Тим Келлер
Проповедь об аде в эпоху терпимости
Огонь и сера для либералов
Безупречно одетый молодой человек, ясно и четко излагающий свои мысли, беседовал со мною в моем рабочем кабинете. Он был баскетболистом высшей лиги и успешным предпринимателем, который к тридцати годам успел трижды поменять страну и место жительства. Будучи воспитан в семье, номинально принадлежавшей к одной из традиционных церквей, молодой человек имел весьма смутное представление о христианском учении.
Я был очень рад узнать о его сильной заинтересованности в поиске ответов на те духовные вопросы, которые возникали у него с тех пор, как он начал посещать нашу церковь. Этот молодой человек признался мне, что готов принять Евангелие. Но было одно, последнее препятствие.
Он сказал мне: «Вы считаете, что если человек не верует во Христа, тогда он обречен на вечную погибель. Но я не могу принять такое учение. Например, я работаю со множеством хороших людей. Многие из них являются мусульманами, иудеями и представителями других религиозных течений. Я не могу поверить, что они пойдут в ад по причине своего неверия во Христа. Также мне кажется, что учение об аде противоречит вести о любящем и благом Боге. Даже если этот Бог свят».
В словах этого молодого человека представлено основное возражение, которое неверующие люди выдвигают против христианского учения (на мой взгляд, второе по значимости возражение связано с вопросом существования страданий и зла в этом мире). Наши современники отвергают идею об аде и Божьем суде.
Таким образом, у проповедников возникает сильное искушение избегать подобных тем в своих посланиях. Но пренебрежение «неудобными» доктринами нашей исторической веры неизбежно приведет нас к нежелательным последствиям. Ведь существует так называемый «экологический» баланс библейской истины, который нельзя нарушать.
Например, в природе истребление всех нежелательных хищных животных на определенной территории приведет к потере многих видов флоры и фауны (чрезмерный рост определенной популяции при ограниченном количестве пищевых ресурсов). На самом деле хищные животные поддерживают необходимое равновесие флоры и фауны в отдельно взятой экосистеме. Таким же образом наше умалчивание или отвержение «плохих» доктрин исторической христианской веры, к нашему величайшему удивлению, приведет к уничтожению наших «приятных» и «удобных» учений.
Изъятие доктрин об аде, Божьем последнем суде и святости Господа нанесет непоправимый ущерб христианскому учению, которое дает нам сладостное утешение и упование на Господа. Я говорю о нашем понимании Божьего милосердия и любви, человеческого достоинства и Божьего отношения к нему. Для того чтобы проповедовать Благую Весть, нам необходимо говорить и об ужасных вещах.
Но как это сделать в эпоху терпимости?
Как проповедовать об аде традиционалистам?
Прежде чем я начну рассматривать учение об аде, мне следует признать, что современная христианская община состоит из двух основных групп — традиционалистов и постмодернистов. Эти две группы совершенно по-разному воспринимают проповедь об аде.
Люди, выросшие в традиционных культурах и находящиеся под влиянием традиционного мировоззрения, верят в существование Бога. Они признают нравственные абсолюты и осознают свою ответственность пред Богом в том, чтобы совершать добро. Обычно это люди старшего возраста, выросшие в консервативной католической или иудаистской среде. Также в эту группу входят представители евангельских церквей, традиционных пятидесятнических, баптистских и протестантских деноминаций. Следует добавить еще первое поколение иммигрантов из других стран (но не из Европы).
Для того чтобы указать традиционалисту на его нужду в Евангелии, следует сказать примерно следующее: «Ваш грех отделяет вас от Бога! Вы не можете достигнуть праведности, которую требует от вас Бог, потому что вы несовершенны». Осознание своего несовершенства приводит традиционалистов в ужас. Таким образом, идея вечного наказания в аду побуждает традиционалиста обратиться к Богу. Такие люди прекрасно осознают всю серьезность и ужас греха.
К сожалению, традиционалисты могут обратиться к Богу только по причине страха перед адским огнем. Поэтому мне необходимо показать им, что Иисус Христос перенес на кресте не только физические муки, но и прочувствовал на Себе все ужасы ада. Мне следует постоянно указывать традиционалисту на красоту и величие Христовой любви по отношению к человечеству. Проповедь об аде — единственный путь показать традиционалисту, как сильно Христос возлюбил мир.
Вот пример такой проповеди:
«Пока мы глубоко не осознаем содержание этой ужасающей доктрины, нам никогда не постичь всю глубину того, что Христос совершил на кресте. Его тело было подвержено немыслимым истязаниям. Но эти мучения несопоставимы с Его душевными терзаниями. В тот момент, когда Христос воскликнул, что Отец позабыл Его, Он прочувствовал все ужасы ада.
Если вам отказывают в погашении долга или отвергают вас, это, конечно, неприятно. Но если так поступает ваш близкий друг, то это неприятно вдвойне. Если же ваша жена говорит вам: «Я не желаю тебя больше видеть», то вы будете испытывать еще большие муки. Чем продолжительней и глубже наши взаимоотношения, тем мучительней и ужасней любой разрыв.
Но взаимоотношения Отца и Сына были, конечно же, несоизмеримо глубже, чем любые самые глубокие и страстные человеческие взаимоотношения. Когда Христос был отвергнут Отцом, Он испытал невообразимо ужасающие терзания и мучения. И Он добровольно согласился на эти страдания ради нас».
Как проповедовать об аде постмодернистам?
В отличие от традиционалистов, постмодернисты враждебно относятся к самой идее ада. У людей с мирским постмодернистским мировоззрением представление о Боге весьма туманно (если они вообще верят в Него). Нравственные абсолюты для них неприемлемы. Им важнее хранить верность своим собственным представлениям о жизни. В эту группу, как правило, входят молодые люди из номинальной католической или иудаистской среды, либеральных протестантских церквей, западного и северо-восточного регионов США, а также из Европы.
Проповедуя постмодернистам об аде, нам следует придерживаться четырех принципов.
1. Грех — это рабство
Я рассматриваю грех не только как нарушение определенных правил. Когда что-либо кроме Бога становится нашей наивысшей ценностью и предметом почитания, это также является грехом. Благие вещи, которые становятся нашими богами, будут безжалостно править нами, порабощая наши души и разум. Если мы не противостанем им, то они ввергнут нас в ад.
Таким людям я говорю следующее: «На самом деле вы – религиозные люди, хотя и не догадываетесь об этом. Ведь вы пытаетесь обрести спасение посредством поклонения вещам, которые будут управлять вами и в итоге разрушат до основания». Для постмодерниста самым ужасным является рабство.
В проповеди об аде представителям постмодернистского мировоззрения важную роль может сыграть то, как запечатлел ад К. С. Льюис. В своей книге «Великий развод» Льюис описывает переполненный людьми автобус, подъезжающий к окраинам рая. Этих людей просят избавиться от грехов, из-за которых они попали в ад. Описание К. С. Люисом людей, пребывающих в аду, чрезвычайно выразительно. Ведь мы отлично знаем, какую опасность обольщения и самообмана содержат в себе различного рода зависимости. Например, алкоголик пребывает в ужасном состоянии; тем не менее, он винит в своих бедах других людей и постоянно жалеет себя. Таким образом, зависимый человек не желает брать на себя ответственность за свое поведение и не стремится увидеть корень своей проблемы.
Льюис пишет: «Ад... начинается с ворчливого настроения. Мы пытаемся обособиться от него и даже критиковать. У нас пока еще есть возможность покаяться в этом грехе недовольства и освободиться от него. Но в один прекрасный день мы понимаем, что больше не можем противостоять такому поведению. Ваше Я исчезнет, и вы не сможете ни критиковать свое недовольство, ни даже наслаждаться им. Останется одно лишь ворчливое недовольство, которое подобно безликому механизму будет работать безостановочно».
Современным людям трудно воспринимать идею о Боге, Который якобы придумывает изощренные наказания для упорствующих в своих грехах людей. Для того чтобы нашим современникам была понятна истинная концепция ада, нам следует говорить о грехе как о рабстве, а об аде – как о добровольном выборе каждого человека.
Отрывок из моей недавней проповеди послужит примером объяснения идеи ада для постмодернистов:
«Во-первых, грех отделяет нас от Бога (Исаия 59:2), Который является источником всякой радости (Псалом 15:11), любви, мудрости и благого дела (Иаков 1:17)... Во-вторых, если мы желаем понять идею об аде, нам следует понимать грех как рабство. В послании Римлянам 1:21–25 говорится, что мы предназначены жить для Бога. Вместо этого мы живем для любви, работы, достижений или нравственности, которые дают нам определенный смысл жизни. Таким образом, любой человек, независимо от того, религиозен он или нет, поклоняется чему-либо — идолам или ложным «спасителям». Однако эти вещи порабощают нас, вызывая чувство вины (если нам не удается достигнуть их), гнев (если кто-либо отбирает их у нас), страх (если они находятся в опасности) или становясь нашим стимулом (если мы желаем обладать ими). Чувство вины, гнев и страх подобны пожирающему нас огню. Поклонение чему-либо, исключая при этом поклонение Христу, является великим грехом. А возмездие за грех — рабство.
По всей видимости, величайший из всех существующих парадоксов состоит в том, что люди в автобусе из ада стали рабами добровольно. Им более важно сохранить свою свободу (по их определению), чем обрести спасение. К сожалению, эти люди глубоко заблуждаются. Они считают, что, прославив Бога, они утратят свое человеческое величие (Бытие 3:4,5). На самом же деле своим выбором они уничтожили свое человеческое достоинство. По словам Льюиса, ад является величайшим памятником человеческой свободе».
2. Ад менее категоричен, чем так называемая терпимость
Следующее утверждение является ярким отображением мировоззрения современного человека. «Я хорошо отношусь ко Христу, но считаю, что искренний мусульманин, буддист и даже добрый атеист несомненно найдет Бога». А вот немного другое заявление: «Я не думаю, что Бог отправит хорошего человека в ад только за его неправильные религиозные взгляды». Как мы видим, люди, придерживающиеся такой точки зрения, весьма категоричны в своих заявлениях.
Таким образом, проповедуя об аде, нам следует принимать во внимание следующий аспект:
«Универсальная религия человечества утверждает, что если мы совершаем добрые дела, тогда Бог принимает нас. Но Евангелие говорит нам, что Бог совершает в нас добрые дела и по этой причине принимает нас. А потому мы находимся в неоплатном долгу пред Ним (Римлянам 1:17). Таким образом, утверждая, что хороший человек, не только христианин, может найти Бога, люди показывают, что считают добрые дела достаточным основанием для обретения спасения.
Вы можете считать, что вера во Христа не является необходимым условием для обретения спасения, или же можете верить, что мы спасены по благодати. Но невозможно верить в оба эти утверждения одновременно.
Совершенно очевидно, что люди, придерживающиеся универсального взгляда, чрезвычайно категоричны в своем заявлении: «Хорошие люди могут найти Бога, а плохие не могут».
Но, осознав свое нравственное несовершенство, мы понимаем, что не можем быть приняты Богом на основании совершаемых нами добрых дел.
Евангелие утверждает, что люди, которые признают свою греховность, могут найти Бога, а те, кто считает себя праведными, – нет.
Тогда как насчет людей, которые не являются христианами? Что мы можем сказать о людях, которые считают свои нравственные попытки достаточным основанием для обретения спасения? Конечно же, они отвержены Богом.
Итак, как мы видим, обе точки зрения весьма категоричны. Но Евангелие обладает необычной исключительностью. Оно радостно говорит нам: «Нет никакой разницы, кто ты и что ты сделал. Не имеет значения и то, что ты находился у врат ада. Ведь ты можешь быть принят Богом прямо сейчас благодаря Иисусу Христу!»
3. Христианский взгляд на ад более затрагивает личность, чем альтернативная точка зрения
Очень часто я встречаю людей, которые говорят мне: «У меня есть личные взаимоотношения с любящим Богом, но я не верю в вашего Иисуса Христа».
Тогда я спрашиваю: «Почему?»
В ответ слышу: «Мой Бог является любящим Богом. Он не обрекает на вечные муки людей за какой-то там грех».
Но возникает следующий вопрос: «На какую жертву пошел такого рода бог ради любви и благоволения к нам? Какие страдания он перенес, дабы принять нас к себе? Был ли этот бог терзаем и мучим людьми? Где его пробитые гвоздями руки и окровавленный терновый венец?»
В ответ слышу: «Я не думаю, что все это было нужно».
Какая ирония! Пытаясь создать своего «любящего бога», мы в итоге сотворили менее любящее нас божество. Любовь такого бога, по большому счету, бездейственна. Это не любовь, но всего лишь сентиментальные воздыхания. Поклонение такому богу будет безликим, сугубо познавательным и нравственным. В нем не будет радостного самоотречения, смиренной храбрости, постоянного осознания чуда. Такому божеству не воспоешь: «Поразительная Божья любовь влечет к себе мою душу, мою жизнь, все мое естество».
Так называемый «чувственный» подход постмодернистов к концепции ада на самом деле безлик. Вдумайтесь в следующее утверждение: «Не имеет значения, веришь ли ты во Христа или нет, главное чтобы ты следовал Его примеру».
Но в таком случае суть религии заключена в интеллектуальном и нравственном аспектах. В такой религии отсутствует личностный аспект. Если любой хороший человек может найти Бога, тогда сердцем религии является понимание определенных нравственных правил и следование им.
Проповедуя об аде, я пытаюсь показать безликость такой религии:
«Утверждая, что любой высоконравственный человек может найти Бога, мы тем самым создаем религию без слез, жизненных переживаний и взаимоотношений.
Конечно, Евангелие включает в себя понимание истин и принципов, но не ограничивается только этим. Сущность спасения — познание Личности (Евангелие от Иоанна 17:3). Это познание включает в себя покаяние и слезы, ликование и преодоление трудностей. Евангелие призывает нас к глубоким и страстным взаимоотношениям со Христом и называет это сердцем истинного спасения».
4. Без гнева нет любви
Учение о Божьем гневе и Его суде вызывает отвращение у современных людей. «Я не верю в Бога, который обрекает людей на вечные мучения в аду. Как любящий Бог может быть преисполнен гневом?»
Таким образом, проповедуя об аде, мы должны объяснить, что Бог, Который не гневается, не может быть любящим Богом. Вот как я попытался объяснить эту идею в своей проповеди:
«Люди спрашивают: «Как любящий Бог может быть преисполнен гневом?» Но любящий человек часто гневается. В своей книге «У надежды есть свои причины» Бекки Пиппет пишет: «Только подумайте о том, что мы чувствуем, когда любимый нами человек разрушает себя необдуманными действиями и сомнительными связями. Разве мы будем относиться к нему с возвышенной терпимостью, как к незнакомцу? Я сомневаюсь... Гнев не является противоположностью любви. А вот ненависть – да. Заключительным проявлением ненависти есть безразличие».
Далее Пиппет цитирует Е. Г. Гиффорда: «В данном случае человеческая любовь представляет собой приемлемую аналогию. Чем больше отец любит сына, тем больше он ненавидит в нем пьяницу, лгуна, предателя».
На основании этих слов Пиппет делает следующий вывод: «Если я, греховная женщина, подверженная самолюбованию, могу чувствовать столько боли и гнева относительно состояния определенного человека, тогда какие чувства возникают у нравственно совершенного Бога, Который создал этого человека. Божий гнев не является греховным взрывом чувств. Божий гнев — это упорядоченное противление греховному раку, пожирающему человеческий род, который Он любит всем Своим сердцем».
Поверить в такого Бога
Недавно я говорил проповедь на основании притчи о богаче и Лазаре. После богослужения на церковное общение, посвященное обсуждению проповеди, пришло необычайно много людей. Вопросы и комментарии затрагивали предмет вечного осуждения в аду.
Я упал духом, когда молодая студентка сказала: «Я хожу в церковь всю свою сознательную жизнь, но не думаю, что смогу поверить в такого Бога». В ее словах была печаль, а не дерзкий вызов. Я заметил, что у этой девушки есть желание остаться на собрании и обсудить этот вопрос.
Обычно все вопросы задают мне, и я пытаюсь ответить на них в меру моих способностей и сил. Но именно на этом собрании люди начали задавать вопросы друг другу.
Одна пожилая женщина сказала: «Я совсем недавно начала посещать эту церковь, и я просто шокирована вашими словами. Мне всегда претила идея об аде, но я никогда бы не могла подумать, что Бог претерпел адские мучения, дабы возлюбить меня».
Затем зрелый христианин указал на взаимосвязь этой проповеди с содержанием недавней проповеди о Христе у гроба Лазаря (Евангелие от Иоанна 11 глава). Он сказал: «В этом тексте говорится, что Иисус плакал. Но в то же время Он чрезвычайно гневался на зло. Эти слова очень помогли мне осознать одну истину. Он не только гневающийся Бог или только плачущий и любящий Бог. Он обладает обоими этими качествами. Наш Бог не только осуждает зло, но и подверг себя адским мучениям и осуждению на голгофском кресте».
Одна женщина закивала в знак согласия с его словами: «Да, я всегда думала, что учение об аде показывает нам только Божий гнев по отношению к грешникам. Но я никогда бы не подумала, что эта доктрина говорит нам, как сильно Господь желал пострадать за нас. Я никогда не думала, что ад способен рассказать мне о Христовой любви. Я глубоко тронута этими словами».
Только благодаря учению об аде и последнем суде провозглашение Иисуса о благодати и любви воссияло так ослепительно ярко.
-----------
Тим Келлер является пастором Пресвитерианской церкви Искупителя в Нью-Йорке.
Впервые опубликовано в «Журнале о руководстве», 1 октября, 1997 года.
Переведено с разрешения автора.
Комментарии: