06.04.2009
Скачать в других форматах:

Брайан Чапелл

Ведомая обетованием семья

 

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Послание к Ефесянам 6:1–4)

 

Насколько простыми выглядят эти слова Павла, настолько же легко они могли вызвать бурю негодования со стороны матерей и отцов в упадочной культуре древнего Эфеса. Слов наставлений так мало! В сущности, всего в одном предложении заключено прямое наставление родителям. И, что еще более усугубляет положение, это предложение адресовано только отцам.

Безусловно, родители во времена Римской империи не отличались от нас в желании подобрать соответствующие материалы для воспитания детей в их древнем эквиваленте книжного магазина. Как мог вообще кто-либо в то время растущей безбожности правильно растить детей, имея так мало наставлений? Родители, которые растят детей в наше время, зададут тот же вопрос. Что же касается всех культурных опасностей, с которыми сталкиваются наши дети, и всех закономерных вопросов, с которыми сталкиваемся мы, то снабжает ли Библия родителей всем необходимым, чтобы разобраться с ними? Мы не можем ответить да, пока не примем во внимание приведенные ниже «строительные блоки», которые являются составными частями воспитания ребёнка, и то, что апостол придал особую важность этим словам относительно родительского наставления. Короткие наставления о воспитании детей в данном послании следуют за длинным перечнем наставлений об управлении верой. Такая структура должна напомнить нам, что у Бога есть чёткие ожидания от взаимоотношений между людьми, которые формируют среду и основу библейского воспитания детей.

 

Отношения с Господом, основанные на любви, – первый строительный блок

 

Наставления Павла перерастают в более обширную дискуссию по поводу того, как должна функционировать церковь. Предыдущее утверждение вовсе не выпадает из контекста и не является нелогичным. Оно значит, что Господь ожидает, что в церкви мы будем следовать библейскому подходу в воспитании детей. Мы можем много узнать об этом из проповеди Слова, примеров старейшин и советов других родителей-христиан.

 

Помимо этих практических применений, однако, существуют более весомые причины, почему Церковь учит библейскому принципу воспитания детей в церковном окружении. Истинная Божья Церковь состоит из тех, чьи сердца посвящены Христу (Ефес. 3:16–21). Правильные взаимоотношения человека с церковью должны быть показателем его личных отношений с Богом. Это значит, что глубокие, личные взаимоотношения с Господом являются наиболее фундаментальным строительным блоком христианского воспитания детей. Первым приоритетом и важнейшим долгом родителей-христиан является любовь ко Христу.

 

Для того чтобы ощутить значимость взаимосвязи Божьей любви и хорошего воспитания детей, подумайте над тем, как Павел начинает своё наставление для христианской семьи: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» (Ефес. 5:1–2). Мы узнаём, как нам любить других, когда приходим к пониманию, что Бог любит нас как Своих детей. Его любовь к нам становится образцом того, как мы должны любить. Таким образом, наше отношение к собственным детям становится прямой проекцией нашего глубокого, личного понимания Божьей родительской заботы.

 

Чтобы подготовить нас как родителей к обязанности заботиться о детях, Павел в своём послании снова и снова описывает Божью любовь, используя термины, связанные с сущностью родителя. Даже его приветствие делает акцент на Божьей родительской любви:

 

«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,  так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,  предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефес. 1:2–5, курсив добавлен)

 

Эти слова, исполненные любви, показывают цель Павла – закрепить наши родительские указания в прочном понимании взаимоотношений с небесным Отцом. Существует, по крайней мере, две причины, почему исполненные любви взаимоотношения с Богом являются краеугольным камнем библейского воспитания детей. Первая связана с потребностью родителей в достойном подражания образце, а вторая – с нашей общей потребностью в безопасности.

 

Наш небесный образец

 

Мы имеем тенденцию становиться такими же, как наши родители. Хорошо это или нет, но родительский образец значительным образом влияет на формирование нашей личности. Жестокие родители растят жестоких детей, алкоголики – алкоголиков, уравновешенные родители растят уравновешенных детей. Конечно, в такой закономерности есть и утешение, если вы находитесь на положительной стороне. Однако появляется страх и отчаяние, если вы осознаёте, что та модель взаимоотношений, которую вы видели в своих родителях, недостаточно отвечала требованиям или была просто ужасной. Как мы можем надеяться, что правильно воспитаем своих детей, если имеем перед собой испорченную модель? Слова апостола избавляют от безнадёжности родителей-христиан, которые выросли в условиях лишения родительского внимания, напоминая им, что они находятся на положительной стороне в плане  стабилизации развития детей.

 

Отцом всех христиан является Бог. Отрывок, процитированный ранее, говорит чётко, что Бог является «нашим Отцом». Очевидная благодать в этом простом утверждении является для некоторых людей более глубокой, чем для остальных. Та истина, что Бог является нашим Отцом, делает нас свободными от нашего прошлого. Поскольку у нас есть небесный Родитель, мы не привязаны к негативным примерам и деятельности наших земных родителей. Нам не предназначено повторять их ошибки, потому что на нас есть не только их отпечаток. Бог дал нам иную родительскую модель точно так же, как и даровал нам Себя.

 

Истинность любви нашего небесного Отца может быть более реальной, более сильной, более мотивирующей, чем законы биологии или заученное поведение. Исходя из этого, глубокие личные отношения с Ним делают гораздо больше для нашего становления как родителей, чем наше прошлое или любой другой фактор в нашей жизни. Осознание того, что  наш Отец, Которого мы постигаем как нашего Бога,  в значительной степени формирует нас как родителей, даёт нам возможность убедиться в том, что наше понимание Бога и последующие взаимоотношения с Ним являются действительно библейскими.

 

Наша небесная безопасность

 

Когда апостол Павел говорит, что Бог был для нас Отцом ещё до сотворения мира, он укрепляет в нас осознание безопасности, чтобы мы могли быть эффективными родителями-христианами (Ефес. 1:4–5). Наши самые большие неудачи в роли родителей естественным образом являются результатом нашего чувства небезопасности. Я вижу это в себе, когда осознаю, что же больше всего расстраивает и злит меня в моих детях. Очень часто это то, что ставит меня в неудобное положение или показывает меня в дурном свете. В такие моменты я осознаю, что могу с лёгкостью дисциплинировать своих детей, скорее, ради своих собственных интересов, чем ради их блага. И корень такого эгоистичного поведения – это боязнь быть отвергнутым окружающими людьми, которые за пределами моей семьи. Глубоко под моим гневом спрятан страх, что другие не будут такого высокого мнения обо мне, как я хотел бы, что я буду переведён в низший ранг принятия и уважения.

 

В то же время я осознаю, что для моей жены (как и для многих других женщин) часто очень сложно дисциплинировать ребенка из-за страха, что он разочаруется в ней или отвергнет её. Боязнь гнева ребёнка, его холодного отношения или презрения по отношению к любви матери подавила во многих женщинах необходимость дисциплинировать своих детей – и в результате это привело к бунту со стороны многих детей.

 

Конечно, вышеописанное не является некими характерными особенностями мужского и женского полов. Есть много отцов, которые не дисциплинируют детей из-за страха отвержения, и много матерей, которые угождают собственному «я», управляя поступками своих детей. На самом деле, я хочу сказать, что и у матерей, и у отцов есть недостатки, но такое ощущение небезопасности может повлиять на всех нас. Если мы чересчур заботимся о мнении людей вне нашей семьи, мы можем не преуспеть в воспитании детей.

 

Суть этих истин сводится к тому, что тревожные родители не становятся хорошими родителями. Поэтому Библия касается всех видов тревог, убеждая родителей-христиан в том, что Бог возлюбил их ещё до создания мира. Как только уверенность в этом укореняется в сердцах матерей и отцов, тут же снижается обеспокоенность о том, чтобы защитить самого себя, что может являться мотивом, который скрывался за нашими родительскими решениями. Наша безопасность во взаимоотношениях с Богом даёт нам свободу воспитывать детей во благо им самим даже в большей степени, чем когда мы даём им свою собственную безопасность, тем самым лишая их безопасности вообще (см. Ефес. 5:2).

 

Исполненные любви отношения супругов – второй строительный блок

 

Необходимость воспитания детей исходя из личной безопасности объясняет, почему до этого Павел говорит о взаимоотношении между мужем и женой (Ефес. 5:22–33). Его волнует не просто биологический порядок. Его слова устанавливают влияние родственной связи, которое основывается на библейском воспитании детей. Мои отношения с женой должны так подтверждать её личную уверенность в Боге, чтобы она могла делать наилучшее в отношении детей, даже если такие её поступки угрожают принятию её ребёнком. Мои взаимоотношения с женой должны быть таким утверждением моего собственного спасения в Господе, чтобы мне не нужно было бы дисциплинировать своих детей ради моего собственного эго. Здоровые взаимоотношения между мужем и женой обеспечивают духовную поддержку, которая подкрепляет дисциплину скорее любовью к детям, чем беспокойством о родителях. Бог изливает Свою любовь к детям через родителей, чьи приоритеты развиваются в соответствии с их состоянием, где присутствует личное доверие и ощущение безопасности. Так вторым строительным блоком в воспитании детей является любовь, которую разделяют между собой родители.

 

Библия много говорит о том, каким образом мужья и жёны должны любить друг друга, чтобы затем сказать совсем немного о том, как они должны воспитывать своих детей (Ефес. 5:22–33). Сокрытое послание заключается в том, что здоровые отношения между мужем и женой являются предпосылкой для библейского воспитания детей. Это не значит, что одинокий отец или мать-одиночка не может хорошо справляться с воспитанием детей, ибо в таком случае посредством предвиденья Божьего им дана единоличная ответственность, но это не является обычной моделью Писания. Причины, по которым Бог желает, чтобы родители были тесно взаимосвязаны между собой, состоят не только в том, чтобы объединить силы родителей в процессе дисциплины (хотя такое обоюдное ответное чувство и является важным показателем родительского единства для ребёнка). Более важно то, что должно делать это единство.

 

Посредством прививания тех качеств, которые должны быть заложены мужчиной и женщиной в здоровом браке, ребёнок учится здоровой модели близких взаимоотношений, и не только с другими людьми, но и с Богом. Что же, в конце концов, является первоначальной целью подчинения жены власти мужа и жертвования мужа своими интересами в пользу жены? Первостепенной целью есть принесение в брак реальности любви Христа. В тех пределах, в которых родители дают возможность друг другу всё больше познавать и любить Христа, они также устанавливают модель близких взаимоотношений, что в основе своей учит ребёнка тому, что именно значит иметь близкие взаимоотношения с Господом. Выражение любви друг ко другу внутри семьи является прямой дорогой к пониманию Божьей любви к каждому из нас. Как результат – очень важно возрождать испытанную временем и подтверждённую Библией истину, что наибольшим земным даром, который вы можете дать своему ребёнку, является исполненные любви взаимоотношения с вашим супругом (супругой).

 

Из-за того что взаимоотношения между родителями являются основным средством передачи Божьей благодати в семью, родитель, который пренебрегает своей супругой или своим супругом ради продвижения в своей карьере, ненужных экономических преимуществ или даже интересов служения, в конечном счёте причиняет боль ребёнку. Бесконечные плачевные последствия эгоистичных успехов, достигнутых ценой здоровой семьи, нельзя недооценивать. Также и погоня за успехом в служении, который достигается за счёт семьи, не послужит Божьим замыслам, поскольку такие служения уничтожаются разрушенными семьями.

 

Ради блага ребёнка любовь супругов должна предшествовать отношениям родителя с ребёнком. Излитие своего чувства любви и внимания на ребёнка в ущерб почитанию своей супруги или супруга, может казаться служением своим детям, но такие приоритеты скорее подвергают опасности основополагающее благополучие детей. Потому что Бог наделил родителей ответственностью привносить действительность любви Христа в дом, супруг, который жертвует браком – даже за пределами видимой заботы о ребёнке- подвергает опасности его духовное благополучие. Когда любовь родителей друг к другу отходит на задний план по любой земной причине –даже из-за любви к детям – для ребёнка становится затруднительно познавать небесного Отца.

 

Устанавливая такие стандарты, Библия ни в коем случае не поощряет родителей пренебрегать своими детьми ради собственных эгоистичных стремлений и удовольствий. Родителям просто-напросто нельзя пренебрегать друг другом, направляя на ребёнка ту любовь, которую Бог предназначил для них как супругов. 

 

Исполненные любви отношения с Богом и исполненные любви отношения между супругами создают основу для библейского воспитания детей. Когда мы берём на себя обязанности библейского воспитания детей, мы принимаем и последствия этих истин. Это значит, что мы посвящаем себя почитанию Бога и нашей супруги/супруга ради своих детей, даже когда такое посвящение оказывается тяжёлым и сложным.

 

Понимание того, что у истоков правильного воспитания детей лежат более существенные взаимоотношения, может стать для нас сильным ободрением. Библейский отрывок акцентирует внимание на том, что ежедневная христианская жизнь является более действенным орудием в процессе воспитания ребёнка, чем конкретный набор правильного и неправильного поведения родителей. Воспитание ребёнка не определяется сводом правил, которые мы таинственным образом отгадываем исходя из тех немногочисленных наставлений в Писании, которые касаются практического воспитания детей. Это бросает вызов некоторым справочникам и руководствам по христианскому воспитанию, которые учат, что существует лишь один правильный способ подтверждать или проявлять любовь или применять дисциплинарные методы. Некоторые даже заявляют о том, что в Библии якобы указано подходящее время для кормления младенцев. Подобные утверждения игнорируют свободу, которую дает Писание, и отрицают ценность индивидуальных отличий. Такой вид обучения также подразумевает, что мы можем испортить своих детей, разрушить их жизнь, если допустим хотя бы одну ошибку в каких-либо отдельных случаях или аспектах воспитания детей. Это именно то, чего Писание не подтверждает.

 

Мы все как родители будем совершать ошибки. Это не делает нас автоматически плохими родителями и не ставит под угрозу основное благополучие наших детей. Существуют действия и поступки, по которым я могу узнать, что я или моя жена допустили ошибку в отношении наших детей. Бывали времена неподходящих дисциплинарных методов, нетерпимости, мы принимали плохие решения, которые, я надеюсь, не всплывут в их сознании. Писание не требует, чтоб я верил в то, что моя кратковременная ошибка испортит моих детей. Если бы мне приходилось верить, что такое может произойти, то меня парализовал бы страх сделать что-то, что навсегда разрушило бы их жизни; или я вообще отказался бы от исследования моих моделей воспитания, чтобы не сознаваться в том, что я окружил своих детей моими прошлыми ошибками. Потому что Бог определил среду духовной и супружеской взаимосвязи как основание библейского воспитания детей, ни одно действие, исходящее из благих намерений в воспитании, не является решающим фактором для будущего ребёнка. Благодать, которая живет в сердце христианина и которую должен поощрять христианский брак, позволяет родителям-христианам терпеть неудачи, искать прощения и пытаться снова. Безусловная, вечная любовь Отца изглаживает опасения, что кратковременное упущение или ошибка в суждении разрушит жизни наших детей или наши взаимоотношения с Ним. Эта благодать Божья даёт христианам свободу быть родителями без предвидения каждого действия в дисциплине или чувства надобности в отрицании прошлых ошибок.

 

Обязанности ребёнка – третий строительный блок 

 

Тот факт, что мы можем делать ошибки и при этом всё равно быть хорошими родителями, не означает, что Бог освободил нас от обязанности постоянно воспитывать богобоязненный характер в наших детях. Библия не только демонстрирует модель отношений, которые формируют христианское воспитание; Слово Божье также описывает определенные обязанности, которые должны направлять поступки как родителей, так и детей.

 

Мы сможем хорошо воспитывать детей только в том случае, если будем знать, какие именно качества мы должны воспитывать в наших детях, как того хочет Бог. Чего Бог ожидает от детей? Простой ответ заключается в том, что Он ожидает от них послушания (Ефес. 6:1).

 

Бог ставит особые ограничения в послушании. Библия говорит детям повиноваться своим родителям «в Господе». Это значит, что ребёнок должен делать всё, что бы ни потребовали родители, до тех пор, пока это не противоречит Божьей воле или Его Слову. Кроме того, Писание также дает понять, что это повиновение является чем-то большим, чем просто выполнение всего того, что требует родитель. Сердитое, злобное, скупое выполнение своих обязанностей неприемлемо. Послушный ребёнок должен почитать отца и мать (Ефес. 6:2). Дети должны повиноваться и в поступках, и в отношении к указаниям родителей.

 

Апостол Павел приводит две причины для такого подчинения. Во-первых, дети должны повиноваться, «ибо сего [требует] справедливость» (Ефес. 6:1). Какое необычно простое и, как кажется на первый взгляд, излишнее утверждение. Вопреки тому, что у нас возникает искушение, сразу согласившись, резко оборвать дискуссию, в этом простом утверждении апостола о правильности послушания детей заключена огромная мудрость. Мы ощущаем важность такого замечания, когда начинаем думать, надо ли заставлять своих детей слушаться. Поскольку Бог знает, что мы как родители разрываемся между любовью к своим детям и своим чувством небезопасности по отношению к самим себе, Он говорит нам снисходительно и понятно. Когда наши сердца борются с вопросом «Должен ли я настойчиво требовать послушания от своих детей?», Бог отвечает: «Да, «ибо сего [требует] справедливость». Когда молодая мать не в состоянии дисциплинировать своего ребёнка, когда отец не уделяет времени или внимания дисциплинарным методам, когда новейшая книга по воспитанию детей ставит вам вопрос «Должны ли вы просто игнорировать некоторые неприемлемые «вспышки» своего ребёнка?» – в каждый из таких моментов нам необходима ясная простота, которую и дает нам Писание.

 

Апостол объясняет, почему существует взаимосвязь между любовью к детям и дисциплинарными методами по отношению к ним, когда указывает вторую причину, почему дети должны повиноваться своим родителям. Это не только правильно, но ещё и хорошо для них (Ефес. 6:2–3). Бог обещает благословение («да будет тебе благо») и безопасность («будешь долголетен на земле»). Последнее утверждение не гарантирует, что послушание оградит от всех болезней и несчастных случаев. Это скорее повторение основного обещания благоденствия, которым сопровождается пятая из десяти заповедей, в которой говорится о повиновении детей родителям (тем не менее обратите внимание, что у этого обещания есть и буквальное исполнение –дети, которые в своей жизни почитают Бога, будут находиться в безопасности всю вечность на этой земле, когда она обновится в пришествие Христа). На самом деле апостол предостерегает, что непослушные дети подвергают себя опасности – как духовной, так и физической.

 

Обязанности родителей – четвёртый строительный блок

 

Последний строительный блок в фундаменте воспитания детей – ожидания Бога от нас в отношении родительского воспитания. Попросту говоря, родители должны растить своих детей. Слова Библии несут в себе скрытое указание на то, кто же должен растить детей. Отцы и матери – вот те, кому даны родительские наставления (Ефес. 6:2–4), не бабушки и дедушки, не оплачиваемые няни или прислуга, не какие-либо учреждения вне дома. Это не значит, что Библия запрещает родителям использовать услуги других в выполнении того, что касается заботы о ребёнке. Однако слова Писания бросают вызов всем родителям, чтобы они осознали, что являются главными людьми, которые дарят ребёнку свою заботу.

 

Тот факт, что воспитание детей, которого требует Бог, является духовной дисциплиной, помогает объяснить формулировку, используемую апостолом Павлом для наставления родителей. Павел обращается к «отцам» со своим единственным особенным наставлением о воспитании детей (Ефес. 6:4). Не потому что апостол считает, что мать не должна участвовать в воспитании вообще. Он чётко определяет важность матери, когда наставляет детей: «Почитай отца твоего и мать» (6:2). Тем не менее, обращаясь к духовной главе дома напрямую, апостол подчёркивает духовный вызов и значимость библейского воспитания. Поскольку Библия говорит, что ответственным за воспитание детей является духовный лидер семьи, он не может делегировать принятие решений или действия, направленные на воспитание детей, кому-то другому. С точки зрения Библии отец остаётся ответственным за воспитание детей.

 

Заложив фундамент взаимоотношений и обязанностей, которых ожидает от нас Бог в воспитании детей, апостол дальше даёт наставления родителям-христианам посредством пояснений, которые относятся к отцам (Ефес. 6:4). Через эти повеления Бог говорит нам, как Его ожидания от детей должны влиять на действия родителей. Эти Божьи заповеди, которым родители-христиане должны следовать, содержат в себе отрицание и утверждение – нам сказано, что мы должны делать и чего не должны.

 

Чего не должны делать родители — пятый строительный блок

 

Наше посвящение себя благополучию детей означает, прежде всего, что христиане не должны воспитывать своих детей, используя небиблейские модели или приоритеты. Библия говорит: «Не раздражайте своих детей» (Ефес. 6:4). Понимание такого особенного термина, используемого в Писании для наставлений в форме отрицания, раскрывает его общий смысл в воспитании. Ветхозаветное слово «раздражать» (в греческом переводе, который был известен Павлу) употреблялось не просто в значении чувства разочарования, злобы или беспокойства. Этим термином описывается справедливый гнев Бога, вызванный идолопоклонством Израиля. Раздражение, описанное в данном отрывке, имеет отношение к праведному негодованию из-за поступков или к противоречащим нашим взглядам обстоятельствам в отношении веры. Таким образом, раздражённый ребёнок – это тот, который имеет основания быть спровоцированным на это вследствие противоречия между установленными убеждениями и поступками родителя.

 

Наши дети имеют право расстраиваться из-за нас, когда наши действия как родителей вступают в конфликт с духовными ценностями. Мы не должны гадать, какие именно ценности имел в виду апостол в данном отрывке Библии. Предшествующие стихи выделяют важность применения власти, основанной на примере Христа, выражающей любовь через жертву Христа и проявляющей уважение исходя из благоговения пред Христом. Какие же существуют противоречия относительно данных ценностей, которые могли бы вызвать раздражение в наших детях?

 

Власть, которая требует повиновения, но сама не повинуется никому, – когда, например, мать говорит ребёнку прекратить хныканье, но при этом сама не перестаёт хныкать, или когда отец принуждает ребенка к самоконтролю, хотя его самого при этом охватывает приступ гнева.

Любовь, которая требует жертвы, но ищет своего, – когда мать настаивает на успехе ребёнка ради собственной выгоды, или когда отец наказывает ребенка с целью принудить его к поведению, которое обеспечило бы самому отцу репутацию, лесть со стороны окружающих или хорошую работу.

Уважение, требуемое за счёт унижения, – когда мать заставляет ребёнка слушаться, используя чувство стыда, или когда отец оказывает на ребёнка давление, сравнивая его с кем-то из семьи или за её пределами.

 

Дом, управляемый порицанием, подрывает библейское послушание, каким бы образом это не проявлялось: в форме манипуляторской манеры поведения, внушающей чувство вины, устыжающего безмолвноя отношения или оскорбительного отрицания достоинства ребёнка. Суть библейского воспитания – в признании того, что мы являемся «раздаточным устройством» Божьей благодати в жизнях наших детей. Наши дети учатся распознавать и почитать Божий характер через то, как мы к ним относимся, – и когда есть повод для чрезвычайной гордости, и когда приходит тяжелое разочарование.

 

Благочестивое воспитание должно отображать глубокое понимание благодати Господней. Из уважения к индивидуальным дарам, которыми Бог одарил моих детей, я должен подчинить себя обязанности исследовать методы, которыми я должен дисциплинировать их, чтобы они ценили то, каким уникальным образом сотворил их Бог, и как Он планирует их использовать. Библейское воспитание требует от меня проявлять уважение к индивидуальным, отличающимся от моих достоинствам моих детей, бескорыстно использовать свою власть (авторитет) и утверждать их достоинства, не стремясь при этом кичиться своими. По мере того, как мои дети взрослели и их созревание требовало более сложных и более продолжительных по сравнению с прежними годами действий, я открывал для себя, насколько важно просто решить любить их и выражать свою твёрдость в понимании того, что на меня распространяется благодать Божья. Я не должен раздражать своих детей ради себя (больше, чем ради них самих) и забывать о том, что Бог создал их особенным образом и взращивает каждого из них.

 

Что должны делать родители – шестой строительный блок

 

Бог не только говорит, чего мы не должны делать для блага наших детей. К счастью, Он говорит нам также, что мы должны делать. Писание наставляет родителей-христиан «воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Ефес. 6:4). Великий богослов Джон Кальвин соединил смысл этой фразы о воспитании с переводом этих слов как «позвольте им быть нежно и заботливо лелеянными». Такой перевод отображает то значение, в котором вообще в Библии употребляются эти термины относительно воспитания. Апостол Павел использует похожую формулировку раньше в этом же отрывке, когда говорит, что муж должен любить свою жену так же, как он заботится о своём собственном теле и как Христос заботится о церкви (5:29). Здесь Павел, давая наставления отцам заботиться о своих детях, углубляет суть повеления. Апостол призывает каждого отца заботиться о своём ребёнке настолько основательно и прилежно, насколько это возможно, – так же, как он заботится о своей собственной плоти.

 

Использование в Библии этих терминов имеет глубокое теологическое значение для воспитания. Как первый муж, Адам, заботился о своей жене, которая являлась плотью от плоти его (то есть, была создана из его собственного тела); и как Христос заботится о своей Невесте, Церкви (которая является результатом жертвы Его плоти), так и мы как родители должны усердно заботиться о наших детях. Они – плоть от нашей плоти. Мы дали им жизнь, поэтому должны растить своих детей с такой же заботой, какую имеем к своим телам. Мы должны воспитывать своих детей как суть нашей жизни. Это значит, что та физическая и духовная жизнеспособность, которой наделил Бог христиан, должна также возрастать и в наших детях в результате нашей жертвенной заботы. Родители должны быть жертвенными, вкладывая себя в воспитание тех, кого Бог вверил им на попечение.

 

Каким же образом мы можем воспитывать детей с такой заботой? Апостол Павел даёт два слова для руководства: «обучение» и «наставление». Оба эти термина относятся к процессу дисциплинирования детей, но имеют разные оттенки в значениях. Обучение несёт в себе более положительное содержание – родители создают, обучают и поощряют детей применять богоугодные модели поведения в жизни. Наставление содержит слегка негативный нюанс – родители должны предостерегать, корректировать и дисциплинировать детей, когда их действия или отношение к чему-либо не согласуется с богобоязненностью. Эти оттенки в значениях яснее видны в более старых переводах, где родители призываются растить детей «в обучении и увещевании Господнем». Библейские авторы обычно используют эти слова при описании того, как само Писание наставляет верующих через заботливое водительство и исполненное любви порицание. Использование Павлом этих терминов должно напомнить нам, что в богобоязненном воспитании должен присутствовать баланс между утверждением и исправлением.

 

Как же мы можем достичь подобного равновесия обучения и наставления, утверждения и исправления, воспитания в строгости, и вместе с тем в любви? Ответ заключается в последних словах наставления Павла. Мы должны растить своих детей в обучении и наставлении «в Господе». Главная цель воспитания – дать возможность детям познавать и почитать Бога. Это значит, что мы, родители, должны постоянно наблюдать, воспитывают ли наши слова, наше поведение, исправление и домашняя обстановка понимание Господа в наших детях. Это требует чего-то большего, чем просто применения особенных методик дисциплины или установки комендантского часа в соответствии с советом последнего посещенного нами семинара для родителей.

 

Ни один набор методик или правил не сделает нас хорошими родителями. Наши грехи и наши дети гораздо сложнее, чем может охватить какая-либо книга, семинар или проповедь. Я не стремлюсь обесценить всё то, чему мы можем научиться от христианских авторов и других опытных родителей. Мы просто должны помнить, что сложность природы ребёнка и ситуации не дадут возможности для шаблонных ответов.

 

Воспитание по благодати

 

Христианское воспитание побуждает нас быть отражением Бога и, как следствие, приводит нас ещё к большей зависимости от Него и ещё большей признательности Ему. Посвящая себя благу наших детей, мы открываем свои собственные наиболее благородные цели и приближаемся ещё ближе к Божественной природе. Известия о поступке двух родителей на борту Амтрака Сансет Лимитед в 1993 году открыли эти истины по-особенному остро.

 

Гарри и Мэри Джейн Ченси ехали на поезде «Лимитед» туманным сентябрьским утром. Внезапно поезд съехал с железнодорожных путей и упал с моста в реку Мобил, штат Алабама. Семья Ченси путешествовала со своей одиннадцатилетней дочерью, Андреа, у которой был церебральный паралич, и которая поэтому передвигалась только при помощи инвалидной коляски. Когда поезд начал тонуть в реке, вода ворвалась в купе, где находилась семья Ченси. Борясь с давлением потока воды, которая хлынула через окно, оба родителя совместными усилиями смогли поднять и передать свою дочь Андреа спасателю, однако сами под давлением воды были отброшены вглубь купе тонущего поезда и погибли.

 

Эти родители отдали свои жизни ради того, чтоб поднять своего ребёнка и обеспечить ему физическую безопасность. Бог призывает всех родителей к подобной жертве – переносить все то, что может оказать на нас сильное давление и принести нам боль, ради того, чтобы обеспечить нашим детям духовную безопасность. Не все мы призваны умереть за своих детей, но мы умираем для себя всякий раз ради своих детей – мы придерживаем язык, контролируем гнев, терпим непонимание, уделяем время, чтобы поиграть с детьми в волейбол, проглатываем обиду, игнорируем смущение, отказываемся от повышения, которое потребовало бы чаще находиться вне дома, терпеливо любим, постоянно дисциплинируем и всегда прощаем. Когда мы любим Бога и друг друга, когда мы отражаем Бога и формируем Его восприятие своими детьми, когда мы растим их в соответствии с моделью Его любви и когда мы постоянно ищем Его водительства – всё это мы делаем, чтобы наши дети также понимали любовь их Спасителя к ним. Поступая так, мы проводим разграничение между той любовью, которую мы требуем, и той, которую должны давать. Поднимая детей к Спасителю, мы становимся подобны Ему и, таким образом, начинаем в своем родительском сердце по-другому измерять и восторгаться любовью Спасителя, Который вознёс нас на небеса посредством Своей жертвы.

 

____________________________________________________________________

 Эта статья представляет собой адаптированный отрывок из книги Брайана Чепелла  «Каждый для другого», Each for the Other (Baker, 1998), перепечатана с разрешения автора и издателя.

Брайан Чепелл, президент Богословской семинарии Завета (Сент-Луис, штат Миссури), посвящённый в сан служителя пресвитерианской церкви в Америке.

Выпуск: «Ведомая обетованием жизнь» (Promise-Driven Life), ноябрь/декабрь, том 14, № 6, 2005, стр. 25–32 (Nov./Dec. Vol. 14 No. 6 2005 Pages 25-32 )

 

Copyright © 2007 Modern Reformation

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Natasha
10.12.2010 | 00:18
Прекрасный материал. Я нашла ответы на интересующие меня вопросы. Очень хотела бы получить ответ на вопрос в отношениях между взрослыми сыновьями, любящими своих мам, и женами? Как им распределять свою любовь к маме и к жене?