21.05.2009
Скачать в других форматах:

Джон Пайпер

Иуда Искариот. Провал планов сатаны и спасение мира

 

7 декабря 2007 года

 

Евангелие от Луки 22:1–6:

 

«1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, 2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. 3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, 4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. 5 Они обрадовались и согласились дать ему денег; 6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе».

 

Это последняя проповедь из серии под названием «Впечатляющие грехи и их глобальное назначение для славы Христа». Целью было показать, что вновь и вновь в истории мира подтверждается один закон: эпохальные грехи, которые изменили ход истории, никогда не смогут воспрепятствовать глобальным намерениям Бога относительно прославления Его Сына и спасения людей.

 

Я молюсь о том, чтобы, когда эти факты проявления Божьей верховной власти над грехом займут надлежащее место в вашем обновлённом разуме, они смогли оказать на вас практическое воздействие, делая вас сильными перед лицом ужасающих скорбей и отважными во Христе в тот момент, когда приблизится опасность. Чтобы в вас проявлялись превозносящая Христа сила в несчастьях и возвеличивающее Христа бесстрашие в борьбе. Я молю Бога, чтобы Он делал вашу душу закалённой, как сталь, и в то же время чувствительной и нежной, как шёлк.

 

Самый впечатляющий грех: убийство Иисуса

 

Самым немыслимым грехом из всех, когда-либо совершённых в истории мира, является жестокое убийство Иисуса Христа, морально безупречного, бесконечно достойного, святого Сына Божьего. И, вероятно, самым презренным и низким в этом убийстве было предательство Иисуса одним из Его самых близких друзей, Иудой Искариотом.

 

Иуда был одним из двенадцати апостолов, которых Иисус лично выбрал, и которые были с Ним на протяжении всего Его общественного служения. Ему поручили носить ящик с деньгами для всей группы (Евангелие от Иоанна 13:29). Он был достаточно близок к Иисусу во время Тайной вечери, обмакивая хлеб в одну с Ним чашу (Марка 14:20).

 

«Вошёл же сатана в Иуду»

 

В ночь Тайной вечери случилось то, что автор описал в Евангелии от Луки 22:3–6: «Вошел же сатана в Иуду… и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе». Позже он отвёл их к Иисусу в Гефсиманский сад и предал Его поцелуем (Луки 22:47–48). Это была своеобразная печать смерти Иисуса.

 

Когда Лука в 3-м стихе говорит, что «вошёл сатана в Иуду», у нас в голове возникает сразу несколько вопросов. 1) Первый таков: овладел ли сатана добропорядочным Иудой или же он уже был в Иуде и в тот момент просто решил, что пришло время действовать? 2) Другой вопрос: почему сатана сделал это, если смерть и воскресение Иисуса должны были привести его к окончательному поражению, и есть причины полагать, что ему об этом было известно? 3) И третий и наиболее важный вопрос: где был Бог, когда это происходило? Какова была Его роль или её отсутствие в наиболее драматическом грехе, когда-либо совершённом в истории мироздания? Итак, давайте рассмотрим эти вопросы по порядку.

1)    Власть (сила) сатаны в греховных пристрастиях Иуды

Когда мы читаем в Евангелии от Луки 22:3, что «вошёл же сатана в Иуду», как мы должны понимать власть сатаны и что происходило с волей Иуды? Иуда не был невинным наблюдателем, когда сатана в него вошёл. Апостол Иоанн говорит в своем Евангелии (Иоанна 12:6), что Иуда был вором. Описывая ситуацию, когда он жаловался на Марию, что та растратила деньги впустую, помазав ноги Иисусу миром, Иоанн уточняет: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали».

 

Если для вас это звучит немыслимо, просто подумайте о постыдном поведении так называемых христианских лидеров сегодня, которые используют пожертвования на пасторское служение для того, чтобы покупать одежду на сумму 39 000 долларов в год в одном только магазине, отправляют своих детей отдыхать на Багамы за 29 000 долларов, ездят на белом Lexus или красном «мерседесе». И когда Иуда с набожным и религиозным лицом сидел рядом с Иисусом или шёл изгонять демонов Его именем, он, тем не менее, не имел праведной любви к Иисусу. Он любил деньги. Он любил власть и удовольствия, которые можно было купить за деньги.

 

Павел говорит нам, как это всё содействует установлению власти сатаны. Посмотрите на то, что говорится в Послании к Ефесянам 2:1–3: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе (обратите внимание на взаимосвязь: мёртвые по грехам – жили по воле сатаны.Прим. автора статьи), духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие…» Мёртвые по грехам, потакающие похотям плоти, исполняющие желания тела и ума и поэтому подчиняющиеся воле князя, господствующего в воздухе.

 

Сатана не пленяет непорочных людей. Непорочных людей просто нет. У сатаны есть власть сделать так, чтоб греховные похоти взяли над человеком верх. Иуда любил деньги и прятал эту свою любовь за ложными внешними взаимоотношениями с Иисусом. И затем продал Его за тридцать сребреников. Как много есть ещё подобных людей сегодня! Не будьте одними из них. И не станьте жертвами их обмана.

 

 

2)    Роль сатаны в его собственном уничтожении

 

Второй вопрос: почему сатана подтолкнул Иуду к предательству Иисуса? Разве он не знал, что смерть и воскресение Иисуса приведёт к его окончательному поражению (Кол. 2:13–15)? Есть причины думать, что сатана это знал.

 

Когда Иисус начал Своё служение на пути ко кресту, сатана пытался увести Его с этой дороги страданий и жертвы. В пустыне он искушал Его превратить камень в хлеб, броситься с вершины храма и овладеть всем миром, чтобы все прославляли Его (Матф. 4:1–11). Суть всех этих искушений одна: «Не иди дорогой страданий, жертвования и смерти. Используй возможность избежать мучений. Если Ты – Сын Божий, покажи Своё право править этим миром. И я могу помочь Тебе это сделать. Что бы Ты ни делал, не иди на крест».

 

А помните ли вы, что Иисус предсказывал, что претерпит много страданий от старейшин и первосвященников и будет убит, а Петр упрекнул Его, сказав: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Матф. 16:22)? Другими словами, он заявил: «Я никогда не позволю, чтобы Ты был убит таким образом». Иисуса это не прельстило. Он сказал: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф. 16:23). Препятствовать Иисусу идти на крест и было задачей сатаны. Он не хотел, чтоб Иисус был распят. Ведь это стало его гибелью.

 

Но вот сатана, как описано в Евангелии от Луки 22:3, входит в Иуду и толкает его на предательство Господа, что, в свою очередь, приводит Иисуса ко кресту. Почему же всё внезапно изменилось? Зачем надо было пытаться отвернуть Его от креста, а потом взять инициативу на себя, чтобы в итоге, наоборот, привести Его на крест? Авторы Евангелий нам об этом ничего не говорят. Вот моя попытка ответить на этот вопрос: сатана видел, что все его попытки отвести Иисуса от креста были тщетными. Шаг за шагом Иисус продвигался в нужном направлении. Он был твёрд как камень, и сатана понял, что ничто Его не остановит. Поэтому он решил: раз уж он не может это предотвратить, то хотя бы сделает это настолько безобразным и мучительным, настолько разрывающим сердце, насколько это вообще возможно. Не просто смерть, а смерть вследствие предательства. Смерть вследствие того, что все отвернулись. Смерть вследствие отречения (см. Луки 22:31–32). Если он не может это остановить, то хотя бы втянет в это других и нанесёт максимально возможный вред. И следствием этого была ужасающая череда грехов, приведшая Иисуса на крест.

 

3)    Роль Бога в убийстве Его Сына

 

И эта череда грехов приводит нас к третьему и заключительному вопросу – самому важному: где был Бог, когда всё это происходило? Или, если быть наиболее точным, какова роль Бога или её отсутствие в самом страшном грехе, который когда-либо был совершён, – в убийстве Иисуса Христа?

 

Для того, чтобы ответить на подобный вопрос, нам нужно положить руки на свои уста и обеззвучить свои философские размышления. Наше мнение здесь не имеет значение. Всё, что действительно имеет значение, так это то, что Бог показал нам в Своём Слове. И в первую очередь это то, что детали, которые окружают смерть Иисуса, были предсказаны в Божьем Слове ещё за сотни лет до того, как это произошло.

 

Пророчество Писания о том, что злые люди не примут Иисуса, когда Он придёт

 

Матфея 21:42: «Иисус говорит им (цитируя Псалом 117:22): неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»

 

Пророчество Писания о том, что Иисус будет ненавидим

 

Иоанна 15:25, где Иисус процитировал Псалом 35:19 и сказал: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно».

 

Пророчество Писания о том, что апостолы Его покинут

 

Евангелие от Матфея 26:31, где Он цитирует из Книги пророка Захарии 13:7: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада».

 

Пророчество Писания о том, что Иисус будет пронзён, но ни одна Его кость не будет переломлена

 

Иоанн цитирует Псалом 33:20 и Книгу пророка Захарии 12:10, говоря: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили» (Иоанна 19:34–37).

 

Пророчество Писания о том, что Иисус будет предан близким другом за тридцать сребреников

 

Иоанна 13:18, где Иисус цитирует Псалом 40:9: «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою».

 

Матфея 26:24, где Иисус говорит: «Сын Человеческий идёт, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться».

 

В Матфея 27:9–10 сказано: «Тогда сбылось речённое через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Иеремии 19:1–13; Захарии 11:12–13).

 

И не только Писание, но Сам Иисус предсказывал, говоря подробно о том, как Он будет убит

 

В Марка 10:33–34 описано, как Он говорит: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет».

 

И в последнюю ночь Иисус посмотрел на Петра и сказал: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня» (Матфея 26:34).

 

 

Согласно Его суверенной воле

 

Исходя из всех этих пророчеств, мы точно знаем, что Бог предвидел и не предотвратил, а следовательно, включил в Свой план то, что Его Сына отвергнут, будут ненавидеть и плевать на Него, что Его покинут, осудят, будут истязать, что над Ним будут насмехаться, пронзят и потом убьют. Всё это Бог ясно представлял в Своём разуме до того, как это произошло. И всё это случилось с Иисусом точно так, как было Им запланировано. Это не просто произошло само собой, но было предсказано в Слове Божьем. Бог знал, что это произойдёт, и мог запланировать остановить смерть Своего Сына, но так не сделал. Это произошло согласно Его суверенной воле.

 

Всё, что случилось тогда, было злом. Всё это являлось грехом. Ведь это грех – отвергать, ненавидеть, бросать в беде, предавать, отрицать, выносить приговор, плевать, бить, пронзать и убивать нравственно совершенного, бесконечно достойного, святого Сына Божьего. И всё же Библия детально и ясно говорит, что Бог Сам запланировал случившееся. Это ясно видно не только из пророческих текстов, но также из тех отрывков Писания, где ещё более простым языком говорится, что Бог Сам совершил это.

 

Бог совершил это

 

Например, в Книге пророка Исайи, глава 53, стихи 6 и 10, сказано: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас… Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению». Таким образом, за всем этим плеванием, избиением, насмешками и распятием стоит незримая рука и совет Бога.

 

И я говорю это с осторожностью и трепетом. Эта истина слишком велика и весома, она слишком шокирующая, чтобы говорить об этом несерьёзно, с ложной самоуверенностью. Я предпочитаю говорить, что незримая рука и совет Божий стоит за самыми ужасающими грехами во вселенной – более скорбными и более ужасающими, чем падение сатаны или чье-либо ещё. Причина, по которой я использую именно такие слова, состоит в том, что Библия говорит об этом такими же словами.

 

Рука и совет Бога  

 

В Деяниях 4:27–28 дано самое чёткое и ясное утверждение о том, что Божья рука и план стоят за ужасным распятием Его Сына: «Ибо поистине собрались в городе сём на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука (cheir) Твоя и совет (boule) Твой». Это именно те два слова, которые я использую: рука Бога и совет Бога.

 

Необычно говорить таким образом – что рука Божья и совет предопределили чему-то случиться. Никто обычно не думает о «руке» Божьей, которая что-то предопределяет. Как может рука предопределять? Я думаю, это значит вот что: рука Божья обычно символизирует собой приведённое в действие могущество Божье – не могущество в абстрактном понимании, но земное проявление могущества. Смысл объединения слова «рука» со словом «совет» заключается в том, чтобы сказать, что всё это – не просто теория, но то, что будет исполнено собственной рукой Бога.

 

Это объясняет слова в Книге пророка Исайи 53:10: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению». Более буквально это звучит в другом переводе – в версии KJV (Короля Иакова): «Господь соблаговолил поразить Его, и Он предал Его мучению». Господь поразил Его. За Иродом, Пилатом, язычниками и народом Израиля стоял собственный Отец Иисуса, Который любил Его бесконечной любовью.

 

Писание: Бог работает и в смерти 

 

Почему всё это должно вас волновать? В действительности это должно быть важным для вас потому, что если бы Бог не был главным исполнителем, который стоял за смертью Христа, тогда смерть Христа не спасла бы нас от наших грехов, и мы погибли бы в аду навечно. Причиной смерти Христа, которая является сутью Евангелия, сутью благой вести, есть то, что это сделал Бог.

Послание к Римлянам 5:8: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Если вы отделите Божье действие от смерти Христа, вы потеряете само Евангелие. Это было работой Бога. Это наивысшая и глубочайшая степень Его любви к грешникам, Его любви к вам.

 

Послание к Римлянам 8:3: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти». Бог осудил грех в плоти Иисуса предназначавшимся нам осуждением. Поэтому мы свободны.

 

Послание к Галатам 3:13: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою». Бог проклял Иисуса клятвой, предназначенной для нас. И потому мы свободны.

 

2-е послание к Коринфянам 5:21: «Ибо не знавшего греха Он [Бог] сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Бог вменил Ему наш грех, и теперь мы свободны, чтобы ходить в Божьей праведности.

 

Книга пророка Исайи 53:5: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши». Бог поразил его. Бог сокрушил Его. За вас и за меня. И теперь мы свободны.

 

Крест Христа: работа и любовь Божья

 

Эта серия проповедей важна вот по какой причине. Если вы примете библейскую истину (а я молюсь, чтобы так и было), что Бог предопределил самые значительные грехи ради глобальной славы Его Сына, исключив при этом любую вероятность того, что Он станет порочным, неправедным и грешным в Своем действии, тогда вы не отступите от креста Христа, осознавая, что это есть работа Божья. Вы не будете одними из тех, кто называет исполненное наибольшей любви деяние, равного которому не совершалось, «мучением Божественного дитяти». Вы подойдёте ко кресту и упадёте ниц. И скажете: «Нет здесь и доли человеческого замысла. Есть лишь работа Божья и любовь Божья». Вы получите её как наивысший дар. И вы будете спасены. А Христос – прославлен. И, значит, я проповедовал не напрасно.

 

 

© Desiring God

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.