Галликанское Исповедание 1559 года. Французский протестантизм
На первый взгляд может показаться, что Реформация во Франции подготовлена была лучше, чем в Германии. Французская Церковь всегда имела некоторую независимость от Рима в виде так называемых "галликанских прав" или "галликанских вольностей". Известно, что Париж был главным оплотом ортодоксального догматизма, а Сорбонна ещё в 1521 году заклеймила Лютера и его труды. Однако Париж был также очагом духа мистицизма и пресвитерианско-реформаторских идей, что стало причиной созыва Пизанского, Констанцского и Базельского Соборов. На юге Франции сохранился остаток вальденсов, уцелевших после кровавых преследований. Гуманитарные науки процветали в Париже, Орлеане и Бурже, находя поддержку при дворе Франциска I (1494-1547 гг.), который пригласил учёных гуманитарных наук из Италии и даже подумывал пригласить в свою столицу Эразма Роттердамского и Меланхтона. По политическим соображениям король также поддерживал протестантов в Германии, хотя во Франции он приговаривал их к тюремному заключению и смерти.
Кальвинизм, всегда остававшийся в меньшинстве и слишком суровый и требовательный для французского характера, после некоторого периода героического мученичества при Генрихе IV по Нантскому эдикту (1598 г.) завоевал на какое-то время право на ограниченное легальное существование. Однако при Людовике XIV он был выдворен из страны. Осталась лишь запрещённая секта, которая, тем не менее, как неопалимая купина не сгорала и хранилась Провидением до лучших дней.
Примечание
На старинной печати, оттиск которой сохранился (1559 г.), Французская Реформатская Церковь изображена в виде неопалимой купины Моисея с девизом: "Горим, но не сгораем". Эти слова подытоживают трагическую историю нашей Церкви. Наша Церковь всегда была воинствующей; она лучше, чем какая-либо другая Церковь знает, что такое борьба за жизнь... Многие молодые французы воспитываются в духе святого ужаса перед протестантизмом. Это чувство ужаса присутствует даже у тех людей, которые хвастаются своим свободомыслием" — цитата из доклада о Реформатской Церкви во Франции, зачитанного на Всеобщей конференции Евангелического Союза в Нью-Йорке в 1873 г.
Отцом французского протестантизма в его не сформировавшемся виде был Жак Лефевр д'Этаппль (Фабер Стапуленсис, 1455-1537 г.), профессор Сорбонны и домашний учитель принцев королевской семьи. Он перевёл Библию с Вульгаты (перевод был завершён в 1530 г.). Ещё до Лютера и Цвингли он проповедовал, что оправдание даётся только по вере, без заслуг и добрых дел человека, и что признание верховного авторитета Библии является критерием веры. Он предсказал Реформацию, сказав своему ученику Фарелю: "Бог обновит мир, и ты будешь свидетелем этого". Но ему пришлось бежать в Страсбург, а затем он нашёл прибежище при дворе королевы Маргариты.
Но только после того, как Кальвин, величайший протестант Франции, обосновался в Женеве на постоянное жительство, Реформация оформилась в отдельную Церковь, приобретя общенациональное значение. Именно поэтому Кальвин и его друг де Без считаются Отцами Реформатской Церкви Франции. Женева стала прибежищем для их соотечественников, преследуемых на родине, а также местом подготовки евангелических проповедников. С тех пор французский протестантизм стал кальвинистским по своему вероучению и церковной дисциплине. Из-за враждебного к ней отношения со стороны правительства Французская Реформатская Церковь была отделена от государства. Несмотря на жестокие преследования (мученики исчислялись тысячами), протестантизм быстро распространился среди средних и высших слоёв общества. В 1558 году во Франции насчитывалось четыреста тысяч протестантов.
Первый общенациональный Синод Реформатской Церкви состоялся в Париже с 25 по 28 мая 1559 г. под председательством парижского пастора Франсуа Мореля, друга и ученика Кальвина. Ввиду трудностей тех времён на Синоде присутствовали представители лишь одиннадцать общин. Синод сплотил Реформатскую Церковь, приняв Галликанское Исповедание и определив пресвитерианскую форму управления и церковной дисциплины. Это стало прочной основой для развития Реформатской Церкви до тех пор, пока ей было разрешено существовать и созывать свои общенациональные Синоды (всего их было двадцать девять, а последний был проведён в Лудуне в 1659 г.).
Антуан де Шандье
Галликанское Исповедание — это труд Жана Кальвина, который подготовил его первый вариант. Его ученик Антуан де ла Рош Шандье в 1559 г. вместе с Парижским Синодом расширил этот документ, придав ему окончательный вид.
У Шандье было второе имя — Садеель (это древнееврейское слово означает "поле Бога"). Он родился в 1534 г. в богатой аристократической семье в замке Шабо в Бургундии, изучал право в университете в Тулузе и принял протестантизм в Париже. Отказавшись от блестящей карьеры, он изучал теологию в Женеве, был затем рукоположен в 1554 г. и избран пастором небольшой Реформатской общины в Париже. Он был заключён в тюрьму в 1557 г., бежал оттуда под именем Садеель, был пойман и вновь брошен в тюрьму, из которой его освободил Антуан Бурбон (отец Генриха IV). После освобождения из тюрьмы он занялся миссионерской работой в окрестностях Пуатье, а затем в 1559 г. вернулся в свою парижскую общину. Он председательствовал на третьем общенациональном Синоде Реформатской Церкви, состоявшемся в Орлеане в 1562 г., чудом избежал побоища Варфоломеевской ночи (24 августа), бежал с семьёй в Женеву, а затем преподавал теологию в Лозанне. В 1578 г. ему было поручено присутствовать на совещании протестантского Союза во Франкфурте, созванном по инициативе курфюрста Иоганна Казимира, однако де Шандье туда не поехал. Он был отозван во Францию, где ему была предложена должность капеллана короля Генриха Наваррского (впоследствии Генриха IV). В 1589 г. Шандье вернулся в Женеву, где работал пастором и профессором древнееврейского языка вплоть до своей смерти 23 февраля 1591 г. Де Без чрезвычайно высоко ценил его. Де Ту хвалит его за "аристократическое происхождение, превосходную внешность, элегантные манеры, образованность, красноречие и редкую скромность". Садеель написал двадцать три книги и трактата (в основном, на латыни, но некоторые и на французском языке) о христианских доктринах (о Слове Божием; первосвященческой функции Христа и Его жертве; о человеческой природе Христа; о духовном вкушении Его Тела и Крови), а также о церковной дисциплине и истории мучеников.
Галликанское Исповедание
Во время посещения миссионерской церкви в городе Пуатье после отправления Святого Причастия братья попросили Шандье передать парижской церкви их предложение по разработке общего вероисповедального документа и порядка церковной дисциплины, что было для них очень важно. Шандье проконсультировался с Кальвином, а затем отправил в Париж трёх делегатов с черновым вариантом Исповедания. После доработки этот вариант в расширенном виде был принят Синодом в 1559 г. в Париже. В 1560 г. это Исповедание было представлено (вместе с предисловием к нему) королю Франсуа II в Амбуазе. В 1561 г. на религиозной конференции в Пуасси по инициативе Теодора де Беза с Исповеданием ознакомился Карл IX. Этот вероисповедный документ был пересмотрен и утверждён на седьмом общенациональном Синоде, проведённом в 1571 г. в Ла-Рошель под председательством де Беза и в присутствии королевы Наваррской, её сына (Генриха IV) и адмирала Колиньи. С тех пор этот документ называется "Ла-Рошельским Исповеданием". Было написано три экземпляра на пергаменте: один — для Ла-Рошель, второй — для Женевы и третий — для Берна; все они были подписаны присутствовавшими на соборе священниками и пресвитерами.
Оригинал текста написан на французском языке; он существует в двух вариантах. Один из них содержит тридцать пять статей, а второй — сорок. Ла-Рошельским Синодом был утверждён второй вариант. Этот вариант часто публикуется на разных языках, и он вложен во многие издания французской Библии.
Содержание
Галликанское Исповедание является точным и сжатым изложением доктрин Кальвина. В первой статье говорится о Боге, во второй — о Его Откровении, в статьях III-V — о Священном Писании, которое есть Слово Божье и определённый критерий нашей веры; оно превыше всех традиций, постановлений, эдиктов и соборов. Принято три экуменических Символа Веры (статья V), так как они согласуются со Словом Божьим. Священное Писание учит, что Бог един по сущности в трёх Ипостасях: Бог-Отец, являющийся первопричиной, первоосновой и источником происхождения всего; Сын, вечное Божие Слово и Мудрость, извечно рождённый Отцом; Святой Дух, Его энергия и сила, который вечно исходит от Отца и от Сына (статья VI). Триединый Бог создал всё видимое и невидимое (статья VII); Он управляет всем, даже грехом и злом. Не являясь источником зла, Он использует бесов и грешников, чтобы то зло, которое они делают и в котором только они одни виноваты, обратить на благо (статья VIII). Человек был создан непорочным и совершенным, но по своей собственной вине совершил грехопадение, став совершенно испорченным (разложенным) существом и рабом греха, хотя он ещё может различать добро и зло (статья IX). Всё потомство Адама находится в рабстве первородного греха, который является грехом наследуемым (а не просто имитацией греха) и его достаточно, чтобы осудить человека; даже после крещения человека в нём всё равно остаётся грех, но осуждение греха отменяется по чистой Божией благодати (статьи X и XI). Согласно Своей вечной и неизменной цели, Бог призывает тех грешных людей, которых Он избрал в Господе Иисусе Христе независимо от их заслуг ради Своей собственной величайшей милости, оставляя остальных людей пребывать в грехе и осуждении, чтобы проявить Свою вечную справедливость (статья XII).
Иисус Христос есть наш самодостаточный Спаситель, который "даёт нам мудрость, праведность, освящение и искупление" (статья XIII). Он принял человеческий облик, уподобившись нам; Он — Бог и Человек в одной ипостаси (личности); как и у нас, у Него есть тело и душа, но в Нём нет греха. С отвращением отвергаются все древние и новые ереси, касающиеся личности Христа, особенно ересь Сервета (статья XIV). Две природы в одной ипостаси Христа неразрывно связаны друг с другом, но при этом они отличаются друг от друга. Божественная природа продолжает оставаться несотворённой, бесконечной и вездесущей. Человеческая природа продолжает оставаться конечной и ограниченной (статья XV). Благодаря жертве Христа на кресте, мы примирились с Богом и получили прощение всех наших грехов (статьи XVI и XVII). Оправдание основано на отпущении наших грехов искупительной смертью Христа, без какой-либо заслуги с нашей стороны; оправдание даётся нам только по вере (статьи XVIII-XX). Этой верой мы обновляемся и получаем благодать вести святую жизнь в Духе Святом, живущем в нас. Вера обязательно порождает добрые дела, но эти добрые дела не вменяются в нашу праведность; наша праведность покоится исключительно на искуплении нас Христом (на Его умилостивляющем деянии); никаким иным способом мы не смогли бы обрести мир с Богом (статьи XXI, XXII). Христос — наш единственный Ходатай перед Отцом. Поэтому отвергается заступничество святых и всё то, что умаляет вседостаточную жертву Христа, а именно: чистилище, монашеские обеты, паломничества, исповеди на ухо священнику, индульгенции. Они отвергаются не только потому, что приписываемые им заслуги ложны, но и потому, что они налагают ярмо на совесть человека (статьи XXIII, XIV).
Церковь с её служением и проповедованием Слова Божьего является божественным институтом; её следует уважать и ей следует повиноваться. Истинная Церковь — это сообщество верующих, которые согласны жить по Слову Божиему и стремиться к святости. Тем не менее, в ней могут оказаться лицемеры и безнравственные люди. Однако такие люди не могут запятнать Церковь. Отвергается папство за его многочисленные суеверия, идолопоклонство и искажение Слова и Таинств. Но поскольку некоторые следы истинной Церкви в папстве сохраняются благодаря силе и действенности Крещения, и поскольку действенность Крещения не зависит от личности священнослужителя, указывается, что крещёный в папстве не нуждается в повторном крещении. Истинная Церковь должна управляться пасторами, пресвитерами и диаконами. Все истинные пасторы имеют одинаковые полномочия и власть и подчиняются одной Главе — единственному суверенному вселенскому епископу Иисусу Христу. Поэтому никакая Церковь не может претендовать на власть или господство над другой Церковью (статьи XXV-XXXIII).
Примечание
Национальный Синод 1603 г. внёс в статью 31 дополнение, в котором папа
объявлялся "антихристом и человеком греха", но в 1607 г. Синод,
собравшийся в Ла-Рошель, в связи с протестом короля вычеркнул эту фразу из
Исповедания.
Таинства дополняют Слово как печати и обетования, данные по Божьей милости для укрепления и поддержания нашей веры. Они являются внешними знаками, через которые Бог действует силой Своего Духа. Суть и истина Таинств — во Христе; в отрыве от Него они — пустая тень. Есть только два Таинства: Крещение и Вечеря Господня. Крещение является постоянным залогом и печатью нашего усыновления. Через Крещение мы прививаемся к Телу Христову, чтобы очиститься Его кровью и обновиться Святым Духом. Вечеря Господня есть свидетельство нашего союза с Христом, который истинно питает нас Своим "ломимым Телом" и "пролитой Кровью" посредством тайной и непостижимой силой Своего Духа. Это совершается в духовном плане и по вере; мы так считаем не потому, что подменяем реальность и истину воображением или мыслью, а потому что это великое Таинство превосходит человеческий разум и порядок мироздания. В Крещении и Вечере Господней Бог действительно даёт нам то, что они собой представляют. Тот, кто подходит к престолу Господнему с истинной верой, как сосуд, получает Тело и Кровь Христа, которые питают душу не меньше, чем хлеб и вино питают тело (статьи XXXIV-XXXVIII).
Бог учредил царства, республики и другие формы государственного правления (наследственные и избираемые) для того, чтобы в обществе царил порядок и мир. Бог вложил меч в руки судей, чтобы наказывать грех и преступления, нарушение не только первой, но и второй заповеди Декалога.
Примечание
Этот пункт
оправдывает определение наказания за ересь гражданскими судами. Это она из главных причин, по которой даже ортодоксальные члены
Национального Синода 1872 г. воспротивились повторному принятию полного текста
Галликанского Исповедания.
Следовательно, мы должны повиноваться судьям, охотно и добровольно платить дань и налоги, даже если правители — неверующие. Поэтому осуждаются те, кто сопротивляется властям, совершает противозаконные действия и нарушает правопорядок.
Этот материал еще не обсуждался.