Роб ван Хаувелинген
Израиль и Церковь. Три модели отношений между Израилем и Церковью
Какое отношение имеет Христианская церковь к Израилю? Отношения между Израилем и Церковью во многих аспектах кажутся очень актуальной темой. Особенно сейчас, когда 14 мая 2008 года будет праздноваться 60-я годовщина Израильской государственности, размышления об этих отношениях более чем необходимы.
Однако в Реформатской (свободной) традиции, в которой я вырос, едва только начинается основательное обдумывание этого вопроса. В нашей традиции (как богословской, так и практической) много внимания уделяется Божьему Завету с нами[i], но на самом деле мы не ощущаем связи с Израилем. Откровенно говоря, я всегда считал это любопытным противоречием, потому что когда вы думаете о завете, просто невозможно игнорировать Израиль. l. Увлекательная книга А. ван Бика, “De kring om de Messias” дает множество стимулов для размышлений об отношениях между Израилем и Церковью[ii].
В этой статье я опишу в общих чертах три богословские модели для определения этих отношений: я буду упоминать о них как модели замещения, модели воплощения и модели исполнения.
Модель замещения – Христианская Церковь заняла место Израиля
Безусловно, я понимаю, что нужно учитывать нюансы в отношении этих трех моделей, но для дальнейшего рассмотрения важно ясно различать разные подходы. Поэтому я воздержусь от любых деталей, для того чтобы представить схематичный набросок основных подходов, существующих в Реформатской традиции.
Согласно Ветхому Завету, народ Израиля был избран Святым Богом. Следовательно, Израиль - святой народ. Святость дает Израилю иной статус в мире, отличный от любого другого народа.
Согласно модели замещения, эта привилегия иного статуса была передана Новозаветней церкви после излития Святого Духа во время Пятидесятницы. Отвергнув Иисуса Христа, Единородного Сына Божия как Мессию, Израиль был заменен новым “Божьим народом”, Христианской Церковью.
Положительным моментом в этом подходе является то, что он придает особое значение тому, что после прихода в этот мир Мессии Иисуса Израиль не может продолжать поступать так же, как он делал это прежде, как будто бы ничего не произошло. Его смерть и воскресение действительно все изменили.
Но есть еще три важных возражения:
- Существует предположение, что Израиль был списан со счетов навсегда. Однако Христианская Церковь никогда не отказывалась от Ветхого Завета. Бог не отвергает Свой народ (Римл. 11:1). Божий Завет един, включая как старую, так и новую диспенсацию.
- Каково же тогда место христиан-евреев, таких например, как в ранней иерусалимской церкви? Нам известно, что Иаков, брат Господа, также называемый Праведником, незадолго перед своей смертью как законопослушный иудей посетил храм.
- В этой модели все особые притязания Божьего Народа (единственного истинного народа) теперь просто относятся к Церкви. Но это возможно только через Иисуса Христа: в 1 Петра 2:9-10 почетные титулы следуют за призывом обратиться к живому Камню!
Модель замещения несовершенна в том смысле, что ей не достает понятия исполнения закона и пророчеств через приход Мессии. В то же самое время Мессия также является тем воплощением Сына Божьего, которым не смог стать Израиль. Правильнее будет сказать, что именно Иисус Христос стал на место Израиля посредством Своей заместительной жертвы и смерти.
Существует вариант модели замещения, которая частично отвечает на эти возражения: “модель преемственности” или “модель роста”, основанная на идее, что Божья Церковь вырастает из детского состояние во взрослое[iii]. Но в этом подходе также есть и предположение, что “израильский период” находится более или менее позади нас, являясь прошлым этапом в истории церкви. Кратко говоря, я убежден, что все эти подходы уделяют незначительное внимание преемственности Божьего Завета.
Модель воплощения – Христианская Церковь воплощается в Израиле.
Эта модель утверждает, что Бог остается верным Своему избранному народу благодаря Своему Завету. Даже несмотря на то, что большая часть Израиля отвергла Мессию, в будущем Святый проявит Свое сострадание ко всем людям. Бог уже теперь проявляет свое сострадание к язычникам: по их вере и крещению во имя Иисуса Христа они собраны в Завете с Израилем. Так же как дикие ветви прививают к культурному масличному дереву, Христианская Церковь воплощается в Израиле. Положительным элементом в этом подходе[iv] является то, что он справедлив к высказыванию Павла: “Во-первых, Иудею, потом и Эллину”. Евангелие начинает не с нас. Апостол Павел всегда намеренно ходил в синагогу, чтобы поспорить с находящимися там евреями.
Но здесь также есть три важных возражения:
- Эту модель часто связывают с образом масличного дерева в 11 главе Послания к Римлянам, но Павел не раскрыл здесь модель до конца. Он видит два дерева: дикую и культурную маслины. Главная забота Павла – о ветвях, которые либо прививаются, либо отрезаются с благородного масличного дерева. В стихах 16-17 упоминается живительный сок, который течет по всем ветвям (sunkoinoonos), что является Мессианским обещанием. Вопрос вот в чем: что же на самом деле является корнем Израиля? Авраам и другие патриархи, как это часто утверждают? Если не принимать в учет сына Авраама, кто же освящает это дерево? В Римл. 11:28 говорится: “Не ты питаешь корень, но корень подпитывает тебя”. Примечательно, что в Книге Откровения прославленного Христа называют “Корнем Давидовым” (Откр.5:5; 22:16). Он был не только потомком иудейского народа, но и всегда являлся его источником и силой. Он предшествует даже Аврааму (см. Иоан. 8:58). Как бы то ни было, никто не может сказать, что Израиль или Авраам - это тот самый корень, который поддерживает нас.
-
Разве эта модель не подводит нас к своего рода доктрине
“Двух путей спасения”? Разве Христос пришел только ради язычников? Может, мы
всего лишь как прозелиты присоединяемся к Израилю? Но даже Павел, еврей, должен
был креститься во имя Иисуса Христа (Деян. 9:18). Выражение “считайте их
причисленными к Израилю” можно найти только в нашем голландском рифмованном
переводе Псалма 87:4. В нерифмованном оригинале, в Псалме 87 говорится, что
Господь запишет людей в переписи и будет считать их родившимися в Сионе. Они
члены Божьего семейства!
Подводя итог вышесказанному, я считаю, что эта модель, которая подвергает сомнению воплощение Христианской Церкви в Израиле, предлагает слишком много преемственности. Правильнее будет сказать, что Церковь воплощается в Иисуса Христа: а именно, через крещение, то есть, когда мы умервщляемся и воскресаем к жизни (см. Римл. 6). То, что Павел говорит здесь о Христе, прекрасно иллюстрирует глубину уз веры, которые объединяют нас с Господом.
Модель исполнения: Иисус Христос, Мессия Израиля – Спаситель мира
Обе вышеупомянутые модели можно избавить от их односторонности и добавить к ним положительные элементы того, что я называю моделью исполнения. Иисус Христос пришел не для того, чтобы отменить закон и пророков, но для того, чтобы их исполнить. Его любовь является исполнением Торы. В этом смысле Он пришел также для того, чтобы исполнить Израиль. Вместо Своего народа, а также во имя его Иисус Христос прошел путь праведности, включая смерть на кресте, где Он принял Божье проклятие, предназначенное для всех тех, кто не поступает так, как написано в книге Закона. Бог принимает всех, кто хочет присоединиться к Его народу. Он с состраданием относится к язычникам. Его имя провозглашается среди народов. Весь Божий народ собирается вокруг центральной фигуры Иисуса Христа. Благодаря Божьей милости, народ Израиля сосредоточен в одном человеке, который может пройти путь праведности, и даже больше – оплачивает долги других (как страдающий раб в Исаии, Сын Человеческий в книге Даниила). Это дает место для всех, крещенных в Его имя. Единственным условием, как утверждал апостол Петр, является то, что человек должен покаяться и креститься во имя Иисуса Христа. Ведь Иисус происходит от евреев, а не из евреев. Первым крещеным народом должен был быть еврейский, но слава Богу, что на этом все не остановилось! Таким образом, одна личность Иисуса Христа может перерасти в целый народ, состоящий из евреев и язычников, по правилу: “Во-первых, иудею, потом и эллину” (Это даже можно считать Божьим правилом, см. Деян. 13:46).
Тексты, подчеркивающие модель исполнения.
· Иоан.10: У меня есть другие овцы, говорит Добрый Пастырь, которые не из этого овечьего двора ортодоксального иудаизма. Я должен привести и их. Они тоже будут слушать Мой голос, и будет одно стадо и один пастырь. Важнее всего слушаться голоса Иисуса Христа.
· Римл.11: Как утверждал Павел, рост числа верующих из язычников тесно связан с будущим Израиля. Стих 13: “Вам, говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое”. Очевидно, что это перспектива, с которой Павел говорит о тайне будущего Израиля. Бог сначала испытывает сострадание к Израилю. Очевидно, что теперь Он сочувствует язычникам. Почему бы ему позже опять не пожалеть Израиль? Вероятно, Павел ожидал, что Бог использует обращенных язычников для того, чтобы обратить Израиль к вере, то есть по их молитвам и христианскому поведению[v]. Но Сион является центром Божьей работы спасения!
· Ефес. 2:19: Верующие из язычников являются согражданами святым (то есть с верующими евреями) и, таким образом, членами Божьего семейства – христианской семьи. Евреи и язычники вместе образуют здание на христианском основании, храм Божьего Нового Завета.
· Еф. 6:2: Библейское обещание долгой жизни на определенной земле (которую Господь, Бог твой дает тебе: Исход 20:12), которое связано с пятой заповедью, расширено Павлом до обещания долгой жизни на земле! Значит, Христианская Церковь не получила такого же обещания владения землей, как Израильский народ.
· Евреям: Земля, храм и город не здесь, внизу, но свыше и для нас в будущем. Особенно обратите внимание на Евр.13:14: “Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего”[vi]. Как это сказано в Книге Откровения, Новый Иерусалим спустится свыше.
Применение модели воплощения
Каждый призван покаяться. И прежде всего – евреи. Им нужно переориентировать свою веру в Бога, признав, что Мессия Иисус является единственным путем к Богу. А во вторую очередь – язычники. Им нужен новый ориентир веры в Бога Израиля, через Мессию Иисуса, Спасителя мира. Так поднимается новый народ Бога, сердцем, источником и корнем которого является Иисус. Из этого народа верующий Израиль является внутренним “кругом вокруг Мессии”. Следующий круг – это аравийские христиане, а внешний круг – верующие из язычников (см. А. Ван де Бик). Каждый круг подпитывается и сосредотачивается на своих отстающих соотечественниках. Вероятно поэтому проповедь Евангелия еврейскому народу будет намного эффективнее, если ее будут нести мессианские собратья. Изъяснение Святого Писания – это наименьшее, чем мы можем обменяться с ортодоксальными евреями.
Что же можно сказать о мессианской общине Бет-Ешуа в Амстердаме, которая твердо придерживается, кроме всего прочего, Шаббата, диетических законов и обрезания? Я думаю, что хотя все это не является необходимым, это позволительно, так как помогает евреям проповедовать Израильского Мессию как Спасителя мира. Особенно обратите внимание на то, что Павел, еврей, пишет в Послании к Галатам 5:6: “Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью” (то есть взаимная любовь между обрезанными и необрезанными). Иудейская идентичность не теряется во Христе, но имеет лишь относительную важность. Библейское ожидание небесного Иерусалима на земле преуменьшает значение земного Иерусалима, но не исключает его. Тем не менее, такой город, как Иерусалим, с его именем, должен быть мировым центром библейского шалома. Это ставит труднопреодолимую задачу для израильских политиков[vii]. Никакого исключения для Израиля! Нет несправедливой жадности по отношению к земле! Никакого паразитирования на палестинцах, будь они христианами или мусульманами!
Я убежден, что мессианские евреи и аравийские христиане (два внутренних круга вокруг Мессии) могли быть объединенными первопроходцами церковного единства во всемирном масштабе, проповедуя Мессию Иисуса как Спасителя мира.
Заключение
В свете модели исполнения, которую я отстаиваю, мне бы хотелось в заключение предложить для рассмотрения корректировку двух широко известных выражений. Первое: “Жизненное единство церкви с Израилем” должно звучать как “Жизненное единство церкви с Мессией Израиля”. Второе: “Иерусалим как единая столица Израиля” – “Новый Иерусалим как общая столица Божьего Царства”.
[i] Cf H. de Jong, Van oud naar nieuw. De ontwikkelingsgang van het Oude naar het Nieuwe Testament. Kampen: Kok, 2002, for his biblical-theological reflection on this theme. On 4th December 2007 the Nederlands Dagblad (ND) organised a public debate after a fairly critical newspaper review by De Jong of the book Hoop voor Israel (cf. note 4). This article was written on the basis of my contribution tot this ND-debate.
[ii] A. van de Beek, De kring om de Messias. Israel als volk van de lijdende Heer. Zoetermeer: Meinema, 2002. Cf. also J. Douma, ‘De plaats van Israël in Romeinen 9-11’, in: H.J. Boiten (ed.), Er staat geschreven… Er is geschied. Groningen: Bond van Mannenverenigingen op Gereformeerde Grondslag, 1986, p. 164-169; and G.C. den Hertog, Gedeelde hoop. Israel aan de kerk op de weg der verwachting (Reformatorische Stemmen). Enschede: Willem de Zwijgerstichting, 2003.
[iii] R. Th. de Boer, Israel niet te vergeten. Joodse volk en kerk in bijbels licht. Goes: Oosterbaan & Le Cointre, 1988,p. 138-142, with reference to J.A.van Delden, Israel is God’s volk! Amsterdam: Buiten & Schipperheijm, 1985.
[iv] The incorporation model, as I call it, has recently been advocated in: M.C. Mulder & A. Noordegraaf (eds.), Hoop voor Israel. Perspectieven uit Handelingen. Zoetermeer: Boekencentrum, 2007. This is a publication by the Centre for Israel studies (CIS), which I reviewed d in De Reformatie 82 (2008): 341-343.
[v] The much debated verse 25 places a (steadfast) part of Israel over and against all of Israel. In both cases the same Israel must be meant. In the same way that, hopefully, there will be a fullness of the Gentiles (cf. Luke 21:24) we may also expect a fullness of Israel (see vs. 12). By fullness, the full number is meant, the great total of Israel and the Gentile nations, not a headcount. On balance, it makes little difference whether vs. 26a is taken in a temporal sense (i.e. then all Israel will be saved) or in a modal sense (i.e. in this way all Israel will be saved). When the condition of the Gentiles coming in is met, all Israel will be saved. Vss. 26b-27 quote a prophecy: from Isaiah: the Saviour of the nations will turn round to Zion. “Nothing is more imperative than that the Gentiles stream into Israel though Jesus the Messiah and that, full of hope, they will pray for God’s mercy on the hardened part of Israel and provoke this group to jealousy.” (J. van Bruggen, Romeinen. Christenen tussen stad en synagoge (CNT). Kampen: Kok, 2006, p.174). In stead of saying that “the Gentiles stream into Israel through Jesus the Messiah” I would prefer to day that the Gentiles flock to Jesus Christ in faith, the Messiah of Israel, who is the Saviour of the world. According to a well-known prophecy from Isaiah, the root of Jesse will stand as a banner for the nations (Is.11:10).
[vi] P.H.R. van Houwelingen, ‘Wij hebben hier geen blijvende stad’, in: De Reformatie 79 (2003): 49-52.
[vii] Cf. Gary M. Burge, Whose Land? Whose promise? What Christians Are Not Being Told about Israel and the Palestinians. Cleveland: Pilgrim Press, 2003.
Комментарии: