03.12.2008
Скачать в других форматах:

Мартин Лютер

Немецкая месса и чин богослужения

МАРТИН ЛЮТЕР

 

НЕМЕЦКАЯ МЕССА И ЧИН БОГОСЛУЖЕНИЯ

 

1526 г.

 

 

Перевод выполнен по изданию: «Deudsche Messe und ordnung Gottis diensts». D. Martin Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. 19. Band, S. 72-113. Weimar, Hermann Böhlaus Nachfolger, 1897.

 

Перевод с немецкого А. Зубцова

Редактор Д. Шкурлятьева

© Евангелическое Лютеранское Служение, перевод на русский язык, 2001.

 

 

От переводчика

 

Перевод выполнен по тексту «Немецкой мессы» 1526 г., опубликованному в «Веймарском издании» (далее: WA). Св. Писание цитируется главным образом по Синодальному переводу. Цитаты из других русских переводов Библии оговорены в примечаниях. Номера псалмов и псалмовых стихов также даются по Синодальному переводу. Отдельно оговариваются те случаи, когда перевод библейской цитаты дается по немецкому тексту.

 

Предисловие Мартина Лютера

 

Прежде всего, любезно прошу всех, читающих этот чин богослужения или желающих следовать ему: Бога ради, не превращайте его в непреложный закон, связывающий и отягощающий совесть, но пользуйтесь им в христианской свободе по своему предпочтению, там и тогда, где покажется уместным, и столько, сколько будет нужно. В этом деле мы не имеем намерения кому-либо что-то указывать или предписывать в качестве закона. Однако повсеместно видна настоятельная потребность в немецких мессах и богослужениях, а также происходит большое недовольство и возмущение от великого числа новых месс, потому что каждый делает свое. Некоторые делают это из лучших побуждений, иные же из неугомонности, не желая быть простыми учителями и стремясь прослыть среди людей светилами. Как, впрочем, всегда и случается с христианской свободой: мало кто пользуется ею во славу Бога и на благо ближнего, — всё больше себе в услаждение или корысти ради. Использование свободы — это, конечно, дело совести каждого, и нельзя это ограничивать или запрещать, но все же надлежит следить, чтобы свобода была и оставалась служанкой любви и ближнего.

Там же, где людей возмущает или сбивает с толку такой разнобой в обрядах, мы несомненно обязаны поступаться своей свободой и стараться, насколько возможно, духовно укреплять людей, а не раздражать их тем, что мы делаем или не делаем. Поскольку же этот внешний порядок не влияет на отношение Бога к нам[1], но может пойти на пользу ближнему — мы должны, любви ради, как учит св. Павел[2], стараться быть единомышленны. Насколько возможно, нам следует стараться соблюдать одни и те же обряды и церемонии, подобно тому как у всех христиан есть одно крещение и одно причастие, и никому не дается от Бога какое-то особое.

При этом я все же не требую, чтобы те, у кого готовы свои хорошие чинопоследования или кто по милости Божьей может создать лучшие, отложили их и подчинились нам. Я не хочу сказать, что вся Германия должна единообразно принять наш виттенбергский чин. Ведь и раньше никогда не бывало, чтобы обители, монастыри и приходы совпадали во всем. Но было бы хорошо, если бы в каждом отдельном владении богослужение совершалось одинаково и чин, по которому служат в одном городе, соблюдался бы в окрестных городках и деревнях. Что же касается других владений — держаться ли им того же чина или как-то дополнить его, — это следует оставить на свободное усмотрение и не считать наказуемым. Вообще же, мы составляем эти чины не для тех людей, которые уже христиане, ибо они им не нужны. Это не мы живем ради них, а они живут ради нас, еще не ставших христианами, чтобы сделать из нас христиан. Их богослужение — в духе. Сии же чины нужны тем, кто еще только должен стать христианином или нуждается в подкреплении, так же как крещение, Слово и таинство нужны христианину не как христианину — ибо всё это он уже имеет — но как грешнику. Прежде всего это делается ради простых людей и молодежи, которых следует ежедневно натаскивать в Св. Писании и Слове Божьем, дабы они были приучены к Писанию, были в нем искусны, сноровисты и сведущи, чтобы защищать свою веру и со временем научить других людей, умножая Царство Христово. Ради них и следует читать, петь, проповедовать, писать и сочинять. Если от этого будет польза, так пусть звонят все колокола, играют все органы и трезвонит все, что может издавать звук. Ведь папские службы тем и окаянны, что превращали все это в непреложные правила, «дела» и заслуги и тем самым выхолащивали веру. Пользовались этим не для того, чтобы наставлять молодежь и простой народ в Писании и Слове Божьем, но ухватились за все эти вещи, считая, что они сами по себе полезны и необходимы для спасения. Вот он где — дьявол-то. Ведь не для того древние устраивали все это и учреждали.

Богослужение же, или месса, существует в трех разновидностях. Первый вид — на латыни, который мы опубликовали ранее под названием Formula Missae. Я не хочу упразднять ее или менять, но как мы до сих пор ее проводили, так и дальше следует оставить ее нам для свободного употребления, где и когда будет угодно или нужно. Я никоим образом не хочу позволить латинскому языку совсем исчезнуть из богослужения, ибо моя главная забота — о молодежи. Если бы это было в моих силах и если бы греческий и еврейский языки были знакомы нам, как латынь, и было бы на этих языках столько же прекрасных мелодий и песен, сколько на латыни, мы бы от одного воскресенья к другому проводили мессу, пели и читали на всех четырех языках — на немецком, на латинском, на греческом, на еврейском. Я совершенно не согласен с теми, кто держится за один язык и пренебрегает всеми другими. Мне бы очень хотелось воспитать такую молодежь, таких людей, которые могли бы быть полезны Христу и в других странах и умели бы разговаривать с людьми, — чтобы у нас не было как у вальденсов в Богемии[3], у которых вера настолько зашорена в их собственном языке, что они не могут ни с кем понятно и ясно поговорить, не выучи тот сперва их язык[4]. С самого начала Святой Дух этого не делал. Он не стал ждать, пока весь мир придет в Иерусалим и выучит еврейский язык, а даровал для проповеднического служения многоразличные языки, чтобы апостолы смогли говорить, куда бы ни пошли. Этот пример мне больше по душе. Да и правильное это дело — учить молодых многим языкам. Ведь кто знает, какое применение Бог найдет им со временем? Для того и устроены школы.

Второй вид службы — это Немецкая месса и богослужение, о чем мы и ведем сейчас речь. Эту службу следует проводить ради простых мирян. Два этих чина следует использовать публично, в церквях, для всего народа, среди которого много тех, что еще не веруют и еще не христиане, но которые по большей части стоят разинув рот, ожидая увидеть что-нибудь новое, точь-в-точь как если бы мы проводили службу среди турок или язычников где-нибудь на площади или в поле. Это еще не сформировавшаяся и не утвердившаяся община, в которой христианами можно было бы управлять по Евангелию. Здесь и происходит публичное увещание к вере и христианству.

Третьей разновидностью служения должна стать подлинно евангельская служба, которую не следует проводить публично для всех и каждого. Те, кто всерьез желают быть христианами и исповедуют Евангелие словами и на деле, должны будут записываться и собираться отдельно в каком-нибудь доме, чтобы молиться, читать, крестить, приобщаться таинства и делать прочие христианские дела. Согласно этому чину, можно будет узнать, укорить, исправить, изгнать или отлучить по правилу Христа в Мф 18 тех, кто живет не по-христиански[5]. Здесь же можно будет обратиться к христианам за добровольной общей милостыней, которую бы раздавали бедным по примеру св. Павла, 2 Кор 9. Здесь не будет необходимости много и величаво петь. Для такого служения можно будет разработать краткий и изящный чин крещения и причащения, и сосредоточить все на Слове, молитве и любви. Здесь понадобится добротный, краткий катехизис[6] о Символе веры, Десяти заповедях и молитве «Отче наш».

Словом, если бы были люди, всерьез желающие быть христианами, то за чинами и правилами дело бы не стало. Но пока я не могу, да и не хочу устраивать или учреждать такую общину или собрание. Ибо у меня нет пока для этого людей, да и не очень вижу я, чтобы они к этому стремились. Но если я должен буду это сделать, если меня будут об этом настоятельно просить и я не смогу с чистой совестью отказаться, тогда я с радостью сделаю все, что от меня зависит, и чем смогу помогу. Пока же я остановлюсь на двух вышеупомянутых чинопоследованиях и, помимо проповедей, буду помогать публичному распространению этого богослужения среди народа для назидания молодежи и привлечения других людей к вере, — доколе христиане, серьезно относящиеся к Слову, сами не станут находить друг друга и собираться. А пока, чтобы не вышло из этого какого-нибудь раскола, я хочу выбросить это из головы. Ведь мы, немцы — народ неугомонный, грубый, буйный, с нами трудно что-либо сделать, если только суровая необходимость не заставит[7].

Итак, продолжим во имя Бога. Прежде всего, для немецкой службы нужен простой, ясный и немудрящий катехизис. «Катехизис» значит «наставление», во время которого язычников, желающих стать христианами, учат, во что они должны верить, что должны делать, чего не делать и что должны знать о христианстве. Поэтому ученики, принимавшиеся на такую учебу и выучившие Символ веры, до того как их крестят, назывались catechoumenos[8]. Состоит оно (наставление) из трех частей: Десяти заповедей, Символа веры и «Отче наш», как и было заведено у христиан с самого начала и сохраняется по сей день. Лучшего и более ясного наставления или катехизиса мне не придумать. В этих трех частях в ясной и краткой форме содержится все, что нужно знать христианину. Если нет особой общины, преподавать это следует с кафедры в назначенные часы или, если понадобится, ежедневно, а также повторять или читать вслух вечером и утром дома, для детей и слуг, чтобы воспитывать их христианами. И не так, чтобы только выучить наизусть и повторить лишь сами слова, как бывало раньше. Следует опрашивать их пункт за пунктом, что имеется в виду в каждой части и как они ее понимают. Если нельзя опросить по всему сразу, пусть сперва разберут один пункт, в другой день — следующий. Если родители и опекуны молодежи не похлопочут об этом, сами ли, или попросив кого-нибудь, то христианского обучения не будет вовсе, кроме как в особой общине, как уже говорилось выше.

Опрашивать же следует так:

 

Какой молитвой ты молишься?

Ответ:   Отче наш.

Что это значит, когда говоришь: Отче наш, сущий на небесах?

Ответ:   Что Бог — это не земной, а небесный Отец, Который желает облагодетельствовать и благословить нас на небесах.

Что значит: Да святится имя Твое?

Ответ:   Что мы должны чтить и оберегать Его имя, чтобы оно не хулилось.

Когда же оно хулится или оскорбляется?

Ответ:   Тогда, когда мы, люди, которые должны быть Его детьми, живем дурно, учим неправде и сами верим в нее.

 

И так далее — что значит «Царство Божие», как оно приходит, что значит «воля Божия», «хлеб насущный» и т. д.

Так же и о Символе веры:

 

Во что ты веруешь?

Ответ: Верую в Бога Отца Всемогущего... и т. д. до конца.

После этого — пункт за пунктом, насколько позволяет время, по одному пункту или по два. Например:

Что значит веровать в Бога Отца Всемогущего?

Ответ: Это значит, уповать на Него всем сердцем своим и уверенно ждать от Него всяческой милости, благосклонности, помощи и утешения сейчас и во веки веков.

Что значит веровать в Иисуса Христа, Сына Его?

Ответ: Это значит верить сердцем, что мы навеки погибли бы, если бы Христос не умер за нас и т. д.

 

Так же о Десяти заповедях следует спросить: Что означает первая, вторая, третья и остальные заповеди? Эти вопросы можно взять из нашей «Книжечки молитв»[9], в которой кратко объяснены эти три части, или составить другие, пока человек не примет к сердцу всю сумму христианской истины в двух частях или двух «мешочках» — веры и любви. В мешочке веры может быть два кошелечка. В один кошелечек мы кладем ту часть, где мы веруем, что грехом Адама все мы испорчены, грешны и прокляты, Рим 5, Пс 50[10]. В другой кошелечек кладем ту часть, что Иисусом Христом все мы искуплены от этой порчи, греха и осуждения, Рим 5, Ин 3[11]. В мешочке любви тоже может быть два кошелечка. В один клади ту часть, что мы должны служить и делать добро каждому человеку, как и Христос сделал для нас, Рим 13. В другой — клади то, что мы должны без ропота[12] сносить и терпеть всякое зло.

Когда ребенок начнет понимать это, пусть его приучат запоминать стихи из Писания, услышанные в проповеди, и потом рассказывать их наизусть родителям за обеденным столом, подобно тому как раньше это надо было говорить наизусть по-латински. А потом «раскладывать» эти стихи по «мешочкам» и «кошелечкам», как кладут в мошну пфенниги, гроши или гульдены[13]. Например, мешочек веры пусть будет для гульденов, и в первый кошелечек путь отправится вот этот стих, Рим 5: «...как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть...»[14]. И вот этот, Пс 50: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя»[15]. Это два рейнских гульдена для одного кошелечка. В другой кошелечек кладутся венгерские гульдены, например, вот этот стих, Рим 5: «Иисус Христос... предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего»[16]. И еще Ин 3: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»[17]. Это будут два добрых венгерских гульдена для второго кошелечка.

Мешочек любви пусть будет для серебра. В первый кошелечек кладутся стихи о добродетельности, например, Гал 4: «Любовью служите друг другу»[18]; Мф 25: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»[19]. Это будут два серебряных гроша для одного кошелечка. В другой кошелечек отправится вот этот стих, Мф 5: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать... за Меня»[20]; Евр 12: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает»[21]. Это два шрекенбергера[22] для второго кошелечка.

И пусть никто не считает себя слишком умным и не смотрит свысока на такую детскую игру. Христос, чтобы научить людей, Сам стал человеком. Если мы хотим научить детей, то сами должны стать для них как дети. И дай Бог, чтобы в эту детскую игру почаще играли. Тогда в скором времени у нас появился бы целый сонм христиан, души которых так обогатились бы Писанием и познанием Бога, что они уже сами стали бы добавлять «кошелечки», подобно loci communes[23], и уместили бы в них все Писание. Иначе, люди будут ходить на проповедь каждый день и уходить такими же, как пришли. Они ведь думают, что надо только послушать, пока они там — им и в голову не приходит чему-нибудь научиться и что-то запомнить. Многие слушают проповеди по три-четыре года, так ничего и не запомнив, чтобы ответить хоть на один вопрос о вере — с этим я сталкиваюсь ежедневно. В книгах-то довольно всего написано. Только не все до сердец дошло.

 

О богослужении

 

Поскольку самой важной частью богослужения является проповедь и учение Слова Божия, для проповедей и чтений из Писания мы завели следующий порядок. На святой день (в воскресенье) мы оставляем обычные Послания и Евангелия и читаем три проповеди. В пять или шесть часов утра на утрене поются несколько псалмов. Затем следует проповедь на Послание данного дня, главным образом ради слуг, чтобы они тоже духовно окормлялись и слышали Слово Божье, т. к. на других проповедях они присутствовать не могут. После этого — один за другим какой-нибудь антифон и Te Deum Laudamus или Песнь Захарии с «Отче наш», коллектами[24] и Benedicamus Domino[25]. На мессе, в восемь или девять часов, проповедь посвящается Евангелию, согласно годовому кругу чтения. На вечерне во второй половине дня в проповеди перед Magnificat[26] разбирается Ветхий завет по главам. Для Посланий и Евангелий мы сохранили привычный годовой круг чтений, т. к. не усматриваем в этом обычае ничего предосудительного. Да и в Виттенберге сейчас много кому следует научиться проповедовать для тех мест, где такой круг чтений по-прежнему сохраняется и, возможно, останется дальше. Поскольку мы тем самым можем оказаться полезными в таких местах и послужить без ущерба для самих себя[27], мы оставляем это как есть, однако не осуждаем и тех, кто захочет разбирать книги евангелистов целиком. Таким образом, на наш взгляд, у мирянина в достатке будет что послушать в проповеди и чему поучиться. А кому нужно больше, тот найдет довольно и в другие дни.

А именно — утром по понедельникам и вторникам чтение на немецком о Десяти заповедях, о Символе веры и «Отче наш», о крещении и причащении, чтобы в эти два дня речь шла о катехизисе и укреплялось его верное понимание. В среду утром снова немецкое чтение — из евангелиста Матфея. Таким образом, этот день полностью посвящается ему, ибо этот евангелист великолепно подходит для наставления общины, рассказывает о прекрасной Нагорной проповеди Христа и побуждает к любви и добрым делам. У евангелиста Иоанна, который могущественно учит вере, тоже есть свой день — в субботу, на вечерне во второй половине дня, так что у двух евангелистов есть свои дни, в которые их читают. Утром в четверг и пятницу читаются апостольские послания на будние дни и прочие места из Нового Завета. Таким образом, чтений и проповедей определено достаточно, чтобы Слово Божье было у нас в ходу, не говоря уже об университетских лекциях для ученого люда.

А вот как мы приучаем к Библии школьников и прочих детей. Каждый день недели они читают нараспев несколько псалмов на латыни перед чтением[28], как и прежде было принято на утрене. Ибо, как уже было сказано, мы хотим, чтобы молодежь хорошо помнила латынь и упражнялась в ней по Библии. После псалмов два или три мальчика (в зависимости от объема текста) читают по очереди какую-нибудь главу из Нового Завета по-латински. Затем еще один мальчик читает ту же главу по-немецки, чтобы хорошо ознакомить их с ней, а также ради мирян, которые могут там находиться и слушать. После этого, пропев антифон, переходят к вышеупомянутому немецкому чтению. После чтения вся община поет какой-нибудь немецкий гимн, после чего молча творит молитву «Отче наш». Затем настоятель или капеллан читает коллекту и завершает как обычно возгласом Benedicamus Domino.

Также на вечерне поют несколько вечерних псалмов, как и пели и прежде, тоже по-латински с антифоном, после чего следует какой-нибудь гимн, если есть. Затем опять два или три мальчика по очереди читают главу из Ветхого Завета по-латински, или половину главы, в зависимости от объема. Еще один мальчик читает ту же главу по-немецки. После этого следует Magnificat по-латински с антифоном или гимном. Потом молча совершается молитва «Отче наш», и далее читаются коллекты с Benedicamus. Такова ежедневная служба в течение недели в городах, где есть школы.

 

По воскресеньям для мирян

 

Здесь мы сохраняем литургические облачения, алтарь и свечи, пока они не израсходуются или пока нам не будет угодно внести изменения. Однако мы не возражаем, если кому-то хочется делать иначе. Впрочем, на правильной мессе у настоящих христиан алтарь должен располагаться не так, как сейчас, и священник должен быть обращен лицом к народу, как несомненно поступил Христос на вечере. Но всему свое время.

Итак, в начале мы поем какой-нибудь духовный гимн или же псалом на немецком in primo tono[29] следующим образом:

 

[ноты]

 

[1] Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.

[2] Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.

[3] Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

[4] Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

[5] Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.

[6] Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.

[7] Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

[8] Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

[9] Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.

[10] Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

[11] Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

[12] Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

[13] Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

[14] Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

[15] Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.

[16] Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

[17] Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.

[18] Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

[19] Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

[20] Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

[21] Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.

[22] Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет[30].

 

Затем Kyrie eleison в том же тоне, три раза, а не девять, следующим образом:

 

[ноты] Kyrie eleison. Christe eleison. Kyrie eleison.

 

После этого священник монотонно, на ноте F-fa-ut[31], читает коллекту:

 

Всемогущий Боже, Защитник всех, уповающих на Тебя, без благодати Которого никто не может делать ничего и ничто пред Тобою не будет иметь цены! Одари нас богатством милосердия Твоего, дабы мы по святому внушению Твоему мыслили праведное и силою Твоею исполняли оное, ради Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.[32]

 

После этого следует Послание in octavo tono[33]. И пусть читает на той же высоте, что и в коллекте[34]. Правила для Послания таковы:

 

Periodus est finis sententiae.

Colon est membrum periodi.

Coma est incisio vel membrum Coli[35].

Таковы правила этого чтения.

 

[ноты]

 

 

 

 

Exemplum[36]

 

[ноты] Так пишет святой апостол Павел Коринфянам. Возлюбленные братья, итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога[37].

 

Послание он должен читать лицом к народу, а коллекту — лицом к алтарю.

После Послания — вместе со всем хором исполняется какой-нибудь немецкий гимн: «Nu bitten wyr den heyligen geyst»[38] или любой другой.

После этого он читает Евангелие in quinto tono[39], также повернувшись лицом к народу.

 

Правила этого чтения:

 

[ноты]

 

[слова Евангелиста]

 

[ноты]

 

Слова действующих лиц, кроме Христа:

 

[ноты]

 

Слова Христа:

 

[ноты]

 

 

Пример Евангелия на четвертое воскресенье Адвента

 

[ноты] Так пишет святой Иоанн в своем Евангелии. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн[40].

 

После Евангелия вся церковь поет Символ веры по-немецки: «Wir gleuben all an eynen Gott»[41].

После этого следует проповедь по воскресному или праздничному Евангелию. И думается мне, что, если бы имелся сборник проповедей на весь год[42], лучше всего было бы завести такой порядок — читать для народа проповедь на данный день из книги, полностью или частично. Это не только ради тех проповедников, которые не сумеют ничего лучшего, но и для того, чтобы предотвратить появление «энтузиастов» и сект. Как видно из порядка чтения гомилий на утрене, там делалось примерно то же самое[43]. Иначе, если через проповедников не будет сообщаться духовное понимание и говорить будет не Сам Дух (чему я не желаю ставить ограничений; Дух учит проповедовать лучше всех сборников и гомилий), то в конце концов каждый станет проповедовать что захочет, и вместо Евангелия и его толкования у нас в проповедях будут опять «лить воду»[44].

Это одна из причин, почему мы продолжаем пользоваться проповедями по Евангелиям и Посланиям из сборников, — мало одаренных проповедников, которые умели бы мощно и с пользой истолковать целиком одного из евангелистов или какую-нибудь другую книгу Библии.

После проповеди — нижеследующий или более толковый публичный парафраз молитвы «Отче наш» и увещание для желающих подойти к таинству.

Любезные друзья Христовы! Поскольку мы собрались здесь во имя Господа принять Его Святой Завет, призываю вас прежде всего вознести сердца ваши к Богу, чтобы помолиться вместе со мною Молитвой Господней, как научил нас Христос Господь наш, Который милостиво обещал нас услышать.

Да воззрит милостиво Отец наш Небесный на нас, бедствующих детей Своих, и дарует нам милость, чтобы святилось имя Его святое у нас и во всем мире через чистое и верное учение Слова Его и горячую любовь в нашей жизни; да отвратит Он от нас по милости Своей всякое лжеучение и дурную жизнь, которыми хулится и сквернится драгоценное имя Его.

Да придет и расширится Царство Его, и все грешники и те, кто ослеплен и уловлен дьяволом в царстве его, да познают правую веру в Иисуса Христа, Сына Божия, и да умножится число христиан.

Да укрепимся мы Духом Его, чтобы исполнять и принимать[45] Его волю и в жизни, и в смерти, в благополучии и в злоключениях, а свою волю всегда сокрушать, приносить в жертву и умерщвлять.

Да подаст Он нам и хлеб наш насущный, да сохранит от скупости и угождения чреву, и да поможет верить, что Он даст нам всякого добра в достатке.

Да простит нам и долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, чтобы душа наша была спокойна перед Ним и не терзалась, и чтобы никакой грех никогда не вселял в нас страх и ужас.

Да не введет нас в искушение, но поможет Духом Своим обуздать плоть, презреть мир с его суетой и победить дьявола и все козни его.

И наконец, да избавит от всякого зла, телесного и духовного, ныне и во веки веков.

Все, искренне желающие этого, скажут от всего сердца: «Аминь», без всякого сомнения веруя, что молитва благосклонно услышана на небесах, как и обещал Христос: «Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам»[46]. Аминь.

Во-вторых, увещеваю вас во Христе, чтобы вы правой верой различали[47] Завет Христов и прежде всего приняли к сердцу то слово, в котором Христос передает нам Свои Тело и Кровь во оставление грехов наших;

чтобы помнили и благодарили за Его безграничную любовь, которую Он доказал нам, искупив нас Своею Кровью от гнева Божия, греха, смерти и ада;

и чтобы вы, утверждаясь на том, приняли устами своими[48] хлеб и вино, то есть Тело и Кровь Его как гарантию и залог сего. Так, во имя Его и по заповеди, которую Он дал через Свое слово, будем принимать и употреблять сей Завет.

 

Читать ли этот парафраз и увещание с кафедры сразу же после проповеди, или же от алтаря — оставляю на усмотрение каждого. Видимо, древние делали это с кафедры, почему и сейчас еще с кафедры читают общие молитвы или повторяют «Отче наш». Но увещание это стало публичной исповедью. Благодаря этому народ будет знать «Отче наш» с кратким объяснением, и о Господе будут вспоминать, как Он и велел на вечере.

Хотелось бы все же попросить, чтобы текст этого парафраза или увещания всегда был одинаков и четко сформулирован, ради простого народа. Нельзя чтобы сегодня один излагал так, а назавтра кто-нибудь другой формулировал как-то иначе, не то каждый станет изощряться в своем красноречии и запутывать народ, так что тот ничему не научится и ничего не запомнит. Учить и вести народ — вот что нужно. Поэтому здесь надо поступиться своей свободой и парафраз этот или увещание формулировать единообразно, особенно в одной церкви или общине, если только она сама в [христианской] свободе не пожелает пользоваться какой-нибудь другой формулировкой.

После этого — евхаристическая служба и освящение святых даров следующим образом.

 

Exemplum

 

[ноты] Господь наш Иисус Христос в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, возблагодарил, преломил, подал Своим ученикам и сказал: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери и сказал: Примите и пейте из нее все; сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас изливается во оставление грехов. Творите сие, когда только будете пить в Мое воспоминание.

 

Порядку проведения вечери соответствует, на мой взгляд, раздача таинства сразу после освящения хлеба, до того как благословляется чаша. Ведь и Лука, и Павел говорят: «также и чашу после вечери» и т. д.[49] Тем временем можно петь немецкий Sanctus, или гимн «Gott sey globet»[50], или же гимн Яна Гуса «Jhesus Christus unser heyland»[51]. После этого можно благословить и дать чашу, пока допеваются эти гимны или немецкий Agnus Dei[52]. Подходят пусть чинно и благопристойно, не вместе мужчины и женщины, но женщины после мужчин, почему и стоять они должны отдельно в разных местах. Что же до того, как устраивать частную исповедь, об этом я написал достаточно в других местах, и найти мое мнение можно в «Книжечке молитв».

Мы не хотим отменять возношение[53], но сохраняем его, т. к. оно хорошо сочетается с немецким Sanctus и означает, что Христос повелел нам вспоминать о Нем[54]. Подобно тому, как таинство возносится физически, хотя Тело и Кровь Христа в нем не видны, так и Он вспоминается и превозносится словом проповеди, исповедуется и благоговейно чтится принятием таинства. Всё это постигается верой, и не видно очами, как Христос отдал за нас Свои Тело и Кровь и как сейчас еще ежедневно ради нас являет и жертвует их, чтобы обрести для нас милость.

 

Немецкий Sanctus

 

[ноты] Исаие пророку дано было узреть в духе Господа, сидящего на высоком престоле в ярком сиянии, край Его одежды заполнял весь храм. Рядом с Ним стояли два серафима. Он видел на каждом по шесть крыльев, двумя закрывали они свои лица, двумя закрывали свои ноги, а двумя другими летали. И взывали громким восклицанием: Свят Господь Саваоф. Свят Господь Саваоф. Свят Господь Саваоф. Вся земля полна славы Его. От восклицания колебались пороги и балки, и дом наполнился дымом и мглою[55].

 

После этого следует коллекта с благословением.

Благодарим Тебя, Всемогущий Боже, что укрепил нас спасительным даром Твоим, и молим Тебя ради милости Твоей: да утвердится им наша вера в Тебя и искренняя любовь среди всех нас, ради Иисуса Христа Господа нашего. Аминь.

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя.

Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим.

Да обратит Господь лицо Свое к тебе и подаст тебе мир.

 

 

Exercitatio или упражнение для распева

 

Чтобы хорошо приноровиться к распеву и научиться интонировать, даю еще один пример. Можно выбрать и какой-нибудь другой.

 

Послание

 

[ноты] Так пишет св. Павел, святой апостол Иисуса Христа, Коринфянам. Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

 

 

 

Евангелие

 

Услышьте святое Евангелие. Так говорит Иисус Христос Своим ученикам: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы[56].

 

Это все, что касается ежедневного богослужения и наставления в Слове Божьем к воспитанию молодежи и назиданию простых людей. Кому вечно не терпится увидеть что-нибудь новое, тому все это быстро надоест и приестся, как в свое время и латинское богослужение. В церквях пели и читали каждый день, и все равно церкви стояли безлюдными и пустыми. Они уже и к немецкой службе так же относятся. Поэтому лучше всего службу устраивать для молодежи и для простых людей, что могут прийти. Другим же не поможет ни закон, ни порядок, ни увещания, ни принуждения. Не лежит у них к чему-то душа в Божьем служении — пусть не делают, если не хотят делать добровольно и охотно. Богу не угодно служение под принуждением. Такие службы тщетны и бесполезны.

По праздникам же, таким как Рождество, Пасха, Пятидесятница, Михайлов день, Сретение и им подобным, следует, как и раньше, употреблять латинский язык, пока не будет достаточно немецких гимнов. Ведь эта работа только начинается. Еще не все готово, что нужно, а лишь то, что поможет прийти к какому-то единому пути, чтобы осмыслить нынешнее обилие чинопоследований и как-то умерить его.

Великий пост, Вербное воскресенье и Страстную неделю мы оставляем, не для того чтобы заставлять кого-то поститься, но чтобы сохранялась история страстей Господних и чтения из Евангелия, определенные на это время. Только обойдемся без великопостного покрывала[57], бросания пальмовых ветвей[58], закутывания картин и прочего паясничанья — а также без распева четырех страстей и без проповеди о страстях, длящейся восемь часов. Страстная неделя должна быть такой же, как любая другая неделя, только пусть проповедуют всю неделю о страстях Господних по часу каждый день или столько дней, сколько захотят, и причащают всех желающих. Ибо у христиан на богослужении все должно делаться ради Слова и таинства.

Вообще же, этим или любым другим чином следует пользоваться так, чтобы, как только из него получится злоупотребление, его можно было сразу отменить и составить другой, как царь Езекия сломал и упразднил медного змея, хотя его повелел сделать Сам Бог, потому что дети Израилевы стали им злоупотреблять[59]. Чинопоследования должны служить умножению веры и любви и не причинять ущерб вере. Как только они перестают это делать, они мертвы, пусты и не имеют никакой ценности, как подделка доброй монеты, которую по причине злоупотребления аннулируют и обменивают. Или как новые башмаки — когда они износятся и станут натирать ногу, их перестают носить, выбрасывают и покупают новые. Чинопоследование — это вещь внешняя. Какой бы хорошей она ни была, ею всегда могут злоупотребить. И тогда это уже будет не чин, а бесчинство. Поэтому достойность чина заключена не в нем самом, как раньше думали о папских чинопоследованиях. Жизнеспособность, ценность, сила и достоинство всякого чина заключается в его правильном употреблении. Иначе он ничего не стоит и ни на что не годен. Дух и благодать Божья да будут со всеми нами. Аминь.


[1] Буквально: «Weyl denn an diser eusserlichen ordnung nichts gelegen ist unsers gewissens halben fur Gott...» — «Поскольку этот внешний порядок не имеет никакого значения в том, что касается нашей совести перед Богом...». (Прим. русск. перев.)

[2] Рим 15:5-6; 1 Кор 1:10; Флп 2:2.

[3] Лютер имеет в виду «богемских братьев» — религиозное движение, вышедшее из недр гуситства. Первые епископы «богемских братьев» были поставлены вальденсами, отчего и сами они получили от своих врагов прозвище «вальденсы».

[4] Этот упрек в том, что вальденсы считают достаточным изучение Библии по переводу на родной язык, Лютер высказывал еще раньше, Erl. 28, 419 сл.

[5] Мф 18:15-17.

[6] Как явствует ниже, под словом «катехизис» в данном контексте имеется в виду не книга, а «катехизация», катехизическое наставление.

[7] О третьем виде богослужения ср. WA 12, стр. 485 сл.

[8] Греч.: катехумены, или «оглашенные», т. е. прошедшие огласительные беседы. Греч. «katechesis» часто переводится на русск. яз. немного устаревшим словом «оглашение». (Прим. русск. перев.)

[9] В лютеровской «Betbuchlin» («Книжечке молитв») 1522 г. содержалось «Краткое объяснение Десяти заповедей, Символа веры и Молитвы Господней», которое он впервые опубликовал в 1520 г. См. WA 10II, стр. 376-501.

[10] Рим 5:12, Пс 50:7.

[11] Рим 5:15-21, Ин 3:16-18.

[12] gerne — охотно

[13] Пфенниг, грош и гульден — монеты, имевшие хождение во времена Лютера и чеканившиеся из меди, серебра и золота соответственно. Венгерский гульден был дороже рейнского гульдена.

[14] Рим 5:12.

[15] Пс 50:7.

[16] Рим 4:25.

[17] Ин 1:29.

[18] Гал 5:13.

[19] Мф 25:40.

[20] Мф 5:11.

[21] Евр 12:6.

[22] В 1492 г. началась добыча серебра в Шрекенберге в Рудных горах Саксонии. Отсюда название «шрекенбергер», разновидность серебряной монеты.

[23] Термином «loci communes» (дословно: «общие места») обозначались основные принципы или истины той или иной сферы знаний. К богословию термин впервые был применен Меланхтоном, который выбрал его в качестве названия своего догматического учебника, изданного в 1521 г. Лютер был высокого мнения об этой книге.

[24] В виттенбергском «Enchiridion geistlicher gesenge» («Руководстве по духовным песнопениям»), в части «Немецкая утреня» предлагаются Псалмы 1-3, «Te deum laudamus в переводе на немецкий» [с нотами], затем «следует хвалебная песнь Захарии Лк 1» [первый стих с нотами] и наконец две коллекты.

[25] Лат: «благословим Господа». Одна из форм отпуста в католической мессе.

[26] В упомянутом «Enchiridion», в части «Немецкая вечерня» предлагаются Псалмы 110-114, «Magnificat, хвалебная песнь Марии Лк 1» и одна коллекта. Помимо этого, дается «повечерие на немецком» (Die deudsche Complet): Пс 4:25 и 91, «Nunc dimittis, песнь Симеона Лк 2» и одна коллекта.

[27] «...on unser nachteyl». Видимо, имеется в виду ущерб для души, т. е. этот внешний обычай не противоречит Библии, и не придется идти против своей совести. (Прим. русск. перев.)

[28] Как явствует далее, имеется в виду чтение из катехизиса, Евангелий и Посланий, о котором говорилось в предыдущем абзаце. Иными словами, описанные здесь молитвы школьников происходят в церкви и являются частью ежедневной публичной утренней и вечерней службы.

[29] В первом тоне. (лат.)

[30] Пс 33.

[31] В средневековой системе сольмизации нота F-fa-ut соответствовала современной ноте «фа» малой октавы, которая в басовом ключе пишется на второй сверху линейке.

[32] Эта коллекта приводится в сборников гимнов как вторая коллекта после Te Deum. Она является соединением коллект на третье воскресенье после Пятидесятницы и 5-е воскресенье по Пасхе, согласно Римскому обряду.

[33] В восьмом тоне. (лат.)

[34] Т. е. F-fa-ut. (Прим. ред.)

[35] Формула «Periodus» используется в конце фразы. / Формула «Colon» завершает часть фразы. / Формула «Coma» завершает звено фразы (промежуточная цезура). (Прим. ред.)

[36] Пример (лат.)

[37] 1 Кор 4:1-5.

[38] «Помолимся Духу Святому» (нем.)

[39] В пятом тоне (лат.)

[40] Ин 1:19-28

[41] Все мы верим в единого Бога (нем.)

[42] В 1522 г. была опубликована только половина лютеровского «Сборника церковных проповедей» («Kirchenpostille») с проповедями по евангелиям церковного года. Вторая половина вышла в свет в 1527 г. Полный цикл см. в WA 10, 1-2.

[43] В бревиарии («литургии часов») Римско-католической церкви предписывалось читать на утрене отрывки из проповедей (гомилий, «слов») отцов Церкви.

[44] von blaw endten gepredigt wird — проповедовать о голубых утках

[45] leyden — терпеть, выносить.

[46] Мк 11:24.

[47] «Ибо едящий и пьющий ест и пьет осуждение себе, если не различает Тела». 1 Кор 11:29 по «кассианову» переводу. (Прим. русск. перев.)

[48] Дословно: eusserlich — внешне.

[49] Лк 22:20; 1 Кор 11:25. У Лютера: nach dem sie gessen hatten — после того, как поели.

[50] «Да будет хвален Бог» (нем.). Появилась в печати в 1524 г.

[51] «Иисус Христос Спаситель наш» (нем.). В 1524 г. появился в печати гимн Лютера «Jesus Christus, unser Heiland, der von uns den Gottes Zorn wand» — переработка гимна Я. Гуса «Iesus Christus, nostra salus».

[52] «Christe, du Lamm Gottes»

[53] Возношение гостии и чаши во время освящения св. даров.

[54] Возношение св. даров было отменено в Виттенберге в 1542 г.

[55] По тексту Ис 6:1-4

[56] Мф 6:23-34

[57] Покрывало, которым в католических церквях закутывали алтарную картину во время Адвента и Великого поста.

[58] Бросание ветвей вслед осла, который вез на себе фигуру Христа.

[59] 4 Цар 18:4.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Руслан Цесслинн (Цесслер)
05.07.2011 | 10:45
ЦИТАТА:
"Поэтому достойность чина заключена не в нем самом, как раньше думали о папских чинопоследованиях. Жизнеспособность, ценность, сила и достоинство всякого чина заключается в его правильном употреблении. Иначе он ничего не стоит и ни на что не годен."
Очень правильное определение, касающееся и современного так называемого "духовенства", от которого только и осталось одно название. А духа нет. Святости нет. И страха Божия нет.
Поэтому официальная церковь мертва - нет в ней жизни Божией.
И сама она - часть государственной политики, часть мирской системы. Хотя их руководители этого признать не хотят.