11.07.2007
Скачать в других форматах:

Фома Кемпийский

О подражании Христу

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

О таинстве Тела Христова

Благоговейное увещание ко святому приобщению Тела Христова.

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас, говорит Господь (Мф.11:28).

Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Мол, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:51). Примите, едите: это есть Тело Мое, за вас ломимое; это творите в Мое воспоминание (1Кор.11:24).

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем (Ин.6:56). Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь (Ин.6:б3).

 

 

Глава 1. С каким благоговением должно принимать Христа.

Это слова Твои, Христос, Истина вечная; - хотя не в одно время сказаны и писаны не в одном месте. Твои они, и для того должен я принимать их благодарным и верным сердцем: Твои, и Ты Сам изрек их. Но и мои они тоже, ибо объявил Ты их ради моего спасения. С радостью принимаю их из уст Твоих, да укоренятся в сердце у меня глубоко. Возбуждают меня слова благости великой, сладости и любви исполненные; но устрашают меня свои беззакония, и от принятия таких таинств отражает меня нечистая совесть. Привлекает меня сладость слов Твоих, но множество грехов моих бременем на мне отяготело.

Повелеваешь Ты, чтобы с уверенностью приступил я к Тебе, если хочу часть иметь с Тобою; велишь принять пищу бессмертия, если желаю приобрести вечную жизнь и славу. Придите, говоришь, ко Мне, все труждающиися и обремененные, и Я упокою вас (Мф.11:28). О, как сладко и дружественно слово это слуху человека грешника, что Ты, Господи Боже мой, нищего и бедного призываешь к приобщению святейшего Твоего Тела! И кто я, Господи, чтобы посмел приступить к Тебе? Вот, небо и небо небес не вмещают Тебя, а Ты говоришь: придите ко Мне все.

За что такая благость в снисхождении Твое, и за что такое дружественное приглашение? Как посмею я прийти к Тебе, ничего доброго за собою не зная? Откуда мне доброе мнение иметь о себе? Так часто оскорблял я кротчайшее лице Твое - и как введу Тебя в дом свой? Ангелы и архангелы Тебе поклоняются, святые и праведные пред Тобою в страхе, а Ты говоришь: придите ко Мне все. Если бы не Твое было слово, Господи, кто бы поверил? И если бы не было повеления Твоего, кто бы покусился приступить?

Вот, муж праведный Ной сто лет потрудился в строении ковчега и спасся с малым числом. А мне как возможно в единый час устроить себя, как с благоговением Создателя вселенной? Моисей, великий в рабах Твоих и друг Тебе избранный, сотворил ковчег из нетленных древ и чистым златом одел его - положить в нем скрижали завета: а я, тленное создание, дерзну ли Тебя, Творца закона и жизни Подателя, принять так свободно? Соломон, мудреший в царях Израилевых, семь лет строил великолепный храм во славу имени Твоего, и восемь дней праздновал его освящение, принес тысячу жертв мирных и торжественно поставил ковчег завета на уготованном месте, в трубном звуке и в празднестве великом, а я несчастный и бедный более всех человек, как введу Тебя в дом свой, когда и на неполный час едва умею соблюсти себя в благоговении? И если бы еще хоть однажды случилось мне и менее получасу прожить достойно!

Как они потрудились, Боже мой, творить Тебе угодное, а что я делаю увы! Как мелко и ничтожно! Как сокращаю время приготовления, когда готовлюсь к приобщению! Редко могу собрать мысль свою во едино, еще реже - очистить себя от всякого рассеяния. Но в спасительном присутствии Твоего Божества поистине должно бы исчезнуть всякое непристойное помышление, и места не должно быть ни единой твари; ибо не ангела, но Господа ангелов готовлюсь принять под кров свой.

И великое еще расстояние между ковчегом завета Господня с его святынею, и пречистым Твоим Телом с неизреченными его силами, между законными жертвами прообразами будущего, и истинною жертвою Тела Твоего, исполняющею все древние жертвы.

Отчего же у меня так слабо душа разгорается перед славным Твоим посещением? Для чего так мало во мне попечения приготовить себя к восприятию Твоей святыни, когда те древние патриархи святые и цари и князи со всем народом являли такую ревность благоговения в божественном служении?

Благочестивейший царь Давид от всего своего сердца скакал, играя перед ковчегом Божиим, воспоминая милости древние к отцам: устроил он органы, сложил псалмы и учредил радостное пение; и сам часто бряцал на гуслях, вдохновен благодатью Духа Святого; учил народ Израильский славить Бога всем сердцем, и едиными устами каждый день благословлять и исповедовать. Если в то время столько совершалось благоговения, такое было исповедание хвалы божественной пред ковчегом завета, - какое же теперь мне и всему роду христианскому надо иметь умиление и благоговение в присутствии таинства, в восприятии святейшего Тела Христова?

Многие путешествуют по разным местам на поклонение мощам святых и дивятся слушая их деяния, взирают на обширные церковные здания и лобызают священные останки покровенные златом и парчою. Но здесь, на жертвеннике, Ты предстоишь, Боже мой, Святый святых, людей Творец и Господь ангелов. Посмотреть на святые места часто влечет любопытство человеческое, видеть новое, чего не видали, и мало выносят себе оттуда плода на исправление, особенно когда странствуют туда и сюда легкомысленно, без истинного сердечного сокрушения. Здесь же в жертвенном таинстве присутствуешь Ты всецело, Боже мой и Человек Христос Иисус: и кто Тебя достойно и благочестиво принимает, с Тобою принимает обильный плод вечного спасения. Но к сему не легкомыслие привлекает, и не любопытство и не чувственное желание, но вера крепкая, благоговейная надежда и искренняя любовь.

О, Боже, невидимый Создатель мира, как дивно Ты действуешь с нами, как ласково и тихо все устраиваешь для избранных Твоих, кому Себя Самого предлагаешь к восприятию в таинстве! В том и превосходит оно всякий разум, тем особенно и привлекает благоговейные сердца и воспламеняет любовью душу. Ибо и те, кто воистину верные Твои, у кого вся жизнь устроена ко исправлению, и те часто принимают от святейшего таинства великую благодать благоговения и великую силу любви.

О, предивная и сокровенная благодать таинства! Знают тебя только верные Христовы, а неверные и служители греху изведать не могут! В сем таинстве изливается духовная благодать, и восстановляется в душе утраченная сила, и красота, грехом искаженная, возвращается. И такова иногда бывает благодать, что от полноты глубокого благоговения не только дух, но и бренное тело чувствует умножение сил по естеству своему.

Но болеть нам следует и много печалиться о своей холодности и о равнодушии своем, что так мало горячности в нашем желании к восприятию Христа, ибо в Нем Едином вся надежда и вся заслуга хотящим спастись. Он освящение наше и искупление; Он - утешение странствующим, и святым вечное наслаждение. И о том еще много надо скорбеть, что многие так мало имеют попечения о сем спасительном таинстве, тогда как от него небо исполняется радости и вся вселенная им держится. О, какая слепота и закоренелость в сердце человеческом, что дар такой неизреченный так мало уважают, и от ежедневного употребления даже совсем приводят в небрежение.

И если бы святейшее это таинство совершалось в одном только месте и одним только священником во всем мире возносилась бы жертва: с какою ревностью, кажется, стремились бы люди к тому месту и к тому священнику - услышать торжественную службу тайн Божиих! Ныне же установлено множество священников, и во многих местах приносится Христос, да явится благодать и любовь Божия к человеку тем преизобильнее, чем дальше распространится святое приобщение по всему миру. Благодарение Тебе, Иисус Благой, Пастырь Вечный, что нас нищих и изгнанников удостоил Ты обновить Своим драгоценным Телом и Кровью, и Сам Своими устами приглашаешь к принятию таинства, говоря: придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

 

 

Глава 2. О великой любви и благости Божией, являемой человеку в таинстве

На благость Твою, Господи, и на великое Твое милосердие уповая, я приступаю недужный к Целителю, голодный и жаждущий к Источнику жизни, безродный к Царю Небесному, раб к Господу, создание к Создателю, отчаянный к благодушному Утешителю своему. Но откуда мне это, что придешь ко мне?

Кто я такой, что Ты Себя Самого мне даруешь? Как смеет грешник явиться пред Тобою? И как удостаиваешь Ты прийти к грешному? Ты знаешь раба Своего, и ведомо Тебе, что нет ничего в нем доброго, за что бы так его ущедрить. Исповедую свое ничтожество, свидетельствую благость Твою, восхваляю благое Твое попечение, и о чрезмерной любви Твоей Тебя благословляю! О Себе Самом творишь Ты все это, а не по моей заслуге: да просияет больше мне Твоя благость, душа моя да исполнится обильнее любви Твоей и хвалы Твоему смирению. Постольку Ты благоволишь так и Ты повелел. Господи, принимаю и я в радости Твое снисхождение - о, если бы нечестие мое ему не воспретило!

О, Сладчайший и Благий более всех Иисус! Тебе подобает поклонение и благословение и хвала бесконечная за принятие пречистого Твоего Тела, его же честь и славу никто от людей изъяснить не может! Но в сем приобщении о чем будет помышление мое, когда приступлю к Господу своему? Кого восхвалить достойно не сумею, но желаю принять в благоговении? И в чем утвердить мне всего лучше и спасительное помышление свое, разве в том, чтобы совершенно смирить себя пред Тобою, и превыше себя надо всем возвеличить Твою бесконечную благость? Славлю Тебя, Боже мой, и величаю Тебя во веки. Презираю себя самого и пред Тобою повергаю во всю глубину своего унижения.

Вот, Ты Святый святых, а я - отребие грешников: и Ты Себя ко мне приклоняешь, а я воззреть к Тебе не достоин. Вот, Ты приходишь ко мне. Ты хочешь со мною быть. Ты приглашаешь к Своей трапезе. Ты мне даровать хочешь пищу небесную и хлебом ангельским меня насытить. И хлеб сей не иное что, разве Ты Сам, Господи, хлеб живой, Который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин.6:51).

Вот источник любви, вот великий свет благоволения. О, какое благодарение и хвала Тебе подобает о Твоих благодеяниях! О, как благ и спасителен совет Твой, им же все это учредил Ты! Какая сладость и веселье в сей трапезе, в ней же Себя Самого нам даруешь в пищу! Дивно устроение Твое, Господи, сила Твоя в крепости великой, истина Твоя непреложна во веки! Ты сказал, и все совершилось и явилось, чему Ты повелел быть.

Дивное дело и веры достойное и превосходящее разум человеческий, что Ты, Господи Боже мой, истинный Бог и Человек истинный, под малым видом хлеба и вина содержишься Весь и не истощаясь обращаешься в пищу принимающему. Ты, Господи, не имея ни в чем нужды, благоволил таинством Твоим, храму обитания Твоего быть в нас (2Макк.14:З6); сохрани сердце мое и тело мое в чистоте, да силен буду в чистой совести и в радости сердечной чаще прославлять и к вечному спасению моему принимать Твои таинства, Тобою свято учрежденные в честь Твою и в непрестанное о Тебе воспоминание!

Возрадуйся, душа моя, и воздай благодарение Богу, что в здешней доли слез оставил тебе дар такой многоценный и особенное утешение. Ибо всякий раз, как созерцаешь ты это таинство и принимаешь Тело Христово, творишь дело своего искупления и становишься участником всего служения Христова. Любовь же Христова никогда не умаляется, и никогда не истощается великая сила Христова ходатайства: посему должна ты всякий раз обновлением духа приготовлять себя снова и созерцать великое таинство спасения углубленною мыслию. Всякий раз, когда слушаешь литургию, да является оно тебе вновь в такой силе и сладости, как будто в тот самый день Христос, по началу сошел во чрево Приснодевы, вочеловечился, или, вися на древе крестном, страдал и умирал нашего ради спасения.

 

 

Глава 3. О пользе частого приобщения.

Вот, прихожу к Тебе, Господи, да благо мне будет от благого Твоего дара, и да наслажусь от трапезы Твоей, которую по благости Твоей, Боже, Ты приготовил для бедного (Пс.67,11). Вот, все в Тебе, чего только могу желать и должен. Ты спасение мое и искупление, надежда и крепость моя, красота моя и слава. Возвесели ныне душу раба Твоего, ибо к Тебе возношу душу мою (Пс.85:4), Иисус Христос, Господь. Желанием желаю ныне принять Тебя честно и благоговейно; желаю Тебя ввести в дом свой, да сподоблюсь с Закхеем принять благословение Твое и причтен быть к чадам Авраамовым. Жаждет Тебя душа моя и тело, сердце мое с Тобою соединиться желает.

Даруй мне Себя, и довольно мне; ибо кроме Тебя нет ни в чем утешения. Без Тебя не могу быть, и жить без посещения Твоего не имею силы. Для того и нужно мне часто приступать к Тебе и Тебя принимать во спасение себе, да не ослабею на пути, если лишен буду небесной пищи. Так некогда Ты изрек, премилосердый Иисусе, проповедуя народам и исцеляя всякие недуги: “отпуститъ же их не евшими не хочу, чтобы, не ослабели в дороге”. Так и со мною сотвори ныне, ибо Себя Самого оставил Ты в таинстве на утешение верным. Ты сладкое питание алчущей душе, и кто достойно Тобою напитается, будет участником и наследником вечной славы. А еще я так часто падаю и грешу, так скоро хладею и ослабеваю, и нужно мне частыми молитвами и частым исповеданием обновлять, очищать и возжигать себя ко святому приобщению Твоего Тела, чтобы не отстать вовсе от святого намерения, если слишком долго отлагать буду.

Помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт.8:21), и если бы не было на пути врачующего средства от Бога, легко человеку падать дальше и дальше на худшее. Но святое приобщение отводит от зла и укрепляет на доброе. И если так невнимателен я и нечувствителен, когда приобщаюсь; что же было бы со мною, если бы не вкушал я целительной пищи и не искал бы себе такой крепкой помощи? Пусть не каждый день способен я к сему и не расположен, как следует, прославлять святыню: по крайней мере приложу попечение о том, чтобы хотя по временам принимать божественные тайны и явиться причастником великой благодати. Ибо в том едином и есть первое утешение верной душе, странствующей далеко от Тебя в смертном теле, что может она иметь частое воспоминание о Боге своем и Возлюбленного своего принимать благоговейным духом.

О, как дивно к нам снисхождение любви Твоей, Господи Боже, что Ты, Создатель и Животворец всех духов, благоволишь приходить к нищей душе человеческой и всем Божеством Своим и всем человечеством утолять ее голод! Блаженна душа та, что удостоилась принять Тебя Господа Бога своего благоговейно, и с радостью духовною возрадоваться о Твоем восприятии. О, сколь Великого Господа принимает! Какого гостя возлюбленного вводит к себе! Какого желанного собеседника встречает! Какого верного друга находит себе, какого прекрасного, какого знатного жениха принимает в объятия, чтобы его одного любить, забыв обо всех возлюбленных своих, оставив всякое свое желание! Да молчат пред лицом Твоим, Сладчайший мой и Возлюбленный мой, и небо и земля со всею своею роскошью. Что ни есть в них, всякая красота их и всякая слава, - все от Твоей милости и щедроты, и ничто не сравнится с велелепием имени Твоего, и разум Его неизмерим (Пс.146:5).

 

 

Глава 4. О многих благах происходящих от благоговейного приобщения.

Господи Боже мой, одари раба Твоего благословением сладости Твоей, да сподоблюсь достойно и благоговейно приступить к велелепному Твоему таинству. Возбуди сердце мое в Тебе и воззови меня от тяжкого оцепенения. Посети меня спасением Твоим, принять духом всю сладость Твою, в сем таинстве сокровенную, как в источнике вод многих. И очи мои просвети - прозреть на таинство великое, и укрепи меня - веровать Ему твердою верою, без всякого сомнения. Ибо это Твое дело, Господи, а не дело власти человеческой; Твое установление, а не человеческое изобретение.

Оно превыше ангельского ума, и никто из людей сам собою не силен понять и уразуметь его. Как же я, грешник недостойный, прах и пепел, как могу я вознестись на такую высоту, в такую тайну великую проникнуть своим разумением?

Господи, в простоте сердечной, в доброй и твердой вере, в явлении лица Твоего к Тебе приступаю с крепким упованием, благоговейно, и истинно верую, что Сам Ты, Бог и Человек, присутствуешь в сем таинстве. Твоя на то воля, чтоб принял я Тебя и с Тобою в любви соединился. И ради этого молю: будь милосерд, Господи, и даруй мне особенную на это благодать Твою; чтобы весь в Тебе я растаял и излился любовью, и части ни единой в себе не оставил бы никакому иному утешению. Пречестное это и верховное Твое таинство: в нем спасение душе и телу и врачевание всякому духовному расслаблению. Им пороки Мои исцеляются, обуздываются страсти, искушения побеждаются и умаляются, изливается от него обилие благодати, приумножается дар силы духовной, вера утверждается, укрепляется упование, и любовь разгорается и расширяется.

Щедро умножил Ты благие дары Твои, и еще снова и снова умножаешь в таинстве возлюбленным Твоим, благоговейно приобщающимся, Боже мой. Восприемник души моей, немощи моей Целитель и Податель всякого внутреннего утешения, Ты много в них вселяешь утешение на помощь в бедах и скорбях. Ты воздвигаешь их из глубины отчаяния к надежде Твоего покрова и обновлением благодати внутренне укрепляешь их и просвещаешь; чтоб и тот, кто в смущении и без сердечной горячности приступал к приобщению, после того, укрепившись хлебом и питием небесным, почувствовал в себе перемену на лучшее. И для того такой благой промысел Твой о избранных Твоих, чтобы истинно познали они и испытали явно, что ничего сами в себе не имеют и что всякое добро и благодать принимают от Тебя Единого. Сами по себе холодны, черствы сердцем, лишены благоговения, а от Тебя сподобившись, стали ревностны, благоговейны и бодры духом. Кто, приступая со смирением к сладкому источнику, не примет от него сладости хотя малую долю? Кто, стоя возле пылающего огня, не согреется хоть малою долей жара? Ты же, Господи, источник вовеки текущий в преизобилии. Ты - огнь вовеки пылающий и никогда не угасающий.

И если невозможно мне почерпать от источника полною струею, если нельзя испить до полного утоления, приложу хоть уста свои к отверстию небесного потока, чтобы уловить мне хоть малую каплю и жажду свою успокоить, да не иссохну совсем. И если не могу быть совсем небесным и огненным, таким, как херувимы и серафимы, - по крайней мере приложу старание утвердиться в благоговении и приготовить сердце свое, чтобы зажглось во мне хотя бы малое пламя от божественного огня во смиренном принятии животворящего таинства. И чего недостанет во мне, Иисусе Благий, Спаситель мой святый, то Сам Ты вместо меня милостиво и благодатно дополни; благоволил Ты всех благодатно призвать к Себе, говоря: придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас.

Труждаюсь я в поте лица своего, терзаюсь сердечною болезнью, обременен грехами, томлюсь в искушениях, множеством злых страстей обременен и опутан, и некому помочь мне, и избавить и исцелить меня некому, кроме Тебя, Господи Боже, Спаситель мой. Тебе себя и все свое предаю, соблюди меня и введи в жизнь вечную. Прими меня в честь и во славу имени Твоего, Тело Твое и Кровь в пищу и питие мне Даровавший! Сотвори, Господи Боже спасения моего, да возрастет ревность благоговения моего в частом приобщении Твоего таинства.

 

 

Глава 5. О светлости таинства и о состоянии священства.

Если бы имел ты чистоту ангельскую и со святым Иоанном Крестителем уравнялся бы в святости, и тогда не был бы ты достоин ни принимать, ни совершать это таинство. Не по заслуге человеческой дано человеку освящать и совершать таинство Христово и в пищу себе принимать хлеб ангельский. Великая тайна и великое достоинство священнического звания! Им дано то, чего и ангелы не приняли. Одни только священники, по чину церковному поставленные, власть имеют совершать службу и освящать Тело Христово. Но и священник только служитель Божий, и слово Божие употребляет по велению и установлению Божию; начальный же Источник и невидимый Совершитель таинства - Бог, Ему же все по изволению покорно, по Его же велению все совершается.

Итак, Богу Всемогущему следует верить в этом преславном таинстве, более чем своему чувству или какому-либо видимому знамению: и потому да приступаем к делу сему со страхом и благоговением. Смотри и внимай, какое служение предано тебе возложением рук епископских. Вот, поставлен ты священником и посвящен на совершение Божественной службы; смотри за собою, чтобы верно и благоговейно тебе приносить жертву Богу во время благопотребное, и самому явиться без укоризны. Не облегчилось твое бремя, но еще теснее стал ты связан узами строгого правила и обязан к высшему еще совершенству и святости. Священник должен быть украшен всеми добродетелями и являть в себе другим пример доброй жизни. Обращение его не с толпою народной, но с ангелами на небесах, или на земле с людьми совершенными.

Священник, во святые ризы облаченный, представляет Христа, когда умиленно Богу приносит смиренную молитву за себя и за весь народ свой. Спереди у него и сзади знамение креста Господня, в непрестанное воспоминание страстей Христовых. Пред собою носит крест в ковчеге, да взирает прилежно на путь Христов и да поучается неленостно ходить во след Его. И сзади знаменуется крестом, чтоб умел сносить ради Бога в кротости все, что в обиду от других примет. Пред собою носит крест, чтобы свои грехи оплакивал; позади себя, - чтоб и чужие прегрешения сострадательно омывал слезами, и знал бы, что поставлен он в посредника между Богом и грешником, и не ослабевал бы в молитве и в приношении святой жертвы, доколе не сподобится спросить у Бога благодать и милость. Когда службу совершает священник, он славит Бога, ангелов исполняет радости, назидает церковь, живых подкрепляет, усопшим подает упокоение и себя самого творит участником всех благ.

 

 

Глава 6. О приготовлении к причащению: молитвенное прошение.

Когда помышляю о Твоем величии и о своей ничтожности, трепещу я великим трепетом и смущаюсь. Не приступить - все равно, что бежать от жизни; и если войду недостойно, гнев навлеку на себя. Как же быть мне, Боже, Помощник мой и в нуждах моих Наставник?

Ты наставь меня на путь правый, покажи мне краткое упражнение, приличное святому приобщению. Нужно знать, как следует мне приготовить Тебе свое сердце в благоговении и в страхе, как принять святое Твое таинство во спасение себе, и как совершить великую и Божественную жертву.

 

 

Глава 7. О испытании совести своей и о намерении к исправлению.

Прежде всего надлежит священнику Божию с крайним смирением сердца, с молитвенным благоговением, с полною верой и благочестивою ревностью ко славе Божией приступать к совершению, к созерцанию и к принятию сего таинства. Прилежно исследуй свою совесть, и как только можешь, обнажи и озари ее в истинном сокрушении сердца и в смиренном исповедании; так чтобы ничего за тобой не было и в мысли не оставалось, что бы тебя угрызало и смущало бы твою духовную свободу. С отвращением взирай на все вообще грехи свои; сокрушайся и стенай особенно о каждом из ежедневных своих прегрешений; и если позволит время, всю скверну страстей своих в тайне сердца Богу исповедай.

Стенай и сокрушайся, что ты так еще привязан к плоти и к миру; так мало в страстях умертвил себя; так преисполнен движениями похоти, так мало над собою властен во внешних чувствах, так часто развлечен множеством разных мечтаний; так склонен ко внешнему, так невнимателен ко внутреннему; так податлив на смех и на рассеяние, так неподвижен на плач и сокрушение; так стремителен ко всякому дреманию и удовольствию для плоти; так ленив на строгость и усердие; с таким любопытством ловишь и слушаешь новости, так охотно любуешься на красоту, а смиренное и низкое так неохотно приемлешь; так жаден к приобретению, так скуп на даяние и в удержании так упорен; так безрассуден в разговоре, так нетерпелив в молчании; так беспорядочен в нравах, так неосмотрителен в делах; так неумерен в пище, так глух ко слову Божию; так поспешен к покою, так медлен на труд; так неусыпно слушаешь басни, так сонлив при службе церковной, так рассеян, пока идет она, так ждешь, когда кончится; так небрежен в отправлении молитвенных часов, так холоден в служении, так сух в приобщении, так скоро развлекаешься, так редко успеваешь собрать в себе дух свой; так внезапно на гнев подвигаешься, так легко приводишь ближнего в неприятное чувство; так скоро готов на осуждение, так суров в обличении; так весел в счастье, так уныл в несчастье; так много полагаешь добрых намерений и так мало приводишь в действие.

Когда исповедаешь ты и оплачешь и эти и всякие другие пороки, с болью и великим отвращением от своей немощи, положи твердое намерение непрестанно исправлять свою жизнь и преуспевать на лучшее. И затем, отвергшись себя совершенно, всею своею волей принеси себя самого во славу имени Моего во всесожжение вечное на жертвенник своего сердца, то есть Мне предай верно душу свою и тело, да сподобишься достойно приступить к Божественному жертвоприношению, и таинство Тела Моего принять во спасение.

Нет приношения достойнее и нет оправдания совершеннее к очищению грехов, как принести себя самого Богу в чистоте и целости, в приношении Тела Христова на литургии и в приобщении. Если все сотворит человек, что в силах, и раскается воистину всякий раз, когда ради прощения и милости ко Мне приступает: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, по чтобы грешник обратился и жив был; и грехов его не вспомню более (Иез.33:11; 18:22); но все простятся ему.

 

 

Глава 8. О приношении Христа в жертву на кресте и о самоотвержении.

Как Я Сам, руки распростер на кресте и наг, добровольно принес Себя в жертву Богу Отцу за грехи твои, и ничего во Мне не осталось, что бы совсем не перешло в жертву Божественного умилостивления: так должен и ты каждый день волею приносить Мне себя самого в жертву чистую и святую на литургии, со всеми своими силами и склонностями, от всего своего сердца. Ничего больше от тебя не требую - только чтоб ты ревновал всего отдать себя Мне. Что бы ты ни принес Мне, кроме себя, ничего Мне не нужно: не дара твоего, а тебя самого Я требую.

Ты не можешь быть доволен, хотя бы все имел, если Меня не имеешь: так же и Мне ничто не может быть приятно, что бы ты Мне ни отдал, если не принесешь себя самого. Принеси Мне себя, себя всего предай ради Бога, и жертва приятна будет. Вот, всего Себя принес Я Отцу тебя ради, и еще Тело Свое все и Кровь дал Я в пищу тебе, чтобы Я весь был твой и ты чтобы Мой был. Если же ты сам в себе пребудешь, и всею волей себя не предашь в Мою волю: жертва не будет полная и союз между нами совершенный не будет. Итак, прежде всех дел своих должен ты себя самого добровольно предать в руки Божии, если хочешь получить свободу и благодать. Оттого так редко люди бывают просвещены внутренним светом и свободны внутреннею свободой, что не умеют совершенно сами себя отвергнуть. Непреложно Мое слово: “кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником” (Лк.14:33). Ты же, если хочешь быть Моим учеником, принеси себя самого в жертву Мне со всеми своими желаниями.

 

 

Глава 9. О том, что должны мы себя и все свое принести Богу

и молиться за всех.

Господи, все - Твое, как на небесах и так на земле. Желаю себя самого принести Тебе в добровольную жертву и Твоим пребыть во веки. Господи, в простоте сердца своего ныне себя самого предаю Тебе, в непрестанное служение, в послушание и в жертву вечного хваления. Прими меня во святом приношении честного Тела Твоего, что приношу Тебе ныне в предстоянии ангелов невидимо присутствующих, да будет мне и всем людям Твоим во спасение.

Господи, приношу Тебе все грехи мои и преступления, что соделал пред Тобою и пред святыми Твоими ангелами, со того дня, как пришел в силу грешить, даже до сего дня, и все полагаю на жертвенник Твоего умилостивления: да Ты попалишь и истребишь все огнем любви Твоей, и да изгладишь всякую скверну грехов моих и да очистишь совесть мою от всякого преступления, и да возвратишь мне благодать утраченную грехом, и все простив мне, примешь меня милосердно в лобзание мира.

Что могу я воздать за грехи свои, разве исповедать их и оплакать смиренно, и молить непрестанно о Твоем милосердии. Молюсь Тебе, услышь, Боже мой, когда предстою пред Тобой. Ненавистны мне все грехи мои, не хочу никогда впадать в них снова, но скорблю о них и болею и, пока жив, не перестану болеть, готов нести покаяние и искупить что только возможно. Прости мне, Боже, прости грехи мои, ради имени Твоего святого; спаси душу мою, которою искупил Ты святою Твоею Кровью. Вот, предаю себя Твоему милосердию, в руки Твои себя ввергаю. Сотвори со мною по Твоей благодати, а не по моей злобе и нечестию.

Еще приношу Тебе и все, что есть у меня доброго, хоть и мало оно и несовершенно. И все то Сам исправь и освяти и сотвори Себе в приношение благоприятное, и меня, ленивого и неспособного человека, привлекая непрестанно на лучшее, приведи ко блаженному и похвальному концу, Господи!

Еще приношу тебе все желания благочестивых сердец, нужды родных, друзей, братьев и сестер, и всех возлюбленных моих, и тех, что мне или другим по любви к Тебе благодетельствовали и всех, кто за себя и за своих желал и просил меня приносить молитвы и служить литургии, во плоти живущих и отшедших от нынешнего века: да примут все спасение от благодати Твоей, силу утешительную, покров в бедах, освобождение от скорбей, и избавь от всякого зла, в радости да воздадут Тебе великое благодарение.

Еще приношу молитвы к умилостивлению наипаче за тех, кто меня в чем оскорбил или огорчил или опорочил, или какое зло и тяготу причинил мне; и за всех тех, кого я когда опечалил, смутил, отяготил и ввел в соблазн, словами или делами, ведением или неведением; да отпустятся всем нам равно грехи наши и взаимные обиды. Отними, Господи, от сердец наших всякое подозрение, негодование, гнев и раздор и все, что может повредить любви и уменьшить братскую дружбу. Помилуй, Господи, помилуй требующих милосердия Твоего, пошли благодать неимущим, сотвори нам доброе житие, да примем достойно плод благодати Твоей и да преуспеем к жизни вечной.

 

 

Глава 10. О том, что не должно без важных причин отлагать святое приобщение.

Часто прибегать надо к источнику благодати и Божественного милосердия, к источнику благости и совершенной чистоты, если хочешь исцелиться от страстей своих и пороков, и в новой силе и бодрости духа стать против всех искушений и козней дьявольских. Знает враг, какой великий плод и крепкое врачевство во святом приобщении и всеми мерами и при всяком случае, чем только может, старается отводить от него верных и благочестивых.

От того иной, лишь только станет располагать себя ко святому приобщению, как начинает сатана сильнее нападать на него и смущать его мечтаниями. Сам дух злобы (как писано у Иова) приходит между сынов Божиих, ищет смутить их обычным своим нечестием или привести их в напрасный страх и сомнение, чтоб умалить в них плод благоговейного чувства, или веру их истощить нападениями - до того, что оставят вовсе святое приобщение или приступят к нему с хладной душою. Но не следует обращать внимания на все его ухищрения и выдумки, как бы ни были они страшны и отвратительны; а все его призраки обращать ему же на главу. Презирать надо его, скверного, и осмеивать; но никак не следует отлагать приобщение ради его наваждений и возбуждаемого им смущения.

Часто бывает препятствие от излишней заботливости о благоговейном расположении духа, и от волнения о том, как совершить свою исповедь. Но ты поступай по совету мудрых, отложи мнительную заботу, ибо она против благодати Божией и разрушает благоговение духа. Ради какой-нибудь малой смуты или трудности сердечной не отдаляйся от святого приобщения; но ступай скорее к исповеди, и со всею щедротою прости всякому всякую обиду: если же сам оскорбил кого, смиренно проси у него прощения, и Бог тебе щедро простит.

Что пользы долго медлить исповедью или отлагать святое приобщение? Очисти себя как можно скорее, выплюнь зараз весь яд свой; поспеши принять врачебное средство, и лучше тебе станет - если вдаль не станешь откладывать. Сегодня отложил ради одной причины, завтра может быть другая, еще важнее, явится; и так надолго останется помеха таинству, и ты будешь становиться еще неспособнее. Скорее, как только можешь, отряси с себя настоящую тягость и леность духовную: ни к чему не служит долго оставаться в заботе, ходить в смущении, и ради ежедневных препятствий устранять себя от Божественного общения. Напротив великий вред на долго откладывать причащение: от сего находит на душу тяжкое оцепенение. Увы! иные равнодушные и развращенные люди нарочно медлят исповедью и с намерением отлагают святое приобщение для того, чтоб не тяготила их потом обязанность строже наблюдать за собою.

Увы! Как мало любви, какая скудость благоговения у тех, кому так легко откладывать святое приобщение! И как счастлив и как приятен Богу тот, кто так живет и в такой чистоте соблюдает свою совесть, что на всякий день готов приобщаться в полноте душевного чувства, - если бы только было позволено и не привлекло бы людского внимания! Но кто воздерживается ради смирения, или не может по законной причине, тот похвалы достоин за благоговение. Если же нападет бесчувствие, то следует возбуждать себя, и стараться, как только зависит от самого человека: тогда приложит Господь и желания по доброму стремлению, ибо на стремление особенно взирает.

И кому мешают законные препятствия, тот пусть соблюдает себя всегда в добром стремлении и в благочестивом желании приобщения: тогда и он не лишен будет плода от таинства. Может благочестивый человек приступать к духовному общению со Христом ежедневно и на всякий час, во спасение себе, беспрепятственно; однако же и он должен в известные дни и в определенное время принимать Тело Искупителя своего в таинстве, с любовью и благоговением, и не столько искать себе в том утешения, сколько Богу служить во хваление и во славу. Ибо настолько таинственно сообщается и невидимо обновляется человек, насколько воспоминает благоговейною душою таинство воплощения и страдания Христова, и любовью Христовою воспламеняется.

А кто себя приготовляет только по случаю праздничного дня или по необходимости, для обычая, тот редко бывает готов. Блажен, кто представляет себя в жертву Господу всякий раз, когда совершает тайны или приобщается. В служении не будь ни слишком медлителен ни поспешен, но соображайся с ровным обычаем у тех, с кем живешь. Не причиняй тяготы людям и не вводи их в утомление, но следуй по обыкновенному пути, как отцы и деды ходили, и да будет служение твое более всего другим на пользу, а не в угоду своей ревности о благочестии.

 

 

Глава 11. О том, что Тело Христово и Святое Писание

необходимы для верующей души.

О, Господи, Иисусе Сладчайший, сколь великая сладость благоговейной душе, когда с Тобою празднует на трапезе Твоей, и предлагается в пищу ей не иное что, а Ты Единый ее Возлюбленный и вожделенный более всякого сердечного желания! И мне было бы сладостно в присутствии Твоем проливать слезы из глубины сердечной, и с Магдалиной, любившей омывать ноги Твои слезами. Но где найти такую ревность любви? Где льются так обильно святые слезы? Истинно пред лицом Твоим и святых ангелов Твоих должно бы разгореться моему сердцу и излиться в радости слезами: ибо воистину Ты предо мною присутствуешь в таинстве, хотя и сокровен под иным видом.

Узреть Тебя в Твоем присущем и Божественном сиянии - очи мои снести сего не могут, и весь мир не устоял бы в блеске славы Твоего величества. И для сего снисходишь Ты заботливо к немощи моей, когда Себя скрываешь в таинстве. Воистину Того принимаю и Тому поклоняюсь, Кому ангелы на небесах поклоняются; но я принимаю еще ныне верою, они же видением и без покрова. Мне надлежит довольным быть в свете истинной веры, и во свете сем ходить, пока не явится заря дня света вечного и подвигнутся образов сени. Когда же настанет совершенное (1Кор.13:10), престанет употребление таинств; ибо блаженные, в славе небесной, не имеют нужды в таинственном врачевании. Радуются они бесконечною радостью в присутствии Божием, созерцая лицом к лицу Его славу, и преображаясь от света во свет в бездне Божественного сияния, вкушают воплощенное Слово Божие, как от века было и пребывает во веки.

Когда помышляю о сей дивной славе, в тягость мне становится и всякое духовное утешение; и доколе Господа моего не узрю явно в славе Его, за ничто почитаю все, что в мире вижу и слышу. Ты мне свидетель, Боже, что ничто меня не может утешить и ни единое создание успокоить не может - только Ты Единый, Боже мой: Тебя Единого желаю созерцать вечно. Но невозможно тому быть, доколе пребываю в здешней смертности, и для того нужно мне утвердить себя в великом терпении и всего себя со всяким желанием покорить Тебе. И святые Твои, Господи, ныне с Тобою ликуют во царствии небесном, а пока были в здешней жизни, ожидали пришествия славы Твоей в вере и в великом терпении. Чему они веровали, тому и я верую; чего надеялись, и я того надеюсь. Куда они достигли, туда и я уповаю достигнуть Твоею благодатью. Между тем стану ходить верою и примером святых укреплю себя. Есть у меня и святые книги в утешение и как зеркало для жизни; превыше же всего и особенно будет мне пресвятое Твое Тело во отраду и укрепление.

Две вещи более всего мне необходимы в здешней жизни: без них невозможно было бы мне снести эту несчастную жизнь. Пища и свет: те и другое мне нужно, пока заключен я в телесной темнице. И дал Ты мне убогому пресвятое Тело Твое в подкрепление души и тела, и положил Ты светильник ноге моей закон Твой (Пс.118:105). Без того и без другого не мог бы я жить воистину, ибо слово Божие свет душе моей, и таинство Твое хлеб живой. Точно две трапезы поставлены в сокровище церкви святой. Одна трапеза - святой алтарь, и на ней хлеб святый, которое есть многоценное Тело Христово; другая - трапеза закона Божественного, и в нем святое учение, и наука правой веры, верно приводящая даже во внутреннее завесы, то есть Святое святых.

Хвалу Тебе воздаю, Иисусе Благий, Свет света вечного, о трапезе святого учения, что уготовал Ты нам руками рабов Твоих пророков и апостолов и иных учителей. Благодарение Тебе, Спаситель и Создатель людей, что восхотел Ты всему миру явить любовь Свою, и уготовал вечерю великую, на ней предложил в пищу не образного агнца, но Тело Свое святейшее и Кровь Свою. Всем верным Твоим великое утешение во святой трапезе, и в чаше спасительной сладкое утоление; в ней все райские утехи и ангелы святые с нами участвуют в трапезе в сугубом блаженстве.

О, как велико и честно священническое звание, кому дано Господа славы освящать священными словами, благословлять языком, руками держать, устами своими принимать и другим преподавать! О, как чисты должны быть оные руки, как непорочны уста, как тело свято, как целомудренно сердце у священника, когда к нему столько раз входит Источник чистоты! Не подобает из уст священнических сходить ни единому слову нечистому, нечестному и неполезному, если так часто принимает он таинство Христово.

Обычно очам его взирать на Тело Христово: да будет око его просто и целомудренно. Обычно рукам его прикасаться к Создателю небес и земли: да будут руки его чисты и воздеты к небесам. Священникам особенно заповедано в законе: “будьте святы, ибо Господь Бог ваш свят”.

Помоги, Боже Всемогущий, благодатью Твоею нам, принимающим священное служение, проходить его пред Тобою достойно и благоговейно, во всякой чистоте и в доброй совести. И если не можем мы в жизни содержать себя в той непорочности, как должно: даруй нам по крайней мере достойно оплакивать содеянное злое, да послужим Тебе на будущее, с сугубою ревностью, в духе смирения и в твердости доброго стремления.

 

 

Глава 12. Священник должен готовиться для Христа с великой осторожностью.

Я люблю чистоту, Даятель всей святости. Я ищу чистое сердце и оно есть место покоя Моего.

Приготовьте Мне горницу большую и устланную, и Я с Моими учениками буду есть Пасху.

Если желаешь, чтобы Я пришел к тебе и пребывал с тобой, то очисть старую закваску и вымети обиталище сердца твоего. Затворись от всего мира со всем шумом его пороков. Сиди как птица, одинокая на крыше, и помышляй о своих преступлениях в горечи души.

Всякий любящий готовит лучший и самый красивый дом для своего возлюбленного, потому ибо так доказывается любовь к своему возлюбленному.

Но уразумей, что сам не сможешь своим достоинством, подготовить его подобающе, хотя и потратишь год на этого, не думая ни о ничем ином. Только Моей благостью и благостью сподобишься приблизиться к Моей трапезе, как будто нищий был приглашен на обед богатым человеком, и он не имел ничего, чтобы предложить взамен сего дара, но только смириться и воздать благодарность.

Делай то, что можешь и делай это благоговейно. Прими Тело Господне, твоего возлюбленного Бога, Кто благоизволил придти к тебе, делай не по привычке или необходимости, а со страхом, с почтением и с любовью.

Я Тот, Кто призвал тебя. Я собрал трапезу. Я восполню то, в чем неуждаешься. Придите и прими Меня.

Когда я даю благодать посвящения, воздай благодарность Богу, не потому что ты достоин, а потому что я милую тебя. Если не имеешь ее и чувствуешь вместо этого скорее сухость, пребывай в молитве, воздыхай и стучись, и не бросай этого пока не получишь некоторую кроху спасительной благодати.

Ты нуждаешься во Мне, а Я не нуждаюсь в тебе. Не ты приходишь освятить Меня, а Я прихожу освятить тебя и сделать тебя чище. Ты приходишь за освящением и соединяешься со Мной, чтобы получить новую благодать и пробудиться к исправлению. Не пренебрегай этой благодатью, но готовь свое сердце со всякой осторожностью и приведи в него Возлюбленного.

Не только должен ты готовиться искренне перед приобщением, но должен также тщательно соблюдать себя в посвящении после Причастия. Осторожное хранение себя после не менее необходимо, чем благочестивое приготовление до него, поскольку осторожное жите после есть лучшая подготовка к принятию большей благодати. Если человек позволяет своему разуму блуждать в поисках внешнего покоя, он станет весьма нездоровым.

Остерегайся многословия. Оставайся в уединении, и наслаждайся своим Богом, ибо у тебя есть Тот, Которого весь мир не может отнять у тебя.

Я Тот, Кому ты должен предать себя полностью, чтобы жить не в себе, а во Мне оставив все заботы.

 

 

Глава 13. Всем сердцем благочестивая душа должна желать союза со Христом в Причастии.

Дай мне искать Тебя одного, о Христос, открыть Тебе все сердце мое, наслаждаться Тобой в желании души моей, ничем не возмущаться, не увлекаться и не быть отягощенным никаким творением, чтобы говорить Тебе со мной и мне с Тобой одним, как возлюбленный говорит с возлюбленным, и друг беседует с другом.

Я молюсь об этом, я желаю этого, чтобы быть полностью соединенным с Тобой и взять сердце мое от всего сотворенного, учась питаться небесным и вечным через Святое Общение и частое причастие.

О Господи Боже, когда я буду полностью соединен с Тобой и поглощен Тобой, совсем забыв о себе? Ты во мне и я в Тебе? Да будет так. Ты по истине мой Возлюбленный, избранник из тысяч, в Котором моя душа счастлива жить все дни жизни своей. Ты по истине мой залог мира, в Ком великий мир и истинный покой, без чего все тяжкий труд и горе и бесконечная нищета.

Ты по истине Бог сокровенный. Твоей совет не со злым, и беседа со смиренным и простым.

О, как благ Дух Твой, Боже, Кто для того, чтобы показать сладость Свою к детям Своим, соизволил напитать их самым приятным из всех хлебов, хлебом, сходящим с небес! О нет таких людей, столь блаженных, чтобы иметь такого Бога с собой, как Ты, Бог наш, сущим всюду к верным тому, кому Ты даешь Себя вкушать и наслаждаться для их ежедневного утешения и восхищения сердец их к небесам.

Действительно, есть другой народ столь блажен как Христиане? Какое существо под небесами так благословлено как благочестивая душа, к которой приходит Господь питать ее Своей великолепной Плотью? О невыразимая благодать! О славное снисхождение! О любовь безмерная, явленная лишь человеку!

Что взамен я воздам Господу за эту любовь, эту благодать, столь безграничную? Нет ничего, что бы я мог дать более приятное, чем сердце мое полностью Богу моему, соединившись с Его. Да возрадуется все мое внутреннее, когда душа моя совершенно соединена с Богом. Тогда Он скажет мне: "Если ты будешь со Мной, я буду с тобой." И я отвечу: "Благоволи, О Боже, пребывать со мной. Я буду с Тобой с радостью. Это единственное мое желание, что сердце мое соединиться с Тобой".

 

 

Глава 14. Великое стремление благочестивых людей к Телу Христову.

Как велика благость Твоя, О Боже, которую ты приготовил для тех, кто боится Тебя!

Когда я помышляю о том, как некоторые благочестивые люди приходят к Твоему Причастию с величайшей преданностью и любовью, я часто стыжусь и смущен, что я приближаюсь к Твоему алтарю и столу Святого Общения так холодно и безразлично, что я остаюсь настолько сухим и лишенным сердечного чувства и что я полностью не воспламеняюсь в Твоем присутствии, О Боже мой, ни так сильно стремлюсь и влечен как многие набожные люди, которые в своем великом желании Общения и сильной сердечной любви, не могли удержать своих слез, но стремились из глубины душ обнять Тебя, Источник Жизни. Они могли успокоить и смягчить свой голод только принимая Твое Тело со всякой радостью и духовным рвением. Вера этих людей была истинным и горячим и убедительным доказательством Твоего священного присутствия. Те, чьи сердца горят внутри так пылко, когда Иисус пребывает с ними, по истине узнают своего Господа в преломлении хлеба.

Такое чувство и преданность, такая могущественная любовь и рвение - часто далеки от меня. Будь милосерд ко мне, О дорогой, благий, добрый Иисус, и дай мне, Твоему бедному нищему, хотя бы почувствовать в Святом Общении немного нежности Твоей любви, что моя вера стала более сильной, чтобы моя надежда на Твою благость возросла, и то милосердие, что когда-то совершенно разожгло внутри меня огонь от небесной манны, никогда не погасло.

Твое милосердие может дать мне благодать, к которой стремлюсь и может посещать меня в пламени души по Твоему благоволению. И хотя я теперь не пламенею столь великим желанием как те, кто особо посвящен Тебе, все же Твоей благодатью я стремлюсь к тому же великому пламени, молясь и ища места среди таких горячих любящих, что я могу причислиться к их святому общению.

 

 

Глава 15. Благодать преданности приобретаема через смирение и самоотречение.

Ты должен искать искренне благодати посвященности, просить об этом пылко, ждать терпеливо и с надеждою, принимать с благодарностью, хранить смиренно, сотрудничать с ней заботливо и давать Богу, когда она снисходит, глубину и широту небесного посещения.

Когда ты чувствуешь мало или не чувствуешь внутренней преданности, ты должен особо смириться, но не стать слишком удрученным или неразумно печальным. В один короткий момент Бог часто дает то, что Он долго не давал. Время от времени Он дает в конце то, что Он не давал в начале молитвы. Если бы благодать всегда давалась сразу или предваряла нас с приветствием и первом вздохе, то не хорошо бы она принималась немощным человечеством. Поэтому, с благой надеждой и смиренным терпением жди благодати преданности.

Когда не дана она, или по некоторой неизвестной причине забирается, упрекай себя и свои грехи. Иногда малое препятствует благодати и скрывает ее, если, конечно, вернее не назвать это великим, что предотвращает столь великое благо. Но если ты удалишь эту помеху, будь она великой или малой, и если ты победишь ее совершенно, будешь иметь что просишь. Как только от всего сердца предал себя Богу и не ищешь ничего для личного удовольствия и цели, но входишь полностью под Его власть, то найдешься в мире союза с Ним, ибо ничто столь не благо, ничто не удовлетворит тебя так сильно, как благоволение воли Его.

Посему всякий, кто с простотой сердца направляет свое намерение к Богу и освобождается от всякой любви к творению, более всего сподобиться принять благодать и будет достоин дару преданности. Ибо если Господь находит сосуд пустым, Он изливает свое благословение.

Также, чем более совершенно человек отказывается от вещей мира сего, и чем полнее умирает через презрение к себе, тем быстрее сия великая благодать приходит к нему, тем изобильнее она вступает в него и выше восхищает свободное сердце.

Тогда будет он видеть и изобиловать, тогда его сердце изумится и расшириться внутри, потому что Рука Господня с ним, и в ней он нашел место навсегда. Так благословится человек, кто ищет Бога всем сердцем и не понапрасну душу свою не уважает. Такой, принимая Святого Евхариста, заслуживает благодати божественного союза, ибо не на свои мысли смотрит, ни к своему покою бежит, а свыше всего посвящения и утешения к славе и чести Бога.

 

 

Глава 16. Мы должны показывать наши нужды Христу и просить Его благодати.

О блажайший, Боже любви, Кого я теперь желаю принять с преданностью, Ты знаешь слабость и нужду, которую переношу, в какие великие злодейства и пороки я вовлечен, как часто я угнетен, искушаем, осквернен и обеспокоен.

К Тебе я прихожу за помощью, к Тебе я молюсь о покое и помощи. Говорю Тому, Кто знает все, Кому вся моя внутренность открыта, и Кто один может совершенно успокаивать и помогать мне.

Ты знаешь то, в каких благах более всего нуждаюсь и как беден я в добродетели. Вот, я стою перед Тобой, бедный и нагой, прося Твоей благодати и моля о Твоей милости.

Напитай Твоего голодного нищего. Воспламени мою прохладность огнем любви Твоей. Просвети мою слепоту яркостью присутствия Твоего. Обрати все земное в горечь мне, всей обиды и беды к терпению, все творение к презрению и забвению. Воскреси сердце мое к Тебе в небеса и не допусти мне блуждать на земле. С этого времени до самой вечности Ты один будь сладким для меня, ибо Ты один - моя пища и питие, моя любовь и моя радость, моя сладость и мое благо.

Пусть Твое присутствие полностью воспламенит меня, поглотит и преобразует в Тебя Самого, чтобы я стал одним духом с Тобой благодатью внутреннего союза и расплавляющей властью Твоей горячей любви.

Не дай мне отходить от Тебя постом и жаждой, принимай меня милостиво, как Ты часто и так чудесно делал с Твоими святыми.

Какое чудо, если я полностью воспламенюсь Тобой, чтобы умереть для себя, так как Ты - огонь, никогда не умирающий, любовь, очищающая сердце и просвещающая разум.

 

 

Глава 17. Горящая любовь и сильное желание принимать Христа.

С величайшей преданностью и горячей любовью, со всяким чувством и пылом сердца я желаю принимать Тебя, О Боже, так и многие святые и набожные люди, наиболее угодившие Тебе в святости жизни своей и пламени посвящения, и желали Тебя в Святом Общении.

О Боже мой, вечная любовь, мое абсолютное благо, мое бесконечное счастье, я стремлюсь принять Тебя со столь же сильным желанием и столь же достойным почтением как и у всех святых когда-либо живших, и хотя я не достоин иметь все эти чувства преданности, тем не менее я отдаю Тебе всю любовь моего сердца, как будто я один имел все те наиболее угодные и горячие желания.

Все, что бы богобоязненный разум мог задумать и пожелать, я отдаю в полноте Тебе с величайшим почтением и внутренним чувством. Не желаю удержать ничего для себя, но отдаю Тебе охотно и свободно себя и все мое.

О Господи Боже, Создатель мой и Искупитель, стремлюсь принять Тебя ныне с таким почтением, хвалой, и честью, с такой благодарностью, достоинством и любовью, с такой верой, надеждой, и чистотой, как с той, с который Твоя святейшая Мать, славная Дева Мария, стремилась и приняла Тебя когда она смиренно и искренне ответила ангелу, возвестившему ей тайну Воплощения: "вот раба Господня; да будет Мне по слову Твоему". Как и Твой благословенный предтеча, превосходнейший из святых, Иоанн Креститель, возрадовался Твоему присутствию, и возликовал во Святом Духе, находясь в утробе матери своей, и позже видя Иисуса, ходящего среди людей, смирился и сказал с благоговейной любовью: "друг жениха стоит и слушает и радуется голосу Его". Так и я стремлюсь воспламениться великими и святыми желаниями и предаться Тебе всем моим сердцем.

Посему я отдаю и приношу Тебе радость всех благогоовейных сердец, их горячие чувства, их умственный восторг, их сверхъестественные просвещения и небесных видения вместе со всеми добродетелями и похвалами, которые были или должны были быть у всех существ в небесах и на земле, ибо я сам и все в молитвах моих для того, чтобы достойно восхвалить и прославить Тебя всегда.

Прими, О Господи Боже мой, мои обещания и желания, да будут они Тебе в бесконечную хвалу и безграничное благословение, которые в необъятности Твоего невыразимого величия справедливо подобают Тебе. Это я отдаю и желаю отдать каждый день и каждый миг. В моих молитвах любви я призываю и прошу всех небесных духов и все верных присоединиться ко мне в похвале и благодарении Тебя.

Все люди, народы, и языки да восхвалят Тебя и с великой радостью и самой горячей верностью да призовут Твое сладкое и святое имя. И пусть все, кто почтительно и искренне празднуют это величайшее Причастие и принимают его в обилии веры, найдут благость и милость в Тебе и смиренно помолятся за меня, грешника. И когда они получат вожделенную верность и блаженный союз и, утешась и чудесно обновясь от Твоей святой и небесной трапезы, да вспомнят мою бедную душу.

 

 

Глава 18. Человек не должен постигать причастие любопытством, но смиренно подражать Христу и покорить разум святой вере.

Остерегайся любопытного и тщетного исследования сего наиболее глубокого Причастия, если не желаешь погрузиться в глубины сомнения. Тот, кто исследует его величие слишком близко, будет поражен его славой.

Бог творит большее, чем человек может понимать. Набожный и смиренный поиск истины Он дозволяет, поиск, который всегда располагает учиться и идти в здравом учении отцов.

Благословенна простота, которая оставляет трудный путь спора и идет вперед на твердый путь заповедей Божиих. Многие потеряли преданность, потому что желали искать того, что вне них.

Вера требуется от тебя, и искренняя жизнь, а не высокий ум, роющийся в тайнах Божиих. Если не знаешь и не понимаешь земного, как постигнешь высшее? Покорись Богу и смири разум для веры и свет разумения будет дан Тебе, благой и необходимый для тебя. Некоторые горько соблазнились о вере и Причастии, но такое смущение положено не им, а врагу.

Не смущайся, не спорь в разуме, не отвечай на сомнения, посланные дьяволом, но верь Божиим словам, верьте Его святым и пророкам, и лукавый враг убежит от тебя. Часто очень полезно слуге Божиему перенести это. Ибо сатана не соблазняет неверующих и грешников, которых он уже держит крепко, но многими путями соблазняет и тревожит верного слугу.

Иди же вперед с искренней и неустрашимой верой, и со смиренным почтением приближайся к этому Причастию. Несмотря на то, что не можешь понять, вверься всесильному Богу, Который не обманет тебя. Человек же, доверяющий себе, уже обманут. Бог приходит с искренним, являет Себя чтобы смирить их, просвещает разум чистых и скрывает Свою благодать от любопытного и гордого.

Человеческий разум слаба и обманчив. Истинная же вера не может обманываться. Весь же разум и естествознание должны придти после веры, а не прежде ее, ни выступать против ее. Ибо в этом святейшем и превосходнейшим Причастии, вера и любовь главнее и действуют сокровенно.

Бог, вечный, непостижимый, и бесконечно могучий, творит великое и непостижимое в небесах и на земле и нельзя совершенно постичь Его изумительные дела. Если бы все дела Божии были таковы, что человеческий разум мог бы легко их познать, то не были бы они чудесными или невыразимыми.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.