04.10.2009
Скачать в других форматах:

Б.Б. Уорфилд

Развитие человеческой природы Христа

 

Жизнеописание Иисуса Христа, составленное Лукой, отличается от остальных Евангелий. Евангелие от Луки, согласно словам самого автора, основано на «тщательном исследовании всего сначала» (Лук. 1:3). Можно заметить, с какой тщательностью Лука описывает действия родителей Иисуса, которые стремились исполнить все предписания Божьего Закона относительно своего маленького сына. Он был обрезан: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус» (Лук. 2:21). Впоследствии он был приведен в Храм: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа» (Лук. 2:22). Вместе со своими благочестивыми родителями Иисус совершал ежегодное пасхальное паломничество в Иерусалим: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лук. 2:41). Следует отметить, что Лука в своем Евангелии детально описывает этапы развития ребенка Иисуса, хотя и не отображает в своем повествовании все восемь периодов развития израильского ребенка, каждому из которых иудеями было дано особое название. Тем не менее евангелист пишет о «младенце Иисусе» (Евангелие от Луки 2:16), «ребенке» (40 стих) (в русском синодальном переводе здесь также употреблено слово «младенец». – Прим. пер.), «отроке» (43 стих). В одной главе Лука отразил развитие Христа от младенца до зрелого мужчины. Таким образом, мы можем рассматривать вторую главу Евангелия от Луки в качестве краткого описания развития человеческой природы Иисуса Христа. В этой главе присутствуют два стиха, в которых описывается жизнь Господа от детства до отрочества и от отрочества до зрелого возраста.

 

«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лук. 2:40).

 

«Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук. 2:52).

 

Было бы абсурдным подвергать сомнению развитие Христа как обычного человеческого ребенка. Однако Лука подчеркивает, что Иисус был необычным мальчиком. Этот ребенок отличался от других детей. Ведь Его развитие было необычным! Лука обращает наше внимание на физическое, умственное, нравственное и духовное возрастание мальчика Иисуса. По всей видимости, Его развитие было непрерывным, равномерным и поразительным! Люди, которые видели младенца Иисуса в яслях, могли бы сказать, что Он превосходит младенца Моисея по своей «красоте» (Евреям 11:23). День за днем Иисус все больше «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». Следует подчеркнуть, что Он преуспевал не только в накоплении знаний. Иисус прекрасно развивал врожденные навыки практического применения нравственного и духовного знания, которое мы называем премудростью.

 

«И благодать Божия была на Нем», ибо Иисус успешно преуспевал в «любви у Бога». Обратите внимание, Иисус, все более «преуспевая в премудрости», одновременно преисполнялся благодатью Божией. Не только люди, но и сам Бог с благосклонностью и любовью взирал на развитие способностей и характера Иисуса. Благочестивый ребенок становился благочестивым юношей, а благочестивый юноша – благочестивым мужчиной! Его физическое развитие было неразрывно связано с «преуспеванием в премудрости». А возрастанию мудрости Иисуса сопутствовало развитие Его нравственных и духовных сил. Другими словами, развитие характера и святости Иисуса было прямо пропорциональным Его возрастанию в премудрости Божией, а возрастание в премудрости Божией – физическому развитию. Благочестивый ребенок стал совершенным зрелым мужчиной. Те, у кого была возможность взирать с благоговением на младенца Иисуса, с восторгом наблюдали за отроком Иисусом, юношей Иисусом (Лук. 2:47) (ибо «Он преуспевал в любви человеков»), а впоследствии восхищались мужчиной Иисусом и относились к Нему с огромным уважением. Совершенно ясно, что Лука описывает в своем Евангелии, с одной стороны, необычное развитие ребенка, а с другой – совершенно нормальное, я бы сказал, единственно нормальное развитие человека от младенчества до зрелого возраста, которое когда-либо видел мир. Ибо только младенец Иисус был единственным безгрешным ребенком, который родился в нашем мире. Он был единственным человеком, который не запятнал Свои действия, поступки, мысли и речь грехами и ошибками.    

 

Описание Лукой развития Иисуса от младенчества до зрелого возраста является для нас весьма полезным. Ведь он описывает нормальное развитие человеческого существа. Именно таким образом должны развиваться люди. Лука показывает нам, как должны возрастать люди, которые не осквернены грехом и пороками. Миру чрезвычайно полезно видеть пример такого прекрасного развития человека. Конечно, мы, будучи грешниками, не в состоянии развиваться таким же образом, как Иисус. Ведь наши крылья подрезаны! По сей причине мы не можем взмыть ввысь и достигнуть тех возвышенностей, на которых пребывал Христос. Однако Его жизнь должна оставаться для нас идеальным, совершенным примером. Именно к такому идеалу мы все должны стремиться. Исследуя совершенное человеческое развитие Иисуса с младенческого возраста до возмужания, мы осознаем, что оно является моделью для всех людей и эпох. Ведь это совершенное развитие Иисуса обладает пленительной силой. Оно очаровывает нас. Святой Ириней говорил: «Он пришел в этот мир, дабы спасти всех посредством Себя. Спасти всех, кто был рожден свыше, – младенцев, детей, отроков и отроковиц, юношей и девиц, людей пожилого возраста. Таким образом, Христово деяние охватывает все эпохи человеческой истории. Ведь Он стал младенцем ради младенцев, таким образом освящая их, ребенком – ради детей, освящая всех пребывающих в этом нежном возрасте. Иисус показывает им пример благочестия, праведности и подчинения. Он стал юношей ради молодых людей, показывая им не только пример, но и освящая их для Господа».

 

По всей видимости, наибольшая польза, которую мы можем извлечь из примера развития Иисуса, состоит в осознании того, что пример этот убедительно доказывает нам истинность и действительность человеческой природы нашего Господа. Именно это имел в виду Ириней в своем высказывании, которое мы только что процитировали. Предшествующие этому высказыванию слова звучат следующим образом: «Не было так, чтобы Он казался одним, будучи на самом деле совершенно иным, как некоторые осмеливаются утверждать. Таковые считают, что Он обладал лишь видимостью человеческого тела. Однако человеческая природа Христа не видимость, а действительность. Будучи Господом, Он обладал всеми требующимися для этого качествами, не повреждая и не разрушая Своей человеческой природы. Он не изменил по отношению к Себе закон, который действует для всего рода человеческого. Он освящал все возрасты человечества, передавая им то, чем Он Сам в действительности обладал». Совершенно очевидно, что мы не можем, прочитав повествование Луки, сомневаться в истинной человеческой природе ребенка Иисуса. Мы не в состоянии отрицать и сомневаться в составляющих Его человеческого естества – физических, умственных и духовных. Лука подтверждает совершенную и действительную человеческую природу Иисуса на протяжении всего своего повествования. Таким же образом поступают авторы остальных Евангелий. В повествованиях евангелистов пред нашим взором предстает истинный человек Иисус Христос. Все характеристики и особенности совершенной человеческой природы проявляются в драматических евангельских описаниях личности и деяний Христа. Евангелисты очень четко описывают характерные ограничения человеческой природы Иисуса. Прочитав Евангелие от Луки, нам чрезвычайно сложно понять тех, кто, с одной стороны, признает постепенное развитие Иисуса в детском возрасте, а с другой – отрицают то, что Иисус не обладал всеведением во время Своего земного служения. Однако следует напомнить, что сам Иисус говорил о Своем незнании времени наступления Божьего суда (Марк. 13:32). Очень часто Иисус задавал вопросы, дабы пополнить Свои знания об интересующем Его предмете. Очень трудно представить, что Иисус, заранее зная ответ на любой из своих вопросов, просто притворялся незнающим. Ведь Он выражал удивление, пересматривал Свои решения в новых непредвиденных обстоятельствах и так далее. Он обладал всеми присущими человеку характеристиками. Он подвергался искушениям. Он осознавал Свою зависимость от Своего Небесного Отца. Он был человеком молитвы. Он прекрасно осознавал, что Его воля может противиться воле Бога-Отца. В Нем проявлялась истинная человеческая вера. Он научался послушанию посредством Своих страданий и немощи. У Христа был не только человеческий разум, но и сердце. Не только человеческое сердце, но и душа. Другими словами, Он был настоящим человеком. Однако Христос был совершенным и безгрешным человеком. Человеком, который не совершал ошибок. Нам следует помнить, что Иисус постоянно развивался. Ведь человеческому существу свойственно развиваться. Он развивался не только в ранний период Своей жизни, но и в зрелом возрасте, вплоть до Своей кончины. На протяжении всей Своей земной жизни Он возрастал не только в познании, но и в мудрости. Не только в мудрости, но и в богобоязненности и благодеянии. Нравственная сила Христа была столь же прекрасной, как и Его святость. Однако нам не следует думать, что Ириней предоставил исчерпывающие сведения о Христе. Лука не говорит, что Христос стал полностью мудрым в определенный период Своей жизни. Нет! Христос возрастал в мудрости вплоть до того момента, когда Он воскликнул на кресте: «Свершилось!» Конечно, выражение «Свершилось!» указывает не только на Христову мудрость, но и на все аспекты Его благословенной человеческой природы. Ибо Христос, будучи воскресшим из мертвых, является настоящим совершенным человеком. В Нем проявляется вся полнота человеческой природы. Он есть и будет совершенным человеком вечно.

 

Посему нам не следует опасаться подчеркивать истинную и совершенную человеческую природу Христа. Ибо понимание значимости Его человеческой природы является нашим огромным приобретением. Не нужно забывать, что человеческая природа Христа будет существовать во веки и веки. Богословие реформатской церкви, которое является для нас благословенным наследием, никогда не колебалось относительно того, чтобы признать этот факт и наслаждаться им. Например, рассматривая вопрос обширности познаний Христа, реформатские богословы совершенно спокойно признают, что Он, будучи истинным человеком, обладал ограниченным знанием. Более того, человеческая природа Христа никогда не будет обладать всей полнотой знания, которая есть у Его божественной природы. Человеческая природа всегда будет ограниченной. Она по своей сущности не может обладать бесконечной «харизмата» или «идиомата», то есть атрибутами божественной природы. Таким образом, совершенно очевидно, что знание, которым обладает человеческая природа Христа, не может быть таким же совершенным, как всезнание Самого Бога. Посему реформатское богословие подтверждает ограниченность знания, которым обладает  человеческая природа Христа. Вот почему мы не боимся переоценить совершенство и полноту Его человеческой природы. Нет никакой опасности в том, что мы признаем постепенное развитие Христа в Его раннем возрасте, описанное Лукой, и в зрелом возрасте, отмеченное всеми авторами Евангелий. Позвольте мне снова повторить, что для нас великое приобретение и огромная польза осознавать полноту и истинность человеческой природы Христа. Ведь Он был настоящим человеком, как все мы! «Он уподобился братиям во всем» (Евр. 2:17).

 

Однако, когда мы начинаем подвергать сомнению, извращать или отрицать Божественную природу Христа, подчеркивая только Его человеческую природу, тогда мы подвергаем себя огромной опасности и риску. Конечно, Святое Писание очень четко говорит о человеческой природе Христа. Это истинная правда! Однако новозаветные авторы не ограничиваются только этими утверждениями! Наряду с этими заявлениями о совершенной человеческой природе Христа в Святом Писании присутствуют четкие утверждения о Его совершенной Божественной природе. Например, с одной стороны, утверждается, что Христос не знает всего (Марк. 13:32), однако с другой – говорится, что Он обладает всезнанием (Иоан. 20:17, 16:30). С одной стороны, Христос задает вопросы, дабы узнать об интересующем Его предмете, с другой стороны, Он знает все – о тайной молитве Нафанаила (Иоан. 1:47), о жизни самарянской женщины (Иоан. 4:29), о сокровенных помышлениях и замыслах Своих врагов (Матф. 9:4) и обо всем, что присутствует в сердце человеческом (Иоан. 2:25).

 

Следует отметить, что данные заявления не представлены по отдельности. Они взаимосвязаны весьма интересным образом. Это просто поразительно! С одной стороны, Иисус узнает о смерти Лазаря, с другой – Он уже знает, что Его друг мертв (Иоан. 11:11, 14)! Несмотря на то что Иисус спрашивает: «Где вы положили его?», и оплакивает Лазаря вместе с его сестрой, Он знает «от начала», какое великое чудо будет сотворено с Его другом! Авторы всех Евангелий указывают на два аспекта земной жизни и служения Иисуса. Однако при рассмотрении этого вопроса у нас не возникает мысли о несоответствии действий Христа, как если бы Он говорил одно, а действовал совершенно иначе. Никак нет! Евангелисты показывают нам, что эти два, на первый взгляд, противоречивых аспекта, идеально взаимосвязаны в личности Христа. Во Христе проявились атрибуты совершенной человеческой и совершенной Божественной природы. Однако эти человеческие и Божественные атрибуты не противоречат друг другу. Относительно Его знания (вопрос, который чрезвычайно широко обсуждается в наши дни) можно сказать следующее: ни один искренний читатель Нового Завета не согласится с утверждением, сделанным одним немецким богословом, который решил проблему двойного знания Христа небиблейским способом:

 

«Святое Писание предполагает всеведение Сына Божьего как самоочевидную истину. Если Христос называет Себя Истиной, значит, Он должен знать все. В противном случае Иисус не  сможет именовать Себя Истиной! Если Христос называет Себя Светом мира, тогда Он должен видеть и освещать все (Псалом 35:9). Если Он называет Себя Жизнью, тогда человек не сможет сделать ни единого вдоха, а ангел – помыслить без Него! Христос должен наполнять всю землю и небеса. Христос должен знать все, дабы в Нем были сокрыты все богатства мудрости и познания. Ученики Христовы во время Его земной жизни (Евангелие от Иоанна 10:30) и апостол Петр после Его воскресения (Евангелие от Иоанна 21:17) говорили, что «Он знает все». Посему мы можем уверенно утверждать на основании учения о Божественном естестве Христа и Его Божественном всеведении, что Он, будучи человеком, обладал совершенным всезнанием. Он уже знал все, будучи ребенком. Более того, Христос знал все, пребывая еще во чреве Своей матери Марии! Он обладал совершенным знанием всегда!»

Подобное смешение человеческой и Божественной природы в одной личности Христа представляет серьезнейшую проблему для человеческого разума, который пытается постичь эти истины. Неудивительно, что люди, пытаясь разобраться в этом вопросе, совершили множество ошибок. Самый простой и незатейливый способ разрешить это затруднение таков: преданно отстаивать утверждения лишь тех отрывков, которые отражают наше мнение (например, отрывки, в которых подчеркивается человеческая природа Христа) и не обращать внимания на остальные. Во все периоды существования Церкви данным способом пользовались те люди, которые пытались увидеть в Иисусе только Мессию-человека. Но такой подход представляет собой огромную опасность. Если мы не будем внимательно рассматривать и те отрывки, в которых говорится о Его Божественной природе, и те, в которых речь идет о Его человеческой природе, тогда мы, несомненно, увязнем в топи заблуждения. Обращая внимание только на человеческую природу Христа, мы можем весьма легко позабыть о Его не менее важной Божественной природе! Некоторые люди поступают еще более изобретательно – они не принимают никаких отрывков – ни о человеческой природе Христа, ни о Божественной. Выбрав по своему желанию тексты Святого Писания и о той, и о другой природе, они составляют образ какого-то непонятного существа (не являющегося ни Богом, ни человеком), которого они бессовестно называют Иисусом Христом. Таким образом извращается смысл текстов Святого Писания, в которых говорится о двух природах Христа. В итоге мы получаем не основанное на Библии описание Христа. Еще одна группа людей пытается сделать разграничение между основной природой Христа и ее проявлениями в Его земном служении. Эти люди считают, что у Христа есть два отличных друг от друга рода знания — интуитивное и экспериментальное. Таким образом они пытаются решить данное богословское затруднение. Однако все напрасно. Их попытки тщетны! Библейские факты заставляют нас признать два основных аспекта сущности Иисуса: один по своей сути Божественный, а другой – человеческий. Очевидно, что Святое Писание говорит о двух природах Христа. Посему Он совершенен как в Своей Божественной природе, так и в человеческой. Христос – это одна Личность, обладающая двумя природами, которые не изменяются, не смешиваются, но и неотделимы друг от друга. В этом утверждении кратко изложено учение о личности Христа, которое было составлено на Халкидонском Соборе в 451 году от рождества Христова. Это учение является общим наследием всех христианских церквей. Следует отметить, что составление этого вероопределения не было быстрой и легкой задачей. Решению этого Вселенского Собора предшествовало длительное и серьезнейшее исследование Святого Писания и жесткое противостояние богословских противников. Были рассмотрены многие точки зрения. Но ни одна из них полностью не соответствовала общему учению Святого Писания. Однако Халкидонское вероопределение стало общепринятым христианским учением о личности Иисуса Христа. Таковым оно является и в наши дни. В этом вероопределении все тексты Святого Писания, которые говорят о Христе, гармонично дополняют друг друга и образуют собой единое целое. Таким образом, Христос является совершенным Богом и совершенным человеком. Халкидонское вероопределение включает в себя все аспекты учения Святого Писания о Личности Христа. Удивительно то, что эти аспекты не противоречат друг другу. Если бы Церковь не смогла составить такое целостное и гармоничное вероопределение, тогда эта великая головоломка не была бы разгадана и по сей день. Совершенно ясно, что нам чрезвычайно тяжело понять эту великую истину – две совершенные природы одной Личности. Но если мы принимаем это учение, тогда нам не составляет труда понять тексты Святого Писания, которые говорят о личности Христа. Христос обладает человеческим умом и Божественным разумом. Будучи Богом, Христос знает все, но в то же время Он постоянно развивает свой человеческий разум, накапливая знания. В этой концепции многое таинственно. Однако это простая и совершенная тайна Воплощения, без которой настоящее Воплощение было бы невозможным! Величественная слава Воплощения состоит в том, что оно не представляет нам очеловеченного Бога или обожествленного Человека, но истинного Богочеловека, который обладает совершенной Божественной и человеческой природами. Благодаря этому мы можем пребывать в полной безопасности в Его всемогущей деснице и одновременно ожидать от Него нежного, человеческого отношения к нам! Мы не можем позволить себе потерять Бога в человеке или человека в Боге. Наши сердца жаждут совершенного, целостного Богочеловека, которого нам представляет Святое Писание. Ведь Он является человеком, которой способен возрастать в премудрости! В то же время Он есть Бог, Который представляет собой совершенную полноту всей премудрости! Благодаря тому что Христос является человеком, Он был способен пролить Свою драгоценную кровь. Благодаря тому что Он является Богом, Его кровь имеет непреходящую ценность в деле нашего спасения. Благодаря тому что у Христа есть Божественная и человеческая природа, мы можем уверенно утверждать, что Бог искупил Церковь Своей драгоценной кровью (Деян. 20:28). Но если Бог не искупил Церковь Своей драгоценной кровью, тогда на каком основании будет покоиться упование Церкви?

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. beobachter
22.05.2011 | 09:59
"Апостол Павел говорит, что Иисус, «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя...» (Флп. 2:7-8). Но, сделавшись «как человек», Иисус с этого момента должен был для пропаганды своего учения использовать уже не Божественные, а человеческие методы убеждения (за исключением чудес, но о них разговор особый). А это значит, что он должен был искать единомышленников, объединять их в организованную группу, и уже после этого вместе с ними идти на решительный штурм всего отжившего и косного. В общем и целом, он должен был теперь поступать, как любой неравнодушный человек, решивший во что бы то ни стало поведать о своих идеях миру". (Из книги А. Лазаренкова "Партия, которую создал Иисус"