтрин Кульман, Ким Колиннз, Рейнхард Боннке — это «покой в Духе». Уимбер определяет это явление так:
«Об этом феномене, когда люди падают на пол и иногда лежат на спине или животе по нескольку часов, известно нам не только из сообщений истории Церкви. Такое случается часто в наши дни. Большинство людей при этом переживают чувство покоя и совершенной невозмутимости по отношению к своим жизненным обстоятельствам. Как правило, после этого каких-либо положительных или отрицательных последствий не наблюдается. Бывает, что такое состояние длится от 12 до 48 часов. Говорят, что после таких случаев люди потом рассказывают, что в них произошла глубокая духовная перемена.
Случаются ситуации весьма драматические, когда в такой способ повергается наземь пастор или духовный руководитель. Как правило, многие «повергаются в Духе» ниц и продолжают лежать на животе некоторое время. Были случаи, например, когда, один пастор на протяжении почти часа ритмически бился головой о пол. Изменения, которые наступают после таких переживаний, могут быть огромными. Кажется, что именно пасторы получают посредством таких переживаний новые полномочия и становятся более деятельными в служении».
Иногда такое переживание связано с «говорением на языках», видениями и так называемым «святым хохотом». Мэррей Робертсон, пастор одной из баптистских общин Новой Зеландии, рассказывает о своем личном переживании, случившемся во время конференции на тему «Чудеса, знамения и рост общины». Его рука начала вдруг сильно дрожать, «словно я держал отбойный молоток», и затем произошло следующее:
«Джон Уимбер продолжал: «Некоторые из вас несут служение длительное время, утомились и потеряли расположение духа. Святой Дух придет и ободрит вас». Во мне нарастало желание расхохотаться, но так как момент для смеха был совершенно не подходящим, я подавил это желание. «Дух будет идти волнами», — продолжал говорить Уимбер. — Каждая последующая волна будет увлекать за собою все больше и больше людей, нежели предыдущая». В первых рядах начали смеяться. Потом засмеялся кто-то в другом месте. «Это, наверное, и есть ободрение Духа» — подумалось мне, и тут я уже не был в силах сдержать смех. Примерно за 10 минут эта радость во Святом Духе распространилась на весь зал и затем постепенно начала угасать. Утихли все смеявшиеся, кроме меня. Я просто никак не мог остановиться. В конце концов я не смог устоять на ногах! Я упал сначала вперед, потом назад и, наконец, растянулся на полу и катался со стороны в сторону, держась за бока от смеха. Тем временем меня окружили зрители: я стал настоящим развлекательным зрелищем! Интересно, что я и сам мог наблюдать за собой. Я понимал, что произошло — месяцы, может быть даже годы разочарований в служении были смыты из моей жизни... Я хохотал на протяжении где-то минут сорока пяти. Когда же я, наконец, прекратил хохотать, ко мне подошел мой коллега, один из моих близких приятелей, и произнес, положив мне на голову руку: «Господь! Дай ему еще больше этого». И мне пришлось хохотать еще 45 минут. После этого я умолял его не произносить больше этого пожелания, так как от этого смеха у меня разболелись ребра! На следующий день у меня была короткая встреча с Джоном Уимбером. Я рассказал ему, что у меня все еще болят ребра. Он же публично рассказал всем участникам о случившемся, добавив при этом, что я первый известный ему «святой хохотун» среди баптистов».
«Освобождающее служение»
Подобно многим нехаризматикам, Уимбер считает важной задачей избавление христиан и нехристиан от бесов. Контакты и борьба с бесами не представляют для Уимбера уже «более ничего необычного», так как они, по его мнению, появляются всякий раз, когда «Царство Божие приходит в столкновение с царством сатаны». Впервые Уимбер практиковал изгнание бесов в 1978 году, когда один молодой человек в отчаянии умолял помочь его подруге, которая дико избивала себя, издавая звериные звуки:
«Девушка (то есть некто в ней) говорила: «Я знаю тебя, — это были ее первые слова ко мне, сказанные хриплым, жутким голосом. — И ты не знаешь, что предпринять». Я подумал про себя: «Ты права». Тогда бес сказал через Мелинду: «Ты не можешь ничего с ней поделать. Она принадлежит мне». Я подумал: «Ты ошибаешься!» Затем началась десятичасовая духовная борьба, во время которой я призывал силы небесные одолеть сатану. Он же давал знать о себе различными способами: воняло гнилью, у Мелинды закатывались глаза... Я был в ужасе, мне было очень страшно. Однако сдаваться я не хотел. Я полагаю, что в конце концов бес исчез, конечно, совсем не потому, что у меня был опыт изгнания бесов, а оттого, что я его изнурил. С тех пор я многое узнал о столкновении с бесами. Думаю, что если бы я знал тогда столько, сколько знаю сегодня, то та встреча не продлилась бы более одного часа... Сейчас подобные встречи и схватки с бесами уже не представляют для меня ничего необычного».
Согласно учению Уимбера, согрешившие христиане и продолжающие жить во грехе могут попасть во власть бесов. Поэтому «освобождающее служение» является важной частью каждой конференции, которые он приводит.
«Однако, когда христиане совершают грех и не исповедуют его, они тоже могут попадать под влияние и даже под власть злых духов... Новый Завет учит нас, что христиане, живущие во грехе, находятся под угрозой быть преданными сатане... Христиан могут также опутать бесы, полученные в наследство (бесы переходящие от родителей к детям), или бесы, привлеченные каким-либо другим путем».
Освобождение от бесовских сил может, по Уимберу, произойти путем «самоосвобождения», когда каждый лично, без молитвенной поддержки других людей, сам расторгает оковы или же путем «братского», «пасторского» освобождения.
Передача даров возложением рук
Уимбер убежден, что и сегодня духовные дары и духовные полномочия могут быть переданы возложением рук. Библейские прообразы этого он видит в Моисее и Илии, которые передали таким путем свои «полномочия» другим. Первый случай передачи даров Д. Уимбером описывает его жена Кэрол:
«Джона очень беспокоил вопрос, как ему помочь другим испытать силу и присутствие Божие в той же степени, в какой начинает все более и более испытывать их он сам. Тогда нам еще не было известно, что Бог дарует кому-либо возможность передавать дары другим через возложение рук.
То, что Моисей и Илия поступали так, мы знали, но еще не соотносили их действия с нашей личной ситуацией. И тогда Бог заговорил с Джоном. Бог сказал ему, чтобы он помазал других лиц на служение. Так, однажды в конце утреннего воскресного богослужения Джон пригласил пройти вперед тех, кто очень желает получить для своего служения больше полномочий. Он повелел им снять обувь и затем помазал их елеем, согласно записанному в Книге Левит: правое ухо, большой палец правой руки и большой палец правой ноги. Так посвящал Моисей на служение Арона и его сыновей. Затем Джон возложил руки на них, чтобы передать им дар исцеления. Поначалу он чувствовал себя немного неуверенно, но знал определенно, что так действовать поручил ему Бог. После этого он попросил пройти вперед всех больных. Люди, о которых он только что перед этим молился, теперь должны были сами молиться об этих больных. То что последовало за этим весьма удивило нас: многие получили исцеление».
Сам Уимбер рассказывает о своих отрицательных переживаниях, когда он одно время воздерживался от передачи своих даров через возложение рук.
«Я все еще хорошо помню, как Бог впервые дал мне дар знания фактов, информации об особых ситуациях, людях, о особых вещах, которые можно получить лишь сверхъестественным путем. Я стал узнавать тайные мысли людей. Этот дар понравился мне и, так как он не был ничьим достоянием в церкви, кроме меня, я начал превозноситься. Тогда Бог сказал мне, чтобы я передал этот дар и другим. Это значило, что я должен возложить руки на них и передать им этот дар. Я только совершил простую молитву: «Господь! Дай этим людям слова знания!» И большинство из них получило этот дар знания. Но сатана стал нашептывать мне, что сам я лишусь этого дара, если буду продолжать передавать его другим. И я перестал просить об этом даре для других. За последующие четыре месяца я не получил ни одного слова знания. В конце концов я обратился к некоторым своим друзьям с просьбой помолиться обо мне, чтобы дар вновь ожил во мне. Бог услышал их молитву».
Уимбер совсем не убежден в том, что каждый христианин может обладать одним или несколькими дарами, а считает, что дары Духа даются в ситуациях особенных.
«Многие распространяют учение о том, что одним или двумя дарами может обладать каждый христианин. Они призывают каждого к познанию, в чем состоит его собственный дар. За этим кроется предположение, что на особое служение, например, служение исцеления, призваны лишь некоторые, немногие. Такое учение о том, что будто бы каждый христианин обладает одним или двумя дарами и ими он должен ограничивать свои возможности, я считаю ошибочным».
Из 1 Кор. 12 Уимбер заключает, что дары даются в первую очередь не отдельным членам, а всей общине и, таким образом, «все дары находятся в распоряжении всех членов».
Случаются ситуации, когда возникают специфические нужды. В этом случае особые дары даются одному какому-либо человеку. Это значит, что в каждой конкретной ситуации дары даются одному конкретному человеку, чтобы он употребил этот дар для благословения всех. Следовательно, каждый христианин может молиться о больных... Является Святой Дух и помазывает христиан дарами, чтобы помочь им в определенных ситуациях. Точно так же дается и дар исцеления.
«Когда я беседую с евангельскими христианами о Святом Духе, я спрашиваю их, приняли ли они Его при возрождении. Если они отвечают «да» (как оно и должно быть), то я говорю, что им осталось лишь сделать одно — предоставить место Святому Духу, позволить Ему дать им все дары, которые Он усмотрел для них. Затем я возлагаю на них руки и говорю: «Будь же исполненным Духом». И это происходит».
В этой связи представляет интерес статья Зигфрида Гросманна «Евангелизация в силе Духа. — Впечатления с Франкфуртского конгресса Джона Уимбера». Автор — долголетний руководитель Движения глашатаев. В статье он рассказывает о своих впечатлениях и наблюдениях, касающихся передачи даров.
«Я разделяю мнение, что нам следовало бы больше и сознательнее обратить внимание на уже имеющиеся дары Святого Духа и просить об их пробуждении. Несомненно, этот конгресс предоставил такую возможность многим. Но почему же было необходимо создавать впечатление, что будто бы каждый христианин в принципе обладает всяким даром и получает его, если только попросит об этом? Чтобы изложить суть проблемы, я опишу немного подробнее то, что мне пришлось пережить на утреннем мероприятии с участием Мэкклюра.
Оратор призывает всех желающих покаяться пройти вперед, чтобы на них ниспал Дух Святой. Вперед выходит несколько сот людей. Мэкклюр продолжает: «Господь гордится тобой и пошлет тебе чудесный успех». Далее следует молитва о том, чтобы Дух Святой вновь ниспал на них и совершились знамения и чудеса. Атмосфера затишья, полная сосредоточенности и ожидания. Мэкклюр призывает всех желающих принять дар евангелизации поднять руку: «Получите дар евангелизации». Затем следует молитва на языках, а ее истолкование подтверждает, что Дух сейчас даст этот дар... Когда в конце собрания предоставляется возможность молиться о даре исцеления, то такое желание изъявляют более половины участников конгресса. Мэкклюр повторяет заверение в том, что эта просьба будет услышана. В заключение он говорит: «Тебе возвещаю от имени Христа: исцеляй больных, изгоняй бесов, проповедуй Евангелие! Получите эти дары от Христа». Затем оратор благодарит Иисуса за то, что Он услышал эту молитву, и все собрание отвечает продолжительными аплодисментами. При различных особых прошениях, прежде всего, при прошении о даре исцеления, присутствующие образовывали много небольших групп, в которых благословляли друг друга через взаимное возложение рук. Ответной реакцией многих было падение на пол, или такое внутреннее состояние, при котором их прямо трясло от хохота.
Затем, в пятницу вечером Джон Уимбер призвал всех пасторов, руководителей домашних кружков и ответственных членов общин пройти вперед. Он сказал о том, что получил особый дар именно для духовных руководителей, чтобы передать им духовные полномочия: «Я даже не знаю почему, но это помогает». Затем он снова помолился: «Дух Святой, приди!» В тишине послышались отдельные, часто продолжительные крики; то тут, то там в зале возникало смятение, так как некоторые попадали на пол, а другие разразились каким-то вынужденным хохотом. Уимбер сказал: «Не бойтесь — это Святой Дух». ... В последний вечер Уимбер довел большую часть собравшихся до, как он это называл, «святого хохота», а потом и к озорным телодвижениям и танцам. Это, как и большая часть конгресса, произвело на меня двойственное впечатление... Я был обеспокоен тем, что такое психическое, острое переживание, имеющее характер массового внушения, выдается за «прорыв» Святого Духа. Подтасовка харизмы в этом случае становится весьма несложным делом».
Этот материал еще не обсуждался.