13.12.2008
Скачать в других форматах:

Майкл Хортон

Искушение в пустыне

 

Иисус Христос – второй Адам. Он жил как наш представитель и ходатай, ради нас. Этот Адам успешно прошел свое испытание в пустыне и завоевал для нас право вкушать от дерева жизни – Его собственной плоти. Веруя во Христа, все люди становятся сонаследниками обетования наравне с Израилем – согласно написанному апостолом Павлом.

 

Есть три истории, в которых люди проходили через искушение в пустыне, – истории абсолютно фундаментальные для понимания искупления в целом. Первая – это история, в которой через искушение в пустыне проходили Адама и Ева в Едемском саду. Большинство из нас знакомы с историей, описанной в Бытии, 3 главе. В контексте этой истории присутствует повеление: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Это было прекрасное повеление, которое обеспечивало все необходимое для жизни, так как Адам и Ева могли есть любой плод, от любого дерева в созданном Богом саду, за исключением всего лишь одного дерева. Но, несмотря на то, что Бог щедро обеспечил их всем необходимым, они восстали против Него. Слово Божье было поставлено под вопрос. «Истинно ли сказал Бог, что вы не можете вкушать плоды от любого дерева в саду?» – спросил сатана. Заметьте, как сатана добавляет к Божьему запрету есть плоды одного дерева свою интерпретацию этого повеления – запрет есть плоды от всех деревьев. А Ева, со своей стороны, также добавляет к этому свое понимание сказанного Богом. Вот как она ответила змию: «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Оба, как сатана, так и Ева, извращают Божье повеление, делая Бога намного более жестким, чем Он есть на самом деле, не таким, каким Бог явил Себя людям. Довольно часто и мы видим такие тенденции.

 

Мы согрешаем, добавляя к Слову Божьему наши собственные доктрины, наши собственные мнения или наши собственные правила, которых Господь никогда не давал. Многие люди восстают против Бога, будучи уверены в том, что этот Бог заслужил такое отношение к Себе – мятежное противостояние с их стороны. Ведь Он не обеспечивает их всем, что они желают, и ограничивает их основные удовольствия. В этом тексте Писания сказанное Богом извращается еще и тем, что преуменьшается, ставится под вопрос, и затем из него кое-что убирается, вычитается. «Истинно ли сказал Бог?» – спросил сатана. Как часто мы слышим это вопрос сегодня: «Действительно ли Бог считает, что это и это является грехом?», «Действительно ли Бог говорит, что Иисус – единственный путь на небеса?». Далее следует полное отрицание сатаной Божьих слов: «Нет, вы не умрете». Мы видим, как сатана коварно использовал сначала едва уловимые, законнические добавления к сказанному Богом, а затем либеральным вычитанием с последующим полным отрицанием Божьих слов. Ева была введена в заблуждение, прислушалась к совету дьявола и посмотрела на плод запретного дерева. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, и ела» – она получила моментальное удовлетворение! Если вы вкусите этот плод, то вы станете подобны богам, – и все это вы можете получить прямо сейчас! Адаму и Еве был бы дарован плод от дерева жизни, если бы они повиновались Божьей заповеди во время периода испытания в саду. Но сатана в завуалированной форме говорит: нет, вы можете получить все это прямо сейчас, вы можете прямо сейчас стать подобными богам, вы можете получить славу моментально, не ожидая ни секунды! Звучит знакомо? Похоже на телевизионную рекламу, не правда ли? «Получи то, что ты желаешь, действуй прямо сейчас, и не плати заранее…»

 

Итак, мы видим, что в этой истории об искушении в пустыне присутствуют три вещи: обеспечение всем необходимым, восстание против Бога и Его повелений и осуждение. «Их глаза открылись, и они увидели, что оба наги».

 

В современном мире, возможно, как никогда ранее, остро чувствуется, что чем больше мы восстаем против Бога, тем более отдаляемся от Него в своем отчуждении.

Мы знаем, что наги, наши глаза открыты, но мы не становимся более мудрыми, только ощущаем еще больший стыд. Мы убегаем от Бога, прячемся, сшиваем фиговые листья в некое подобие одежды, собственными усилиями пытаясь прикрыть наш стыд и наготу. Как и Адам и Ева в свое время, мы убегаем от Бога, не пытаясь искать Его.

 

Мы пытаемся «искать Бога» так же, как преступник желает найти полицейского. Но, как говорит Павел, «никто не ищет Бога». Адам и Ева пытались покрыть свой стыд накидками из листьев, которые они сшили для себя. Мы делаем то же самое. Иногда даже церковь может стать нашим прикрытием. Мы приходим в церковь, сияя чистотой, в наших лучших воскресных костюмах, с широкой улыбкой на лице, но для многих из нас это является всего лишь попыткой скрыть свой стыд. Но в этой истории об искушении в пустыне присутствует кое-что еще. Здесь есть обетование. Если вы помните, Бог сказал Адаму и Еве: «сатана будет жалить его в пяту, но он сокрушит его голову». И затем Бог Сам покрывает их наготу и стыд шкурой животного, которое Он же принес в жертву, указывая таким образом на тело и кровь Христовы, отданные в жертву за преступление Адама и Евы в пустыне.

 

Вторая история, связанная с искушением в пустыне, описана в 77 псалме. В контексте этого псалма автор вспоминает о Божьем избавлении Израиля из Египетского рабства. Даже посреди пустыни Бог давал своему народу пищу – манну с небес и воду из скалы. Но и в этой истории присутствует момент, когда люди восстали против Бога:

«Забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им. Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною; и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня; рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки. Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога и сказали: "может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?" Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. "Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?" Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его. Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости. Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых: поверг их среди стана их, около жилищ их, - и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им. Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил. При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его. И погубил дни их в суете и лета их в смятении (Пс. 77:11–33).

Псалмопевец говорит, что они не помнили о Божьих деяниях. Они отказались верить в Божье избавление и доверяли только своим силам. Они отказались жить по Божьему Слову – ведь они пытались проверять Бога, выдвигая Ему свои собственные требования. Они требовали той пищи, которой им бы хотелось. Ничего с того времени не изменилось, не правда ли? Сегодня народ Божий ведет себя точно так же. Пока Бог посылает манну, мы счастливы, но как только что-то идет не так, мы начинаем возмущаться. Таким образом, мы начинаем цинично оценивать Божьи возможности относительно обеспечения нас тем, чем нам бы хотелось. «Собирается ли Бог накрыть стол с яствами в пустыне»? Затем наступает время суда в пустыне. В то время, когда пища еще была у них на устах, Бог поразил их смертью. Псалмопевец говорит, что Бог завершил их дни в тщете (подобно проклятию в Эдеме) и годы их в ужасе. И снова рай потерян. Царство Божье удаляется из физического мира, из среды людей обратно в небеса. Подобно тому, как Божьи первые люди утратили свое место покоя в Эдеме, народ Божий потерял свое место покоя в Израиле.

 

Но в этой истории об искушении в пустыне есть место и для спасения. Как Адаму и Еве Бог обещал спасение после их восстания, так и израильтянам в их плачевном состоянии Он дает обещание избавления:

«И отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое. Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен; священники его падали от меча, и вдовы его не плакали. Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек, и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля (Пс. 77:61–71).

 

Бог не позволил целому поколению войти в покой Свой. Тому поколению, бродящему по пустыне, которое требовало пищу согласно своим вкусам и не верило в Его избавление. Не имело значения то, что они были израильтянами. Бог уничтожил их и отделил от рая, как Он поступил с Адамом и Евой. И Бог поклялся во гневе своем, что они никогда не войдут в Его покой. Но остатку Израиля Бог посылает Давида как пастыря своих людей.

 

И, наконец, мы подходим к последнему искушению в пустыне, искушению Христа:

«Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране (Луки 4:1–14).

 

Вместо вкушения плодов, как в Едемском саду, или манны и мяса, как в пустыне, Иисус выбрал пост. Пища, которой желал Христос, – это Слово Божье. В этом искушении в пустыне сатана снова использует тактику предложения того, что приятно для глаз, что предоставляет возможность немедленного удовлетворения собственных похотей, открывает короткий путь к славе. Сатана говорит: «Смотри, если Ты только поклонишься мне и преклонишь колени предо мной, я дам Тебе, все царства земли какие только пожелаешь. Я могу сделать Тебя императором мира! Причем я дам Тебе все это незамедлительно! Ты не можешь быть уверен, что Бог вознаградит Тебя в конце Твоей жизни. Ты должен взять все в свои руки. Если Ты хочешь сделать все правильно, сделай все Сам. Дай мне возможность помочь Тебе стать счастливым в сей же час. Я могу дать Тебе это прямо сейчас…зачем ждать?»

 

Вместо того чтобы усомниться в Боге и испытывать Его, Иисус отвечает диаволу: «Ибо написано, не хлебом единым будет жить человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божьих». Вместо того чтобы начать извращать Писание, Он просто подчиняется ему. И снова сатана предлагает мгновенную божественность: «Я дам тебе все царства земные, и всю их славу и величие». Конечно, у Христа была Божественная природа, но была также и человеческая. И поэтому, вне сомнений, это было действительно искушение для нашего Господа. Но Иисус помнил, что Его миссией не было владычество над царствами этого мира, ибо Его Царство не от мира сего. Хотя Он суверенно правит миром посредством провидения, Его Царство не отождествляется с каким бы то ни было земным царством. Когда Он возвратится, все царства этого мира станут Царством нашего Бога и Христа, Сына Его. И тогда раем будет не только небесное царство, как сейчас, но и Новая Земля и Новое Небо. И потому Иисус отвечает, цитируя заповедь: «Поклоняйся только одному Богу». Этот второй Адам, второй Израиль, отказывается принять предложение мгновенного удовлетворения желаний, сделанное сатаной. Этому второму Адаму не нужны были никакие короткие пути к славе, ибо Он шел в направлении креста.

 

Но как же Христова победа над искушением помогает нам в наших собственных испытаниях? Послание к Евреям говорит следующее:

«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18).

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).

 

Вы только подумайте об этом. Иисус Христос действительно претерпел и победил искушения. Он был искушаем во всем. Он был искушаем сексуально, искушаем жадностью и властью. Он был искушаем теми же соблазнами, что и мы, но только Он при этом не сделал греха. Какова же будет наша реакция на это? Рассматриваем ли мы это как моральный пример, которому нужно следовать: «Если Христос это сделал, то можем ли и мы действовать также?» Нет, Иисус проявил повиновение Богу в момент искушения не для того, чтобы показать нам моральный пример. Он сделал это как наш Заместитель. Разве не видно, что Иисус ­­– истинный Израиль. Иисус – второй Адам. Он жил ради нас. Этот Адам успешно прошел испытание в пустыне и завоевал для нас право вкушать плоды от дерева жизни – Его собственной плоти. По вере во Христа все люди являются сонаследниками обетования наравне с Израилем – согласно написанному апостолом Павлом. Иисус – дерево Жизни в Божьем саду. Ведь Он сказал: «Я есмь Путь и Истина и жизнь». Иисус был хлебом жизни в пустыне, ибо Он сказал в 6 главе Евангелия от Иоанна: «Я есмь хлеб жизни. Ваши отцы ели манну в пустыне, и умерли. Но Я есмь хлеб нисходящий с небес, ядущий Меня не погибнет вовек, но будет жить вечно». Он был скалою, которая разверзлась и дала животворную влагу в пустыне для народа Божия. 1-е Коринфянам, 10 глава говорит: «Они ели ту же духовную пищу и пили то же духовное питие из скалы, следовавшей за ними, а скала был Христос». Он есть Покой Шабата и Земля Обетованная. Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И хоть нет еще земного рая, нет обещанной земли Ханаанской, пока Христос не возвратится в славе, но все же есть Вечный покой, в который мы можем войти. Однако войти в этот покой мы можем только по вере. Иисус – это Иисус Навин, ведущий нас в Землю Обетованную. Он – Царь из дома Давидова. Он жил ради нас и умер ради нас. Он был жертвой, праведность которой покрывает нашу наготу и стыд. Он – Агнец Божий, пророчески представленный в жертве, которую Бог принес для покрытия греха Адама и Евы, и в жертвоприношениях Израиля. Он был завершающей, окончательной жертвой за грех. Все, кто верует в Его искупительную смерть, провозглашаются очищенными от своего греха. Павел говорит, что Он был распят за наши грехи и воскрешен из мертвых для оправдания нашего. Мы сами не можем себя оправдать, Он сделал это своим воскресением. Здесь не наша заслуга – мы не покоряемся оправданию, мы не позволяем Ему владычествовать над нами, мы не живем победоносной христианской жизнью.

 

Иисус Христос дал всем христианам наивысшую форму совершенства и победы в Нем Самом, хотя мы страдаем, падаем и боремся с грехом разнообразными способами. И кроме того, Он молится за нас. Прямо сейчас, в этот самый момент, и в те моменты, когда мы сталкиваемся с искушениями, у нас есть Защитник – Ходатай, Адвокат, стоящий по правую руку от Бога в небесном Суде, ведущий наше дело и показывающий Свои раны, полученные от врага ради нас.

 

Павел говорит, что Евангелие – это камень преткновения для иудеев, ибо они ищут «чудес и знамений». Это звучит так, будто сказано нашим современником. Он говорил, что Евангелие – безумство для греков, ибо они ищут мудрости. Но мы – со Христом и во Христе, и потому не полагаем нашу надежду на то, что приятно для глаз, не надеемся на свою силу и праведность, но только на Божье непогрешимое, непреложное Слово, обещающее нам то, что сейчас нельзя увидеть. Мы полагаем свою надежду и имеем уверенность в том, что невозможно осязать. И сейчас, с достоинством пройдя искушения и страдания, мы делаем это не для того, чтобы завоевать награду спасения, но потому, что Кто-то уже завоевал ее для нас. Мы владеем этой наградой благодаря нашему союзу с Ним, через веру в Него. И когда мы рассматриваем успешно пройденное Христом испытание в пустыне, пусть тлеющие уголья нашей веры воспламенятся в яркое, теплое пламя. Пусть глаза наши смотрят не на спасение наше, счастье и радость, которые выстроены на пустом, мирском основании, а взирают на Христа, автора и совершителя веры нашей. Да будут выброшены прочь те грехи, которые тянут нас на дно погибели, когда мы свершаем наше путешествие по пустыне. Да будет нашим желанием питаться только от Христа – Божьего живого слова, дерева жизни, скалы воды живой, хлеба небесного, кровь которого – вино небес – омывает все наши неудачные попытки сопротивляться искушению в пустыне.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.