Эдмунд П. Клауни
Проповедование Христа как о Нём свидетельствует Писание
Посмотрите, чего это стоило, Бытие 22:1–19
Только вы садитесь за обеденный стол, как звонит телефон: «Поздравляем, мистер и миссис Таргет! Вы и Ваша жена только что выиграли полностью оплаченный круиз на Антильские острова!» Или, может быть, это десять миллионов долларов, которые были переведены на Ваш счёт как победителю акции по результатам рекламной рассылки? Но читаете ли Вы то, что напечатано мелким шрифтом на этих бланках предложения десяти миллионов долларов? Конечно, нет. В тот момент вам это и не нужно!
Вы думаете, то, что предлагает Писание, выглядит именно так, как кажется на первый взгляд? Посмотрите на то, что случилось с Авраамом в 22-й главе Книги Бытие. Бог пообещал нечто большее, чем круиз на Антильский архипелаг или десять миллионов долларов. Бог пообещал ему землю, народ и благословение, которое разделят все народы земли. Однако исполнение некоторых Божьих обетований занимает намного больший промежуток времени. На протяжении десяти лет после прихода в землю обетованную у Авраама не было ни земли, ни народа. В сущности, у его жены даже не было сына. Отчаявшись иметь наследников, Сарра отдала своему мужу Аврааму служанку Агарь, и так родился Измаил. Господь, тем не менее, продолжал обещать Аврааму и Сарре сына. Спустя пятнадцать лет Бог всё ещё продолжал обещать это. Когда Аврааму исполнилось 100 лет, а Сарре – 95, они уже считали эти обещания абсурдными. Оба смеялись над невозможностью исполнения Божьего обетования. Но вскоре Сарра снова засмеялась, но уже по-другому – её маленького сына назвали Исааком, что значит «Он засмеялся». Последним смеялся Господь.
Авраам наверняка был благословлён: у него был достаток, двое сыновей и пастбища. А как насчёт «мелкого шрифта»? Ценой такого благословения было повеление Бога: «Авраам,– позвал Бог.– Возьми своего сына, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие 22:2 NIV).
Значение названия «Мориа» уже предполагало, что нечто станет видимым. На той горе стала видимой цена. Авраам должен был увидеть цену посредством особого события, испытавшего его веру. Также Бог явил тогда цену, которую лишь Он в состоянии заплатить – цену благодати. Авраам должен был увидеть, что Бог есть Спаситель.
Для Авраама заплатить эту цену означало отдать всё. Всё, что Бог обещал, теперь было так близко – в его сыне Исааке. Если цена – Исаак, то больше ничего не остаётся. По повелению Бога Авраам отослал Измаила прочь, так как тот не был обещанным сыном: «Возьми своего сына, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака…» Без Исаака некому было наследовать землю, некому основывать великий народ, некому быть благословением для всего мира. Бог призвал: «Авраам!» Бог дал ему имя: «Отец множества народов». Как мог быть Авраам, Отец множества, без Исаака? Исаак – печать веры Авраама и его любимый сын.
На следующий день рано утром Авраам приготовился отправиться в путь. Двое его слуг также собрались идти с ним. Он оседлал осла, наколол дров для всесожжения, но не выбрал ни одной овцы из своего стада. Взяв дрова, нож и возлюбленного своего сына Исаака, он вышел из земли Вирсавии.
Это всесожжение подразумевало дар жертвования. Авраам должен был вернуть Богу то, что он от Него получил. Бог запретил человеческие жертвоприношения, как это практиковалось у соседних народов, но у Него были все права приговорить грешников к смерти. Действительно, когда Бог судил землю Египетскую перед исходом израильтян, Он потребовал смерти первенцев из сынов Израиля точно так же, как и египтян. Самый старший сын, как представитель семьи, был обречён, но Господь дал Пасхального агнца в качестве заместительной жертвы. Позже Бог снова предъявлял Свои права на первенцев (Исход 13:15, Числа 8:17). Исаак не должен был быть принесен в жертву, поскольку он не являлся совершенной жертвой, агнцем без порока; он не мог заплатить за грехи других. Авраам не мог отдать в жертву плод своего тела за грех своей души.
Но Авраам стал исполнять Божье повеление без промедления, хотя испытание для него ещё не закончилось. Оно продолжалось и тогда, когда он колол дрова. Нужно было подготовить много дров для всесожжения на том отдалённом месте, которое он ещё даже не видел. Каждый взмах топора подготавливал его руку к удару ножом. Позже, в продолжение следующих трёх дней, его готовность к послушанию понемногу начала ослабевать. Осёл вёз дрова, в то время как они продвигались дальше.
Наконец, Авраам поднял глаза и увидел ту самую гору, на которую указал Господь. Это было именно то место; пришло время. Слуги уже не должны были идти с ними далее. Авраам снял дрова с осла. Исаак взялся за верёвки, которыми была связана эта тяжёлая ноша. Он поднял её себе на плечи. Авраам нёс факел. Они достигли горы Мориа и начали подниматься по ней. Исаак нарушил тишину: «Отец мой», – сказал он. «Вот я, сын мой», – ответил Авраам. «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?»
«Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой», – отвечал ему Авраам. Испытывая муки в этом испытании, Авраам мог лишь крепко держаться за Бога. Он находился на той самой горе, которую видел, на горе Божьей, с сыном, которого ему дал Бог. Бог видел его там. Бог видел ту жертву, которую он уготовил Себе. Глагол «видеть» на иврите также значит «усмотреть» или «уготовить». Авраам не уклонялся от ответа на заданный сыном вопрос, он предсказывал. Авраам заплатит цену, но Божье обетование не может не исполниться. Авраам сказал своим слугам: «Мы возвратимся к вам». Если будет нужно, Бог воскресит Исаака из мёртвых (Послание к Евреям 11:17–19)
Они шли вместе, отец и сын, к гребню горы. Они собирали по пути камни и булыжники, чтоб устроить жертвенник. Доверие Исаака Аврааму было таким же, как и послушание Авраама богу. Он не сопротивлялся, но был ведом своим отцом как агнец на закланье. Он позволил себя связать по рукам и ногам и положить поверх дров, которые сам же принёс. Пока, наконец, Авраам не простёр руку с ножом, и Ангел Господень не воззвал к нему с небес: «Авраам, Авраам…»
Авраам был готов отдать всё в знак своего преданного послушания Богу. Поскольку он боялся Бога, то был готов заплатить эту цену. На горе Авраам поднял глаза и увидел овна, запутавшегося в чаще рогами своими. Он взял овна и принёс его во всесожжение вместо Исаака. Поэтому Авраам назвал то место «Господь усмотрит».
Такая цена означала, что Авраам должен будет отдать всё, а так как он прилепился к Богу в вере, то ему не пришлось ничего отдавать. Он утверждал, что Господь усмотрит, – Господь так и сделал. Послушание Авраама было послушанием веры. Бог дал Аврааму Исаака во второй раз. Первый раз – при его рождении, и сейчас во второй раз – посредством его искупления. Всесожжение овна символизирует не только жертву, но и искупление кровью заместительной жертвы.
В совершенном посвящении веры цена является всем, но в простом доверии веры, цена – ничто. Авраам поклонился Богу, когда Тот обновил Свой завет с ним.
Требование, которое выдвинул Господь, не было непонятным. Он требует того же самого от нас. Иисус говорит об этом каждому, кто следует за Ним. Кто любит отца своего, мать, сына или дочь больше, чем Господа, тот не достоин Его. На самом деле мы получаем вечную жизнь, только если готовы принять наш собственный смертный приговор и взять свой крест (Евангелие от Матфея 10:37–39). Как бы мы ни нуждались в силе Его благодати, чтоб отречься самих себя и следовать за ним, его требование неизменно. Посмотрите на цену: она означает, что придётся отдать всё.
Не только в процессе переживания веры, но и в реальности благодати проявляется цена искупления. В Своей благости Бог посылает времена, когда Он испытывает нас. В то время как Иисус был на суде перед первосвященником, Пётр был на суде во внутреннем дворе дома этого священника, перед служанкой. Иисус молился за Петра, чтоб его вера не ослабела. Но вышло именно так. Пётр клялся Богом, что никогда не знал Иисуса, и тогда Иисус отвернулся от своих обвинителей, чтоб взглянуть на Петра. Рыдая и спотыкаясь, Пётр ушёл в ночь. Тем не менее, испытание не предназначалось для того, чтоб уничтожить Петра, но чтоб показать ему цену. На воскресном завтраке Иисус восстановил веру Петра.
Испытанием Авраама подтвердилась его вера, и Господь подтвердил Своё собственное обетование клятвой. В сущности, всё это испытание Авраама было взаимосвязано с благодатью. Бог испытывал его для того, чтобы благословить. Бог укрепил веру Авраама, даже несмотря на то, что подверг её испытанию. Нам даны два урока в этом эпизоде. Первый урок: нам было сказано о том, что Бог испытывал Авраама, и тот был благословлён за своё послушание, так как он показал, что боится Бога. Второй урок заключается в самом названии, которое Авраам дал тому месту, на которое указал Бог. Мы знаем его как «Иегова-ире» (точнее «Яхве-ире») – «Господь усмотрит». Когда Бог усмотрел (уготовил) овна, то этим Он не только дал избавление Исааку (и Аврааму!), но также показал Аврааму, что цена искупления была большей, чем тот мог заплатить. Господь Сам должен уготавливать жертву, которая в силах принести спасение. Эта жертва должна была быть принесена на том месте, на которое Бог указал Аврааму. Этим Господь явил Аврааму, что после того, как его потомки попадут в Египет и потом вернутся назад, именно на этом месте обетованный народ соберётся, чтобы прославить Бога.
Исаак мог и не быть жертвой; как и настоящая жертва могла не быть овном. Должен был прийти потомок Авраама, чтобы в Нём были благословлены все народы земли. Само название «Бог усмотрит» обещало пришествие Христа. Авраам возрадовался пришествию дня Христова, когда родился Исаак, и возрадовался снова, когда Бог уготовил овна в жертву вместо Исаака. Но Авраам смотрел много дальше. Не Исаак, но Агнец Божий был Жертвой, Которую усмотрел Отец. Авраам-пророк произнёс слова, которые выдержали испытание временем, слова, которые объяснили название «Иегова-ире»: «На горе Иеговы усмотрится» (Бытие 22:14)
Кто же Тот, Который будет усмотрен Богом? Когда Агарь, будучи беременна Измаилом, бежала от гнева Сары, Ангел Господень нашёл её возле источника, и она назвала Господа Лахай-рои, то есть «Бог, Видящий меня». А источник она назвала «Родник Живого, Который видит меня» (Бытие 16:13, 14)
Агарь увидела присутствие Ангела Божьего, потому что Ангел первый увидел её. Разве назвал Авраам гору «место, где виден Бог»? Нет, но Ангел Господень первый воззвал к Аврааму с небес. Господь не спустился с горы, чтоб Авраам встретился с Ним. Но
Авраам поднял свои глаза, чтоб увидеть гору. Затем он сказал, что Господь усмотрит жертву, снова посмотрел вверх и увидел овна, который зацепился своими рогами за ветви. Кто же тогда, исходя из его слов, тот, который усмотрится? Самый простой ответ: овен, которого и увидел Авраам (для обозначения «того, который усмотрится» (для овна) использован мужской род: см. «принес его во всесожжение», стих 13). На горе Господней по Божьему усмотрению был овен, которого усмотрел Бог.
Источник всё ещё может быть связан со словами Авраама. На горе Господней Агнец Божий усмотрится. В припеве одной известной песни есть слова: «Иегова-ире, Господь усмотрит для меня», но при этом упускается суть этого отрывка. «Иегова-ире» значит, что на горе Господней будет усмотрен Иисус Христос. Мы видим не что иное, как Христа, вознесённого на крест на Голгофе, в земле Мориа.
Цена для Авраама была слишком велика, он должен был отдать всё. Он не мог пощадить возлюбленного сына. Но Исаак был пощажен Богом. Однако хоть Исаака и пощадили, но Возлюбленный Сын Отца Небесного должен был быть принесён в жертву. Павел говорит нам, что Небесный Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8:32). Божье откровение о цене искупления в жизни Авраама указывает на Агнца Божьего: Агнец Божий обеспечивает то, что Бог требует в уплату за грешников. Сын заплатил цену на Голгофе, как и Отец. В тайне свыше всех тайн, Вечный Бог был безмолвен, когда Его Сын, воплощённый в человеческий облик, взывал: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Бог отдал Своего Сына не только в том, что Тот воплотился в человеческий облик. Он отдал Его и в том, что, сохраняя безмолвие, оставил Своего Возлюбленного Сына во тьме. Любовь Божия излилась в сердца наши посредством того, что Христос умер за нас, когда мы ещё были грешниками (Рим. 5:5).
Аврааму не пришлось платить никакой цены, так как Бог Сам всё усмотрел. Цена же Бога была безмерной. И Он заплатил эту цену. Однако, к счастью, она была поставлена перед Ним, Христос перенёс испытание на кресте и позор и воссел рядом со Своим Отцом. Вечная цена, которую заплатил Бог, отвечала требованию только вечной Божьей любви — ибо Господь так возлюбил мир, что Отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Можем ли мы вообще говорить о таком чуде, о чуде, которое даже ангелы не могут постигнуть? Но это именно та любовь, та вечная любовь к нам, которую Бог излил в сердца наши.
Можем ли мы вынести такую любовь, не будучи преданы всепоглощающему огню Его присутствия? Только Его благодать может сделать нас способными получить эту любовь. «Мелкий шрифт» у Бога – это яркие слова Его славы и Его любви, любви, которая побуждает нас любить Его и любить других людей.
«Отверну ли я своё покрасневшее лицо, когда передо мною появляется Его драгоценное Древо креста;
Растворю ли я своё сердце в благодарности и растоплю ли глаза слезами;
Но ни каплей такой скорби никогда не смогу я сполна отплатить за ту любовь, что я имею;
Вот, Господь, я отдаю Тебе всего себя, – и это всё, что я могу сделать»(Исаак Уоттс, 1707)
1. Доктор Эдмонд Клауни был первым президентом Вестминстерской теологической семинарии (Филадельфия), он является профессором практического богословия в Вестминстерской теологической семинарии в Калифорнии. Также он является автором большого количества книг о проповеди, включая «Раскрывая Тайну: открытие Христа в Ветхом Завете» (The Unfolding Mystery: Discovering Christ in the Old Testament) (Col. Springs: NavPress, 1998).
Источник: «Божье предопределение и свобода», ноябрь/декабрь, том 7, № 6, стр. 35–37 (Predestination and the Freedom of God, Nov./Dec., Vol. 7, No. 6 1998, Pages 35–37)
Разрешается и поощряется воспроизведение и распространение данного материала в любом формате при условии, что не будут вноситься какие-либо изменения в формулировку, а также не будет взиматься плата свыше стоимости воспроизводства и не будет делаться более 500 физических копий. Для размещения в сети Интернет предпочтительна ссылка на наш веб-сайт. Любые исключения из вышесказанного должны быть одобрены организацией Modern Reformation.
Copyright © 2007 Modern Reformation
Этот материал еще не обсуждался.