26.06.2008
Скачать в других форматах:

Герт Кваккел

Геноцид?

 

“...тогда предай их заклятию...” Втор. 7:2

 

Приведенный выше отрывок неудобоваримый для многих читателей Библии. Это особенно касается тех, кто не понаслышке знает об ужасах Аушвица и геноциде в Армении, Ираке и Сребренице. Различные тексты в Ветхом Завете упоминают о том, что Ханаанские племена должны были быть изгнаны (см. Исход 23:27-31; Числа 33:50-56; Второзаконие 7:22, например). Под этим можно понять повеление вытеснить народы за границы, с их земли. Но “предай их заклятию” означает больше. Оно действительно подразумевает полное уничтожение. Во Втор. 20:16-17 это ясно показывается: “тогда предай их заклятию” означает не оставить в живых ничего, что дышит. То же можно прочесть в продолжении во Втор. 7 в таких словах, как “изгонять” и “истребить” (см. Втор.7:22-24).

 

Книга Иисуса Навина рассказывает о том, как в действительности в Израиле обходились с другими народами.

 

Они не истребили и не изгнали всех коренных жителей Ханаана, но они действительно буквально отняли жизни у жителей большого числа городов: Иерихона, Гая и многих других больших городов, как на юге (Нав. 10:28-43), так и на севере (Нав. 11:11-14). Но наибольший камень преткновения для нас даже не то, что народ Израиля когда-либо совершал подобное. Не важно, насколько отталкивающи такие действия, они не ставят Израиль ниже правителей и народов, которые поступали так же. Люди максимум осознают с изумлением или иронией то, что израильтяне совершили те же преступления, которые были совершены и над еврейским народом во время Второй Мировой Войны. Наибольшим камнем преткновения, согласно Второзаконию, является то, что Сам Господь приказал им это сделать. Если истребление тысяч людей в Ханаане было геноцидом, то этот геноцид произошел по Божьему повелению. Это была Его воля. Этот вопрос было хорошо осмыслен Дж. Монтсма. Он окончил Свободный Университет в Амстердаме 3 мая 1985 года с тезисом De exterritoriale openbaring (“Экс-территориальное Откровение”). Он поднял проблему, которую, по его мнению, нельзя оставить без внимания, учитывая толкование Второзакония. А именно, что писавшие Второзаконие использовали имя Бога таким способом, который наводит на мысль о “фашистской идеологии”. Другими словами, Второзаконие не только рассказывает о том, что когда-то сделал Израиль. Наибольшая проблема в том, что здесь имя Бога связывается с вопросами, которые заставляют нас задуматься о фашизме.

 

“За нечестие народов сих”

Повеление об уничтожении племен Ханаана имело далеко идущие последствия и было радикальным. Но оно также имело четкие границы. Израиль не должен был без разбору уничтожать всякий народ, который стоял на его пути. Приказ об истреблении имел особенное отношение к народам, населявшим Ханаан. Второзаконие 7:1 называет их: Хеттеи, Гергессеи, Аморреи, Хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи. Этот приказ не относился к народам, жившим вне Ханаана. В случае войны с ними, в первую очередь нужно было предложить заключить мир. Если же враг не соглашался, нужно было убить всех мужчин. Женщин и детей щадили (Втор.20:10-18).

 

Почему же такое особенное обращение с семью народами Ханаана? Второзаконие 9:4-5 указывает на греховный характер этих племен: “за нечестие народов сих”. Кроме того, это не было причиной для Израиля считать себя лучше их. Они получили Землю Обетованную не благодаря их собственной праведности и чистоте сердца: “ибо ты народ жестоковыйный” (Втор.9:6). Поэтому истребление было наказанием от Бога за безбожие народов Ханаана. Это не было случайным нападением кого-то, кто оказался в определенном месте в определенное время. Упомянутое безбожие было развивавшимся столетиями отношением отвержения Бога. Только лишь когда был достигнут предел, пришло наказание. Бог не спешил сделать это. Потомки Авраама, Исаака и Иакова не получили прямого разрешения захватить землю насилием. Сначала они должны были поколениями оставаться в Египте. Только лишь когда неправедность Амореев достигла своего предела, они могли объявить войну и занять Обетованную Землю (см. Быт.15:16).

 

Особая любовь

Во Второзаконии 7 акцент делается не на безбожном характере семи народов Ханаана. Лишь в 4-5, 16 и 25 стихах ему косвенно уделяется внимание. Во Второзаконии 7 доминирует один мотив, который не нужно связывать с уничтожением племен: мотив любви.

 

Второзаконие 7:6-8 использует очень сильные термины для выражения любви Бога к Израилю. Частично используются такие знакомые выражения, как “избрал” (бахар), “любит” (ахев) и “собственный Его народ” (ам сегулла). Там есть еще одно слово, которое в Библии используется только в двух случаях для описания отношений между Богом и Его народом, а именно: “принял вас Господь” (дословно с англ.возлюбил” - прим. переводчика) (кошак), стих 7; см. Далее Втор.10:15, где это относится к любви Бога к праотцам. Возможно, ее лучше перевести “полюбил”. В контексте отношений между людьми оно означает именно это. Как, например, отношения между молодым мужчиной и молодой женщиной, как это было в случае с Сихемом, который страстно влюбился в Дину (Быт. 34:8), или израильским воином, очарованным прекрасной женщиной, которую он взял пленницей с войны (Втор.21:11). Второзаконие 7 этим словом характеризует любовь Бога к Израилю. Вместе с другими упомянутыми выражениями он указывает на особенные отношения, в которые Он хотел вступить с потомками Авраама, Исаака и Иакова. Они были народом, который Он предназначил только для Себя: народ святый перед Господом, их Богом (ст. 6). Он принадлежал Ему, в таких же интимных отношениях, как у мужа с женой.

 

Никакому третьему лицу нельзя было встать между ними. Пока Израиль жил в пустыне, вероятность этого была невелика (см. Иер.2:1-3), но позже, в Ханаане, все изменится. Там Ваал, бог земледелия, будет постоянно завоевывать для себя сердце Израиля. Он будет играть роль любовника, третьего лица. Он намеревался получить место в доме, в котором Господь поселится со Своей невестой: Земле Обетованной. Но если вы только что поженились и еще по уши влюблены, вы не потерпите в своем доме третьего лишнего!

 

Это было мотивацией для истребления племен, которую Моисей дает во Второзаконии 7. Семь народов Ханаана должны были быть полностью уничтожены, потому что если бы они остались в живых, они были бы постоянной угрозой браку Бога с Его народом. По этой причине для Израильтян были строго запрещены побратимство и браки с представителями других народов (ст. 2-4). По той же причине, приказ об истреблении сопровождался требованием уничтожить все предметы, использовавшиеся ими для служения их идолам (ст. 5).

 

Угроза самому Израилю

Приказ об истреблении, таким образом, имел отношение к особой любви Бога к Израилю. Немного злонамерения, и это все же можно связать с такими идеями, как “Мой народ прежде всего” или другими звуками, между которыми можно услышать фальшивую музыку фашистской идеологии. Но это станет невозможным, если вы осознаете, что повеление об истреблении могло обратиться против самого Израиля, потому что оно имело непосредственное отношение к особым любящим отношениям между Богом и Его народом.

 

Второзаконие 7:4 не оставляет ни единого шанса неправильному пониманию. Если позже Израиль поведет себя как проститутка с другими богами, их постигнет такая же участь, какая постигла эти семь племен. Гнев Господа возгорится против них и настигнет их. И это произойдет довольно скоро (ст.10: Бог не признает прощения для израильтянина, который ненавидит Бога; Он лично разбирается с таким человеком). Если же израильтяне, против Божьего наказа, возьмут золото и серебро, принадлежавшее ханаанским богам себе домой, они будут уничтожены так же, как и семь народов (ст.26).

 

Далее во Второзаконии Моисей возвращается к этому вопросу неоднократно. В 9-й главе, ст. 8 и 14 он напоминает им, как не так давно Господь чуть не уничтожил Свой народ на горе Хорив, когда они ослушались Бога, поклоняясь золотому тельцу. В 13-й главе Второзакония даются подробные указания, как поступить, если израильтяне позволят себе увлечься другими богами. Если в это вовлечены отдельные люди, их нужно предать смерти (ст. 5 [6] и 8-10 [9-11]). Если же будет повинен весь город, его уничтожение будет не менее драматично, чем разрушение Иерихона (ст.15-17 [16-18]).

 

К Новому Завету

Однажды в Земле Обетованной Израиль положил значительное начало в изгнании хананеев, но дело так и не довели до конца. В доме, предназначенном для Бога и Его народа, в котором должна была сформироваться особая любовь, остался третий лишний. Снова и снова они преуспевали в доведении своего брака до края разрушения. Израиль постоянно поддавался искушению отдать свою любовь другому. И израильтяне это знали. Сотни их были убиты вторгавшимися врагами или другими бедствиями. В конечном счете Израилю пришлось покинуть дом. Он был буквально изгнан, как один из тех семи народов, когда многие были уведены в ассирийский или вавилонский плен. В это время Господь вновь показал ему Свое особое отношение. Он позволил вернуться на свою землю многим израильтянам. Этим Он продемонстрировал, что Его любовь намного сильнее любви человека. Это была любовь незабывающего Бога (см. Ос.11:8-11). Но этого тоже было недостаточно. Неприкрытое идолопоклонство случалось намного реже после возвращения из плена. Но тем не менее не доставало нераздельной любви и верности Израиля по отношению к Богу.

 

Малахия говорил об этом прямо. В последнем стихе его книги вновь появляются слова “полное уничтожение” (херем). Таково окончание Ветхого Завета в нашем переводе! Эти слова все еще звенят в ушах, когда вы обращаетесь к Новому Завету. С приближением Господнего дня над Божьей землей нависла угроза полного уничтожения. Но угроза больше не направлена на народы Ханаана. Она направлена на собственный Божий народ.

 

Эта угроза разрушения была бы немедленно приведена в исполнение, не установи Бог более высокую инициативу любви в действии. Прежде чем начать объявленное разрушение, Он послал нового Илию (Мал.4:5-6 [3:23-24]). Затем Он позволил появиться Своему Сыну. Он, Иисус Христос, взял на Себя разрушение, Божье осуждение. Он полностью посвятил Себя Богу, Своему небесному Отцу. Он позволил разрушить Свою земную жизнь для того, чтобы дать непреходящее место в Божьей Обетованной Земле тем, кто последует за Ним.

 

Один путь

Когда Израиль убивал всех жителей Иерихона и других городов, разыгрывались душераздирающие сцены. Сложно осознать, что это могло произойти по Божьему повелению. Если вы думаете об этом, вам хочется попытаться оправдать Божьи поступки. Но это рискованное предприятие, могущее привести к тщеславию. Это не отвлекает нас от нашего долга поддерживать равновесие того, что мы читаем во Второзаконии и где-либо о том, что постигло жителей Ханаана. Тогда вы увидите, что это был не просто вопрос геноцида по Божьему приказу. Это даже не касается этнических предпочтений какой-либо нации.

 

Второзаконие повествует о прекрасном способе реализации Божьего плана по спасению павшего человека. Он хотел, чтобы все было так же хорошо, как и в начале, неиспорченные любящие отношения между Ним Самим и человеком. Приказ об истреблении народов Ханаана имел свое место на этом пути в данный момент в истории Израиля. Но это также постоянно напоминает нам о том, чем мы все можем закончить, если не дадим себя увести по особому Божьему пути. Есть только один путь к жизни. Именно Он сказал: “Я есмь путь, истина и жизнь” (Иоан. 14:6). Это утверждение возбуждает совершенно отличные чувства от тех, которые вызывает приказ о полном истреблении народов Ханаана. И все же между ними есть связь. Оба, каждый из них по-своему, ведут нас к Божьему особому Пути искупления. Вся благодарность одному Богу, когда какой-то человек принимает это и избирает этот Путь!

 

С разрешения: LuxMundi Сентябрь 2006 54-56

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

4. erewtreytr
21.01.2017 | 20:14
«Геноцид» не имеющее смысла еврейское словечко. Судя происходящим по всему миру событиям означает уничтожение подлыми трусливыми криптоевреями, дегенератами неевреев. И заодно «очищают» свою расу, так, по мелочи.
Среди восточных криптов армяшки самые хитрожопые. Вероятно, за это и получили от соплеменников.
Нет России, ни стебельков, ни зодиаков, ни Турции, ни армян по происхождению. «Народы» крыша для евреев. Так и распространились. «Государства» еврейские образования. Концлагеря.
Бардак закончится с уничтожением последней еврейской твари.
3. Библиотекарь
14.07.2013 | 12:45
Вообще, те кто "против геноцида" в Ханаане забывают, что Бог уничтожил семь народов НЕ ПРОСТО ТАК, а за их нечестие. Например они при постройке дома (те семь народов-нечестивцев)вмуровывали в стену дома младенца для задабривания "бога" домашнео очага. Да и сейчас если за границей - в либерально морально распущенных странах и судят за содомию, то судят даже (к сожалению) не за гомосексуализм, а за ОРГИИ, где кроме взрослых педерастов учавствует и пара женщин и вовлекают несовершеннолетних (обоих полов) и употребляют алкоголь и наркотики. Именно за это и судят, а не за педерастию.
2. еертшет
06.06.2013 | 05:03
культ поклонения выдуманному людьми богу яхве и ритуальные жертвоприношения во имя его воссоединения с шехиной (народ израиля). и из этой мерзопакости, абсурдного гнусного бреда, возникли три религии - иудаизм, христианство и ислам, последние из которых должны взаимоуничтожиться ради идиотского вымышленного воссоединения.
и вот эта ублюдская чушня нагибает весь мир уже две тысячи лет. сколько этот уродский маразм ещё может продолжаться? истребить все религии во имя мира, во имя человека, во имя земли, во имя настоящего бога, если он есть.

1. Springsteen
19.10.2011 | 00:28
Не совсем понятно зачем в названии статьи знак вопроса.Какие бы цели не были - истребление семи народов Ханаана - классический геноцид.Двойные стандарты недопустимы,на мой взгляд, нужно вещи называть своими именами, как бы это страшно не звучало.Да, Бог использовал геноцид для осуществления своего замысла.Не знаю как вам господа, но слова автора этой статьи на мой взгляд не могут не резать слух: "Второзаконие повествует о прекрасном способе реализации Божьего плана по спасению падшего человека." Наверное, я плохой христианин, но я не могу назвать геноцид - прекрасным планом.