Джон Пайпер
Сын Божий, Сын Человеческий, Царь Израилев
7 декабря 2008 г.
Евангелие от Иоанна 1:43–51
43 На другой день [Иисус] восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. 51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Читая последние стихи первой главы Евангелия от Иоанна, мы видим по крайней мере 10 титулов (или имён) Иисуса. Одна из причин, почему важно их отмечать для себя, – то, что титулы не только говорят о том, кем является личность, или какова ее должность, но также могут объяснить, как это происходит в случае Иисуса, почему к Нему так относились, и почему Он был истязаем и казнён.
Вот 10 титулов Иисуса, которые мы находим в 1-й главе Евангелия от Иоанна:
Что я хочу сделать в данной проповеди, так это сфокусировать внимание на последних трех титулах и поразмыслить, что они означают, какова их роль в смерти Иисуса, и, исходя из этого, насколько еще более ценными и могущественными они становятся в нашей жизни. Эти титулы не только демонстрируют нам, насколько Он велик, но также указывают на Его смерть, посредством которой были забраны наши грехи, и приобретена была для нас вечная жизнь.
1) Сын Божий, Царь Израилев
Во-первых, давайте рассмотрим титулы «Сын Божий» и «Царь Израилев». Иисус рассказывает Нафанаилу, где тот был и что было в его сердце, хотя Он Сам не присутствовал в том месте, и потому Нафанаил воскликнул в стихе 49: «Равви! Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев!» Конечно, Нафанаил вкладывал в эти слова великий смысл, но, вероятно, не настолько великий, как они приобрели в служении Иисуса и в Евангелии от Иоанна.
Скорее всего, Нафанаил имел в виду: «Ты Мессия. Ты долгожданный иудейский правитель, который принесёт избавление Израилю и установит Божье правление над народами». Оба термина – «Сын Божий» и «Царь Израилев» – использовались для обозначения Мессии.
Сын Давидов – и Божий
Например, во 2-й Книге Царств 7:12–14 написано, что Бог говорит Давиду, царю Израиля: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном».
Итак, с одной стороны, это говорится о сыне Давида, Соломоне. Но с другой стороны – это относится к последнему «Сыну Давида», Мессии, потому что в стихе 13 сказано: «Я утвержу престол царства его на веки». Придет Потомок Давида, Чьё царствование никогда не закончится. И когда родился Иисус, ангел сказал Марии (Луки 1:32–33): «Даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Другими словами, Иисус исполнил слова, записанные в 2-й Книге Царств 7:13.
Но обратите внимание, что во 2-й Книге Царств Он был не только назван Царём (будет царствовать), но также здесь сказано, что Он будет Сыном Божьим. Стих 14: «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном». Таким уникальным образом уже со времён Давида Мессия стал известен как «Сын Божий». И потому далее ангел говорит Марии (Луки 1:35): «Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Двойной титул Мессии
Таким образом, термины «Сын Божий» и «Царь Израилев» были неразрывно связаны друг с другом в Ветхом Завете как двойной титул Мессии. Это можно увидеть в Псалме 2–7:
«Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его [это слово употребляется для обозначения Мессии]… Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя"»
Итак, здесь все слова – «Мессия», «Царь» и «Сын Божий» – указывают на одну и ту же Личность. Это и является предпосылкой для возгласа Нафанаила, записанного в Иоанна 1:49: «Равви! Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев!» Он имеет в виду: «Ты Тот, Кого ожидали и о Ком написано во 2-й Книге Царств и 2-м Псалме. Ты – Мессия. Пришло время исполнения пророчеств. Совсем скоро Царство Божье будет установлено на земле, и враги народа Божьего будут повержены. Мессия возьмёт народы в наследие Себе, и будет править над народами жезлом железным точно так же, как сказано в Псалме 2:8–9».
«Делая себя равным Богу»
И хотя Нафанаил был прав в том, что Иисус является Мессией, он все же слишком сильно и в то же время недостаточно верил в Сыновство и Царствование Иисуса. Слишком сильно – потому что этот Сын и Царь, Которого хотели видеть в качестве завоевателя и покорителя римлян, будет предан казни скорее как преступник, нежели как правитель. И недостаточно – потому что слова «Сын» и «Царь» значили намного больше, чем он думал.
Рассмотрим титул «Сын Божий» и то, какое значение он приобрел в служении Иисуса. В Евангелии от Иоанна 5:18 сказано: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу». В служении Иисуса имело место нечто такое, с чем иудейские лидеры не могли смириться. Иисус учил, или по крайней мере подразумевал, что Его Сыновство означало Его божественность – «делая Себя равным Богу». Это было бы богохульством, если б не было истиной.
«Ты делаешь Себя Богом»
В Евангелии от Иоанна 8:57 записано, как лидеры насмешливо спрашивали Иисуса: «Ты видел Авраама?» (который жил за 2 000 лет до того, как произошел этот диалог). Он сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Другими словами, Иисус не только заявлял, что существовал до Авраама, но фактически использовал великое имя Бога «Я есмь», взятое из Исхода 3:14, где Бог сказал: «Я есмь Сущий». В результате в Ев. от Иоанна 8:59 сказано: «Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него».
Чуть позже, как написано в Ев. от Иоанна 10:33, они говорят Иисусу: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». Поэтому, когда в итоге обвинители привели Его к Пилату (Иоанна 19:7), они связали обвинение в богохульстве с заявлением Иисуса, что Он является Сыном Божьим: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». Таким образом, термин «Сын Божий» приобрел гораздо большее значение, нежели просто Мессия-человек, обладающий обычной человеческой природой. «Ты делаешь Себя Богом». В этом была суть.
Сын Божий до Своей смерти
Итак, чем более величественным и значащим становился титул «Сын Божий» в жизни Иисуса, тем большую опасность представлял он для Христа, подводя Его к смерти. Все шло именно так, как это задумал Бог. И именно так, как это задумал Иисус. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Иисус неуклонно, спокойно и поначалу незаметно наполнял величием Свои титулы, пока они, наконец, не вызвали взрыв ненависти в Его врагах. Настолько сильно Он возлюбил нас.
Наполняя Свои титулы величием именно таким образом, Он не противоречил тому, о чем говорил Ветхий Завет; Он делал его слова понятными для нас. Он знал обетование, записанное в Исайи 9:6–7, и намеревался показать, что эти слова были о Нем Самом:
«Ибо младенец родился нам,
Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий,
Отец вечности, Князь мира.
Умножению владычества Его и мира
нет предела
на престоле Давида и в царстве его,
чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою
отныне и до века».
Он был Сыном, Он был Царём – и, следовательно, Он был «Богом крепким». Это и было то значение, которым Он наполнял Свои титулы, – значение, которое уже было заложено в Ветхом Завете.
Царь Израилев до Своей смерти
Титул «Царь Израилев», так же как и титул «Сын Божий», был больше и одновременно меньше того, как воспринимали его вначале большинство последователей Иисуса. Меньше – потому что Он не стал бы земным царём и не уничтожил бы римское господство (см. особенно отрывки Иоанна 6:15 и 18:36). Но больше – потому что Его царствование, точно так же как и Сыновство, было божественным царствованием.
В конце земной жизни Иисуса иудейские лидеры будут использовать обвинение в измене для того, чтобы римский правитель Пилат приговорил Его к распятию. Иоанна 19:12: «Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю».
Замысел, дарующий жизнь и наполненный бесконечной любовью
Таким образом, чем более славными и несомненными становились титулы Иисуса, тем большую смертельную угрозу они несли для Него. Именно таков был Его замысел. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» (1-е Иоанна 3:16). Это был замысел, подразумевавший Его смерть и в то же время дарующий жизнь и наполненный бесконечной любовью. Он сделал это, чтобы вы и я могли быть избавлены от нашего греха (Иоанна 8:24) и от гнева Божьего (Иоанна 3:36) и имели вечную жизнь (Иоанна 20:31).
Поэтому, когда Вы услышите имена «Сын Божий» и «Царь Израилев», сумейте различить в них нечто неимоверно великое, ужасающее и наполненное огромной любовью.
2) Сын Человеческий
Теперь давайте поразмыслим о титуле «Сын Человеческий». Возможно, он означает совсем не то, что вы думаете. Иоанна 1:50–51: «Иисус сказал ему [Нафанаилу] в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Восходящие и нисходящие Ангелы
В этом странном, на первый взгляд, отрывке Иисус призывает вспомнить сюжет из книги Бытие, 28 глава, где Иакову приснился сон, в котором он увидел Ангелов, нисходящих и восходящих по лестнице:
«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему… и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь…ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Иаков пробудился от сна своего и сказал: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» ( Бытие 28:12–16)
Понять значение этих слов о восходящих и нисходящих Ангелах в Иоанна 1:51 мне помогает то, что ни в 1 главе Евангелия от Иоанна, ни в 28 главе книги Бытие ни одним словом не объясняется, что же делали эти Ангелы. Не сказано, почему они восходили и нисходили. А потому мне кажется, что Иоанн просто использовал этот эпизод из книги Бытие, дабы сказать нам две вещи. Первое: что Иисус олицетворяет Собой решающую, окончательную связь между небом и землёй, ведь в отрывке Иоанна 1:51 написано, что ангелы восходят и нисходят к Сыну Человеческому, а не по лестнице. И второе: что Иисус – это Место, где люди теперь встречаются с Богом. Иаков назвал это место «Вефиль» – «дом Бога», потому что, как он сказал, «истинно Господь присутствует на месте сем».
Где встречаются Бог и человек
Теперь Иисус является новым Вефилем. Он – то Место, где присутствует Бог. Небеса открылись – и явился Иисус. С этого момента и впредь Иисус будет Местом, где Бог наиболее ясно предстаёт перед людьми, и где люди находят путь к общению с Богом. Больше не существует таких святых географических мест, которые были бы предназначены Богом для Его встречи с человеком. Иисус является этим Местом встречи.
Иисус говорил Нафанаилу: «Если последуешь за мной, увидишь намного большие проявления Моей божественной славы, чем ты только что видел. Я есть Тот, через Кого окончательно установлена связь с небом – в обоих направлениях: и от человека к Богу, и от Бога к человеку». Когда мы стараемся приблизиться к небу, мы приближаемся к Сыну Человеческому. Когда Бог хочет приблизиться к земле, Он приближается к Сыну Человеческому.
Почему Сын Человеческий?
Но почему в 51 стихе Он назван Сыном Человеческим? Не просто потому, что Он – Человек. Но потому что Сын Человеческий, описанный в книге Даниила 7:13, обладает как человеческой сущностью, так и сущностью гораздо большей, чем человеческая. Иисус большего всего любил обозначать Самого Себя этими словами – «Сын Человеческий». Они используются в Евангелии более 80 раз, и только Иисус применяет их к Самому Себе.
Он получил титул «Сын Человеческий» из слов книги Даниила 7:13–14:
«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится».
В этих словах отражены царствование, слава и суверенитет (Иоанна 3:13; 5:27; 6:62). И все же этот титул звучит несколько по-иному, нежели термины «Сын Божий» и «Царь Израилев», – чуть проще и привычнее. И потому, когда Иисус использует этот титул, не так явно звучат Его предъявления прав на царствование, славу и суверенитет. Лишь те, кто имеют уши, чтобы слышать, осознавали возвышенное значение слов «Сын Человеческий», когда Иисус их использовал.
И на этот раз не иудейские лидеры оперировали данным титулом, чтобы отправить Его на крест. Иисус Сам использовал его, чтобы принять крест. Ключевой стих – Иоанна 3:14–15: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Величайшая Божья слава: смерть за грешников
Итак, мы можем сказать, что величайшая слава, которую Нафанаил или вы и я когда-либо могли увидеть, – это слава Сына Человеческого, Господа небес, чьё господство является господством вечным, Который был вознесён на крест, чтобы умереть за грешников.
И потому, когда вы увидите Его во время второго пришествия как Сына Божьего, и как Царя Израиля, и как Сына человеческого, – убедитесь, что вы видите Его и умирающим на кресте, чтобы дать вам вечную жизнь, и следовательно – прославленным в полноте.
© Desiring God
Права доступа: Вам разрешается и поощряется воспроизводить и распространять данный материал в любом формате при условии, что Вы не будете вносить какие-либо изменения в формулировку и не станете взимать плату свыше стоимости воспроизводства. Для размещения в сети Интернет предпочтительна ссылка на наш сайт. Любые исключения из вышесказанного должны быть одобрены организацией Desiring God.
Пожалуйста, включите следующую информацию в любую распространяемую копию: By John Piper. © Desiring God. Website: desiringGod.org
[1] В английском переводе Библии: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящий в мир» – Прим. переводчика
Этот материал еще не обсуждался.