14.03.2009
Скачать в других форматах:

Дж. де Йонг

Завет и христианская жизнь

 

Следующая статья впервые была представлена как речь на открытии нового учебного года в Анкастере 25 сентября 1996 года. Некоторые изменения и дополнения к тексту были сделаны в результате подробного обсуждения данной статьи.

 

Вступление

Мы хотели бы посвятить некоторое время рассмотрению темы, которой на сегодняшний день в церковном обсуждении уделяется повышенное внимание: Завет и его роль в христианской жизни. Несмотря на такой общий заголовок, я бы хотел сохранить максимально практический фокус. Я не буду давать детальную трактовку доктрины Завета, но перемещу внимание к вопросу о том, каким образом действует Завет в жизни веры и повседневной жизни верующего.

В последние годы это становится проблемой для всё большего количества людей, принадлежащих к Реформатскому миру. Актуальный вопрос заключается в том, становится ли Завет лишь широко известным клише, которое на самом деле сегодня не так уж о многом нам говорит. Или же он действует намного более эффективно, чем просто признак или общепринятое правило поведения. Какое впечатление мы хотим произвести? Является ли это истинным представлением о Канадских реформатах, которое даём окружающему миру? И если так, то откуда тогда берут своё начало разногласия? Возможно, мы отображаем искажённый образ веры?   

Для того чтобы получить как можно более полные ответы на эти вопросы, я выделю три области для размышления. 

1.      Завет и вера, особенно касательно личностного аспекта в христианской жизни;

2.      Завет и уверенность, и

3.      Завет и избрание.

Рассмотрев эти три сферы, я надеюсь, мы увидим важность роли Завета и его обетований и обязанностей в нашей повседневной христианской жизни.

 

Завет и вера (личностный аспект)

Один из наиболее насущных вопросов, которые сегодня возникают во многих наших обсуждениях, касается того, забываем ли мы о личностной стороне веры в своих теориях относительно Завета. Не создаёт ли временами доктрина о Завете преграды для наиболее существенных аспектов личной веры и переживаний, которые так важны в христианской жизни?

 

Настоящим вопросом тогда является не то, можем ли мы говорить о личном переживании, но о каком именно личностном переживании мы должны вести речь.

 

Сейчас я среди тех, кто верит, что вопрос о личностном вовлечении и личном переживании веры является вполне обоснованным. Церковь никогда не содействовала вере, производящей впечатление холодного, безжизненного набора правил и вероучений, которые нужно слепо и беспрекословно принимать. Наоборот – жизнь веры отображает животворное тепло и должна также отображать дух счастья и радости! В конце концов, мы ведь обладаем драгоценным даром! Христос отдал Свою жизнь за нас на кресте, и плод того креста совершает работу в нас через Духа. Какую ещё большую причину для радости и благодарения мы можем найти?  

Настоящим вопросом является не то, можем ли мы говорить о личном переживании, но о каком именно личностном переживании мы должны вести речь. В своём трактовании доктрины мы часто разграничиваем искупление совершённое и искупление обретённое. Когда мы говорим о последнем термине, об обретении, мы определённо касаемся личностной сферы. Другой термин, который используется для описания этой области Божьей работы, – это «принятие», термин, фокусирующийся больше на человеческой части работы.

С одной стороны, Христос применяет Своё спасение к Своему избранному народу, каждому Своему человеку одному за другим. А с другой стороны – обретение является личным актом человека. Но к какому именно личностному переживанию мы обращаемся? Какое должно быть дано определение этому личностному обретению в завете?

 

Личное обретение

Обретение связано с некоторым количеством  мест в наших вероисповеданиях. В каждом из них можно заметить поразительную взаимосвязь между даром и обретением. [1] В 22-м Артикуле (Статье) Бельгийского исповедания веры ясно сказано, что Дух Святой применяет (дарует) и присваивает человеку спасение. Так, мы читаем: «Дух Святой возжигает в сердцах наших истинную веру, и сия вера принимает Иисуса Христа со всеми Его заслугами, присваивает Его, делает Его нашим и не устремляется к чему-либо вне Его Самого». Тем не менее дальше сказано: «Вместе с тем, если говорить более точно, мы не имеем в виду, что вера как таковая оправдывает нас, ибо вера является лишь орудием, с помощью которого мы принимаем Христа – нашу Праведность». Здесь мы исповедуем обретение как нечто, что делаем мы сами! Итак, в одном Артикуле (Статье) Исповедания у нас есть одно и то же действие, которое одновременно признано осуществлённым и Богом, и нами. Эта же тема продолжена в 23-м Воскресении, Гейдельбергского Катехизиса, после признания праведности, которую приобрёл для нас Христос Своей смертью, заданным вопросом под номером 61 и ответом на него: «Я лишь причастен этим дарам, если принимаю их сердцем, исполненным веры». То же самое утверждается и в 61-м вопросе\ответе: «Я только верою могу принять их (искупление и праведность – прим. пер.) и сделать своими». Обратите внимание на элемент личного принятия. Мы должны это сделать, или ещё лучше сказать: «Лично я должен это сделать». Призыв имеет личностную направленность. Обретение – это работа человека, и работа эта – личная. И в то же время это Божья работа. В 25-м Воскресении спрашивается: «…Откуда приходит эта вера?» И дается ясный ответ: (65) «От Духа Святого, Который внедряет ее в наши сердца через проповедь Святого Евангелия…»

Таким образом, в каждом нашем исповедании веры присутствует это правило: личное обретение – это работа как Святого Духа, так и наша. Мы можем сказать, что работа Святого Духа является первичной, в то время как наша – это плод, результат Его работы (см. Филип. 1:29). Мы никогда не можем действовать без живущего в нас Святого Духа (Ефес. 2:8). Но наша роль ни в коем случае не является маловажной или второстепенной! Она является непременным условием как живой элемент нашей веры и даже заслуживает особого внимания. Это не значит, что мы содействуем нашему спасению. Скорее, это значит, что посредством работы Духа Святого мы являемся соработниками Бога, будучи причастниками заслуг Христа. Работа Духа и наша работа совершаются параллельно, и нельзя говорить об одном без другого.

 

 Литургические формы

Этому же аспекту посвящена строка в наших литургических уставах таинств. В Уставе крещения младенцев мы исповедуем: Дух Святой обещает нам, что «Он будет пребывать в нас, делая нас причастниками того, что мы имеем во Христе». Мы также молимся, чтобы Бог в Своей бесконечной милости «сделал Духом Святым этого ребёнка причастным Иисусу Христу». Здесь мы исповедуем то, что Дух Святой делает нас причастниками Христа. Он обретает спасение для нас. Но в то же время и мы должны обрести это спасение. Поскольку в том же Уставе сказано: «Господь призвал и обязал нас к новому послушанию… Мы не должны любить мир, но отбросить ветхую природу и вести богобоязненную жизнь».

В Уставе принятия участия в Вечере Вечери Господней мы исповедуем, что по благодати Духа Святого «мы искренне раскаиваемся  в своих пороках и говорим о желании бороться с неверием и жить согласно всем Заповедям Божьим». И в так называемом epiclesis или молитве-прошении о Духе Святом перед столом, мы молим: «Работай в наших сердцах через Духа Святого, чтобы мы могли всё больше и больше вверять себя Твоему Сыну Иисусу Христу». Святой Дух обретает спасение для нас! Но и мы тоже должны принять это спасение! Поскольку в том же Уставе сказано: «Ради Христа, Который первым так сильно возлюбил нас, мы должны теперь любить друг друга и показывать это друг другу не только на словах, но также и делами».

Несмотря на разницу в формулировке и на существующие две стороны (Божью и человеческую – прим. ред.) обретения, которые мы исповедуем в наших символах веры и уставах, у этих двух аспектов обретения есть одна общая черта. Обретение человеком спасения никогда не направлено на себя самого, оно всегда выходит за пределы нашего существа. Мы должны крепко держаться Одного лишь Иисуса Христа. [2]Вот строки из 22-го Артикула (Статьи) Бельгийского вероисповедания: «Сия вера принимает Иисуса Христа со всеми Его заслугами, присваивает Его, делает Его нашим и не устремляется к чему-либо вне Его Самого». В 23 Воскресении сказано: «Верою я оправдан во Христе перед Богом и наследую жизнь вечную» [курсив добавлен]. В Уставе крещения младенцев сказано, что мы должны искать нашего «очищения и спасения вне нас самих [курсив добавлен]». В Уставе принятия участия в Вечере Господней сказано: «Наоборот – мы ищем нашей жизни вне нас самих и, делая так, признаём, что мы мертвы внутри» [курсив добавлен].

 

Обретение человеком спасения никогда не направлено на себя самого,

оно всегда выходит за пределы нашего существа.

 

 

Созерцайте Христа

Таким образом, в этом месте есть признак личностного обретения в Реформатском смысле. Мы лично вовлечены в этот процесс! Но направление и фокус всегда на Христе, а не на нас самих. Как говорил Кальвин, чтобы быть уверенными, что мы знаем Бога, мы должны снизойти в самих себя. [3]Но никто не может снизойти в самого себя, не снизойдя сначала к кресту. На кресте совершено искупление для нас. От креста мы обращаемся к себе и обвиняем сами себя в грехе. Но в процессе обретения праведности Христа мы также освобождаемся и от вины!

Если в рассмотрении личностного аспекта мы сосредоточимся только на самих себе, то окончим свой путь в «опасных водах». На протяжении всей истории Реформатского протестантизма человек сталкивается с опасностью принятия доктрины совершенства с одной стороны и с искушением проникнуться духом пораженчества – с другой. [4] Совершенство устанавливается, когда мы чрезмерно сосредотачиваемся на себе и стремимся быть уверенными в том, что мы видим. Совершенство не строится на обетованиях Бога или заслугах Христа, но оно строится на определённых переживаниях, через которые мы прошли, будь то повторное благословение, особенное переживание присутствия Бога, ощущение новой жизни и т.д. Опасность заключается в том, что мы верим, что можем прийти к некоторой форме свободы от греха выше и за пределами того, что обещал Бог или выше и за пределами того, что Он даёт в Иисусе Христе. [5]Другая опасность – это пораженчество. Мы созерцаем себя и видим, насколько мы слабы, и насколько мала наша вера. В результате мы признаем себя негодными и неспособными, чувствуем себя совершенно подавленными, обреченными и складываем своё оружие. Пренебрежение сущностью Бога и беспечное отношение к жизни также являются признаками пораженчества. Потому что люди, которые говорят: «Зачем пытаться?», в итоге демонстрируют полный отказ от борьбы. Элементы определённости и безотлагательности отбрасываются, и мы принимает реальную ситуацию как должное. Для нас всех не составляет труда почувствовать, что мы не достаточно хороши, и представить себе, как мы предстаём пред судом Божьим и находимся перед угрозой вечного осуждения. И в этот момент мы смотрим на себя, а не на крест!

 

От личностного к общинному

Нужно ли думать о личностном аспекте в жизни веры? Несомненно, нужно и должно! Но только в правильном духе и с правильным отношением. В центре фокуса должен быть Христос, а не человек. Как только верный фокус выбран, человек неизменно приближается и к общинному аспекту, ибо мы все разделяем одни и те же богатства и один и тот же дар! Как можно быть сосредоточенным на Христе, но не на Его теле? Как можно стремиться к Нему и не смотреть на тех, за кого Он умер?

 

 

Мы не должны говорить о личных взаимоотношениях с Иисусом Христом, пренебрегая общинным аспектом в этом отношении.

 

 

Итак, у нас есть все причины для того, чтоб выдвинуть личностный элемент на первый план, дабы уберечь себя от мёртвой традиционности. Но поступая таким образом, мы осознаём, что нельзя отделять личностный аспект от общинного. Мы не должны говорить о личных взаимоотношениях с Иисусом Христом, пренебрегая общинным аспектом, как будто данный личностный аспект имеет первостепенную или всеопределяющую значимость в жизни. Взаимоотношения со Христом обладают личностным аспектом, но в нём вы неизменно приходите к общинному аспекту. Несомненно, сознательное личностное обретение спасения одновременно ведёт к более тесным общинным связям и к осуществлению общинных обязанностей в служении Господу. Теперь вы видите, что общинный аспект является ключевым элементом? В этом и заключается суть взаимоотношений, которые мы разделяем и ради которых живём! Разве не в этом заключается вся жизнь церкви: общение, причастие во Христе и всех богатствах и сокровищах, заключённых в Нём?

В Писании человек находит ясные, особые личные увещевания и наставления. Павел предостерегает, что каждый должен испытывать себя, в вере ли он (2-е Послание к Коринфянам 13:5). Он предостерегает, чтобы христиане не хвалились собой, но только Господом. Каждый должен сделать своей целью угождение Богу: «Чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2-е послание к Коринфянам 5:10). Но эти личностные назидания находятся внутри Божьих наставлений и ободрений для всего собрания христиан. В контексте обращения к церкви как единому целому более определённые назидания предназначены для каждого из её членов. Поэтому для таковых в церкви путь личностного обретения обычно происходит через общение в общине и в результате человек побуждается через это личностное обретение к совместному пользованию и взаимному жертвованию  во Христе!  

 

Завет и уверенность

Теперь обратимся к следующему вопросу: Каким образом через аспект личностного обретения мы приходим к уверенности в вере? Уверенность является элементом личностной сферы, как и сама вера. В конце концов, убеждённость в чем-либо является сугубо частной и личностной. Вы ищете достоверности не относительно спасения другого человека, но уверенности в вашем собственном спасении.

В недавних наших обсуждениях по этому поводу возникло много вопросов. С одной стороны, некоторые говорят о том, что мы слишком самоуверенны относительно нашего спасения, и что это даже является для нас преткновением. С другой стороны, есть те, которые борются с уверенностью. Они говорят: «Я знаю, что я в Завете и все прочее, но действительно ли это даёт мне уверенность? Как же быть тогда с верой? Что если она слабая и колеблющаяся? Можно ли быть уверенным в любви Божьей? Можно ли быть уверенным, что являешься чадом Божьим? Нет ли опасности в том, что мы принимаем свою роль усыновлённых детей как должное?»

 

Возносите ваши сердца!

Путь к истинной уверенности и убеждённости отражен в строках, которые содержатся в первом Артикуле (Статье): мы должны смотреть не на самих себя, но на Иисуса! Всё связано с взаимоотношениями с Христом. Мы можем начать с изучения себя, но окончить должны обращением к Христу! Вера означает поиск своего спасения за пределами себя в Иисусе Христе. И даже если эта вера настолько немощна, что вот-вот будет похоронена под тяжестью греха и испытаний, она все равно остаётся первым шагом к обретению мира и надежды в Боге. [6]

Это не непроизвольный  процесс, как заявляют или предполагают некоторые. Можно с уверенностью противостоять тому факту, что Бог гневается на наши грехи и Его гнев вступает в бой с грехом каждый день (Псалом 7:11).

 

 

Уверенность приходит в наше сознание, когда мы придерживаемся того, что Божья милость преодолевает Его гнев в жизни верующего, который искренне осуждает себя и уповает на Христа.

 

 

Тот, кто полагается на себя, не может, таким образом, не осуждать себя перед престолом Божьим. Но уверенность приходит в наше сознание, когда мы сохраняем твёрдость относительно того, что Божья милость преодолевает Его гнев в жизни верующего, который искренне осуждает себя и уповает на Христа. [7] Верующий должен возрождаться в своём сердце к прекрасной замене, которую Бог осуществил от Своего имени. [8]

Это не значит, что мы должны дрожать перед гневным Богом, прежде чем у нас появится хоть намёк на Его милость и благодать. На самом деле, как писал Кальвин, истинное благоговение пред Богом рождается из осознания Божьей милости. [9] Покаяние не рождается в результате противоборства с законом, но как результат веры в Иисуса Христа. А цель покаяния – это обновление жизни. И обновление это включает в себя принцип сохранения доброй совести (1-е послание к Тимофею 1:19). Поэтому невозможно для тех, кто привит ко Христу истинной верой, не приносить плода истинной благодарности (32-е Воскресенье). И в то время как эти плоды сами способствуют возрастанию уверенности в вере, первооснова благодарности «никогда не будет находиться внутри нас или наших делах, но за пределами нас в Иисусе Христе». Как учил Кальвин: «Дар милости Божьей является непреодолимым основанием твёрдости веры». [10] Вера, основанная на даре милости Христа, в то же время направлена исключительно на единство с Христом. Наивысшая цель в нашей жизни – это не наше спасение или наши плоды, но наше единство с Христом, через которое прославляется Бог. Христос является началом и концом нашего спасения, Автором и Совершителем нашей веры (Послание к Евреям 12:2). Наша убеждённость основывается на дарованном нам усыновлении во Христе, которое запечатлено святым крещением. Соответственно, для уверенности мы тоже смотрим за пределы самих себя и только на Христа.    

 

 

Заветный дар

Однажды осознав это, мы можем понять, что это -- заветный дар прежде всего. Потому что все благословения Христа даны в контексте общины завета. Не только вера, но также и уверенность даны для всей церкви посредством благодати. Итак, мы читаем в Уставе крещения младенцев: «И если мы иногда вследствие своей слабости впадаем в грех, то не должны ни терять надежду на Божью милость, ни продолжать грешить, так как крещение есть печать и верное свидетельство того, что мы имеем вечный завет с Богом». А в Уставе принятия участия в Вечере Господней сказано: «Поэтому мы можем быть полностью уверены, что ни грех, ни немощь, которые всё ещё остаются в нас против нашей воли, не могут отстранить нас от принятия нас Богом в благодати и от того, чтобы быть достойными причастниками этой священной пищи и питья».

Это не значит, что мы относимся к каждому одинаково или оставляем всё, как есть. Прихожане – это община Завета, и на основании закона все имеют равный статус в Завете. Но Исповедание веры также указывает на разнообразные отличия, которые могут существовать и существуют среди отдельных членов. И так как обретение является личностным, то эти отличия могут и должны быть также выявлены в проповеди.

 

Что говорят вероучения?

Давайте рассмотрим несколько примеров. В Канонах Дортского синода I/12 есть такие слова: «В должное время избранным дается, хотя и различным образом и в разной степени, уверенность в вечном и неизменном избрании ко спасению». А в I/16 сказано: «Те, кто всё еще действенно не испытывает в себе живую веру во Христа или полное доверие сердца, мир совести, ревность сыновнего послушания и радость в Боге через Христа… Также тем людям, которые серьезно желают обратиться к Богу, угождать Ему одному и быть избавленными от тела смерти, но всё ещё не способны ходить путями праведности и веры, как бы они хотели». В Главе V/11 Канонов Дортского синода утверждается, что «верующие в этой жизни сражаются с различными сомнениями плоти, и что, будучи в сильном искушении, они не всегда чувствуют полную веру и уверенность в неотступности». Все эти ссылки указывают на разные периоды жизни святых в церкви и разные уровни уверенности.

 

Духовный рост

Исповедания веры также говорят о том, что мы вовлечены в процесс духовного роста. Поэтому вполне естественно ожидать, что мы будем находиться на разных ступенях духовного роста. Опять же именно потому, что обретение является личностным, проповедь должна это выявлять. Человек продвигается вперёд от одной ступени к следующей, не скачками и прыжками, или даже карабканиями по ступенькам, но через постоянную и возрастающую духовную зрелость и более глубокое укоренение в вере и водительстве. Это объясняет, почему все мы находимся не на одном и том же уровне, даже несмотря на то что вовлечены в один и тот же процесс. В 31-м Воскресении говорится о том, как мы принимаем Слово, о пути обретения как о процессе: «…Царство небесное открывается, Евангелие проповедует и открыто свидетельствует верующим, всем вместе и каждому в отдельности, что всякий раз, когда они истинной верой принимают обещанное в Евангелии, все грехи их действительно прощаются им Богом ради заслуг Христа». В 33-м Воскресении спрашивается, чем является умирание ветхого человека, и дается ответ: это «наша искренняя скорбь от того, что мы прогневили Господа своими грехами, и также то, что мы все больше и больше ненавидим эти грехи и избегаем их [курсив добавлен] В 44-м Воскресении жизнь в новом послушании является предварительно заданной той же самой фразой: «всё больше и больше стремились обновляться по образу Божьему». В 29 Артикуле (Статье) Бельгийского исповедания веры сказано, что хотя великая немощь и остаётся в святых, «они борются с ней день и ночь». [11]

 

 

Человек продвигается вперёд от одной ступени к следующей, не скачками и прыжками, или даже карабканиями по ступенькам, но через постоянную и возрастающую духовную зрелость и более глубокое укоренение в вере и водительстве. Главный элемент уверенности, уверенности в чьём-либо избрании, тоже находится в  обращении за пределы своего существа во Христе.

 

 

 Такая же истина отображена в наших литургических уставах относительно преподавания таинств. По Уставу крещения младенцев мы молимся о том, чтобы ребёнок, «следующий за Ним день за днём» нёс крест свой с радостью. И мы молимся, чтобы Господь так близко был с этим ребёнком, что тот бы «рос и возрастал в Господе Иисусе Христе». Также и в молитве во время Вечери Господней мы просим, чтоб Господь работал в нас через Своего Святого Духа, чтобы мы «всё больше и больше вверяли себя Иисусу Христу [курсив добавлен]». И в молитве благодарения, записанной в уставе, мы читаем: «Побуждай нас показывать во всей нашей жизни нашу искреннюю любовь к Тебе и друг ко другу» [курсив добавлен].

Вы найдёте такие же строки в Послании к Римлянам 5:3 и далее и во 2-м послании Петра 1:5–7. В обоих этих отрывках главное место отводится схеме духовного роста в христианской жизни, и что мы не только переходим от ступени к ступени, но и на разных стадиях своей христианской жизни можем находиться на различных уровнях. Есть все причины, чтобы знать об этом и выделять это в проповедях. То есть проповедь является действительно пустой, если не включает в себя увещевания и наставления. Какими они дошли до нас в посланиях Апостолов, такими же они сегодня должны быть переданы церкви.

 

Общинный аспект

Вместе с тем, как мы узнали выше, личностный аспект не может быть отделён от общинного. В сущности, особенностью отрывков является то, что эта уверенность является также и общинной. Здесь применимы те же правила. Обретение – личностно, но личностный аспект не является приоритетным. От личностного вы приходите к общинному аспекту и таким образом раскрываете строение личностного аспекта. Это применимо к вере, но это же применимо и к уверенности. Я не собираюсь утверждать, что мы вдруг станем уверенными друг в друге, но мы всё же верим, что  твёрдость в вере также переживается в общине. Не прекрасно ли это выражено в словах молитвы перед собранием, которая находится в Уставе принятия участи в Вечере Господней: «Да будем мы истинными участниками нового и вечного свидетельства, завета благодати, что мы не сомневаемся в том, что Ты вечно будешь нашим милосердным Отцом, никогда впредь не вменяющий нам наши грехи…» [курсив добавлен]

Здесь можно выделить (выявить) два элемента. Во-первых, в уверенности есть личностный аспект, то есть давая уверенность, Господь уверяет нас в том, что мы не зависим друг от друга, но находим уверенность только во Христе. Во-вторых, Он также обеспечивает то, что, когда мы получаем и обретаем личную уверенность, мы в то же время  находим её в общении с такими же верующими. В личной борьбе и искушениях мы находим общение! И общение это является главным! Вот в чём вся суть! В таком случае для вас не будет удивительным то, что Каноны Дортского синода даже в тезисе о неотступности сохраняют форму множественного числа: верующие уверены в своей вере как избранный народ, как Тело, заветная община, а не как случайное собрание индивидуумов (см. Каноны V/9–13).

Опасности

Одной из наиболее часто произносимых опасностей в современном благочестии приверженности евангелической церкви является то, что фокус приходится на личностный аспект веры за счёт её общинных элементов. Результат – демонстрация ложной уверенности. Кроме того, обетования Бога связываются с соответствующей и вероятно более преобладающей неуверенности относительно нашему фактическому состоянию. Например, ложная уверенность возникает всякий раз, когда происходит беспечное разделение людей на категории «спасенные» и «не спасённые». Но вместе с ложной уверенностью приходит также и нарастающая неуверенность, ведь кто может быть уверен, что останется в той самой категории, к которой он сам себя причислил? Ведь каждый раз, когда кто-то пытается достичь большего, чем уже дано, он или она испытывает ощущение, будто его\её обманули, потому что имеет меньше, чем можно было бы обрести благодаря истинной вере. Человек должен оставаться  в зоне завета, и находить свою уверенность, используя те средства, которые в нём обеспечены.

 

 Завет и избрание

В заключение – несколько замечаний относительно взаимосвязи Завета и избрания. Как вера и уверенность, так и избрание является личностным и индивидуальным. Павел призывает каждого верующего: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по [Своему] благоволению» (Филип. 2:12, 13). А Пётр призывает верующих подтверждать свой призыв и избрание: «Так поступая, никогда не преткнетесь» (2-е Петра 1:10). Каждый верующий должен так поступать, и если он будет так делать, Бог отправится в Своё особенное путешествие в Его Завет  с каждым человеком. Осознание своего избрания человеком является первоначальным признаком уверенности. Таким образом, человек перемещается от веры к уверенности и к подтверждению в избрании, всё в пределах времени, предоставленные нам Богом.

Этот основной элемент уверенности – уверенность в избрании – также обретается, лишь когда мы смотрим за пределы своего существа на Иисуса. Лишь тот, кто добровольно осуждает себя за грехи, может посмотреть на Иисуса Христа, в Котором, как в зеркале, он видит отображение милосердия Отца. И именно в этом чистейшем зеркале милости Отца человек находит отражение его собственного избрания. Всё это приходит с верой, которая неизменно придерживается Слова. Это осознание приходит не вследствие человеческой изобретательности, но благодаря Божественному призыву. Осознание избрания является действительной печатью Святого Духа как результат призыва в Евангелии, который Сам Дух совершает совершенно личностно и индивидуально в сердце каждого верующего. Тем не менее, придерживаясь точки зрения Кальвина, можно сказать, что настоящая печать избрания в нашей жизни не заключается в нашей святости и доброй совести. «Призыв остаётся главным свидетельством, которое уверяет наше сознание в спасении». [12]

 

От Христа к общению 

Также и в данном отрывке личностное обретение только возвращает вас к общинному аспекту, с которого вы начали ваше путешествие в вере. Мы все начинаем с изучения контекста Завета и его обетований. Но начиная применять назидания Писания по отношению к самим себе, мы начинаем свой личный путь среди народа Божьего. Тем не менее мы идём по этому пути в контексте общения и, двигаясь вперёд, постоянно встречаем других людей, идущих по этой же самой дороге вместе с нами. Мы можем быть в разных точках этой дороги, но все мы на одной тропе!

Из этого становится ясно, что Завет и избрание не могут быть ни отождествлёнными, ни разделёнными. Отождествить их губительно; разделить их – так же губительно. Мы говорим, что Завет – это средство, с помощью которого Бог осуществляет Своё избрание. Он собирает людей, осуществляя Свой выбор с помощью Им же определённых средств. Мы должны оставить Богу то, что принадлежит Ему, и применять то, что Он нам открыл. Это правда, что исполнение благословений Завета возможно только в жизни избранных. Нечестивцы же ожесточаются из-за справедливого Божьего наказания. Но окончательное количество избранных известно лишь Богу. Каждый из нас должен занять своё место возле изобилия благодати, установленных Словом и таинством – и исследовать это богатство на своём посту, достигая его наивысшего потенциала. Затем, на пути завета, мы станем уверенными в нашем избрании.

Завет является общинным, избрание – личностным. Но в учении веры и на пути веры то, что личностно, становится осознанно общинным, а Завет становится живой действительностью в жизни веры церкви, потому что и относительно Завета, и относительно избрания применимо Божье правило: обретение – личностно, но обретенный дар – общинный, и когда вы его разделяете, вы делитесь им со всей церковью. Профессор Ван Гендерен (Prof. Van Genderen) так говорит об этом:

«В обсуждении Завета и избрания, также как адрес, содержимое и осуществление заветных обетований, человек обычно думает об этом в переводе на отдельно взятую личность. И всё же личностный, индивидуальный элемент не является единственным фактором. Кто-то даже может сказать, основываясь на Библии, что это не основополагающее мнение».  [13] 

Далее профессор Ван Гендерен рассматривает несколько библейских отрывков, в которых при упоминании о Божьем народе используется множественное число. Это не исключает использование формы единственного числа, но ставит их в особенное положение.

Здесь применима та же истина. Общинный аспект – это цель веры! Это остаётся рамками, в которых реализуется личная вера! Вот ради чего мы живём и умираем! Это не сводит на нет нашу личную веру. Тем не менее в отношении вероисповедания и общения наша личная вера достигает своего наивысшего выражения. В конечном счёте, мы никогда не будем одиноки. Мы верим, что являемся членами тела Христа и поэтому занимаем своё место среди членов для того, чтобы трудиться для слаженной работы единого целого. Таким образом, когда каждая часть работает правильно, всё тело укрепляется в любви. Это ценный дар, который переносится благодатью Божьей из нашего мира в мир будущий.

 

Сноски (примечания):

[1] Это было указано С. Тримпом, C. Trimp, Klank en weerklank (Barneveld: De Vuurbaak, 2nd. ed., 1989), 129–130

[2] См. А. Н. Хендрикс, «Hoe zijn wij zeker van onze verkiezingDe Reformatie Vol 69, # 2 and 3 (9 and 16 October 1993) 17–19; 41–44

[3] Наставление, I.v.3, Кальвин (Institutes, I.v.3. Calvin) использует фразу «снизойти в самих себя», когда ведёт речь о пути познания истинного Бога и необходимые условия для созерцания самих себя. Рассматривая вопрос обращения, он всегда говорит об обращении за пределы своего существа к Богу, cf. Institutes lll.iii.7.

[4] Более детально смотрите J. Kamphuis в "Gelegen - Ongelegen" De Reformatie, Vol 68, #14 (January 2, 1993) и последующих публикациях.

[5] Это было заблуждение анабаптистов, относительно которого Кальвин высказался в Наставлении III. iii. 14 (Institutes III. iii. 14)

[6] Кальвин писал: «Человек не может непосредственно предать себя Богу… пока не познает Божью благодать». Наставление lll.iii.2. От веры исходит покаяние и обращение.

[7] Это учение Кальвина. См. R. C. Zachman, The Assurance of Faith. Conscience in the Theology of Martin Luther and John Calvin (Minneapolis: Fortress Press, 1993) 182 и далее.

[8] По «прекрасной замене» (mirifica cornmutatio) см. Кальвин, Наставление , IV.1 7.2.  (Calvin, Institutes, IV.1 7.2.). Эта мысль была высказана Лютером и имеет старые корни, см. Труды Лютера (Luther Works, 31) (Philadelphia.. Muhlenberg, 1957) 351.

[9] Там же, Zachman, 193

[10] Там же, Zachman, 211

[11] См. W. Kremer, Priesterlijke Prediking, (Amsterdam: Bolland, 1976), 26

[12] Также Кальвин, cf. Zachman, 219

[13]  Дж. Ван Гендерен, Завет и Избрание (J. Van Genderen, Covenant and Election (Eng. trans. Neerlandia: Inheritance Publications, 1995) 76.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.