Вольфганг Бюне
Игра с огнем
Петер Вагнер и «третья волна»
На время знакомства с Дональдом Мэкгевреном, основателем Фуллерской школы всемирной миссии и отцом движения созидания Церкви, за плечами Вагнера было уже 16 лет миссионерского служения в Боливии. Оглядываясь на свой пройденный путь миссионера, Вагнер говорил, что не помнит ни одной ситуации, когда бы «сила Святого Духа пронизала его для исцеления больных или изгнания бесов».
Кроме недостаточной веры и половинчатого самопожертвования, которые по его мнению являются причиной его бессилия, он называет еще четыре:
- Я был диспенсационалистом... я получил основательные наставления в том, что с той поры как начал существовать канон Святого Писания, необходимость в знамениях и чудесах, как средстве привлечения внимания неверующих к Иисусу, отпала...
- Я стоял на антипятидесятнических позициях. В тех кругах, в которых я вращался, на пятидесятников смотрели как на обманщиков... богословие же их казалось нам слишком поверхностным.
- Мои представления о Божьей силе были ограниченными.
- Мое мировоззрение носило отпечаток светского гуманизма... Я припоминаю себе, как считал, что частью моего миссионерского служения является убеждать местных жителей в том, что болезни возбуждаются бациллами, а не злыми духами, как следовало из местных суеверных преданий...»
Далее Вагнер перечисляет четыре причины того, почему он перестал быть диспенсационалистом и изменил свои отношения к пятидесятникам:
- Встреча с Стенли Джонсом.
В середине 60-х годов, когда Вагнер был еще «селаротистом-фундаменталистом», в Боливию был приглашен известный миссионер, работавший в Индии, С. Джонс. Так как Вагнер в то время страдал от незаживающей раны, загноившейся после операции, то он хотя и с большим недоверием, но пришел все же послушать одну из проповедей Джонса, в заключении которой тот совершил молитву о присутствующих в собрании больных. До утра следующего дня рана Вагнера зажила.
- Наблюдение за растущими общинами.
Обнаруживать принципы роста П. Вагнер научился у Д. Мэкгеврена. В конце 60-х годов Вагнер занялся исследованием взрывоподобного роста одной из пятидесятнических общин в Чили. У него начали возникать все большие сомнения в правильности его тогдашних взглядов. В 1971 году Вагнер преподает в Фуллерской семинарии и пишет книгу «Духовная энергия и рост общины», в которой излагает результаты своих исследований роста общин.
- Сотрудничество с пятидесятнической общиной.
В середине 70-х Вагнер долгое время преподает принципы роста Церкви в одной традиционной пятидесятнической общине под названием «Церковь Божия». И тут он замечает у слушающих его мужчин и женщин признаки тех «величин энергии Божьей», которые он сам так страстно желал иметь. «Каждый раз, возвращаясь из этой общины домой, я чувствовал себя духовно осветленным. Иногда у меня появлялось желание, чтобы тоже стать пятидесятником!»
- Появление Джона Уимбера.
В 1976 году Вагнер знакомиться с Уимбером, в то время пастором квакерской общины, который изъявил желание послушать учебный курс по принципам роста общины. В конце второй учебной недели Вагнер, заметив у Уимбера дар руководителя, уговорил его оставить работу в общине и стать его сотрудником в Фуллерском институте евангелизации и роста общин. С того момента между Уимбером и Вагнером завязываются тесные дружеские отношения. Эта дружба не прекратилась и после того, когда спустя два года Уимбер ушел из института, чтобы основать свою собственную общину под названием «Виньярд» («Виноградник»).
В 1982 году П. Вагнеру поручают провести в Школе Всемирной миссии курс о знамениях и чудесах. На Вагнера как на профессора была возложена ответственность за проведение этого курса. Сами же лекции читал Д. Уимбер. Этот курс получил широкую известность под названием «МК-510» (Map. 5,10).
Уимбер никогда не излагал лишь одну сухую теорию, а вплетал в свои лекции практические упражнения в молитве и служении исцеления. Получив однажды исцеление от повышенного артериального давления, Уимбер сам начинает возлагать руки на больных и свершать над ними молитвы.
«Третья волна»
Окончательно освободившись от «антихаризматических» предрассудков, Вагнер начинает проводить занятия в воскресной школе для взрослых «нехаризматической» традиционной общины под названием «Приходская церковь на Лейк-Авеню». Здесь вместе с двумя учениками Вагнер и начинает свое действенное служение исцеления.
«Я заметил дары ходатайства, заботы о спасении душ, исцеления, изгнания бесов, пророчества, организации, различения духов, слова познания и многие другие.
Так как ученики этих классов прослыть харизматиками не желали, то возникла нужда в каком-то альтернативном наименовании. Тогда и был придуман этот термин «третья волна». «Этим мы желаем выразить то, что так же, как это было в пятидесятническом (первая волна) и в харизматических движениях (вторая волна), мы испытываем на себе воздействие той же сверхъестественной силы, не являясь и не желая быть частью первых двух волн».
Интересно то, как Вагнер смотрел на это свое поручение и то, каким образом ему было открыто, что это и есть его призвание.
«Оправдается ли название «третья волна» или нет — будет видно, но само служение уже получило в ноябре 1983 года подтверждение из различных источников. От разных, не связанных друг с другом людей, я получил пять пророчеств. Все они были похожего содержания. Очевидно, сам Бог призвал меня быть посланником Его. Для созидания Церкви я должен возвещать Божие могущество тем, которые еще никогда не испытали его на себе. И совершать это служение я должен не по-пятидесятнически и не по-харизматически. Пророчества содержали в себе также и предупреждения о нападениях врага. Господь известил меня о том, что мое имя занесено в черный список сатаны и стоит в нем на одном из первых мест. После пастырского разговора с Джоном Уимбером в январе 1983 года была сокрушена власть злого духа, на протяжении многих лет причинявшего мне головные боли, которые были для меня очень большой помехой. В марте дьявол предпринял попытку убить меня — выбил лестницу у меня из-под ног... Это происшествие вызвало у нас догадку о том, что враг направил в наш дом злых духов. Позже она подтвердилась, когда моя жена Дорис действительно увидела одного такого духа в нашей спальне. Джорджу Экарту и Кэти Шэллер под руководством Святого Духа и с помощью даров различения духов и изгнания бесов удалось очистить наш дом от множества злых духов. С тех пор они перестали беспокоить нас».
В 1984 году в Германию приехал давнишний друг П. Вагнера, пастор «самой большой в мире церкви» (Центральная Евангельская Церковь в Сеуле, Юж. Корея) Йонги Чо. Он должен был начать чтение ежегодного курса лекций о созидании Церкви. Чо был уже наслышан об особенном даре Вагнера «молитвой удлинять ноги» и, приехав стал свидетелем, как по молитве Вагнера произошло исцеление покалеченной ноги коптского священника. «Божия сила воздействовала постепенно. Нога росла, пока, наконец, пастор не смог впервые после аварии ступить на нее».
Став последователем Мэкгеврена, Вагнер опубликовал 27 различных сочинений, большей частью на такие темы, как «Возрастание общины» и «Миссия». В немецком Движении за рост общин он, благодаря своей книге «Дары Духа для создания общины», известен как «ведущий мыслитель всемирного движения создания общин».
Этот материал еще не обсуждался.