21.06.2008
Скачать в других форматах:

К. Я. Хаак

Святой Дух в действии

Краткое исследование книги Деяний апостолов

 

 

 

Введение

 

1. Основные темы и структура Деяний

 

2. День Пятидесятницы – исполненное Обетование

2.1. Исполненное обещание Христа

2.2. Проповедуя Христа как содержание и исполнение Ветхого Завета

2.3. Как Дух давал им провозвещать (Деяния 2:4)

2.4. Пятидесятница – Сдвиг парадигмы в преодолении Вавилона

2.5. Пятидесятница – Мобилизация всех верующих

2.6. Обетование всем дальним (Деяния 2:39)

2.7. Сила объединенного свидетельства многими голосами

2.8. Заключение 2 главы Деяний

 

3. Книга Деяний апостолов:

 Царское составление – проводимое Его Духом

3.1. Святой Дух убеждает

3.2. Святой Дух ведет

3.3. Эффективность, произведенная Святым Духом

3.4. Итог

 

4. Выводы касательно Святого Духа в книге Деяний

 

Приложение – Исцеление в послании Иакова 5:13-15 ?

 Слабый - исцеленный

 Помазание елеем?

 Призвать пресвитеров церкви

 

 

Девиз:

(…….) основная проблема пятидесятничества состоит не в слишком серьезном или слишком буквальном восприятии Библии, а, прежде всего в неприятии, как правило, того, что Библия учит достаточно серьезно – Библейское послание и raison d'être, Евангелие. Пятидесятническая убежденность – «мы должны исполнить все Писание», является посланием Закона (Галатам 3:10-13). То, чему Павел четко противопоставляет послание Евангелия. Ложное понимание Библии пятидесятничеством, по нашему мнению, проистекает именно из ложного понимания Евангелия, а не из-за неудачных попыток понимать Библию менее буквально.

 Ф. Д. Брунер, «Богословие Святого Духа», стр. 173 (н. 10).

 

 

Введение

 

Это исследование – обзор книги Деяний апостолов и Действия Святого Духа, описанного в ней. В этом обзоре мы акцентируем свое внимание на Святом Духе как Духе Пятидесятницы. Начиная со дня Пятидесятницы, наш небесный Царь Иисус Христос изливает Своего Духа на своих учеников, верующих – на всю Христианскую Церковь. Данный обзор поможет читателю понять специфическое значение Пятидесятницы как постоянного процесса укрепления Церкви Христовой – в ее созидании и миссионерском призвании.

 

Этот буклет рассмотрит некоторые популярные «христианские» взгляды касательно проявления деяний Святого Духа во времена Деяний и Его работы в 21 столетии. Особое внимание будет уделено значению Пятидесятницы как исполнению Ветхозаветного обетования Божьей глобальной программы Восстановления, включая послание спасения – которое должно быть провозглашено всем народам на земле.

 

Это краткое исследование преследует две основных цели:

1. Пробудить, преобразовать и вдохновить Церковь действительно (снова) стать миссионерской Церковью, противостоящей традиционному и постмодернистскому язычеству с обновленной решимостью, адекватной передачей Евангелия, подходящим богословским образованием и подготовкой, эффективными церковными миссионерскими структурами.

 

2. Выступать против заявлений харизматического и пятидесятнического движений об их библейской основе. Предупреждать христиан, смущенных необычными феноменами (например, говорение на иных языках или зрелищные исцеления), и укорять так называемых «лидеров», гордящихся получением Святого Духа благодаря своим древним ересям, разрушающих единство, веру, идентичность, верность, любовь и надежду Христианской Церкви.

 

Прежде всего, мы рассмотрим характер Ветхозаветных обетований относительно Святого Духа так, как учил этому Сам Христос. Затем сосредоточимся на прояснении деталей события Пятидесятницы, описанных в Деяниях 2. В третьей части, надеюсь, мы проследим за действиями Святого Духа. Увидим, как Он вел апостолов чрез весь мир, от Иерусалима до Рима.

 

В этом введении есть предупреждение для читателя. Содержание данного буклета ограничивается только одной темой – действие Святого Духа в книге Деяний. Более того, это – краткий обзор основной концепции Святого Духа в Деяниях. Эта работа направляет внимание читателя на программу и цель Христовы, реализованные чрез Святого Духа. Что обеспечивает базовый и фундаментальный взгляд на работу Духа, также и для Церкви, миссии и благовестия в 21 столетии. Этот буклет не претендует на роль исчерпывающего источника в рассмотрении служения Духа Христа.

Для дальнейшего чтения рекомендую следующие исследования:

 

Д. А. Пакер, «Следование за Святым Духом», 1990 г. – предоставляет обзор работы Святого Духа в Ветхом и Новом Заветах для оценки и критики харизматических воззрений. Пакер показывает глубокое почтение по отношению к Святому Духу, тем самым предотвращая себя от анимистических и магических способов манипуляций со Святым Духом, популярных в харизматическом движении.

 

Ф. Д. Брунер, «Богословие Святого Духа», 1970 г. – дает тематический обзор взглядов харизматического движения, сравнивая их с учением Святого Писания. Брунер посвятил много страниц экзегетике книги Деяний апостолов, доказывая несостоятельность пятидесятнического и харизматического движений в свете Библии. Это богословие основано не на Святом Писании, а на измышлениях, подобных воззрениям Монтана и методистов.

 

Д. ван Брюгген, «Крещение Святым Духом», 1989 г. - в данной статье автор аргументирует то, что выражение «Крещение Святым Духом» не принадлежит к древнему словарю ортодоксальной догматики. Это выражение в современной трактовке – настоящая деградация термина. Когда в Новом Завете используется формулировка «Крещение Святым Духом», то имеется в виду погружение в воду во время Крещения, но никак не «второе благословение».

Новый Завет (НЗ) свидетельствует о принятии Святого Духа всеми верующими. В то же время далеко не все получили одни и те же дары Духа. У всех членов Церкви, собранных воедино, есть Дух Христов, для подкрепления во всех служениях - в провозглашении Евангелия и созидания Тела Христова. Вместо того чтобы указывать на Святого Духа как на ожидание получения ярких даров «языков», НЗ обращает внимание читателей на Мессию Иисуса, Посредника. Он постоянно дает Своего Духа Церкви для подкрепления и руководства в чтении и понимании Нового Завета. Искупительное, историческое откровение завершено в формировании Нового Завета, но присутствие Духа Христова со всеми, кто верует во Христа, будет вплоть до Его второго пришествия.

 

 

 

1. Основные темы и структура Деяний

 

Книга Деяний апостолов – историческая книга. Она описывает события, факты и произнесенные речи, действительно произошедшие в истории. Лука, автор, написал Деяния как второй том Истории Иисуса Христа (Деяния 1:1-2).

 

В первом томе - Евангелии от Луки, Лука описал первую часть истории Христа. Начало – Иерусалимский Храм (Захария), далее – Вифлеем (Рождение Христа) и Галилея. Завершение – снова Иерусалим (Лука 9:51). В Иерусалиме Господь был распят, тем самым совершив великую жертву Искупления. Завеса была разодрана надвое, и Храм утратил свое предыдущее значение (Лука 23:45). Итак, мы можем увидеть – из Иерусалима в Вифлеем, в Галилею и снова в Иерусалим.

В день Воскресения Христос провозглашает новую программу Мировой миссии, делая Новозаветную Церковь фундаментально миссионерской Церковью (Лука 24:46-49). Апостолы Христовы должны провозглашать в проповеди великую жертву Искупления. Первая часть завершается Христовым вознесением как Великого Первосвященника и прославление Бога учениками в Иерусалимском Храме. Вознесение – не конец первой части. Это вторая часть. Христос реализует эту общемировую программу ниспосланием Святого Духа, давшего силу апостолам быть Его свидетелями.

 

Второй том, Книга Деяний, рассматривает вторую часть Истории Иисуса Христа. Установка дана в Деяниях 1:8. Апостолы станут основанием Церкви Нового Завета (Ефесянам 2:20) Своим свидетельствованием жизни Христовой на земле. Это свидетельство создаст Новозаветную Церковь как Тело Христово. Последующая история Церкви – это история Христа живущего, посылающего с небес Своего Духа. Таким образом, Книга Деяний – это вторая часть истории. История Церкви вплоть до сего дня – часть третья.

 

В Деяниях 1:8 говорится о грядущем свидетельстве апостолов в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии и до краев земли. Этот стих представляет собой структуру всей Книги Деяний апостолов:

 

 А

 2:1 – 8:3

В Иерусалиме

Начало НЗ Церкви излиянием Святого Духа с целью преобразования ВЗ Церкви в НЗ миссионерскую Церковь, превыше всего в Церковь Христову, призывающую ВЗ лидеров пересмотреть свое видение о Христе, все более возрастая в новой идентичности Церкви Христа.

 

 Б

 

 

 8:4 – 12:25

Во всей Иудее и Самарии

Под давлением Христа Церковь выходит за рамки ВЗ ограничений структуры и региона, вторгаясь в мир язычников.

 

 

Посему Дух – это Дух Христов, облекающий апостолов силою быть Его свидетелями. Дух не созидает новую эру Святого Духа. Он созидает НЗ Церковь Христа по всей земле.

 

 

 

2. День Пятидесятницы – исполненное Обетование

 

День Пятидесятницы известен как день Излияния Святого Духа (Деяния 2:1-4). Апостолы ждали наступления этого дня, хотя они и не знали, что же в действительности должно было произойти. Бог появился внезапно – в сильном ветре, громогласном звуке и огне, разделившемся на многие огоньки пламени, почивших над главами всех христиан, Бог даровал им силу провозглашать чудные дела Божьи на разнообразных иностранных языках.

 

Это появление Бога сходно с аналогичным приходом на горе Синай (Исход 19-20). Сам Бог начинает новый период, новую эру, для своей ВЗ Церкви как эру Христианской Церкви – как орудие всемирного распространения Благой Вести. НЗ верующим дарована Духом сила провозглашать Христа, планировать и созидать Его Церковь.

 

Нигде в Библии мы не найдем символизм огня как символ человеческого энтузиазма. Ведь это символ Божьего суда, критичной проверки истинности веры в Слово Христово для людей. Слова апостолов – «Покайтесь и веруйте во Христа» – не просто какие-то человеческие высказывания. Это честная и серьезная проповедь жизни и смерти, поверить во Христа, проповедуемого апостолами, или … отвергнуть Его.

 

По большому счету, Пятидесятница не была днем обращения. Апостолы уже были верующими во Христа, обращенными людьми. Пятидесятница была днем Христоцентричной проповеди, днем провозглашения спасения во Имя Иисуса Христа, получаемое только верою в Него. Пятидесятница стала на все времена Днем Укрепления, Днем получения великой силы Церковью, чтобы стать и продолжать быть НЗ Церковью, миссионерской Церковью. Пятидесятница – «нормальное» получение верующими Духа Христова.

 

Поэтому сейчас они могут ожидать мудрости, радости, более сильной веры, возрастающей веры, более глубокого осмысления ВЗ Писаний, способности провозглашать Христа, даже руководства для чтения и понимания Писания, используя в свете НЗ Христологии. Иногда они могут говорить на иных языках (время от времени, если нужно подчеркнуть присутствие Духа на пике искупительной истории). Употреблять дары пророчества, учительства и исцеления. Никто в Церкви не получает все дары, но все разделяют дары, будучи одним телом во Христе. Даже в наши дни, мы разделяем этот дар, так как однажды он был дан всем верующим, как аргументирует Й. ван Брюгген в своей работе.

 

Сейчас, Церковь Пятидесятницы полностью подготовлена и вдохновлена провозглашать Евангелие спасения по всему миру, используя любые средства общения, с решимостью и отвагой новой укомплектованной Армии Христа.

 

Исполненное обещание Христа

 

Перед Своей смертью Христос пообещал Святого Духа Своим ученикам. В Иоанна 7:37-39 Он объявляет о Духе, Который будет пребывать на каждом верующем, создавая в нем реки воды живой. Но Дух не придет, пока Христос не будет прославлен. А это означало распятие, погребение, воскресение из мертвых и вознесение на небеса, где Христос будет восседать по правую руку Бога-Отца.

 

Но сейчас Христос уже на небесах. Он посылает Свой Дух, исходящий как от Него, так и от Отца (Иоанна 14:26). Святой Дух – это другой Утешитель (Иоанна 14:15). Он как Утешитель научит апостолов и наставит их на всякую истину, сказанную Христом. Это означает, что Дух Святой предоставляет не столько новую информацию, сколько новое восприятие, новый взгляд, новое понимание всего сказанного Иисусом. Дух Святой наставит апостолов на всякую истину (Иоанна 16:13). Он ничего не добавит от себя, но только то, что говорил Христос.

 

Это означает, что апостолы под вдохновением Святого Духа будут четко понимать значение и важность жизни, служения и слов Христа. Поэтому апостолы получили истинное понимание Христа. Это – полная истина. Они написали свое осознание в книгах Нового Завета, принимаемые нами как богодухновенные. Поэтому сегодня нет необходимости молиться о новых откровениях Духа. Только молиться о понимании Писаний Духа, написанных апостолами. Мы сделаем угодное Святому Духу, серьезно исследуя книги Ветхого и Нового Завета, получая понимание и общение в вере с Иисусом Христом, нашим Господом и Спасителем.

 

 

2.2 Проповедуя Христа как содержание и исполнение Ветхого Завета

 

Главное послание Пятидесятницы не заключается в говорении на иных языках апостолами, а в проповедовании об Иисусе, как обещанном Христе, Мессии Ветхого Завета. Петр, в доказательство Мессианского статуса Иисуса, цитирует множество ВЗ отрывков. С момента излияния Святого Духа апостолы знали только одно: провозглашать Христа как исполнение ВЗ обетований. Иисус Христос есть сын Давидов, Он Царь неба и земли, и всякий, призывающий имя Господне (Куриос Христос), будет спасен. С начала Пятидесятницы спасение можно получить только верою в Иисуса Христа.

 

Поэтому эта весть так поразила слушателей в Иерусалиме. Они услышали, что распяли Иисуса, Господа и Христа, назначенного Богом. Не удивителен их страх и вопрос: что же нам делать? (Деяния 2:37). "Покайтесь и веруйте в Иисуса Христа", – ответил апостол Петр. Для иудеев это означало изменение их мышления и взгляда на Иисуса из Назарета. Вначале они надругались над Ним и отвергли. Сейчас же им заповедуется поверить в Него. Основное изменение сердца и разума принесет им прощение. Они примут крещение во Имя Христа и дар Святого Духа, излитого на них. Не только один или два из них, нет, – каждый верующий получит этого Духа.

 

Святой Дух на всех членах! Не на нескольких, как было во времена Ветхого Завета. Нет, на всех! Более того, они не просто получили Духа, нет, они были исполнены Святым Духом настолько, насколько могли вместить. Это не были дождевые капли. Нет. Это было обильное излияние Святого Духа, намного больше, чем обычный душ. Оно было подобно бурному потоку пустынной реки, быстро пролагающей свое русло, наполняя берега животворной водой, дабы жаждущие вскоре могли произвести новую жатву. Пятидесятница – день полной жатвы, которая вскоре наступит. Начатки плодов приносились в Храм. Вскоре наступит полная жатва.

 

Дар Духа не заключается в личном Святом Духе каждого верующего. Это Дух Христов, дарованный всем включенным в Его Тело. Сейчас Новозаветная Церковь способна читать ВЗ Писания с полным пониманием и готова провозглашать Христа как Спасителя мира, только верою.

 

 

2.3 Как Дух давал им провозвещать (Деяния 2:4)

 

В проповедях Петра, Павла и других апостолов, в их посланиях четко видно исполнение Христова учения в день Воскресения. В Луки 24:46-49 Христос уже открыл разум и сердца апостолов в чтении Ветхого Завета, в свете и перспективе Самого Себя. ВЗ обетования фокусировались на Мессии грядущем, страдающем, воскресающем из мертвых и провозглашенном во всем мире, всем народам.

 

На протяжении своего существования, ВЗ Израиль как Церковь ВЗ подготавливалась к исполнению мировой миссии. В Бытии 12:3 Бог обещал Аврааму благословения его Сына, Иисуса Христа, всем народам. Поэтому главной целью ВЗ истории было не так спасение Израиля, как спасение всех народов. Настоящая Церковь – это Христова Церковь.

 

День Пятидесятницы означал завершение периода ВЗ Церкви-Израиля. Она продолжила свое существование в НЗ Церкви Христа, истинном Израиле, уверовавшем в Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Излияние Святого Духа дало способность Церкви быть по-настоящему миссионерской церковью, глобальной и вселенской. Если ВЗ период Церкви – это подготовка к миссии, то НЗ период Церкви – реализация миссии.

 

Послание Пятидесятницы – это не послание Святого Духа Самого по Себе. Это послание Духа Христа. Апостолы не провозглашали Духа. Нет, они проповедовали Христа, будучи наставлены Самим Духом Христовым. Дух Святой не акцентирует внимание на Себе. Он указывает на Христа. Христос – центр Евангелия, проповеди, Церкви. Он - единое основание. Духу приятно, когда провозглашается Христос, а не Он Сам. Святой Дух ведет только к Христу и никуда больше. Истинный Дух – это Дух Христа.

 

Возьмем, к примеру, театральную постановку на сцене. Все софиты направляют свой яркий свет на играющих в спектакле актеров. Сами софиты в большей или меньшей степени сокрыты от глаз зрителей занавесом или чем-то другим, дабы не обращать на себя внимания. Святой Дух подобен яркому софиту. Он направляет Свой мощный поток света на Христа, на «драму» провозглашения веры или отвержения Господа. Но это настоящая «драма», а не театральная постановка! Это реальность Христа в собрании Его Церкви и осуждении неверующего мира.

 

Благодаря Христовой подготовке в течение сорока дней после Воскресения и излиянию Святого Духа апостолы получили полное понимание Христа, Его дел и слов.

 

 

2.4 Пятидесятница – сдвиг Парадигмы в преодолении Вавилона

 

Зачем апостолы говорили на многих иностранных языках? Почему не использовали арамейский, иврит или даже популярный в то время греческий (койне) язык? Любой человек в Иерусалиме смог бы понять их. Но есть определенная глубокая тайна в проповеди на иных языках. Это указывает нам на Вавилонское смешение языков. Бог разрушил единство языков, потому что люди возжелали превзойти Бога. Они хотели воздвигнуть один народ, одну религию и один храм-башню для гарантирования совершенного людьми будущего и спасения. И конечно, Бог знал, что единый язык превзойдет Его Имя и люди забудут истинного Бога. Поэтому Он разрушил единство людей разными языками и отделил Израиль как свой избранный народ на земле.

 

На протяжении длительного периода Бог защищал Израиль национальными границами и охранял от других народов. Храм, церемонии, Иерусалим – все было изолировано от (злого) мира язычества. Если кто-то желал получить благословение Бога Израиля, то ему было необходимо ехать в Иерусалим, подобно эфиопскому евнуху (Деяния 8:27). Никто кроме Израиля не имел доступа к прощению грехов искуплением в Храме.

 

Пятидесятница преодолевает Вавилон открытием «секретного» и «святого» языка спасения для всех народов. Уже нет необходимости ехать в Иерусалим, Евангелие спасения пришло ко всем народам, к каждому – на родном языке. Но Бог не восстанавливает разнообразие Вавилона, ведь аналогичный процесс объединения народов против Бога может повториться снова. Бог не сосредотачивается пока на создании одного народа и одного языка, но на одной Церкви и одной вере во Христа, глобально единой в одном исповедании веры.

 

Пятидесятница – уникальный и чудотворный сдвиг Парадигмы в искупительной истории. ВЗ Церкви необходимо оставить свою безопасную территорию для вторжения в целый мир как НЗ Церковь. Церковь с миссией общемирового провозглашения прощения грехов живым Иисусом Христом, Господом и Спасителем всего мира.

 

Это сдвиг Парадигмы означает Божье «возвращение» в этот мир. Период Израиля как святой нации завершен. Это начало Нового Израиля, Церкви Христовой во всем мире. В провозглашении Евангелия Бог вернется во все страны, все народы, все племена и во все роды. Сейчас Бог задает жизненно важный вопрос: Кем, по вашему мнению, является Христос?

 

 

2.5 Пятидесятница – мобилизация всех верующих

 

Излияние Святого Духа – это вход в новую эру истории Церкви. Как сказал апостол Петр в Деяниях 2:16-17, это начало «последних дней». Пятидесятница – это завершающее искупительное историческое событие истории Откровения и Церкви. Все Божьи замыслы должны быть исполнены Христом (Евреям 1:1-3). И Святой Дух послан исполнить замыслы Христа в собрании общемировой Христовой Церкви.

 

Это искупительное действие связано с провозглашением искупления за наши грехи. Факт искупления осуществлен на кресте. Вечная ценность Христова искупления продемонстрирована в Его Воскресении. Подготовка к распространению вести Искупления совершена в Вознесении. Сейчас, Христос – Правитель мировой истории, фокусирующий Свое внимание на собрании Своей Церкви во всем мире. Его трон – внутренняя штаб-квартира Его глобальной войны. Христос отвоевывает этот мир от сатаны и греха.

 

С небес Христос подготавливает Свою Церковь для выхождения из границ Израиля, используя все средства общения, преодолевая языковые, социальные, политические и культурные барьеры. Церковь подготовлена. Дух излит на всех (Деяния 2:3). Все исполнились Святым Духом (Деяния 2:4). На всех людей - сынов, дочерей, молодых, старых, слуг, Христос излил Свой Дух (Деяния 2:17-18). Христианская Церковь – свидетельствующая и исповедующая Церковь. Все члены! Каждый христианин может провозглашать своего Господа Иисуса Христа. Каждый верующий исполнен силою распространять Евангелие. Конечно, не каждый является очевидцем, подобно апостолам и семидесяти ученикам. Но каждый верующий знает значение Христа, знает и верит в могущественные чудеса Божьи в жизни Христа. Каждый христианин исповедует славное вознесение Христово и ожидает Его возвращения в День Последнего Суда. Каждый христианин понимает жизненно важное послание жизни и смерти и спасения верою, только во Христе. Каждый верующий может засвидетельствовать это Евангелие другим. Каждый член вовлечен в общемировую миссию Христовой Церкви.

 

Все члены! Конечно, не у всех одно и то же служение. У одних видения, у других сны, третьи - пророчествуют. У одного дар проповеди, у другого – учительства, а у третьих дары вспоможения, утешения, исцеления и помощи. Все отличаются друг от друга специфическими дарами и средствами общения. Все сосредоточены в Одном Христе. Он - содержание нашей веры и провозглашения.

 

Не каждый верующий будет «равен» в социалистическом и коммунистическом понимании этого слова. Мужчина-христианин остается мужчиной, женщина-христианка остается женщиной. Есть христиане-господа, а есть и христиане-слуги. Есть молодые и старые. Есть лидеры и занимающие должности, а есть и не имеющие таковых. Мы не равны между собой, но едины в Господе. У нас есть одно послание, провозглашаемое многими голосами, разными путями и способами – Христос, как Дух научил нас, согласно апостольским словам (Деяния 2:42). И Христос апостольского свидетельства книг Нового Завета.

 

НЗ Церковь подобна хорошо укомплектованной и подготовленной для военных действий армии. Подобно солдатам, все христиане мобилизованы для участия в победоносной войне Христа. Провозглашая, воспевая, свидетельствуя, молясь и даже страдая и умирая ради Христа. НЗ Церковь по своей сути – фундаментально миссионерская Церковь, превосходящая свои границы, идущая в мир и проникающая в каждый аспект жизни с единственным посланием жизни только во Христе.

 

 

2.6 Обетование всем дальним, Деяния 2:39

 

Обещание Святого Духа даровать Церкви силу для провозглашения Христа не ограничено 120 учениками в день Пятидесятницы. Обещание охватывает каждого нового верующего, когда бы он или она не жили.

 

Обещание Пятидесятницы не заключается в том, что будут просто верующие из язычников. Оно говорит обо всех дальних, кого не призовет Господь. Все они будут исполнены Духом. Это не повторение Пятидесятницы, это – продолжение Пятидесятницы. В любую эпоху, в любом народе верующие во Христа будут исполнены Духом с той же целью, что и в день Пятидесятницы. Они снова получат силу провозглашать Христа.

 

Это обетование подчеркивалось на протяжении истории Церкви, как записано в Деяниях. Сейчас, когда люди обращаются к Христу, они получают Святого Духа, что проявляется в их жизни (Деяния 2:42-47, 4:31-37). Также нет никаких свидетельств, что апостолы или верующие молились о получении Святого Духа. Они получили Духа как Божий дар.

 

В Деяниях 4:31-37 Церковь боялась преследования. Затем апостолы молились … не получить Духа, так как они уже Его получили, но даровать силу «со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса». По своей молитве они не получили иные языки, но способность смело провозглашать Божье Слово. И снова «апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их», (Деян.4:33).

 

Поэтому не нужно молиться о даре излияния Святого Духа, но принимать верою. Излияние Духа для дарования Церкви силы свидетельствовать продолжается в истории Церкви, с видимыми знаками и чудесами или без.

 

Оно подобно водному насосу для доставки воды по трубам в селение в пустыне. В прошлые века люди шли к далекому колодцу, чтобы набрать воды в курдюки, кувшины или бочки, а затем тщательно транспортировали в село. Но в один прекрасный день происходит техническая модернизация. В селе устанавливается труба и один насос (водокачка). Все счастливы, хотя у них есть всего лишь один насос в центре селения и ни одного в каждом доме, или хотя бы на окраинах. Самое главное то, что в деревне есть труба. Это главная причина для радости и праздничной церемонии. Будущие насосы в каждом доме и на окраинах являются продолжением первого насоса, но не его повторением.

 

Для подчеркивания обещания Святого Духа даровать силу НЗ Церкви всем верующим Деяния предоставляют несколько фактов экстраординарного продолжения события Пятидесятницы – Деяния 8:15-17 (Самария); 10:44-45 (КесарияКорнилий) и 19:5-7 (Эфес – Малая Азия). Эти отрывки – единственное свидетельство излияния Духа или говорения на иных языках. Они подобны дорожным указателям развития искупительной истории, доказывая сдвиг Парадигмы церковной истории в сторону верующих неиудейского происхождения.

 

События в Самарии, Кесари и Эфесе не подтверждают бесконечное повторение, вплоть до сего дня, знаков и чудес, произошедших в день Пятидесятницы. Они только подчеркивают, что обетование Духа Христова дано и «всем дальним» верующим. Великий водораздел Церковной истории достигает своей наиболее важной, тройной вершины:

 

1. Деяния 8:15-17 отмечает сдвиг Парадигмы искупительной истории в область Самарии. Филипп и христиане, ушедшие из Иерусалима, провозгласили Христа в столице нового региона, Самарии. Многие из самарян неиудейского происхождения уверовали и были крещены во Имя Иисуса (Деяния 8:6, 12-13). Но, что самое интересное, они не получили Святого Духа, как обычно происходило, незамедлительно. В этом – особое значение.

Из-за поступка Симона Волхва, желавшего создать своего рода пятидесятническое движение без Христа, Бог хотел, чтобы апостолы работали очень осторожно. Он задержал излияние Святого Духа, чтобы уверить самарянских верующих, что это действительно Дух Христа. Этой отсрочкой в начале и даянием Духа позже («замедленная съемка», как комментировал Й. ван Брюгген), Бог продемонстрировал единство послания Филиппа и апостолов.

Апостолы, Петр и Иоанн, посетили Самарию, молились с возложением рук о получении Святого Духа верующими самарянами, и новые верующие получили Духа (Деяния 8:14-16). Это событие подтверждает единство и расширение единой апостольской Церкви, противопоставленное приватному движению Симона Волхва. Верующие из Иерусалима, Филипп и апостолы провозглашали одного и того же Христа.

Этим событием подчеркивалось единство. Оно демонстрировало Самарянскую церковь не как особую новую церковь или деноминацию. Нет. Церковь Самарии была тесно связана с Иерусалимской церковью, одной единой апостольской верой. Святой Дух подтвердил это апостольское единство.

 

2. Деяния 10:44-45 отмечает сдвиг Парадигмы в сторону язычников. Если самаряне были хоть как-то связаны родством с иудеями (Самария была в прошлом северной частью Израиля), то в отношении римского сотника Корнилия так не скажешь. Корнилий был богобоязненным человеком и принимал ВЗ Писания как божественные. Но Петр никогда бы не переступил порог его дома, если бы Господь не «заставил» его это сделать благодаря видению полотна с нечистыми животными и заповеди есть то, что Господь соделал чистым (Деяния 10:9-16). Далее Дух повелел Петру следовать за слугой Корнилия (Деяния 10:19).

В результате проповеди Петра в доме Корнилия Святой Дух излился «даже на язычников» (Деяния 10:44-45). Петр был поражен этим Божественным доказательством нового расширения НЗ Церкви. Теперь он был убежден, что Бог разрушил стену между иудеями и язычниками. Поэтому Петр крестил их во Имя Христа. И снова огромный указатель в НЗ Церковной истории, произошедший единожды. Как иудеи, так и язычники могут быть спасены верою во Христа.

 

3. Деяния 19:6-7 описывает двенадцать верующих, учеников Иоанна Крестителя, живших в Малой Азии. Странно было то, что они не получили Святого Духа по обычному образцу. Вопросы Павла прояснили ситуацию. Они до сих пор были «за пределами искупительного исторического времени». Они верили во Христа согласно учению Иоанна Крестителя. Они не знали целой истории вплоть до Его вознесения. Они лишь получили крещение Иоанна Крестителя. Для того чтобы принять их в общение с Христовой Церковью, Павел провел учение о пришествии Христа после Иоанна и крестил их во имя Господа Христа. Возложением рук Павел показал превосходство Христа, пришедшего вслед за Иоанном Крестителем. Как обычно, вначале произошло водное крещение. И только после они приняли Святого Духа в связи с водным крещением, как и было обещано всем верующим.

 

 

2.7 Сила объединенного свидетельства многими голосами

 

Излияние Святого Духа в день Пятидесятницы демонстрирует также единство апостольского свидетельства Христа. Сначала появилось единое пламя, разделившееся впоследствии на множество огненных языков над главами учеников. Это единение верующих в одном Евангелии и одной вере во Христа.

 

Следующие главы Деяний описывают множество голосов, разнообразие выражений верующих. Но вместе эти голоса составляют одно послание, одного Христа, реализующихся в одной Церкви, одной Общности. Это происходило снова и снова, даже когда общество верующих все более возрастало и пришло множество проблем. Апостолы заботились о единстве НЗ Церкви. Один Дух руководил ими не создавать несколько разных церквей, но только одну Христову Церковь, не отвергая другие Христовы общины, но объединяя их. Единство Церкви и стремление к единству – истинная особенность Духа Христа.

 

Это единство в Христовом Духе, как записано в Деяниях 2:41-47 и 4:32-37, но также в защите от греха Анании и Сапфиры (Деяния 5:1-17), демонстрирует уникальную силу Иисуса Христа. Это экуменический вызов неверующим.

 

2.8 Заключение 2 главы Деяний апостолов

 

Вторая глава Деяний предоставляет ключ к пониманию последнего периода искупительной истории и истории откровения. Эта глава звучит как труба, провозглашающая всему миру о грядущем Царе. НЗ Церковь – это руководимый Святым Духом глашатай послания Спасения единственно чрез веру во Христа. Церковь мобилизована, снаряжена и организована к участию в этом завершающем периоде истории.

 

Это формат Церковной истории общемировой миссионерской Церкви Христа. Инструменты Евангельского оркестра подготовлены и настроены на Божественный лад, и вот, звучит мелодия новой жизни во Христе. После 2 главы Деяний, НЗ Церковная история только начинается….

 

 

3. Книга Деяний апостолов:

 Царское составление – проводимое Его Духом

 

Книга деяний показывает великую турбулентность и огромную скорость происходящего в истории. От Иерусалима до Рима. В любом месте, где находится Святой Дух, руководящий потоком, настройкой и направлением этой истории разнообразными способами. В данном кратком исследовании мы сконцентрируем внимание на три основные темы:

 3.1. Святой Дух убеждает НЗ Церковь

 3.2. Святой Дух ведет НЗ Церковь

 3.3. Эффективность НЗ Церкви, произведенная Святым Духом

 

3.1. Святой Дух убеждает НЗ Церковь

 

Удивительный факт мы замечаем в Деяниях. Святой Дух полностью убеждает апостолов. Удивительно, потому что Евангелия показывают другую картину – сомневающихся и противящихся учеников Христа. В Деяниях же они прямо смотрят вперед, говоря и действуя правильным образом. Удивительно еще и потому, что апостолы – люди с несовершенными личностями и способностями.

 

Однако Святой Дух снарядил их таким образом, что их верность Христу не исчезала. Почему? В Евангелии от Марка 13:11 Христос говорит им не беспокоиться о том, что сказать. Дух даст им понимание, изложение, выражения, храбрость и мудрость, как передать Евангелие, даже стоя пред царями, священниками и Кесарем.

 

Это, например, произошло в конфронтации с Синедрионом (Деяния 4). Снова в 7 главе Деяний в ответе Стефана синедриону. Но это началось раньше. Когда люди начали издеваться над апостолами и обвинять их в чрезмерном употреблении сладкого вина в день Пятидесятницы (Деяния 2:13). Эта убежденность Духом проявляется двойственно:

1. В апостольском понимании и оценке современной истории.

2. В храбрости проповеди.

 

3.1.1 Апостольское понимание и оценка времени

 

Деяния четко показывают, что апостолы начали читать ВЗ Писания через Христологическую перспективу. В любое время Святой Дух учил их прославлять Христа как Спасителя. Конечно, они исповедовали Святого Духа как Бога, но их акцент был на значении Христа, а не дарах Духа. Вера в Иисуса Христа крайне необходима для получения прощения и освящения. Всякий верующий во Христа также получает Духа Христова, Инициатора новой жизни.

 

Апостолы не собрали вместе разного рода небылицы о Христе подобно Апокрифам и Корану. Нет. Они упорядочивали свое понимание Библейским способом: рождение, страдания, искупление на кресте, воскресение и вознесение. Заметьте, день Пятидесятницы не включен в первые апостольские учения!

 

Сдвиг парадигмы легко виден в проповеди Петра. В Матфея 16:22 Петр противился Христу в Его программе страданий. Петр даже отрекся от всех связей между ним и Христом, когда Иисус стоял перед Синедрионом. Но в Деяниях Петр, проповедь которого записана в Деяниях 2, демонстрирует единство между Ветхим Заветом и Христом. Особенно молитва в Деяниях 4:27 доказывает глубокое понимание сдвига Парадигмы. Какие шокирующие факты! Второй псалом исполнен, но лидеры Израиля присоединились к врагу Божьих людей! А Иисус Христос оценивает Ветхий Завет, по праву Сына Давидова, Сына Божьего.

 

Это Христологическое прочтение Ветхого Завета продолжается в Деяниях 5:31-32. Петр не боится человеческих постановлений, храня верность Христу. В Деяниях 7:52-53 Стефан обвиняет Синедрион в неверии: их отцы убивали пророков, а они убили Иисуса Христа. Филипп показывает Христологическую перспективу ВЗ эфиопскому евнуху в Деяниях 8:35. То же видим в проповеди Павла об Иисусе Христе как Сыне Божьем в Дамаске. Также апостол Павел пытался убедить иудеев Рима читать ВЗ в новом свете и понимании Христа (Деяния 28:23).

 

Святой Дух ввел апостолов в новую эру. Даже им самим было тяжело изменить свое иудейское мировоззрение в осознании того, что Бог Израиля принимает язычников. Но они справились и приняли Божью благодать и мудрость. Этот же самый Дух находится сегодня с нами, даруя нам понимание ВЗ и НЗ Писаний в свете Христа. Таким способом, Святой Дух убеждает новых верующих НЗ Церкви.

 

 

3.1.2 Храбрость

 

Храбрость апостолов в проповеди во Имя Христа озадачила Синедрион (Деяния 4:13). Снова и снова упоминается их решительность. Это означало, что они

– публично, открыто говорили об Иисусе, предоставляя факты;

– свободно отвечали в стесненных и угрожающих ситуациях, без страха перед последствиями, благодаря внутренней храбрости и уверенности;

– говорили с властью, во Имя Кого-то большего, чем слушающие, Во Имя обещанного Царя, Божественного Сына Давидова.

 

Эта храбрость не была их природной храбростью, но полученной от Святого Духа (Деяния 4:31). Эта храбрость была просто необходима для введения Церкви в НЗ эру. НЗ церковные лидеры должны были противостоять оппозиции Синедриона и старой Церкви. Сейчас НЗ Церкви необходимо найти новые пути и идентичность: истину Христа. Это обетование для НЗ Церкви – храбрость во Христе, говорить, провозглашать, сопротивляться человеческим возражениям, не в церковных зданиях, но открыто и публично, на улицах городов. Смело, провозглашая ради славы Царя небес. Храбро говоря, с властью заповедуя повиновение и веру. Смело проповедуя, потому что Евангелие – это серьезно. Не просто приглашение, но повеление покаяться.

 

Храбрость – последнее слово Деяний 28:31. Нахождение Павла в темнице не должно быть препятствием для распространения Евангелия. Боязливые апостолы, страшащиеся иудейской оппозиции, превратились в храбрых вестников Царя Иисуса. Ничто не могло остановить силу Евангельского провозглашения – ни тюрьма, ни угрозы, ни царь Ирод, ни кесарь. Дух, давший им смелость, убедил Церковь быть Церковью Христа.

 

3.2 Руководимые Святым Духом

 

Руководство Духа в важные моменты ясно показано в Деяниях. Например, грех Анании и Сапфиры незамедлительно был наказан Святым Духом (Деяния 5:1-11). Это был упоминаемый Христом огонь, огонь Возмездия. Но люди не ужаснулись этого шокирующего события. Они осознали, что Апостольская Церковь – не человеческое изобретение. Она действительно истинная Церковь, Божий народ, Его святое священство, сохраняемое и защищаемое Богом. Поэтому совершенный суд Святого Духа убедил новых верующих присоединиться к Церкви (Деяния 5:14).

 

Все более и более очевидными становились препятствия, создаваемые ВЗ лидерами, в деле становления НЗ Церкви. В Деяниях 5:32 Петр осознает необходимость для НЗ Церкви понимания своей идентичности как Божьей Церкви, в противопоставлении ложному остатку ВЗ Церкви, управляемому человеческими измышлениями. Петр провозгласил свой взгляд как свидетельство двух надежных свидетелей – самого себя и Святого Духа (Деяния 5:32).

 

И снова Дух ведет Церковь к Эфиопскому евнуху (Деяния 8:30). Дух вел Филиппа в основании церквей на любом месте. Подобно тому, как Святой Дух «заставил» Петра войти в дом Корнилия (Деяния 10:19), сравните с Деяниями 10:44; 11:15.

 

Дух руководил Антиохийской церковью в избрании Павла и Варнавы для миссионерского служения (Деяния 13:2, 13:4). Дух Святой руководил Павлом в запрете направляться в Малую Азию и в разрешении идти в Македонию (Деяния 16:6,7,10). Сначала Павлу придется отправиться в Македонию и Ахаию, а затем, в качестве заключенного, в Рим (Деяния 20:22-23, 21:4. 11-14).

 

Главное руководство Святым Духом отмечено в Деяниях 15:28. Пытаясь достигнуть язычников, Церковь сталкивается с противостоянием со стороны иудеев-христиан. Они настаивали на соблюдении обрезания и закона Моисеева христианами из язычников. Фактически, они хотели превратить их в евреев. Павел, Иаков, Петр, а в конце и все собрание в Иерусалиме, протестовали против такого взгляда. Руководимые Святым Духом, они составили первое соборное постановление: «Не затруднять обращающихся к Богу из язычников». Свобода веры сохраняется во взаимосвязи с серьезностью христианской жизни.

 

Это решение имело решающее значение для всего мира, хотя часто и забывалось в истории миссии. Церковь должна быть контекстуализирована в любой культуре, противостоя языческому миру, его мировоззрению и практике жизни. Это истинное христианство невозможно просто скопировать с «материнских» церквей за рубежом и импортировать в другую культуру. Любая церковь в любом контексте должна быть адаптирована к специфике культуры, создавая новые подходы, новые исповедания и пути поклонения, идентифицируя себя в противопоставлении языческой религии и секуляризации общества. Только повинуясь Святому Духу и апостольскому постановлению, миссия принесет плоды создаваемых новых церквей.

 

Дух движет Церковь и дает ей способности. Он инициирует и руководит в решении важных задач НЗ Церкви, в провозглашении славы Христовой и гарантировании построения истинной церкви, локально и глобально.

 

3.3 Эффективность, производимая Святым Духом

 

Святой Дух создает в верующих реки воды живой (Иоанна 7:37-39). Это подразумевает всевозрастающую реку благодати, растущую силу веры, особое понимание в новых ситуациях для решения новых задач и проблем. Быть «исполненным» Духом означает способность каждого верующего принимать подходящую «порцию» возрастания в христианском свидетельстве. Павел, поражая Елиму Волхва, был исполнен Духом (Деяния 13:9). Аналогично с Филиппом, (Деяния 8:29), Петром (Деяния 10:19), Агавом (Деяния 11:27). Нет никакого оправдания. Провозглашение Христа нельзя отвергнуть. Петр мог засвидетельствовать истину перед Синедрионом (Деяния 4:8, 6:10), Стефан (Деяния 6:4, 7:55), Павел (Деяния 9:17), Варнава (Деяния 11:24), вдохновляя общину оставаться верными Христу. Результат – широкое распространение Церкви.

 

В Деяниях 11:24 «исполнение» Духом означает радость и свободу. Несмотря на преследования, Церковь устоит. Это настоящая миссионерская сила Святого Духа. То же происходит в Деяниях 9:31. Вся община исполнена Духом и возрастает в силе и количестве. В будущем отношение верующих, их благочестивая жизнь будет сильнейшим доказательством силы Святого Духа в миссии.

 

Это означает новую задачу для НЗ старейшин и церковных лидеров. Они поставлены на служение Духом Христовым (Деяния 13:23 и 20:28), которое включает ориентацию на миссию и благовестие, преподавание, чтение и изучение Святого Писания, защищая единство Церкви. Сосредотачиваясь на мировом собрании Церкви Христовой, повинуясь Духу апостольских и миссионерских НЗ Писаний.

 

Итог

 

Дух Святой постоянно работает в укреплении Церкви для провозглашения Христа. В особо важные моменты Святой Дух упоминается с ясной целью. Он действует в миссии. Он управляет динамикой и измерениями евангельского распространения. Он вводит Церковь в поток истории миссии. Все верующие и церковные лидеры исполнены Духом для исполнения Божественного призвания.

 

Мы никогда не сможем получить Святого Духа для удовлетворения индивидуальных желаний, используя Его как лампу Алладина. Вместо этого Дух руководит Церковью в преодолении языковых, культурных, политических и экономических барьеров.

 

В Деяниях, от начала до конца, Святой Дух – Инициатор и Руководитель. Он вовлекает Церковь в дело завоевания этого мира, во имя Христа. Для НЗ Церкви нет иного пути, как следовать за Святым Духом, в Его захватывающем путешествии чрез историю, двигаясь в будущее…

 

4. Выводы

 

1. История Пятидесятницы – это сдвиг искупительной Парадигмы от ВЗ Церковного периода в сторону НЗ Церковной эры. Сейчас Дух живущего Христа излит на всех верующих, подготавливая их и даруя силу для свершения мировой миссии и созидания Христовой Церкви. Дух Пятидесятницы – это Дух Христа, открывающий и прославляющий Христа, но не Самого Себя.

 

2. Иные языки указывают на необходимость использования Церковью всех средств общения для преодоления границ человеческих институтов (культура, политика, социо-экономика и т.д.), провозглашая Евангелие Христа (и не фокусируясь на самих средствах общения).

 

3. Уникальный дар Духа, данный апостолам и НЗ пророкам, учил их значению Христовых слов, действий и жизни, для основания НЗ Церкви. Учение и проповедь апостолов в Деяниях и НЗ посланиях – это полное откровение Святого Духа касательно Христа как центральной фигуры всего Святого Писания, завершенного канона Библии.

 

4. Огонь в день Пятидесятницы – это символ не человеческого энтузиазма, но Божественного суда. Дух учит апостолов оценивать любое учение и поведение твердыми решениями, для предотвращения греховного разложения Церкви и ее миссии вплоть до исключения из церкви (Деяния 5:9, 13:51-52, 15:28-29).

 

5. Дух Святой направлял апостола Павла в его миссионерских путешествиях от Антиохии до Рима, являвшегося центром древнего мира (Ойкумене), с определенной целью. Приход в Рим свидетельствовал о триумфе Господа Иисуса Христа, который начался в Иерусалиме (структура Луки и Деяний). Этот апогей – прославление Евангелия благодати (Христа распятого и живого) в противопоставлении посланию Закона (Храм) и человеческому хвастовству силой (религиозной силой Синедриона или политической и военной силой Кесаря и его стратегии Римского мира).

 

6. Излияние Святого Духа обещано всем верующим во Христа (Деяния 2:39). Оно взаимосвязано с крещением во имя Христа, но в то же время имеет некоторые отличительные особенности. Обычно водное крещение и получение Духа происходят одновременно. Но в особых случаях, когда Евангелие пересекает специфические религиозные и культурные границы, порядок и проследование водного крещения и принятия Духа изменяются, например Деяния 8:17 (единство Церкви, учение против колдовства), 10:44 (проникновение в мир язычников) и 19:6 (новое понимание учения Иоанна Крестителя).

 

7. Пятидесятница – это исполнение Христового обещания, что все верующие примут Духа Святого и станут реками воды живой (Иоанна 7:37-39). Верующие, все вместе, получают дары Духа, но никто не получает все дары. Дары используются в общности христианской общины, провозглашая Христа в мировой миссии и вдохновляя зрелое созидание Церкви.

 

8. Иногда Святой Дух гарантирует апостольскому провозглашению Христа видимые знамения и чудеса для подавления любого сопротивления и принижения истины Евангелия. Демонстрация знамений и чудес в поддержку апостольской проповеди о Христе того времени сохраняет свою функцию и сегодня. Они убеждают в истинности современных читателей Нового Завета. Поэтому современные требования знамений и чудес для убеждения аудитории означают отрицание истинности написанных евангелий в Новом Завете. Фактически – это отрицание работы Святого Духа.

 

9. Апостолы проводили много времени в проповеди и учении. Они рукополагали старейшин для руководства и защиты общин в ежедневных тяготах и проблемах. Они призывали старейшин к верности в руководстве, в защите церквей от ересей, в посещении и поддержке верующих в их домах. Орудиями этого служения были учения, модели, уроки, писания, письма, молитвы и поведение самих апостолов. Они никогда не говорили старейшинам молиться о получении знамений и чудес Святого Духа как повторение Пятидесятницы. Пренебрежение ежедневным изучением и употреблением Святого Писания – это пренебрежение по отношению к Святому Духу и Его оскорбление (Ефесянам 4:30).

 

10. Акцентирование внимания на чудеса Святого Духа в библейские времена с целью приобретения аналогичного опыта сегодня (эмоции и уверенность в вере) ведет к развитию метода приобретения психологической разгрузки. Метода, который, основывается на человеческой силе самодисциплины. Этот метод отображает рабство Закона и противоречит Евангелию Благодати.

 

 

Приложение

 

Исцеление в Иакова 5:15…??

 

В пятидесятнических и харизматических движениях излияние Святого Духа подразумевает дар исцеления, который действует и в наше время. Аргументация следующая: исцеление было частью миссии Иисуса и апостолов. В евангелиях и Деяниях масса описаний исцелений. Поэтому современная Церковь должна использовать свой дар исцеления. Для поддержки этого аргумента часто цитируется послание Иакова 5:14-15

 

14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

 

Из многих переводов кажется, что старейшины призваны совершить служение исцеления больного человека. Перевод подразумевает физическую болезнь, тем самым ведя к непониманию. Служение молитвы превращается в служение исцеления. Также выражение «восставит» может подразумевать, что больной в своей кровати. Но тщательное исследование данного отрывка показывает другую картину. Преподобный П. Локк показал это в своем комментарии.

 

Само слово «болен» отсутствует в данном тексте. В оригинале используется греческое слово «слабый». Конечно, это слово можно перевести как «болен», подразумевая физическую болезнь. Но контекст покажет правильный перевод этого слова.

 

Новый параграф всегда начинает новую тему. Поэтому мы начнем с 13 стиха 5 главы Иакова. Структура представлена следующим образом:

 

13 Злостраждет ли кто из вас? Пусть молится.

 Радуется ли кто? Пусть поет псалмы.

14 Слаб ли кто? Пусть призовет пресвитеров и т.д.

 

Далее отрывок заканчивается следующим выводом:

 

16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

 

Слабый – исцеленный

 

Во-первых, слова «злостраждет», «радуется» и «слабый» взаимосвязаны и относятся к молитве. Все они – проявления эмоциональной стороны веры. В связи с этим возникает вопрос: следует ли рассматривать слово «слабый» в физическом аспекте? Может, это проблема веры?

 

Во-вторых, почему «больной» должен призывать пресвитеров? Ведь если кто-то болен, то дьяконы или старейшины посетят его автоматически и помолятся о нем. Предполагается, что община и старейшины ничего не знают о болезни. Это скрыто в сердце «слабого» человека. Это указывает на (скрытую) проблему в вере. «Слабый человек» призывается обсудить «скрытую» проблему со старейшинами.

 

В-третьих, заявление в Иакова 5:15 привносит еще одну проблему:

 

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

 

В Святом Писании нигде не обещается автоматическое исцеление больных в ответ на молитву. Наоборот, христиане могут и будут болеть. Часто они не получат исцеления. Бог не обещает христианам жизнь без болезней и смерти. Более того, христиане должны ожидать еще больше проблем и страданий в своей жизни, просто за то, что они последователи Христа (Деяния 14:22).

 

Апостол Иаков не был освобожден из заточения. Он был убит Иродом (Деяния 12:2). Павел был тяжело болен (глазная болезнь, Галатам 4:15, и жало во плоти, 2 Кор. 12:9), но не был исцелен по своей молитве. Сам Бог не желал, чтобы Павел снова молился об исцелении. Трофим был болен на острове Милет (2 Тим. 4:20), но тоже не был исцелен.

 

Поэтому исцеляющая молитва не основана на библейских доказательствах. Мы можем молиться об исцелении, но не пытаясь манипулировать Богом или заставляя Его исцелить наши болезни. Бог не гарантирует ответа на такие молитвы. Бог есть Бог, а не созданный человеком божок в языческом понимании.

 

Посему, единство Святого Писания призывает нас к пересмотру Иакова 5:15 следующим образом:

 

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

 

Утвердительная гарантия прощения в ответ на молитву исповедания грехов – это настоящее библейское учение. Поэтому, данное последнее предложение должно быть соединено с первым, в параллельном значении. Можно представить это, следующим образом:

 

И молитва веры исцелит «слабого в вере», и Господь освободит его «слабость» (укрепит), и если он соделал грехи, простятся ему.

 

Теперь мы видим обновленную картину. Здесь присутствует связь с (вероятно) его грехом и слабостью. Иаков гарантирует положительный Божий ответ на молитву. Поэтому можно сказать, что болезнь не физическая, а эмоциональная, относящаяся к недостатку уверенности в вере. Кажется, что у «слабого человека» есть проблема в самой вере. Он борется с самим собой, пытаясь найти безопасность и стабильность в вере. Он беспокоится о реальности веры, колеблясь посвятить себя полностью Господу. По ночам он не может заснуть. В дневное время – сконцентрироваться. Это разрушает его веру во Христа. Никто не знает об этом. Но его страдания не завершатся легко и просто. Поэтому пусть он призовет пресвитеров, чтобы получить подкрепление и освобождение от греха беспокойства в отношении непреложности Божьих обетований.

 

Вывод:

 

«Слабость» означает слабость в вере, способная привести ко греху. Это человек, который беспокоится о стабильности веры и серьезности исполнения Божьих обетований. Это терзает его день и ночь. Пусть призовет старейшин для молитвы и обсудит с ними свою проблему с библейских позиций. И слава благодати воссияет в ослабленной вере этого человека и вдохновит его, восстановит духовные силы. И если он совершил грех в этом направлении, простится ему.

Здесь говорится не об исцелении больного, а о призыве не изолировать себя от общины как Божьей семьи и доверять старейшинам как пастырям во имя Христово.

 

Помазание елеем?

 

В свете данного толкования помазание елеем также получает новое библейское значение. В Библии елей часто символизирует восстановление. Это символ Святого Духа, дающего силу служителям исполнять их обязанности. Подобно священникам, Давиду, пророкам. В этом отрывке говорится, что «слабость» веры должна быть преодолена восстанавливающей силой Святого Духа. Эта трактовка подходит куда лучше толкования физической болезни. В этом случае использование елея как символа Святого Духа предоставляется на наш выбор. Главное произносить молитву во имя Господне и по желанию использовать приемлемые в своих культурах символы (контекстуализированные).

 

Призвать пресвитеров церкви / общины

 

Обычно популярные целители призывают больных обратиться к ним, используя Иакова 5:15. Эта практика не имеет под собой библейского основания. Потому что Иаков заповедует призывать пресвитеров поместной общины. С какой стати я должен доверять незнакомому целителю в вопросах веры и церкви? Многие так называемые пророки и молитвенные целители даже не почитают работу Святого Духа, производимую в поместной церкви. Да не сойдут овцы стада (поместного) Божьего с правильного пути. И да поможет нам в этом Бог!

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Михаил
14.11.2016 | 23:26
Приход Святого Духа -это заключительный этап реализации плана Бога установить Свою Церковь,которая уже трудится на последнем континенте в Азии.В Киеве в "Книжной полке" есть моя книга, в которой в разделе "социология" затрагивается деятельность Святого Духа в современном мире.